Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Религиозные традиции мира
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Религии Мезоамерики. Космовидение и ритуальные центры
Словарь терминов
Аксис мунди — центр мира у народа или сообщества
Альтепетль — «гора, наполненная водой»; ацтекский термин, означающий «город» или «общество»
Бонампак — ритуальный центр классических майя, открытый в 1946 г. Содержал ряд монументальных строений, включая дворец, внутренние стены которого были покрыты фресками, изображающими жизнь, военные дела, ритуальные процессии и ритуальное жертвоприношение, связанные с продолжением рода правителей.
Гвадалупская Дева — святая покровительница Мексики, явившаяся индейцу Хуану Диего близ ацтекского алтаря Тепиака в 1531 г. Это любящая покровительница, посредник между богом и людьми и одновременно храбрый воин
Гора Обеспечения — мифическая гора, источник пищи, дождя, семян, всяческого изобилия Эта гора находила свое символическое выражение в тлалокском секторе Великого храма в Теночтитлане.
Диа де лос Муэртос — День Мертвых. Ежегодный ритуальный праздник в конце октября — начале ноября, на котором отмечается воссоединение душ мертвых с живыми членами семьи и друзьями.
Долгий счет — календарная система майя, использовавшая понятие «нуля» для расчета времени обозначением пяти частей измерения, составленная (отчасти), чтобы прослеживать древнюю цепочку предков современных правителей.
Земпоалшочитль — цветы, выращиваемые для Дня мертвых Они украшают алтари и, выложенные на земле, указывают путь домой душам умерших, которые могут чувствовать их запах.
Ин шочитль, ин куикатль — «цветок и песня», ацтекский термин, обозначающий поэзию, «истину на земле».
Календарный круг — 52-летний период, определяемый пересечением 260-дневного ритуального и 365-дневного солнечного календарей. Все возможные комбинации двух календарей исчерпывались после 18 980 дней, что равняется 52 годам.
Кецалькоатль — Пернатый Змей или божественный близнец. Тольтекский и ацтекский бог, один из четырех сыновей Омеотля, создавший мир и правивший им в течение некоторого периода
Коатепек — Гора Змея, мифическая гора, на которой Коатликуэ, Она в Юбке из Змей, родила главного ацтекского бога Уицилопочтли, Колибри Слева. Ацтеки дали это имя своему главному храму — Великому храму в Теночтитлане
Койолынауки — женщина-воин, предводительница атаки против Коатликуэ в ацтекском мифе о рождении Уицилопочтли.
Классические майя — культура майя 200—900 гг. н.э., характеризовавшаяся значительными достижениями в области математики, календарной системы, астрономии и архитектуры, сосредоточенная вокруг ритуальных городов в Южной Мексике, Гватемале, Гондурасе и других районах.
Коллапс (крушение) майя — цивилизация классических майя рухнула очень быстро в 790— 900 гг. н э. Причины этого коллапса до конца не изучены и сегодня
Космовидение — мировоззрение, интегрирующее структуру пространства и ритмы времени в единое целое. См., например, фотографию Камня Солнца и «Кодекс Фейервари-Майера».
Лас Касас, Бартоломео де — архиепископ Чьапаса, защитник мезоамериканцев в дебатах в 1550—1555 гг. в Вальядолиде, Испания.
Ла Вента — ранний (1500—800 гг. до н.э.) ольмекский ритуальный центр, где находится одна из наиболее ранних пирамид Мезоамерики.
Мараакаме — гуикольский шаман, ведущий индейцев на «охоту» за мескалем, знаток традиций и знахарь.
Мах Кина — Великий правитель Солнца Титул правителя майя в классический период.
Миктлан — царство мертвых; девятый уровень ацтекского подземного мира, который населяли души людей, умерших естественной смертью.
Миф о Солнцах — история о «четырех веках» космоса, ведущих к «пятому веку» ацтеков.
Моктесума — современное имя двух ацтекских правителей, Моктесумы Илуикамина (1440— 1454) и Моктесумы Шокойцина (1503—1519)
Нештлаоалицли — ащекское слово, обозначающее уплату долга, часто принимающую форму сложного ритуала, длящегося двадцать дней и заканчивающегося человеческим жертвоприношением
Незауалькойотль — Постящийся Койот, главный «спикер» культурной столицы Тескоко.
Ним квидж Сантьяго — Сантьяго — Большое Солнце Название праздника Сантьяго у майя-атитеков Во время этого праздника участники его последовательно обходят городской квартал вокруг собора, «обновляя» мир.
Ометеотль — ацтекский дуалистический бог, проживающий на верхнем уровне небес, с которого он или она создали мир и продолжали творить жизнь.
Ольмекский стиль — художественный и политический стиль ольмекской культуры (1500— 300 гг. до н.э.), характеризующийся переоформлением земного материала в религиозном космовидении Ольмеки подчеркивали значение изделий из нефрита и камня, изображающих комбинации животных и животного-человека. Ольмекское влияние в период формирования распространилось по всей Мезоамерике.
Пакал — правитель Паленке (VII в.), чья гробница описывает спуск этого правителя майя в подземный мир.
Паленке — красивый ритуальный центр майя (IV—IX вв) Содержит серию храмов, известных как «группа креста», описывающих детали космологии майя Место нахождения гробницы Пакала.
Первичное урбанистическое образование — комплексный процесс первоначальной урбанистической формации в Мезоамерике, Китае, Месопотамии, Египте, Нигерии, Перу.
Плеяды — созвездие, которое ацтеки называли Тианкицли («рынок»). Их движение определяло пространственный порядок в городах и мезоамериканские ритуальные календари.
«Пополь-Вух» — «Книга Совета» майя-киче, обнаруженная в Чичикастенанго (Гватемала) в 1701 г. Содержит богатое описание космовидения и ритуальной практики народа майя.
Ритуал «нового огня» — церемония, исполняющаяся только раз в 52 года для обозначения смены одного цикла другим Все костры гасятся, и новый огонь, зажженный в определенный астрономический момент, являет собой начало нового периода времени.
Ритуальный центр — ритуальный и пространственный центр мезоамериканских городов, поселений и общин, в котором было выражено космовидение — в декорациях, скульптуре, живописи и ритуальном действе. В урбанистических обществах главные ритуальные центры состояли из монументальных зданий, включая пирамиды, храмы, лестницы, стелы, площадки для игры в мяч и дворцы.
Ркуш ручильев — «пуп мира», расположенный в центре космоса майя-атитеков.
Саагуна, Бернардино де — францисканский монах, исследования которого завершились написанием (на науатле и на испанском) книги о культуре науатлей-ацтеков — «Флорентийский кодекс: всеобщая история Новой Испании».
Самопожертвование — кровопускание из собственного тела (языка, мочек ушей, бедер, гениталий и т. д.) как приношение жертвы богам или как средство индуцирования видения сверхъестественного существа или предка. Самопожертвование часто связывалось с узаконением восшествия на престол.
Семанауак — «земля, окруженная водой»; ацтекское слово для обозначения земного уровня космоса.
Сепульведа, Хуан Гинес де — испанский философ, применивший Аристотелеву теорию социальных связей для утверждения тезиса о том, что мезоамериканцы по природе своей являются рабами.
Специальные ансамбли — группы зданий, расположение которых не соответствовало архитектурному строю других зданий города, но было упорядочено так, чтобы наблюдатели могли видеть важные астрономические события
Синкретизм — комплексный процесс, в котором ритуалы, верования, символы из разных религий комбинируются, образуя новые религиозные значения. Синкретизм наиболее явно выражен в ритуальных представлениях, дающих людям возможность определить свое место в новом мире значений.
Теночтитлан — «место опунции». Столица ацтекской империи, основанная примерно в 1325 г. и завоеванная испанцами в 1521 г. Местоположение Мехико.
Теотиуакан — «место, где были рождены боги». Город-государство в II—VII вв. в Центральной Мезоамерике. Известен сегодня своими пирамидами, был населен более чем 200 000 жителей. Ацтеки рассматривали его как место рождения «Пятого Солнца»
Теолиа — ацтекский термин, обозначающий духовную силу, обитающую в сердце человека и определяющую характер его ума, сердечные качества и склонности.
Теотль ишиптла — ацтекский термин, означающий «образ бога». Эти образы были иногда человеческими, обычно предназначенными для жертвоприношений во время главных праздников ацтекского календаря.
Тлалок — бог дождя, приносивший влагу, плодородие и обновление мира, чья сила заключалась в горах, пещерах и плодородной земле Главным храмом Тлалока был Великий храм в Теночтитлане.
Тламатинимим — «знаток вещей». Ацтекские мудрецы использовали устное мастерство для поиска и обучения высокой истине.
Тлателолко (Тлальтелолько) — город-близнец Теночтитлана; стал рыночным местом и главным ритуальным центром.
Тлачко — ацтекская площадка для священной игры в мяч.
Токатль — «сухой сезон» Ацтекский праздник, посвященный Тескатлипоке, Душе Мира, Творцу Всего Сущего, во время которого теотль ишиптла, «образ бога», расхаживал по городу в течение целого года, прежде чем его приносили в жертву Толлан — «место тростника»; знаменитый город тольтеков (IX—XI вв.).
Тоналли — сверхъестественная сила, посылаемая ацтекским богом Омеотлем, определяющая характер человека, его ум и волю. Тоналли концентрируется в голове человека.
Топилцин Кецалькоатль — Наш Юный Правитель — Пернатый Змей. Правитель-жрец Толлана, чей жизненный путь стал примером для ацтекских правителей, жрецов и художников.
Тысячелетнее царство — францисканская идея (исходящая из «Книги Откровений») о том, что обращение индейцев приведет к созданию небесного царства на земле.
Уирикута — древняя земля мескаля для индейцев-гуиколов. Каждый год паломники отправляются своей общиной в Уирикуту под предводительством мараакаме для обновления через видения после приема мескаля.
Уицилопочтли — главный бог в ацтекской империи. Его храмом был Великий храм в Теночтитлане.
Уэуэтлатолли — «древнее слово, или поговорки древних». Элегантные, цветистые риторические обороты, представляющие традиционное учение об этике, эстетике, символизме, политике и власти в ацтекском мире.
Флорентийский кодекс» — двенадцатитомная энциклопедия ацтекской жизни, описывающая сверхъестественное, человека и естественный мир доколумбовой Центральной Мезоамерики. Составлена Саагуна с помощью местных информантов.
Хомбре-диас — «человек-бог». Испанское слово, передающее туземную идею о человеческих существах, наделенных особыми способностями общаться с богами и хранить их волю в своем сердце.
Хун-Ахпу и Шбаланке — божественные близнецы из «Пополь-Вух». Они успешно преодолели испытания Шибальбы — царства мертвых у майя.
Цутуил — Община майя, проживающая в Сантьяго-Атитлане и в окрестностях в Гватемале
Чак-Шиб-Чак — бог войны, жертвоприношений и танца у майя.
Чичимеки — от чиче, означающего «собака», и «мекатль», означающего «веревка» или «родословная». Общий термин для мигрирующих племен, осевших в долине Мехико (включая Теночтитлан и Тлателолко) в XII—XIII вв.
Шибальба — подземный мир, преисподняя у майя, место тяжелых испытаний и трансформаций, где божественные близнецы победили правителей мертвых. Шибальба — место, через которое люди должны пройти, чтобы заново родиться
Шиутекутли — бог огня у ацтеков, обитающий в центрах домов, ритуальных площадок и мира.
Шочиуаотль — «войны цветов». Серия жестоких битв между ацтеками и вражескими городами-государствами. Их цель состояла в установлении политического равновесия сил, тренировке воинов и добывании жертв для ритуалов.
Шок — женщина из династии правителей майя. В скульптуре — ритуальный партнер яшчиланского правителя Ягуара Щита, исполняющая обряд самопожертвования и испытывающая видение предка-воина.
Экологический комплекс — структура, состоящая из человеческого населения, агросферы, географии, технологии и социальной организации.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|