Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЛОВАРЬ Буддизма

181. МАЙЯ — сс. Сила Брахмана. Магия. Иллюзия. Мираж. Марево. Обман . С помощью майи Брахман творит из себя мир. Майя не создает сама иллюзорные объекты, она либо скрывает часть информации о мире, прикрывая объекты пеленой, покровом (аварана), либо рассеивает информацию, делая часть объекта невидимой, рассеянной (викшепа). При этом мир предстает как обманчиво раздробленный, множественный, тревожный. В адвайта-веданте майю связывают с божественной игрой (лила), которая заставляет человека мучительно искать то, что видно и известно богу. Неведение (авидья) — главная причина того, что человек видит мир не таким, каков он есть на самом деле. Суть майи непознаваема, необъяснима (анидершья, анирвачанья). Майявада — учение об иллюзорности мира. В учении буддизма утверждается, что избавиться от иллюзии можно, только преодолев неведение интуитивной мудростью (праджня). Как суффикс майя указывает на полноту качества, например анандамайя — полное блаженство. Майя — собственное женское имя. Мать Будды Шакьямуни звали Махамайей (Великая Майя). Имя восходит к богине-матери времен харапской культуры ( III тыс. до н.э).

182. МАНАС — сс. МАНО — пали. Разум. Внутренний аппарат, инструмент мышления, функциональный комплекс, воспринимающий, оценивающий, обобщающий и преобразующий информацию, поступающую от органов чувств (индрия). На сс. основе он создает информацию более высокого уровня. Манас способен различать внутреннее и внешнеё, субъект и объект, материальное и идеальное. Используя логику, он создает концепции. Созданную им информацию манас может передавать на более низкие уровни сознания, реализуя механизм обратной связи. Он обусловливает способность сознания к различению и входит в совокупный внутренний орган (антахкарана), ответственный за ментальные функции человека. В ведах манас выступает как мысль, спонтанно возникающая у Брахмана при его пробуждении. Согласно «Ригведе», манас локализуется в области сердца. В пурва-мимансе утверждается, что он испытывает боль, отвращение, блаженство и т.п. Санкхья считает его образованием из трех гун, связанное с кармой и представляющее самостоятельную категорию (таттва). Йога предполагает, что он связан с духом, душой (пуруша), с «я» и высшим разумом (буддхи). В ньяя-вайшешике манас называют субстанцией. В традиционной индийской медицине (аюрведа) считается, что манас и буддхи определяют психофизиологический тип личности. Джайнизм признает его материальность. Буддийская школа мадхьямика утверждает, что он пустотен, как и весь мир. Школы вайбхашика, саутрантика признают его реальность. В виджнянаваде манас выступает как шестой вид сознания в восьмичастной модели (астаявиджняна). Манас входит в контакт с космическим аспектом высшего сознания (алаявиджняна). Его отождествляют с читтой и виджняной, трактуют как самосознание или как непросветленное, непробужденное сознание. Называют индрией разума, сознанием предыдущего момента (анантаратита), одним из девятнадцати ртов, врат, через которые происходит восприятие мира. Считают, что трансформация сознания в процессе духовной практики происходит при участии манаса. В буддизме с ним связывают способность человека актуализировать дхармы и проецировать их в мир, создавая ментальные конструкции (кальпана, викальпана). Термин «манас» (мано) образует словосочетания типа «маноратха» (мечты), «маногата» (сокровенная мысль), «маноджата» (порожденный умом, мысленный).

183. МАНДАЛА — сс. Круг. Диск. Сакральное, священное место, где совершается ритуал. Цикл гимнов «Ригведы». Собрание монахов. Модель мироздания. Космограмма. Магический узор. Мандалы в виде живописных двумерных композиций широко применяются в духовной практике буддизма. В каждой заложена концепция, представленная изображением персонажей и символов, расположенных определенным образом. Созерцание мандалы происходит по спирали от периферии к центру. Адепт совершает это «путешествие», проходя через переживания, вводящие его в измененное состояние сознания. Он постигает глубинный смысл, содержащийся в композиции. В тайну мандалы ученика посвящает учитель. При созерцании распеваются мантры. Мандалы выполняют на тканях, на бумаге, из песка, из камня. Наиболее популярна мандала «Колесо бытия» (бхавачакра). Созерцание мандал способствует просветлению. Комплекс психических состояний, при переживании которых происходит определенная визуализация, называют внутренней мандалой.

184. МАНТРА — сс. Звук. Сакральное звукосочетание. Совокупность слов и звуков, обладающая магической силой . Мантры применяются в индивидуальной и коллективной духовной практике как эффективное средство изменения состояния сознания. Считается, что колебания, возникающие при произнесении, распевании мантр, входят в резонанс с колебаниями глубинных структур в организме человека и вызывают визуализацию религиозных образов, транс, сверхъестественные способности. Учитель посвящает ученика в тайну мантры, которая становится его личной защитой (дикша-мантра), или в мантру его покровителя, которого можно вызвать в трудную минуту, произнеся сс. в определенном состоянии сознания. Мантрами называют священные песнопения (саман) из «Книги песнопений» («Самаведа»). Их распевают по знакам, которые признаются прототипом нотной записи. Мантры обладают созидательной, целительной или разрушительной силой, действующей на любом расстоянии. Носителями колебаний считают эфир (акаша) или прану, энергию более тонкую, чем все другие. Существует техника защиты (паритрана) от воздействия или от нежелательного восприятия (грахана) посторонних мантр. Утверждается, что эффективность мантр обусловлена реализацией единства воли, знания и действия в одной точке (трибинду). Большую роль при этом играют вера (шраддха) в сс. силу, правильное произнесение и личностные характеристики субъекта и объекта действия. Поле мантры ограничивается особыми структурными элементами, с которых она начинается и которыми заканчивается (Хри, Хум, Сваха и др.). В буддизме все мантры начинаются с элемента «Ом». В краткой мантре-звуке может быть сжато огромное количество информации, воздействующей как на живые существа, так и на неодушевленные предметы. Эта информация невербальна и лишена эмоциональной окраски, мантры не содержат просьб, они выступают как инструмент. Кроме коротких мантр в буддизме применяются развернутые формулы (дхарани), воздействие которых на сознание адепта обусловлено не только звучанием отдельных элементов, входящих в формулу, но и сочетанием их в целом. В кришнаизме, амидаизме и в практике движения «Сока гаккай» постоянное произнесение мантр входит в образ жизни адептов. Мантры произносятся непрерывно или определенное количество раз. При этом используются четки, перебирание которых поддерживает состояние внутреннего сосредоточения и помогает счету. Учение о мантрах называют «мантравада».

184.1. МАНТРА. Биджа-мантра. Мантра-семя . Звук, находящийся между непроявленным и проявленным состояниями. Как и речь (вак, вач), он проходит стадии от скрытой, латентной, до слышимого артикулированного звука. Короткие биджа-мантры могут выразить сущность любого объекта. Запись биджа-мантр используется в иконографии. Личную биджа-мантру держат в тайне, чтобы никто вольно или невольно не смог через неё оказать влияние на того, чью сущность она выражает.

184.2 МАНТРА . Джапа-мантра . Мантра, произносимая шепотом (джапа). Близка к ней по значению аджапа-мантра, произносимая совсем беззвучно, про себя, мысленно. Мантры этих видов произносятся неоднократно или постоянно с использованием четок (джапа-мала), вид которых, материал, количество зерен и разделительный элемент служат признаками, символами, атрибутами веры. Постоянное произнесение, рецитация мантр создает душевный комфорт, который становится потребностью. Джапа-мантра подчиняет себе ритм дыхания и поддерживает стабильность состояния сознания в непредвиденных обстоятельствах.

184.3. МАНТРА . Ом. Аум. Другие названия: Пранава, Ом-кара, Аумкара. Мантра-слог, мантра-семя, великая мантра (махамантра). Одна из древнейших мантр. Считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при сс. разрушении. Ведическую культуру называют культурой Ом, сопоставляя сс. с греческой культурой Логоса и китайской культурой Дао. Ом выступает как основа, «сок» всего, сущность, обладающая первозданной андрогинностью, признаками мужского и женского начал одновременно. Важнейший архетип индийской культуры. Символ живой вселенной, космического сознания. Буддийский период в Индии ( V — III вв. до н.э.) называют периодом ренессанса культуры Ом. Существуют различные трактовки загадочного воздействия этой мантры

185. МАНУ — сс. Человек. Прародитель человечества, появляющийся в каждом мировом цикле (кальпа) как порождение мысли Брахмана, творца вселенной . У каждого очередного Ману есть второе имя, отличающее его от предыдущих. Люди — потомки Ману своего цикла. Ману — первый из живущих, тогда как его брат Яма — первый из умерших, бог смерти. Термин «ману» означает мудреца или просто человека. Ману — мужское имя. Манушья — человек, мужчина. Манушья-лока означает землю, мир людей, «Законы Ману» («Дхармашастра Ману») — произведение, восходящее к творчеству мудрецов-риши. Автором его считается Ману Сваямбхува. Другое название: «Ману-смрити». В нем содержатся изречения, стихи, философские эссе и др. Манушьялока — уровень буддийского психокосма, мир-состояние, в котором рождается человек. Проявив волю, он может подняться на более высокие уровни и достичь освобождения от новых рождений.

186. МАРА — сс. Смерть. Препятствие. Имя злого духа, называемого буддийским сатаной . Он искушал Будду перед просветлением, предлагая ему власть над призрачными городами, любовь прекрасных дев и т.д. Термин «будда-мара» означает присутствие двух начал в сознании человека, которые борются между собой. Одно влечет к благому, высокодуховному, другое удерживает в мире чувственных желаний и амбиций. Различают четыре вида, четыре аспекта Мары. Мара скандх поддерживает в человеке неведение (авидья), привязывая его к перерождениям в круге сансары. Мара клеш способствует притоку в сознание аффектов (клеша), вызывая волнение (духкха) элементов бытия (дхарма). Мара смерти препятствует продлению жизни людей, находящихся на пути к спасению, что отодвигает их освобождение. Мара-божество (отец и сын божеств, сын небожителя) проявляется как внешний фактор, искушение, соблазн, отвлекающий человека от высших целей. Маре противостоит стремление к освобождению (мумукшутва), непобедимость (судурджая).

187. МАРГА — сс. МАГГА — пали. Путь. Дорога. След. Средство для достижения цели . В буддизме — совокупность действий, ведущих к освобождению от новых рождений в мирах сансары. Обычный человек (притхаджана, притхагджана, бала), мирянин, поглощенный чувственными восприятиями и переживаниями, считается «стоящим вне пути», им может быть и тот, кто совсем лишен благих корней (самуччина кушала мула), и тот, кто хорошо разбирается в учении о спасении, но еще не отрекся от суеты и страстей (витарага). Путь имеет много этапов и может длиться бесчисленное количество (асамкхья, асанкхья, асанкхейя, асамкхейя) жизней. Будда Шакьямуни изложил принципы пути в проповеди о четырех благородных истинах, в учении о восьмеричном пути и в учении о срединном пути, которое было развито в школе мадхьямика. Срединный путь (мадхьяма марга, мадхьяма пратипад, мадхьяма патипат, маджджхима-патипада. маджджхима-магга) методологически означает принцип следования следующим правилам: избегать крайностей, не преступать границ разумного, не уничтожать, а преобразовывать, не предаваться излишнему аскетизму, не идти на поводу у чувственности, не быть фанатично приверженным одной точке зрения. Главное — не совершать того, что мешает освобождению. Существует особая дхарма правильного пути (маргасатья-дхарма). Термин «марта» образует много словосочетаний типа «даршана-марга» (путь следования буддийскому учению), бхавана-марга (путь духовной практики), лаукика марга (мирской путь к освобождению) и др. Синонимы: гати, патха.

188. «МАХАБХАРАТА» — сс. Великое сказание о раздоре и битве на поле Куру (Курукшетра) между двумя родами, имеющими общего предка (Бхарата) . Произведение содержит около 100 тысяч двустиший (шлока), входящих в 18 книг, связанных сюжетной линией. Считают, что формирование «Махабхараты» происходило несколько веков. В ней отражены мифология, политические взгляды, описаны реалии быта, представлены философские рассуждения, свидетельствующие о позициях различных школ. Некоторые тексты и сюжеты восходят к глубокой древности, ко временам дописьменной культуры. Дополнения вносились до IV в. Основным составителем признается Шрила Вьясадева, которому, вероятно, принадлежит концепция эпопеи, обладающей высокой художественной ценностью. Один из основных аспектов — нравственность. Наиболее популярен текст «Бхагавадгита» («Песнь господа»). В диалоге героя Арджуны с богом (Кришна) разрешается противоречие между родственными чувствами и долгом воина-кшатрия. Бог, выступающий как «возничий», открывает герою истину: главное предназначение человека — бескорыстное выполнение долга. При этом даже убийство, совершенное воином, не вменяется в грех. Бескорыстное действие не создает карму и не препятствует освобождению души. «Махабхарата» широко цитируется и переиздается на различных языках мира.

189. МАХАТ — сс. Величие. Великость . Первое проявление безатрибутной сущности (Брахма, Брахман) при её пробуждении после космической ночи. Первый продукт эволюции этой сущности. Тончайшая субстанция интеллекта. Трактуется как семя мысли (буддхи), ментальный импульс, направленный вовне, предначало творения мира. Побуждение, желание творить, осознание своих творческих возможностей и тяга к их реализации, к самореализации. Махат связывает непроявленную божественную сущность с проявленным миром. Его называют великим зародышем, который образуется при соединении духа (Пуруша) с материей (пракрити). Махат порождает самосознание, самость (аханкара, ахамкара). С ним связывают представление о космическом разуме и отождествляют ум (читта).

190. МИМАНСА — сс. Исследование. Изучение . Название одной из шести религиозно-философских систем (шад-даршана), признающих веды откровением, ниспосланным свыше, священным писанием. Основателем школы считают Джаймини ( IV в. до н.э. — III в. н.э.), автор «Миманса-сутры». Адепты школы вели отшельнический образ жизни. Они совершали кровавые жертвоприношения богам и саму жизнь рассматривали как ритуал служения богу. Одно из названий школы — яджня-видья (религия жертвоприношений). Согласно учению мимансы, при выполнении ритуала в душе возникает особая энергия, которая накапливается и влияет на будущую жизнь. Ритуал (врата) включает человека в единую систему вселенной, сакральной точкой которой становится место совершения ритуала. Высшим благом в мимансе признается достижение Небес (свар-га) и блаженство пребывания в них. Творческий аспект Брахмана отрицается, но, согласно мимансе, Брахман обладает разумом и волей. Атман определяет благие или неблагие поступки человека. Душа (джива) — бессмертная субстанция, в которой при определенных условиях возникает сознание. Мировой опыт хранится в чистом сознании (ниракара виджняна). Все в мире регулируется кармой, которая очищается при выполнении ритуала. Эфир (акаша) — носитель звука, сущность которого вечна и проявляется в слышимом звуке. Миманса принимает основные положения философии ньяи и вайшешики. В отличие от ранней мимансы (пурва-миманса), позднюю, опирающуюся не только на веды, но и на упанишады, разработавшую новые психотехники и учения, называют высшей мимансой (уттара-миманса) или ведантой.

191. МОКША — сс . Избавление. Искупление. Освобождение. Спасение души от перерождений в мире сансары . Представление об освобождении души восходит к упанишадам. Описано много путей, ведущих к слиянию с богом, воспарению бессмертной души на небеса, в высшие сферы, к переходу сс. в бесчувственное состояние или в состояние блаженства. В санкхье дух стремится к освобождению от материи, в джайнизме душа освобождается от кармического вещества. Освобождение, согласно различным учениям, может произойти спонтанно или быть достигнуто в результате духовной практики, наступить при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. Допускается освобождение в промежуточном состоянии между смертью тела и возможным новым рождением. В двайта-веданте перечисляются четыре стадии мокши в зависимости от близости к богу: подобие, сходство с обликом бога (сарупья), постоянная близость к нему (самипья), лицезрение бога (салокья) и слияние с ним, вхождение в божественное тело (саюджья), сопровождающееся овладением божественными словами (саришти). В буддизме, как и в других учениях, путь к освобождению начинается с самодисциплины. Затем, не создавая предпосылок для возникновения новых кармических семян, адепт уничтожает семена, присутствующие в поле его сознания. Не допуская притока аффектов (клеша), он подавляет волнение (духкха, апрашанта) элементов бытия (дхарма), после чего наступает освобождение, для обозначения которого существует много терминов. Мокша — наиболее обобщенный, соответствующий индийской традиции. В отличие от других учений, в буддизме это освобождение сознания от участия в формировании новой личности при новом рождении, переход его в состояние нирваны, абсолюта.

192. МРИТЬЮ — сс. МАРАНА — пали. Смерть . Понятие трактуется как разрушение тела, разделение тела и души, духа и материи, как прекращение пребывания в проявленном состоянии, как жертва богу, полное исчерпание кармы в данном рождении и др. В буддизме смерть с одной точки зрения это умирание (маранабхава), обусловленное рождением, неизбежное страдание, связанное с пребыванием в эмпирическом мире, в круге сансары. С другой точки зрения это прекращение вспышек элементов бытия (дхарма), их рассеивание. При этом остаточная комбинация дхарм, обусловленная кармическими причинами, принимает участие в формировании нового зародыша живого существа, новой личности. В измененном состоянии сознания при достижении высших уровней йогического сосредоточения или при бессознательном сосредоточении нет ни смерти, ни рождения. Согласно Васубандху, в таком состоянии (ачиттака) человек не может быть «убит». Смерть, в обычном понимании термина, наступает только в случае, если при разрушении тела имеет место осознание. Остаточную комбинацию, комплекс дхарм называют буддийским двойником души (гандхарва). Это образование проходит через промежуточное состояние между смертью тела и новым рождением. В тибетском буддизме гандхарве соответствует термин «дися». В отличие от утверждения Васубандху, что сознание гандхарвы замутнено, а смерть и рождение происходят при чувстве безразличия, тибетские учителя считают, что адепт должен заранее. готовиться к состоянию перехода. Сохраняя в нем ясность и активность сознания, можно выбрать наиболее благоприятный вариант рождения или получить освобождение. Соответствующие методики представлены в шести йогах Наропы, в учении о переходном состоянии (тибет. бардо) и др. Активная позиция в достижении высшей цели даже в состоянии умирания характерна для буддистов, стремящихся использовать каждый шанс, с чем связано неодобрительное отношение их к самоубийству. Синонимы термина мритью: мара, яма, чути.

193. МУДРА — сс. Знак. Печать. Символ. Жест, поза, ритуальное действие. Внутренняя позиция или переживание, выраженные через позу или жест . В учении йоги роль мудр заключается в управлении потоками энергии (прана) внутри организма и вне его. При помощи мудр осуществляется невербальное общение с другими людьми, божествами, с трансцендентным. Мудры символизируют пустоту (шунья, шуньята), единство мужского и женского начал (мудра юганад дха, югандха, кхечари-мудра, Тибет, яб-юм), тождество мира эмпирического и трансцендентного. Карма-мудра выражает стремление к состоянию абсолюта, его восприятие. Дхарма-мудра символизирует сущность дхарм (дхармата) и называется печатью абсолюта. Махамудра, или великая мудра, свидетельствует о достижении высшего состояния сознания и служит его символом. Самья-мудра выступает как знак тождества с абсолютом. При выполнении мудр адепт входит в соответствующее состояние сознания. Произнесение мантр повышает эффективность мудры. Существуют практики повседневного выполнения определенных мудр и практики пребывания в определенной позе длительное время. По сравнению с асанами мудры несут большую философскую нагрузку, в них доминируют более выраженный духовный аспект и функция символа.

194. МУНИ — сс. Мудрец. Аскет. Святой. Отшельник. Просветленный . Термин входит в имя Будды Шакьямуни, означая, что он — мудрец из племени шаков (шакиев), который достиг состояния будды. Отмечается, что муни в поведении свойственна детскость. Многие из них обладают сверхъестественными способностями. Они немногословны, часто практикуют молчание (мауна), которое способствует сосредоточению и просветлению. В честь семи знаменитых мудрецов созвездие Большой Медведицы называют Муни.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.