Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЛОВАРЬ Буддизма

132. ДАКИНИ — сс. В индуизме дакини — женские божества, богини или демонические существа . В буддизме направления ваджраяны так называют женщин-лам, наставниц. Женский аспект, ипостась будды, бодхисаттвы называют «праджня» или «дакини». Некоторые из них имеют собственные имена и присутствуют в иконографии.

133. ДАНА — сс. Дарение. Щедрость. Духовная щедрость . Одно из совершенств (парамита) бодхисаттвы. В буддизме существуют ритуалы дарения. Известно, кому, что и как следует дарить. Дарением может быть чтение проповеди, обучение традиции, наставление, дружелюбие или акт самопожертвования. Жест, символизирующий дарение (дана-мудра), представляет собой ладонь, открытую в сторону одариваемого. Он часто присутствует в иконографии святых, бодхисаттв. Термину дана синонимичен термин тьяга (чага), означающий отказ, отречение в чью-то пользу. Один из важнейших актов дарения — передача заслуги (пунья) другому.

134. ДАО, ТАО — кит. Путь. Закон мироздания . Высший нравственный принцип. Абсолют. Неперсонифицируемое начало, проявляющееся как гармоничная самоорганизация мира. Среди важнейших терминов китайской философии даосизма: гармония (кит. хэ) и спонтанность (кит. цзы жань). Дао выступает как пустота, порождающее лоно, богиня-мать, мать Поднебесной, Сокровенная Самка (кит. сюань пинь). Действие дао выражается через смену инь и ян, предопределение и воздаяние. В китайском буддизме карму (кит. е) соотносят с дао. В конфуцианстве дао рассматривают как моральный закон, основу этического аспекта бытия, источник гуманности, человечности (кит. жэнь), сыновней почтительности, братской любви и т.д. Культуру Дао в Китае уподобляют культуре Логоса в Греции и культуре Ом в Индии.

135. ДАОСИЗМ, ТАОСИЗМ. Учение о дао (кит. дао цзя). Одна из древнейших религиозно-философских систем, основателем которой считается Хуан ди, Желтый император, Желтый предок, Предок Желтой Земли, царствовавший в III тыс. до н.э. Утверждают, что в его правление были изобретены письменность, календарь, литье металлов, лук, топор, музыкальные инструменты и многое другое. Он включен в китайский пантеон как бог неба. Автором первой книги о дао считается мудрец Лао-цзы ( VI — IV вв. до н.э.). Его «Книга о пути и добродетели» (кит. «Дао дэ цзин») содержит основные положения учения, рассуждения о сущности дао, о пустотности мира, о недеянии, о развертывании единого первоначала в мир и т.д. В IV — II вв. до н.э. появился труд другого даосского мудреца-философа Чжуан Чжоу — «Чжуан цзы», признанный не только философским, но и высокохудожественным произведением. В VI в. даосская литература была собрана в единый комплекс «Сокровищница Дао» (кит. «Дао цзан»). Согласно даосизму, все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба (кит. тянь чжи) благодаря механизму, называемому «небесной пружиной» (кит. тянь цзи). Попытки изменить ход событий нарушают гармонию, поэтому даосы практикуют недеяние (кит. у вэй). Мир по своей сути непротиворечив, в нем происходит постоянная трансформация (кит. хуа). Небесная пружина, играющая роль первотолчка, инициирует жизнь человека, которая затем спонтанно протекает от рождения до смерти. Изучая медицину, алхимию, астрологию, магию и т.д., занимаясь даосской практикой, адепт может достичь соединения, слияния с дао, что считается обретением состояния дао, бессмертия. Даосская практика содержит визуализацию (кит. цунь сян), манипулирование пневмой (кит. ци) и первоначалами инь, ян. Согласно даосизму, пустота (кит. кун, кунсюй, сюй кун, сюй у, сюй) содержит все потенции мира и порождает «тьму вещей». Все находится либо в непроявленном состоянии, называемом прежденебесным (кит. сянь тянь), либо в проявленном, посленебесном (кит. хоу тянь). Вещи можно переводить из одного состояния в другое. Даос (адепт даосизма) бесстрастен и занимает позицию наблюдателя даже по отношению к собственной психике. Он действует, находясь в состоянии недеяния, что называют недеянием в действии, проявляет ярость при полной невозмутимости, предпочитает интуитивный способ мышления дискурсивному. Ему свойственны детскость и непосредственность, «состояние ребенка». В даосизме существует традиция передачи учения (кит. дао тун), которая сохранила имена великих даосских учителей. В III — VI вв. в Китае под влиянием даосизма распространился стиль жизни и творчества «ветер и поток» (кит. фэн лю), основанный на представлении, что все находился в непрерывном движении, изменении, в связи с чем необходимо жить, постоянно следуя принципу «ветер и вода» (кит. фэн Шуи), осознавая текущий момент и ощущая природную гармонию. Даосизм терпим, толерантен к другим учениям. Существует выражение, что буддизм «въехал в Китай на даосизме», так как даосизм подготовил мировоззрение людей к восприятию буддийских концепций. В 1957 г. ассоциация последователей даосизма поставила вопрос о воспитании даосской интеллигенции, но была распущена. Восстановлена в 1980 году. Даосские монастыри мирно соседствуют с буддийскими.

135.1. ДАОСИЗМ . Алхимия бессмертия . Учение о бессмертии или «учение о сокровенном» (кит. сянь сюэ) основано на догматах и практике даосизма, в котором большое значение придается поддержанию физического и психического здоровья, продлению жизни и слиянию с дао, что соответствует представлению о переходе в состояние таковости, абсолюта (кит. ши сян, чжэнь жу, жулай цзан) в буддизме. Развитию алхимии способствовали труды Чжан Бодуаня (984—1082) и др. Для достижения желаемого состояния адепт десять лунных месяцев при помощи наставника, алхимии и психотехники формирует в себе бессмертный зародыш (кит. сянь тянь). В практику входят дыхательные упражнения, визуализация (кит. цунь сян), регулировка циркуляции пневмы (кит. цигун, ци гун), внешняя алхимия (кит. вай дань), в которой используют эликсиры и пилюли, внутренняя алхимия (кит. нэй гун, нэй дань), позволяющая производить трансформацию веществ из состояния посленебесного в прежденебесное непосредственно в организме. Внутренний зародыш, «пилюля бессмертия» (кит. сань тай) обеспечивает если не полное бессмертие, то улучшение здоровья и продление жизни. Бессмертный (кит. сянь, шэнь сянь) — популярный персонаж в китайской литературе. Все включенные в китайский пантеон считаются небесными бессмертными (кит. тянь сянь). Герои притч и мифов, находящиеся в состоянии сознания, соединившегося с дао, считаются земными бессмертными (кит. ди сянь). При появлении в Китае буддийского учения нирвана (кит. непань) стала отождествляться с состоянием слияния с дао.

135.2. ДАОСИЗМ. Гуа. Знаковая система в древнем Китае . Двоичная система кодирования информации, изобретенная, как утверждает традиция, императором Фуси (по разным источникам, III — I тыс. до н.э.), который ввел в обиход узелковое письмо и многое другое. Система гуа подтверждает присущность, имманентность дихотомического мышления человеческому разуму. Основой системы служит двоица, два знака, две черты. Одна из них прямая непрерывная, другая — прерывистая. В комбинациях по три черты (триграмма) или по шесть черт (гексаграмма) они способны передать любую информацию. В качестве носителей знаков используют обожженные пластинки черепашьих панцирей или стебли тысячелистника. Известны модели расклада их в виде пасьянса. Каждая комбинация черт имеет название, номер и толкование. Области применения: мантика (гадательная практика), астрологические прогнозы, календари, описание ритуалов, медицина и др. Основной источник сведений о гуа — книга «Чжоу и», в которую входит трактат «И цзин» («Книга перемен») и комментарии, приписываемые Конфуцию. Создание «И цзин» связывают с даосизмом и относят к VIII — VII вв. до н.э. Практическое применение системы гуа продолжалось до XIII века. Это одна из древнейших информационных систем человечества. В буддийском учении дискретности и разделению сознанием единого целого на парные оппозиции придается большое значение. С этим свойством непросветленного сознания связывают дискурсивное мышление и ложное видение мира множественным, разделенным. Размышления о дихотомии присутствуют в произведении основателя даосизма Лао-цзы.

135.3. ДАОСИЗМ . Гунфу. Мастерство. Подвижничество. Самосовершенствование . Термин введен даосским философом, теоретиком учения о бессмертии (кит. сянь сюэ) Гэ Хуном (283—363). Практика гунфу, (кит. гун-фу, кунфу, кунг-фу) сочетает статическую и динамическую медитации, психофизиологическую саморегуляцию, дыхательные и физические упражнения. Под гунфу подразумевают иногда не всю систему, а один какой-либо прием борьбы или способ тренировки. Считается, например, что шаолиньское ушу содержит семьдесят два гунфу. Термином гунфу обозначают восточные боевые искусства вообще. В даосизме гунфу опирается на соблюдение моральных правил. Утверждают, что в него входят приемы буддийской практики. Но и в практике буддизма чань присутствуют приемы, характерные для даосизма. Термину гунфу синонимичны ушу и нэй цзя. В Японии аналогичная практика — каратэ и др.

135.4. ДАОСИЗМ . Инь-ян. Теневой и солнечный (склоны холма или берега реки). Свет и тень . Два великих духа, управляющих небом (кит. ян) и землей (кит. инь). Как и система гуа, принцип инь-ян отражает склонность сознания человека к дихотомии, разделению целого и противопоставлению частей. Оппозиция инь-ян появляется как первый знак дифференциации хаоса (кит. хунь дунь). К инь относят луну, женское начало, даосизм, зеленый цвет и пр. К ян — солнце, мужское начало, конфуцианство, красный цвет. Подчеркивается, что за разделением стоит сущностное единство инь и ян, которые нельзя разделить полностью, как нельзя рассматривать понятие «верх» без понятия «низ». Они — как полюса в каждом кусочке магнита. Без одного нет второго. Категория инь — ян учитывается в боевых искусствах, в медицине, это элемент китайской культуры. Идея единства противоположностей присутствует и в буддизме.

135.5. ДАОСИЗМ . Тайцзи (тай цзи, тай-цзи). Великий предел. Предел проявленного (кит. ву-чжи). За ним — беспредельное непроявленное (кит. у-цзи). Тай-цзи отождествляют с недифференцированным хаосом (кит. хунь дунь), в котором возникает оппозиция инь-ян, а затем — все вещи эмпирического мира. Тай-цзи не огораживает некое пространство. Проявленное и непроявленное пронизывают друг друга, граница между ними — везде. Она условна и абсолютна одновременно. Впервые термин тай-цзи встречается в трактате «Чжоу и» ( VIII — IV вв. до н.э.). Существует насколько диаграмм-моделей, изображающих тай-цзи и у-цзи. Наиболее известна диаграмма в виде круга с черной и белой «рыбками», вписанными в круг. Белый глазок на черном поле и черный на белом означают присутствие в каждом потенции другого. Фигуры могут «перетекать» одна в другую, но никогда не исчезают полностью. Диаграмму считают также моделью инь-янь. Тай цзи трактуется не только как предел, но и как великое единое начало, синоним дао, абсолют. В «Дао дэ цзин» это подвижный предел отсутствия-небытия (кит. у), что соответствует в различных учениях непроявленному и пустоте (кит. кун, сс. шунья). В китайской астрологии тайцзи выступает как Юпитер.

135.6. ДАОСИЗМ. Уцзи (У цзи, у-цзи). Беспредельное. Беспредельное непроявленное. Бесконечное. Непроявленное . Порождающее женское начало. Термин впервые встречается в трактате «Дао дэ цзин» Лао-цзы ( VI — IV вв. до н.э.). Уцзи персонифицируют как нерожденную Праматерь (кит. Ушэн Лаому) и как Святого Патриарха Беспредельного (кит. У-цзи шэн-цзу). Это пустота, (кит. кун сюй, сюй кун), содержащая потенции мира. Она присутствует везде и во всем как то, что стоит за мирскими представлениями, за мирской истиной, мирской логикой. Уцзи не определяется инструментально, но постигается на высоком уровне состояния сознания. Она учитывается в юпитерианском календаре и выступает как теневая планета, называемая супругой Юпитера (кит. Тай-цзи), Анти-юпитером, Они изображаются в виде двух драконов, обращенных друг к другу.

135.7. ДАОСИЗМ. Хунь дунь. Хаос . Недифференцированное начало, породившее все сущее. Термин встречается у Чжуан Чжоу ( IV — III вв. до н.э.). Из неупорядоченного хаоса дао формирует упорядоченный универсум, вселенную. Даосские практики содержат психотехники, направленные на постижение первозданного хаоса, в котором все спонтанно занимает свое место. Хаос представляется как нерасчлененное единство. Утрата им первозданной простоты (кит. пу) и целостности грозит деградацией мира. Существование мира циклично. В начале каждого цикла в хаосе возникает поляризация, дифференциация, образование инь-ян, а затем первоэлементов материи и всего разнообразия вещей эмпирического мира. Разрушаясь, мир в конце цикла переходит в состояние пневмы (кит. ци), которая сохраняется в хаосе, являясь универсальной основой вселенной. Даосская космологическая модель наиболее близка к буддийской.

135.8. ДАОСИЗМ. Цзы жань. Спонтанность. Естественность . В трактате Лао-цзы ( VI — IV вв.до н.э.) она определяется как то, что происходит само собой, «без приказа». Цзы жань — принцип. Дао спонтанно «следует самому себе». Этому принципу соответствует принцип недеяния, которого придерживаются даосы, т.е. невмешательства в гармоничное саморазвитие мира. Даже император должен быть только проводником «воли неба» (кит. тянь чжи). Даосское учение о спонтанности восприняло конфуцианство, в котором Ван Янмин ( XV — XVI вв.) утверждал, что со спонтанностью связано врожденное знание блага (кит. лян чжи), благомыслие. Дай Чжэнь ( XVIII в.) отождествлял спонтанность с необходимостью (кит. би жань), приводя в пример кровоток в организме. Согласно принципу цзы жань, художник должен только выявлять истинную сущность, таковость (кит. чжэн жу, ши сян) вещей. В этом даосское искусство близко к буддийскому искусству школ чань и дзэн.

135.9. ДАОСИЗМ . Ци (чи, ки). Пневма. Энергия. Жизненная сила. Праматерия, воздух . Универсальная основа Вселенной, проявляющаяся в виде движения, тепла и света. Изначальная пневма (кит. юань ци) связана с дао и пребывает в недифференцированном хаосе (кит. хунь дунь). Она вечна и не определяется инструментально. Её существование выводится как необходимое для объяснения различных явлений. В пневме как первый признак дифференциации возникает оппозиция инь-ян. Роль скрытой основы подчеркивает название «сокровенная пневма» (кит. сюань ци). Аспект пневмы, с которым связан эмпирический мир, называют первоначальной пневмой, формирующей феномены этого мира (кит. ши ци). Считают, что пневма субстанциальна, способна разрежаться, сгущаться, опускаться, подниматься, приходить и уходить. Она присутствует в сознании и поддается манипуляциям в процессе духовных практик, в том числе при визуализации (кит. цунь сян). Большую роль играет ци в медицине и в оздоровительных практиках. Система психофизиологической саморегуляции цигун буквально означает работу с ци. С пневмой связано представление о неуничтожимости духа (кит. шэнь бу ме) в народных формах китайского буддизма. Представление о пневме вошло во все китайские учения. Согласно конфуцианству, основой пневмы является великая пустота (кит. тай сюй). Рассеянная в ней пневма образует великую гармонию (кит. тай хэ). Внутренняя алхимия бессмертия (кит. нэй дань, нэй гун) основана на преобразовании ци в организме, переводе сс. из посленебесного состояния (кит. хоу тянь) в прежденебесное (кит. сянь тянь), от чего зависит самочувствие человека, его долголетие и бессмертие.

136. ДАРШАНА — сс. Учение. Взгляд. Мнение. Философия. Школа . Даршанами называют шесть религиозно-философских систем (шад даршана) древней Индии, которые признают веды священным писанием (шрути) и авторитетным источником (шабдапрамана). К этим школам относятся ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога. Направление шести даршан называют астикой (верующие). Направление, не признающее сакральность вед, адживику, джайнизм, локаяту, чарваку и буддизм, называют настикой (неверующие). Термин «даршана» означает также способность к распознаванию, познанию, предвидению, восприятию. В буддизме словосочетание «даршана-марга» — путь познания учения Будды

137. ДВАЙТА-ВЕДАНТА — сс. Дуалистическая веданта . Школа основана мудрецом-философом Мадхвой (1199—1278), который четко разделяет бога и сотворенный им мир, утверждая: «Я и бог — два». Согласно учению, мир реален и не представляет собой ни эманацию (вьюха) бога, ни иллюзию (майя). Брахман выступает как действующая причина (нимитта). Он побуждает мир быть, совершает первый акт творения и порождает новые и новые объекты. Будучи основой мира и направляя его развитие, Брахман остается трансцендентным по отношению к нему. Материя (пракрити) рассматривается как материальная причина (упадана). Творческий аспект Брахмана (Ишвара) связан с душами (джива) людей, которые в совокупности образуют тело бога (критснатва, критсната). Души — зависимые (паратантра) сущности. Зависимы и все неодушевленные (джада) предметы. Только Брахман признается независимой (сватантра) вечной (нитья) сущностью. Бог Вишну — его персонификация, поэтому учение относят к направлению вишнуизма. Женская ипостась Вишну — Лакшми развертывает материю как тонкую субстанцию. Души считаются образом и подобием Брахмана (бимба-пратибимба-вада) и носителями сознания. В зависимости от преобладания в них одной из трех гун, души становятся закабаленными (бандха), свободными (мукта) или вечно-свободными (нитья-мукта). Закабаленные могут достичь спасения (мукти-йога), следовать по пути в ад (тамо-йога) или, перерождаясь в мирах сансары, быть в ней вечными скитальцами (нитья-сансарина). Двайта-веданта признает жесткое предопределение. Одно из сс. направлений — культ воплощения Вишну, бога Кришны (кришнаизм). Двайта-веданта послужила основой для учения Чайтаньи (1486—1533), проповедующего экстатическую любовь ко всем аспектам Кришны.

138. ДВИДЖА — сс. Дваждырожденный. Так называют человека, прошедшего через обряд посвящения или инициации (упанаяна, упасадхана). Первоначально в брахманизме обряд посвящения совершался только над юношами из сословия брахманов, но затем через него стали проходить мужчины трех высших варн. В процессе обряда адепт получает определенные знания, сведения и рекомендации. Он входит в состояние мнимой смерти, или состояние «мертвого сознания», переживая его как реальность. В глубокую перестройку психики вовлекаются сердце и дыхательная система. Преодолев с помощью опытных жрецов страх смерти, адепт испытывает счастье «нового рождения», эффективно усваивает наставления и тайные знания, получает разрешение изучать священное писание (веда). Посвященный становится «другим человеком», ощущая свою исключительность и ответственность. Только дваждырожденные получают право на дальнейшее образование и на владение собственностью. Термин «двиджа» применяется к птицам, рождающимся из лона, а затем из яйца, и к зубу, появившемуся на месте выпавшего.

139. ДЕВА , ДЭВА — сс. Бог. Богиня (дэви, деви), божество . Предпочтительным считается название дева, т.к. в Иране дэвами называют злых духов. Индуистский пантеон один из самых «населенных», в него включен даже Будда Шакьямуни. В буддизме идея бога-творца отсутствует, а боги, бодхисаттвы, будды и божества считаются порождениями сознания разного уровня, подчиняющимися законам сансарического существования. Признается шесть групп богов низшего чувственного уровня (камалока), восемнадцать групп богов уровня восприятия только форм и цвета (рупалока) и четыре группы богов высшего уровня состояния сознания (арупалока). Получая освобождение, человек поднимается над богами.

139.1. ДЕВА . Боги буддийского психокосма и буддийский пантеон . Буддийский психокосм называют троемирием, тремя мирами, триединым космосом (Траялока, Трилока). Графически его представляют в виде трехступенчатой пирамиды, напоминающей тело человека, сидящего в позе лотоса (падмасана). В процессе медитативной практики адепт произвольно меняет состояние своего сознания, достигая уровней, которым соответствует определенные представления. Количество высших уровней различается, так как в махаяне они трактуются несколько иначе, чем в хинаяне. На низшем чувственном уровне (камалока) боги персонифицированы, они имеют имена, обители, одежды, характер, мифологию, иконографию. Эта форма рождения в мире сансары считается благоприятной, но она не при водит к освобождению из-за привязанности богов к своему существованию. Они могут перемещаться на другие уровни, их жизнь продолжительна, но ограничена. Боги предаются наслаждениям в шести обителях. В первой (чатумахараджика) пребывают четыре великих правителя (Чакравартин), управляющих сторонами света, нагами, гандхарвами и др. Там же находятся защитники учения (дхармапала). Во второй (таватимса) обитает группа из тридцати трех богов под руководством бога Сакры (Шакра), считающегося аналогом Индры. Сакра обычно изображается на белом слоне, который держит в хоботе скипетр (ваджра). В третьей (яма) располагаются боги и хранители адов, подчиняющиеся богу смерти Яме. В четвертой (Тушита, Тусита) среди богов находится будущий спаситель человечества Майтрейя (Маттея). В пятой (нирманарати, нимманарати) боги наслаждаются творениями собственного сознания. В шестой (паранирмитавашаварти, паранимиттавасавати) боги наслаждаются перевоплощениями и творениями других. Среди них находится бог Мара, искуситель. На втором уровне психокосма (рупалока) в четырех подуровнях (четыре дхьяны, четыре уровня медитативного созерцания) восемнадцать богов, называемых брахмами, выступают как неописуемые божественные сущности, иерархизированные по признакам свечения, великолепия, и т.п. На третьем уровне (арупалока) боги характеризуются как пребывающие в бесконечном пространстве, в бесконечном сознании, в абсолютном ничто или в области, непостижимой ни в состоянии осознания (санджнята), ни вне его (асанджнята). Этот уровень неинформативен, не может быть описан словами, он нем (авачана, авачья). Но и его боги смертны. Последний из них, умерший в этой сфере, становится первым в новом космическом цикле. Кроме перечисленных богов в буддийский пантеон входят Будда Шакьямуни, другие будды, бодхисаттвы, божества, перед изображениями которых совершают ритуалы, возжигают благовония, ставят свечи, цветы лотоса и т.д. Чтение мантр, повторение имени будды или бодхисаттвы, простирание перед алтарем способствуют изменению состояния сознания, вхождению в транс, визуализации божественных сущностей и освобождению. Термин «дева» входит в титулы царей и других особо уважаемых персон.

140. ДЕХА . — сс. Тело. Особа . Согласно индийской традиции, человек имеет плотное, грубое тело (стхула деха), называемое физическим, и несколько тонких тел (сукшма деха). Одна из моделей тела строится по принципу «русской матрешки», все тела в которой находятся одно в другом и называются оболочками (коша). В другой модели все тела занимают одно пространство и пронизывают друг друга, что напоминает бочку, наполненную камнями, песком, водой и пузырьками воздуха. Обе модели очень приближенны и поверхностны. По вопросу о количестве тел и их функциях существуют разногласия, но общепризнано, что все люди имеют несколько тел-аспектов. Йога предлагает классификацию из семи таких тел. Одно из них — плотное, называемое материальным. Чувства, эмоции и желания образуют второе тело, называемое телом эмоций, или астральным. Третье тело называют эфирным, его рассматривают как двойник человека, способный покидать физическое тело и существовать самостоятельно. Ментальное тело — мир мыслей человека. Каузальное, кармическое, причинное тело выступает как система реализации кармических механизмов бытия. Буддхическое тело представляет высший разум. Атмическое — самость, «я» (атман), индивидуальную душу. В некоторых моделях тонкое тело считается единым совокупным образованием, состоящим, например, из девятнадцати составляющих (буддхи, манас, прана, индрии, читта, аханкара и др.). После смерти человека тела разъединяются, и плотное тело распадается. Тонкие либо разрушаются, либо образуют новые структуры, в формировании которых участвуют первоэлементы, стихии (бхута, махабхута). Духовные практики гармонизируют взаимодействие между телами индивида. В буддизме под телами, аспектами, полями, манифестациями понимаются проявления космического Будды, сознания и др. Понятие «тело» в зависимости от контекста может относиться к материальному, духовному, психическому, идеальному аспекту. Термину «деха» синонимичны: кайя (кая), коша, упадхи, шарира, лингашарира, анна, раса, рупа, адхара, упатта и др. Майядеха — иллюзорное, призрачное тело.

141. ДЕША — сс. Место. Пространство. Территория . Термин образует словосочетания «деша-кала» (пространство и время), «деша-кала-нимитта» (пространство-время-причина). Термину синонимичны: дик (математический аспект пространства), диш (направление, расстояние) и акаша как поле развертывания мира, физический аспект пространства, полость. В буддизме термин деша применяется для обозначения, например, пространственной удаленности объекта от наблюдателя в бытовом понимании. Согласно школе виджнянавада, перемещение в пространстве (дешаха) и счет (калаха) порождают представление о времени.

142. ДЖАГАРА, ДЖАГАРИТА, ДЖАГАРАТ — сс. Бодрствование . Одно из состояний сознания, консуетал, в котором человек проводит большую часть времени. Его называют всеобщим (вишва), так как в нем человек воспринимает объекты, принадлежащие всем (вайшванара), считают двойственным (двайя, двая, двайта), двойственным мирским (двайя лаукика), так как одновременно человек воспринимает внешний мир и ментальные конструкции, образы собственного сознания. В состоянии бодрствования он может принимать решения, совершенствоваться, получить внезапное просветление.

143. ДЖАЙНИЗМ. Учение Джины Махавиры ( VII — VI вв. до н.э.), известного также как Вардмахана или Натапутта. «Джина» буквально означает «победитель», Махавира — «великий герой». Биография его схожа с биографией Будды. Рождение в семье правителя небольшого государства, уход из дома, жизнь странствующего аскета, просветление, создание общины. Одно направление джайнизма — дигамбары, дающие обет наготы, другое — шветамбары, «одетые в белое». Главный закон джайнизма — строгое соблюдение принципа непричинения вреда живым существам (ахимса). Жизнь джайна регламентирована великими зароками для монахов и малыми зароками для мирян. Основные правила: честность (сатья), отказ от воровства (астея), прелюбодеяния (брахма, брахмачарья), накопительства (апариграха), насилия (ахимса, анавасада) и др. Святой (кевалин) обладает всеведением (кевала). В джайнизме признается шесть видов субстанции (дравья): душа (джива), вещество (пудгала), пространство (акаша), условие движения (дхарма), условие покоя (адхарма), время (кала). Живой субстанцией считается только душа. Время существует при наличии пространства, в котором оно проявляется. Единица пространства, прадеша, представляет собой расстояние между атомоподобными частицами (ану). Единица времени (самая) — это время, необходимое для перехода ану из одной точки в другую, т.е. для преодоления прадеши. Вселенную изображают в виде трехступенчатой пирамиды или как модель сидящей женщины (лока-пуруша), у которой Земля находится на уровне живота. Вокруг находится «не-мир» (алока). Свет не проникает за пределы вселенной. Центр вселенной — гора Мандара. Выше — уровни духа, ниже — ады. Мир порист и пронизан не-миром, имеющим моральный аспект. Эмпирическое время конечно, а физическое, проявляющееся в изменении субстанции, вечно. Допускается, что в одной точке при сверхсжатии может поместиться бесчисленное количество атомоподобных ану, которые могут соединяться в молекулоподобные группы (скандха). Признается существование кармического вещества, обладающего свойствами поля, и особо тонкого вещества, сравниваемого с тенью или с отражением в зеркале. Существование в мире циклично. Периоды прогресса (утсарпини) сменяются периодами регресса (авасарпини). Сознание (четана, чайтанья) — сущность души, которая имеет собственную природу (свататтва) и развивается от зародыша (нигода-джива) до состояния освобождения (сиддха-джива). Кармическое вещество образует вокруг души кармическое поле, препятствующее сс. освобождению. Нирвана означает освобождение души от кармы и воспарение сс. в обитель высших сущностей (сиддха), называемую «сиддха-кшетра». По ауре (лешья) можно судить о праведности души адепта. В духовную практику джайнизма кроме обетов (врата) и медитации входят голодание, целомудрие и т.д. При невозможности совершенствования допускается самоубийство через голодание (саллекхана). Джайнизм занимается логикой, теорией познания. В учении приводится семь видов возможных высказываний об объекте, которые противоречат друг другу. Утверждается возможность существования конечной и бесконечной вселенной, неизбежности сс. конца и одновременно отсутствия такой неизбежности, наличия одной или нескольких вселенных одновременно, множественности миров. Учение о неоднозначности, неодносторонности называют «анэкантавада». На мирском уровне состояния сознания все «истинно» только условно, «некоторым образом» (сьяд) и верно с определенной точки зрения (найя, ная). Истина подлинная постигается в высшем состоянии сознания, всеведения (кевала). Джайнизм признает равенство всех религий. В Индии его исповедуют несколько миллионов человек. Они имеют свои колледжи, институты, журналы. Тексты джайнизма: сутры, агамы, нирйюкти (комментарии). Некоторые позиции джайнизма близки к буддийским

144. ДЖАТАКА — сс. Жанр буддийской литературы, связанный с направлением тхеравады (хинаяна) . Джатаки представляют собой произведения малой формы, созданные в период раннего буддизма. В них от первого лица излагаются короткие истории-притчи из жизни Будды Шакьямуни в его прежних рождениях. Сюжеты джатак увлекательны, имеют мифологизированный назидательный характер, иногда — юмористический оттенок. В совокупности они раскрывают постепенное совершенствование личности в процессе перерождений. 550 джатак переведены на различные языки.

145. ДЖИВА — сс. Живое существо. Душа . В отличие от атмана, который присутствует в человеке как аспект Брахмана, дживы индивидуализированы и взаимонезависимы. Согласно учению вишишта-адвайты, они управляются одушевляющим началом (Вишну). Являясь личной душой, каждая из них проходит свой особый путь. Признается существование души у людей, животных и растений. Существует представление о коллективной душе. В учении санкхьи с дживой связывают самоидентификацию, ощущение собственного «я». В тантризме джива имеет отношение к сознанию и к чувственным наслаждениям. Согласно двайта-веданте, характер дживы зависит от доминирования одной из гун, они выступают как носители сознания. Веданта признает дживу связующим звеном между человеком и богом, а в вишишта-адвайте дживы образуют его совокупное тело. Иногда дживу называют атманом, наделенным признаками и способным познавать и действовать. Дживы, закабаленные материей, стремятся к освобождению, которое может наступить при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. В джайнизме джива — бессмертная субстанция, обладающая знанием, нравственностью, верой, энергией, способностью испытывать блаженство. Термин «джива» выступает как существительное мужского или женского рода. Дживита — жизнь. Дживатма, дживитендрийя — дух. В буддизме дживитендрийя — психический процесс. Буддизм не признает существования субстанциальной души (атман, джива).

146. ДЖНЯНА — сс. НЯНА, НАННА — пали. Знание. Мудрость. Понимание. Сознание . В санкхье джняна рассматривается как знание высокого уровня, которое обретается через интеллект (буддхи). В мимансе термин означает «схватывание» объекта (аламбана) в процессе познания. В буддизме четыре благородные истины относятся к основополагающим знаниям на мирском уровне, а термин «джняна» означает также запредельную мудрость, тело мудрости (джнянакая) трансцендентного, космического Будды. Другие словосочетания, встречающиеся в буддийской литературе: митхья-джняна (ложное знание), вьявахарика-джняна (повседневное знание), пара-мартхика-джняна (высшее знание), лаукика-джняна (мирское знание), локоттара-джняна (надмирное, трансцендентное знание), сарваджнята (всезнание), джняна-алока (знание, не нуждающееся во внешнем источнике света, внутреннее знание), абхиса-майя-джняна (проникновенное познание), аджняна-вада (агностицизм), аджняна (незнание), джняна-марга (путь знаний).

146.1. ДЖНЯНА. Д жняна-йога. Йога знания. Путь знания . Одна из практик в веданте. Гармонизирует личность адепта и позволяет получить освобождение при жизни тела (дживанмукти). Адепт, практикующий джняна-йогу, преодолевает неведение (авидья) и обретает способность отличать истинное от ложного, иллюзорного. В нем развивается стремление к освобождению от перерождений (мумукшутва, мумукша). Он слушает наставления (шравана) учителя, укрепляющие в ученике (шравака) рассудительность (манана) и веру (шраддха) в учение После посвящения он выполняет одновременно три действия (саньяма, самьяма): концентрацию, сосредоточение и созерцание. Получив прижизненное освобождение, он становится святым. Полное освобождение наступает после смерти тела. Джняна-йога или сс. элементы вошли в практику многих школ.

147. ДУХКХА — сс. ДУККХА , ДУКХА — пали. Страдание. Беспокойство. Волнение. Аффект . Один из духовных лидеров адживики, Пакудха Каччана, считал страдание субстанцией. В учении санкхьи различают страдание от причин внешних (адхибхаутика), психофизических (адхьямика) и божественных (адхидайвика) В буддизме страдание — одно из основополагающих понятий. Первая проповедь Будды Шакьямуни посвящена четырем благородным истинам о страдании, о его причинах, о возможности избавления от страдания и о пути к избавлению. «Огромной безличной массой страдания» называет существование Васубандху. Со страданием связаны рождение, болезни, старость, разлука с любимым, пребывание с нелюбимым. Причиной может быть физическое мучение, изменение существующего положения, ощущение нестабильности состояния. В философском буддизме (лакшана-вада) страдание признается имманентным бытию и определяется как аффективность, возбуждение, волнение элементов бытия (дхарма), должное состояние которых — покой. Буддийская практика направлена на полное их успокоение (ануттара-ниродха) и переход сознания в состояние нирваны, сверхбытия, абсолюта. Синонимы термина «духкха»: клеша, апрашанта, вритти.

148. ДХАРАНА — сс. Удержание. Обладание. Память. Содержание. Удержание объекта в фокусе внимания, в памяти. Концентрация внимания, сознания . Процесс одновременного удержания в сознании субъекта и объекта, их отождествление. Дхарана входит во многие практики, в том числе буддийскую. При стрельбе из лука (яп. кюдо) в школе дзэн стрелок удерживает в сознании самого себя, стрелу и мишень, отождествляя их, что гарантирует попадание в цель даже при скачке на лошади. Синонимичны термину «дхарана» в значении удержания в памяти: сати, смрити, 149. ДХАРАНИ — се. Сакральная формула в буддийской практике, содержащая сочетание мантр, слов и звуков, позволяющее вызывать и поддерживать определенное состояние сознания адепта . При регулярном повторении формулы в сознании возникают устойчивые связи, обеспечивающие воспроизведение конкретного переживания или эффекта визуализации (прана-пратиштха) определенного образа. Дхарани имеют названия, указывающие на характер переживания, например «Сила, которую трудно победить». Большое значение придается правильному произнесению формулы, соблюдению ритма, способу дыхания. Существуют дхарани, защищающие адепта от нежелательных состояний.

150. ДХАРМА, ДАРМА — се. ДХАММА, ДАММА — пали. Закон . Долг. Мораль. Обязанность. Предназначение. Сущность . В «Ригведе» термин «дхарма» упоминается в связи с представлением о мировом порядке (рита). В «Махабхарате» дхарму сравнивают с лодкой, переправляющей на небо. Её трактуют как закон мироздания, имеющий моральный аспект. Каждый человек обязан выполнить свой долг (свадхарма), оправ дать свое предназначение. Действие, совершенное бескорыстно, даже убийство в бою, не вменяется в грех. Термин синонимичен карме и имеет значения: справедливость, воздаяние, правосудие, кара, неизбежность, религия, вера. Он связан с представлением о добродетели, заслугах (дха, пунья). Ему противостоит термин «адхарма», означающий «беззаконие», «безнравственность». В упанишадах термин дхармы трактуется как «множественность природ». В джайнизме дхарма — единица времени. В брахманизме он означает психическое качество, носителем (дхармин) которого служит душа (атман). В буддизме Дхарма — учение Будды, нравственный долг, высший закон, путь буддиста к освобождению. Кроме того, дхарма — концепт буддийской философии и основополагающее понятие в модели бытия.

150.1. ДХАРМА . Концепт буддийской философии и основополагающее понятие в модели бытия . Будда Шакьямуни отказался от представления о субстанциальной душе (атман, джива), так как оно не может объяснить результаты духовной практики и дать ответы на множество вопросов. В отличие от агностиков и материалистов, локаятиков и чарваков, он предложил свою модель бытия мира, согласно которой личность (пудгала) выступает как многоаспектный образ, интегрирующий признаки, обусловленные дискретными элементами бытия (дхарма). Будда объясняет это на примере повозки, которая существует только как совокупность составляющих сс. элементов, деталей. Человек проявляется в пяти аспектах, выступающих как пять групп (скандха) отдельных элементов. Только одна из них связана с материальным аспектом, остальные связаны с психикой и сознанием. В разных школах считают, что количество дхарм составляет 75, 84 или 100. Они существуют один миг (кшана) и воспринимаются как импульсы или вспышки. Их комбинация меняется постоянно и образует единый индивидуальный поток (сантана), континуум, воспринимаемый в целом как определенная личность. Мнения о физическом состоянии дхарм различны. Вайбхашики считают все прошлые, настоящие и будущие дхармы реальными (дравья). Саутрантики признают реальность дхарм только в момент вспышки, т.е. в настоящем. Мадхьямики утверждают, что все дхармы пустотны, как и весь мир. О них нельзя сказать, что они есть или что их нет. Как единицы описания дхармы позволяют непротиворечиво описать, объяснить все, что связано с сознанием и психикой. Кроме дхарм, постигаемых сознанием (виджняпти) как проявленные, информативные, постулируется существование других дхарм, постигаемых только интуитивной мудростью (праджняпти). Они не-проявленны, неинформативны, их существование выводится как необходимое. Это дхарма эфира (акаша), дхармы, связанные с прекращением волнения, возбуждения дхарм (ниродха-дхарма), и некоторые другие, признанные не во всех школах. Согласно теории дхарм, мир предстает как комбинация их вспышек, что сравнивают с кинофильмом, голограммой, с музыкальным произведением. Вспышки взаимообусловлены и скоординированы. Их называют первоэлементами, элементами бытия или психофизического состояния, импульсами, квантами, вспышками сознания, дхармо-частицами, единицами информации, элементарными состояниями, силами, энергиями, носителями качеств или признаков, совпадающими с этими качествами или признаками, единицами бытия, событиями, элементами присутствия. Истинная природа дхарм непознаваема в обычном состоянии сознания. Её называют сущностью дхарм, сущностью сущностей, дхармовостью, дхарматой. Вспышки дхарм обусловлены аффектами (клеша) и кармой. Согласно модели циклического существования, после окончания очередного цикла (кальпа) и разрушения мира остаточная совокупная карма человечества вызывает в пустоте (шунья) волнение, вспышки дхарм и формирование нового цикла бытия. Кроме классификации дхарм по скандхам существуют классификации по базовым сферам сознания (аятана) и по классам (дхату), имеющим общие родовые признаки. Присутствие в индивидуальном потоке человека благих (кушала) дхарм способствует освобождению, неблагих (акушала-дхарма) — препятствует ему. Есть дхармы, подверженные притоку аффектов (сасрава-дхарма) и не подверженные ему (анасрава-дхарма), дхармы обусловленные (санскрита) и необусловленные (асанскрита). Отсутствие вспышек дхарм означает их «должное бытие», отсутствие волнения, возбуждения, страдания (духкха) и самого бытия (бхава). Комбинация неуспокоенных дхарм перед смертью составляет кармический остаток, определяющий будущее новое рождение в мире сансары. Успокоенность дхарм, полное угасание их возбуждения и переход в состояние нирваны, абсолюта (тат-хата, дхармакая и т.д.) достигается при нравственном образе жизни и духовной практике. Теория дхарм раскрывает механизм, воздействуя на который, человек может целенаправленно изменить себя и достичь состояния запредельного совершенства, воспринимаемого как бессмертие в абсолюте.

151. ДХАТУ — сс. Сфера . Слой . Составная часть . Элемент . Класс . Раздел . Термином «дхату» обозначают составные элементы тела человека: кровь, кости, мышцы, жир, костный мозг, сперму, жизненный сок. В буддизме дхату означает восемнадцать классов элементов бытия. Дхарма каждого класса содержит общий родовой признак (джати) и признак собственный, свою особую характеристику (свалакшана), связанную с собственной сущностью (сварупа) этих дхарм, проявляющуюся только ей присущим образом как собственная природа (свабхава). Термин «дхату» входит в название уровней буддийского психокосма (камадхату, рупадхату, арупадхату). Выступая как синоним термина «бхута», дхату означает первоэлементы материи: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Дхармадхату — мир дхарм, дхармовый мир. .

152. ДХЬЯНА — сс. ДЖХАНА, ДЖАНА — пали. Размышление . Созерцание . В пуранах — созерцание непрерывной смены содержания сознания. Термин используется в йоге, веданте, джайнизме, санкхье. В буддизме дхьяной называют комплекс целенаправленных действий, обусловленных стремлением к самосовершенствованию и освобождению, либо отдельные этапы духовной практики. Одно из названий дхьяны — «технология изменения состояния сознания». Занятия дхьяной проводятся под контролем учителей или наставников. На подготовительном этапе (прайога) формируются нравственность (шила), уравновешенность (упекша), спокойствие (шанти, упашанти), правильное отношение к окружению, питанию, поведению. Вырабатывается способность к концентрации, сосредоточению. Тренинг (шайкша, сайкша) направлен на накопление (упачая, самбхара) знаний (джняна) и заслуг (пунья). Состояние покоя, успокоенности (шаматха, саматха) — важнейшее условие дальнейших занятий дхьяной. Адепт отказывается от привязанностей к мирским ценностям и достигает состояния отрешенности (вайрагья). Конечная цель — освобождение от новых рождений. Наставник определяет, на каком уровне находится адепт по известным ему признакам. На некоторых этапах практикующий испытывает восторг (прити, пити), счастье (сукха, абхьюдайя). Привязанность к этим состояниям преодолевается. Сознание скачкообразно переходит на интуитивный способ мышления, в состояние знания-видения (джняна-даршана, няна-дассана), прозрения (абхиджня, абхиння), высшей интуиции (праджня, пання). Путь к достижению нирваны проходят за одну жизнь лишь немногие, считают, что для этого может потребоваться бесчисленное количество (асанкхья, асанкхьяя, асанкхьейя, асамкхья) жизней. Для повышения эффективности практики применяют асаны, дыхательные упражнения, дхарани, визуализацию (прана-пратиштха), мантры, янтры, мандалы, мудры и др. Адепт обучается видению дхарм, уничтожению аффектов (клеша), одноточечному (экаграта, экаггата) сознанию. Препятствиями к успеху признают общительность, сексуальные переживания, шум, восторженность, привязанности, заблуждения и др. Большое значение придается условиям, в которых проводятся занятия дхьяной (кармастхана). Монастырская жизнь, самоуглубление, ровное отношение ко всему и ко всем способствуют успеху. За две тысячи лет накопился большой опыт дхьяны. Он используется в медицине, психологии, спорте. В буддийском психокосме дхьянами называют состояния сознания на уровнях рупалоки и арупалоки. Термин обрел расширительное значение, им обозначают буддийскую духовную практику вообще. Синонимичны ему: буддийская йога, медитативная практика, йогическое сосредоточение, бхавана, йога, садхана, пранидхана, шаматха-випашьяна, самадхи, анусмрити, самапатти, саньяма (самьяма) и др.

153. ДХЬЯНИ-БУДДА — сс. Один из пяти дхьяни-будд (панча-татхагата), чей образ постигается при медитативном созерцании (дхьяна). Извечный будда (Бхагават, Адибудда), погрузившись в медитацию, создал Вайрочану как собственную эманацию и поместил его в центре будущего мира. Затем он обозначил стороны света, для чего произвел и расположил на востоке Акшюбхью, на юге Ратнасамбхаву (Ратнакету), на Западе Амитабху (Амитайюс), на севере Амогасиддху. С Адибуддой в тантрическом буддизме иногда отождествляют Ваджрахару (Ваджрасаттву) или Самантабхадру. Композиция представлена в популярной живописной мандале. Пять дхьяни-будд персонифицируют пять аспектов бытия высшего космического Будды: его тела (кая, кайя), слова (вак), мысли (читта), достоинства (гуна), замыслов, творчества (критья). Существует подробная иконография каждого из будд. Они образуют семью, семейство (готра, кула), группу будд, родственных по происхождению, и символизируют пять сил Адибудды. Им соответствуют пять видов мудрости (праджня). Техника визуализации (прана-пратиштха) позволяет с каждым из них вступать в общение. Будды имеют женские аспекты. В дальневосточном буддизме наиболее популярен культ Вайрочаны и Амитабхи, который почитается во многих странах в связи с распространением амидаизма.

153.1. ДХЬЯНИ-БУДДА. Акшобхья. «Глаз Будды». Невозмутимый . Олицетворяет мудрость мира дхарм (дхармадхату), абсолюта. Символизирует пустоту, содержащую все потенции мира. Его эманациями считаются популярные святые, бодхисаттвы Манджушри и Ваджрапани. При медитации на образе Акшобхьи адепт постигает единство мира, в котором субъект и объект образуют тождество, его мысль становится просветленной (бодхичитта). Цвет сияния и одежд будды белый. Женский аспект — Домбини.

153.2 ДХЬЯНИ-БУДДА. Амитабха. Беспредельно сияющий Будда Заходящего Солнца . Воплощение милосердия и великого сострадания (махакаруна) ко всем существам. Обладает мудростью всепознания. При медитации на его образе адепт постигает иллюзорность бытия и мышления. Когда Амитабха был еще святым (бодхисаттва) по имени Дхармакара, он дал обет не входить в состояние нирваны до тех пор, пока все живые существа не будут спасены. Став буддой, он создал Счастливую Землю (Сукхавати), которую называют Западной, или Чистой Землей. Адепт может увидеть сс. при медитации над вечерним, заходящим солнцем. В этой земле, считающейся буддийским раем, люди обретают покой и готовятся к переходу в нирвану. Согласно амидаизму, — культу будды, другое имя которого Амида, — все искренне верующие, повторяющие непрестанно мантру с его именем, попадут в Чистую Землю после смерти тела. Жить следует, совершая благие поступки, регулярно читая сутры, медитируя и восхваляя будду. В 1977 г. в Лондоне было основано Буддийское братство Чистой Земли. Женский аспект будды, его «супруга» Пандаравасими, имеет статус божественной матери. Эманациями будды считают бодхисаттву Авалокитешвару, тибетского панчен-ламу и др. Амитабха может продлять жизнь людей, в связи с чем его называют буддой долгой жизни (Амитайюс). Он покровитель современного мирового цикла (кальпа). Цвет сияния — красный.

153.3. ДХЬЯНИ-БУДДА. Амогасиддха. Непогрешимый . Воплощение мудрости, освобождающей от кармических последствий. При медитации над образом будды адепт постигает исходную чистоту всех вещей, отсутствие добра и зла с позиций высшей истины, т.е. в состоянии абсолюта. Воплощением Амогасиддхи считается будда Майтрейя (Маттея), пребывающий в небесной обители Тушита и называемый иногда бодхисаттвой, которому предстоит в будущем появиться на Земле (бхуми-лока), чтобы стать буддой и спасти всех людей. Цвет сияния дхьяни-будды Амогасиддхи — зеленый. Женский аспект — Тара.

153.4. ДХЬЯНИ-БУДДА. Вайрочана. Солнечный . Согласно иконографии, будда держит в руках Колесо Учения (Дхармачакра). Его мудрость «зерцалоподобна», т.е. она спокойно отражает все, подобно чистому зеркалу. Медитируя над его образом, адепт постигает пустотность сознания. В дальневосточном буддизме Вайрочана выступает как космический Будда, абсолют. Все прочие будды рассматриваются как его эманация. Цвет сияния — синий, женский аспект — Брахмани.

153.5. ДХЬЯНИ-БУДДА. Ратнасамбхава. Ратнакету. «Драгоценный источник» . Обладает мудростью, связанной со знанием трех времен — прошлого, настоящего, будущего, и трех миров (трилока). Он породил три драгоценности буддизма — Будду, Дхарму, Сангху. При медитации над его образом адепт постигает пустотность сознания не только людей, но и бодхисаттв. Цвет сияния будды — золотой. Женский аспект — Чандами.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение

Список тегов:
культ диониса 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.