Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениямОГЛАВЛЕНИЕМЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ДУШИ ПО СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА (МОГИЛА)Кроме обряда сожжения умерших, у наших пред ков-язычников мы встречаем и обряд погребения умер ших в земле. Этот обычай погребать умерших в земле вообще нужно считать древнейшим, ибо человечество долго жило, пока не овладело великим оружием — огнем, чтобы предавать сожжению своих мертвецов. «Он появился, — говорит Котляревский, — в первобытную эпоху у человека-младенца из подражания природному явлению — заходу или смерти в земле великого светила, лучезарного владыки и отца древних людей — солнца» [91, 179 — 180]. На Руси обряд погребения существовал наравне с сожжением. Это доказывается как показания ми арабских писателей, так и сказаниями летописца. Так, арабский писатель Ибн-Фоцлан говорит о сожжении, почти в то же время другой арабский писатель Ибн-Дос- та, напротив, упоминает о погребении 96 . Летописец, го воря о славянских племенах, упоминает о сожжении умерших у радомичей, вятичей и кривичей; он же гово рит и о погребении во времена язычества предка. Так, под 882 годом читаем: «и оубиша Аскольда и Дира, несо- ша на гору, и погребоша и на горе» [143, 10]. Находим сказание о погребении и под 912 г .: «Умре Олег, — чита ем здесь, — и плакашася по нем вси людие плачем вели ким, - 5 Ибн-Фоцлан умер в 920 г ., а Ибн-Доста — в 930 г . [45, 96}. и несоша и, погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его до сего дни, словеть могы- ла Олегова». Под 945 г ., говоря о смерти Игоря, летопи сец прибавляет, что древляне, убив Игоря, «погребли его» [143, 16, 23]. Родственные нам славянские народы тоже употребляли погребение наравне с сожжением и «даже, — говорит Гильфердинг, — можно было бы усумниться в существовании сожжения, если бы за него не говорило непреложное свидетельство урн с пеплом» [49, 192]. Вот как описывает арабский писатель Ибн-Доста в своей «Книге драгоценных драгоценностей» древнерусский обряд погребения: «Когда, — пишет он, — у рус ских умирает кто-либо знатный, то выкапывают ему мо гилу в виде большого дома 97 , кладут его туда и вместе с тем кладут в ту же могилу как одежду его, так и брасле ты золотые, которые он носил; далее опускаю! 1 туда мно жество съестных припасов, сосуды с напитками и дру гие неодушевленные предметы ценности. Наконец, кла дут туда, в могилу, живую и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умира ет в заключении» [45, 270; 91, 55; 209, 675]. Это сказа ние арабского писателя вполне подтверждается, как мы уже ранее видели, раскопками и былиной о Потыке Ми- хайле Ивановиче. Остановив внимание на обряде погребения, мы ви дим, что предок снабжает умершего всем необходимым и любимым им при жизни и даже женой. Он также все внимание сосредоточивает на том, чтобы земля не стес няла умершего — делает могилу «в виде большого дома», говорит Ибн-Доста, а раскопки указывают, что края мо гил нередко обкладывались камнями и имели каменный или деревянный потолок и были просторны [4]. Такие действия предка указывают, что он считал возможным жизнь души умершего в земле, около своего тела, раз 7 По арабски «бейт-васи» — храм, покой, дом. устраивает такое прочное и большое жилище, ставит к умершему туда различные припасы, необходимые для существования, и даже не разлучает его с женой. Что у древнерусского человека действительно было представление о жизни души умершего в земле около своего тела, на это могут указывать сохранившиеся на Руси поверья, по которым и поныне душа представляется живущей во гробе. Так, простой народ по сие вре мя верит, что души некрещеных младенцев живут в могиле и оттуда жалобно взывают по ночам к людям, прося их окрестить 9 8 . Некоторые же рассказывают, что они хорошо слышали на Светлое Христово Воскресение вой мертвецов в раскольничьих могилах 09 . Душа ведь мы и колдуна, по народному поверью, тоже живет в своем гробе, а посему тела колдунов и ведьм не гниют, а только принимают ужасную форму. Они делаются гор батыми, синими, покрываются чешуей. Глаза вырастают с коровьи, волосы седеют, а на ногах и руках отрастают длинные острые когти. Днем ведьмы и колдуны спят, а ночью выходят из могил, пугают путников, про никают даже в дома и здесь у спящих высасывают кровь; чаще же всего они дерутся между собою, произнося при этом страшные проклятия, и ругаются крепкими рус скими словами. Народ верит, что если ночью прийти с иконами и святой водой к могиле колдуна или ведьмы и разрыть ее, то трупа там не найдешь, а вблизи услы шишь страшный вой. Если же могилу раскопать днем, то там снова можно найти труп на месте, а на лице у него можно увидеть красные подтеки, ссадины и капли свежей крови — знаки ночной драки 100 . 98 Слышано автором в Судогодском уезде, Владимирской губ. "Слышано в г. Меленках, Владимирской губ. Некоторые крес тьяне даже до сего времени ходят в означенное время на раскольни ческое кладбище, желая услышать вой покойников. 100 Слышано автором в Покровском уезде, Владимирской губ. О ноч ных похождениях колдунов и ведьм смотри также [11, 12, 13]. Следы древнего верования в жизнь души по смерти в земле при своем теле находим и в похоронной приче-ти. Здесь смерть человека считается только переходом в новую хату, домовину, хороминку, каковыми именами обыкновенно обозначается гроб 101 . Так, дочь умершего или умершей, обращаясь к соседям или дальним род ственникам с просьбой сделать гроб или вырыть моги лу, обыкновенно говорит: «Прийдить, будьте ласковы, до нас, та поможете построить моему батькови (чи там матери) нову хату; не схотив у старий жить» [201, 706]. Умерший, однако, не только переходит в новую хату, но и живет в ней. Так, жена, представляя себе бедствия, ждущие ее саму и ее детей после смерти мужа, высказывает желание удалиться из этого мира вместе с по койником и просит его взять с собой: «Ой, пийжи-ж мене до себе У сыру аемлю!» [201, 706] Еще яснее высказывается то же воззрение в словах дочери, оплакивающей мать. Спросив мать-покойницу: «Куды ж ты идешь, — дочь как бы в ответ продолжает: «Яма глубока: туды витер не завие, солнце не пригрие» [27 J . Особенно же ярко говорит об этом представлении северная похоронная причеть. На сегодняшний Господень Божий денечек Тебя ждет в гости любимое гостибище. Твоя милая надежная головушка, — вопит вдова по муже, — у него Там построено хоромное строенъицо — Прорублены решетчаты окошечка, Врезаны стекольчаты околенка, Складены кирпичны теплы печеньки, 101 Названия гроба: домовиной, хатой, хороминкой и т. п. смотри [18, 27, 100, 186, 214; 203, 704, 70S; 220, 641]. Находим название гроба домовищем и в [22, 137]. В других духовных стихах говорится: Гробы вы, гробы, колоды дубовыя' Всем нам есте домы предвечные Насланы полы да там дубовый, Перекладинки положены кленовыя, Штобы шла да ты, горюша, не качалася, Штаб дубовая мостинка не сгииалася; Пора вставлены там столики точеный, Пора.юсланы там скатерти все браныя, И положены там кушанья сахарныя, И поставлены там питьица медвяныя, Круг стола да ведь етулъицо кленовое, У хором стоит крылечко с переходами; Сожидает тебя надежная головушка [18, 27]. Обращаясь к родственным нам народам, мы и у них встречаем подобное представление. Так, Ведийские гим ны, говоря о погребении умерших, называют могилу « mrmmajo grihas » — земляной дом и указывают на за боту родичей об умершем — на их награждение умер шего в могиле всем необходимым, а также и на заботу устроить могилу так, чтобы земля не стесняла мертве ца, «а это, — говорит Котляревский, — указывает на верование индейцев, что покойник продолжает жить в могиле» [91]. Итак, душа кроме неведомой страны, по представ лению предка, могла жить и в земле около своего тела 102 . Указав на место жительства души в загробном мире, постараемся показать, как предок-язычник представлял себе ее дальнейшую жизнь. 102 Характерными для нас являются слова одного причитанья, ко торые показывают, что русский народ могилу считает местом жительства души, но в то же время полагал и еще два места ее житель ства: неведомую «чужую страну» и «ад». На путь иду долгий, -- так говорит душа в этом причитанье, — По немуже николиже ходих, И во странц иду чужюю, Ид(же никтоже знает мя, Отопюдуже никтоже прииде; И в землю, и в землю иду темную, Идеже не всм, ч по срящет мм; И во aд иду глубок, Отнюдуже ни един возвратисл [22, 63]. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|