Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениям

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВОПРОС О БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Ни одно из явлений мира физического, доступных наблюдению человека, не производит на него такого глубокого, удручающего впечатления, как смерть — этот неумолимый закон: «Земля еси и в зем лю отыдеши». Но смерть — такое естественное, обык новенное и ежедневное явление, что она, по-видимо му, не должна бы производить никакого удручающе го впечатления; человек, казалось бы, должен привыкнуть к ее частым посещениям, к ее жатве жиз ни каждый день и каждый час, однако, несмотря на суровую, законную необходимость смерти, ее явления всегда действуют удручающе. В чем же сокрыта при чина такого действия на человека смерти? В чем при чина гнетущего впечатления, производимого ее явле нием?

Среди житейской сутолоки, среди впечатлений жизни, охватывающих своим разнообразием, человек обыкновенно редко задумывается над задачей своего существования, и только смерть, только эта злодейка-душегубица», вырвав из мира живых кого-либо из близких, заставляет задуматься его над смыс лом жизни, обратиться к тайникам души и вспом нить свой нравственный долг.

Только у бездыханного трупа человек задумыва ется о цели своей жизни, старается определить, что будет за гробом, но его внешним чувствам в этом акте жизненной драмы доступен один бездыханных труп, о загробной же жизни приходится гадать:

...Что будет там?

Там, откуда никогда ни один пришелец не воз вращался.

Этот неразрешимый вопрос останавливал умы всех народов. Все они, даже на первых ступенях сво его развития, старались его решить и создать себе то или иное представление о загробном мире. Стара лись представить себе загробную жизни и наши пред ки. Но каково было их представление о загробном мире?

В раннюю языческую пору своего бытия наш пре док жил под неотразимым влиянием окружающей его природы. Природа была для него самым глав ным фактором его жизни: она учила его и давала ему материал для образования логических понятий, она развивала его и воспламеняла фантазию. Пре док на миг не мог оторваться от ее груди. Он «лю бил ее и боялся ее, с детским простодушием и с на пряженным вниманием следил за ее знамениями, от которых зависели и которыми определялись его житейские нужды» [11, 57]. Он видел в природе по добное себе живое существо: думающее, страдающее, любящее, ненавидящее, выражающее свободу своей воли в движениях и пр.[38, 653]. Мы до сих пор выражаемся: буря воет, гром ударяет, солнце вос ходит или садится, ветер свистит, хотя и не думаем при этом, чтобы солнце обладало ногами для ходь бы, что ветер производит свист губами, гром броса ет молнии руками. Древний же человек соединял с этими названиями самые конкретные понятия обо значаемых им предметов, потому что явления природы он мог понимать только через сближение со своими собственными ощущениями и действиями, а

так как эти последние были выражением его воли, то он, естественно, должен был заключать о суще ствовании другой воли, подобной человеческой, кро ющейся в силах природы [11, 59]. Так, для простого, неразвитого человека земля, напр., не была без душной; он наделял ее чувствами и волей. К ней обращался он во время жатвы, заговаривая себя от нечистой силы [164, 147], верил в ее карающую силу [30, 44] и считал ее источником могущества [6, 119]. Народ наш до сих пор называет небо отцом, батюш кой, а землю — матушкой, кормилицей [11, 129; 57, 1029; 60, 608]. Богатыри, поражающие лютых змеев, в ту минуту, когда им грозит опасность быть затопленными кровью чудовища, обращаются к зем ле с просьбой: «Ой, ты еси мать-сыра земля! рассту-пися на четыре стороны и пожри кровь змеиную» — и она расступается и поглощает в себя потоки крови [11, 143; 21, № 121, 122, 123]. При таких взглядах на природу наш предок не мог возвыситься далее чувственного, материального, и это можно видеть из его представлений загробного мира.

Всматриваясь в явление смерти и ища разрешения его, далекий предок наш прежде всего должен был остановиться на самом акте смерти. Он видел бездыханный труп и вместе с этим трупом и живой организм. Кроме этого, его поражала резкая перемена, происходившая в организме человека: орга низм полон жизненной силы, но вот мгновение — и уже в нем нет ни одного признака этой силы, он неподвижный и холодный труп покойника. Перед предком-язычником невольно становились вопросы: что за таинственная сила, которая производит та кое разрушающее действие, что живило организм, куда уходит обитавшая прежде в организме живая сила, оставляя, по своем уходе, только труп? Пред ку-язычнику нужно было подыскать какое-либо

объяснение первым для него вопросам, чтобы тем нота не могла тяготить его. Куда же он обращался за разъяснением и где его для себя старался найти? Естественно, что прежде всего за разъяснением он обращался к окружающему его миру и искал подо бия аналогичных случаев и, наблюдая их, старался объяснить поставленные себе самому вопросы.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.