Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Шохин В. Теология. Введение в богословские дисциплины
ЛЕКЦИЯ 3
РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ТЕОЛОГИИ
Определение теологии a posteriori и возможность уточнения границ теологии и "смежных" областей знания и форматов мысли. Основные составляющие полученного ориентирующего определения теологии [Лекция 2.2]: 1) выражение содержания наличной уже веры; 2) соответствие этой веры церковной конфессиональности; 3) разработка ее и средствами рационального дискурса; 4) обращение к "ресурсам культуры" с целью решения "вопросов, поставленных временем" (задачи апологетические и духовно-просветительские) как критерии разграничения.
3. Истолковательный дискурс в изучении истории церкви. Оправданность, при аналогии с библиологией и патрологией, различения "герменевтики церковной истории" и конкретных установок, применимых к ее "прочтению".
Двуединая задача "богословия церковной истории": 1) рассмотрение того, как Предание реализуется в эмпирической истории и 2) "понимание истории через Предание и ради Предания"48. Выявление истины о Церкви как " училища истины для руководствуемых, и храма для их освящения, и духовного царства (курсив мой - В.Ш.), в котором каждому члену назначено свое место" (А.В. Горский)49 в изучении церкви исторической и осмысление "фактов" (жизненных и литературных) последней в соответствии с ее идеально-нормативным "эйдосом".
Догматические основы "герменевтики истории церкви". Экклесиология - учение о сущности Церкви - как ключ к истолкованию истории церкви. Богочеловеческая природа Церкви [Лекция ] в соответствии с Халкидонским догматом о "неразлучности и неслиянности" Божественной и человеческой природ в применении к "исторической экклесиологии" как условие богословской истины в интерпретации церковной истории. Экклесиологическое арианство, монофизитство и несторианство [Лекция ] в "прочтении" церковной истории (игнорирование божественной природы Церкви, человеческой или синергии Промысла и свободы).
Богословский дискурс при осмыслении и решении конкретных проблем истории церкви. Догматические и канонические "узлы" периодизации церковной истории: история раскрытия апостольского Предания в вероучительном, иерарахическом, богослужебном устроении церкви. Особая значимость истории церковных соборов (до Вселенских Соборов, период Вселенских Соборов и период после Вселенских Соборов). Диалектика конфессионального и критического подходов в оценке событий церковной истории. Необходимость различения Предания и преданий, непредвзятого отношения к эмпирическим событиям, избежания как "фальшивого конфессионализма" (В.В. Болотов50), так и неосмысленных историко-церковных "разочарований".
Востребованность раскрытия понятия "нераздельной Церкви" и стремления к следованию "царскому пути" в вопросах об определении ее границ для осмысления ее истории. Перспективы исторического православного экуменизма.
3.1. Теология и религиеведение. Религиеведение как собирательное обозначение социологии, психологии, культурологии, истории, а часто также феноменологии и философии религии51. Сопоставимость: общая предметность как система составляющих религии - как в "субъективных", так и в "объективных" аспектах см. [Лекция 1.3]. Несопоставимость: 1) несовместимость предметной аморфности религиевдения (ср. антропология, культуроведение и другие "дисциплины" знания, областью которых является "все"), при размытости границ "науки о религии" с другими областями знания ("растворимость" социологии религии в социологии, психологии религии в психологии, культурологии религии в культурологии и т.д.)52 с "иноприродной" и значительно более конкретной структурой традиционного теологического знания53; 2) невозможность для теологической рефлексии, осуществляемой всегда в рамках конкретного конфессионального традиционализма, быть изучением религиозного опыта "извне", в духе "объективного знания" или даже "сочувственного нейтрализма", на которые претендует религиеведение (помимо проблематичности самих этих претензий)54.
Религиеведение в свете христианской апологетики как одной из областей теологии. Две позиции в зависимости от направленности и качества соответствующего "теоретического религиеведения".
Религиеведческий атеизм как объект христианской апологетики. Логическая и философская несостоятельность редукции религиозного опыта и его референций к продуктам психосоматической (эволюционизм и фрейдизм), социальной (марксизм и другие формы социологизма) или культурной (антропологизм) организации человеческого бытия при игнорировании или прямом отрицании духовной составляющей этого опыта. Логическо-философская уязвимость и менее брутальных секуляристских концепций "объяснения религии" из потребности в символической деятельности (К. Геретц), из архетипов коллективного бессознательного (К.Г. Юнг)55, из "органического ритуализма" (М.Дуглас).
Возможность и действительность преемлемого для теологии религиеведения. Э. Лэнг (1844 - 1912): постепенная критика эволюционизма и концепция первоначального монотеизма. Натан Зедерблом, архиепископ Упсалы, автор "Становления веры в Бога" (1916), "Живущий Бог" (1933): история религий в свете христианского откровения; в основе религии представление о Святости, а "сердце религии" - особый опыт ее переживания. В. Шмидт (1868 - 1954), основатель Венской школы и католического журнала "Антропос" (с 1906), автор 12-томного "Происхождения идеи Бога" (1912 - 1955): обоснования посредством этнографического материала изначальности первобытного монотеизма ( единобожие и вера в Великого Творца у андаманцев56 и других народов как исторически первичные по отношению к тотемизму, магии и прочим формам верований). Его поддержка католическими учеными (В. Копперс и другие) и критика со стороны секулярных религиеведеов. Р. Отто, протестантский теолог, близкий Зедерблому, автор "Святого" (1917): уникальность религиозного опыта и его несводимость к нерелигиозным измерениям (антропологическим, социологическим, экономическим) - "религия возникает из себя самой" на основе переживания священного как нуминозного - mysterium tremendum et fascim57 [см. Лекция 1.1]; критика со стороны антропологов и других "эмпириков". Г. ван дер Леэву - протестантский теолог и пастор, автор "Феноменология религии" (1933): разработка описания "чистых форм" религиозного акта, его "внутренней жизни"; феномены религиозного опыта - не объекты эмпирического наблюдения, но скорее сущности, эйдосы, к которым можно приблизиться только через интуицию и видение; необходимость собственной богословской заинтересованности и одновременно "вживания" в чужой религиозный мир. И. Вах, автор "Социологии религий" (1944), "Сравнительного изучения религий" (1958): религиозная компаративистика возможна потому, что опыт человечества универсален; "объективизм" не может "схватить" религиозный опыт других людей - необходимость собственной религиозности религиоведа. П.Бергер (р.1927): религия должна быть понята исходя из "мира священного", а религиозная деятельность - из потребности человека в воспроизведении "священного космоса" в мире энтропии [см. Лекция 1.1]. Проблема соотношения "эмпирического" и "теоретического" в религиеведении в теологической перспективе.
3.2. Теология и философия религии. Многообразие значений понятия "философия религии" в принципе (из многообразия значений и "философии" и "религии") и подвижность границ между "философией религии" и "религиеведением".
История термина. Конечное происхождение "философии религии" от "естественной теологии" - рассмотрения религиозных истин средствами рациональности помимо обращения к Откровению (первый трактат - "Естественная теология" (ок. 1330) скотиста Н. Бонетуса). А. Рукельсфелдер: "Философия естественной религии" (1770) и "Философия религии" иезуита С. фон Шторхенбау (1772), развернутая в виде синтеза традиционной "естественной теологии" и католической апологетики. Быстрая рецепция термина во Франции (с 1774) и двойственная реакция на него в самой Германии. Й.Х.Г. Шуман (1793): первое включение "философии религии" (примерно как учение о принципах нравственной рациональности) в корпус философских дисциплин.
Многообразие значения данного термина в cовременной культуре: "философия религии" как 1) часть (теоретическая) религиеведения или "науки о религии"; 2) "приватная" или "секулярная" теология; (3) одна из популярных философских дисциплин (с такими направлениями, как "аналитическая философия религии", "философско-эпистемологический анализ религиозных верований" и т.п.); (4) как философский анализ определенных доктрин и понятий монотеистических религий, прежде всего христианства (англо-американская философская традиция ХХ в.). Относительная правомерность общего определения философии религии как "эксплицированного автономного рассуждения о божестве и религии, особого типа философствования"58.
Различные классификации отношения философии религии к религиеведению и теологии исходя из презумпций самих "философов религии". Предметы философии религии как теоретической части религиеведения (сущность и происхождение религии, феноменология религиозного сознания и феномен религиозного, в т.ч. мистического, опыта и т.д.) и как философской дисциплины. Систематизация проблем сегодняшней "философской" философии религии59 по Р. Суинберну. Возможны ли последовательно-рациональные аргументы для обоснования бытия Бога, и если возможны, то достаточны ли они и для обоснования характеристик "теистического Бога", в которые входят Его персональность, бестелесность, вездесущесть, творение мира и промысл в нем? Возможно ли (в случае положительного ответа) применение к Богу таких атрибутов, как "личность", "создатель", "свободный", "благой" и другие в том же смысле, в каком они употребляются в применении к мирским объектам, или они должны быть переосмыслены? Не целесообразно ли осмысление "религиозного языка" в целом как одной из языковых игр (Л. Витгенштейн), отличной от других?60 Нуждаются ли сами религиозные верования в дополнительном обосновании при наличии "классического фундаментализма" в эпистемологии (терминология А. Плантинги), который предполагает, что верования в строгом смысле распространяются только на самоочевдные истины (типа 2 х 2 = 4) или чувственные наблюдения или же, напротив, следует отказаться от самого "классического фундаментализма"? Следует ли принять традиционные способы доказательства бытия Божия через заключение от закономерностей видимого мира к его Трансцендентному источнику (космологическое доказательство, телеологическое и другие), через само понятие совершенства (онтологическое) или через всеобщность самой веры, и если следует, то достаточны ли они по отдельности или только в совокупности и каковыми их предпочитительно считать - дедуктивными или индуктивными? Как следует трактовать саму религиозную веру - как веру в самоочевидное или в неочевидное и какова в обоих случаях ее нравственная ценность? Имеются ли основания признавать допускаемые любой религией чудеса и если имеются и при этом следует признавать нарушение Богом законов природы, то как следует трактовать сами законы природы (может ли "закон"быть нарушен?) и какими мы располагаем основаниями доверять сообщениям об их нарушении? Рационально ли допустить, что человеческие существа могут иметь загробное существование и если да, то могут ли они сохранять в нем свою личностную идентичность? Не противоречит ли допущение того, что праведные будут в этом существовании вечно пребывать с Богом, а неправедные навечно лишены этого, самой Божией благости? Возможны ли рационально адекватные интерпретации основоположений теистических религий, прежде всего христианских догматов о Троице, Воплощении и Искуплении? 61
Конфессиональная нейтральность перечисленных и аналогичных проблем самих по себе. Возможность решения их в зависимости от "презумпций" тех, кто их решает - внеконфессиональный подход оставляет их в рамках секулярной философии (абстрактно-религиозной, "агностической" или даже атеистической)62, конфессиональный (в рамках христианского догматического сознания) включала и включает их в формат апологетики и частично догматического богословия (в рамках параметра 4 приведенного определения теологии - [см. Лекции 2.2 и 3.0]).
3.3. Теология и религиозная философия. Широкий объем понятия "религиозная философия", позволяющий включать в него самый разнородный спектр явлений религиозно направленных опытов философского творчества. Возможность обозначать в качестве "религиозного философа" субъекта философской деятельности, занимающегося философскими штудиями как таковыми, специально проблемами философии религии или и теми и другими (1) при личной эксплицированной конфессиональности (как Ж. Маритэн), (2) при личной неэксплицированной конфессиональности (как К.Ясперс), (3) при иллюзиях относительно своей эксплицированной конфессиональности (как М. Бубер), (4) при личной эксплицированной внеконфессиональности (как А. Уайтхед или Ч. Хартсхорн). Наличие "промежуточных" фигур (в истории русской мысли В. Соловьев, ранний о.П. Флоренский, Н. Бердяев и другие). Итог: "религиозная философия" - все феномены религиозного философского дискурса за рамками формата теологии. Возможность охвата понятием "религиозная философия" деятельности подавляющего большинства мусульманских и иудейских и всех буддийских, джайнских и индуистских мыслителей.
Полемика Ф. ван Стеенбергена с Э. Жильсоном по вопросу: правомерно ли говорить о наличии "христианской философии" помимо "философов-христиан"? Аргументы в пользу положительного решения вопроса (от религиозно-культурного контекста) и отрицательного (от внеконфессиональной природы философского дискурса и его дохристианского происхождения)63.
Реальная, хотя и сложная возможность плодотворного совмещения теологической и философской деятельностей при условии осознавания нетождественности самих этих деятельностей. Целесообразность в этом случае осознавания иллюзорности "внеконфессиональной теологии", ограниченности "конфессиональной философии", равно как и необходимости конфессиональности личной.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|