Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Шохин В. Теология. Введение в богословские дисциплины
ЛЕКЦИЯ 2. "ТЕОЛОГИЯ" КАК РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
"Задания", оставленные материалом предыдущей лекции. Переход от теологии a priori к теологии в реальной истории или, вновь обращаясь к языку Гегеля, от логического к историческому. Необходимость для выяснения вопроса о том, где теология была и где ее не было и как она формировалась там, где была, выявления того, в каких религиозно-культурных регионах и в каком объеме мы имеем дело (1) с функционированием самого понятия "теология" (2) с наличием самой "теологической деятельности"33 и (3) с разработкой соответствующих текстов.
2.1. "Теология" как результат христианизации определенных античных словоупотреблений. Платон ("Государство" 379 а): вопросы, относящиеся к "учению о богах" (характеристика того или иного бога, каким его надо изображать, в какой поэзии он "выведен"). Аристотель ("Метафизика" 1026 a 15-20): тео-логия как "учение о божественном" - высшая из трех умозрительных наук (после учения о природе и математике) и, в определенном смысле, "первая философия". Квинт Муций Сцевола и Варрон (I в. до н.э.): трехчастная "теология" или "теологии" поэтов (мифология), философов (натурфилософия) и государственных деятелей ("гражданская религия")34. Наличие целого класса авторских текстов стоиков "О богах", где разрабатывались истолковательные аллегорезы (у Клеанфа [+232], его ученика Персея, Хрисиппа [+ 208], Посидония [+50]). Наличие знатоков, именовавшихся feologoi потому, что они писали стихи о богах. Пифагорейская школа: "священная наука" (ѓerХj lТgoj) как высший предмет познания, которым завершалось учение.
Принципиальное отличие уже раннехристианского значения понятия теологии от эллинского - теология не просто рассуждение поэтов, политиков или философов о богах или даже о Боге как таковое, но дискурс в рамках четкой конфессиональности - исповедания конкретного вероучения (confessio)35. Три значения бого-словия: 1) "слово о Боге" (lТgon perЂ toа Qeoа); 2) "слово от Бога" (lТgon ¦pХ toа Qeoа); 3) "слово к Богу и для Бога" (lТgon prХj toа Qeoа). Три указанных значения и трактовка как "теологии" всего Св. Писания: книги Ветхого Завета - "бого-словие древнее", книги Нового Завета - "бого-словие новое", соответственно "богословы" - Пророки и Апостолы. Предметный аспект "теологии" как 1) учение о божественности Иисуса Христа36 и о "домостроительстве" спасения Им человечества в Его Воплощении, 2) учение о Св. Троице, 4) учение как о Боге, так и обо всех "божественных вещах", а также обо всем, относящемся к богопочитанию37. Евсевий Кесарийский (+339): теология включает и собственно бого-словие и сотериологию - учение о спасении (вместе с учениями о Церкви, таинствах и "жизни будущего века"). Догма (dТgma) и керигма: первое означает церковное учение, должное быть усвоенным верующими, второе - проповедь, обращенную к "внешним". Богословие - учение о "Божественных догматах" (Евсевий Кесарийский. Церковная история V.10). Богословие как духовное созерцание, предполагающее и откровение истины от Самого Бога и соответствие ему самого реципиента Истины, от которого требуется исполнение Божественных заповедей, очищение души от страстей и отрешение ума от всего мирского.
Латинские эквиваленты тео-логии: "божественные писания" (sacra scriptura), "божественные познания" (sacra eruditio), иногда "божественные страницы" (sacra pagina), популярнее всего "учение" (doctrina) - начиная с Тертуллиана (ср. "учение апостольских церквей"). Бл. Августин: "Этой науке свойственно только то, чем порождается, вскармливается и укрепляется спасительнейшая вера" (О Троице, XIV).
2.2. Многообразие форм "теологической деятельности" уже в эпохи раннего христианства и "золотого века" святоотеческой традиции.
Катехизаторская деятельность - посвящение приходящих и пришедших к христианской вере в догматы и каноны Церкви. Истолкование символов веры поместных церквей38. Символ веры древнейшей из них - Иерусалимской: "Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога истинного, через Которого все произошло, воплотившегося и вочеловечшегося, распятого и погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, восшедшего на небеса, седящего одесную Отца и грядущего во славе судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца. И во единого Святого Духа Утешителя, глаголавшего через пророков. И во единую святую вселенскую Церковь. И в воскресение плоти. И в жизнь вечную". Символы веры римский, антиохийский, александрийский и другие39. Наставления готовящихся к таинству крещения как посвящения в кафолическое вероучение. Нормативные тексты: "Толкование Символа веры" свт. Григория Неокесарийского (+ 270/5) Чудотворца (истолкование Божественного Триединства); "Прокатехизис" свт. Кирилла Иерусалимского (+386) для готовящихся к крещению и его же 18 "огласительных" слов к готовящимся к крещению и 5 "мистагогических" проповедей 40 к новокрещеным (учение о домостроительстве Сыне Божия и Св. Духа, о природе Церкви, ее таинствах).
Апологетическая деятельность - опровержение эллинско-иудейских обвинений в адрес христианства, гностических претензий на обладание ключом к "истинному христианству" и ранних ересей и одновременное раскрытие основных положений христианского учения. Наиболее значительные тексты: "Апология" и "Разговор с Трифоном иудеем" св. Иустина Мученика (+166), "Апология" Афинагора (ок. 177), "Три книги к Автолику" Феофила (+ ок. 180), "Пять книг против ересей" сщмч. Иринея Лионского (ок. 198), "Опровержение еретиков" Тертуллиана (+ после 220), "Три книги против Евномия" свт. Василия Великого (+ 379). "Двенадцать книг против Евномия" и "Против Аполлинария" свт. Григория Нисского (+ 394), cерии "Против манихейства", "Против донатизма", "Против Пелагия" бл. Августина (+ 430). Обращение богословского дискурса к технике полемической диалектики.
Преподавательская деятельность. Богословские школы, первая из которых - знаменитое Александрийское огласительное училище (дидаскалон) - III - VI вв. Ранние стадии и расцвет при трех "схолархах" - Пантене (181 - ок. 220), Клименте (ок. 150 - 211/215) и Оригене (ок. 185 - 254). Христианизация организации преподавания и предметного куррикулума греческих философских школ41. Александрийское богословие - дисциплина для тех, кто могут философствовать и не могут усвоить христианское учение иначе, чем через доказательства (Климент. Строматы VII.1, I.5) и готовы к собственным "изысканиям". Богословие - sof...a ("мудрость"), по отношению к которой философия - "служанка", как по отношению к ней общеобразовательные дисциплины (ср. Строматы I.5). Четыре ступени богословского знания - то, что соответствует апологетике, христианскому нравственному учению (изучалось в связи с философской этикой), учению догматическому (изучалось в связи с "метафизическими" философскими системами) и библеистике - истолкование Св. Писания. Константинопольская школа (V - VIII вв.) - аналог Александрийской. Сирийская (Эдесско-Нисибийская) школа, основанная сщмч. Лукианом Антиохийским (+ 312): отличие от эллинских в отсутствии пропедевтических дисциплин; богословие - почти исключительно истолкования Св. Писания. "Монастырь для клириков" бл. Августина (ок. 390): истолкование Св. Писания и искусство церковной проповеди 42. Наиболее известные учебные пособия: богословская трилогия Климента "Протрептик", "Педагог", "Строматы"(материалы для лекций по апологетике, христианской нравственности и догматическому учению), отчасти "О христианской науке" бл. Августина (396 - 426).
Систематизаторская деятельность. "О началах" Оригена: раскрытие вопросов, связанных с бытием Божием, бесплотными духами, творением мира, природой и будущим души, а также с истолкованием Св. Писания. "Большой катехизис" свт. Григория Нисского: о вере, о Св. Троице, о Боговоплощении, об Искуплении, таинствах и эсхатологии.
"Монографическая" деятельность - исследование отдельных фундаментальных богословских тем: "О Св. Духе" Василия Великого, "Об устроении человека" свт Григория Нисского (ок. 379), "О Троице" бл. Августина (399 - 419)43.
Эпистолярное (пастырские послания и частные письма) и экзегетическое (библиологические толкования и проповеди александрийцев и Отцов Церкви) наследие. Пять константинопольских "Богословских слов" свт. Григория Богослова (380) - авторефлексия богословия как познание самого богопознания и его границ.
Внешняя граница начального периода теологии. "Платонова теология"и "Начала теологии" Прокла (+ 485) - "эллинистический ответ" христианскому богословию и имитационно-оппозиционная (в результате "пародийная") реакция на христианское "присвоение" эллинской тео-логии.
Церковность основных видов богословской деятельности - и катхизаторской, и преподавательской. Неизменная, хотя и неоднообразная связь с церковными институтами и Преданием Церкви на стадиях раннего, патристического и схоластического периодов. Богословие как особое церковное служение "народу Божьему"(ср. деятельность преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина, Альберта Великого, Фомы Аквинского и других), синергийное пасторскому44 и основывающееся на Апостольском Предании, но направленное в большей мере за исследование истины, чем за ее хранение (равная необходимость новаторства и консерватизма). Определение о. И. Конгара: "Теология - это дискурс, через который верующие развивают и выражают содержание своей веры как она исповедуется Церковью; с этой целью теолог использует ресурсы культуры и сосредоточивается на тех вопросах, которые перед ним ставит время"45.
2.3. Существует ли теология за границами христианства? Позиция 1): существуют в двух других теистических религиях (иудаизм, ислам); позиция 2): существуют во всех религиях в том или виде (движение "компаративной теологии" в рамках борьбы "религиеведческого интернационализма" за "глобальный плюрализм во всем мире"). Корректная постановка вопроса: в какой мере можно говорить о параллелях вышеприведенным компонентам теологии в инохристианском мире?
Ислам. "Калдм": параллели лексические (букв. "речь, рассуждение") и фукциональные - рассуждения на религиозно-философскую тему, с дальнейшим делением "рассуждающих" (муттакаллимы) на направление 'илм ал-калам (толкование вероучительных положений на основании разума)46 и талкид (на основании следования авторитетам). Параллели в видах деятельности "рассуждающих" - религиозное преподавание и ведение дискуссий по проблематике богословского содержания с заявкой диспутантов на "правоверие" в рамках недискуссионного вероучения (о единобожии и пророчестве Мухаммеда). Основные предметы дискуссий мутазилитов, первой школы калама, с VII - VIII вв. в хронологической последовательности: проблема верховной власти в мусульманской общине и ее происхождения ("социального" или божественного); проблема "границ общины" (в какой мере тяжко согрешившие могут оставаться "правоверными"); проблема степени предопределенности всей жизнедеятельности человека волей Аллаха (фаталисты и их оппоненты); проблема соотношения сущности Божества (аз-зат) и его атрибутов (позиции признающих реальность атрибутов и отрицающих их); проблема сотворенности Корана ( зависимость ее решения от решения предыдущей, так как признавать "авторство" Аллаха - значит признавать его атрибуты). Параллели в формулировках "основоположений веры" - с IX в.. Параллели в создании не только полемических сочинений, но и "компендиев по основам религии" (усул ад-дин), ср. "Учения мусульман" Ал-Ашари (Х в.). "Догматизированные" позиции ашаритов. Основные различия. Отсутствие Церкви, от лица которой мог бы говорить теолог. Отсутствие, вследствие этого, церковной институциализации его деятельности и возможности церковного признания признаваемых им "догматов" и его собственного вероизложения (метафоричность в применении к исламу самих понятий "ортодоксия" и "ересь"). Начало деятельности иудейских мутакалимов с Х в. (Саадья бен Иосиф) - фактическая имитация теологической деятельности в исламе. 13 приницпов иудаизма (начиная с единобожия) у Маймонида (XII в.). Наличие указанной "теологической неполноты" ислама и в иудаизме.
Принципиальная неприменимость понятия "теология" к религиозному дискурсу за пределами конфессиональных - вероучительных и вероисповедных - религий. Культурологическая безграмотность в расширении объема понятия "теология" до "теологии подразумеваемой" в архаических и этнических религиях. Логическая противоречивость в применении самого термина "теология" к "атеистической" религиозности буддизма, конфуцианства или даосизма. Религиеведческая некомпетентность в словоупотреблениях типа "индуистская теология", или, даже более аккуратно, "вишнуитская теология", "шиваитская теология", "тантристская теология" (за отсутствием в приведенных случаях аналогов не только церквей, но и "общин")47.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|