Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Мюллер Ф. Введение в науку о религии
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ
прочитанная в Лондонском Королевском
институте 26 февраля 1870 года
Для изучающих науку о религии нет недостатка в материалах.
Правда, в сравнении с количеством языков, с которыми имеет
дело филолог-компаративист, количество религий не так велико.
При сравнительном изучении языков большинство из наших ма-
териалов мы обнаруживаем в готовом для работы виде: мы рас-
полагаем грамматиками и словарями, однако трудно сказать, где
бы мы могли найти грамматики и словари основных религий
мира. Мы не найдем такого материала ни в катехизисах* или ста-
тьях, ни в так называемых символах веры* 37 или вероучениях, ко-
торые, в том случае если они не ведут к серьезному искажению
учений, исповедуемых в сокращенном виде, всегда представляют
лишь внешнюю оболочку и никогда — душу или сущность рели-
гий. Но как редко мы находим даже такую помощь!
Среди народов Востока существует обыкновение проводить
различия между религиями, имеющими в своей основе пись-
менные источники, и религиями, которые не могут предоста-
вить оправдательные документы. Первые считаются более
37 «Что такое символы веры? Основы, леденящие абстракции, мета-
физические выражения непонятных догматов; и это я должен рассмат-
ривать как описание свежей, живой, безграничной истины, носителем
которой является Иисус. С равным правом от меня могли бы потребо-
вать, чтобы я слушал детский лепет и признавал его выражением муд-
рости. Символы веры столь же похожи на Священные Писания, как све-
чи — на солнце». — Charming . On Creeds .
51
респектабельными, и хотя они могут содержать в себе ложное
учение, на них смотрят как на высшую аристократию среди
вульгарной и не поддающейся описанию толпы религий, кото-
рые не имеют книг 38 .
Для человека, изучающего религию, канонические книги, не-
сомненно, имеют самое большое значение, но он никогда не
должен забывать, что канонические книги дают лишь слабый
образ действительных учений основателя новой религии, об-
раз, всегда искаженный и деформированный посредником, че-
рез руки которого он должен был пройти. И как мало религий,
которые имеют Священное Писание! Как узок крут аристокра-
тических религий, опирающихся на Священные Писания, в ис-
тории мира!
Давайте присмотримся к двум расам, являющимся главными
актерами в той великой драме, которую мы называем мировой
историей, — арийской и семитской, и мы обнаружим, что в
каждой из этих рас только по два представителя могут утверж-
дать, что они обладают священными книгами. Среди арийцев —
индусы и персь?, среди семитов — евреи и арабы. В арийском
семействе индусы, а в семитском семействе евреи создали по
две религии, основанные на Священных книгах: индусы дали
миру брахманизм и буддизм, евреи — мозаизм* и христианство.
Более того, важно отметить, что в каждом семействе существует
третья религия, основанная на Священном Писании, которая
может громко заявлять о своем независимом происхождении,
но на самом деле является лишь слабым повторением первой.
Зороастризм имеет свои корни в той же почве, которая питает
глубочайшее и широчайшее течение ведической религии; маго-
метанство, если рассматривать его наиболее жизненные уче-
ния, возникает из религии Авраама*, почитателя и сторонника
единого истинного Бога.
Если вы бросите взгляд на следующую простую схему, то
увидите, как развивалась религиозная мысль арийских и се-
митских народов на протяжении многих столетий, по край-
38 Еще до Мухаммеда люди, имеющие Писания (яЫ i kitdb ), отлича-
лись у арабов от ummiyun , язычников. Название яШ i kitdb употребля-
лось в отношении иудеев, христиан и магометан.
ней мере, тех народов, которые обладают священными кано-
ническими книгами.
В то время как буддизм является прямым продолжением и
вместе с тем врагом брахманизма, зороастризм скорее представ-
ляет собой отклонение от основной линии древней ведической
веры, несмотря на то, что он, подобно буддизму, содержит в себе
протест против некоторых положений учений древнейших по-
читателей ведических богов. Те же самые или почти те же самые
отношения наблюдаются между тремя основными религиями
семитского семейства, за исключением того, что хронологичес-
ки магометанство появилось позднее, чем христианство, а зоро-
астризм возник раньше буддизма.
СЕМИТСКОЕ СЕМЕЙСТВО
Ветхий Завет
Мозаизм
Зенд-Авеста
Зороастризм
Новый Завет
Христианство
АРИЙЦЫ
ТУРАНЦЫ
Обозревая другие религии, мы, несомненно, будем встре-
чаться со случайными совпадениями в параллельных ответвле-
ниях этих двух религиозных потоков.
Буддизм, представляющий собой, с одной стороны, порож-
дение брахманизма, а с другой стороны, реакцию против него,
через некоторое время увял на той почве, которая его питала,
и приобрел свое действительное значение только после того,
когда был перенесен из Индии и укоренился среди туранских*
народов, в самом центре Азиатского континента. Буддизм, воз-
никший как арийская религия, кончил тем, что стал основной
религией туранского мира.
Аналогичные изменения происходили и во втором религи-
озном потоке. Христианство, возникшее из мозаизма, было от-
вергнуто евреями, так же как буддизм — брахманами. Христиан-
ству не удалось достичь своей цели — осуществить простую
реформу древней еврейской веры, и только после того как оно
было перенесено с семитской на арийскую почву, от евреев — к
язычникам, оно развило свою действительную природу и полу-
чило всемирное значение. Возникнув как семитская религия,
оно стало основной религией арийского мира.
Вне арийского и семитского семейств существует еще один
народ, который может утверждать, что он имеет свои собствен-
ные религиозные книги. Китай является родиной двух религий,
каждая из которых основывается на Священном Писании, —
религии Конфуция (Кун-фу-цзы, что означает учитель Кун), со-
держащейся в пятикнижии «У-цзин»* и четверокнижии «Сы-
щу»*, и религии Лао-цзы, имеющей священную книгу «Дао дэ
цзин»*.
Библиотека Священных книг исчерпывается Писаниями
данных восьми религий, и тщательное изучение этих книг, на-
писанных на санскрите, пали и пехлеви, на еврейском, гречес-
ком и арабском языках, наконец, на китайском, не представля-
ет большой трудности для одного ученого. Но давайте начнем
с себя и посмотрим на огромное количество литературы, по-
священной толкованию Ветхого Завета, и на число издавае-
мых каждый год книг по спорным вопросам евангельского
учения* или его истории, и тогда мы сможем представить себе
библиотеку теологической литературы, содержащую в себе
все необходимые материалы для тщательного и научного изу-
чения восьми Священных Писаний. Только «Дао дэ цзин», ка-
ноническая книга последователей Лао-цзы, содержит около
5 320 слов и бесконечные комментарии, написанные для того,
чтобы объяснить их смысл39. Даже в столь молодой и имею-
щей, по крайней мере на первых этапах своего развития, мало
письменных источников религии, как религия Мухаммеда, ли-
тература, относящаяся к истории вероучения периода первых
веков ее существования, столь многочисленна, что лишь не-
39 См.-.Julien. Tao-te-king. P. XXXV; см. Р. 62 и далее.
многие критически мыслящие ученые смогли бы полностью
изучить ее40.
Если мы обратимся к арийским религиям, то увидим, что
Священные Писания брахманов в самом узком смысле слова
кажутся легкими для изучения лишь с первого взгляда. Только
1 028 гимнов Ригведы, которая является подлинной Библией
древней ведической веры, содержат в себе около 10 580 сти-
хов41. Однако комментарии к этим гимнам, которые я издал
в шести толстых томах размером в четверть листа, имеют
100 000 строк, каждая из которых включает 32 слога, что вмес-
те составляет 3 200 000 слогов. Кроме того, существуют еще
три Веды второстепенного значения: Яджурведа, Самаведа и
Атхарваведа, — которые хотя и менее важны для религиозных
учений, являются необходимыми для правильной оценки сис-
темы церемоний и жертвоприношений почитателей древних
ведических богов.
К каждой из этих четырех Вед примыкают так называемые
«Брахманы»*, схоластические трактаты, правда, более позднего
времени, но тем не менее написанные на древнем санскритс-
ком языке и считающиеся каждым верующим индусом частью
его откровенной литературы. Их объем намного больше объ-
ема древних книг ведических гимнов.
Все это состоит из текстов бесконечных трактатов, очерков,
руководств, толкований и т. д., образующих непрерывную цепь
теологической литературы, создававшуюся более трех тысяче-
летий, цепь, к которой присоединяются новые звенья даже в
наше время. Кроме того, с неизбежностью возникает литерату-
ра, паразитирующая на теологических проблемах, появляются
40 Sprenger. Das Leben cles Mohammed. Vol. I. P. 9- «Источники, кото-
рые я использовал, так многочисленны, да и состояние научности во
времена зарождения ислама настолько отличалось от нашего, что ма-
териалы, собранные мною в качестве источников, составили доволь-
но толстый том. Поэтому появилась необходимость описать историю
исламской литературы первых двух веков ее существования на понят-
ном для чтения уровне и использовать при этом весь собранный кри-
тический аппарат. Я намерен опубликовать результаты своих иссле-
дований в отдельной работе после выхода биографии пророков».
41 Mutter M. History of Ancient Sanscrit Literature. P. 220.
54
55
ведущие между собой полемику работы различных школ и кон-
фессий, причем каждая из них провозглашает себя ортодок-
сальной, отличаясь в то же время одна от другой, как день от
ночи, и, наконец, сочинения писателей, вступающих в откры-
тые разногласия с мнением большинства, провозглашающих
себя врагами вероучения брахманов и брахманского жрече-
ства, чьи обвинения и инсинуации, чьи сокрушительные аргу-
менты и ядовитые стрелы критики гораздо страшнее по срав-
нению с тем оружием, которым ведутся теологические битвы в
любой другой стране.
Мы также не можем исключить ни Священные книги зако-
нов, ни древние эпические поэмы «Махабхарату»* и «Рамаяну»*,
ни более современную, но все-таки Священную литературу Ин-
дии — Пураны* и Тантры*, если мы хотим осуществить проник-
новение в религиозную жизнь людей, которые, хотя и призна-
ют Веды высшим авторитетом, тем не менее не могут понять ни
одной строки из них и в своей повседневной жизни полностью
зависят в потреблении духовной пищи от этих более современ-
ных и более популярных книг.
И даже тогда наш взор не достигнет многих отдаленных угол-
ков, в которых разум индуса находит убежище, размышляет ли
он над великими проблемами жизни или освобождает себя от
соблазнов и пут мирского существования путем покаяния и сми-
рения с самой изысканной жестокостью. Индия всегда изобило-
вала религиозными сектами, и если мы оглянемся на историю
этой удивительной страны, то увидим, что ее религиозная жизнь
была сосредоточена в бесчисленных местных центрах, от кото-
рых изобретательная и последовательная в своих действиях кас-
та жрецов требовала придерживаться видимости догматичес-
кого единства. Некоторые из этих сект могли претендовать на
статус независимых религий, как, например, известная секта сик-
хов', имеющая свое собственное Священное Писание и своих
священнослужителей и усилившаяся настолько, что стала опас-
ным соперником брахманизма и магометанства в Индии. Поли-
тические обстоятельства придали секте Нанака ее историческое
значение и более позднюю известность. Для изучающего рели-
гию она — одна из многих, возникших в XV и XVI веках сект,
которые пытались преодолеть искажения индуизма и магоме-
танства, заменив их более чистым и более духовным культом.
Грантх*, т. е. сборник священных книг сикхов, хотя в целом и
утомителен, содержит в себе сокровища действительно глубокой
и поэтической мысли; и мы можем надеяться, что вскоре будем
иметь его полный перевод, сделанный д-ром Трамппом42. Но су-
ществуют и другие собрания религиозной поэзии, более древ-
ней и более оригинальной, чем строфы Нанака; кроме того, мно-
гие из самых прекрасных стихов Грантха были заимствованы у
более ранних писателей, особенно у Кабира*, последователя Ра-
мануджи*. Здесь можно обнаружить все интересующее исследо-
вателя религии.- интеллектуальная флора значительно разнооб-
разнее и богаче, даже чем естественная флора этой плодородной
страны.
Но мы еще не сказали ни слова о второй религии Индии, ос-
нованной на Священном Писании, — о религии Будды, которая
первоначально была лишь одной из бесчисленных сект, но, об-
ладая жизненной силой, она опутала своими ветвями значи-
тельную часть обитаемого мира. Кто может сказать — я имею в
виду не только европейских ученых, а наиболее образованных
членов буддистских общин, — кто может сказать, что он прочи-
тал все канонические книги буддизма, не говоря уже о коммен-
тариях к ним или о более поздних трактатах?
В соответствии с традицией, сохраненной буддистскими
учеными юга и севера, Священное Писание первоначально со-
держало 80 000 или 84 000 трактатов, но большинство из них
было утеряно, так что осталось только б ООО43. Согласно утвер-
ждению, сделанному в Саддхармаланкаре, текст буддистского
канона и комментарии содержат 29 368 000 букв, в то время как
английский перевод Библии, по некоторым сведениям, содер-
жит 3 567 180 букв; гласные буквы здесь подсчитываются от-
дельно от согласных.
До нас дошли два канона буддистских Писаний — южный,
написанный на языке пали, и северный — на санскрите. Будди-
42 Этот перевод существует со времени издания книги «The Adi
Granth, or the Holy Scriptures of the Sikhs* (London, 1877), переведенной
д-ром Трамппом.
4) См.: Витойf. Introduction a 1'histoire du Buddhisme indien. P. 37;
Selected Essays. 2, P. 170.
56
57
стский канон на пали по объему в два раза больше, чем Биб-
лия, хотя, вероятно, в английском переводе он будет больше в
4 раза44. Спенс Харди* приводит количество строф в каноне
на языке пали 275 250 и 361 550 в комментарии к нему, а стро-
фа включает в себя 32 слога.
Буддистский канон на санскрите состоит из того, что называ-
ется «Девять дхарм»45. В тибетском переводе этот канон разделя-
ется на два сборника — Ганжур* и Данжур*, вмещающих 325 то-
мов, каждый из которых, в том виде как они изданы в Пекине,
весит от четырех до пяти фунтов.
Кроме этих двух канонов существует другая, второстепен-
ная ветвь — канон джайнизма*. Религия джайнизма была осно-
вана Махавирой*, которому, согласно верованиям, предше-
ствовали 23 тиртханкарз*, двадцать третий был Паршва* (за
250 лет до Махавиры). Махавира назывался также Джнятапут-
рой46, или Джнятрипутрой, или Джнятипутрой как сторонни-
ками джайнизма, так и буддизма, Натапуттой — на языке пали,
Наяпуттой — на языке джайнистского пракрита* и, как сооб-
щают обе секты, умер в Папа. Дата его смерти, согласно книгам
джайнизма, 527 год до н. э., что делает его старше Будды. Одна-
ко истинное отношение между сторонниками джайнизма и
буддистами, или последователями Шакья-Муни*, до сих пор
остается неясным. Их священные книги, написанные на прак-
рите, обычно называли Ардхамагадхи, в то время как Писания
на языке пали назывались Магадхи. Согласно Сидханта-дхар-
ма-сара, эти джайнистские Писания обобщенно назывались
Сутрами или Сиддхантами и подразделялись, во-первых, на
две части: Кальпа-Сутра* и Агама* — первая из них включала в
себя пять работ, а вторая — сорок пять; и, во-вторых, на восемь
различных глав, а именно: 1)11 Ангас; 2) 12 Упангае, 3) 4 Мула-
Сутры; 4) 5 Кальпа-Сутры; 5) 6 Кхедас; 6) 10 Пияннас; 7) Нанди-
Сутра; 8) Аниегадвара-Сутра. Общий объем этих шестидесяти
44 Selected Essays. Vol. II. P. 179.
45 Ibid. P. 183.
46 См.: Biihler // Indian Antiquary. VII. P. 143; Jacobi H. On MahMra and
his predecessors // Indian Antiquary. IX. P. 158; см. также его введение к
KalpasutraofBhadrabahu. 1879.
работ вместе с комментариями, согласно утверждениям сто-
ронников джайнизма, составляет 600 000 строк47. В той форме,
в которой мы имеем их сегодня, джайнистские сутры написаны
не раньше чем в XV веке. (См. Indian Antiquary. IX. Р. 1б 1.)
Священная литература третьей арийской религии, имеющей
своим источником так называемую Зенд-Авесту, значительно
меньше по объему. Но ограниченность объема древних текстов
увеличивает трудность их правильной интерпретации, а отсут-
ствие комментариев, более или менее современных им, требует
от европейских ученых терпеливости и изобретательности для
их расшифровки.
Наконец, если мы обратимся к Китаю, то увидим, что рели-
гия Конфуция опирается на «5-цзин» и «4-шу» — книги весьма
значительного объема, окруженные к тому же многотомными
комментариями, без которых даже знающие ученые не рискнут
погрузиться в глубины их Священного канона48.
Лао-цзы, современник, хотя и считающийся старше Конфу-
ция, признается автором огромного количества книг49: не менее
930 по различным вопросам веры, морали и культа и 70 книг, по-
священных магии. Однако его основная работа «Дао дэ цзин», ко-
торая представляет действительное Священное Писание для его
последователей — даосов*, содержит только около 5 000 слов50 и
занимает не более 30 страниц. Но здесь мы снова обнаруживаем,
что сам текст столь непонятен без комментариев к нему, что Жю-
льен*, переводя этот текст, вынужден был обращаться за помо-
щью более чем к 60 комментаторам, самый ранний из которых
жил примерно в 163 году до н. э.
Существует третья религия, распространенная в Китае, — ре-
лигия Фо*; но Фо является лишь китайским вариантом имени
47 Rajendralala Mitra. Notices of Sanskrit MSS. Vol. III. P. 67.
48 LeggeJ, The Chinese Classics with a Translation, Notes, Prolegomena,
and Indexes. 7 vols. См. также: Sacred Books of the East. Vols. HI, XVI.
4» Julien S. Tao-te-king. P. XXVII.
50 Ibid. P. XXXI, XXXV. Разные переводы этого трактата содержат в
себе от 5 610, 5 630, 5 688 до 5 722 слов. Текст, изданный Жюльеном, со-
держит 5 320 слов. Новый перевод «Дао дэ цзин» опубликован в Лейп-
циге д-ром Виктором фон Штраусом в 1870 году.
58
59
Будды, и хотя религия Будды в том виде, в котором она получила
распространение в Китае, имеет свои особенности и породила
огромное количество своей собственной литературы, все же ки-
тайский буддизм не может быть назван независимой религией.
Мы должны различать, с одной стороны, цейлонский, бирманс-
кий и сиамский буддизм, а с другой — непальский, тибетский,
монгольский, китайский, корейский и японский буддизм. Одна-
ко в Китае, несмотря на то, что господствующая здесь форма буд-
дизма основывается на санскритском каноне, обычно называе-
мом северным каноном, были переведены и некоторые книги,
относящиеся к палийскому или южному, канону, которые почи-
таются определенными школами.
Но даже после того как мы собрали эту огромную библиоте-
ку Священных книг с необходимыми для них комментариями,
мы не имеем в своем распоряжении всех материалов для изу-
чения развития и упадка религиозных верований человечества
в целом. В нашей теологической библиотеке не представлена
большая часть человечества, более того, в ней не представлены
самые доблестные народы, прославившие себя в религиозных и
интеллектуальных сражениях. Подумайте только о греках и
римлянах! Подумайте о тевтонских*, кельтских* и славянских
народах! Как же нам проникнуть в то, что мы можем назвать их
исконными религиозными убеждениями, предшествующими
сравнительно недавнему периоду, когда их древние святилища
были разрушены до основания, чтобы освободить место для
новых храмов, а из их священных дубов были сделаны кресты,
насаждаемые на каждом горном перевале и лесной тропе? Ни
Гомер, ни Гесиод* не рассказали нам, чем была религия греков, в
чем состояла ее сущность, их поэмы никогда не считались свя-
щенными или даже авторитетными и к чему-либо обязывающи-
ми среди лучших умов Греции. В Риме мы не находим следов
«Илиады»* или «Одиссеи»*; а когда мы спрашиваем о религиоз-
ном культе тевтонских, кельтских или славянских племен, то
обнаруживаем, что даже имена многих божеств, в которых они
верили, забыты и утеряны навсегда, и мы должны собирать и
складывать воедино разрозненные остатки их веры, подобно
маленьким камушкам разбитой мозаики, которыми когда-то
был выложен пол в разрушенных римских храмах.
Такие же пробелы, то же самое отсутствие представительных
авторитетов, которые мы встречаем у арийцев, мы находим сре-
ди семитских народов, как только выходим за рамки их религий,
основанных на Священных книгах. Вавилоняне, ассирийцы*,
финикийцы*, карфагеняне*, арабы не имели канонических книг
до обращения в магометанство, и знание об их религиях осно-
вывается, насколько это возможно, на исторических памятни-
ках, надписях, традициях, на пословицах, на проклятиях и на
других случайных свидетельствах, которые требуют величайше-
го усердия для того, чтобы они были соответствующим образом
исследованы и успешно сведены воедино51.
Теперь давайте пойдем дальше. Два русла, по которым века-
ми устремлялись потоки арийской и семитской мысли с юго-
востока на северо-запад, от Инда к Темзе, от Евфрата к Иордану
и Средиземному морю, заняли небольшую площадь по сравне-
нию с величиной земного шара. Чем выше мы поднимаемся,
тем шире становится наш горизонт, и там, где мы обнаружива-
ем следы человеческой жизни, мы также можем обнаружить
следы религии. Мы видим, что на берегах Древнего Нила все
еще высятся пирамиды, руины храмов и лабиринтов, чьи стены
покрыты иероглифическими надписями и необычными изоб-
ражениями богов и богинь. На свитках папирусов, которые из-
деваются над всеразрушающим временем, мы находим фраг-
менты того, что в определенном смысле может быть названо
Священными книгами египтян. И хотя уже многое расшифро-
вано в древних письменах этого загадочного народа, главный
источник религии Египта и изначальный смысл ее культовых
обрядов окончательно еще не доступны нам.
Идя вдоль священного потока к его источнику, мы увидим
перед собой целый Африканский континент, и, где бы мы ни
51 Как было отмечено профессором Нёльдеке*, не только великие
религии, но иногда и простые секты имели Священные книги. Так, су-
ществуют мандеи* (представляющие арамейскую народность), друзы*,
езиды", назореи*, а может быть, и другие популярные секты в рамках
магометанства. Даже некоторые из манихейских* писаний, фрагменты
которых дошли до нас, могут быть отнесены к этому классу и могут
пролить свет на вопрос о независимом развитии гностицизма*, кото-
рый не может быть полностью объяснен лишь как простой синтез хри-
стианских и иранских идей.
60
61
встретили лачуги пастухов и крупный рогатый скот, мы знаем,
что когда-то, а вероятно, даже и сейчас здесь можно увидеть
дым жертвоприношений, поднимающийся от земли к небесам.
Остатки древней африканской веры быстро исчезают, но то,
что сохранилось, представляет большой интерес для исследо-
вателя этой религии с ее необычным культом змей и предков, с
ее смутной надеждой на будущую жизнь, с ее не совсем исчез-
нувшими воспоминаниями о Высшем Боге, Отце черных и бе-
лых людей52.
С восточного берега Африки перед нашим взором предстает
море, в котором от Мадагаскара до Гавайев видны бесчислен-
ные острова, напоминающие опоры погруженного в воду мос-
та, когда-то связывавшего Индийский и Тихий океаны. Везде,
среди темных папуасов, среди желтых малайцев* или среди
смуглых полинезийских народов, обитающих на этих островах,
даже среди самых низших из низших на шкале человечества,
если мы внимательно прислушаемся, то услышим шепот о бо-
жественных существах, об образах будущей жизни; у них есть
жрецы и жертвы, которые пусть в самой низшей и деградирую-
щей форме, но все же опираются на свидетельства древней и
неискоренимой веры в то, что вездесущий Бог слышит наши
молитвы, если мы взываем к нему и приносим наши жертвы,
признаются ли они как искупление греха или воздаются от все-
го сердца.
Еще дальше на восток мы видим Американский континент,
на котором, несмотря на антихристианскую жестокость его
первооткрывателей и завоевателей, мы можем обнаружить ма-
териалы для изучения древней и, по-видимому, независимой
веры. К сожалению, религиозные и мифологические предания,
собранные первыми европейцами, вступившими в контакт с
народами Америки, существовали гораздо раньше, чем они
были описаны, и, кажется, в некоторых случаях в большей сте-
пени отражают мысли испанских слушателей, чем мысли мест-
ных рассказчиков. Причудливые иероглифические манускрип-
52 Callaway. Unkulunkulu. P. 45: «Хотя мы произошли от Утланги, мы
не знаем, где мы были сотворены. Мы, черные люди, произошли из
того же источника, что и вы, белые люди».
ты Мексики и Гватемалы пока рассказали нам очень немного, и
сообщения, написанные местными жителями на их туземном
языке, должны использоваться с большой осторожностью. До
сих пор древние религии ацтеков Мексики* и инков Перу* таят
в себе очень интересные проблемы. По мере того как мы про-
двигаемся к северу с его краснокожими обитателями, наша ин-
формация становится еще более скудной, поскольку мы не име-
ем сколько-нибудь подробного описания жизни дикарей. Даже
в наше время можно изучать проявления первобытных религи-
озных верований среди угасающих и постоянно вымирающих
племен индейцев, и в их языках, так же как и в их религиях, все
еще можно обнаружить следы доисторической миграции лю-
дей с Азиатского на Американский континент, которые исполь-
зовали в этих целях в качестве моста Алеутские острова на севе-
ре, либо отправлялись южным путем по морю, переплывая с
попутным ветром от острова к острову до тех пор, пока их сме-
лая лодка не достигала берегов Америки и никогда уже не воз-
вращалась на Азиатский материк, с которого она отплыла.
Когда, завершая обзор религий, мы снова возвратимся на
Азиатский континент, мы повсеместно обнаружим тесно сосед-
ствующие друг с другом восемь религий, основанных на свя-
щенных книгах: мозаизм, христианство, магометанство, брах-
манизм, буддизм и зороастризм, а в Китае — религии Конфуция
и Лао-цзы; и во всех них можно найти, иногда на поверхности,
а иногда в глубинных пластах, все еще сохранившиеся прими-
тивные формы культа. Я имею в виду шаманство* монголов и
прекрасную, почти гомеровскую мифологию финских* и эс-
тонских* племен.
Теперь, когда я развернул перед вашими глазами столь об-
ширную панораму, я думаю, вы разделите чувство смятения, с
которым человек, изучающий науку о религии, смотрит вокруг
и спрашивает себя: с чего начать и в каком направлении идти
дальше? Никто не осмелится отрицать, что мы располагаем
обилием материалов, поддающихся научной обработке. Но
как их собрать воедино? Как нам выявить, что общего во всех
этих религиях? Чем они отличаются друг от друга? Как они за-
рождаются и приходят в упадок? Что они представляют собой,
и в чем их смысл?
62
63
Позвольте мне воспользоваться старой поговоркой «Divide et
impera»*, перефразировав ее следующим образом: «Классифици-
руй и овладевай», и я уверен, нам удастся схватить ту древнюю
нить Ариадны*, которая вела исследователей в разных областях
знания через более запутанные лабиринты, чем лабиринт науки
о религиях мира. Любая наука основывается на классификации,
и если мы не сможем составить удовлетворительную классифи-
кацию различных диалектов веры, мы должны признать, что на-
ука о религии действительно невозможна. Если данная нам во
владение территория будет тщательно осмотрена и правильно
поделена, то каждый ученый сможет возделывать на ней свой
собственный участок, не растрачивая впустую своих сил и не те-
ряя из виду конечных целей, достижению которых должны быть
подчинены все частные исследования.
Каким образом можно поделить огромное царство религий?
Как могут быть классифицированы религии? А может быть, для
начала нам следует поинтересоваться, как они классифицирова-
лись до сих пор? Простейшая классификация, которую мы обна-
руживаем почти в каждой стране, делит религии на истинные и
ложные. Она очень похожа на первую классификацию языков,
согласно которой есть собственный язык и языки остального
мира, или, как сказали бы греки, язык греков и языки варваров,
евреи — древнееврейский и языческие, индусы — языки арийцев
и млеччхов*, китайцы — языки Срединного царства и языки ок-
ружающих его варваров. Нет необходимости доказывать, что та-
кая классификация бесполезна в научном исследовании
Существует другая классификация, носящая на первый взгляд
более научный характер, но если внимательно приглядеться к
ней, то она окажется такой же никчемной для исследователя ре-
лигии. Я имею в виду хорошо известное деление на откровенные
и естественные религии.
Прежде всего я должен сказать несколько слов о понятии
«естественная религия». Это понятие зачастую используется в
самых различных значениях. Некоторые авторы обозначали
им определенные исторические формы религии, которые, как
считалось, не основывались на авторитете откровения, какую
бы интерпретацию этому слову ни давали в дальнейшем. Так,
буддизм был бы естественной религией в глазах брахманов,
брахманизм был бы естественной религией в глазах магоме-
тан. Мы можем отнести все религии, кроме христианства и, в
несколько меньшей степени, мозаизма, к естественным рели-
гиям; и хотя слово «естественные» не значит «ложные», все же
оно подразумевает отсутствие какой-либо иной санкции, кро-
ме внутреннего ощущения истины или существующего в нас
голоса совести.
Но понятие «естественная религия» используется и в другом
смысле, особенно философами последнего столетия. Когда
люди стали подвергать критическому анализу основные исто-
рические религии, они обнаружили, что после рассмотрения
особенностей каждой из них остаются общие для всех религий
принципы. Считалось, что это и есть принципы естественной
религии.
В другой раз, когда из Нового Завета было удалено все, что
казалось сверхъестественным, чудесным и иррациональным,
там все же остался, если так можно выразиться, скелет рели-
гии, который назвали естественной религией.
В прошлом веке философы, которые противостояли рас-
пространению скептицизма и безверия, думали, что этот вид
естественной, или, как еще ее называли, рациональной религии
может сыграть роль волнореза против хлынувшего потока без-
верия, но их надеждам не суждено было сбыться. Когда Дидро*
утверждал, что все откровенные религии были не чем иным, как
ересями в рамках естественной религии, он подразумевал под
естественной религией совокупность врожденных истин, дос-
тупных только взгляду разума и независимых от каких-либо ис-
торических или местных влияний, которые придают каждой
религии особый характер и индивидуальный облик. Существо-
вание Божества, природа таких его атрибутов, как Всемогуще-
ство, Всеведение, Вездесущесть, Вечность, Самодостаточность,
Духовность, Доброта, и также связанное с этим допущение аб-
солютного различия между добром и злом, между добродете-
лью и пороком — все это, а кроме того, согласно некоторым
авторам, Единство и Персонификация Бога, было включено в
сферу естественной религии. Научное исследование этой так на-
зываемой естественной религии получило название естествен-
ной теологии, ставшее известным в начале нашего столетия
64
65
благодаря работе Палея*, которая восхвалялась с не меньшим
рвением, чем третировалась.
Понятие «естественная религия», используемое в науке о ре-
лигии, соответствует понятию Gramma/re generate* в языкозна-
нии, которое означает совокупность фундаментальных правил,
считающихся самоочевидными и обязательными для каждой
грамматики, но, как ни странно, эти правила не существуют ни
в одном языке в чистом и завершенном виде. То же самое мож-
но сказать и о религии. Действительно, никогда не существова-
ло религии, основанной исключительно на ясных и простых
догматах естественной религии, хотя некоторые философы
были уверены в том, что их религия является вполне рацио-
нальной и фактически представляет собой чистый и простой
деизм*.
Следовательно, когда мы говорим о разделении всех истори-
ческих религий на откровенные и естественные, подразумевая
при этом, что естественное является простым отрицанием от-
кровенного, то, реализуя эту классификацию на практике, мы
получим тот же результат, о котором шла речь выше. Мы имели
бы, с одной стороны, только христианство или, согласно неко-
торым теологам, христианство и иудаизм, а с другой — все ос-
тальные религии мира.
Следовательно, эта классификация, хотя она и может иметь
практическую ценность, совершенно бесполезна для научных
целей. Более обширное исследование тотчас покажет нам, что
претензии на откровение высказывались основателями боль-
шинства религий, а если не ими самими, то их последователя-
ми и защитниками; и, следовательно, откровение, как отличи-
тельная черта христианства и иудаизма, не признается никем,
кроме нас самих. Впоследствии мы увидим, что на требовани-
ях авторитета откровения почитатели Вед настаивают с боль-
шей силой и более продуманно, чем теологи-апологеты среди
иудеев и христиан. Даже Будда, первоначально наиболее чело-
вечный и независимый среди основателей религий, в более
поздних полемических работах предстает перед нами в весь-
ма странном виде обладателя откровенной истины53. Он сам
' MullerM. History of Ancient Sanskrit Literature. P. 83.
не мог, как Нум*, Заратустра* или Мухаммед54, претендовать на
общение с высшими духами, еще меньше мог он, подобно по-
этам Вед, говорить о божественном вдохновении и о боже-
ственном характере своих высказываний: по его мнению, ник-
то из духов не был более велик и мудр, чем он сам, а боги Вед
превратились в его слуг и почитателей. Сам Будда апеллировал
только к тому, что мы называем внутренним светом55. Когда он
впервые произнес четыре основополагающих принципа свое-
го учения, он сказал: «Для постижения этой ранее неизвестной
доктрины, о монахи, я развил в себе наблюдательность, зна-
ние, мудрость, ясное понимание и свет». Первые ученики на-
зывали его Sarvagca, или всезнающим, но когда позднее было
замечено, что по некоторым вопросам Будда говорил языком
своей эпохи и разделял заблуждения своих современников от-
носительно формы Земли и движения небесных тел, тогда буд-
дистские теологи пошли на значительные уступки. Они огра-
ничили значение слова «всезнающий», относящегося к Будде,
знанием основных положений его системы, и в отношении
этого, только этого, они провозглашали его непогрешимым.
Может показаться, что такая точка зрения относится к более
позднему времени, что она вполне современна, но, независи-
мо от того, является ли она современной или древней, такой
взгляд на вещи вызывает большое доверие к буддистским тео-
логам. Однако в книге «Милиндапаньха»*, признанной кано-
нической, мы находим ту же самую идею, которая уже зарож-
далась в уме великого Нагасены*. На вопрос царя Милинды*,
является ли Будда всезнающим, он отвечает: «Да, великий царь,
благословенный Будда всезнающ. Но Будда не всегда обнару-
живает свое всезнание. Путем медитации он познает все вещи;
медитируя, он познает все, что желает узнать». В этом ответе
проводится различие между предметами, которые познаются
с помощью чувств и разума, и предметами, которые могут быть
познаны только путем медитации. Нагасена не признает все-
знания или непогрешимости Будды в сфере чувств и разума,
^4 Sprenger. Mohammad. Vol. II. P. 426.
" Gogerly. The Evidences and Doctrines of Christian Religion. Colombo,
1862. Part I.
66
67
но он провозглашает и всезнание, и непогрешимость Будды во
всем, что постигается только путем медитации, или, как мы
могли бы сказать, в делах веры.
В дальнейшем я покажу вам хитроумные выдумки, путем ко-
торых брахманы пытались исключить все человеческое из гим-
нов Вед и обосновать не только откровенный, но внеистори-
ческий и даже неземной характер этих Писаний. Ни один
писатель-апологет не сделал больше них в развитии теории от-
кровения.
В настоящий момент я хочу подчеркнуть, что основатели
или защитники почти всех религий мира ссылаются в том или
ином виде на откровение для обоснования истинности своих
учений; я же полагаю, что построение любой классификации
на такой шаткой почве не принесет пользы. Насколько хорошо
обоснована идея естественного или сверхъестественного от-
кровения, которую выдвигают почти все религии, — не является
вопросом сегодняшнего дня. Объяснение истинного смысла
откровения относится к области теоретической теологии, ибо
трудно найти слова столь же туманные и многозначительные,
как слово «откровение». Здесь мы встречаемся с объяснениями
не только того, как была сдернута завеса, долгое время скрывав-
шая от нас лучи божественной истины, а, что является более
трудной проблемой, как могла когда-то существовать завеса
между истиной и ищущим истину, между любящим сердцем и
объектом наивысшей любви, между Отцом и его детьми.
В сравнительной теологии у нас другая задача: мы рассматри- |
ваем факты такими, каковы они есть. Если люди считают свою
религию откровенной, значит, именно эта религия является для
них откровенной, и с этим должен считаться каждый беспри-
страстный историк.
Но принцип деления религий на откровенные и естествен-
ные оказывается еще более несовершенным, когда мы посмот-
рим на него с другой точки зрения. Если мы даже признаем,
что все религии, кроме христианства и мозаизма, имеют сво-
им источником те способности разума, которые, согласно Па-
лею, являются самодостаточными для того, чтобы вызвать к
жизни основополагающие догмы так называемой естествен-
ной религии, то противопоставление христианства и иуда-
изма как откровенных всем остальным религиям как есте-
ственным, было бы еще более ошибочным по той простой
причине, что ни одна религия, основанная на откровении, ни-
когда не может быть полностью отделена от естественной ре-
лигии. Принципы естественной религии, хотя и не могли сами
по себе создать действительно историческую религию, явля-
лись единственной основой, на которой могли утвердиться
откровенные религии, единственной почвой, в которой они
могли пустить корни и из которой они получали питание и
жизнь. Если же мы уберем эту основу, или если мы предполо-
жим, что она тоже дана нам в виде откровения, мы не только
пойдем против буквы и духа Ветхого и Нового Заветов, но и
подвергнем унижению откровенную религию, превращая ее в
простую формулу, дарованную людям, не способным вопро-
шать, взвешивать и оценивать ее истинность; даже если мы
действительно имеем семя, то мы будем лишены той благо-
приятной почвы, на которой единственно только и могут про-
израстать семена истинной религии.
Христианство, обращаясь не только к евреям, но и к язычни-
кам, не только к простолюдинам, но и к образованным слоям
общества, не только к верующим, но в первую очередь к неверу-
ющим, предлагало всем им элементы естественной религии, а
вместе с ними возможность выбора между истиной и ложью.
Так мог сказать только св. Павел: «Все испытывайте, хорошего
держитесь» (1 Фес. 5:21).
Это высказывание приложимо и к Ветхому Завету. Здесь вера
в Божество или, по крайней мере, в некоторые его неотъемле-
мые атрибуты дается как дар, и пророки, которые призывают
заблудших евреев вернуться к культу Иеговы*, взывают к ним
как к людям, обладающим внутренней силой, благодаря кото-
рой они могут выбирать между Иеговой и богами язычников,
между истиной и ложью. Так, Иисус Навин* собрал все колена
Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля, и начальни-
ков его, и судей его, и надзирателей его, и они предстали перед
Богом:
«И сказал Иисус всему народу: Так говорит Господь Бог Изра-
илев: „За рекою отцы жили ваши издревле, Фарра*, отец Авраа-
ма* и отец Нахора*, и служили иным Богам"» (Нав. 24:2).
68
69
И потом, напомнив им о том, что Бог сделал для них, он
сказал:
«Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренно-
сти; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и
в Египте, а служите Господу.
Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе
ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши,
бывшие за рекою, или богам Аморреев*, в земле которых живе-
те; а я и дом мой будем служить Господу» (Нав. 24:14-15).
Чтобы выбирать между разными богами и различными фор-
мами веры, человек должен обладать способностью выбирать,
уметь отличать истину от лжи, будь эта истина откровенной
или нет; он должен знать, что некоторые основополагающие
догматы не могут быть отвергнуты ни в одной истинной рели-
гии, и в то же время существуют учения, против которых вос-
стают его разум и нравственное сознание, как против несов-
местимых с истиной. Короче, должно быть основание религии,
должна быть твердая скала, на которой возможно воздвигнуть
алтарь, храм или церковь; и если мы называем это основание
естественной религией, то ясно, что ни одна откровенная рели-
гия немыслима без того, чтобы она в большей или меньшей сте-
пени не опиралась на естественную религию.
С этими трудностями в той или иной степени столкнулись
некоторые из наших самых образованных теологов, попытав-
шихся со своих позиций создать различные классификации ре-
лигий. Чтобы избежать частичных совпадений двух определе-
ний естественной и откровенной религий56, были предложены
новые определения естественной религии. Например, естествен-
ная религия трактовалась как религия природы, существовавшая
предположительно в том виде, в каком она имела распростране-
ние среди патриархов или в котором она все еще существует у
первобытных народов, пока не озаренных христианством, но и
не испорченных идолопоклонством.
В соответствии с этой точкой зрения мы должны будем раз-
личать не два, а три класса религий: первобытную, или естествен-
ную, испорченную, или идолопоклонство, и откровенную. Но,
56 CM.:./oweft. Essay on Natural Religion. P. 458.
как уже отмечалось выше, так называемая первобытная, или есте-
ственная, религия скорее существует в умах современных фило-
софов, чем в писаниях древних поэтов и пророков. История не
повествует нам о народах, у которых простое чувство почитания
высших сил не было бы сокрыто под мифологической оболоч-
кой. Но даже если бы было возможно провести четкие и опреде-
ленные демаркационные линии между тремя классами религий,
то и испорченная религия, или идолопоклонство, и чистая, или
откровенная, религия с необходимостью включали бы в себя
элементы естественной религии.
Мы также не уменьшим эти трудности на стадии классифика-
ции в нашей науке, если вместо простой естественной религии
мы, согласившись с другими теологами и философами, допустим
всеобщее первобытное откровение. Это всеобщее первобытное
откровение есть только другое название естественной религии,
и оно основывается не на авторитете, а на спекуляциях филосо-
фов. Подобного рода философы, считающие язык столь чудес-
ным, что он не может быть продуктом человеческого разума,
настаивали на необходимости признания всеобщего первобыт-
ного языка, непосредственно открытого Богом людям или, вер-
нее, немым существам; в то время как наиболее вдумчивые и
наиболее почитаемые среди Отцов церкви, а также среди осно-
вателей современной философии указывали, что с общей рабо-
той Всемудрого и Всемогущего Творца гораздо больше согласу-
ется положение о том, что он создал в человеке необходимые
предпосылки для возникновения речи, чем то, что он одарил не-
мые существа готовыми словарями и грамматиками. Разве ребе-
нок вызывает меньшее удивление, чем взрослый человек? Или
куст менее удивителен, чем дерево дуба? И разве клетка, потенци-
ально содержащая в себе все то, что в дальнейшем получает раз-
витие, менее удивительна, чем все движущиеся существа, кото-
рые наделены жизнью? Все вышеизложенное можно отнести и к
религии. Всеобщая первобытная религия, понимаемая как не-
посредственное откровение Бога человеку или, точнее, толпе
атеистов, может показаться, с позиций человеческого разума,
лучшим разрешением всех трудностей; но высшая мудрость, ос-
нованная на действительной истории, говорит нам и учит нас,
если мы захотим учиться, что мы все ищем Господа, и мы сможем
70
71
случайно ощутить его и обнаружить его, потому что он недалеко
от каждого из нас.
Мы еще поговорим о гипотезе всеобщего первобытного от-
кровения и о всех трудностях, связанных с ней; в настоящий
момент будет достаточно показать, что проблема научной клас-
сификации религий не приблизится к своему решению, если
мы допустим существование еще одного чисто гипотетическо-
го класса религий.
Другая, явно более научная классификация предполагает де-
ление на национальные и индивидуальные религии; под первы-
ми из них подразумевались религии, основатели которых, так
же как и их последователи, нам не известны; под вторыми по-
нимались религиозные системы, которые носят имена тех, кто
предположительно стоял у их истоков. К первому классу, говоря
о тех религиях, которые известны нам лучше всех, относятся
религии древних брахманов, греков, римлян, тевтонцев, славян
и кельтов; ко второму — религии Моисея, Заратустры, Будды,
Конфуция, Лао-цзы, Христа и Мухаммеда.
Это деление, хотя и может быть легко использовано в каче-
стве общего метода и ведет к достижению определенных целей,
обманывает наши ожидания, как только мы попытаемся приме-
нить его критически. Совершенно верно то, что ни брахман, ни
грек, ни римлянин не знал бы, что ответить на вопрос: кто был
основателем их религии, кто первым провозгласил существова-
ние Индры*, Зевса или Юпитера; но человек, изучающий древ-
нюю историю, может еще открыть в различных формах, кото-
рые были заимствованы древним арийским культом из Индии,
Греции и Италии, влияние идей отдельных индивидов или школ.
Если к тому же мы спросим основателей так называемых инди-
видуальных религий, является ли их учение новым, проповеду-
ют ли они существование нового Бога, мы почти всегда полу-
чим отрицательный ответ. Конфуций решительно заявлял, что
он был посредником, а не творцом; Будда довольствовался тем,
что представлял себя звеном в длинной цепи просвещенных
учителей; Христос провозглашал, что он пришел не нарушить, а
исполнить Закон и Пророков; и даже Мухаммед настаивал на
том, что у истоков его веры стоял Ибрагим, т. е. Авраам, друг
Бога, которого он называл мусульманином, а не иудеем или
христианином (Коран. III. 60), и который, по мнению Мухамме-
да, основал храм в Мекке*57. Почти невозможно определить, что
нового привнес предполагаемый основатель религии, что он
заимствовал у своих предшественников, что было дополнено
его учениками; совершенно верно лишь то, что ни одна религия
никогда не смогла бы пустить корни и расцвести, если бы она
не нашла подходящей почвы, на которой произрастала бы и
получала реальную силу. Если они находят такую почву, то ин-
дивидуальные религии имеют тенденцию к развитию во всеоб-
щие религии, в то время как национальные вероучения остают-
ся более замкнутыми, а во многих случаях даже противостоят
всей миссионерской деятельности58.
Но мы еще не закончили. Очень важная и очень полезная для
достижения определенных целей классификация выделяет по-
литеистические*, дуалистические* и монотеистические* рели-
гии. Если религия опирается главным образом на веру в Высшую
Силу, то наиболее характерной чертой, по которой классифи-
цируются религии мира, по-видимому, является природа этой
Высшей Силы. Я не отрицаю, что для определенных целей такая
классификация весьма полезна; я утверждаю лишь, что, идя этим
путем, мы должны будем включить в один класс религии, кото-
рые имеют одинаковое число богов, но очень разнородны в дру-
гих отношениях. Кроме того, было бы необходимо добавить и
два других класса религий — генотеистические* и атеистичес-
кие. Генотеистические религии отличаются от политеистичес-
ких тем, что, признавая существование различных божеств или
названий божеств, они представляют каждое божество как неза-
висимое от всех остальных, как единственное божество, присут-
ствующее в сознании верующего во время культовых действий и
молитвы. Эта черта отчетливо прослеживается в религии веди-
ческих поэтов. Хотя в различных гимнах, а иногда в одном гимне
упоминаегся несколько богов, однако здесь нет иерархии богов,
и в соответствии с различными обстоятельствами и побуждения-
ми человеческого сердца [верующие] обращаются то к Индре —
"•' Sprengec. Mohammad. Vol. III. P. 49,489.
5t! См.: Kuenen. Hibbert lectures // National Religions and Universal Reli-
gions. 1882.
72
73
богу голубого неба, то к Агни — богу огня, то к Варуне* — древне-
му богу небесного свода, и каждый из них почитается как выс-
ший, и невозможно обнаружить намеков на соперничество меж-
ду ними или какое-либо представление о подчинении одного
бога другому. Эта особая фаза религии, этот культ отдельных бо-
гов, вероятно, везде является первой стадией в развитии полите-
изма, которая заслуживает отдельного названия59.
Что касается атеистических религий, они могут показаться
совершенно невозможными, но пока фактически мы не можем
отрицать того, что религия Будды первоначально была чисто
атеистической. Идея Божества, после того как она была иска-
жена бесконечными нелепостями, которые возмущали сердце
Будды и отвергались им, была, по крайней мере временно, со-
вершенно изгнана из святилища человеческого разума; вместе с
тем высшая форма морали, существовавшая до возникновения
христианства, была дана людям, для которых боги преврати-
лись в фантомы, людям, отвергшим алтари и даже алтарь непо-
знаваемого Бога.
Задача моей следующей лекции состоит в том, чтобы пока-
зать, что единственно научная и подлинно генетическая клас-
сификация религий аналогична классификации языков и что
существует самая тесная связь между языком, религией и народ-
ностью, особенно на ранних этапах истории человеческого
интеллекта, — связь, которая совершенно не зависит от тех фи-
зических элементов, крови, кожи или волос, основываясь на ко-
торых, этнологи пытаются построить свою классификацию че-
ловеческих рас.
59 Mullet Ы. History of Ancient Sanskrit Literature. Second edition. P. 532;
Kuenen. Hibbert Lectures. P. 286
КОММЕНТАРИИ
Катехизис — книга, содержащая краткое общедоступное
изложение основ вероучения, обычно в форме вопросов и от-
ветов. Катехизис предназначен для начального религиозного
обучения верующих (с. 51).
Символ веры — краткий свод главных догматов, составля-
ющих основу вероучения какой-либо религии, религиозного
направления, церкви. Символ веры принимается без доказа-
тельств. Символ веры читается как молитва на богослужениях и
в домашних условиях; исполняется хором всеми присутствую-
щими в Храме. Общехристианский (апостольский) Символ
веры состоит из 12 частей («членов»). Он был составлен отцами
церкви и утвержден на Никейском (325) и Константинополь-
ском (381) вселенских соборах (с. 51).
Персы — древнейшее население Ирана, известное с 1-го ты-
сячелетия до н. э. и говорящее на индо-иранских языках (с. 52).
Мозаизм — название иудаизма по имени основателя этой
религии Моисея (с. 52).
208
209
Религия Авраама — иудаизм (с. 52).
Туранцы (татары, монголы) — различные племена и наро-
ды монголоидной расы (с. 53).
«У-цзин» («5-цзин», пятикнижие) — классическое конфуци-
анское пятикнижие, основной канон конфуцианской религии.
Включает в себя «И-цзин» (Книга перемен) — сборник магиче-
ских формул; «Шу-цзин» (Книга истории) — история легендар-
ных императоров; «Ши-цзин» (Книга песен) — сборник древ-
ней поэзии; «Ли-цзин» (Книга обрядов) — описание обрядов;
«Чун-цю» (Книга весны и осени) — хроники одного из кня-
жеств (с. 54).
«Сы-шу» («4-шу», четверокнижие) — священное конфуциан-
ское четверокнижие. Состоит из следующих книг: «Лунь-юй» —
книга изречений Конфуция и его учеников; «Мэн- Цзы» — уче-
ние философа Мэн- Цзы; «Да-сюэ» — учение о самоусовершен-
ствовании; «Чжун-юн» — учение о необходимости во всем со-
блюдать гармонию (с. 54).
«Дао дэ цзин» (каноническая книга о дао и дэ) — основопо-
лагающий трактат философии даосизма, автором которого счи-
тается Лао-цзы, живший в VI веке до н. э. Трактат посвящен уче-
нию о дао (дорога, путь) — невидимом вездесущем естественном
законе природы, человеческого общества, мышления и поведе-
ния отдельного человека, неотделимом от материального мира и
управляющим им, и дэ, как проявлении дао (с. 54).
Евангельское учение (Евангелие) — благая весть; — ранние
христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа
и его учеников (апостолов). В Новый Завет входят 4 Евангелия
(от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Однако существовали еще
Евангелия от Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Евангелия от
Фомы и др., не вошедшие в новозаветный канон (с. 54).
«Брахманы» — трактаты, толкующие и комментирующие
Веды. В «Брахманах» дается теологическое обоснование веди-
ческой практики (с. 55).
«Махабхарата» («Сказание о великой битве бхаратов») —
древнеиндийский эпос, сложившийся приблизительно в
VI—II веках до н. э. Состоит из 18 книг, авторство которых при-
писывается Вьясе. В них повествуется о легендарной борьбе
двух царских династий — Кауравов и Пандавов. «Махабхарата»
представляет собой своего рода свод философских и религиоз-
ных, социальных и политических учений, а также мифологии
Древней Индии, из которых взяты все основные идеи индуизма
(с. 56).
«Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма, создана
либо одновременно с «Махабхаратой», либо ранее; ее авторство
приписывается легендарному поэту Вальмики. В «Рамаяне» по-
вествуется о подвигах борца со злом и защитником добра на-
родного героя Рамы — сына царя Дашаратхи, совершившего
поход из северной Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для осво-
бождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной.
«Рамаяна» стала одной из священных книг вишнуизма, а Рама
почитался как воплощение Вишну — одного из трех высших
божеств индуистского пантеона, олицетворяющего творческую
космическую энергию (с. 56).
Пураны — Священные книги индуизма, которые были на-
писаны в середине 1-го тысячелетия до н. э., а древнейшие из
сохранившихся — во второй половине 1-го тысячелетия до н. э.
(с. 56).
Тантры — священные тексты в тантризме (направление в
буддизме и индуизме, возникшее в первые века н. э. и распада-
ющееся на ряд различных школ и направлений. Так, в шиваис-
тских сектах священные тексты назывались агамы, в вишну-
истских — пураны). Термин «Тантры» часто употребляют как
обобщенное название этих и других текстов тантризма. В них
обосновывается поклонение женской, реже мужской, половой
энергии (с. 56).
Секта сикхов (сикхизм) — религия, возникшая в XVI веке
в северо-западной Индии, отразившая протест мелких торгов-
цев и ремесленников против кастового строя; с XVII века в об-
щине появились крестьяне и она приобрела черты военно-де-
мократической организации. В противовес ортодоксальному
индуизму в сикхизме признается единый неперсонифициро-
ванный бог, все объекты окружающего мира рассматриваются
как проявления высшей силы Творца. Все люди признаются
210
211
равными перед богом. Под знаменем этой религии в Индии
развернулась борьба против империи Великих Моголов, кото-
рая завершилась созданием государства сикхов, просущество-
вавшего до завоевания его англичанами в 1849 году. Основа-
тель секты сикхов — гуру (учитель) Нанак. В настоящее время
сикхизм распространен в Пенджабе, а его сторонники высту-
пают за создание самостоятельного государства Халистан на
севере Индии (с. 56).
Грантх Сахиб — собрание Священных книг сикхов, содер-
жащее жизнеописания и заповеди сикхских гуру Эта книга яв-
ляется не только источником вероучения, но и объектом рели-
гиозного поклонения (с. 57).
Кабир (ок. 1440-1518) — индийский религиозный рефор-
матор, последователь Рамануджи. Кабир учил, что Бог находит-
ся везде и в каждом человеке, поэтому особые обряды и места
поклонения не нужны. Он проповедовал равенство всех людей
перед богом, выступал против кастового деления. Идеи Кабира
и его последователей сыграли большую роль в развитии сик-
хизма (с. 57).
Рамануджа (XI-XII века) — индийский религиозный фило-
соф. В своих работах развивал положение о том, что матери-
альные тела существуют вечно, поскольку имеют божественную
природу. Бог, с его точки зрения, является целым, а материаль-
ные тела и души — его части. Идеи оказали большое влияние на
более поздние религиозно-философские системы Индии, по-
служили основой для некоторых течений индуизма (с. 57).
Харди Спенс — английский религиовед-буддолог, зани-
мавшийся исследованием категорий буддистской философии
и этики (с. 58).
Ганжур (Ганджур) — собрание канонических буддийских
текстов в 108 томах на тибетском языке, включающих 1161 про-
изведение (с. 58).
Данжур (Данджур) — собрание канонических буддистских
текстов в 225 томах; комментарий к Ганжуру. Включает в себя
сочинения по языкознанию, риторике, стихосложению, меди-
цине, архитектуре, художественные произведения (с. 58).
Джайнизм — одна из религий Древней Индии, оформивша-
яся в VI-V веках до н. э. По преданию, вероучение джайнизма
было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, по-
следним из которых был Вардхамана Махавира, прозванный
Джина («Победитель»). Он победил карму и устранил препят-
ствия с пути религиозного спасения. Центральное место в джай-
низме занимает учение о переселении душ в различные мате-
риальные тела в соответствии с законом кармы. Джайнизм и
буддизм выступали как альтернатива брахманизму. Возникнув в
северо-восточной Индии, джайнизм затем распространился
преимущественно в ее центральных областях, никогда не выхо-
дя за пределы Индии. В джайнизме существует 2 спорящих меж-
ду собой направления: дигамбары, отказывающиеся от всех со-
блазнов жизни, и шветамбары, проповедующие менее строгий
подход к жизни (с. 58).
Махавира, Вардхамана (VI век до н. э.) — основатель джай-
низма. По преданию Махавира принадлежал к роду кшатриев
(воинов). В дальнейшем его образ был мифологизирован, и Ма-
хавира (в переводе — великий герой) стал центральным персо-
нажем джайнистской мифологии. На 43-м году жизни Махави-
ра достиг абсолютного знания и стал Джиной («Победителем»)
(с. 58).
Тиртханкара — титул вероучителей джайнизма, основных
персонажей мифо-исторического комплекса, почитаемых как
«боги богов». Пять благих моментов в жизни тиртханкары (за-
чатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания
и конечное освобождение) сопровождаются, согласно мифу,
чудесными явлениями. Наиболее подробно в джайнистской ли-
тературе описывается жизнь тиртханкары Махавиры, который
считается основателем этой религии (с. 58).
Паршва (Натха, Паршванатх) — в джайнистской мифоло-
гии 23-й, предпоследний тиртханкара, живший примерно за
250 лет до Махавиры. Многие исследователи рассматривают
Паршву как историческую личность (с. 58).
Пракриты — среднеиндийские языки и диалекты, продол-
жающие древнеиндийский этап развития и предшествующие
новоиндийским языкам. Первоначально пракриты были разго-
ворными диалектами, в дальнейшем подверглись литературной
212
213
обработке. Известны пракриты (ок. сер. 1-го тысячелетия до
н. э. — ок. сер. 1-го тысячелетия н. э.), используемые в религиоз-
ных проповедях, деловых документах, драматургии (сцениче-
ский пракрит), художественной литературе (с. 58).
Шакья-Муни — одно из наиболее распространенных имен
Будды, означающее на санскрите «мудрец из племени Шакьев»
(с. 58).
Кальпа-Сутра — один из древнейших текстов джайнист-
ского канона, содержащий правила поведения монахов и мона-
хинь (с. 58).
Агама (Сидцханта) — собрание канонических текстов джай-
низма. Предание гласит, что поучения Махавиры были собраны
его учениками (ганадхарами) и оформлены в виде 14 лекций.
Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одному тому
наставлений, которые и образовали ядро джайнистского канона
(с. 58).
Даосы — последователи даосизма — древнекитайского фи-
лософского учения, возникшего во второй половине 1-го тыся-
челетия до н. э. На его основе во И веке н. э. складывается религия,
получившая то же название. В V веке оформляются вероучение и
культ даосизма, который становится национально-государствен-
ной религией Китая. Для даосизма характерно сочетание эле-
ментов конфуцианства и различных бытовых суеверий (с. 59).
Жюльен Станислас (1797-1873) — французский синолог,
переводчик и комментатор «Дао дэ цзин» (с. 59).
Фо — китайское название буддизма. Иероглиф «фо» тожде-
ственен санскритскому слову «будда» и означает переход от
спящего, затемненного сознания к его пробуждению и про-
светлению (с. 59).
Тевтонские народы (тевтоны) — общее название для всех
древнегерманских племен. Также употребляется как название
отдельного древнегерманского племени (с. 60).
Кельтские народы (кельты) — близкие по языку и мате-
риальной культуре племена, в 1-м тысячелетии до н. э. обитав-
шие к северу и западу от Альп, на территории современных
Франции и Бельгии, от р. Роны через южную Германию до об-
ластей по верхнему течению р. Дуная. Греки называли их кель-
тами, римляне — галлами, а кельтов, позднее проникших в Ма-
лую Азию, называли галатами (с. 60).
Гесиод (ок. 700 до н. э.) — первый исторически достоверно
установленный греческий, а следовательно, и европейский
поэт. Был крестьянином-пастухом. После того как брат Перс
обманул его и завладел отцовским имуществом, Гесиод стал
рапсодом, завоевал приз в Халкиде. Для своих поэм он избрал
размер эпического гекзаметра. В «Теогонии» («Происхожде-
ние богов») Гесиод истолковывает мир мифологически, пове-
ствует о сотворении мира из хаоса, говорит о происхождении
и последовательности трех божественных династий, после-
дняя из которых возглавляется Зевсом. В поэме «Труды и дни»
он прославляет честный крестьянский труд. Другие произве-
дения Гесиода сохранились лишь фрагментарно (их авторство
окончательно не установлено) — это «Щит Геракла», «Эойя»
(каталог женщин-прародительниц знатных родов) — образец
для дидактической поэзии более позднего времени (с. 60).
«Илиада» — гомеровский эпос, описывающий осаду Трои.
Названа по имени греческого города Илион (Троя). Состоит из
24 книг, в которых описывается 49-дневный отрезок времени —
период окончания 10-летней борьбы греков за Трою. Ее тема —
гнев Ахилла, у которого Агамемнон увел его рабыню Брисеиду,
из-за чего Ахилл отказался участвовать в сражениях. После того
как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь вступает в битву, чтобы
мстить за него. От своей матери Фетиды Ахилл получает доспехи
и убивает Гектора в бою. Боги принимают участие в борьбе с обе-
их сторон. Эпос заканчивается поминальными играми в честь
Патрокла. «Илиада» написана гекзаметром (с. 60).
«Одиссея» — гомеровский эпос, произведение более по-
зднее, чем «Илиада». Некоторые ученые считают, что Гомер не
является автором «Одиссеи», авторство которой принадлежит
одному из его учеников. «Одиссея» состоит из 24 книг, в кото-
рых описывается десятилетнее путешествие Одиссея и его воз-
вращение к жене Пенелопе, которая хитростью оттягивает свой
брак с другими женихами. Ее сын Телемах, возвратившийся до-
мой неузнанным, помогает Одиссею расправиться с женихами.
214
215
В «Одиссее» повествования о морских путешествиях переплета-
ются со сказочными мотивами. «Одиссея» написана гекзамет-
ром (с. 60).
Ассирийцы — население семитской группы могуществен-
ного древнего восточного государства Ассирия, возвышение
которого произошло в III веке до н. э. (с. 61).
Финикийцы (финикияне) — греческое наименование ха-
наанеев (западные семитские племена, древние обитатели Па-
лестины и Финикии, сплотившиеся в общность во второй поло-
вине 2-го тысячелетия до н. э.) (с. 61).
Карфагеняне — полиэтническое население рабовладель-
ческого города-государства Карфаген (Северная Африка), ко-
торый был основан выходцами из финикийского города Тира в
825 (824) году до н. э. (с. 61).
Нёльдеке Теодор (1836—1930) — немецкий востоковед, фи-
лолог и историк, автор работ по семитологии, арабистике, ира-
нистике, тюркологии. Важнейшие из них посвящены происхож-
дению Корана и хронологии написания его частей, древней и
средневековой истории Ирана, истории семитских языков, круп-
нейшим памятникам литературы Востока («Шахнаме», «Калила и
Димна» и др.) (с. 61).
Мандеи — религиозная секта, возникшая на берегах Евфра-
та. Взгляды мандеев имели много общего с воззрениями некото-
рых гностических сект, а также с манихейством, к которому в
дальнейшем многие общины мандеев примкнули. Согласно уче-
нию мандеев, над человеком господствуют силы зла, скрываю-
щие светоносные силы первотерпения. Один из носителей све-
та — Мандадихайя (по его имени и названа секта) олицетворяет
знание (с. 61).
Друзы — приверженцы мусульманской секты, возникшей в
начале XI века. Ее представители верят в единого бога, много-
кратно являвшегося в человеческом образе. Друзы разделяют
учение о переселении душ своих единоверцев. Конечным вопло-
щением Божества друзы признают фатимского халифа Хакима
(правил в 996-1021 годах) и ожидают его второго пришествия.
Друзы делятся на посвященных — уккаль (умные, знающие) и не-
посвященных, основную массу верующих — джуххаль (невеже-
ственные). Живут главным образом в Ливане и Сирии (с. 61).
Езиды (йазиды) — последователи религиозной секты, близ-
кой к зороастризму. В вероучении езидов есть элементы хрис-
тианства (несторианства), иудаизма и ислама. Езиды соблю-
дают обряды крещения и обрезания, признают единого бога
Иаздана. Езиды преследовались христианами и мусульманами,
что побудило их признать своими священными книгами Биб-
лию и Коран. Последователями учения езидов является часть
курдов, проживающих в Турции, Иране, Ираке, Грузии и Арме-
нии^. 61).
Назореи — в Ветхом Завете люди, посвятившие себя Богу.
Давая обет назорейства, они отказывались от стрижки волос,
употребления вина и других опьяняющих напитков. Они не
должны были подходить к мертвому телу, а тем более касаться
чего-либо нечистого. Эти запреты отделяли назореев от обыч-
ных людей и указывали на их святость. Возможно, что из назо-
реев вышли первые христиане (с. 61).
Манихейские Писания (манихейство) — религия, возник-
шая в Персии (III век н. э.) и распространившаяся от Италии до
Китая. Представляла собой синтез зароастризма и христианства.
Основоположник — полумифический проповедник Мани (216-
277), который считался посланником неба и света. Борьба цар-
ства света и царства тьмы, бога и дьявола завершается гибелью
материального и победой духовного. Человек, двойственное по
природе существо (душа — воплощение света, тело — тьмы), по-
могает силам света в борьбе с силами тьмы. Христианство объ-
явило манихейство ересью (с. 61).
Гностицизм — религиозно-философское течение поздней
античности и средневековья. Возникло в I веке н. э. в Сирии или
в Александрии (Египет). Во II веке стало соперничать с хрис-
тианством. Гностицизм стремился соединить различные вос-
точные верования с христианством и греческой философией.
В гностицизме признается существование доброго и злого на-
чал, света и тьмы, совершенного божества и греховного мате-
риального мира, между которыми находятся промежуточные
существа — зоны (к последним относится и Христос). В гности-
цизме присутствует пессимистический взгляд на окружающий
216
217
мир, подчеркивается богоизбранность гностиков, учение кото-
рых оказало сильное влияние на манихейство и некоторые
средневековые ереси. Для гностицизма характерно неприятие
Ветхого Завета и искупительной жертвы Иисуса Христа. В рам-
ках гностицизма существовали религиозные группы, секты и
церкви (с. 61).
Малайцы — основное население Малайзии, относящееся к
австронезийской языковой семье (с. 62).
Ацтеки Мексики (теноики) — древнейшее индейское на-
селение Мексики, говорящее на языке нахуатль (или мехика-
но). В настоящее время населяют некоторые штаты Мексики
(с. 63).
Инки Перу — индейцы кечуа, говорящие на языке кечуа
андо-экваториальной языковой семьи. В начале XV века кечуа
образовали союз племен, главную роль в котором стало играть
племя инков. Постепенно кечуа ассимилировали соседние ин-
дейские народы. В настоящее время населяют центральные и
южные департаменты Перу (с. 63).
Шаманство (шаманизм) — религиозные представления и
культовые действия, в основе которых лежит вера в возмож-
ность особых людей (шаманов) быть посредниками между тем
или иным человеческим сообществом и миром духов. Обще-
ние шамана с духами происходит в экстатическом состоянии
во время выполнения особых ритуалов (камланий) под удары
бубна, который наделяется мистическими свойствами. «Ша-
манский дар» считается наследственным. Он проявляется в
«шаманской болезни» — расстройстве психики, что предпола-
гает убийство духами будущего шамана, а затем воскрешение
его, но уже в новом качестве (с. 63).
Финские племена (финны, самоназвание «суоми») — ос-
новная часть населения Финляндии, ведут свое происхождение
от древнейших прибалтийско-финских племен (с. 63).
Эстонские племена (эсты, эстонцы, самоназвание «эстла-
сед») — основная часть населения Эстонии (с. 63).
Divide et imperia (лат.) — разделяй и властвуй (с. 64).
218
Нить Ариадны — Ариадна — дочь мифического критского
царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Влюбившись в Тесея,
дала ему клубок ниток (нить Ариадны), чтобы он, убив Мино-
тавра, смог выбраться из лабиринта. Тесей увез Ариадну, по-
обещав взять в жены. Однако на о. Наксос он покинул спящую
Ариадну. Дионис проявил заботу об Ариадне и взял ее в жены.
Она получила в дар свадебный венец, помещенный впослед-
ствии на звездном небе (созвездие Северной Короны). Суще-
ствовал культ Ариадны как богини произрастания (с. 64).
Млеччха (сянскр. — варвары, дикари, инородцы) — в древ-
ности презрительное название, данное индоевропейцами чуж-
дым им этнически, по культуре и религии племенам, жившим на
территории Индии, и всем иноземцам. Слово «млеччха» появи-
лось в поздневедической литературе в первой половине 1-го
тысячелетия до н. а, когда в основном завершилось расселение
ариев в Индии и сложилась индо-арийская культурная общ-
ность. Впоследствии слово «млеччха» приобрело значение
«плохой, грешный» (с. 64).
Дидро Дени (1713-1784) — французский философ-материа-
лист, представитель Просвещения XVIII века, писатель, теоретик
искусства, основатель и редактор «Энциклопедии» XVIII века.
Дидро был убежденным врагом феодального строя, абсолютиз-
ма, христианской религии и католической церкви. Часто подвер-
гался гонениям, в 1749 году был заточен в Венсенский замок за
распространение материалистических и атеистических идей.
Дидро отвергал религиозную мораль, критикуя ее за то, что она
насаждает рабскую покорность, убивая активность человека. Он
одним из первых установил преемственную связь между антич-
ными и христианскими мифами. Выступал за отделение церкви
от государства (с. 65).
Палей Уильям (1743-1805) — английский философ и теолог.
Основные сочинения — «Принципы моральной и политической
философии» (1785), «Естественная теология» (1802) (с. 66).
Grammaire generale (фр.) — общая грамматика (с. 66).
Деизм — религиозно-философское учение, распространен-
ное в эпоху Просвещения (XVIII век), согласно которому бог
есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его. Со-
219
творив мир, бог не принимает в нем какого-либо участия и не
вмешивается в закономерное течение его событий, в развитие
природы и общества. Родоначальником деизма считается лорд
Чербери (Англия, XVII век) (с. 66).
Нум (Юма) — в мифологии самоедов верховное божество.
По представлениям ненцев и селькупов, Нум — творец (демиург),
находящийся в отдалении от созданного им мира (часто — оби-
тающий на седьмом ярусе неба) и управляющий миром при по-
мощи других божеств и духов. Нум часто отождествляется с са-
мим небом (с. 67).
Заратустра (Заратуштра, Зороастр) — основатель древне-
иранской религии — зороастризма, в которой он почитается
как пророк, живший между X веком и первой половиной VI века
до н. э. Заратустра составил Гаты — древнейшие части Авесты.
Он проповедовал в восточном Иране и Средней Азии, выступал
против власти родоплеменных вождей, старого жречества,
культа древних богов. Хотя Заратустра — реальное историче-
ское лицо, в поздних частях Авесты он представлен мифичес-
ким борцом с демонами, действующим силой слова и чудесами,
а не силой оружия. Восточные легенды повествуют, что Зарату-
стра жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он
удалился на высокую гору, где бог Ормузд открыл ему свое уче-
ние. Под влиянием совершенных Заратустрой чудес первым
принял его учение царь Виштаспу. Греческая форма имени За-
ратустра — Зороастр (с. 67).
«Милиндапаньха» («Вопросы царя Милинды») — неканони-
ческое сочинение раннего буддизма, построенное в форме диа-
логов царя Милинды и буддистского монаха Нагасены. Большин-
ство ученых относят этот источник к середине II века до н. э. (с. 67).
Нагасена — один из ранних интерпретаторов буддизма,
философские взгляды которого изложены в неканоническом
сочинении «Милиндапаньха» (II век до н. э.). Выдвинул тезис о
том, что индивид — это сиюминутное состояние сознания, по-
этому он появляется на мгновение и тут же исчезает. На этой
основе отверг существование души (с. 67).
Царь Милинда Менандр (умер ок. 150 года до н. э.) — пра-
витель греческих владений в Индии (Греко-Бактрийского цар-
ства). Рассчитывая опереться в достижении своих политических
целей на некоторые слои местного населения, принял буддизм.
Известен по буддистскому труду «Милиндапаньха», где приво-
дится диалог Милинды с буддистским монахом Нагасеной (с. 67).
Иегова — неправильная транскрипция имени древнееврей-
ского бога Яхве, которая встречалась в литературе вплоть до
XIX века (с. 69).
Иисус Навин — главный персонаж шестой книги Ветхого
Завета, преемник и помощник Моисея, полководец, руководив-
ший завоеванием «богоизбранным народом» Ханаана. С име-
нем Иисуса Навина Библия связывает ряд чудес — остановку
Луны и Солнца, расступившиеся воды Иордана, каменный град,
обрушившийся с неба на землю, развалившуюся от звука труб
стену осажденного войском Иисуса Навина города Иерихона.
Первоначальным именем Иисуса Навина было Осия; Моисей
называет его Иисусом (с. 69).
Фарра — в Ветхом Завете легендарный потомок Сима, сын
Нахора, отец Авраама, Нахора и Арана; оставил родной город
Ур и отправился с семьей в Ханаан (древнее название террито-
рии Палестины, Сирии и Финикии на Ближнем Востоке). С него
начинается история странствий патриархов (с. 69).
Авраам — один из ветхозаветных патриархов, считающий-
ся родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (че-
рез сына Исмаила). Сын Фарры, генеалогия которого восходит
к Симу. Библейская традиция связывает с Авраамом начало
веры в единого Бога и заключение договора (завета) с Богом.
Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. В исламе
Авраам почитается под именем Ибрагим (с. 69).
Нахор — ветхозаветный персонаж, один из братьев Авраа-
ма. Он женился на своей племяннице Милке, и от нее и своей
наложницы Реумы имел 12 сыновей, в том числе Вефуила, кото-
рый был отцом Ревекки — жены Исаака (с. 69).
Аморреи — кочевые племена северо-западной групп'ы се-
митских народов, которые населяли северную Месопотамию,
Сирию, Ливан и Палестину. В начале XIX века до н. э. вторглись
в Вавилон (с. 70).
220
221
Индра — величайшее божество ведической эпохи; один из
наиболее популярных ведических богов. В природном аспекте
(первоначально) — бог грозы, дождя и грома. Затем он стано-
вится покровителем царской власти, военным предводителем
клана богов, верховным богом. В эпосе «Махабхарата» Индра —
идеальный образ правителя, победитель многочисленных де-
монов, царь богов, повелитель дождя (с. 72).
Храм в Мекке — мусульманское святилище Кааба (куб), один
из храмов древних арабов, четырехугольное здание из серого
камня с плоской крышей. В восточную стену (снаружи в нишу)
вделан «черный камень» (по-видимому, метеорит, несколько кус-
ков, скрепленных серебряным обручем). Мусульмане верят, что
это окаменевший ангел, который защитит тех, кто дотронется до
него рукой. До возникновения ислама Мекка (город в Саудовс-
кой Аравии) была религиозным центром языческих арабских
племен, а храм Кааба — святилищем племен Хиджаза. С 7 века
Мекка превратилась в священный город мусульман и место их
паломничества (хаджжа). В Мекке около 300 тыс. жителей. Еже-
годно ее посещают около 2 млн человек (с. 73).
Политеистический, политеизм (многобожие) — поклоне-
ние нескольким богам, одинаковым по статусу (хотя они и мо-
гут подчиняться друг другу) в противоположность монотеизму
(единобожию). Политеизм возникает в период разложения
первобытной общины. В иерархии богов нашли отдаленное от-
ражение разделение труда и земные отношения господства и
подчинения. Примером политеизма могут служить древнегре-
ческая и древнеримская религии (с. 73).
Дуалистический, дуализм (двойственный) — философс-
кое или религиозное учение, исходящее из признания равно-
правными и не сводимыми друг к другу двух начал (с. 73).
Монотеистический, монотеизм (единобожие) — религиоз-
ные представления и учения о едином Боге (противостоит полите-
изму — многобожию). К монотеистическим религиям относятся
иудаизм, христианство и ислам. Однако принцип жесткого моно-
теизма последовательно не проводится ни в одной религии (с. 73).
Генотеистическая религия (генотеизм, энотеизм, катено-
теизм) — одна из разновидностей политеизма, состоящая в том,
что, признавая существование многих богов, данное объедине-
ние племен или отдельное племя считало своим покровителем
лишь одного из них и поклонялось только ему. Это рождало спе-
цифическое представление о союзе данной этнической группы
с определенным богом (с. 73).
Варуна — один из наиболее значительных богов ведическо-
го пантеона. В Ведах выступает как создатель и хранитель мира
и космического миропорядка, грозный бог-судья, карающий
грешников и награждающий праведников. В послеведический
период в эпосе Варуна утрачивает свое ведущее положение и
становится божеством, властвующим над земными водами и
водными стихиями (с. 74).
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Религиоведение
|
|