Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Яблоков И. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава IX
ХРИСТИАНСТВО

§ 1. Возникновение христианства

Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства

Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.
о несомненной близости первоначального
христианства иудейской общине эссеев
свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки
в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у
эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -
ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато-
логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-
века, в обрядности, в организации общин и отношении к
собственности.
Относительно быстрое распространение христианства в мало-
азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-
лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис
античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем
дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не
только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами
и подданными провинций, между римской потомственной знатью и
обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального
протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство
быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое
не могла уже никакая сила.
Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,
не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального
характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,
равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен-
ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-
ладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду
на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно
призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте-
ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,
надежду получения свободы простым и понятным способом - через
познание божественной истины, которую принес на землю Христос,
чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Идейные предшественники христианства

Христианская апологетика утверждает, что в
отличие от всех остальных религий мира
христианство не создано людьми, а дано че-
ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная
история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство

126

не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.
Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон-
цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-
софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую
религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,
способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-
там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение
первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-
турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-
ненных представлений, а способствовало принципиально новому
учению получить всеобщее признание.
Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения
оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок.
50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до
н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской
традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,
и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве
внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-
на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути
познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение
Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем
как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,
о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы,
названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для
христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за-
метное влияние на формирование христианства.
Нравственное учение христианства, в особенности о достижении
добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для
всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством
осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы-
текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только
повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст-
венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-
веческих ценностей зависит не от государственных требований, а
всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает
признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-
щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,
независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-
ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало
следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел
бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1.
Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так
во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними" (Мф. 7:12).
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

127

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,
самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение
разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и
умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор-
мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-
сение предполагает строгую оценку собственной жизни,
самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Усвоение христианством различных элементов восточных культов,
эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.
Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток
средиземноморской культуры.

Споры о личности основателя христианства

Сколько существует христианство, столько
продолжаются споры о личности его основа-
теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные
в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях
и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер-
шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для
вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры
об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -
мифологической и исторической.
Представители мифологической школы считают, что наука не рас-
полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической
личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя
после описанных в них событий, не содержат реальной исторической
основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не
говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых,
о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности.
Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения
мифологическая школа считала внепалестинское происхождение
христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда-
ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль-
турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий,
разночтений, неточностей.
Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной
личностью, проповедником новой религии, который сформулировал
ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро-
учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда
евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па-
вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской
фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под-
тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель-
ного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37 -
после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер-
поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древ-

128

ностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все
основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про-
поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится
о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как
факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.
Представители и мифологической, и исторической школы внесли
значительный вклад в издание библейских текстов, а также других
источников, относящихся к первым векам христианства. В последние
годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей
исторической школы.

Превращение христианства в государственную религию РИМСКОЙ империи

К середине I в. в христианстве отчетливо вы-
явилось множество различных направлений,
которые вели горячие споры друг с другом и
с внешними идейными конкурентами. Ран-
нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего
христианства. Общины не имели специальных мест для проведения
богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим
для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную
искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю-
дей посредником между Богом и человеком.
По мере роста христианского космополитизма и формирования
основных догматических представлений усилился процесс отхода от
иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности
после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления
иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.
Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме-
нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они
объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже
имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская
знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в
своих руках управление имуществом и руководство богослужебной
практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный
срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы,
епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре-
доточивают в своих руках всю полноту власти.
Изменение социального состава общин определило и эволюцию их
социальной направленности. Наблюдается все больший отход от
прежних демократических тенденций, все настойчивее становится
стремление к союзу с императорской властью.
Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ-
ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки
превратить в таковую одну из национальных религий, в частности
римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем
народам империи. Былые гонения христианства римским государством

129

в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им-
ператор Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. положил
начало превращению христианства в государственную религию
Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб-
рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг-
равший важную роль в утверждении христианского вероучения.
Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ-
за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после того
христианского вероучения как основный догматы были канонизированы,
и культа дискуссии вокруг их содержания не прек-
ратились.
Как до, так и после Никейского собора между различными груп-
пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова-
лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,
воплощения и искупления.
Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария
(256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу.
Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог
определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож-
дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто-
ятельная личность.
На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе
были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен-
ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап-
полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа
Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.
В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг
догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон-
стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла
сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы.
Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И
только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал
орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы-
ло уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - все-
ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.
На четвертом - Халкидонском (451) - вселенском соборе главное
внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп-
лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом
Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе
человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали
в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп-
лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как
истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца
по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество

130

и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и
неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против
несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за-
коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.
Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать
Иисуса Христа; 82-е правило пятого - Константинопольского II(553)
- вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в челове-
ческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в
новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих
всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной
жертвы.
Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В
первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы
то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале
IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть
никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из
церковных писателей Евсевий (260-265 - 338-339) считал употреб-
ление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в.
выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные
распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился
только на седьмом - Никейском II (787) - вселенском соборе. Собор ут-
вердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изоб-
ражение священных лиц и событий и поклонение им.
Еще более длительным был процесс формирования христианских
таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в.
сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (прича-
щения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно
вводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутству-
ющую ему исповедь, священство.

Разделение христианских церквей

Христианство не представляло собой единого
религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к
сложившимся социальным отношениям и местным традициям.
Следствием децентрализации Римского государства было возникно-
вение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей:
Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иеру-
салимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а
затем Грузинская православная церковь.
Но дело не ограничивалось только разделением христианских цер-
квей. Отдельные из них отказывались признавать решения вселенских
соборов, и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское
духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским
собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое поло-

131

жение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального
христианства.
Одним из самых крупных разделений христианства было появление
двух основных направлении - православия и католицизма. Этот рас-
кол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особен-
ностями развития феодальных отношений в восточных и западных
частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

 


Обратно в раздел Религиоведение










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.