Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Яблоков И. Основы религиоведения
Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Глава VII
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
§ 1. Индуизм
Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная
с историей и специфической социальной структурой народов Южной
Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700
млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной 79 Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство
составляют индуисты и в королевстве Непал.
Возникновение, эволюция, основные направления
Процесс синтеза нескольких этнокультур-
ных компонентов, в результате которого
возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи
лет назад; системообразующим фактором стала религия древних
арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, ха-
рактерных для периода становления классового общества (опреде-
ляемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах -
сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее
существенными чертами этого комплекса можно считать представ-
ления о принадлежности последователей ведической религии к одно-
му из трех сословий - варн ритуально полноценных людей,
"дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через
посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа-
лу, описанному в Ведах, жертву богам.
К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле-
менного общества, становления государств, включения все новых эт-
носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность,
племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе
ведических представлений религиозно-философской системы, опре-
деляемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной,
ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана),
- стали помехой для общественного развития. Не соответствовал
брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став-
шей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского
общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные
связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому
ритуалу.
Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, вы-
держав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точ-
нее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные
потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием
с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив пред-
ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах-
мана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в
качестве священных текстов (но снабдив их многочисленными ком-
ментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождения
души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), опреде-
ляемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы,
касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чисто-
той индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же
правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело-
века и влекло не только прижизненное наказание (например, исклю- 80
чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле-
дующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне
социума (в группе внекастовых "неприкасаемых" - изгоев общества)
или в образе животного.
Освоение- индийской цивилизацией обширной племенной
периферии, включение в систему общественного разделения труда все
новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нор-
мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо-
лее эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы.
Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с
мифологической сложностью и множественностью пантеона. Социаль-
но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю-
щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния - кармы,
почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред-
ставление о воплощениях богов - аватарах, их явлениях - манифес-
тациях. Обряды поклонения богам могут быть самыми
разнообразными, фактически ритуализованы (и подконтрольны брах-
манам) многообразные социальные и даже физиологические прояв-
ления жизни. Очередное пребывание человека в этом мире
сопровождается циклом обрядов - от зачатия до смерти. Единой
религиозной организации в индуизме нет.
Исторически индуизм оформился в два основных направления -
вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного ком-
плекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические куль-
ты, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала,
экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были
очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления
и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как ас-
кет-йогин, отшельник-садху.
В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного нача-
ла, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме
наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция кото-
рого- использовать накопленную подвижничеством энергию на раз-
рушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному,
внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точ-
нее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или
Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, бо-
лезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в боль-
шей части Индии, предметом почитания миллионов индийских
женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым
символом единства Шивы и его женской половины является весьма
абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетиче-
ская могущества - их половых признаков: йонилингама и ардханари.
Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на пер-- 81 вый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя
мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в
различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитае-
мые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь - победитель
демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и
символике, но в общем бог-защитник. Популярность этой аватары
Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь
личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным ха-
рактером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко вы-
разил идеи позднего индуизма - течения бхакти, и прежде всего -
идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрица-
ющей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии
породил сикхизм.
Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма -
Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой
практике заметной роли не играет.
В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев
фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или
Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо
второстепенные божества из их окружения, действующие лица бога-
тейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто
поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали,
Ганеше - слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Ха-
нуману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Ра-
вавок" йонилингаму Шивы, змеям-нагам - подземным божествам и
повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипос-
таси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значение
имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам свя-
щенных рек.
Особенности философских воззрений
Условия формирования и развития индуизма
определили своеобразие его философской
системы. Яркая, сочная, богатая и многооб-
разная, рассчитанная на все уровни индивидуальною сознания, эта
религиозная система отличается своей плюралистичностью.
Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся пок-
лонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну) давал возмож-
ность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания
в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым
из которых были закреплены определенные функции, а также в
зависимости от направления в индуизме, которого придерживался
индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные раз-
новидности.
В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения
общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсо- 82
люта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в вы-
работке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-времен-
ных характеристик, имеющих единицей космического времени "день
Брахмы", равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представ-
ления о бренности и сиюминутности настоящего, определившие
квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем,
основанных на индуизме.
Центральное место в философской концепции индуизма занимает
доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и
поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого
индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчез-
новение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой
(Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопостав-
ление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщен-
ному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно
противопоставлению своего "я" конкретному объекту индуистского
поклонения.
В соответствии с религиозно-философскими представлениями
индуизм разработал определенные нормы общественных установлений
с детальной регламентацией поведения в зависимости от места
индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а так-
же в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре
периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья - ученичество, гриха-
стха - главенство в семье, ванапрастха - отшельничество, саньяси -
аскеза и отрешение от земного.
Реформация индуизма Одну из наиболее серьезных трансформаций
индуизм претерпел в XIX - XX вв. В этот
период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и спо-
собность противостоять любым попыткам ассимиляции религия по-
лучила сильный стимул к развитию. Толчком послужило
распространение культуры и религии британских завоевателей, начав-
шееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отно-
шений. В таких условиях и были предприняты первые попытки
реформации индуизма.
Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся
бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). Обладавший
широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе
английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бен-
гальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии
национальных газет и светских школ - колледжей, а также создал
в 1828 г. религиозное общество "Брахмо самадж" - "Общество Брах-
мы", единого Бога, которому должны были поклоняться не только
индусы, но и мусульмане и христиане.
В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важ- 83
ная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии за-
частую трудно либо вовсе невозможно разделить религиозную рефор-
мацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роя
наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в
критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом
смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучитель-
ным положениям.
Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в
1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество
"Арья самадж". Близкое к "Обществу Брахмы" по реформаторскому
духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться
от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и
других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма,
"Арья самадж", однако, отказалось от сближения с другими религиями,
провозгласив лозунг "Назад, к Ведам!". Обращение к древней
индийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой
популярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то
время как численность "Брахмо самадж" не превышала 10 тыс. че-
ловек). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в
целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло
крестьянских масс, как в Европе, и с течением времеди движение
реформации "навстречу массам" все более опиралось на индуистскую
традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт
индуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие,
как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к
новым общественным требованиям, индуизм тем не менее по-преж-
нему существует в массовом религаозном сознании в устоявшихся,
привычных формах.
Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и орто-
доксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Ра-
макришна Парамахамса (1836 - 1886), учивший, что каждый
определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие
формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога.
После смерти Рамакришны его последователями была создана
всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название
"Миссия Рамакришны". Возглавивший миссию ближайший ученик Ра-
макришны Свами Вивекананда (1863 - 1902) сделал следующий шаг
в создании учения, цель которого - охватить не только все
религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное
начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и не-
противоречивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному
воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все
дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих 84
действиях в первую очередь руководствовался постулатом: "Европа
должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преу-
спели в развитии одной фазы человечества, они - другой. Соединение
обеих - вот что необходимо". Миссия Рамакришны, основанная им в
1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи не-
оведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.
Индуизм Активное включение индуизма в политичес-
в политической жизни кую жизнь страны началось в XIX в. в общем
современной Индии контексте борьбы индийского народа против
колонизаторов и протекало параллельно с
процессом трансформации этой религии, вызванным коренными струк-
турными изменениями в жизни индийского общества, и прежде всего
становлением и развитием капиталистических отношении.
В политике Индии 80-х годов XX в. "индуистский фактор" пре-
ломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма,
включающего апеллирование к традиции, использование идей,
понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей,
отождествление религиозной и этнической общности ("индиец -
= индуист, индус"). Отчетливо обнаруживается историческое противо-
стояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответ-
ственно ок. 83 и 11% населения страны. Взаимоотношения
индуистской общины с конфессиональными меньшинствами (сикхами,
христианами и пр.) не носят столь напряженного характера, но
внимание коммуналистов неизменно приковано к электоральному
поведению представителей этих религий.
Еще до независимости в Индии возникли две крупные комму-
налистские организации - Хинду Махасабха (практически прек-
ратившая свое существование после 1947 г.) и Раштрия Сваямсевак
Сангх (РСС), объединяющая сегодня десятки тысяч индусов и выпол-
няющая роль главного центра и поставщика кадров индуистских ком-
муналистов. Будучи запрещенной организацией, РСС теснейшим
образом связана с рядом партий, открыто участвующих в политической
борьбе. С начала 80-х годов выразителем политических устремлений
РСС стала Бхаратия Джаната Парти, набравшая силу и популярность
в течение десятилетия и добившаяся феноменального успеха на вы-
борах в парламент страны 1991 г. Особенностью 80-х годов стала рез-
кая конфессионализация общественно-политического сознания
подавляющей части населения, о чем говорит в том числе и
стремительный рост численности различного рода коммуналистских
организаций и группировок. В стране насчитывается более 500
индуистских коммуналистских объединений, в деятельности которых
принимает активное участие несколько миллионов человек. 85
Обратно в раздел Религиоведение
|
|