Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верованийОГЛАВЛЕНИЕПРИМЕЧАНИЯ[1] Учение о Деве Марии. Здесь и далее: прим. научного редактора. [2] Сокращенный перевод. [3] Небесный «бездеятельный» бог. Далее: деус оциозус. [4] Сиддхартха — собственное имя, Гаутама — родовое имя. Достигнув Просветления, Сиддхартха Гаутама стал Буддой. [5] Санскр.: «Мудрец из (племени) Шакья. [6] Дерево «Бодхи» (дерево «Просветления»). [7] Состояние окончательного освобождения, достигнутое тем, кто уже никогда не возродится в мире живых существ. [8] Двоюродный брат царевича Гаутамы и его любимый ученик (сопровождал Будду как слуга в течение 45 лет). [9] Собрание самых авторитетных членов «сангхи» называется «сангити» (букв, «совместное монотонное пение»). [10] Четыре касты (упоминаются уже в «Ригведе»): брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (крестьяне); шудры (слуги). [11] Раскол произошел на втором «сангити» в Вайшали. Через 200 лет, на третьем «сангити» в Паталипутре Ашока признал истинным учение тхеравады. [12] Санскр.: «Те, которые проповедуют учение о потустороннем». [13] «Отдельный», «независимый» Будда — мудрец, достигший личного Просветления. [14] Причастность, преданность, служение (богу). В качестве концептуального термина впервые встречается в Бхагавадгите, где означает служение Бхагавану (Кришне). [15] «Тело закона» или «космическое тело Будды». [16] Титул политического (до 1951 г.) и духовного владыки тибетского народа. Титул по происхождению монгольский. В 1578 г. монгольский князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамухо, 3-му наместнику школы «гелугпа». [17] Букв. «ось мира» (лат.) [18] Другое название Ёрмунганд — мировой змей. [19] Букв. «Книга о пути и добродетели». [20] Возникновение Дао цзан связано с деятельностью даоса Лу Сюцзиня (406–477 гг. н.э.). В VI в. сложился образец, который воспроизводится во всех последующих изданиях. В 1012–1019 гг. по приказу императора Чжэн-цзуна Дао цзан был кодифицирован. В 1191 г. вырезан на досках, посредством которых отпечатаны все собранныеы. В 1923–1926 гг. был издан фототипическим способом единственный сохранившийся полный экземпляр Дао цзан. [21] Точнее: Цинь Ши-хуанди. [22] Первым провозгласил себя «тянь-ши» («Небесным наставником») Чжан Даолин в середине II в. После его смерти главой секты стал его сын Чжан Хэн, а затем внук Чжан Лу, который создал даосское государство на территории провинции Сычуань. В 214–215 гг. государство Чжан Лу подчинилось войскам Цао Цао — будущего основателя династии Вэй (220–264). Вплоть до 1927 г. теократическое государство «даосского папы» существовало на правах полуавтономии. [23] Более распространенный вариант: «одетые сторонами света». [24] Другое священное дерево Махавиры — ашока, под которым он дал обет отречения от мира. [25] Чаше именуется Махатма Ганди. Это не имя, а эпитет (досл. «великий Атманом»), которым величают высокодуховных, сверхмирских личностей. [26] Самвара — «остановка» притекания кармического вещества к дживе. При соблюдении всех правил аскетического служения можно достичь полного уничтожения карм («ннрджара»). [27] Согласно манихейской традиции, отец Мани забрал его в возрасте четырех лет в иудео-христианскую общину элхасаитов близ г. Месена (ныне Басра). Из обычаев секты следует отметить аскетизм, безбрачие, вегетарианство, ежедневные ритуальные омовения и очищение пищи водой [28] В египтологии совокупность примерно пятнадцатиов называют обычно «Песнь арфиста». [29] Более точное название: «Поучение царя Гераклеопольского» (своему сыну Мерикара). [30] Маат — богиня порядка и истины, супруга бога мудрости Тота. [31] Служил эмблемой египетских богов и символом бессмертия. Слово «анх» означает «жизнь», «процветание». [32] Точнее «поля рая» (иару) на восточном небе, откуда восходит бог солнца Ра. В конечном счете, стали не только местом блаженства Ра и фараона, но и всех тех, кто получил оправдание на суде Осириса. [33] Более точное название — «Видэндат». [34] Название означает «Создание основы» («Первотворение»). [35] Мусульманская форма имени Варахран. [36] Букв.: Мост судебного разбора. [37] Слово имеет два значения: а) высшая варна в древнеинд. обществе; б) объяснение Брахмана — часть ведийского канона Шрути. [38] «Вайшьи» — крестьяне (третья каста). Название произошло от слова виш — народ. К этой касте принадлежало большинство населения. Занятиями вайшьев считались земледелие и скотоводство, а также торговля. [39] Имя мудреца — легендарного автора «Рамаяны». [40] Позиции пальцев или рук, в отличие от асан — телесных поз. [41] Европеизированное название — Бенарес. [42] Правильно: «руку». Ракат — это цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в строго определенном порядке. [43] Правильнее: ал-Аббас. [44] Мамлюк (мамлук): букв, «тот, кем владеют». Первоначально — приобретенный раб в отличие от раба по рождению. C XI в. — синоним слова гулам (раб-воин). Мамлюкские эмиры, захватившие в 1250 г. власть в Египте, пополняли свою армию мамлюками — тюрками и кавказцами. [45] В 762 г. См. «Ислам. Энциклопедический словарь. М, 1991. [46] Умер в тюрьме в 799 г. Прозвище его означает «Обуздывающий гаев». [47] Правильнее: «великое воскресение». [48] Букв. «знающие»: богословы-законоведы. [49] Букв. «испытание». [50] Центральный обряд хаджжа — стояние (вукуф) у горы Арафат с полудня до захода солнца. [51] Энциклопедический словарь: 875 г. [52] Букв. «Наш господин». [53] «Стоянка» на «мистическом пути». [54] Цезарь, сделав фактическим правителем Иудеи Антипатра, даровал Гиркану титул «первосвященника и этнарха всех иудеев». [55] Впервые эта схема была предложена немецкими учеными в 1835 г. Затем появились и другие, более дробные деления. См. статью «Пятикнижие» в «Еврейской энциклопедии». [56] «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». [57] Титул, принадлежавший главе вавилонских евреев, которые со времени пленения носили общее название «гола», т.е. диаспора. [58]Апокрифический договора «Омара I с христианами Иерусалима» впервые появляется в начале XII в. Ограничения для иноверцев («зиммии», букв. «покровительствуемые») были введены при Омаре II (717–720) и особенно при Йезиде II (720–724), хотя сам термин «зимма» встречается уже в посланиях Мухаммеда к арабским племенам и в 9-й суре Корана. [59] Совр. Вильнюс. [60] Келл-дара (совр. Килдэр) — означает «храм из дуба». Так назывался монастырь, покровительницей которого считалась Бригита. [61] Точнее: Нантосвельта. [62] Холм Уснех — место, где сходились границы пяти королевств. [63] Ульстер (совр. Ольстер) — одно из четырех (а затем пяти) королевств. Цикл обычно именуется «Уладским». [64] Лю цзин — «Шесть канонов», «Шестиканонье», «Шестикнижие». Сложилось к IV в. [65] Другое название: «Чжоу И» («Чжоуские перемены»). [66] В I в. до н.э. появился канон из пяти книг (без «Книги музыки») — «У цзин». Книга «Чжоу ли» входила в так называемые «Тринадцать канонов» («Ши сань цзин»). [67] Царство Лу (совр. провинция Шаньдун). [68] В 27 лет поступил на службу в главную кумирню царства Лу. [69] Имел более трех тысяч учеников — как простого звания, так и представителей знати. [70] «Жэнь» («гуманность») — центральное понятие в конфуцианстве. «Совершенный муж» именуется «цзюнь цзы». Его синонимы: «Да жэнь» («великий человек») или «жэнь жэнь» («гуманный человек»). Антоним — «сяо жэнь» («ничтожный человек» или «маленький человек»). [71] 190 или 179 — 120 или 104. См. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. [72] В официальной конфуцианской литературе именовался «Вторым совершенномудрым» («я шэн»). [73] Более известен под именем Лу Цзююань. [74] «Сы шу» или «Сы цзы шу». [75] Условное название по первым словам поэмы. [76] «Путь богов»; син = ками. [77] Другое название: «Нихон секи». [78] «Фукко синто» — «возрождение синто древности», школа синто, возникшая в конце XVIII в. [79] Букв. «Просвещенное правление». [80] Ассоциация синтоистских святилищ. (Дзиндзя хонтё) была создана в 1946 г. высшими представителями синтоистского духовенства. [81] Букв. «успокоение земли». [82] Точнее: Управление по делам небесных и земных божеств. В 1871 г. было преобразовано в Министерство по делам небесных и земных божеств (дзингисё). В марте 1872 г. было преобразовано в министерство религиозного образования. [83] Стола — парадная длинная туника. [84] В сочинении «Против Цельса». [85] Наилучший, величайший (лат.) — эпитеты Юпитера. [86] Баал-Зебул (досл. «Повелитель мух») — отсюда Вельзевул. [87] Соответствует еврейскому кодашим. [88] «Когда вверху» — условное название поп первым двум словам поэмы. [89] По обету Керет должен был отдать Асират (Ашера) две трети веса своей супруги серебром и одну треть золотом. [90] Досл.: «при усилии более действенно» (лат.). [91] От слова фидаи («жертвующие собой»), [92] Ал-мухаммира («одетые в красное»). [93] Букв. «невольники» (араб.) — воины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов. В 1250 г. свергли египетскую ветвь Айюбидов и основали династию мамлюкских султанов, правившую до 1517 г. [94] «И сына» (лат.). [95] Видимо, имеется в виду скандинавское происхождение династии Рюриковичей. [96] Седьмой вселенский собор состоялся в 787, окончательная победа над иконоборчеством (Торжество Православия) — в 843. Собор 869–870 г. Римская Церковь считает Восьмым Вселенским, а на Востоке он не признается. [97] Низложен в 870, восстановлен в 877 императором; на соборе 879–880 с этим, действительно, согласились папские легаты. [98] Несторий умер до Халкидонского собора. [99] Видение блаженного Ездры (лат.). [100] В действительности лет на сто раньше — Григорием Синаитом. [101] Гороскоп мира (лат.). [102] Видимо, имеется в виду общественная организация «Миссия Рамакришны». [103] По преданию, жил в VI или VII в. См. «Словарь: Индуизм, джайнизм, сикхизм». М, 1996. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|