Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Элиаде М. Космическое обновление и эсхатологияОГЛАВЛЕНИЕГлава 10. ПОМАЗАНИЕ НА ЦАРСТВО ИНДИЙСКОГО КОРОЛЯСтремление регенерировать Космос при помощи символического повторения космогонии также обнаруживается в ритуале помазания на царство индийского короля — rajasuya. Главные церемонии проводились в новогодний период. Помазание предварялось продолжившимися в течение года церемониями посвящения (diksa), после чего следовала церемония ограждения, как правило, также продолжившаяся в течение одного года. Совершенно очевидно, что rajasuya сводится к серии церемоний, имеющих целью реставрацию Универсума. Король играл главную роль, поскольку, как и жертвователь (strauta), он в каком-то смысле воплощал Космос. Уже Хакартом была установлена структурная идентичность ритуала посвящения индийского короля и основной космогонической формулы. Действительно, различные фазы ритуала последовательно воспроизводили возврат будущего суверена в эмбриональное состояние, его зарождение и мистическое возрождение в качестве Космократора, отождествляемого с Праджапати и одновременно с Космосом. Эмбриональный период будущего суверена соответствовал процессу созревания Универсума и изначально, вероятно, связывался с созреванием урожаев. Ритуальное возвращение в дородовой период означает уничтожение индивидуальности. Это крайне опасная операция, поэтому совершаются специальные церемонии, имеющие целью изгнание зловредных сил (Nirtri, Rudra и т.д.) и своевременное освобождение короля от эмбриональной плевры. Во второй фазе ритуала происходит образование нового тела суверена. Это символическое тело получают либо в результате мистической свадьбы короля с кастой брахманов или с народом, свадьбы, позволяющей ему родиться из их матрицы — либо в результате союза мужских и женских вод, либо же союза с золотом, символизирующим огонь и воды. Третья фаза rajasuya представляет собой серию ритуалов, благодаря которым король получает власть в трех мирах, то есть одновременно воплощает Космос и является Космократором. Главная церемония состоит из нескольких акций. Король поднимает руки — жест, имеющий космогоническое значение. Он символизирует поднятие оси мира (axis mundi). После помазания король остается стоять на троне с поднятыми руками, при этом он воплощает космическую ось, закрепленную на пуповине Земли (то есть на троне — Центре Мира) и касающуюся Неба. Окропление связывается с Водами, опускающимися с Неба по оси мира (axis mundi), то есть по самому Королю, чтобы оплодотворить Землю. Затем король делает шаг в четырех направлениях (стороны света) и символически возносится к зениту. В результате этих ритуалов король стяжает верховную власть в четырех направлениях пространства и в четырех сезонах. Иными словами, он вступает во владение пространственно-временным Универсумом. В историческую эпоху rajasuya практиковали лишь дважды. Первый раз для помазания на царствование короля, и во второй — для подтверждения его универсального господства. Но в доисторические времена rajasuya, вероятно, праздновалась ежегодно для регенерации Космоса. Ее структура приближается к индийским сезонным праздникам типа utsava. Также, возможно, что в древние времена народ играли в ее праздновании более важную роль. Мы видим каким образом космогонический сценарий Нового Года интегрируется в ритуал посвящения короля; обе эти ритуальные системы преследуют одну и ту же цель, а именно космическое обновление. Верно то, что возвращение к первоистокам и последующее за этим символическое повторение космогонии также входят в структуру других ритуалов, поскольку (как мы имели возможность показать на конференции в Эранос в 1956) космогонический миф является образцовой моделью всякого творения. Но обновление, совершавшееся в случае помазания короля, имело значительные последствия в последующей истории человечества. С одной стороны, церемонии обновления становятся подвижными, отрываются от жестких календарных рамок, а с другой стороны, король в некотором роде делается ответственным за стабильность, плодородие и процветание всего Космоса. Это говорит о том, что универсальные обновления начинают связываться уже не с космическими ритмами, но с историческими событиями и личностями. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|