Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 3. ЯЗЫЧЕСКО-ХРИСТИАНСКИЙ СИНКРЕТИЗМ

Такое сочетание разных мифологических элементов привело к созданию атмосферы обмана и взаимной подозрительности. С одной стороны, во всяком случае сначала, на белых смотрели как на вернувшихся к ним с дарами Предков. Действительно, у них была белая кожа, как у духов умерших, и они прибывали на кораблях. С другой стороны, устроившись на острове, белые беззастенчиво угнетали туземцев, загружали на их самой тяжелой работой да еще пытались обратить в христианство. Двойственное отношение к белым объясняет как антизападные движения за национальное освобождение, так и зависть, ревность, механическое подражание западным ценностям. Почти все карго-культы более или менее категорично отвергают христианство. Но тем не менее христианская эсхатология неоднократно соединяется с меланезийским милленаристским мифом. Так, на полуострове Хуон туземский отшельник Упикно удалился в джунгли и принял по божественному указанию имя Лазарь. Одно из милленаристских движений на Рэй Коаст (1936) провозгласило второе пришествие Христа. Туземец-католик Мамбу с Мадани Дистрикт дал начало синкретическому языческо-христианскому движению, направленному против белых и их миссий. Другой меланизийский культ, известный под названием "Ассизи", объявил о прибытии Христа на одном из торговых кораблей. В результате этого события туземцы должны были поменять цвет кожи; они превратились бы в белых и стали хозяевами над белыми, которые, в свою очередь, должны были превратиться в черных. На Каимку семнадцатилетняя девица Фило основала новый синкретический профетический культ. Один из ее дядьев был именован Богом, а другой — Иисусом. Денно и нощно последователи культа пели и танцевали вокруг них, читая католические и туземные молитвы. Фило предсказала, что Бог пошлет им товары и оружие для охоты на белых, миссии которых они должны атаковать в первую очередь, поскольку они распространяют ложную религию. Затем настанет очередь полиции. Саноп, один из руководителей милленаристского культа на Буке, обвинил европейцев в сокрытии части христианских ритуалов и догм. Согласно верованию одного из культов голландской Новой Гвинеи, европейцы, вырвав первую страницу из Библии, утаили тот факт, что Иисус был папуасом и благодаря этому присвоили себе в христианстве привилегированное положение, которое по праву принадлежит папуасам. Для устранения этой несправедливости верующие переименовывали свои деревни в Галилею, Вифлеем, Иерихон и т.д. А один из лидеров, которого с тех пор звали Моисеем, для медитаций удалился на гору, переименованную в Кармил5. В 1939 году одна прокаженная старуха объявила о прибытии корабля с товарами и переименовала острова Шутен в Иудею и Гадар. Ее деревня стала Вифлеемом, а небольшая речушка Иорданом. Более того, во многих случаях милленаристские движения отказывались от традиционных меланезийских форм религиозности. Маски тайных обществ уничтожались, к участию в эзотерических церемониях допускались женщины6. Иногда от традиционной религии отказывались полностью. Не то чтобы туземцы день ото дня становились все более и более нерелигиозными, одновременно освобождаясь от христианства и от религии своих предков. Напротив, перемены вызывали возрождение религиозной жизни более аутентичной и созидательной чем прежде, поскольку она подпитывалась профетическим и милленаристским опытом. Туземцы готовились к царствию небесному и отказывались от всех религиозных форм прошлого. Они ожидали новой, радикально возрожденной жизни, существования, имеющего иные ценности, поскольку оно виделось блаженным и нескончаемым. Этот же феномен мы отмечали в нудистском культе Эспирито Санто, который одновременно отрицал христианство, этические и экономические ценности белых, а также традиционные племенные обычаи и запреты. Готовилось восстановление Рая.

Бесспорно, что все эти милленаристские движения в Океании возникали в результате определенной исторической ситуации и выражали стремление к экономической и политической независимости. Во многих работах хорошо освещается социо-политический контекст карго-культов. Однако историко-религиозная интерпретация этих милленаристских микрорелигий едва только начата. Все эти явления профетизма могут быть поняты полностью лишь в перспективе истории религий. Невозможно понять значение и причину необыкновенного успеха карго-культов, если не принимать во внимание мифо-ритуальную тему, которая играет фундаментальную роль в меланезийских религиях, а именно, миф о ежегодном возвращении умерших и космическом обновлении, которое при этом происходит. Космос ежегодно должен регенерироваться, и на новогодних церемониях, в ходе которых осуществляется эта регенерация, присутствуют умершие. Этот мифо-ритуальный комплекс продолжен и дополнен в мифе Великого Года, то есть радикального обновления Космоса путем разрушения всех существующих форм, их регрессии к хаосу и последующего нового творения.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.