Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Элиаде М. Космическое обновление и эсхатологияОГЛАВЛЕНИЕГлава 1. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ НУДИЗМВ 1945 гг. на острове Эспирито Санто (Новые Гибриды) появился странный культ. Его основатель, некий Тцек, распространил по деревням послание, в котором призывал мужчин и женщин отказаться от набедренных повязок, жемчужных ожерелий и других украшений. Кроме того, добавлял он, все предметы, полученные от белых, должны быть уничтожены, вместе с инструментами, используемыми для изготовления циновок и корзин. Он призывал сжечь все дома и построить в каждой деревне по две больших общих спальни: одна из которых предназначалась для мужчин, а другая для женщин. Супругам отныне запрещалось проводить ночи вместе. Пища должна была готовиться в одной большой кухне (готовить ночью строго запрещалось). Нужно было прекратить работать на белых и забить всех домашних животных: свиней, собак, кошек и т.д. Одновременно с этим Тцек приказал отменить многие традиционные табу: такие, например, как запрет браков в рамках одной тотемической группы, выкуп жены, изоляция молодых матерей после родов и т.д.. Он требовал также изменить похоронные обычаи: не зарывать больше покойника в его хижине, а оставлять на деревянной платформе в джунглях. Но наиболее сенсационным в послании было сообщение о будущем прибытии на остров "американцев". При этом все адепты культа получали бы товары в неограниченных количествах, более того, им было обещано бессмертие и вечная жизнь1. В этих последних особенностях можно узнать специфический характер милленаристских и эсхатологических культов Океании, называемых "карго-культы". На них мы остановимся дальше. Сейчас же отметим, что нудистский культ Эспирито Санто продолжал распространяться в течение нескольких лет. В 1948 году Грэхэм Миллер писал, что "культ становится могущественнее по мере удаления вглубь острова". К нему примкнула треть населения. Общий язык — Маман — был принят всеми членами культа, хотя поселения подразделялись на разные лингвистические группы. Новое единство религиозного порядка образовалось вне традиционных племенных структур. Члены секты были убеждены в злокозненности старого порядка и превосходстве нового. Проповедовавшееся миссионерами христианство открыто отвергалось. Центры нового культа находились в расположенных в глубине острова деревнях, куда явно не проникал ни единый белый человек2. Как и все миллернаристские культы Океании, это движение носило явно враждебный по отношению к белым характер. Успех его был, однако, весьма относительным. После энтузиазма первых дней ему явно оказывается сопротивление. Обещанная утопия не реализовалась, напротив же, в результате массового уничтожения имущества произошло обнищание целых районов. Более того, сами туземцы сетуют на нудизм и оргиастическую разнузданность. Так, по словам одного из информаторов Грэхэма Миллера, "истинной причиной нудизма было поощрение оргий". Сам основатель культа говорил, что, будучи естественной функцией, половой акт должен производиться публично, среди белого дня, как это происходит у собак и домашней птицы. Все женщины и девушки без разбора должны принадлежать всем мужчинам3. Туземцы и даже некоторые адепты культа были шокированы уничтожением их имущества и сексуальной разнузданностью новых нравов. Поскольку выразившийся в уничтожении имущества эсхатологический нудизм имел смысл лишь как ритуальное поведение, провозглашавшее и подготавлявшее новую эру процветания, свободы, красоты и вечной жизни, а волшебное Царствие при этом отнюдь не спешило наступать, то скоро первоначальный энтузиазм сменился унынием и усталостью, что всегда происходит в истории милленаристских движений. В рамках нашего исследования особый интерес представляют "парадизиакальные" элементы этого нудистского эсхатологического культа. Действительно, в своем послании Тцек провозгласил установление вечного Рая на Земле. Люди больше не должны были бы работать, они не нуждались бы в домашних животных и имуществе. Старый порядок был бы упразднен, законы, правила, запреты потеряли бы свой смысл. На смену запретам, обычаям, продиктованным традицией, пришла бы абсолютная свобода, в первую очередь, сексуальная, поскольку именно сексуальная жизнь во всех человеческих обществах является предметом наиболее строгих табу и запретов. Отмена всех законов и обычаев означает возврат к первоначальной красоте и свободе, к состоянию, предшествовавшему положению человека в актуальную эпоху, короче, к райскому состоянию. В иудео-христианской традиции это состояние Адама до грехопадения. Поэтому маламала и нудисты с Эспирито Санто стремятся подражать сексуальному поведению животных, то есть отбросить всякий стыд, так как те считаются безгрешными. Поэтому же они ожидают одновременно бессмертия и прибытия "американцев", нагруженных бесчисленными товарами. Трудно сказать, является ли бессмертие по мысли основателя культа, одним из даров "американцев" или скорее результатом наступления эсхатологического Царствия. В любом случае бессмертие и изобилие пищи составляют "парадиазиакальный" синдром: вечная жизнь в прекрасных условиях, поскольку, чтобы есть, не нужно работать, а с любви сняты все традиционные запреты. Эсхатологический нудизм Эспирито Санто интересен именно этим "парадизиакальным" синдромом, им же он отличается от других меланизийских карго-культов. Эсхатологический нудизм сам по себе является профетическим и милленаристским движением, относящимся к типу карго-культов, но в данном случае присутствуют и все "парадиазиакальные" элементы. Эра свободы и изобилия, объявляемая всеми карго-культами, у нудистов Эспирито Санто нюансирована. Здесь речь идет о действительном возвращении в Рай, поскольку верующие будут наслаждаться не только дарами, привезенными на кораблях, но и абсолютной свободой и бессмертием. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|