Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Балагушкин Е. Нетрадиционные религии в современной России

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел II. Основные представители новых религиозных движений

Глава IV. Великое Белое Братство — ЮСМАЛОС

6. Институциональный уровень религиозной активности

При беглом знакомстве с информацией о Белом Братстве создается впечатление об аморфной структуре этого религиозного движения и спонтанных выступлениях его приверженцев. Однако это только первое и при том ошибочное впечатление, в действительности “апокалиптический мятеж” юсмалиан, вызвавший беспорядки в Киеве, был предопределен пророческим указанием их наставников и ими же, видимо, был спланирован и организован. Проповедническая и миссионерская активность Белого Братства, широко развернувшаяся одно время по городам России и Украины, также носила строго организованный характер, более того, она вменялась в обязанность уполномоченным на то активистам. В связи с этим возникает закономерный вопрос о статусе новой религиозной организации.

В эсхатологических движениях, по существу, не бывает и не должно быть церковных институтов, занятых богослужебной и пастырской деятельностью, поскольку представление о приблизившемся конце света, о наступившем крушении мира заставляет верующих ориентироваться не на традиционные образцы набожности и праведности, а помышлять о своих последних испытаниях — ухода из “ветхого мира” и суда господнего. Поскольку юсмалиане принадлежат к подобному типу религиозных движений, у них нет церкви как богослужебного религиозного института. Тем не менее в их среде существенное значение имеют институциональные различия двух основных сакральных статусов верующих: тех, кого называют “белыми братьями”, и рядовых юсмалиан. Помимо этого существует узкая группа функционеров, окружающая двух основателей-руководителей движения, обладающих высшим вероучительским авторитетом и божественным статусом.

Это организация избранных, обладающих эзотерическим священным знанием, тех, кому уготовано спасение в огненной круговерти апокалипсиса. Тем не менее это не позволяет определить организацию Белого Братства в качестве сектантского института: хотя у юсмалиан и есть практика радений, они мало напоминают “мистическую” секту стремящихся с помощью изощренных психотехник упорно двигаться по пути духовного совершенствования с целью повышения своего сакрального статуса, и уж совсем далеки они от членов “рационалистических” сект — праведников и тружеников, стремящихся создать ячейки царства божьего на земле.

Таким образом, Белое Братство — это не секта с её строго установленным образом жизни и деятельности, а религиозная организация, которой свойственно прямо противоположное — экстремальное психологическое и экзистенциальное состояние ухода из земной жизни. Следовательно, это культ апокалиптической активности, культистский институт эсхатологической ориентации, имеющий иерархическое строение и возглавляемый “живыми богами”. Эта характеристика движения ЮСМАЛОС в целом может быть конкретизирована применительно к слою “белых братьев”, возвышающемуся над рядовыми юсмалианами. Учитывая более высокий сакральный статус и хорошо организованную деятельность этой категории верующих, их можно рассматривать в качестве религиозного ордена  — передового, ударного отряда движения Белое Братство.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.