Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Балагушкин Е. Нетрадиционные религии в современной РоссииРаздел II. Основные представители новых религиозных движенийГлава IV. Великое Белое Братство — ЮСМАЛОС1. Общая религиоведческая характеристикаВероучение Великого Белого Братства принадлежит к неохристианской разновидности новых религиозных движений, хотя его основатели и заявляют, что сформировали “истинную церковь Иисуса Христа” [8,1] и видят его задачу в возрождении подлинного христианства и в заключении последнего божественного завета с гибнущим человечеством. Создатели ЮСМАЛОС позаимствовали исходные религиозные представления из библейского Апокалипсиса, но придали им новый смысл и значение в духе своей специфической неохристианской новации. Вместе с тем прослеживается открытое стремление к синкретизму: Мария Дэви говорит о “продолжении вековых традиций Белой Шамбалы” и считает, что Е.И.Рерих и её “Агни-йога” предваряют учение ЮСМАЛОС. Сама она широко использует понятия перевоплощения и кармы, говорит о мантре, чакрах, эгрегорах — типичных категориях йоги, тантризма, буддизма и индуизма. В подражание восточным религиозным традициям М.Цвигун и Ю.Кривоногов присоединили к своим новым ритуальным именам священные титулы дэви и свами . В новом вероучении широко используются оккультные представления об основных космических элементах-стихиях (огонь, вода, воздух и др. ), а также цветовая и звуковая символика. Кроме того, из иудаистской каббалы заимствованы понятия сефиротов, и с некоторыми из них (кетер, хокма, бенах) отождествлены ЮСМАЛОС, Христос, Мария Дэви и Иоанн Свами [7, 23]. Общая космогоническая схема трактуется, с одной стороны, в манихейском духе непримиримой борьбы двух первоначал — Света и Тьмы (пик столкновения между ними намечался на ноябрь 1993 г .), с другой стороны, с позиций представлений неоплатонизма о восстановлении первоначального единства божества в результате возвращения к божественному истоку : Новая Жизнь в Духовном Царстве будет означать “возвращение всего человечества к Господу” [6], “Логосы 7-й расы сольются с Богом”, Мария Дэви “будет в Самом Боге”, “постепенно весь мир будет сливаться с Богом (Господь “вдыхает” в Себя весь мир)” [2], божественная Троица сольется в одно, уже нераздельное божество. Религиозное движение ЮСМАЛОС является пророческим и мессианским, поскольку его основатели выступили в роли пророков, проповедующих новое божественное откровение — “Последний Завет”, а М.Цвигун, кроме того, еще и в роли живого бога и мессии-спасителя. Это движение является также эсхатологическим, ориентированным на скорый конец света, считается, что Антихрист уже пришел (в марте 1992 г . [6]), а Страшный суд, предполагалось, состоится 24 ноября 1993 г . [8, 1]. Приверженцам нового религиозного движения свойственны сектантские настроения избранности и приближенности к Богу, убеждения в своем неземном происхождении: “Великое Белое Братство — это Небесные люди, которые присланы на землю, чтобы способствовать ее эволюции. Они очищают землю от зла, распространяют учение ЮСМАЛОС” [6]. Считается, что после Страшного суда спасутся только приверженцы этого вероучения — юсмалиане, и в Царствие Небесное попадут только 144 тыс. человек, берущих свое начало от 12-ти израилевых колен [7, 19]. Сложные и часто запутанные богословские построения выражаются новым эзотерическим термином “ЮСМАЛОС”, представляющим собой абривиатуру, образованную из трех частей: ЮС — Иоанн Свами, МА — Мария Дэви, Матерь Мира, ЛОС — Логос, Иисус Христос. Этот сакральный термин обозначает множество различных понятий, среди них три основных: имя нового Иисуса Христа, название Программы насыщения Светом (фохатизация) избранного человечества и учение Матери Мира [7, 14]. Идеи и представления традиционного христианства существенно видоизменены и переосмыслены: Троицу заменил Бог — ЮСМАЛОС, в котором отец — Иоанн Свами, Сын — Иисус Христос, Мать — Мария Дэви, причем центром является Мать с полномочиями Сына — Иисуса Христа [7, 16]. Однако чаще говорится о Боге в четырех лицах (“четверка соответствует полному отображению Бога” [7, 5]) и о соединении в нем мужского и женского начал. Важную роль играют представления о рае и аде, причем последний должен будет исчезнуть в результате победы над Сатаной. Святым писанием считаются три очень небольшие по объему произведения: “Учение ЮСМАЛОС. Наука о Свете”, “Поэма величальная” (проповедь и пророчество в стихах Марии Дэви и Иоанна Свами) и Апокалипсис Иоанна Богослова. Символика христианского креста и крестного знамени существенно видоизменены и переосмыслены: крест понимается в качестве базисной структуры мироздания, а крестное знамение — как особая “энергетическая мантра”, составленная из нескольких ключевых мифологем, — “Иисус-ЮСМАЛОС-Эзодюс-Христос”. Кроме того, равноконечный “белый крест” объявлен символом Матери Мира. Основатели этого нового вероучения настаивают на его исключительности, считают только его истинной религией, утверждая, что “давно уже не действуют обращения верующих к Магомету, Кришне, Моисею, Давиду, прочим Духовным Учителям” [7, 9]. Бесполезно придерживаться также традиционного христианства, поскольку Иисус Христос и Богородица стали недоступны для молитвенного обращения. “Марии Дэви заслонила собой и Отца, Сына, к Христу следует обращаться только через её посредничество”, а “в омертвелых церквях и костелах” невозможно очиститься от грехов [8, 2]. Под этим предлогом провозглашается необходимость кардинального обновления обрядности: “сегодня старые мантры, молитвы, обращения, заклинания не имеют обратной силы и недействительны” [7, 9]. Только ЮСМАЛОС следует считать “истинным путем”, а “все иные направления являются сегодня лженаправлениями, а их последователи — лжеучителями, уводящими народ от Истины” [7, 9]. Тем не менее основатели учения ЮСМАЛОС иногда высказывали прямо противоположные суждения, отдавая дань представлениям об эволюционном развитии религий и об общности их конечной цели. Так, например, можно найти высказывание о том, что “основы будущей программы ЮСМАЛОС заложил Моисей, который дал Ветхий Завет” (в действительности Моисею приписывается только меньшая часть Ветхого Завета — так называемое “Пятикнижье Моисея”), “Иисус Христос построил стены. Матерь Мира — возлагает купол, принеся Последний (Третий) завет землянам” [7, 12]. С другой стороны, новые “учителя” как-то заявили о необходимости солидарности между приверженцами различных верований: “Мы призываем всех верующих не кичиться друг перед другом, чья вера правильнее. Ведь Бог един! И как бы мы ни обращались к Нему — Аллах, Иисус Христос, Иегова, Кришна и т.д. — он все равно слышит и любит нас” [8, 2]. Это заявление, сделанное в духе религиозного универсализма, никоим образом не отменяет узкоконфессионального характера учения ЮСМАЛОС, но, очевидно, рассчитано на то, чтобы поставить это радикально-новационное движение, существовавшее к этому моменту всего лишь в течении двух лет, в общий ряд и на один уровень с самыми известными и влиятельными религиями, за плечами которых тысячелетия.
Ваш комментарий о книге |
|