Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Винограй Э. Основы философии. Систематический курс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Э.Г.Винограй. Основы философии. Систематический курс. Кемерово: КемТИПП. 2001. 170с.
Целью работы является сжатое, концентрированное изложение основ современной научной философии. Особое внимание уделено формированию у студентов современного конструктивного системного мышления и мировоззрения, развитию строгости и точности в осмыслении сложных проблем, умению использовать философские знания в практической деятельности. Особенностью курса является систематическое приложение философских идей к осмыслению состояния и перспектив современного мира и России.
Для студентов всех специальностей и форм обучения.
Рецензенты: - доктор философских наук, профессор В.И.Красиков
Кемеровская Государственная Академия культуры и
искусств.
- профессор В.И.Марков
Кемеровский технологический институт пищевой
промышленности.
© Винограй Э.Г., 2001.
© Кемеровский технологический
институт пищевой промышленности, 2001.
ISBN
Предисловие
Основным назначением научной философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного хаоса, уже более десятилетия царящей в России, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.
При подготовке настоящей работы мы руководствовались стремлением дать студентам максимально емкое, концентрированное, четкое и в тоже время достаточно целостное изложение вузовского курса философии. В основу построения предлагаемого курса положены следующие принципы:
1. Научный характер философских представлений. Со второй половины XX века в мировой философии, а с конца 80-х годов и в российской - нарастает волна назойливых устремлений принизить или даже разрушить научные начала философского мировоззрения, превратить философию в субъективное переживание бытия, новую разновидность мифологии, иррациональную беллетристику, чуждую достижениям рационального знания. Такая "философия" вносит путаницу в умы, способствует деградации интеллектуальной культуры общества, нарастанию в нем тенденций хаоса и разрушения. В настоящей работе мы исходим из того, что идейным стержнем полноценной философии должно быть научное мировоззрение, опирающееся на глубинную историческую традицию рационализма. Продуктивным развитием этой традиции является интегральный рационализм, объединяющий достижения как рациональных, так и иррациональных форм духовности. Именно такому мировоззрению, аккумулирующему в себе накопленные человечеством ценности науки и культуры, принадлежит, на наш взгляд, значимая роль в преодолении кризиса современного общества и духовном обогащении человека.
2. Ориентация на критическое переосмысление и синтез достижений философской мысли прошлого и настоящего при формулировании основных положений курса. В настоящее время во многих российских вузах философия излагается главным образом как история философии, дополняясь рассмотрением отдельных, достаточно произвольно подобранных философских проблем. Такое построение представляется малопригодным для полноценного философского образования. Несомненно, знание истории философии само по себе полезно. Но оно совершенно недостаточно для формирования современного научного мышления и целостного мировоззрения. Философские учения прошлого дают ответы на проблемы своего времени, но недостаточны для решения проблем современности и, тем более, будущего. Наиболее продуктивным в условиях технического вуза представляется вариант систематического построения курса философии, сочетающий всесторонность охвата основных философских проблем (тем) с раскрытием в каждой из тем их историко-философского основания и генезиса. При этом изложение историко-философских подходов к проблемам должно сопровождаться их сопоставительным, критическим анализом и завершаться современным переосмыслением, синтезом и развитием. Такое построение курса является, естественно, нелегким занятием. И следует признать, что не во всех разделах этот подход удалось последовательно осуществить. Он реализован главным образом при изложении теории диалектики и ряда разделов социальной философии. В дальнейших работах мы надеемся продолжить усилия в данном направлении.
3. Ориентация на формирование у студентов современного системного мышления. Кризис, поразивший основы современной цивилизации, требует беспрецедентных, а главное системных действий. Поэтому формирование системной методологической культуры является одной из важнейших задач современного высшего образования. Особенно актуально это для России, переживающей тяжелейшую смуту. К сожалению, пока в российском философском образовании конструктивной системности очень мало. Системные идеи либо не получают отражения вообще, либо излагаются в устаревших, односторонних и недиалектических формах, сводящих богатейший потенциал идеи системности до уровня структурно-формалистических или структурно-функциональных представлений. Одну из важнейших задач настоящей работы мы видим в ознакомлении студентов с основами современной диалектической концепции системности, вносящей в философию качества строгости, точности, конструктивности, алгоритмичности. Системная диалектика, развиваемая в ряде наших работ1, в перспективе должна стать аналогом математики в тех областях (экономике, экологии, гуманитарных науках и др.), где обычная математика малоприменима или неприменима вообще. Мы надеемся, что овладение системными идеями поможет студентам глубже понимать действительность, эффективнее организовать свои знания и практическую деятельность.
* * *
Автор выражает благодарность рецензентам и всем специалистам, ознакомившимся с работой, за ценные советы, замечания, отзывы. Обращаюсь также к студентам с предложением поделиться своими впечатлениями от данной книги, обратив внимание на вопросы, показавшиеся трудными, непонятными или недостаточно раскрытыми в предлагаемом курсе.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|