Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь

ОГЛАВЛЕНИЕ

Х

ХАЛКИДОНСКИЙ ДОГМАТ - центральный для христологии и христианской антропологии
догмат о Богочеловечестве Христа - о двуединстве совершенного Бога и совершенного
человека во Христе. Принят на IV Вселенском Соборе в 451 г. в Халкидоне как исповедание
веры в "Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух природах неслитно,
неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не
нарушается различие природ, но сохраняется особенность каждой и они соединяются в одно
Лицо и одну Ипостась". Великая тайна Богочеловечества, обозначенная этим догматом,
привлекла к себе мысль многих русских религиозных философов. А.Карташев счел возможным
оценить их идеи, сопоставив именно с этим догматом: Вл.Соловьев, напр., "приписал
богочеловеческую природу и богочеловеческий смысл процессу земной истории человечества,
включенной на том же основании в рамки общей космической жизни"; в сравнении с
Соловьевым "ультраортодоксал К.Леонтьев фактически оказался ревнителем монофизитского
богословия"; Н.Федоров, Д.Мережковский и В.Розанов явили несторианский уклон мысли, а
С.Булгаков и С.Франк вполне в духе халкидонской ортодоксии, хотя и не особенно удачно
привлекали для ее раскрытия метафизику Всеединства.

ХАРИЗМА (греч. charisma - духовный дар) - 1) Согласно ап. Павлу, дар благодати от Духа
Святого, свободно даваемый для искупления и спасения, для осуществления призвания
христиан, для созидания Церкви. Таковы дары веры, пророчества, апостольства, различения
духов, мудрости, учительства, управления, говорения языками, чудотворения, исцеления и др. 2)
В нецерковной мысли харизмами называют ярко выраженные лидерские, провидческие,
целительские, творческие и другие духовные способности, намного превышающие то, что могут
дать существующие традиции воспитания и культуры. Источнику харизм особого значения здесь
не придается, как и высшей цели, ради которой они могут быть раскрыты.
ХАОС - 1) обычно трактуется как противоположность *космосу или то, что за его пределами,
то, в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность, закономерность,
осмысленность. Реакцией на хаос часто становится стремление его привести в порядок,
"космизировать". В древних дохристианских религиях это означало "освятить", к примеру,
земли, бывшие ранее в хаосе чуждыми человеку. 2) Хаос нередко рассматривают как результат
потери организации и ее распада на элементы; иногда в хаосе видят активное деструктивное
начало без всяких положительных признаков. Но нельзя отождествлять хаос с чистой
деструктивностью. В теориях самоорганизации некоторые виды хаоса при определенной
подготовке и соответствующих внешних условиях предстают способными спонтанно порождать
порядок. 3) В *космизме настойчиво утверждается: глубже сил хаоса и порядка действует
космическая сила любви: "Жизнь есть колебательный процесс между хаосом и порядком.
Порядок часто бывает опаснее хаоса... Силы хаоса или разрушения, [несут в себе] более высокий
порядок. Значит, в нем сокрыта любовь к Богу. Поэтому, если в ответ на разрушение мы
увеличиваем количество любви в душе, то разрушение становится созиданием" (С.Лазарев).
Разрушение может коснуться ценностей и святынь, если они ставятся человеком (или духовной
традицией) выше Бога. Разрушительный разгул хаоса становится вызовом, на который человек
должен дать конструктивный ответ - с полным доверием, служением и любовью к Богу.
Традиции, достигшие высокой степени развитости и совершенства, упорнее всего противятся
таким вызовам. (См. также: АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ).

ХАСИДИЗМ (от древнеевр. хасидим - благочестивые) - альтернативное иудейской
ортодоксальности движение духовного обновления среди восточно-европейских иудеев XVIIIXIX
вв., сохранившееся до наших дней. Цель движения - истинное поклонение Богу, для чего
необходимо духовное пробуждение и восхождение к Богу; в конце этого пути достигается
экстатическая радость всецелой самоотдачи Богу.

"ХРИСТИАНСКИЙ МИР" - обычно этим словом обозначают европейские народы -
носители традиционных христианских культур или "идеи единого христиански-европейского
человечества". В лоне "христианского мира", однако, возникло и быстро обрело силу "новое
варварство" в виде национал-социализма и других движений: "Христианский мир, как целое,
ответственен за происшедшую в нем моральную катастрофу" (С.Франк).

"ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА" (англ. Christian science) - религиозно-философское учение и
связанное с ним движение, инициатором которых стала во второй половине XIX в. М.Бэйкер
Эдди. Основные положения: Бог благ, Он не создал тьмы и не несет за нее ответственность;
ничто темное не имеет реального существования; человек - "духовная идея Бога", поэтому в
духовном единстве с Ним человек не будет больным, грешным, печальным, смертным - все это
проистекает от неправильного состояния его духа.

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - 1) у древних Отцов истинно христианская мудрость,
укорененная в Св. Писании и учении Церкви, связанная с жизнью по Евангелию и охватившая
все лучшее в эллинистической культуре (см.: СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФИЛОСОФИИ). 2)
В более специальном смысле - общие принципы христианской антропологии,
ориентированной на строго аскетический жизненный путь; под таким названием выходил ряд
книг православных авторов, в том числе и св. Иоанна Кронштадтского. 3) Согласно Э.Жильсону,
помощница христианской веры в деле спасения человечества; она опирается на истины
спасения, доступные пониманию естественного разума и соотносит себя с авторитетом
учительствующей Римско-Католической Церкви. Христианская философия в таком ее
понимании примечательна высокой степенью доверия к естественному разуму и его
познавательным возможностям и настаивает на том, что просвещение этого разума благодатью
веры значительно увеличивает его творческие силы. Задача христианского философа - внимать
Слову Божию, чтобы осмысливать естественный порядок вещей, но при этом не переходить
границу, отделяющую философию от теологии, призванной сохранять во всей чистоте
сокровищницу богооткровенных истин, отметая заблуждения нападающих на нее. 4) *Томизм
настаивает, что христианская философия не содержит в себе догматических истин и создается
*естественным разумом человека, обладающим *естественным светом, но не имеющим света
славы (лат. lumen gloriae). Оппоненты настаивают на необходимости обновления ума
(*метанойи), чтобы мышление человека приобрело собственно христианское качество. 5) Те, кто
относит философию к области языковых игр, которым лишь духовный опыт и жизнь согласно
вере может придать реальный смысл, скептичны по отношению к оправданности существования
христианской философии: "Если христианство истинно, то вся философия о нем ложна"
(Л.Витгенштейн).

ХРИСТИАНСТВО - одна из основных мировых религий, в центре которой вера в Иисуса
Христа как Сына Божия, Бога, воплотившегося на земле, соединившего с совершенным
человеком полноту божественного бытия. Своей крестной жертвой Иисус Христос совершил
победу над грехом и смертью ради спасения человеческого рода, его примирения с Творцом
мира, чтобы человек смог стать "соработником" Бога в осуществлении Его замысла грядущего
преображения мира. Христос преодолел созданную грехопадением дистанцию между небом и
землей и этим дал ответ на духовные чаяния всех мировых религий, в которых есть жажда
сближения с Высшим и духовный подвиг восхождения к Высшему, но нет сил снять эту
дистанцию. Христианство осознает себя как завершение и исполнение чаяний всех религий.
Принять Христа означает стать лично усыновленным Творцу мира как небесному Отцу, который
и освящает каждого человека, дарует ему благодать быть носителем высшей правды на земле.
Христос и апостолы создали христианство в виде Вселенской Церкви Христовой, которая в
древности объединяла множество поместных церковных общин, но была едина. Она сохранила
свое действенное присутствие в основных видах церковных разделившихся в истории
объединений - *Католичества, *Православии и *Протестантстве. Все разделения среди
христиан - не по воле Божией, а от человеческих стремлений, отклонившихся от Христова
служения. Стать христианином - значит жить по Евангелию и войти в одну из существующих
церковных общин, где и трудиться согласно призванию. "Христианство есть религия свободы и
этого не вытравить из него никакими силами. Можно окутать его драгоценными ризами,
заковать в золоченую раку - теологии, права, политики, - оно останется огненным по своей
природе. И нет такого каменного града, построенного на его мистерии, который не был бы, рано
или поздно, расплавлен этим огнем" (Г.Федотов).

ХРИСТОЦЕНТРИЗМ - общий подход в религиозно-философской мысли, принимающий
центральность Христа как в космосе и истории, так и в онтологических основах бытия - в том
смысле, что в Нем соединились Бог и человек, небесный и земной мир. "Не только Бога, но и
самих себя мы не можем познать иначе, как через Иисуса Христа. Без Иисуса Христа
непознаваемы ни жизнь, ни смерть... Знать Бога без Иисуса Христа - вещь бесполезная, хотя и
практикуемая" (О.Клеман). Радикальный христоцентризм провозгласил К.Барт и призвал все
Церкви сказать бескомпромиссное "нет" "всему, что хотело бы быть путем, истиной, жизнью,
дверью помимо Него", и не ставить рядом с Евангелием "никакого чужого закона и рядом с
[евангельским] Законом никакого чужого евангелия".

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.