Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь

ОГЛАВЛЕНИЕ

У

УЛЬТРАМОНТАНСТВО (от ultra montes - "за горами" или "за Альпами") - термин,
появившийся, возможно, в XI в., обозначает стремление к централизации церковной власти в
Риме за счет прав епархий, а также к распространению власти Папы на светские дела. XIX в. -
время наибольшего подъема ультрамонтанства, что выразилось в Syllabus’е Папы Пия IX и в
решениях Первого Ватиканского Собора. Ярким ультрамонтанистом был Ж.де Местр.
Определенное влияние ультрамонтанства сказалось на ряде работ Вл.Соловьева.

УМОПОСТИГАЕМОСТЬ - познаваемость только разумом без обращения к опытным
данным. Познание природы вещей нельзя сводить к умопостижению, но содержание образов
вещей в нашем сознании уже становится предметом постижения разумом. Познание Высшего
тоже не относится к постижению только умом - в нем есть вера, которая выражает отношение
к Высшему у всей личности в целом. Начиная с Нового времени предпочитают говорить, о
конструировании разумом умопостигаемых сущностей - понятий, гипотез, концепций и
теорий: мы познаем в мире то, что способны сделать сами своим разумом.

УНИВЕРСАЛИЗМ (от лат. universalis - всеобщий) - 1) Вера в то, что в конце времен все
души будут освобождены от наказания за грехи и спасены; в западноевропейском христианстве
XVIII-XIX вв. появлялись сторонники универсализма такого рода, становившиеся оппонентами
*кальвинизма и наследниками идей *апокатастасиса (Дж.Релли, Дж.Мейхью, Ч.Чонси и др.). 2)
Внецерковный универсализм ХХ в. пошел по пути отрицания божественности Иисуса Христа и
создания единой мировой религии как основы для всеобщей морали и культуры, для
примирения существующих традиций и для созидания братства всего человечества; это
направление универсализма по существу ничем не отличается от *унитарианства. 3) В
протестантской неоортодоксии ХХ в. универсалистские идеи приобрели иное звучание: все
предъизбраны Богом ко спасению, поэтому наказание грешников имеет целью их очищение от
греха и его последствий ради финального восстановления для будущей жизни; даже те, кто в
земной жизни был далек от Христа, получит после смерти шанс принять Его и спастись (т.н.
"Евангелие ада"). 4) Иногда об универсализме христианства говорят в смысле его вселенскости:
будучи истинной религией, оно возвышается над всеми цивилизациями и культурами и не может
не быть универсальным.

УНИВЕРСАЛИИ - в схоластике и позднее общие понятия, описывающие существенные
элементы (признаки, свойства) определенных классов (родов и видов) вещей. Первым об
универсалиях писал неоплатоник Порфирий (III в.), затем христианский платоник Боэций (VI в.)
и затем схоласты Средних веков. Вопрос об универсалиях возникает вследствие того, что
познание не может удовлетвориться исследованием отдельных изменчивых вещей в данное
время и в данном месте и ищет результаты всеобщие и необходимые по своему значению. Разум
ищет общие понятия и суждения (связь понятий), выражающие сущность вещей. Иначе говоря,
познание как таковое осуществляется посредством универсалий. Схоластическая традиция,
называвшаяся *реализмом, утверждала, что универсалии существуют в организации вещей,
принадлежат действительности вне нашего мышления. Фома Аквинский как реалист различал
три способа существования универсалий: до всяких вещей в качестве их идей в Высшем разуме
их Творца; в самих вещах в качестве их формообразующих начал; после вещей - в виде общих
понятий в мышлении человека. Другое течение в схоластике - концептуализм - признавал
универсалии существующими лишь в мышлении человека. *Номинализм же утверждал лишь,
что универсалии - не более чем имена, даваемые вещам людьми.

УНИВЕРСУМ - лат. мировое целое, мир (*космос), Вселенная.

УНИТАРИАНСТВО (от лат. uniter - воедино) - религиозно-философское течение,
появившееся в Западной Европе в XVII в.; оно отвергало церковное учение о Св.Троице и
божественности Иисуса Христа и признавало Бога одним Лицом. Высокий духовный статус
Иисуса при этом не отрицался, допускалось известное Его почитание. Его основная миссия
связывалась с провозглашением учения, а не с искупительной жертвой на кресте. Отдавалась
дань уважения послушанию Иисуса до смерти и не отрицались его Воскресение и Вознесение.
Есть в этом близость к *деизму Нового времени, а также к древним монархианству и арианству,
отвергнутым Церковью как ереси. И.Ньютон и Дж.Пристли - наиболее известные из
унитариев XVIII в., оба ученые-естественники и теологи.

УПАДОК ХРИСТИАНСТВА - у К.С. Льюиса: тот факт, что храмы опустели, не следует
оценивать как полную катастрофу христианства и победу неоязычества. Христиане, как всегда,
есть, но теперь никто не принуждает быть в церквах. "Разница только в том, что теперь
христианином не надо притворяться. К этому, в сущности, и сводится т.н. упадок веры".

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - полезность) - позиция в этике, согласно которой благом
является польза для всех или для возможно большего числа людей; "пользой" чаще всего
считается счастье или состояние удовлетворенности. Характерные представители утилитаризма
- Дж.Бентам и Дж.Ст.Милль. Были малоубедительные попытки истолковать христианскую
этику как "идеальный утилитаризм". Основной аргумент против утилитаризма - этическое
благо не сводимо к пользе, сколь бы широко ее ни трактовать.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.