Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь

ОГЛАВЛЕНИЕ

Р

РАДИКАЛЬНОЕ ПОСЛУШАНИЕ (БОГУ) - в *протестантизме ХХ в.: полное послушание
воле Божией в ответ на Его призыв к обращению; согласно Р.Бультману, Бог притязает на всего
человека и ждет послушания его абсолютной воле, -основанного на безусловной покорности- и
-исходящего из благоговейного отношения к величию и святыне Божества-. Радикальное
послушание, с точки зрения его сторонников, делает ненужными догматы, таинства, аскетику,
духовное возрастание и др.

РАДОСТЬ - духовное чувство полноты бытия. Жизнеутверждающая духовность,
приближающая к Высшему, не может быть безрадостной. Будда умирал с улыбкой. Служить
Богу с радостью - призыв как Ветхого, так и Нового Завета (см., напр.: Втор.28.47; Ис.12.3;
Мф.5.14; Ин.15.11;16.20-24 и др.). Сам Бог с радостью взирает на верных из Своего народа и
дает обетование радости вечной (Ис.35.10). Радость - награда свыше и один из плодов духа
(Гал.5.22). С точки зрения гуманистической психологии -радость - это то, что мы испытываем
в процессе приближения к цели стать самим собой- (Э.Фромм). -Радость есть сила всякой
религии. Радостью победило мир христианство в сердцах богоизбранных..., настоящая радость о
Духе Святом есть, может быть, единственный документ религиозной подлинности вообще- (о.
С.Булгаков).

РАЗУМ - способность человека осмысливать *бытие в целом и его смысл, *смысл
человеческой жизни и деятельности, *призвание человека, а также соотнесенность мирового
бытия с трансцендентным. Разум, как и вся *природа человека, частично потемнен и ранен
грехом, но это не лишило его способности постигать видимые и невидимые реальности.
Разумная способность - одно из выражений духовности человека, она возвышает его над всем
тварным миром. Человек мыслит посредством своего разума, но содержанием мышления
становится опыт разного рода - от чувственного восприятия до личностного общения и
религиозного прозрения. Действие разума теснейшим образом связано с речью, со словесным
выражением мышления. Разум не ограничивается отдельными фактами, явлениями или
событиями, относящимися к чему-то частному, - его задача искать истину высшего порядка.
Разум стремится к пониманию, но ведет за пределы понимания. Постичь сущность *Абсолюта
разум не в силах, т.к. мыслит, соотнося одни земные реальности с другими. Но *томизм
настаивает, что разум человека может, опираясь только на свои силы, открыть существование
*Первосущества-Бога. Раскрытие сил разума неотрывно от духовной свободы человека, его
духовной жизни в целом: -Разумная тварь была создана для того, чтобы любить Высшую
сущность превыше всех благ, так как эта сущность есть высшее благо- (св. Ансельм
Кентерберийский). Разум совершенствуется и раскрывает свои высшие возможности через
восприятие и осмысление Премудрости, в жизни согласно правде Божией, в любви и святости.

РАССУДОК - рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая
различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты
и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию,
т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу
только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового
времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума,
непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения
человека и пр.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - философское убеждение в
том, что индивидуальный *естественный разум способен своими силами достичь
основополагающих безошибочных истин, нужных для построения здания науки, без обращения
к опыту, в том числе и к религиозному. Рационалисты XVII в.: Р.Декарт исходил из двух
субстанций - материальной и духовной, Б.Спиноза - из одной Субстанции (-Природы
творящей-), Г.Лейбниц - из множества монад-субстанций, высшая из которых - Бог. Эти
решения друг к другу не сводимы, что позволило отвергнуть рационалистическое притязание
понять первооснову бытия средствами одного лишь мышления. Но их философия была
религиозной: последнее основание сущего - это Бог, вещи постигаются, исходя из своей
соотнесенности с Богом, а богопознание - источник и опора философской мудрости.
Атеистическим рационализм стал в XVIII в. В XIX в. реакцией на него стали философский
романтизм, философия жизни и др. В ХХ в. К.Г.Юнг осуждал такой рационализм за
пренебрежение *бессознательным: -Абсолютная власть разума сродни политическому
абсолютизму: она уничтожает личность-. Рационализм пренебрегал историей (в том числе и
священной) и тем, что в ней может открыться тайна человеческого существования и ее высший
смысл.

РАЦИОНАЛИЗМ И РУССКАЯ МЫСЛЬ - К рационализму она относилась особенно
отрицательно: славянофилы в своей упорной критике Запада несправедливо называли всю его
культуру и религиозную жизнь рационалистической и индивидуалистической, используя
найденные на Западе же аргументы против рационализма. Славянофилы истолковывали его как
продукт распада западного христианства, опасный для православной веры, потому что
рациональный ум - это ум без веры, потерявший всякую связь с соборным церковным
сознанием и поэтому он не способен обрести истину. В рационализме славянофилы видели
причину расщепления разума и веры, а также *секуляризации общественной жизни. Следствием
этого стало ее построение на основе законности и правопорядка, а не на общинности, а также
западное понимание государства как гаранта законности. Славянофилы призывали
восстанавливать органические основы жизни. Вл.Соловьев признал этот путь тупиковым и
ратовал за возврат к духовным основам жизни, предложив метафизику *Всеединства как
основное средство преодоления рационализма.

РЕАЛИЗМ - течение в *схоластике, признававшее реальность *универсалий. Они реальны в
том смысле, что присутствуют (или воплощены) в самих вещах как их формообразующие
начала, а разум постигает их в общих понятиях. Реализм отвечал идеалу науки Аристотеля и
Фомы Аквинского - получить всеобщее по значению, завершенное и не нуждающееся в
пересмотре знание о мире. Достижение такого знания считалось возможным, т.к. независимое от
нас высшее мышление признается определившим структуру реальности вне нас. Средневековый
реализм отличается от новоевропейского *идеализма: если идеализм стремился понять всю
действительность, выводя ее из первопринципов мышления, то реализм средневековый исходил
из познания вещей и их формообразующих начал, переходил к осмыслению миропорядка, а
затем восходил к Высшему бытию. Схоласт-реалист не пренебрегает эмпирическими данными
чувственного опыта и не отдается стихии абстрактного мышления, а ограничивается только тем
идеальным содержанием, какое ему удается извлечь из вещей в их конкретных исследованиях, и
затем осмысливает и обобщает его дальше, чтобы получить искомые универсалии. Был в
схоластике и крайний реализм, считавший, что универсалии существуют сами по себе
совершенно независимо от вещей, но он был оставлен. В современном *неотомизме реализм
продолжает свою жизнь.

РЕАЛЬНОЕ - 1) все действительно существующее, все вещи в целом, взятые как
существующие независимо и помимо их восприятия и осмысления, весь реальный мир - это
реальность как *сущее. 2) К реальному относят также и *бытие - нечто, трактуемое как то, что
охвыатывает сущее или пребывает по ту сторону *сущего, но является источником его смысла.
3) В современной цивилизации к реальному относят в основном природное, технически
достижимое и социальное. Сторонники этого отрицают реальность, напр., души,
астрологических влияний, бестелесных духов или же Высшего начала. Во многих направлениях
философии сферу реального расширяют, включая красоту, величие и мистическую сторону
природной жизни, душу человека, смысл истории, смысл бытия в целом, бессмертие души,
невидимый порядок мироздания, призвание и назначение человека и др. Основанием для
признания всего этого реальным является его действенное и осмысленное проявление в жизни и
поступках человека, в истории и культуре. *Смысл бытия, напр., реален для личности,
причастной ему, он актуален в ее жизни, а не остается в сфере предполагаемых возможностей. 4)
В религиозной философии нередко подлинно реальным мыслится лишь Высшее бытие, тогда
как всякое прочее бытие менее реально.

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio - отодвигать назад) - методологическое требование
объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию
научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более
позднее и развитое к исходному и примитивному. В отношении религии редукционизм требует
объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию *измененных
состояний сознания или психопатологию, а религиозное - через космическое, культурное или
социальное. Вера в Бога-Отца оправдывается, напр., так: -Эта вера остается с нами именно
потому, что никакая другая из существующих форм верований не отвечает столь просто и столь
полно настоятельному и глубокому стремлению человеческого сердца, как идея Бога-Отца-
(J.Leuba). Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации
религии, ее сути, предмета и содержания (напр., в марксизме и *фрейдизме). Редукционизм в
религиоведении и философии религии предрасполагает считать религию тем, что можно
искусственно сделать, тем, что создается культурными деятелями и мудрыми законодателями.
Это противоречит существу религии как ответа свыше на духовные искания человека. (См.
также: АНИМИЗМ; АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ;
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; НАТУРАЛИЗМ;
ПСИХОАНАЛИЗ; ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ;
ЭМОЦИОНАЛИЗМ).

РЕИНКАРНАЦИЯ - См.: МЕТЕМПСИХОЗ

РЕЛИГИИ ТАИНСТВ - См.: МИСТЕРИАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА - свобода от притеснений со стороны правительства,
администрации, общественных организаций и институтов, а также групп и частных лиц в
вопросах веры; право на независимый поиск религиозной истины и право жить согласно
истине, как она понимается в том или ином вероучении. К религиозной свободе относится также
право не исповедовать никакой веры и жить нравственно небезупречным образом с точки зрения
нравственных принципов какой-либо из религий, если это не приводит к преступлениям против
закона. Религиозная свобода связана с другими гражданскими свободами - свободой слова,
мысли, общественных собраний и объединений, а также политической деятельности граждан.
Соответственно, гражданские законы и стоящее за ними религиозно нейтральное государство
являются гарантом религиозной свободы в религиозно плюралистических обществах. -Желать
поселить религию в сердце и в уме насильно, угрозами, значит вселять в них не религию, а
страх. Сначала пожалейте неверующих; они и так несчастны- (Б.Паскаль).

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - общий термин для обозначения самых разных
философских исследований, в которых любая избранная проблема разрабатывается с учетом
связи *сущего с Высшей реальностью. -Каждая полная философия в основе своей религиозна-
(С.Свежавски). Для нее необходимо сочетание ясности мысли с глубоким личным духовным
опытом. -Честный религиозный мыслитель подобен канатоходцу. Такое впечатление, будто он
идет как бы по воздуху. Его опора более узка, чем это можно себе представить. И тем не менее
по ней действительно можно идти- (Л.Витгенштейн).

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью,
*чувство присутствия безграничной *тайны в жизни человека, вызывающей ответное
*благоговение и дающей внутренний мир, или же присутствия *святого - неотмирной
реальности, пробуждающей в нас *страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить
себя или нечто в окружающей жизни. -Органом- религиозного опыта чаще всего называют
*сердце человека. Религиозный опыт встречается также и у атеистически мыслящих; последние
часто не находят ему адекватной интерпретации. Ценность такого опыта зависит от чистоты
душевной и нравственной жизни человека, глубины его восприятия и осмысления, от личного
осознания его жизненной важности, его положительного воздействия на жизнь человека.
Говорят и о религиозном измерении обычного жизненного опыта, о проявлении в нем
мистического присутствия, внутренней глубины, выводящей далеко за рамки повседневных
нужд. Такой опыт по существу сверхразумен. Но разумные идеи нужны для описания,
осмысления и соотнесения с аналогичным опытом других людей. Если они образуют
религиозную общину, последняя создает нормы адекватной интерпретации этого опыта. -В
борьбе за подлинный религиозный опыт необходимо трезвение и очищение, а также - великое
чувство *ответственности и дисциплинированная сила суждения- (И.Ильин). В христианстве это
опыт открытости Бога к человеку, Его безграничной любви, нашей принятости Богом,
усыновления Отцом через Сына, спасения человека жертвой Христовой, опыт присутствия и
действия Христа в Церкви, куда призываются все принявшие Христа. Некоторые протестанты
решительно настаивают, что не имеет духовной ценности тот религиозный опыт, в котором не
происходит встречи с Богом и где нет таких плодов, как вера и послушание Богу. Христианский
религиозный опыт - церковный, а не чисто личный, это опыт единства верных в Духе и Истине.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК (лат. homo religiosus) - человек, живущий в мире под знаком
действенного присутствия Высшего. Независимо от исторического контекста -он всегда верит,
что существует абсолютная реальность, священное, которое не только возвышается над этим
миром, но и проявляется в нем и делает его реальным. Он верит, что жизнь имеет священные
истоки и что человеческое существование реализует все ее потенциальные возможности в той
мере, в какой оно является религиозным, т.е. участвует в реальном- (М.Элиаде). Воспроизводя в
своей жизни то, что относится к событиям священной истории, такой человек входит в
глубинное, т.е. наиболее реальное измерение бытия, в котором его личная жизнь обретает смысл
и ценность. Многое в душевной жизни современного безрелигиозного человека несет на себе
печать того, чем жили многие поколения его религиозных предков. В нынешнем обмирщенном
мире число тех, у кого религиозное сознание достаточно развито, нередко оценивают в 15-20%.
Христианская вера означает больше, чем религиозность вообще, - это ответ личности на
призыв жить в мире по Евангелию, согласно Слову Божию.

РЕЛИГИЯ (от лат. relegere - вновь воспроизвести, religari - соединить себя) - связь с
Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих
начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним. В
любой серьезной религии есть призыв внутренне измениться, обращенный к каждому человеку и
сообществу, принять Высшую правду для руководства своей жизнью, поставить в правильную
связь с Богом все стороны своей жизни. Откровение - ответ на духовную жажду человека и его
порыв к запредельному, оно - источник Высшей правды, которую человек в своей жизни
свидетельствует другим людям. Религии существуют в виде религиозных общин, с
вероучениями, культовой практикой и социальными институтами, связанными с опытом
общения с Высшим и его творческим преломлением в разных областях человеческой
деятельности. Многие религии заявляют о себе как о религиях *спасения - в них состояние
человека оценивается как трагическое и унижающее его достоинство; это объясняется имевшим
место на заре истории событием - великим разрывом связи с Высшим источником бытия;
предлагаются пути выхода к достойной человеческой жизни через нравственное возрождение
человека, его глубокое внутреннее изменение и примирение с Высшей реальностью. Некоторые
из мировых религий не в полной мере подпадают под приведенное описание: так, напр., в
*Буддизме нет почитания Высшего, но есть определенный духовный путь спасения и связанная
с ним нравственная и аскетическая практика. *Христианство нередко характеризуют как конец
всех религий: Бог соединился с человеком и бесконечная дистанция между Высшим и
человеком, характерная для всех религий, наконец, упразднена. Христианство настаивает, что
Христос дает исчерпывающий ответ на духовные искания во всех религиях мира и полноту
спасения.

РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА - у просветителей XVIII в. (И.Кант и др.)
религия, понятая в основном как моральное учение без мистического и догматического
содержания, без конфессиональных признаков, без связи с древними церковными традициями,
но с минимально необходимым для религии признанием Высшего бытия. Бог в такой религии не
творит чудес, не имеет никаких планов по отношению к миру и ничего не предлагает воле и
разуму, которые считаются достаточно развитыми и самостоятельными у зрелого человека,
чтобы не нуждаться в каких-либо предложениях от Бога. С закатом эпохи *Просвещения
интерес к подобной религии сошел на нет.

"РЕЛИГИЯ ДУХА" - предложена Вл.Соловьевым, Н.Бердяевым и др. как альтернатива
историческому христианству, которое, с их точки зрения, слишком тесно срослось с язычеством,
утратило пророческий дар, не получает новых откровений и духовно угасло. -Исповедуемая
мною религия Св. Духа шире и вместе с тем содержательнее всех отдельных религий-
(Вл.Соловьев). -Религия Духа- - это религия не закона или традиции, а свободы и творчества
человека, движимых жаждой Высшей правды, в ответ на которую, согласно надеждам ее
сторонников, придут благодать и откровения свыше. Цель новых откровений - не создание
новой религии, а полное очищение уже существующей веры от всяких форм идолопоклонства и
унижения человека, восполнение и завершение христианства в Духе, обретение им вселенскости
и полноты духовной жизни, богочеловеческое единство, космическое преображение. Осознавая
себя вестником религии Духа, Бердяев все же отодвинул ее торжество на неопределенно долгое
время, признав, что в обозримом будущем наступит -Новое Средневековье- - эпоха довольно
сумрачная и далекая от предложенного идеала. Критики увидели в «религии Духа»
пренебрежительное отношение к реальному присутствию Христа в историческом христианстве.

РЕЛИГИЯ И ВЕРА - радикальное противопоставление, характерное для ряда направлений
протестантской и нецерковной мысли и связанное с бескомпромиссным требованием признать
неподлинность религии как таковой: религия - продукт естественных желаний и человеческого
воображения, которое приписывает трансцендентному Высшему бытию то, что человеку
хотелось бы найти в нем согласно своим приземленным интересам и надеждам; вера, напротив,
- это положительный ответ личности Богу, когда она встречает Его как Святого в своем
духовном опыте, это риск и смелость откликнуться на Его призыв и жить в единстве с Ним, в
радикальном послушании. Религия, по Л.Витгенштейну, -это безумие, вырастающее из
безрелигиозности-. Согласно К.Барту, религиозное желание спасения - это проявление
неверия, недоверия Богу. Религия здесь в сущности приравнивается к идолопоклонству. Вера, по
Р.Бультману, - *радикальное послушание воле Божией, не обусловливаемое естественными
желаниями человека. Быть христианином - значит перестать быть всего лишь религиозным
человеком и стать человеком веры, живущим с полной самоотдачей в служении Богу и
ближнему. -Христос уже больше не предмет религии, а нечто иное, действительно Господь
мира- (Д.Бонхёффер). -Откровение Бога - снятие религии- (К.Барт); совершая -снятие- (нем.
Aufhebung) или суд над религиями, Бог может возвысить религию до уровня веры. Трагедия
исторического христианства предстает с этой точки зрения как перерождение изначальной
живой евангельской веры в духовно угасшую религиозную жизнь. Церкви, сохранившие
апостольское преемство, настаивают, что в жизни святых эта трагедия постоянно
преодолевается. Сравн. у К.С.Льюиса: -С той минуты, как вы предались Богу, ваш интерес к
религии кончился. Вам уже не до него-.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА - Варианты понимания их взаимоотношений: 1) Религия - факт
культуры и полностью ей принадлежит; она - результат человеческого творчества и по
существу несамостоятельна. Различия в трактовках: культуры реализуют творческие проекты
активных элит или же культуры создаются не до конца осознаваемым их творцами бурлением
психосоциальных стихий, рождающих из себя какие-то формы. 2) Духовный первоисток всякой
деятельности человека - отношение к Высшему, поэтому культура порождается религией и
предоставляет творчески развитые формы для ее воплощения - в нравственности, в искусстве,
в общественных идеалах, в мировоззрении и теологии и пр. 3) П.Флоренский: свое отношение к
Высшему человек выражает в форме правильно осуществляемого культа, следовательно, культ и
культура - неразрывны, культ - -бутон культуры- и всякая автономная творческая
деятельность за пределами религии - внетеургична и преступна. Философию Флоренский
рассматривал как беглую дочь своей матери - религии, понятия науки - как продукт ее
распада, а технику - как результат выветривания. 4) И.Ильин, Е.Трубецкой, С.Булгаков и
Г.Федотов настаивали, что мир принят, а не отвергнут, христианством. Поэтому христианин не
вправе отдавать антихристианским силам ни одну из областей культурного творчества и
социального действия. У И.Ильина: Христос принял земную жизнь с ее трудами, очистил и
вернул нам, чтобы мы совершенствовали себя, отношения с людьми и мир вокруг нас, а это и
есть культура. Е.Трубецкой считал культуру творческим участием человека в деле Божием на
земле - созиданием Его дома. Отвергая соблазн отождествлять мирской порядок с делом
антихриста, он признавал относительную ценность светской культуры. С.Булгаков видел в
представителях светской культуры блудных сынов, многие из которых способны вернуться в
отчий дом Церкви, и вся проблема в том, будут ли они приняты с пониманием и любовью теми,
кто оставался в ограде храма. Лучшие плоды культуры Г.Федотов назвал ее даром Христу и
видел их не только в храмах, но и везде, где есть воздействие Слова Божия и касание Св. Духа.
Задача открытого и творчески активного христианства - собирание всего истинного,
благородного, доброго и прекрасного, что создано повсюду творческой деятельностью человека.
Это нужно для христианской культуры будущего, которая должна дать убедительные ответы на
проблемы человека наших дней и грядущей эпохи. Она станет, согласно надеждам ее
сторонников, вселенской, преодолеет ограниченность внутрицерковных культур и благодаря
этому поможет церквам сблизиться между собой, найти общий язык на пути к примирению.

РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - в американской мысли: рассмотрение религии
как глубинного уровня смыслов, символов и ценностей культуры, влияющих на практическое
поведение человека. -Религия - это система символов, содействующих установлению в людях
прочной, всеохватывающей и долгосрочной мотивации поведения и предрасположенности к
действию, представляющихся совершенно реальными по своей осуществимости благодаря
высокой степени фактичности соответствующих им концепций- (К.Гирц). Религиозные символы
формируют практические верования и убеждения, побуждают разум мыслить, а волю -
действовать с самоотдачей и преданностью. Реализм означает, что религия формирует
поведение, позволяющее человеку не только вписаться в культуру и в сложившиеся в обществе
отношения, но и трансформировать их. Вопрос об истинности или ложности основополагающих
символов и смыслов при таком прагматически ориентированном подходе не является
решающим для оценки их роли в действиях человека.

РЕЛИГИЯ КАК ПАТОЛОГИЯ - точка зрения, распространенная среди психиатров
советской школы, фрейдистов, марксистов, а также среди интеллигенции, администрации и др.
Ответ Антония, Митр. Сурожского: -...при всем моем сумасшествии, у меня есть смысл жизни, у
меня есть динамика, у меня есть радость, которой ничто не может меня лишить; и люди
нормальные приходят ко мне посмотреть, как бы это им стать сумасшедшими! А я вот не
пытаюсь научиться у нормальных, как можно убить радость, убить смысл и убить чувство
истины...-

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - соотносительный) - убеждение, что нет единой *истины,
одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для
одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Каждая из таких -истин- соотносима с
желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с
эпохой, расой и пр. Релятивизм близок к *скептицизму и нередко отождествляется с
нравственной и религиозной индифферентностью. Основной контраргумент: релятивизм сам
обусловлен определенными вкусами, желаниями, субкультурой и всем прочим в жизни его
сторонников и легко может быть оставлен как не обязательный для всех. В религиозной мысли
релятивизм проявляется, напр., в требовании устранять теологические предпосылки из
понимания ключевых событий Священной истории и описывающих их текстов или же в
утверждениях, что Воплощение и другие акты вмешательства свыше следует трактовать как
способы понимания событий, а не сами события.

РИМСКИЙ МИФ - см.: МИРОВОЙ ЗАКОН

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древнейших, наиболее многочисленная,
организованная и активная из существующих христианских Церквей. В ее основании - труды
апп. Петра и Павла. Охватывает все христианские общины, находящиеся в полном единстве с
Римом, имеющие с ним общность вероучения, таинств и обрядовой традиции, нравственности и
образа жизни. Католик - тот, кто принадлежит к общине под юрисдикцией Рима, признает, что
только в Римско-Католической Церкви есть полнота Церкви Христа, что она сохраняет полноту
жизни в Духе и истине и верность древнеапостольскому Преданию, верит, что Рим - центр
вселенского христианства, что церковная иерархия возглавляет народ Божий и имеет
учительный авторитет в вопросах веры и морали и что Папа - викарий Иисуса Христа и
наследник кафедры и служения ап. Петра, что дает ему полномочия примата по отношению ко
всем епископам в мире. Католическое понимание христианства включает в себя также
следующее: 1) вне Церкви нет спасения; 2) таинства принципиально необходимы для спасения, в
них присутствует и действует сам Христос; 3) Св. Писание - книга в руках Церкви и полнота
его смысла раскрывается в ее вероучении; 4) оправдано не только поклонение Богу, но и
почитание святых и Девы Марии, паломничества и пр.; 5) грех, не только индивидуален, но и
социален, поэтому миссия Церкви - активно распространять действие спасающей благодати
Христовой на все сферы деятельности человека, а для этого - идти на открытый диалог со
светской социальной мыслью и культурой; 6) христианский миссионерский универсализм -
никакие земные барьеры не имеют значения для передачи евангельской вести тем, кто в ней
нуждается; 7) консерватизм по отношению к собственной традиции - католики считают свой
духовный опыт нарастающим в истории и не склонны ее революционно преобразовывать; 8)
высокий уровень организованности, дисциплины и ответственности в личной и церковной
жизни, необходимый для осуществления большого числа различных христианских служений; 9)
признание веры в Бога - верой разумной, отсюда предпочтение тем направлениям
христианской мысли (напр., *томизму), в которых раскрывается внутреннее единство веры и
разума при отдании должного специфике и той, и другого; 10) убеждение, что долг Церкви -
защищать свободу и достоинство человека и социальную правду вопреки всем силам мира сего,
которые попирают это ради своего господства. Религиозно-философская мысль в Католичестве
практически каждый век приносила миру немало значимых имен и результатов.

РИСК ВЕРЫ - у П.Тиллиха: человек может поверить в то, что недостойно веры, и это
приведет к тяжелому разочарованию, отчаянию, страданию души. Такой риск неизбежен и
каждый должен идти на него, понимая, что подлинный интерес к безусловному и запредельному
легко соединяется с конкретным интересом, связанным со временем, местом и личными
жизненными обстоятельствами, с самоутверждением: -На самом деле риск веры в свой
*предельный интерес - это величайший риск, на который человек способен пойти. Ведь если
этот риск оборачивается провалом, то смысл человеческой жизни рушится; человек отдает себя,
а также истину и справедливость тому, что того не стоит-. Риск есть также и в возможности
отречения от истинного предмета веры.

РУССКАЯ ИДЕЯ - в философии Вл.Соловьева, Н.Бердяева и др. идея об особой религиозно-
исторической миссии России - быть примиряющим началом в вековом конфликте *Запада и
Востока, местом становления высшей истинной формы Православия как полноты христианской
веры и жизни по Евангелию, где раскроются дремлющие возможности подлинно вселенского
христианства, которое вберет в себя лучшее из христианских традиций, разных стран, культур и
эпох. Россия будущего признавалась местом становления вселенской христианской культуры,
нужной для многопланового воздействия христианской веры на культуру окружающего
общества и, в частности, чтобы найти ответы на проблемы, возникшие на путях западного
развития веры и культуры, но не нашедшие там адекватного разрешения. В настоящее время с
"русской идеей" нередко ассоциируют национализм и фашизм, но это более чем несправедливо
по отношению к русской религиозной философии XIX - начала ХХ вв.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.