Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь
О
ОБСКУРАНТИЗМ (от лат. obscurus - букв. покрытый, шире - затемненный, с трудом
понимаемый) - умонастроение, при котором вместо верности *истине и ответственности перед
ней предпочтение отдается тому, что от истины уводит, затемняет ее, делает неясной. В светской
культуре обскурантами называют тех, кого обвиняют в противодействии *просвещению и
*прогрессу (-сон разума рождает чудовищ-). В религиозной мысли этот термин встречается
реже и адресуется тем, кто истину свыше подменяет земными представлениями и учениями,
напр., при националистических интерпретациях религии или когда традицию ставят выше
Евангелия. -Ничто не производит столько мрака, сколько ум человеческий, рассуждающий обо
всем по земному и не принимающий озарения свыше- (Св. Иоанн Златоуст. Бес. на Ин. XXIV,
147). В современной религиозной жизни обскурантизм нередко выступает под видом защиты
чистоты веры и пытается монополизировать *ортодоксальность, но изменяет при этом духу
Евангелия. -Утверждение человечности христианства вызывает настоящую ненависть у тех
многочисленных христиан, которые считают жестокость основным признаком
ортодоксальности- (Н.Бердяев).
ОБЩЕЕ БЛАГО - в социальной философии: все необходимое для обеспечения полноценной
жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует; в *томизме и католической
социальной доктрине - цель существования *государства. Это вся сумма общественных,
правовых, экономических, культурных, религиозный условий, все нужно для образования и
воспитания, для сотрудничества, взаимопомощи, личной инициативы и творческой
самореализации, для общественных и деловых проектов, для духовного возрастания личности.
ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ) - специфически личностное, диалогическое отношение
активного обмена и взаимной сопричастности , когда есть ответственность, осмысленность,
сопринадлежность и любовь. Индивидуалистам чуждо подлинное общение, т.к. их
-коммуникация заблокирована стремлением подчинять себе подобных, владеть ими-
(М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Мунье и др.). В общении же личность открывает себя другим
личностям, не боясь риска быть отвергнутой и ожидая ответной открытости, действует свободно
и в случае полнокровного общения его участники достигают духовного единства, на основе
которого может появиться община. Быть человеком - значит -быть-с-другими-, поэтому
общение - естественно для человека. Предрасположенность к общению создается внутренним
диалогом, а в конечном счете - диалогом (общением) с Богом.
ОБЩЕСТВО И ОБЩИНА - принятое в социальной философии различение двух видов
сообществ. В обществе: законность и правопорядок, взаимное отчуждение и индивидуализм
отдельных лиц, государственное управление и принуждение, индивидуальная свобода, не
требующая личностной зрелости, конфликты и соперничество групп, партий и отдельных лиц,
общественное мнение и идеологии, жажда нового и прихоти моды, бездушный расчет и нередко
атеизм, по крайней мере практический. В общине: духовное единство, взаимная поддержка,
согласие и сотрудничество личностей, нравственная ответственность, неформальные отношения,
общность веры и обычая, традиционализм, твердость семейных основ быта и пр. В воссоздании
общинных основ жизни некоторые видят один из путей обновления общества. Общинность,
однако, не всегда понимается как то, что не должно исключать законность и правопорядок и что
сочетаться с личностной свободой, самореализацией и ответственностью за общее благо. Кроме
того община - еще не *соборность, которая созидается даром Духа Святого, делающим общину
церковной. Романтизм идеализировал общину как основу общественного организма (нем.
Gemeinschaft), игнорируя, что насилием и кровью создавались как органические сообщества, так
и жестко организованные социальные системы.
ОБЪЕКТ - в современной философии внешнее по отношению к *субъекту, то, что
противостоит ему и на что направлена его познавательная деятельность. Иногда говорят также
об объекте воли и желаний. В *самопознании субъект делает объектом самого себя и свой
внутренний мир. В *схоластике объект - то, что существует в разуме в виде представления или
идеи, в виде общего понятия, т.е. здесь объект противопоставлен субъекту, понимаемому как
индивидуальное бытие.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ - у Н.Бердяева: разделение субъективного и объективного в мышлении и
в творчестве, а шире - во всякой деятельности, включая и социальную жизни, культуру и
религию. В процессе объективации нечто, созданное творческой личностью, становится
достоянием общества, культуры или общепринятой религии и начинает жить независимой
жизнью - отчуждается, обезличивается, становится объективным фактом, а не уникальным
духовным явлением, рожденным в глубине внутреннего мира автора. Оно входит в чуждый ему
мир внешних объектов, и его творец вновь должен преодолеть давление внешнего мира, которое
возросло от того, что продукты его деятельности теперь уже не с ним, а среди всего, с чем он
постоянно борется. Новое творческое усилие, если оно успешно, принесет свои плоды, но и они
точно так же объективируются, их творца вновь ждет борьба и так без конца. В постоянно
идущей объективации - трагедия творчества и -священная неудача культуры-. Выход - в
трансцендировании за пределы падшего мира, в устремлении к преображению бытия, к новому
небу и новой земле. Возражения Бердяеву: во-первых, не все объективное чуждо и враждебно
человеку - он нуждается в соотнесении своей личной духовной жизни с духовной жизнью
других для обретения чувства принадлежности и служения; во-вторых есть извечные духовные
основы жизни, частично разрушенные и искаженные после грехопадения, ценностью которых не
следует пренебрегать; и в-третьих, действие Духа Святого может преобразить духовную жизнь
не только во внутреннем мире личности, но и в сообществе, открытом к Богу.
ОБЪЯСНЕНИЕ - раскрытие сущности происходящего, при котором событие, имеющее место
здесь и теперь, трактуется как конкретное проявление общих закономерностей, как частный
случай общего. Такой подход возобладал в естественных науках, но в гуманитарных науках он
постоянно оспаривался. Представители *герменевтики возражали и продолжают возражать, что
по отношению к духовной жизни человека такое объяснение мало что объясняет, поэтому
главное для гуманитарных наук - это не объяснение, а *понимание.
ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio - случай) - отрицание причинного взаимодействия
сотворенных вещей, со ссылкой на Бога - единственную подлинную причину всего
существующего. Сторонники окказионализма вместо причин реальными признавали только
благоприятные случаи (-оказии-), которые Бог использует как поводы явить свое действие. В
частности, единство тела и души при жизни человека (а это одна из труднейших философских
проблем) объяснялось здесь непрерывным действием помощи Божией.
ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occult - тайный, сокровенный) - совокупность *эзотерических
доктрин и связанных с ними видов паранормальной практики, опирающихся на тайные знания
глубинных сил природы, потаенных связей человека с разными -параллельными планами
бытия- или иными мирами. Это также знания иерархий космических духов. Овладение ими,
настаивают его сторонники, значительно расширит возможности человека влиять на ход
событий. В мировых религиях к оккультизму относятся настороженно 1) из-за безосновательных
религиозных притязаний многих представителей оккультизма и 2) жажды власти над миром
вместо смирения перед Высшим. Неразумно заниматься -опровержением- оккультных знаний с
позиций религиозной веры, но следует настаивать, что вопросами *смысла бытия оккультизм,
как и наука, не занимается. Христианских мыслителей поражает в оккультизме безблагодатность
его знаний и практики, отсутствие света Божия, неискупленность человека, безличность
понимания человека, разлагаемого на многоплановые слои, отсутствие ясного понимания
высшего назначения, во имя которого нужна сама эта деятельность по большому счету. -Точно
оккультный путь существует для пасынков Божиих, не любимых Богом. И нет конца темным
коридорам и темным лестницам-, - писал Н.Бердяев с некоторой надеждой на возможное в
будущем просветление оккультизма. Единственной заслугой оккультизма считают его
постижение внутренней глубины тварного мира, которого так не хватает научно-
рационалистической культуре. Отсюда и усилившееся к концу ХХ в. стремление наводить новые
и восстанавливать старые мосты между наукой и оккультизмом.
ОМЕГА - в философии о. Пьера Тейяр де Шардена: цель мирового эволюционного процесса,
сверхмировое, сверхвременное и сверхчеловеческое духовное средоточие мира, сам Христос,
возглавивший весь тварный мир и собирающий его вокруг себя. Это - космический Христос,
которого Отец небесный вознес над миром, чтобы любовью все привлечь к Нему. Завершением
космической эволюции станет, согласно Тейяру, торжество Царства Божия, когда Бог будет
-всем во всем-. Любовь к Богу здесь - глубинная космическая сила, способная изменить лицо
земли, и в этом Тейяр видел предназначение религии и ее основную миссию.
ОНТОЛОГИЗМ (греч. ontos, от einai - быть, и logos - слово) - убеждение, согласно
которому достижение человеком знания возможно не иначе как благодаря познанию Бога.
Характерен для Б.Спинозы в XVII в., Н.Мальбранша в XVIII в., В.Джоберти и А.Росмини в XIX
в., П.Флоренского в ХХ в. и др. Напр., у Николая Кузанского Бог предстает непостижимым
абсолютным единством всего существующего, конечной основой всего мыслимого и
постижимого. Положительная сторона этого подхода в том, что всякое познание здесь
рассматривается без отрыва от Богопознания. Отрицательная - в том, что Бог философски
интерпретируется, чтобы получать место в том или ином варианте *онтологии.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ -
1) обоснование существования Бога исходя из того,
каков Он. Согласно св. Ансельму Кентерберийскому (XI - XII в.), Бог есть -Нечто, больше чего
нельзя ничего себе представить-; так понимаемый (безграничный по объему Своего
содержания) Бог -не может быть только в уме-, т.е. не может не существовать в
действительности. С логической точки зрения здесь из определения Бога выводится Его
существование, что отвергалось, напр., И.Кантом. С.Франк в ответ писал, что речь здесь идет
прежде всего о глубокой духовной интуиции Ансельма, которую следует выразить так:
-Вдумываясь в то, что мы мыслим в понятии абсолютного, мы с непосредственной
самоочевидностью убеждаемся, что в отношении его всякое отрицание или сомнение просто
неосуществимо, лишено смысла, т.е. что ему присуще необходимое бытие-.
2) У Фомы
Аквинского и др. онтологический аргумент представлен в более привычной форме: если
восходить по ступеням совершенства тварных существ, то придем к Совершенству как
таковому, т.е. к Богу как источнику всякого совершенства.
3) У Николая Кузанского: Бог -
трансцендентный и непостижимый -абсолютный максимум-, Он -есть абсолютная
необходимость-, основа бытия всего сущего и его познания, Его существование не может
подвергаться сомнению.
4) У Р.Декарта данный аргумент принял форму *идеи Бога:
существование Бога как всесовершеннейшего Существа обосновывается с помощью
*врожденной идеи Бога в сознании человека.
ОНТОЛОГИЯ - учение о *бытии, часть *метафизики, занятая исследованием бытия как
исходной для философии реальности, без которой невозможно понять существование отдельных
вещей: благодаря связи с бытием они реальны, а вне такой связи их существование
бессмысленно. Бытие связно, имеет порядок и смысл, соотнесено с Высшим бытием -
источником любого бытия. Есть мыслители, замечающие -трещины в бытии-, -темный фон
бытия-, а не только свет и порядок. В древнегреческой философии онтологичная мысль
акцентировала роль в бытии вечного, неизменного и нематериального, а также иерархических
отношений высшего и низшего. Это опиралось на представление о самодостаточности
космического бытия. Христианская вера и мысль была оценена древней философией как
-сдвинувшая несдвигаемое- (С.Аверинцев) в бытии; но христиане, во-первых, признали бытие
нашего мира тварным, внутренне неполным, не самодостаточным и зависящим от Творца, и, во-
вторых, увидели во Христе начало обновления бытия (-Я все делаю новым- - Откр.21.5). Это
выявило в бытии историческое измерение, устремленность к финальному преображению,
предзнаменуемому знаками грядущего. Если мы открываем себя навстречу *тайне и *смыслу
бытия, насыщается жажда высшего смысла жизни и раскрываются наши лучшие творческие
силы и дарования.
ОПТИМИЗМ (от лат. optimus - лучший) - умонастроение, придающее основное значение
лучшим перспективам в любой человеческой ситуации и вере в победу добра над злом.
Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-
нравственной несостоятельности человеческого рода и почему природные и социальные
катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь. Был ответ: зла
больше на начальных стадиях развития человечества, а по мере его взросления растет
понимание, мудрость и ответственность. ХХ в. показал, что на т.н. высших стадиях развития
зло становится особенно изощренным и вовсе не убывает. Оптимизм невозможно убедительно
обосновать социальными и историческими фактами, следовательно, оптимизм - это выбор
души вопреки фактам, нужный для преодоления жизни, ее изменения в лучшую сторону.
Христианин, надеясь на финальную победу добра над злом, опирается на веру, что Бог
осуществляет замысел спасения мира от зла, и на мистический факт победы Христа над грехом и
смертью, и в этом смысле христианин оптимистичен. В оптимизме, по Д.Бонхёфферу, несмотря
на его ошибки, есть воля к будущему: -Оптимизм - жизненное здоровье, надо беречь его от
заразных болезней-.
ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ (от греч. orthos и doxa - правильное мнение или мышление) -
соответствие религиозного мышления, вероучения и теологических концепций тем
богооткровенным истинам, которые составляют содержание Св. Писания и Предания Церкви.
Ортодоксальность задает нормативные критерии для оценки любых духовных новшеств во
вселенском христианстве. В древнем христианстве понимании ортодоксальности было общим
для всех кафолических Церквей и позволяло отклонять как неприемлемые гностические и
еретические трактовки христианства. К концу первого тысячелетия общее для всей церквей
понимание единства Предания было утеряно. Ныне как *Православие, так и *Католичество
настаивают каждое на своей ортодоксальности, но многовековые споры свидетельствуют об
различиях в ее понимании. *Протестантство выдвинуло свои критерии верности
древнехристианским нормам, но само раскололось на разные течения из-за различий в трактовке
смысла самих критериев. Фактически каждая из традиций дает теперь свои нормы
ортодоксальности, но внесенный протестантами импульс возврата к евангельским истокам
должен содействовать восстановлению ясности в этом вопросе, несмотря на неубедительность
предлагавшихся решений. Либеральное протестантство отказалось от самого принципа
ортодоксальности, что не может не привести к потере церковности как таковой.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - у К.Ясперса: время между 800 и 200 гг. до Р.Х., когда закончилась
победой духовная борьба за свободу мысли и совести против древней мифологии и родового
сознания. Победители - философы, поэты и трагики в Древней Греции, пророки в Древнем
Израиле, в Китае - даосы и Конфуций, в Индии - авторы Упанишад и Бхагавадгиты, а также и
Будда, в Иране - Заратуштра. В эту эпоху были заложены основы мировых религий, созданы
предпосылки современного мышления и культуры, сохраняющие значение до сих пор, и во
многом преодолен изоляционизм во имя универсальности. -В осевое время произошло открытие
того, что позже стало называться разумом и личностью- (Ясперс). В частности, философия
позволила человеку углубить, расширить и осмыслить опыт своего возвышения над
окружающим миром и над самим собой и осознать свою причастность Высшему бытию, опыт
своей внутренней свободы по отношению к миру.
"ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ" - у А.Камю: стоит жить или не стоит? Ответ: -Я
бунтую, следовательно, мы существуем-. (См.: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ). Сравн. с ответом
Э.Мунье: -Я люблю - значит, существует *бытие и жизнь стоит того, чтобы ее прожить-.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - высокая и постоянно возрастающая степень чувства
ответственности характерна для подлинной религиозной жизни, когда человек входит в
присутствие Бога, заповедавшего: -Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный-
(Мф.5.48). -Безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря,
прочных критериев и где живое благоговение должно было бы вечно питать заботу о трезвении
и очищении, является грехом непростительным, грехом против Духа- (И.Ильин).
ОТКРОВЕНИЕ - 1) Знание, получаемое от Высшего источника, которое недостижимо
чувственному восприятию, рациональному познанию и естественной интуитивной способности.
Откровение постигается религиозной верой, воспринимающей его как особое просвещение
человеческого духа, как Слово, несущее в себе *истину и наставление, Слово Божие о Боге.
Филон Александрийский впервые увидел в Откровении источник истин, нужных для решения
философских проблем происхождения мира, первооснов бытия и духовного становления
человека. 2) У ряда христианских мыслителей разных эпох Откровение - это раскрытие
несомненных истин веры, на основе которых строится здание христианской философии,
соединяющей их с метафизическими разработками и данными научных исследований. В рамках
такого подхода Откровение трактовалось как готовый священный Текст, данный свыше.
Необязательно быть христианином, чтобы так понимать суть Откровения и его назначения, - в
Исламе и Иудаизме есть аналогичные взгляды. 3) В современной христианской мысли: это
самооткровение Бога, Его дар Себя людям, излияние Его творческой любви в мир, любви,
формирующей Словом и Духом новую реальность. Откровение - ответ на веру человека,
который ищет не обладания знанием новых истин, а полноты жизни в единстве с Отцом и
Сыном и Св. Духом, ищет полного прощения и *спасения в Церкви и стремится посвятить свою
обновленную жизнь служению Богу и ближнему. Оно освящает человека благодатью,
принимается им как всепрощающий дар от Бога и обетование, что дар любви Божией к миру
будет принят в ходе истории большей частью человеческого рода. Для христиан средоточием
всякого откровения является самооткровение Бога в Иисусе Христе.
ОТКРОВЕНИЕ И РАЗУМ - в *томизме: Бог Своим Откровением не нормирует мышление
естественного разума, следовательно, в метафизику и науку догмат не вводится, разум
осмысливает реальность своими средствами, а истины веры отчасти уточняют и подтверждают
истины разума, а отчасти их предполагают. Томизм настаивает на соуществовании и
взаимосвязи разных способов познания истины, при разделении компетенций разума и веры.
-Когда Откровение превращают в соперника физики или астрономии, этим не только стесняют
свободу выражения светских наук, но в некотором роде унижают само Откровение и
Даровавшего его- (А.Дондейн).
ОТРИЦАНИЕ (В БОГЕ) - в философии Гегеля: Абсолютная Идея отрицает себя, чтобы затем
объединить утверждение и отрицание себя в высшем синтезе. Христианская мысль оценивает
это как необоснованное приписывание человеческой диалектики Высшему мышлению, в
котором есть лишь утверждение истины.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|