Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь
Л
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis - свободный) - в политической философии защита
индивидуальных свобод и самореализации, стремление свести на нет роль традиций,
авторитетов. вероучений и идеологических доктрин, свободомыслие, содействие инновациям и
творческим инициативам, отрицание неизменных духовно-нравственных основ жизни,
демократическая форма правления, поэтапные реформы социальных и политических институтов
и пр. В христианской мысли XIX - начала XX в. (в основном протестантской): требование
адаптировать религиозные идеи к современной культуре, изменить язык и форму передачи
евангельской вести; отказ от *авторитаризма в религиозной жизни (Иисус не был авторитарен,
поэтому никто не должен говорить о Нем от имени авторитета); защита прав разума и личного
духовного опыта для критической проверки содержания вероучения; отказ признавать
непогрешимость Св. Писания со ссылкой на то, что каждый из библейских авторов был
ограничен в своих возможностях; убеждение, что нет существенных противоречий между
религией и культурой, священным и мирским, верой и наукой. В понимании Бога либерализм
склонялся к *имманентизму: Бог - не над миром, Он действует в средоточии мировой жизни,
нет принципиальной разницы естественным и сверхприродным, поэтому божественное
присутствие можно находить в красоте художественных произведений, в рациональной истине и
нравственном совершенстве. Либерализм, начиная с Ф.Шлейермахера, считал *чувство
Высшего основным во всех религиях (-чувство - это всё- - И.Гете), а догматику и традицию
- второстепенными; отсюда тяготение к *универсализму, вплоть до отрицания уникальности
христианства среди религий мира. *Грех интерпретирован как несовершенство души, ее
болезненность, незрелость или невежество, поэтому религия превращалась из дела спасения в
терапию, в средство нравственного воспитания. -Иисусу веры- (в традиционном смысле)
противопоставлялась искусственная фигура -исторического Иисуса- как совершенного
человека, в котором действовала божественная сила мира. Основные представители: Ф.Баур,
А.Гарнак, Э.Ренан, А.Ричль, А.Сабатье, Д.Штраус и др. Либерализм по своим идеям близок к
католическому *модернизму.
ЛИЧНОСТЬ (лат. persona, фр. personne) - нечто бесконечно ценное, сверхприродное,
уникально-неповторимое в каждом из нас, творчески-активное и свободное в каждом человеке.
Личность открыта ко всем другим личностям и выходит за рамки себя в *бытие (а религиозно -
к Высшему бытию). Личность - некто, а не нечто, имя, а не вещь. Быть личностью - значит
пробудиться от погруженности в родовое сознание, в коллективную общественность, в
индивидуалистическую жизнь, постоянно утверждать достоинство личности вопреки всему, что
личность унижает и деперсонализирует, постоянно рисковать собой во имя высшего призвания.
Ни один человек не является личностью в полной мере, но становится ею в борьбе за
утверждение смысла бытия, в духовном восхождении к Высшему. *Персонализм призывает
каждого стать личностью, движущим началом обновления жизни. В христианской мысли
личностное достоинство человека ассоциируется с образом и подобием Божиим, а не с какой-
либо из высших способностей человеческой природы (духовностью, разумностью и др.).
Отношения человека с Богом - глубоко личные отношения, именно личность сообразна Богу,
который сам есть Личность. В личностной жизни человек -уходит в себя для беседы с Творцом,
увлекаясь к Нему из внутреннего побуждения- (о. Матта Эль-Мескин). Быть личностью в
христианстве означает свободно признать воплотившегося Бога во Христе, признать Его в
распятом Иисусе, признать Его Воскресение.
ЛИЧНОСТЬ СИМФОНИЧЕСКАЯ - сообщество с личностными чертами. Л.Карсавин
считал симфоническими личностями народы, социальные группы, церкви, человечество в целом
и описывал весь тварный мир как иерархию таких личностей разного ранга и разной степени
совершенства. Высшие имеют безусловный примат над низшими, в том числе и над
индивидуальными личностями. Каждая отдельная личность в свою очередь призвана осознать
себя как свободное осуществление высшей личности. Концепция Карсавина вызвала ряд
возражений, напр., со стороны Н.Бердяева, который увидел опасность порабощения человека в
идее подчинения отдельных личностей личностям симфоническим.
ЛОГОС - 1) В древнегреческой философии слово, речь, ее смысловая структура, а также закон
упорядоченности *бытия, придающий *космосу осмысленность и целостность. Это также
принцип разумности мироздания (см.: МИРОВОЙ ЗАКОН; МИРОВОЙ РАЗУМ). 2) Филон
Александрийский (I в.), следуя ветхозаветной вере, высоко оценил древнегреческое понимание
Логоса как высшего прообраза мира и впервые сблизил его с библейским Словом Божиим -
высшей Премудростью, действующей в единстве с повелением Творца -да будет-. Логос стал
надкосмическим; Филон признал его -вторым Богом- - посредником между тварью и Творцом.
Этот Логос предстает у Филона неоднозначно то как Сын, то как высшая из сил Божиих. 3) В
христианстве понимание Логоса задается словами -В начале был Логос, и Логос был с Богом, и
Логос был Бог- (Ин. 1.1). Логос воплотился и пришел к людям в лице Иисуса Христа, пребывал
в вечности до воплощения на земле, через Него было сотворено все *сущее и Он возглавил всю
тварь, совершив на земле победу над грехом и смертью. 4) Св. Юстин Философ и Климент
Александрийский писали о Логосе как об учителе человечества, источнике истины в
дохристианской мудрости и христианской философии: до явления Христа -семена Логоса-
рассеивались всюду, по всем культурам разных народов, и принесли плоды в разных учениях,
каждое из которых содержит ту или иную крупицу истины. Задача христианского философа,
опираясь на полноту откровения Логоса, собрать фрагменты истины и построить здание
христианской мудрости. Позднее Отцы Церкви дали догматическую разработку учения о Логосе
как второй ипостаси Св. Троицы.
ЛОЖЬ - намеренно недобросовестное искажение *истины, далекое от честного выражения
сомнения; -в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому
нравственно предосудительное противоречие истине- (Вл.Соловьев). В логике ложный вывод -
просто ошибочный вывод в рассуждениях, способный ввести в заблуждение как самого
рассуждающего, так и других людей. В этике есть проблема -лжи необходимой-, нравственной
позволительности, напр., ради спасения чьей-то жизни заявлять нечто, заведомо не
соответствующее реальному положению дел. По Соловьеву, -человек, по природе добрый, не
может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом
соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко
лжи или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли-. Но по большому
счету религиозный человек лжецом быть не может: ложь противорелигиозна, человек начинает
лгать от слабости духа и разрушает не только свою личную духовную жизнь, делая себя в
глубине неискренним, но совершает -измену Центру-, вторгается в -главное измерение вещей,
людей и отношений. Ее опасность и гибельность состоят в том, что она нарушает или прямо
разрушает божественную ткань в человеческой жизни. Когда человек лжет, то он лжет: или Богу
о себе; или другим людям о Боге; или другим людям о себе перед лицом Божиим; или о себе и
другим о других в их божественном измерении- (И.Ильин).
ЛУКАВСТВО - вид *лжи и выражение *неверия, противление *добру и *истине,
выражающееся в том, что хорошему приписывается худое, добру предъявляется обвинение во
зле. В Новом Завете лукавство квалифицируется как хула на Духа Св. - грех непростительный.
ЛЮБОВЬ - в философских учениях: 1) -влечение одного одушевленного существа к другому
для соединения с ним и взаимного восполнения жизни- (Вл.Соловьев); 2) у Платона стремление
человека к совершенной полноте бытия, к преодолению разрыва небесного и земного миров,
стремление -творить в красоте-; 3) у Эмпедокла и др. любовь становится силой космического
единения, своего рода -всемирной симпатией-; 4) в христианстве мир мыслится сотворенным
любовью Божией и жизнь в нем поддерживаемой ею же; Христос признал высшими в Ветхом
Завете заповеди о любви к Богу и ближнему и дал ей новый критерий: -Да любите друг друга,
как Я возлюбил вас-(Ин.15.12); это любовь жертвенная, она означает верность Христу и всему,
Им заповеданному; эта любовь предстает как решимость полностью отдать себя без остатка в
служении Богу и ближнему; -мера любви к Богу - это любовь без меры- (Августин); 5) в этике
любовь предстает, с одной стороны, как твердая воля давать другим подлинное благо, а с другой
- как одно из нравственных чувств, имеющее нечто общее с жалостью, сопереживанием,
благоговением и стыдом; в христианской этике любовь также - высшая из -богословских
добродетелей- (См. также: АГАПЕ; ЭРОС)
ЛЮТЕРАНСТВО - одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении
немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть: 1) содержание вероучения
целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает
человеку его грехи, поэтому нет нужды в клире, а есть -священство всех верных- в церковной
общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве
греха, не способен творить добро, но спасается по вере во Христа - оправдывается только
верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (*синергии) человека в своем спасении
нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей
крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию;
отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе
человеческого духа; 5) организация церквей - в виде национальных государств; 6) в таинствах
признавалось реальное присутствие Христа. Опасность *квиетизма в лютеранской ортодоксии
значительна, реакцией на это в протестантстве стал *пиетизм, акцентировавший роль личных
усилий человека в своем спасении. Другая реакция - рационализм, уменьшивший роль
мистической стороны доктрины, третья - критическая библеистика, выявившая несводимость
многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало
возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|