Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь
Е
ЕДИНОЕ - у Парменида и в *неоплатонизме высший первоисток *бытия, *абсолют, ничем не
определяемый и непостижимый разумом человека. Единое превыше блага, мысли, жизни,
совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо
направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из
Единого путем *эманации. В *неоплатонизме Единое - божественно лишь в смысле
неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое - это
не Единый Бог библейской веры.
ЕДИНОСУЩИЕ (греч. homoousion, лат. consubstantialitas) - единственный термин
философского происхождения в церковном Символе веры, означающий неразличимость по
природе Лиц Св.Троицы. Иначе говоря, бытие Отца продолжается в Сыне и в Св. Духе без
какого-либо умаления, т.е. божественное достоинство трех Лиц одно и то же.
ЕРЕСЬ (греч. hairesis - предпочтение или выбор) - в первоначальном смысле это ошибка в
вопросах веры, обнаружившаяся в чьем-либо мнении или учении, появившемся внутри Церкви;
в строгом смысле слова -ересью, т.е. учением, противоречащим основам христианства, является
доктрина, обсужденная и отвергнутая одним из Вселенских Соборов- (о. А.Мень). Встречаются
у философов иные критерии. Напр., у Вл.Соловьева еретичны учения, отвергающие веру, что во
Христе нераздельно и неслиянно соединились совершенный Бог и совершенный человек
(*халкидонский догмат). О. С.Булгаков называл ересями односторонности мысли, порождаемые
стремлением объяснить многообразие *сущего рационально исходя из одного принципа:
-Философская характеристика ереси в истории христианского богословия состоит именно в том,
что сложное, многомотивное, антиномическое для разума учение упрощается, приспособляется
к постижению разума, рационализируется и тем самым извращается. Все основные ереси
представляют собой подобный рационализм в применении к догматам. Рационализм, как такое
злоупотребление разумом, имеет источником гордость разума, понимаемую не в смысле личной
горделивости отдельных философов-ересиологов, но в объективном смысле - незнания им
своей собственной природы, границ и состояния-. Св. Симеон Новый Богослов (Х в.) называл
еретиками тех, которые -говорят, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего
сохранить евангельские заповеди и стать подобными Св. Отцам... те, кто говорят, что это
невозможно, обладают не какой-либо частной ересью, но всеми, т.к. эта ересь много
превосходит и покрывает все другие нечестием и кощунством. Говорящий это опровергает все
Божественные Писания-.
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ - свойственная *природе человека жажда установить
единство с Тем, Кто не имеет нашей ограниченности и слабости, и с Кем реальность обретает
полноту. Это также поиск осмысленности жизни, нравственного совершенства, личного
спасения, принятости окружающими людьми в своих лучших сторонах, стремления быть
соучастником чего-то высокого и чистого, войти в сообщество с высшими запросами, где можно
быть как дома, иметь предмет почитания и преданности и пр. Оценки естественной
религиозности различны. 1) Человек сам создает себе образ Бога как проекцию желаемого на
высшее - в виде сильного и совершенного существа для воображаемого восполнения своей
недостаточности. 2) В ней бывают высокие порывы, но есть и непрестанное круговращение
вокруг забот о своей личной участи: -Религия, коротко говоря, является одной из обширнейших
глав истории человеческого эгоизма- (У.Джемс). Она не требует духовного подвига и не имеет
серьезного противоядия *язычеству. 3) Она легко может быть использована безответственными
лидерами ради целей, далеких от замыслов Божиих. К.Барт связал с ней искушение национал-
социализма: образ Гитлера принимался как источник особого, нового откровения свыше.
Аналогично и культ личности Сталина в Сов. Союзе. Слова Великого инквизитора Христу
-Уйди, Ты нам мешаешь- выражают его решимость и умение эксплуатировать в свою пользу
естественную религиозность народа. 4) Р.Бультман противопоставил естественной
религиозности радикальное требование абсолютного послушания Богу: -Воля Бога претендует
на всего человека-. Д. Бонхёффер призывал христиан не доверять своим естественным
религиозным стремлениям: если ограничиваться только ими, тогда Бог нужен лишь когда силы
человека на исходе, а христианская весть означает, что Бог, действуя в средоточии жизни,
предлагает нам отложить свои желания и войти в Его борьбу за осуществление Высшей правды.
5) Вопреки всей этой критике *томизм настаивает, что природе человека присущи религиозно
подлинные стремления к истине, совершенству и к Богу, поэтому препятствовать их
осуществлению означает -препятствовать доброте Бога-. Естественная религиозность несет в
себе признаки падшести человеческой природы, поэтому аскетическая работа души, трезвость
разума и просвещающее воздействие Евангелия безусловно необходимы.
ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - 1) В *томизме - главная часть метафизики, где
рассматриваются пути, ведущие разум к Богу, и те высшие истины, для достижения которых
разуму не обязательно иметь Откровение (лат. revelabilia, в отличие от revelata - истин
богооткровенных). Если глубоко размышлять о мире, то, настаивают томисты, можно открыть
Бога. 2) У У.Пэйли (XVIII в.): область знаний и интеллектуальных разработок под знаком идеи,
что разум может приближаться к пониманию Бога не через Св. Писание и не через *мистицизм,
а своими собственными средствами. Последние несут на себе определенную печать Его
мудрости и зависят от Творца как своего основания и источника. Предмет рассмотрения здесь
- *естественный закон, *душа человека, проявления творческих сил Божиих в мире, аргументы
в пользу Его бытия (напр., *аргумент от дизайна) и пр. 3) Реформация пыталась лишить
естественную теологию права на существование, ссылаясь на то, что падшему человеческому
разуму не дано постигать Бога. В ХХ веке этот аргумент уже не считается убедительным, но
были взамен предъявлены претензии, что естественная теология устремилась к единовластию и
превратилась в основное мерило всякой теологии. Это, однако, несправедливо в отношении к
*томистскому пониманию: естественная теология центральна только в метафизике, а не в
теологии, осмысливающей Откровение.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ - в *томизме: сущее создано Богом, все тварные существа
некоторым образом косвенно проявляют свою соотнесенность с Творцом, мироздание своей
красотой, порядком и разумным устроением свидетельствует о Его благости, заботе и мудрости,
поэтому весь тварный мир может осмысливаться как естественное откровение Бога.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН (лат. lex naturalis) - в *томизме: отражение вечного
божественного закона (lex aeterna) в мышлении и деятельности человека как разумного
существа. Естественный закон понимается также как источник нравственных норм, его суть:
делать добро и избегать зла. -Естественность- его связывается с верой в то, что воле человека
свойственно стремиться к благу и что эту изначальную предрасположенность к добру человек
сам осознает в глубинах своей души и следует ей. У ап. Павла: люди, не ведающие откровения
Божия, нередко ведут себя достойно - -по природе законное делают-, ибо -дело закона у них
написано в сердцах- (Рим.2.14-15). Согласно Фоме Аквинскому, жить согласно природе
означает для человека стремиться к Богу как своей цели, поэтому -все, что противоречит
естественной склонности, есть грех, противоречит закону природы-. К примеру, грехом
признается малодушие, отказ от самореализации в ее подлинном значении. Аргументация,
опирающаяся на естественный закон, важна в нравственной теологии и социальной доктрине
Католической Церкви.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ - характерное для западноевропейской культуры представление о
том, что у всех людей, независимо от их культуры, религии, исторической эпохи и
национальной принадлежности, имеется одна и та же разумная способность, свойственная
*природе человека. Нередко (напр., у древних аскетов Востока, в *Лютеранстве и др.)
естественный разум оценивали отрицательно как падший разум, чуждый святыням и склонный
(в горделивой одержимости) все разделять и перестраивать по своим искусственным схемам с
целью господства над миром. В таких оценках рискованно заходить слишком далеко. В
*схоластике и более поздней религиозной мысли принималось, что грехопадение не погубило
разум человека: он у всех одинаков, но по-разному используется. Более того, в *томизме знание
Бога признается первой целью естественного разума и создаваемой им *метафизики.
Святоотеческая мудрость в целом, как впрочем и Бонавентура на Западе, отрицали, что
естественный разум без содействия благодати способен привести человека к высшей цели его
жизни и постичь ее подлинный смысл. Полнота знания и видение Бога в земной жизни человека
недостижимы в земной жизни также и с точки зрения томизма. Ценность достижений
нехристианской мысли не отрицалась как патристикой, так и томизмом.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ И БЛАГОДАТЬ - Иоанн Дунс Скот (XIII в.) писал, что
*естественный разум падшего человека, не исцеленный *благодатью, не достаточен для
спасения и, кроме того, его познавательные возможности несовершенны. Они ослаблены тем,
что высшие истины он постигает не непосредственно, а через понятия и категории, в которых
истина выражается неполно. Бонавентура писал, что подлинная разумность достигается, когда
духовные основы мышления восстановлены любовью к Богу, в чистоте душевной жизни и
поступков и содействием благодати. Христианские мыслители Востока настаивают, что
обращение человека ко Христу если не сразу, то со временем влияет на само качество
человеческого мышления - оно становится -благой мыслью-, исполненной *любовью и *верой.
Такой разум проходит через *метанойю, исполняется духом любви, соединяется с *сердцем
человека и начинает мыслить согласно добротолюбию. Естественный разум -должен умереть в
крещальной воде слез, дабы вновь ожить в недрах любящего разумения Христова- (О.Клеман).
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА (лат. lumen naturale) - у Фомы Аквинского способность
нашего *активного интеллекта (высшей способности разума) проливать *свет на образы
воспринятых нами вещей, что и делает эти образы *умопостигаемыми. Если чувственное
восприятие открывает нам внешние качества и облик вещей, а пассивный интеллект
(аналитический нетворческий ум) приводит их в порядок, то интеллект активный вскрывает их
суть, -схватывает- содержащееся в них общее содержание, чтобы сделать затем возможным
определение общего понятия - *универсалии. Активный интеллект, способный высветить суть
вещей, не нуждается для познания во *врожденных идеях. Согласно Фоме, в уме нет ничего,
чего раньше не было бы в чувстве, но это слова не *эмпириста, а *реалиста. -Естественный
свет- не является *иллюминацией в смысле Августина - последняя благодатна, т.е. сам Бог
просвещает разум человека.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК - гуманистическое представление о человеке, согласно
которому *природа человека изначально добра и она - одинакова у всех людей, независимо от
веры, культуры, эпохи, страны и пр. Ф.Ницше в XIX в. выступил против этого и потребовал,
чтобы все -человеческое, слишком человеческое- было преодолено, а *экзистенциализм ХХ в.
заявил, что у человека есть существование (*экзистенция), но не сущность. Это означало отказ
от представления о естественном человеке. Его полемически отвергали и многие христианские
мыслители, начиная с Августина, основываясь на том, что невозможно по-настоящему понять
человека, оставив без внимания Богочеловека - Иисуса Христа. Образ человека, взятого в
своем -естестве-, занижен, лишен духовности, ограничен перспективами мира сего, игнорирует
-падшесть-. Ап. Павел называл естественного человека -плотским-, -душевным- или -душою
живою- (1 Кор.1.13-15; 15.45 и др.) и противопоставлял его человеку духовному (2.14). Это не
означает, однако, что ап. Павел признавал ложным и злым все естественное в человеке, - у
язычников, заметил он, совесть и разум свидетельствуют, что -дело Закона у них написано в
сердцах- (Рим.2.15). Человеческое не следует приравнивать к ошибочному, а естественное - к
тому, в чем Бог отсутствует, но сама идея -естественного человека- - результат обмирщения
христианской антропологии. Последняя призывает к большему, чем исцеление естества
человека от ран греха: в глубинах -ветхого- естественного человека должен родиться в духе
новый человек как центр реинтеграции заслуживающих спасения сил человеческого естества.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|