Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь

ОГЛАВЛЕНИЕ

Б

БЕЗДНА - 1) См.: БЕСКОНЕЧНОСТЬ БОГА. 2) В *гностицизме - непостижимая Глубина,
запредельный первоисток *сущего превыше всякого имени. 3) Бездна как Безосновное (нем.
Ungrund): у Я.Бёме (XVI - XVII в.): Бог - Безосновная Основа всего существующего,
-Тишина без сущности-, ни с чем не сравнимый вечный покой, Единое, пребывающее по ту
сторону Трех Лиц Божиих, которые рождаются из запредельной Глубины: -Бог в себе самом не
есть ни природа, ни тварь, ни то, ни это, ни высота, ни глубина. Он есть Безосновное и основа
всех сущностей, вечное Единое, ибо Он не есть ни место, ни основа-. В Божестве как Бездне
ничего нельзя различить, а если нам что-то и открывается, то в самопроявлении Его внутренней
жизни. Расхождение Бёме с *патристикой очевидно: в догматическом учении о Триединстве нет
противопоставления Лиц и их сверхсущностной Сущности. 4) Н.Бердяев привлек образ
Ungrund’а, чтобы обосновать свою идею нетварности *свободы, но сделал это ценой потемнения
божественной жизни: -Неизбежным результатом получается демонизация Божества, в недра
которого вносится тогда темное начало непросветленной свободы- (С.Левицкий).

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БОГА - Бог не ограничен никакими пределами и воспринимается в
мистическом опыте как Бездна любви, блага и совершенства, как Бездна, голос которой
обращается к безграничной глубине человеческой души.

БЕСПРИЧИННАЯ ПРИЧИНА - Бог, согласно метафизике Аристотеля, первоначальное
звено в цепи причин всего происходящего в космосе. (См. также: ПЕРВОПРИЧИНА).

БЕССМЕРТИЕ ДУШИ - начиная с Пифагора (VI в. до Р.Х.), эту тему развивали одни
философы, но отвергали другие. У Платона душа человека бессмертна, потому что разумна и
родственна горнему миру идей - вечных, неизменных, бессмертных сущностей, к которым она
и должна вернуться, освободившись от земного тела. Необходимое условие - безупречная
добродетельность. У И.Канта: теоретический разум не может ни доказать, ни опровергнуть
бессмертие души, но практический разум требует его признать, потому что лишь бессмертная
душа может достичь нравственного совершенства. Христианская вера свидетельствует о
грядущем воскресении человека и жизни будущего века (вечной жизни), а бестелесное
существование души после смерти признает временным и ущербным. *Надежда на жизнь в
грядущем Царстве неотделима от веры в победу Христа над смертью. Жизнь с воскресшим
Господом означает намного больше, чем существование души после ее расставания с земным
телом. Но и бессмертие души в нецерковных учениях, и вечная жизнь христианской веры
требуют полной самоотдачи человека в борьбе за их обретение. Здесь - ставка больше, чем
жизнь.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - -в широком смысле - совокупность психических процессов,
операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий
бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от
сознания. Термин -бессознательное- используется также для характеристики индивидуального и
группового поведения, действительная цель и последствия которого не осознаются-
(Д.Ляликов). К.Г. Юнг различал как индивидуальное, так и глубже лежащее коллективное
бессознательное. Древние религиозные символы и мифы Юнг оценил как важное средство
контакта с ним и для объяснения его детерминирующего влияния на мышление и поступки. Но
ни Фрейд, ни Юнг не фиксировали связей бессознательного с Высшим. Защищая глубоко
личностный характер религиозного опыта, И.Ильин отрицал реальность коллективного
бессознательного в виде -единой, сплошной, проходящей субстанции-, объясняя появление
такого представления мышлением лиц, -испугавшихся своего одиночества-. Защита достоинства
личности, однако, не должна соединяться со столь малообоснованным отрицанием.
Христианская вера охватывает всю жизнь души человека, включая и бессознательные ее
стороны; она - -сознательный акт, и бессознательные элементы соучаствуют в создании веры
лишь в том случае, если они приняты в личностный центр, трансцендирующий каждый из этих
элементов- (П.Тиллих). Когда силы бессознательного определяют душевную жизнь помимо
разума и веры, тогда вместо веры имеет место принуждение. Разум и вера - сознательны и
ориентируют на будущее, на свободное духовное становление человека под взглядом Высшего,
поэтому в известном смысле -сознание - история, а бессознательное - судьба-, но их
противостояние является одновременно и их единством, если становиться на -позицию,
требующую следовать фигурам Духа- и принимать бессознательное как то, с чем надо работать
(П.Рикёр). (См. также: ПАМЯТЬ).

"БИБЛЕЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" - у К.Тресмонтана и некоторых др. современных авторов
особый тип мышления, ярко выразившийся в библейских текстах и имеющий мало общего с
философией. Его черты: 1) средоточие мышления - *сердце человека, в нем рождается разум;
2) сокрушение сердца (покаяние, *метанойя) - это начало духовного пути человека и
изменение его ума, благодатное просветление разума, смирение и открытость по отношению к
Духу и Слову Божию; 3) сердце открывается Богу в любви к Нему, и если Господь войдет в
открывшееся сердце, то в мышлении проявится -ум Христов-; 4) разум - это духовная
чуткость, внутреннее слышание Слова и ответ на услышанное, т.е. общение и диалог с Богом в
молитве; 5) познание - вразумление Словом и обретение живой мудрости; сама мудрость
становится -древом жизни- (Притч.3.18), а жизнь вечная достигается благодаря знанию
истинного Бога; 6) мышление понимается как действие, направленное к добру, как добродетель
и источник других добродетелей, как выражение святости; 7) вера - "духовный разум"
человека, его "первичный сокровенный выбор", определяющий человека в самых истоках его
существа; 8) Бог побуждает разум ориентироваться в первую очередь на созидаемую Им
реальность и в меньшей мере на мир ранее сотворенных вещей; там, где обновляется мир -
там и надежда, и вера, которые вводят в замысел Божий; -библейский- разум - это разум,
пронизанный верой. Бог все творит Своей любовью, следовательно и разум человека призван
действовать в духе любви.

БЛАГОГОВЕНИЕ - религиозный трепет, возникающий в предстоянии перед святыней. В нем
выражены преклонение перед Высшим, чувство религиозной преданности, доверие, любовь,
самоотдача, почитание, благодарность, зависимость, надежда и пр. В этике благоговение -
одно из нравственных *чувств. -Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней без
благоговения- (о. А.Мень).

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ - у А.Швейцера глубинное нравственное чувство, в
котором ответственность за все живущее на Земле соединяется с готовностью жертвовать своей
личной волей к жизни ради -бесконечной воли к жизни-, отождествляемой с волей Творца.
Здесь этика соединяется с христианской мистикой, с духовным самоуглублением, с любовью к
Богу. Швейцер надеялся с помощью этики благоговения перед жизнью содействовать духовному
возрождению не только философии и культуры, но и духовно охладевших христианских
конфессий.

БЛАГОДАТЬ (греч. charis, лат. gratia) - 1) Милость Божия к человеку, его любовь, не
обусловленная заслугами человека. 2) У многих христианских философов благодать -
исходящая от Бога жизненная сила или энергия, производящая любовь к добру и истине, к Богу
и ближнему, делающая личность нравственно зрелой, вдохновляющая на поиск истины и на
ответственность перед ней и за нее, содействующая ее обретению; благодать даруется Богом
для постоянства в совершении добра и в верности истине. 3) По Августину, благодать
непринудительным образом касается воли человека, чье сердце раскрылось к Богу, чтобы
согласовать ее с волей Отца. Есть также благодать, которая просвещает разум человека,
содействует тому, чтобы раскрывались его высшие познавательные способности. 4) У
Бонавентуры -благодать есть основание воли-, что не всеми принимается безоговорочно (см.:

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И БЛАГОДАТЬ). 5) Н.Бердяев противопоставлял христианский Восток
христианскому Западу по признаку их отношения к благодати - на Западе больше говорят об
оправдании благодатью, тогда как на Востоке - о преображении человеческой природы и
рождении новой твари. Однако, между Востоком и Западом больше общего, чем думал Бердяев.
6) Благодать - это -знание, что другие существуют- (С.Вайль). 7) Благодать безмерна, она
означает, что -сама Жизнь Христа, Дух Божий поднимается в нас- (О.Клеман); ответом человека
на благодать является доверие и вера. 8) В *томизме: «Единственнай акт, выполненный в
царстве благодати, является более ценным, недели все, что имеет место в порядке природы»
(С.Свежавски). (См. также: ХАРИЗМА).

БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ - нередко трактуется в ней как безличный *Абсолют,
-Самопричина-, *Первопричина или первооснова всего существующего в мире. В античной
философии Бог - чистое самосозерцающее мышление, но также и -универсальный Автор всех
вещей- (Платон). В Новое время - -Автор Природы- и Совершеннейшее Существо (Р.Декарт);
-Природа творящая- (Б.Спиноза), порождающий Источник ее законов, не позволяющий Себе
нарушать их через чудо; высший гарант стабильности космического порядка, а также гарант
истинности человеческого познания. Варианты философского образа Бога из *рационализма
XVII в. отверг Б.Паскаль: -Бог философов- - это вовсе не живой Бог христианской веры,
открывающийся *сердцу человека как -Бог Авраама, Исаака и Иакова-. И.Кант оставил
возражение Паскаля без внимания и заявил, что Бог не связан причинно с нашим миром, т.к.
категория причинности нужна для объяснения связи явлений между собой, а не явлений с
Высшей сущностью; отсюда Бог - чистая идея разума, общий принцип познания, а не его
объект; существование Бога - не более чем необходимое требование практического разума. В
*идеализме Г.Гегеля Бог превращен в мировую разумную силу, в Абсолютную Идею,
самораскрытие которой породило все сущее. Религиозное понимание Бога здесь принижено в
сравнении с образом Бога как Абсолюта. А. Бергсон дал образ Бога как -непрекращающейся
жизни, действия, свободы-, как источника *-жизненного порыва- - творческой энергии,
брошенной в материю, чтобы преодолеть ее косность. В ХХ в. нередко говорят уже не о
противопоставлении -Бога философов- -Богу веры-, а о том, что в сущности это единый Бог, к
которому дух человека может приближаться разными путями: -Почему бы нам не держаться
истины во всей полноте? Это вполне возможно, но сделать это может только тот, кто понимает,
что Бог философов есть также Бог Авраама, Исаака и Иакова, Он - Сущий- (Э.Жильсон).

"БОГ ИЗ МАШИНЫ" (лат. Deus ex machina) - в древнегреческих сценических
представлениях фигура, изображающая одного из персонажей языческого пантеона и
необходимая для развязки сложной драматической ситуации. В более общем смысле означает
привлечение ссылок на Бога для разрешения философских проблем, с которыми разум не
справляется.

"БОГ УМЕР" (или "БОГ МЕРТВ") - слова Ф.Ницше, которые он ассоциировал с главным, с
его точки зрения, событием новейшего времени - раскрытием полной пустоты во всем, чем
жила культура и цивилизация, провалом нравственности и духовности в Ничто, торжеством
нигилизма. Нигилизм отбросил всякое лицедейство, всякую игру в приличия и благородство
-бросил свою тень на всю Европу-. Виновником -смерти Бога- Ницше объявил христианство за
извращение того, что принес Иисус людям: -Мы его убили - вы и я! Все мы его убийцы!-
Отсюда - все грядущие катастрофы, через которые предстоит проходить лет 200, чтобы выйти
затем на новый путь, и Ницше жаждал: скорее бы они начались. М.Хайдеггер комментировал
это согласно своим исканиям Бытия: -Бог - наименование сферы идей, идеалов... Слова -Бог
мертв- означают: сверхчувственный мир лишился своей действенной силы. Он не подает уже
жизнь. Пришел конец метафизике... не остается вовсе ничего, чего бы держался, на что мог бы
опереться и чем мог бы направляться человек-. Но не нужно считать слова -Бог мертв-
формулой неверия, потому что -спор с христианством отнюдь не обязательно должен повлечь за
собой борьбу с христианским духом-. К.Ясперс считал, что Ницше вновь адресовал
историческому христианству -старый, в значительной мере оправданный упрек,
раздававшийся со всех сторон, в том числе с XIII века с Дальнего Востока: христиане не
исполняют того, чему учат, не делают сами того, что заповедано их священными книгами-.
Мышление Ницше Ясперс считал определяемым христианскими импульсами, хотя
христианского содержания в нем уже нет.

БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОД - Согласно Св. Писанию, Израиль избран как народ Божий для
возвещения и свидетельства миру единого Бога и Его Закона, а также подготовки к заключению
Нового и вечного Завета. Эта миссия - не только привилегия, но и долг. Ее исполнение
сопряжено с соблазном самопревозношения и риском уклонения от служения Богу, в чем и
упрекали израильтян пророки. Иисус пришел именно к Израилю для заключения Нового Завета
и этим подтвердил избрание, но иудеи отвергли Его как обещанного Спасителя. По ап. Павлу,
иудеи, став врагами Евангелия Христова, все же -возлюбленные (Божии) ради отцов-
(Рим.11.28); их избранность не отменяется тем, что Христос и апостолы создали новый народ
Божий - Церковь. В русской религиозной философии в этой связи подчеркивалось следующее:
1) Существует особая тайна избрания Израиля, которое остается в силе несмотря на то, что
Иисус был отвергнут Израилем как посланный ему Христос. 2) Трагизм взаимоотношений
христианства и иудейства во многом объясняется борьбой Савла с Павлом в еврейской душе,
которая еще далека от завершения. 3) Мы должны относиться по-христиански ко всем, в том
числе и к иудеям, и сами безупречно жить по Евангелию, чтобы оно стало для иудеев
убедительным. 4) Те, кто озабочен растущим еврейским влиянием в мире, ставят на первое
место свои обиды и претензии, что открывает дорогу ненависти, поэтому должны обратить
внимание на свои грехи, на то, что именно в христианском мире своекорыстие возобладало как
основной мотив экономической и социальной практики: -Просвещенная Европа установила в
социальной экономике безбожные и бесчеловечные принципы, а потом пеняет евреев за то, что
они следуют этим принципам- (Вл.Соловьев). 5) Преступления против Церкви в России со
стороны безбожных еврейских активистов из большевистской элиты следует рассматривать как
их преступления против истинного Израиля (С.Булгаков). 6) Антисемитизм тесно связан с
антихристианством; не следует возлагать вину за распятие Иисуса Христа на еврейство как
народ; христиане в истории многократно распинали Христа своими грехами. 7) Следует
помнить слова ап. Павла о том, что в конце концов весь Израиль будет спасен (Рим.11.26).
Божий замысел спасения мира, однако, не следует считать целиком опирающимся на избрание
еврейского народа.

БОГОПОЗНАНИЕ - познание того, что Бог есть, осмысление свидетельств Его присутствия и
действия в мире и в истории. Оно не имеет целью понять разумом Его сущность. Классическая
формула каппадокийцев: Бог непостижим по сущности, но познаваем в своих энергиях - силах
или действиях в мире. В *томизме разум постигает Бога по *аналогии. Неполнота знания Бога не
означает его ложности. Имеет источники: 1) в познании мира, в осмыслении его разумного
устроения, совершенства, красоты, величия, благости; 2) в *самопознании, ибо человек создан
по образу и подобию Божию, значит Бог открывает Себя не только в космосе, но и в глубинах
человеческой души; 3) из священной истории, открывающей вторжение Бога в жизнь мира в
своих ключевых событиях: -Богопознание есть по существу божественная история, а не
мыслительный процесс- (К.Барт); 4) из Откровения, данного в Св. Писании и принимаемого с
верой; 5) в *духовном восхождении к Богу, в личном опыте встреч с Ним, в жизни согласно Его
Слову. 6) В Новом Завете Бог познается через Иисуса Христа, явившего в Себе Бога наиболее
полным образом; истинность богопознания достигается в жизни согласно воле Отца на пути
нравственной чистоты, верности правде Христовой и в духе подлинной любви к Богу и
ближнему. Нередко говорят также и о церковно-мистериальной стороне Богопознания.

БОГОСЛОВСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ - благодатные *добродетели, формируемые в душе
верующего человека Словом и Духом: вера, надежда и любовь (caritas), где любовь - высшая.
Иногда к этим трем добавляют еще благочестие и христианскую мудрость как высшее ведение.
(См. также: КАРДИНАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ).

БОГОСОЗНАНИЕ - 1) в древних учениях и иногда у современных авторов означает сознание
человеком своего божественного достоинства, достигаемое на высших ступенях *самопознания.
2) Христианские мыслители предпочитают говорить о богосознании как об осознании
присутствия Бога в душе человека: -Присутствие -живого Бога- мы действительно сознаем, не
когда мы размышляем о Нем, а чаще всего лишь в минуты трагической борьбы за само существо
нашей жизни, когда нам непосредственно открывается бесконечная глубина и абсолютный
смысл нашего бытия- (С.Франк). Центральность присутствия Бога в сердце человека означает,
что -все божественное в человеке делается лишь сказуемым нового Подлежащего- (о.
П.Флоренский). 3) С.Трубецкой признал -абсолютную истинность или абсолютную подлинность
Богосознания Христа, связанного с Его личным Самосознанием: на основании Евангелия это
Богосознание Христа признается божественным, определяется как сознание Самого Бога о Себе
или Логос Божий-. Свящ. П.Флоренский писал о -совпадении в Иисусе самосознания с
богосознанием-, но современные западные авторы Богосознание Христа интерпретируют как
постепенно раскрывавшееся в Его самосознании в дни Его земной жизни, а не как данное с
самого начала целиком и полностью.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО - согласно *Халкидонскому догмату, суть *христианства -
единство совершенного Бога и совершенного человека во Христе. В философии Вл.Соловьева
все человечество, весь космос в долгом историческом процессе вовлекаются в это единство,
созданное свыше Воплощением Христовым. Соловьев акцентировал значение человеческой
стороны Богочеловечества, его значения для духовного развития человека и его культуры:
Богочеловечество постепенно раскрывает в истории все положительные возможности
человеческой природы с целью достижения ее зрелости и совершенства; благодаря этому
благодатные силы все полнее входят в мир и человек осуществляет Высшую правду в своей
деятельности. Богочеловечество восполняет *гуманизм. Менее ясны и убедительны другие
стороны концепции Вл.Соловьева: Богочеловечество - софийно в своем мистическом
средоточии, а в своих земных формах выражается в христианской культуре, пророческом
служении и вселенской теократии; утверждать богочеловеческий идеал - значит осуществлять
Царство Божие на земле. Соловьев видел таковым призвание и высшую жизненную задачу
христиан, что не было принято его критиками. Но сохраняют значение его слова:
-...христианство как религия богочеловеческая, предполагает действие Божие и вместе с тем
требует и действия человеческого. С этой стороны и осуществление Царства Божия зависит не
только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может
произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело,
на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешить-. Опираясь на это, Соловьев
критиковал Запад за безбожность, а Восток - за бесчеловечную религиозность.

БРАХМАН - единое Высшее начало всего существующего, лежащее в основе всех вещей;
абсолютно духовное согласно древнеиндийской философии, не определимое с помощью каких
бы то ни было земных образов и понятий, не постигаемое ни чувствами, ни разумом, но
приоткрывающееся на высших взлетах религиозной интуиции.

БУДДИЗМ (от санскр. и пали будда - просветленный или пробужденный) - одна из мировых
религий, основанная в VI в. до Р.Х. Гаутамой Буддой в восточной Индии. Распространился в
основном на Дальнем Востоке, т.к. был отклонен *Индуизмом. Метафизикой Буддизм не
склонен был заниматься в силу отрицательного отношения к жизни нашего мира, а также из тех
соображений, что для ухода из тюрьмы нашего мира необязательно выяснять ее фундамент и
устройство. В основе буддийской духовной работы - четыре благородных истины и
восьмеричный путь, цель - освобождение от страданий через искоренение жажды жизни
(тришны) и достижение *Нирваны - сверхбытия по ту сторону жизни и смерти, бытия и
небытия. В Буддизме нет четко выраженной связи с Высшим, поклонения Богу и установления с
Ним личных отношений и в этом смысле Буддизм - не религия. Основные течения - Хинаяна
(сохранилась лишь школа Тхеравада) и Махаяна (в направлениях ламаизма, Чань и Дзен).

БЫТИЕ - 1) все, о чем можно сказать, что оно -есть- или что оно -не есть ничто-; общее
свойство всех вещей - их -способность быть-, к какому бы роду вещей они ни принадлежали.
Признание бытия чего-либо является необходимой априорной предпосылкой всякого познания
вещей, их сравнения между собой и пр. 2) Высшее бытие рассматривается как ничем не
ограниченное и абсолютно совершенное, по отношению к которому вторично любое конечное
бытие. Последнее укоренено в Высшем или же устремлено к Нему в становлении или
восхождении. В бытии земного мира нередко видят сопричастность Бытию высшему, что и
выразилось, напр., у свящ. П.Флоренского в формуле -Бытие есть космос и символ-. О
символизме и о метафизике как прочтении символики здешнего бытия писал также и К.Ясперс.
3) Нередки, однако, рассуждения философов о Бытии как таковом, -ничьем- Бытии, не
принадлежащем ни Богу, ни миру вещей. Любое конкретное конечное бытие предстает в таком
подходе находящимся между -бездной небытия- внизу и абсолютной полнотой Бытия вверху:
связь с Бытием спасает от исчезновения в бездне небытия. 4) Интерес многих
*экзистенциалистов к Бытию понятен из слов Г.Марселя: -Бытие - это то, что не может
обмануть надежд, бытие есть, когда увенчано наше ожидание-; бытие - сакрально, и нужно
стоять на его страже, -бытие - священная реальность-. Н.Бердяев возражал: -Бытие не есть
первореальность, перво-жизнь или перво-existence, оно уже есть продукт рационализирующего и
объективирующего познания, есть порождение мысли-. Иначе говоря, жизнь Духа первична по
отношению к бытию. 5) В христианской мысли истоком бытия мира является творческий
замысел Божий, свободно осуществляемый Его любовью и охватывающий все существующее,
которому дарована возможность идти свободно по путям самостоятельного бытия. (См. также:
СУЩЕЕ).

БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ - антропологически значимое противопоставление в философии
Г.Марселя и затем в психологии Э.Фромма: -быть- значит быть личностью, а не
индивидуалистом, стремящимся -иметь- все больше и больше, т.е. присваивать себе ради
эгоистического обладания. Быть - значит отказаться от своего себялюбия или, пользуясь
выражением мистиков, -стать незаполненным-, -нищим- - отдавать, делиться с другими,
жертвовать собой в любви, восхищении и радости. Подлинно быть (человеком) - значит быть
перед лицом Бога.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
духовный разум 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.