Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь
А
АБСОЛЮТ (лат. absolutum - ничем не обусловленный) - 1) То, что превыше всех
ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и
независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее,
всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, *Всеединство. 3) Термином
-Абсолют- нередко обозначают *Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для
*теистической мысли Природа - не Абсолют. 4) Абсолют в себе- иногда соотносят с
Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли *Логос -
Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в
становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения *Простоты Бога. 5) -Абсолютное
таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно-
(Б.Вышеславцев). 6) -Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом
Абсолюта- (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой
ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как
Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него
надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и
никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и
абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.
АБСОЛЮТИЗМ В ЭТИКЕ - требование, чтобы всегда и во всех обстоятельствах все люди
следовали одним и тем же принципам и правилам нравственно безупречного поведения. Напр.:
-не убий-, -не кради-, -храни верность в браке-, -не лги- и пр. *Категорический императив
И.Канта обязывает всегда и без исключений исполнять нравственный долг, не ставя его в
зависимость от обычаев, культуры и социальных требований. Этический абсолютизм - реакция
на нравственный релятивизм, заполонивший современную общественную жизнь и требующий
вести себя согласно обстоятельствам, велениям времени, общепринятым предрассудкам,
давлению власть имущих и пр. Неразрешимая проблема абсолютизма в том, что на практике
его нельзя провести последовательно и до конца как способ действий, применимый во всех
случаях жизни. Поведение, строго следующее заповеди -не лги-, будет неприемлемо с точки
зрения заповеди -не убий-, если своей правдивостью один человек подставит другого под удар
убийцы. В таком случае одну из заповедей нужно подчинить другой и этим нарушить основное
требование нравственного абсолютизма. Христианская этика не является ни релятивистской, ни
жестко абсолютистской. Две заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22.37-39) даны, чтобы
направлять разум и совесть человека в его личных решениях, как поступать в духе этих слов. Но
абсолютистское понимание этики несет в себе серьезную правду о трансцендентном источнике
нравственных требований. (См. также: АРГУМЕНТ ОТ ПРОКЛЯТИЯ).
АБСОЛЮТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - религиозно основанное мировоззрение, признающее
первичным духовный порядок бытия, который дает понимание смысла и назначения всего
существующего и происходящего в здешнем мире. Его сторонники характеризуют его как
целостное и всеохватывающее и противопоставляют фрагментированности и неполноте
безрелигиозного миропонимания. На путях *синтеза осуществить интеллектуальное построение
абсолютного мировоззрения никому не удалось. Но его ядро создается в мышлении каждого, кто
принимает Бога в центр своего бытия. Для христианства централен воплотившийся в Иисусе
Бог, совершивший искупление мира: -Только духовный человек, внутренне утверждая Бога и
открываясь для Его воздействий, тем самым делается уже сознательным проводником
Божественных сил, живым органом тела Христова, исполняющим с радостью свою функцию- (о.
П.Флоренский). Освоение религиозного мировоззрения, однако, не может заменить собой
духовного опыта встречи с Богом и жизни согласно вере.
АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ - *ценности, укорененные в Высшем. К таковым нередко
относят сверхличностные ценности истины, нравственного добра, красоты, свободы, без
которых невозможна полнота личностно зрелой жизни. Их абсолютность в том, что они - не
культурно обусловлены, а происходят из высшего трансцендентного источника. Наивысшая из
абсолютных ценностей - Бог. -Всеобъемлющая абсолютная ценность есть абсолютная полнота
бытия, полнота жизни- (Н.Лосский). Это - конечная цель всякой тварной личности, она
достижима ее участием в полноте жизни Самого Бога благодаря тому, что Бог преодолел
онтологическую пропасть между тварью и Творцом, воплотившись на земле в Иисусе Христе.
АБСУРД (лат. absurdus - то, что потеряло стройность и смысл звучания) - в
*экзистенциализме ХХ в. распад, бессмысленность и безнадежность человеческого
существования. Утверждая бессмысленность жизни, мы -разумеем в ней отсутствие
абсолютного блага и возможность заполнения им нашей жизни, мы отрицаем существование
Бога и божественность человека- (С.Франк). Задача философии - найти, выразить и обосновать
*смысл бытия вопреки абсурду. 1) Античная философия (*неоплатонизм и *стоицизм)
ориентировалась на логосность мира и объясняла абсурдное как *хаос, вызванный -древней
дерзостью-; ему дано ограниченное место в системе мира как целого, стоящего на твердых
основаниях: мудрый понимает, что зло, хаос, абсурд заранее предусмотрены *Судьбой, которая
извлекает из них пользу, а понимая, мудрый не протестует. Но жажда смысла бытия едва ли
утолима пониманием космического порядка. 2) *Иррационализм (напр., Л.Шестова), напротив,
ищет смысл бытия в хаосе и абсурде и бунтует против разума, отказывая ему в способности
постигать этот смысл. Этому соответствует образ Бога как великого Абсурда -
несправедливого, бесчеловечного, злобного, постоянно противоречащего Себе, Бога без
*Логоса. Уверовать в такого Бога, по Шестову, значит спастись, но это неубедительно. 3) Для
атеистического *экзистенциализма -мир и не слишком рационален, и не так уж иррационален.
Он просто неразумен- (А.Камю). *Метафизический бунт личности против абсурда - ответ,
даваемый без всякой надежды на помощь свыше. Но ее отсутствие не означает отчаяния. Это
перманентный бунт, в котором следует постоянно противостоять абсурду и в то же время
удерживать его в поле зрения, т.к. -абсурд умирает, если от него отворачиваются-. Это также
бунт против абсурдной *Судьбы. 4) Тот, кто оценивает бытие как абсурдное, где-то в глубине
души имеет интуитивное чувство смысла. Христианская мысль не идет на компромисс с
абсурдом и злом. Абсурд преодолевается, когда наступает примирение с Богом, Слово которого
приоткрывает смысл всего происходящего. Е.Трубецкой: Богоявление и победа Христова на
кресте преодолевает всякий абсурд.
АВГУСТИНИЗМ (АВГУСТИНИАНСТВО) - духовная традиция, основанная в V в. Аврелием
Августином; святоотеческая по характеру, она возникла раньше *схоластики и сохранилась
после нее. Глубоко переработала ряд *неоплатонических идей в свете церковной веры и личного
духовного опыта основателя. Ориентирует на соединение *богопознания с *самопознанием, на
духовное восхождение к Богу под руководством *Внутреннего Учителя, на мистику *света
свыше, на соединение мудрости с верой и любовью и на понимание *истории как необратимого
движения мира к разделению на Град Божий и град мирской. Помимо этого включает в себя
следующее: -все человеческое знание происходит от непосредственных божественных озарений
(*иллюминаций); в момент творения в материальную основу мира были -засеяны-
определенные -семена- (rationes seminales - семенные разумные начала ), способные к
развитию; в человеке есть больше одной субстанциальной формы (*плюрализм); воля (*любовь)
первенствует над разумом- (К.Ранер и Г.Форгриммлер).
АВТАРКИЯ (греч. - самоудовлетворенность) - самодостаточность, независимость *духа от
внешних обстоятельств; свойственна, к примеру, *стоическому идеалу мудреца. В III в. по Р.Х.
страстность поиска автономизирующей мудрости, связанная с идеалом автаркии, отступила на
второй план в аскетическом поиске путей к Единому (*неоплатонизм). В современной
социальной философии автаркии придается смысл деспотического управления обществом.
АВТОНОМНОСТЬ (от греч. autos - сам и nomos - закон; жизнь по своему закону) - в
*метафизике томизма: Бог творит то, что способно к автономному существованию, действовать
в известной мере самостоятельно, способно во многом поддерживать себя, не предъявляя твари
требований любить Себя, но ожидая от нее ответа на Свою любовь. Он без каких-либо условий
любит тварь, дает ей идти своими путями и этим выражается Его *совершенство; и Он готов
ввести тварь в полноту высшей жизни, если тварь отзовется на призыв созидать отношения с
Творцом на путях подлинной любви. Развитая и зрелая религиозность означает с этой точки
зрения разумный баланс между автономностью и связью с Высшим, устанавливаемый во
взаимной любви твари и Творца.
АВТОРИТАРИЗМ (АВТОРИТАРНОСТЬ, от лат. auctoritas - власть или влияние) -
убеждение, что в духовной жизни все вопросы решаются не иначе как в послушании
*авторитету без спора и протеста. Авторитаризм превращает авторитет в идола. Христианин, по
словам о. А.Меня, -остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в духе
веры, а в чертах, присущих падшей человеческой природе-. Иногда оппоненты авторитаризма
неоправданно отождествляют его с авторитетом: согласно Н.Бердяеву, всякий авторитет
неприемлем для *религии Духа, где главное - мистический опыт и свобода *личности. Однако,
порядок и дисциплина нужны во всяком обществе, в том числе и в церковном: они создавались
не без содействия Св. Духа и христианин по совести это принимает. И когда сторонники
*религии Духа действуют в авторитарно организованной внешней среде, они вынуждены
отойти от чисто духовной основы внутренних взаимоотношений и согласиться с
необходимостью авторитета, порядка и закона. В этом - драматизм духовной жизни в условиях
падшего мира: -Защищая себя, они [религии Духа] вынуждены идти против собственной
природы, принимая образ своих противников. Именно такой критический момент мы сейчас и
переживаем- (П.Тиллих).
АВТОРИТАРНЫЕ РЕЛИГИИ - у Э.Фромма: тип религий, в которых человек подчиняется
Высшему как внешней власти, всемогущей и всезнающей по отношению к человеку, требующей
от него безусловного подчинения и поклонения; перед ней человек - никчемное и изначально
виновное существо, презирающее себя и все лучшее в своей природе. Он -старается заслужить
прощение, выставляя собственную беспомощность и религиозность-, изображает себя
лишенным достоинства, любви и мудрости. -В обществах, которые управляются
могущественным меньшинством, держащим массы в подчинении, индивид настолько охвачен
страхом, что его религиозный опыт с необходимостью окажется авторитарным. Неважно, кому
он поклоняется - наказующему, внушающему страх богу или похожему на него вождю-.
АВТОРИТЕТ - практически во всех религиях мира имеются догматы веры и священные
тексты, принимаемые в качестве бесспорно обязательных, а также лица и инстанции, чьи
решения надлежит исполнять. В тех же религиях и духовных движениях, где невелика степень
внешней организованности, авторитетными становятся *харизматические лидеры, люди с
большим духовным опытом. Появление авторитета неизбежно в общинах, объединяющих лиц с
различной степенью духовной развитости: те, кому больше открылось на их духовном пути,
способны и должны вести за собой тех, у кого меньше опыта. Подобный авторитет может быть
как неформальным, так и формальным. Авторитет институционализируется в общинах, где есть
нужда координировать разнообразные служения, а также сохранять аутентичность традиции. В
общинах же духовно слабых или духовно угасающих укрепление авторитета становится
единственным средством сохранения их от распада и уже не служит передаче духовного опыта и
полноты веры. Это создает питательную почву для *авторитаризма. -Внешняя авторитарность в
религии есть окостенение церковности, своевольный же мистицизм есть ее разложение; нам не
нужно ни того, ни другого, а вместе с тем нужно и то, и другое: как церковный авторитет, так и
личная мистика- (о. С.Булгаков).
АВТОРИТЕТ ВЕРЫ - Во многих направлениях *схоластики вера авторитетна по отношению
к *естественному разуму, теология - к философии, а духовная власть - к светской.
Возвышение авторитета - реакция на расщепление веры и культуры в западном христианстве,
определившееся к IX в., с целью с целью предотвращения их раскола. Но он все же состоялся в
эпоху *Возрождения. *Святоотеческий идеал философии на Востоке настаивал на *метанойе и
преображении разума *благодатью в Церкви, и тогда уже нет нужды во внешнем авторитете
веры. Но и на Востоке все же остается нужда в авторитете всей Церкви в вопросах правильного
понимания богооткровенной истины. В ХХ в. больше говорят о внутреннем характере
авторитета веры, Церкви и Откровения - в духовном опыте личности, опыте их безусловной
убедительности для сердца и разума благодаря встрече со Христом.
АГАПЕ (от греч. agapan - радостно приветствовать, любить) - любовь Божия к человеку и
ответная самозабвенная, жертвенная любовь человека к Богу, ко Христу и к собратьям по вере
согласно Евангелию. Агапе отличают от *эроса и любви-филиа в древнегреческой философии.
Любовь-агапе - духовна, тогда как любовь-эрос связана с чувственными влечениями и часто с
греховными помыслами; любовь-филиа - это любовь между хорошими и верными друзьями.
Б.Вышеславцев писал об агапе как преображении *эроса.
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnosia - незнание, неизвестность) - вид *скептицизма, позиция,
согласно которой я не знаю и не могу знать *истину и Высшее бытие. Нередко агностики
заявляют, что только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для философских и
религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Философский агностицизм,
сомневаясь в достижимости истины, нередко уходит от ответственности перед истиной, но в
ряде случаев соглашается принимать религиозное понимание действительности; религиозный
агностицизм уходит от признания и принятия Высшего бытия. Основное возражение
агностицизму - духовная жизнь сама свидетельствует о своей подлинности и по существу не
нуждается в проверках внешними средствами.
АДАМ (древнеевр. ’adham, греч. Adam - взятый из красной земли) - в Св. Писании имя
первого человека, созданного Богом по Своему образу и подобию (Быт.1-3). Адам был помещен
в Эдем и совершил грехопадение, нарушив заповедь не вкушать с древа познания. Христианские
мыслители расходятся в вопросе, признавать ли его индивидуальной личностью или же
-Всечеловеком-, всем человеческим родом в целом. Филон Александрийский (I в.) считал Адама
-идеальным человеком- из горнего мира, а не воплощенным духовным существом, каким мы
его видим в истории. Ап. Павел говорил о Христе как -небесном Адаме-, противопоставляя его
-ветхому Адаму- - человечеству в падшем состоянии. В святоотеческой мысли прослеживается
тенденция рассматривать Адама как человеческий род, как природу человека вообще, а каждого
отдельно взятого человека - как -ипостась- (неповторимо-индивидуальное выражение) этой
природы. -В учении о первозданном Адаме находят себе выражение две глубоких религиозных
интуиции - интуиция общности человеческой природы и интуиция свободы как начала греха.
Мы, люди, не изолированные индивиды, а род, т.е. некоторое органическое целое-
(Е.Трубецкой).
АКСИОМА ЗАВИСИМОСТИ - аксиома разума религиозного человека: -Я достоверно знаю,
что нахожусь в зависимости от какого-то отличающегося от меня существа- (Р.Декарт). Это не
зависимость от вещей, живых существ, других людей или вселенной - их существование
можно подвергнуть сомнению как одних лишь явлений, - а зависимость от самого Бога.
-Аксиома зависимости теряет всякий религиозный смысл, если ее истолковать в духе
пантеистического *натурализма и *универсализма- (Б.Вышеславцев). Русская религиозная
философия свидетельствует о таинственности человеческого духа в ее зависимости от
таинственной глубины Бога.
АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА - у И.Ильина: цельность веры, духовность,
самодеятельность, сердечное созерцание, катарсис, искренность, смирение и трезвение в
восприятии Духа самыми разными подвижниками веры, в первую очередь в Православии, но
также и в других исповеданиях, в том числе и нехристианских. Чем лучше указанные -аксиомы-
выражены в духовном опыте того или иного человека, тем ближе он к духу истинного
Православия, безотносительно к тому, насколько он осведомлен о догматическом учении,
каноническом строе и обрядовой практике Церкви: -Великие религиозные созерцатели
дохристианской эпохи как бы готовили путь для Откровения Христа: редко в сфере догмата,
нередко - в сфере религиозного опыта и акта-.
АКТ (лат. actus - действие) - в философии Аристотеля и Фомы Аквинского бытие в
совершенной форме, достигшее полноты и завершенности, -ставшее- бытие в отличие от бытия
потенциального, -еще не ставшего- или же -возникающего-, -становящегося-. -Чистый акт- -
абсолютное, вечное, ничем не ограниченное совершенство, исключающее всякую
потенциальность, - это бытие Бога - Акта всех актов.
АКТИВИЗМ (от лат. actio - действие) - философия католического мыслителя М.Блонделя,
выступившего против *рационализма и *идеализма. Видя реальность вечно меняющейся,
динамичной, Блондель считал действие ее основой и настаивал, что -центром своей
философской мысли мы должны сделать действие, потому что оно открывает нам путь в
средоточие жизни-. Действие - не только наши воля и желание, но и всецелое устремление
всего нашего существа, включая и нашу мысль. Чтобы понять смысл действия, Блондель
обращает внимание на расхождение между ним и его реализацией: оно в условиях нашего мира
не разрешимо, и нужен выход в запредельное. Трансцендирование действия - это
одновременно и имманентность Бога в нас: -Более всего мы стремимся к тому, чтобы бытие и
действие Бога были в нас самих-. Бог при этом остается трансцендентным и мы Его обретаем в
действии, а не создаем, - Бог выходит навстречу устремлению нашего действия к Нему и
восполняет его благодатью и откровением. -Мысль о Боге - это действие-, - считал он и
настаивал, что познание Бога разумом обретает смысл, когда мы принимаем Бога всем своим
существом.
АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - в *схоластике высшая и низшая
способности (части, стороны или функции) познающего человеческого разума: пассивный разум
работает с чувственными данными от отдельных вещей, упорядочивает их, систематизирует, но
не может выявить общие идеи (*универсалии) в глубине опытных данных; активный разум
своим *-естественным светом- освещает образы вещей и извлекает из них универсальное
содержание. По Фоме Аквинскому, -активный интеллект необходим для понимания подобно
тому, как свет необходим для того, чтобы видеть-. Извлеченное универсальное содержание
активный разум передает пассивному, который и вырабатывает общее понятие в собственном
смысле слова - универсалию. Таким образом, активный разум сам не создает универсалию, а
только -запечатлевает- в пассивном разуме то, что последнему необходимо для ее определения.
Богопознание, согласно Фоме, непосредственно недоступно обоим видам разума, оно возможно
лишь частично и косвенно - через *аналогии с тварным миром.
АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidere - упасть сверху) - понятие, введенное впервые
Аристотелем для характеристики того, что выражает способ проявления *субстанции вещи;
нередко акциденция трактуется как то, что непосредственно не связано с *субстанцией,
несущественное и случайное в вещах, преходящее состояние вещей. Однако, в *томизме
акциденции внутренне едины с субстанцией, -актуализируют- ее и придают ей полноту
выражения, определенную завершенность: всецелая реальность - это субстанции вместе с их
акциденциями; через них субстанции и становятся познаваемы. Акциденции не могут
существовать без субстанции, могут появляться и исчезать при изменениях окружения, тогда как
субстанция остается неизменной. Виды акциденций: качество и количество, положение в
пространстве и времени, действие, испытывание воздействий и пр.
АЛЛАХ - имя единого трансцендентного Бога в *Исламе. В доисламском полуязыческом
арабском мире почитался как высший среди богов. Мухаммад, пророк Божий для мусульман,
ввел поклонение Аллаху милостивому и милосердному: -Он - Аллах - един, Аллах вечный; не
родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один- (Сура 112.1-4). Эта формулировка
отклоняет христианское понимание Творца мира как небесного Отца.
АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter - другой) - в этике характеристика неэгоистических поступков
человека, в которых выражается его готовность и способность человека действовать в интересах
других людей, оставляя свой личный интерес на втором плане. В философии нет единого мнения
об источнике и реальном значении этой способности, но отмечается, что она не всегда является
выражением любви к ближнему. Иногда христианскую этику называют альтруистической, но
альтруизм вовсе не требует жертвенной любви к ближнему, образец которой дал Христос
(Ин.15.13).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - часть глубинной психологии, область исследований
бессознательных источников мотивации человеческого поведения, его миропонимания,
духовной жизни и верований. Связана с именем К.Г.Юнга, который выявил связь
индивидуального *бессознательного с коллективным и рассматривал индивидуальные
психические проблемы не только как отдельно взятые, но и как выражение общечеловеческих,
как результат проблематического духовного состояния человека вообще. Отказавшись от
догматического атеизма З.Фрейда ради *агностицизма в духе И.Канта, Юнг не принял *теизм,
оставил открытым вопрос о природе духовной реальности и не стал сводить ее к каким-либо
инстинктивным душевным движениям. Есть трансцендентный Бог или нет - вопрос не для
психологии, считал он, но Бог - факт глубинной психической жизни и Его можно знать как
психическую реальность, поэтому религия важна в аналитической психологии. Ее истины имеют
жизненное, а не метафизическое, значение и она играет положительную роль в душевной жизни,
необходима для психотерапии и полноты жизни. Бог присутствует в коллективном
бессознательном как *архетип, отрицать эту реальность означает искажать нашу жизнь. Но
религия как таковая становится у Юнга натуралистической - трансцендентность Бога теряется
из виду.
АНАЛОГИЯ - в *томизме: разум человека познает Бога не непосредственно, а лишь в той
мере, насколько в материальных вещах приоткрывается его существование; поэтому знание о
Боге имеет аналогический характер - оно несовершенное и непрямое. Но оно оправдано в том
смысле, что *сущее аналогично божественным реальностям: к примеру, бесконечное
разнообразие мира отображает бесконечность божественную. Соответственно, и разум человека
аналогичен божественному Разуму.
АНИМИЗМ (от лат. anima - -душа-) - вера в населенность природы бестелесными
существами (-душами-, -демонами- или -духами-). Собственно религиозной эта вера не
является, но нередко ее ошибочно считают вслед за Э.Тайлором древнейшей основой
возникновения религии. П.Флоренский воспроизводил ее содержание так: -Вся природа
одушевлена, вся жива - в целом и в частях. Все связано тайными узами между собою, все
дышит вместе друг с другом. Враждебные и благотворные воздействия идут со всех сторон.
Ничто не бездейственно; но, однако, все действия и взаимодействия вещей-существ-душ имеют
в основе род телепатии, изнутри действующее симпатическое сродство-. Есть две точки зрения
на -духов стихий-: 1) это бесы, противящиеся Богу и опасные для человека; 2) это бесплотные
существа, личностная развитость которых уступает человеку; -гении мест-, как говорили в
античности, -стихиали-, как их нередко называют теперь, которые не во всех случаях духовно
полностью затемнены. П.Флоренский, имея в виду тех, что связаны со среднерусской природой,
писал: -И молитвы -они- не боятся: ведь они - не то, что черти, не злая сила. Молитва им
нипочем. Боятся они лишь скверных черных ругательств - чертыхания да матерного слова-.
Некоторые из них, если полагаться на Д.Андреева, -активно добры-, но другие - -капризны,
импульсивны, мстительны. Доверять им можно не всегда-. Есть стихиали явно демонические -
буйные и страшные, враждебные человеку. (См. также: НАТУРАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ).
АНТИНОМИЯ (по-греч. -противозаконие- - в смысле нарушения закона запрещения
противоречия в логике) - два противоречащих друг другу суждения об одном и том же, каждое
из которых можно обосновать с одинаковой степенью убедительности. Примеры: -Вся тварь это
Бог- и -Вся тварь это ничто- (Мейстер Экхарт). -Бог есть так же максимальный свет, как
минимальный свет- (Николай Кузанский). -Нет никакой свободы, все в мире совершается по его
законам - и -Причинность недостаточна для объяснения всех явлений, ибо существует свобода
как спонтанная причинность- (И.Кант). Осмысливая появление антиномических высказываний,
П.Флоренский ссылался на то, что Высшее бытие бесконечно полнее рассудочных определений
и ни одна формула не может вместить всей его полноты: -Тезис и антитезис вместе образуют
выражение истины. Другими словами, истина есть антиномия-. Ответ критиков: антиномии
демонстрируют только слабость рационального ума, его колебания между -да- и -нет-, а не
истину как раскрытие *смысла бытия, требующее положительного, а не внутренне
противоречивого выражения; и все же Высшее невыразимо в категориях земного бытия, и в ряде
случаев невозможно обойтись без взаимно противоречивых определений.
АНТИТЕИЗМ - прямой бунт против Бога, без отрицания Его бытия, с сохранением некоторой
связи с Ним. Антитеизм радикальнее обычного *атеизма.
АНТИТРИНИТАРИАНСТВО - религиозно-философские и мистические учения,
отвергающие догматическое учение о Св. Троице. Наиболее характерные представители в
европейской культуре - *пантеисты (Б.Спиноза, XVII в.) и *унитарии (И.Ньютон). В
раннехристианские времена антитринитариями были -монархиане.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ (от греч. anthropos - человек ) - существует
человек, следовательно, есть Бог: -Существование человека, взятого в глубине, а не на
поверхности, есть единственное свидетельство существования Бога, т.к. человек есть
отображение образа Бога, хотя часто и искажающее этот свой образ- (Н.Бердяев).
АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ - сравнивает верования,
обычаи и социальные институты т.н. -примитивных народов- и цивилизованных обществ
(Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, С.Райнах и др.). Мировые религии выводятся здесь из культа предков,
вождей и героев, из страха перед силами природы, из аграрных культов, знахарства, шаманизма,
паранормального эротизма и оккультно-магической практики. Примеры: -Религия - это
естественное явление и не более того- (С.Райнах). У Дж.Фрэзера: религия - нечто среднее
между магией в начале и наукой в конце исторического движения к современной цивилизации; в
секулярном мире религии так же нет места, как и магии. -Первоначальный культ мертвых есть
не что иное, как продолжение общественных обязанностей за пределами смерти- (М.Эберт).
Э.Тайлор утверждал, что -высшие религии- и их нравственные кодексы возникли из
примитивного *анимизма и требовал признать христианство его продолжением. Единственное,
что -высшие религии- все же добавили к примитивным, это, по Тайлору, -понятие о
справедливости и святости, чувстве долга и любви-. Но оговорка не меняет существа воззрений
Тайлора. Неотмирность святости и любви для него не существует. В целом это одно из
направлений *редукционизма в интерпретации религии.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos и morphe: -форма человека-) - придание не-людям
(напр., Богу, ангелам, животным) человеческих признаков и качеств. Обычно считается, что
антропоморфность придают образу Бога слаборазвитые несовершенные умы, привыкшие иметь
дело с чувственным восприятием и не склонные воспринимать высшие идеи. В таком случае
антропоморфные черты Бога следует считать не более чем метафорами. Однако, не унижает
Бога речь о Нем как о Личности (Лице), имеющей волю, замысел, план и намерение. Бог как
Личность, создавшая мир своей любовью, - это уже не метафора, а высшее откровение, и мы
вправе относиться к подобным образам всерьез, потому что сам человек создан по *образу и
подобию Божию, и следовательно, лучшее в человеке родственно божественной жизни.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthropos - человек и лат. centrum - центр) - 1) В
античной философии выразился в явно атеистическом положении -Человек есть мера всех
вещей- (Протагор). 2) Убеждение, что *человек - высшее существо в мироздании и поэтому он
вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах,
которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и -низшей
природой-. Подобный антропоцентризм - уступка искушению присвоить мир к себе; он
характерен для постхристианской *цивилизации и убедительно критикуется любой из
традиционных религий, экологистами, космистами и др. -Этот окончательно оказавшийся в
центре человек - явление очень небольшого калибра- (о. А.Шмеман).- 3) Иудейско-
христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и
подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил
сущее, преодолел действие противящихся Богу сил хаоса, зла, деградации и смерти и возвел
природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение - это отказ человека
исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира
становится драмой спасения, главное в которой - жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса
Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся
природа. В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории
спасения, но это - центральность искупленного, а не *естественного человека.
Антропоцентризм здесь производен от *христоцентризма. (См. также: ГОСПОДСТВО НАД
ПРИРОДОЙ).
АПАТИЯ (АПАФЕЯ, греч. apatheia - бесстрастие) - у *стоиков: идеал мудреца, достигаемый
-вторым рождением-, когда разум полностью овладевает душевной жизнью человека,
сформированы все *добродетели и достигнута свобода от *страстей и аффектов. Цель -
достичь полного согласия с *Мировым разумом, действующим как *Судьба. Однако,
непреодоленный *древний ужас и горделивое стремление древних мудрецов раскрыть в себе
*богосознание свидетельствуют о том, что подлинное бесстрастие не было ими достигнуто. В
*патристике апафея - цель аскетических трудов, внутренний мир человеческого духа,
совершенный строй нравственно зрелой души, любящей Бога и ближнего и победившей страсти
содействием *благодати; это также условие истинного *богопознания. В современной культуре
апатией обычно называют бесчувственность, угасание жизненной активности, безразличие ко
всему, духовное расслабление; это -болезнь века-, кризис человека, результат -его отчуждения
от самого себя, от другого человеческого существа и от природы- (Э.Фромм), а также и от Бога.
*Томизм скептичен к идеалу апафеи, настаивая, что овладением страстей занимается воля, а не
разум.
АПОКАТАСТАСИС (греч. - всеобщее восстановление, возврат к исходному состоянию).
Ориген (III в.) учил, что все существа, сотворенные Богом сначала в виде разумных духов и
ставшие затем кто ангелами, кто демонами, а кто и -охладевшими- человеческими душами, в
конечном итоге будут спасены. Оппонентами Оригена были Августин и Иероним. Церковь в
целом не приняла это учение, настаивая, что Откровение говорит также и о наказании в
вечности за особо тяжкие грехи, но сторонники апокатастасиса появлялись в религиозной
философии неоднократно (напр., св. Григорий Нисский, Иоанн Скот Эриугена, Ф.Шлейермахер,
Н.Бердяев и др.).
АПОКРИФЫ (от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние
тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и
новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных
(а то и еретических) идей. Многие из апокрифов - *гностические по духу, нередко
использовались в антихристианских целях и сохраняют свое значение для нецерковной
религиозной мысли (напр., В.Налимов).
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ - две стороны жизни культуры: светлое,
гармоничное, разумное начало, очищающее от страстей, выражающееся в чувстве меры и
порядка и в созидании красоты законченных форм, и динамично-экстатическое, порывистое,
творчески-обновляющее, внеморальное, отказывающееся от сложившихся форм и авторитетов.
Последнее в своих крайних проявлениях иррационально до безумия, опасно своим
-демоническим весельем-, оргийно до свирепости, срывается в разрушительный бунт,
противится оформлению и мере, но, в лучших своих выражениях оно чутко к трагизму жизни.
Различение введено Ф.Шеллингом и затем богато расписано Ф.Ницше. Дионисийский опыт
Ницше К.Г.Юнг считал -происходящим от буйного Вотана-, в чем сам Ницше не отдавал себе
отчета. Некоторые все же признавали его известную правоту в отношении нецерковной
культуры: дионисизм - -вневременное начало духа, животворящее жизнь- (В.Иванов), но оно
отрицало закон во имя свободы и нуждалось в противовесе аполлонического разумно-
созидательного, священноначального и законодательного начала - -властного глагола,
скрижали непреложной-, с требованием самообладания и душевного равновесия. Культура
христианская имеет не только космические, но и сверхкосмические инспирации. Свящ.
П.Флоренский писал о -дионисическом расторжении уз видимого-, нужном для
-аполлонического видения мира духовного-. Г.Федотов различал действие двух начал - от
Логоса и от Св. Духа: первое - это созидание нового бытия в нашем мире Словом Божиим, а
второе выражается во вдохновляющем воздействии Духа.
АПОЛОГЕТИКА (от греч. apologetikos - пригодный для обороны) - область религиозной
публицистики, а также дисциплина теологического характера, где защищается та или иная
религиозная доктрина. В христианстве жизнь по Евангелию не сводится к одному только
согласию с церковным вероучением, а является также поворотом воли к Богу и полной
самоотдачей в любви и служении к Богу и ближнему. По-настоящему свидетельствует веру уже
не апологет, а тот, кто един со Христом и принял крещение Духом. -Пока его нет, мы,
апологеты, сделаем совсем немного. Однако это не значит, что надо сложить оружие-
(К.С.Льюис).
АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ (от греч. apophatikos - отрицательный) - познание
Бога, основывающееся на предпосылке, что Бог совершенно несоизмерим со всем, что есть в
тварном мире; поэтому все наши слова, имена, представления и понятия, относящиеся к жизни
твари, непригодны для понимания Бога. И если мы называем Бога благим, мы должны помнить,
что Он - превыше всякого блага, Преблагой; если Сущим, то не забывать, что Его Сущность -
Сверхсущностная; если Мудрым, то с поправкой, что Он - Премудр. Бог непостижим по своей
Сущности, *трансцендентен - это основное в апофатике, поэтому имена Божии относятся не к
Его существу, а к Его действиям в мире, к энергиям.
АРГУМЕНТ ОТ ВЕРОЯТНОСТИ - у Ф.Тенента: если мы хотим понять, что говорят о
смысле мира обширные массивы научных эмпирических данных, то из всех гипотез на этот счет
*теизм имеет наибольшую вероятность быть истинным. Напр.: сложность и многообразие мира
живого на Земле столь велики, что их появление следует считать не результатом слепого случая,
а целенаправленным действием мудрости Творца. В конечном счете -естественные науки и
теизм вырастают из общего корня-. Тенент по существу развивал *телеологический аргумент.
АРГУМЕНТ ОТ ВСТРЕЧ (или ОТ ОСОБЫХ СОБЫТИЙ) - обоснование реальности бытия
Божия ссылками на *чудо, на явные действия высших сил в нашем мире, на несомненность
встреч с Богом, на Его ответы в молитвах, прозвучавшие явственно при обращении к Нему, и пр.
Убедительность таких встреч и событий, если сравнивать с аргументами рациональными, весьма
высока для тех, кто это лично испытал, и имеет решающее значение для их *веры, но этот опыт
мало или не убедителен для других. «Я не рассматриваю религиозный опыт как строгое
доказательство бытия Божия, ... но я считаю верным утверждение, что этот опыт наилучшим
образом объясняется именно существованием Бога» (Ф.Коплстон).
АРГУМЕНТ ОТ ДИЗАЙНА (от англ. design - конструкция, план) - введен У.Пэйли (XVIII
в.): если я нахожу в лесу часы, то я вполне разумно решаю, что их сделал часовщик, а если я
вижу целесообразно устроенный мир, я столь же разумно признаю, что он спланирован
Творцом. В частности, человеческий глаз своим существованием говорит в пользу Творца, а
защищающий биосферу озоновый слой - тоже сильный аргумент в пользу предвидения Творца.
Д.Юм в ответ настаивал на слабой убедительности сближения технического конструирования
человека с творческой деятельностью Создателя: сотворенный Им мир - намного больше, чем
машина; кроме того, Дизайнер мира - нечто меньшее, чем Бог иудейско-христианской
традиции. По содержанию аргумент от дизайна не выходит за рамки традиционного
*телеологического аргумента.
АРГУМЕНТ ОТ ДУШИ - см.: СВИДЕТЕЛЬСТВО ДУШИ
АРГУМЕНТ ОТ ИКОНЫ - у о. П.Флоренского: -Есть Троица Рублева, следовательно, есть
Бог-. Флоренский видел в этой иконе новое откровение высшего мира, -факт Божественной
действительности-.
АРГУМЕНТ ОТ ЛЮБВИ - подлинная любовь не насыщается ничем, ей не
соответствующим, ее земные пути трагичны, но есть жажда высшей любви, дающей полноту
жизни, - это любовь к Богу. -Тайно и бессознательно, мы взыскуем Существа, способного
удовлетворить всем желаниям нашего сердца- (М.Амара-Пуанье). Если есть любовь к Богу, есть
и Бог, т.к. подлинная любовь не устремляется ни к чему, что реально не существует. Бог
открывает Себя во взаимоотношениях, основанных на подлинной любви.
АРГУМЕНТ ОТ ПАМЯТИ - у Августина: присутствию Божию нет пределов в нашем мире,
и если мы обратимся к *памяти человека, то и в ней оно некоторым образом являет себя;
следовательно, тот, кто внимательно и честно, исследует глубины своей памяти, найдет в ней
Его присутствие, т.е. убедится в том, что Бог есть.
АРГУМЕНТ ОТ ПРОКЛЯТИЯ - негативная версия *морального аргумента, предложенная
П.Бергером: наше безусловное нравственное осуждение действий таких аморальных лиц, как
А.Эйхман, не мотивируется нравами или вкусами, а совершается как полное отвержение
(проклятие) в сверхприродном измерении бытия. Дела и поступки таких людей не просто злы, а
ужасно злы, и от этого невозможно уйти под прикрытие какого-либо нравственного
релятивизма. Решительно и бескомпромиссно осуждая геноцид или рабство, мы фактически
признаем, что есть трансцендентную инстанцию нравственности, ее абсолютный характер, т.е.
что она - от Бога.
АРГУМЕНТ РОЙСА - ответ на вопрос Дж.Ройса: -Есть ли где-нибудь во Вселенной такая
реальность, которая имела бы бесконечную ценность?- Все имеющиеся ответы легко отклонить
как необоснованные, но сам факт их сомнительности наводит на мысль, что есть
положительный и абсолютно истинный ответ на такой вопрос, который способно дать
всеохватывающее абсолютное мышление. И так же, как несовершенное ошибающееся
мышление человека свидетельствует в пользу существования высшего абсолютного мышления,
так же и зло в мире свидетельствует в пользу абсолютного добра. Это - основа религии.
АРХАИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - целостное мышление древних людей, в котором не
отделены конкретное от абстрактного, образ от идеи, символ от реальности, посюстороннее от
потустороннего. В нем мир предстает не столько в виде привычного нам множества вещей,
сколько как присутствие и действие многих -Ты- личностного или квазиличностного характера,
с которыми можно войти в общение (см. АНИМИЗМ). Складывающиеся здесь отношения
осмысливаются и описываются образно мифологически, что и нашло себе выражение в
священных преданиях и книгах самых разных народов. -Наш язык уже не таков; возможно,
менее целостный, но более сознательный и точный, он совлекает с архаического умозрения
обволакивающую его плоть, схватывая мысль на самом ее корню- (В.Лосский). Но и в
современной культуре сохранилось немало из наследия архаического мышления.
АРХЕТИП (от греч. arche и typos - первообраз, предшествующая форма) - 1) У К.Г.Юнга:
глубинные формы коллективного *бессознательного, -формы без содержания-, которые,
проявляясь в индивидуальном сознании, приобретают специфически образный характер, что
можно исследовать и осмысливать. Относятся к числу мотивирующих факторов поведения
человека. Активизация архетипов в сознании человека происходит независимо от сознания
человека и нередко принудительно для его воли и разума. В плане истории религий архетипами
объяснялось формирование древнейших мифологических образов в космологии, антропологии и
эсхатологии разных эпох и народов; их проявления усматривались также и в художественном
творчестве, паранормальном опыте современного человека, в сновидениях и в психопатическом
бреде, а также в таких массовых формах неоязыческого фанатизма, как фашизм: -Нет такого
безумия, жертвой которого не становились бы люди под властью архетипа- (К.Г.Юнг). 2) В
нестрогом смысле об архетипах говорят как об образах или мыслительных схемах, позволяющих
человеку упорядочить свой жизненный опыт и восприятие внешнего мира, что проявляется в
определенных формах поведения. 3) М.Элиаде назвал архетипами отдельные действия и
поступки древних героев и богов в доисторические времена, которые стали затем образцами для
человеческих поступков и действий: это первый поединок, первый брак, первый танец и прочие
примеры многократного подражания.
АСЕИЗМ (от лат. a se esse - иметь бытие от себя, самосуществовать) - признание и
утверждение абсолютной независимости Бога от чего бы то ни было, бесконечного богатства и
полноты Его бытия. Отсюда безначальность и *вечность Бога, Его пребывание над временем,
Его неуничтожимость, неподвластность чему-либо вне Его и зависимость всякого тварного
конечного бытия от бытия Бога (см. также: САМОСУЩИЙ).
АСКЕТИЗМ (от греч. askesis - упражнение) - термин *стоиков и др. древних философов для
обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления
*добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек
преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной
жизни. Цель аскезы - бесстрастие (*апафея), но критики философского аскетизма отмечали,
что главная страсть - *гордость (гордыня) - остается незатронутой, что аскетизм, не
просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца.
Христианский аскетизм означает иное: отвергнуть себя, взять на себя крест и следовать за
Христом (Мк 8.34), исполнять Его заповедь о любви, отдать себя целиком на служение Богу и
ближнему. Все остальное прилагается - постоянная самодисциплина, пост, молитва,
воздержание, добровольная бедность и пр. К монашеству это не обязывает, но многие не
находят иных путей для аскезы, кроме как в монашестве. -Цель христианского аскетизма - не
ослабление плоти, а усиление духа для преображения плоти- (Вл.Соловьев). Быть *личностью,
по Н.Бердяеву, значит быть аскетом: -Аскеза в сущности должна означать активное выявление и
охранение форм личности, ее образа, активное сопротивление власти мира, желающего
растерзать личность, поработить ее-.
АТАРАКСИЯ (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) - безрелигиозный идеал
мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие
страха перед смертью , независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни,
умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и
безразличие к Высшему. *Добродетель, однако, лишь условие атараксии, ее ценность
определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика,
идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.17 дано свидетельство о
непринятии ими Евангелия.
АТЕИЗМ (от греч. atheos - безбожный) - неверие в бытие Божие, вера в несуществование
Бога (или богов), отрицание Его бытия и возможности *Богопознания. Атеизм настаивал: все,
что говорят о Боге, следует отнести к человеку ради свободы и полнокровности его жизни.
Однако, по оценке П.Юркевича, атеисты -идут против настоятельнейших и существеннейших
побуждений своего сердца-, а П.Тиллих охарактеризовал атеизм как -попытку стать
незаинтересованным в смысле своего существования-. Различают: теоретический атеизм,
некорректно утверждающий, что Бога нет, потому что не доказано, что Он есть; практический
атеизм, или индифферентность по отношению к Богу (позиция -нам все это не нужно-);
воинствующий атеизм, требующий полного искоренения всякой религии как препятствия
достижению счастья человека. В философии атеизм требует не принимать никаких допущений
о существовании Высшего в целях осмысления нашего мира - природы, истории и человека.
Атеистичны *материализм, *позитивизм, структурализм, *натурализм, социализм, *психоанализ
и ряд направлений *гуманизма, *прагматизма, *экзистенциализма и др. Известны слова
Ф.Бэкона, повторенные Г. Лейбницем: -философия, если отведать ее слегка, уводит от Бога,
если же глубоко зачерпнуть ее - приводит к Нему-. Атеизм существует как оппонент *веры в
Бога и самостоятельной основы в себе не имеет: не будь веры, атеизм не имел бы, чему себя
противопоставлять и потерял бы главный мотив своего существования. Атеизм прав в
отношении к идолам религиозного *обскурантизма, но сам идолопоклонствует перед
автономностью человека.
АТМАН - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень *самосознания
человека. Согласно Упанишадам, -Атман есть *Брахман-, т.е. в средоточии самосознания
человека присутствует Самосознание всего мироздания.
АТРИБУТ (от лат. attribuo - придавать) - необходимый признак вещи или *субстанции; у
Спинозы атрибут выражает *сущность Субстанции.
АТРИБУТЫ БОГА - В *схоластике: Благость, Величие, Вечность, Всемогущество,
Премудрость, Воля, Праведность, Истина, Слава; эти атрибуты мыслились неразрывно
связанными между собой: слава вечна, всемогущество премудро и пр. Позднее христианская
мысль добавила библейские Всемогущество, Всеведение, Верность, Святость, Праведность,
Любовь, Жизнь, Свободу, Долготерпение и др. *Патристика предпочитает говорить не об
атрибутах, а о силах (энергиях) Божиих в мире, а *томизм - о Его способах быть в мире, особо
акцентируя *Простоту, *Бесконечность и *Вечность. Основание для предпочтения: атрибуты
необходимо связаны с сущностью, тогда как Бог являет себя и действует совершенно свободно.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|