Руссо Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права
КОММЕНТАРИИ
То центральное место, которое занимает этот трактат в творчестве Руссо,
как социального и политического мыслителя, делает излишним его
характеристику в данной справке. Историю публикации трактата освещает
переписка Руссо с его постоянным издателем М. Реем в Амстердаме (см.
"Lettre iedite de J.-J. Roueau a Marc-Michel Rey, ul. Par. J.
Bocha. Amterdam - Pari, 1858, а также переписка Руссо с другими лицами
(C. G., t. VII). Библиографию изданий содержит книга Сенелье (J. Seelier.
Biliograhie geerale de oevre de J.-J. Roueau. Pari, 1950). На
русский язык "Общественный договор" переводился в конце XVIII в., однако
этот перевод не был опубликован затем "Общественный договор" переводился В.
Ютаковым в 1903 г., С. Нестеровой (1906), Френкелем (1906) и Л. Немаковым
(1907). Основными критическими изданиями являются издания Ч. Вогана (J.-J.
Roueau. Political writig, v. II, р. 1-134) и отдельное издание 1918 г.
наиболее подробный комментарий: J. Beaulavo (1918), M. Halwach (1943) и
Р. Дерате в Собр. соч. Руссо в библиотеке "Плеяда", т. III, Париж, 1964.
1. Этот небольшой трактат извлечен мною из более обширного труда... -
Речь идет о "Политических установлениях", о которых Руссо в письме к Мульту
от 18 января 1762 г. сообщал, что предпринял эту работу десять лет тому
назад, т. е. примерно в 1752 г. (C. G., t. VII, р. 63-64). До нас дошел
только первый набросок "Общественного договора", попытки же рассматривать
отдельные наброски и отрывки как части первоначального сочинения оказались
несостоятельными (см. J.-J. Roueau. Cotrat ocial, ed. E.
Dreyfu-Bria. Pari, 1903).
2. Я хочу исследовать, ...если принимать людей такими, каковы они, а
законы - такими, какими они могут быть. - Это определение отчетливо
указывает на отличие целей Руссо от задач Монтескье, который в своем "Духе
законов", как отмечено в "Эмиле" (кн. V, п. 377), довольствовался изучением
права так называемого позитивного, т. е. известного из практики и
существующих в разных государствах видов правлений, в то время как Руссо
делает предметом своего исследования само политическое право, в его
теоретическом виде, и законы - в их идеальном, т. е. нормативном виде. При
этом он намерен опираться на нравственность и логику, а не на историю и
юриспруденцию. "Я ищу права и основания (droit et raio) и не оспариваю
фактов", - говорит он в первом наброске "Общественного договора" (см. стр.
318 в изд. 1969 г.).
3. ...чтобы, не оказалось никакого расхождения между справедливостью и
пользою. - В этой формулировке проявляется представление Руссо об
изначальном характере справедливости. Но зародыш ее, присущий человеку,
может развиться только в общественном, гражданском состоянии. Именно
сочетание справедливости и пользы должно позволить Общественному организму
(Cor ocial) укрепить свою внутреннюю связь и прочность.
4. Поскольку я рожден гражданином, свободного Государства и членом
суверена... - Речь идет о Женевской Республике, сыном гражданина которой
родился Руссо. Говоря о том, что он является членом суверена, Руссо мог
иметь в виду и народ Женевы в целом и ее Генеральный Совет, куда входили
только две полноправных категории жителей.
5. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. -
Противопоставление это в сущности метафизично, ибо в дообщественном
состоянии человек не был свободен уже из-за крайнего подчинения своего силам
природы. В "Эмиле" (кн. II, п. 35) Руссо разъясняет, что существует два вида
зависимости человека: зависимость от вещей (лежащая в самой их природе), и
зависимость от других людей (создаваемая обществом). Первая, не заключая в
себе никаких элементов нравственных, якобы не вредит свободе и не порождает
в человеке никаких пороков вторая же, не будучи упорядоченною (а это нельзя
сделать в общественном состоянии по отношению к какой-либо частной воле),
порождает все пороки. Положение о том, что человек рождается свободным,
противостоит тезису идеологов "старого порядка", например Боссюе, о том, что
"все люди рождаются подданными".
6. Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в
большей еще мере, чем они. - Понятие о рабской зависимости фигурирует здесь
в переносном смысле, что видно опять-таки из более распространенного
изложения этой мысли в "Эмиле" (кн. II, п. 27). Руссо утверждает, что
свобода и власть человека простираются лишь до тех пор, куда простираются
его природные силы остальное - это рабство, иллюзии, тщеславие. Самое
господство бывает рабским, когда оно основано на человеческих предрассудках
(именно таково в данном случае значение понятия oiio), ибо в этом случае
человек зависит от предрассудков тех, которыми управляет с помощью
предрассудков. "Что бы руководить ими как тебе угодно, ты должен вести себя
- как им угодно". Так, правитель оказывается подданным своих министров, те -
своих секретарей, хозяева - своих слуг. Поэтому важнейшее благо не власть, а
свобода. См. также "Письма с Горы", письмо VIII.
7. Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - это
семья. - В этом определении Руссо явно отступил от позиций, которые он
занимал в статье "О политической экономии" и в первом наброске
"Общественного договора" (см. стр. 319 в изд. 1969 г.), где он выступает в
качестве решительного противника патримониальной теории, видевшей
происхождение общества в семье и выводившей власть монарха из власти
отцовской. Это изменение взглядов Руссо может объясняться тем, что в
трактовке семьи в окончательном тексте "Общественного договора" он делает
упор на роль соглашения в ее сохранении и упрочении и в этом смысле видит в
ней древнейшую модель общества. Ранее же отношение Руссо к договорной теории
происхождения общества было гораздо более сдержанным. В своей новой
аргументации Руссо опирается на Бодэна, утверждавшего, что руководство
делами семьи представляет "подлинную модель управления Государством" ("Шесть
книг о Государстве", кн. I, гл. II), и на Локка ("Опыт о гражданском
управлении", гл. V, 4, 14, 23).
8. Гроций отрицает, что у людей всякая власть устанавливается для
пользы, управляемых... - См. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Книга
первая, гл. III, VIII, 1-16. Этот философ утверждал, что положение о
решающей роли интересов подданных при установлении власти не является
всеобщей истиной, поскольку некоторые правительства сами по себе существуют
ради правителя, как, например, правление хозяина, при котором польза раба -
чужда и случайна для хозяйства (Г. Гроций, указ. соч., стр. 132).
9. Так же полагает и Гоббс. - Имеется в виду в особенности его книга
"Левиафан" (ч. II, гл. XVIII), в которой этот философ исходит из того, что
члены общества, обязавшись по общественному договору повиноваться монарху,
не могут без его разрешения ни изменять форму правления, ни осуждать
действия этого монарха, ни наказывать его, равно как и посягать на его право
судить их, объявлять войну и заключать мир, назначать министров и т. д. (см.
Т. Гоббс. Избр. произв. в двух томах, т. 2, стр. 197-209).
10. Филон Александрийский, или Филон-иудей (ок. 20 г. до н. е. -54 г.
н. е.) - видный представитель еврейского эллинизма. Участвовал в посольстве,
направленном еврейской общиной Александрии к римскому императору Гаю Цезарю
Калигуле (37-41 гг. н. е.) в поисках защиты от преследований за отказ
воздвигнуть его статуи в синагогах. Посольство это было отвергнуто
императором, и Филон написал тогда посвященное этой коллизии защитительное
сочинение, прочитанное в римском сенате после смерти Калигулы.
11. Аристотель прежде, чем все они... - См. его "Политику", кн. I, гл.
V, где утверждается: "Природа, в видах сохранения, создала определенные
существа, чтобы повелевать, и другие, чтобы повиноваться". В
противоположность Руссо Г. Гроций полностью солидаризировался с этой
концепцией больше того, он фактически шел еще дальше, добавляя к этому
положению Аристотеля, что "так точно и некоторые народы по свойственному им
образу мыслей предпочитают лучше подчиняться, нежели господствовать", и
приводит ряд примеров, трактуемых им в этом дум (Г. Гроций. О праве войны и
мира, кн. I, гл. III, стр. 129" Отрывок из книги Аристотеля, резюмированный
Руссо, цитируется Пуфендорфом ("О праве естественном и праве международном",
кн. III, гл. II, п. 8).
12. ...Трактат... - В первом издании после этого слова стояло
"рукописный" и в связи с этим отсутствовало указание на место издания. Оно
было осуществлено в 1765 г. в Амстердаме под ил званием: "Соображения о
древнем и нынешнем Правлении Франции". Маркиз Р. Л. д'Аржансон (1694-1757)
занимал в 1744-1747. годах пост министра иностранных дел, но был удален
вследствие происков фаворитки, маркизы Помпадур.
13. ...вплоть до желания от них освободиться... - В этом утверждении
проявляется свойственная Руссо недооценка силы и упорства сопротивления
рабов, обусловленная, возможно, недостаточно изученностью в XVIII в. истории
классовой борьбы эпохи античности.
14. ...спутники Улисса... - Улисс - латинское имя Одиссея. Имеются в
виду его спутники, о которых в кн. Х поэмы Гомера "Одиссея" повествуется,
что на острове Эя волшебница Цирцея превратила часть их в свиней. Однако
здесь ничего не говорится о том, что они полюбили свое скотское состояние.
15. ...ни о короле Адаме, ни об императоре Ное... - Иронически титулуя
королем первого человека, согласно библейской традиции вылепленного богом из
глины, Руссо, возможно, намекает на книгу Р. Филмера "Патриарх". Французский
переводчик книги Пуфендорфа - Барбейрак в одном из своих примечаний пишет,
что Филмер выводит неограниченную власть современных монархов из верховной
власти Адама. Ной - библейский патриарх, спасшийся со своей семьей во время
всемирного потопа и давший затем основание новому роду. Развивая свой намек,
Руссо именует Ноя императором, а под тремя великими монархами, возможно,
подразумевает его сыновей - Хама, Сима и Иафета.
16. ...дети Сатурна... - Сатурн - римское имя греческого бога Кроноса,
младшего из Титанов, отца Зевса.
17. ...Робинзон... - Имеется в виду герой романа "Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо из Йорка" (1719) английского писателя Даниэля
Дефо (1660-1731).
18. Всякая власть - от Бога... - Воспроизведение текста из Евангелия:
"Ибо нет власти не от Бога" ("Послание к римлянам апостола Павла", 13).
Утверждая, что повиноваться следует только властям законным, и определяя
закон как выражение общей воли членов данного общества, Руссо тем самым
фактически отрицает традиционную богословскую аргументацию божественного
происхождения, а следовательно, незыблемого характера прерогатив всякого
монарха.
19. Это одна из центральных по значению глав всего трактата. Написана
она, вероятно, в период разработки главного вопроса - о природе
общественного договора, - одной из последних, ибо нет следов ее
происхождения в первом наброске трактата и по сравнению с самим заголовком и
замыслом разработана она совсем в другом плане. Предполагалось, очевидно,
вначале историческое рассмотрение вопроса об античном рабстве (в плане "Духа
законов" Монтескье, который гл. II кн. XV своего труда посвятил взглядам
римских законников на происхождение рабства). Но вместо спора с Аристотелем
и другими авторами древности, Руссо ополчается на Гроция, Гоббса и
Пуфендорфа. Задача главы - опровергнуть тезис первого из них о том, что
вовсе не является истиной, будто суверенитет всегда и без исключения
принадлежит народу. Тем самым Руссо готовит читателя к восприятию гл. I кн.
II - О неотчуждаемости суверенитета.
20. ...говорит Гроций. - Имеются в виду следующие слова этого философа:
"Каждый человек волен отдаться кому угодно в личную зависимость"...". Так
разве же не волен свободный народ также подчиниться кому угодно "...", не
сохранив за собой ни малейшей доли этой власти" (см. Гуго Гроций. О праве
войны и мира. Кн. I, гл. III, VIII, стр. 128).
21. Уже один из первых оппонентов - п. Люзак в "Письме анонима к Ж. Ж.
Руссо" (1766) - выступил против того, что последний свел понятие об
"отчуждении" только к двум случаям - дать или продать, и заявил, что оно
означает всякую передачу права, почему и может осуществляться многими путями
и способами.
22. ...как говорит Рабле... - Имеется в виду роман "Гаргантюа и
Пантагрюэль" великого французского писателя-гуманиста Ф. Рабле (1483-1555),
изобразившего потребности короля в крайне преувеличенном виде.
23. ..в пещере Циклопа... - Имеется в виду "Одиссея" Гомера, в девятой
песне которой содержится этот эпизод. Циклоп - одноглазый великан в
греческой мифологии.
24. ...безумие не творит право. - См. Ш. Монтескье. "О духе законов",
кн. XV, гл. II.
25. Гроций и другие видят происхождение... права рабовладения еще и в
войнах. - См. Г. Гроций. О праве войны и мира, кн. III, гл. VII, "О праве на
пленных", где он писал: "По природе, т. е. независимо от человеческих
действий, или в первобытном состоянии природы, никто из людей не является
рабом... В этом смысле можно принять за истину изречение юристов, что
рабское состояние противно природе. Однако, когда рабство возникает в силу
акта человека, т. е. вследствие договора или правонарушения, оно не
противоречит естественной справедливости. Провозглашая, что взятые в войне,
формально объявленной (oleellmet, что ошибочно передано в цитируемом выше
нашем новейшем переводе, как "торжественная (!?) война"), все пленные
становятся рабами в силу международного права, Гроций присоединяется к
мнению тех античных авторов, которые маскировали подлинные цели этого
порабощения заботой о жизни пленных и в связи с этим само наименование раба
(ervu) выводили из обычая сохранять им жизнь (ervare), вместо того чтобы
убивать.
26. ...от природы люди вовсе не враги друг другу. - Это утверждение
прямо направлено против концепции Т. Гоббса (см. "О гражданине", гл. I и
"Левиафан", ч. II, гл. ХШ), которая подвергается еще более острой и открытой
критике в незавершенной работе Руссо "Состояние войны" (см. J.-J. Roueau.
Political writig, with itroductio ad ote y C. E. Vaugha, v. I.
Camridge, 1915, р. 281-308).
27. ...не может существовать войны частной... - Этот тезис Руссо
направлен одновременно как против концепции войны каждого против каждого в
естественном состоянии, развивавшейся Гоббсом, так и против политической
практики осуждаемого здесь Руссо феодализма.
28. ...Установлениями Людовика IX... - Людовик IX - французский король
из династии Капетингов (1226-1270), по прозванию Святой. Подразумеваемые
здесь преобразования способствовали укреплению центральной власти и
преодолению проявлении феодальной раздробленности и анархии.
29. ...что прекращались Божьим миром... - Под этим названием (Pax Dei
или Treuga Dei) известны постановления, принимавшиеся первоначально в
порядке самозащиты католической церковью, а затем воспринятые в своих
интересах и королевской властью в ряде стран в средние века: запрещение
вести военные действия в определенные дни и периоды (праздники и посты) и
отношении духовенства, монастырей и церквей, затем женщин, купцов и т. д.
30. ...системы самой бессмысленной... - В данном случае Руссо, как и
многие его современники, под феодальным правлением (gouveremet feodal),
по-видимому, подразумевает существование иерархии политической власти и
сохранение широких прерогатив в руках более крупных владетельных сеньоров,
соперничество и борьба которых принимает форму характерных для этой эпохи
феодальных междоусобиц. Говоря о том, что эта система противна всякому
упорядоченному внутреннему управлению, Руссо употребляет термин olitie,
ведущий свое происхождение от древнегреческой терминологии в которой оно
означало "внутреннее устройство". Боясь, чтобы термин этот не был смешан с
olitique (политика) Руссо предупреждал издателя "Общественного договора"
Рея, в письме и нему от 23 декабря 1761 г., о недопустимости подобной
ошибки. В дальнейшем изложении Руссо многократно пользуется этим понятием,
но уже выраженным в словах французского языка (olice) и значение которого
восходит к древнегреческой "политике" в смысле "правление", "внутреннее
управление", как это передавали по-русски в XVIII в. - "уставы благочиния".
31. ...Катон-сын начинал свою военную службу... - Речь идет о Марке
Порции Катоне Лицинии, который служил в 173 г. до н. е. в римских легионах в
Лигурии (южное побережье современной Франции и граничащие с ним области
Италии), умер в 152 г. до н. е.
32. ...Катон отец написал Попилию... - Отец Марка Порция Катона Лициния
Марк Порций Катон Старший, или Цензор (234-149 гг. до н. е.). Попилий - Марк
Попилий Лений, будучи консулом в 173 г. до н. е. успешно вел войну в
Лигурии.
33. ...осаду Клузиума... - Клаузиум - главный город Этрурии, где в 225
г. н. е. галлы одержали победу над римлянами.
34. ...победитель не имеет более никакого права на их жизни. - Ср. Ш.
Монтескье. О духе законов, кн. X, гл. Ш, "О праве завоевания", в которой уже
были высказаны эти мысли (Избр. произв., стр. 275-277).
35. Ср. Монтескье. "О духе законов", кн. XV, гл. II.
36. ...не приводит к уничтожению состояния войны... - Этот вывод вносит
существенный корректив в сказанное Руссо выше о том, что якобы рабы начинают
любить свое рабское состояние.
37. ...основание общества. - Руссо возражает против теории двойного
договора - пакта ассоциации и акта подчинения народа правителю, выдвинутой
Пуфендорфом ("О праве естественном и о праве международном", кн. VII, гл.
II). Для Руссо подлинным договором является лишь первый из них.
38. ...люди не могут создавать новых сил... - В этом рассуждении
явственно ощущается влияние на мышление Руссо в области социологии
механицистских тенденций философской мысли XVIII в.
39. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор. -
Подобная трактовка концепции договорного происхождения государства была
направлена против прочно укоренившегося до того отождествления понятия о
суверенитете с правами единоличного и неограниченного государя (англ. -
overei, франц. - ouverai, итал. - ovra), т. е. как атрибута
правительственной, королевской власти, но ни в коем случае не народа.
40. В первом наброске: "неотъемлемой", буквально неотчуждаемой
(ialieale).
41. ...акт ассоциации... - В первом наброске: "акт первоначальной
конфедерации".
42. ...к суверену. - В этом коренное отличие понятия об этом акте у
Руссо и у Гоббса, видевшего в этом серию взаимных соглашений между частными
лицами (mutual coveat oe with other), и у тех теоретиков, кто видел
здесь акт подчинения народа избранным им правителям. У Руссо же люди
образуют сами две договаривающиеся стороны, ибо они рассматриваются с двух
точек зрения - как члены суверена и как частные лица, подданные Государства.
Собравшись, народ образует то целое (суверен) с которым он и заключает
соглашение.
43. ...а горожанина - за гражданина. - Здесь Руссо опирается на главу
шестую книги первой "Шести книг о Государстве" Бодэна она называется "О
гражданине и о различии между под данным, гражданином, чужеземцем, городом,
городской общи ной и Государством". Бодэн здесь утверждает, что "город
(ville) - это городская община (cite), как это некоторые пишут, то в большей
мере чем дом составляет семью". Понятие о гражданской общине (ite)
оформляется у Бодэна на почве развития но Франции городов-коммун и при
использовании представлении античности о полисе греков и civita римлян
(см., например Цицерон. De officii, I, 17, 53).
44. Когда Бодэн собрался говорить о наших Гражданах и горожанах... -
Имеется в виду то место главы VI первой книги Бодэна о государстве, в
котором говорится: "В Женеве Гражданин не может быть ни Синдиком города, ни
членом Совета XXV а Горожанин может ими быть", в то время как в
действительности дело обстояло как раз наоборот.
45. Имеется в виду статья "Женева" в VII томе "Энциклопедии" (1757), на
которую Руссо ответил "Письмом к д'Аламберу о зрелищах" (Избр. соч., т. I,
стр. 65-178).
46. Этот аргумент уже был учтен Гоббсом ("О гражданине" гл. VI, п. 14).
47. ...не обязателен даже Общественный договор - Вот это признание за
народом, как сувереном, ничем не ограниченного права изменять законы своего
государства, даже самые лучшие и лежащее в их основе первоначальное
соглашение, а следовательно, изменять и форму правления - и вызвало в Женеве
ярость ее буржуазной олигархии. Ведь принципы и статьи Конституции Женевы по
Акту о посредничестве 1738 г. подчеркивали, что она представляет собою
договор между правящими и управляемыми и может быть пересмотрена лишь с
взаимного "согласия обеих сторон".
48. "Святость Общественного договора и законов" фигурирует ниже среди
позитивных принципов гражданской религии (кн. IV, гл. VIII, стр. 254).
49. ...никому из них в отдельности. - В отличие от Правительства,
имеющего дела с отдельными гражданами. Суверен т. е. народ как целое, знает
только ту их совокупность, общие интересы которой отражает и выражает общая
воля, проявляющаяся в законе, трактующем предмет общего характера,
затрагивающий всегда равно всех граждан и никогда никого из них и
отдельности.
50. ...за потребностями и трудом... - Наличие этих условии делает у
Руссо, в отличие от Локка ("О государственном управлении", кн. II, гл. V),
понятие о трудовой собственности конкретным и недвусмысленным.
51. Когда Нуньес Бальбоа... - Васко Нуньес де Бальбоа (1475-1517) -
испанский мореплаватель, авантюрист, конкистадор.
52. ...как хранители общего достояния... - Эта мысль будет воспринята
идеологами демократических групп в период буржуазной революции 1789 г. в
процессе борьбы со стяжательскими тенденциями и спекулятивными действиями
городской и сельской буржуазии.
53. Ср. Гоббс. О Гражданине, гл. XII, п. 7.
54. Но наши политики... - Здесь Руссо имеет в виду не Монтескье, как
это обычно считают, а Гроция, Барбейрака и Бурламаки, считавших, что
суверенитет должен быть разделен между отдельными лицами или органами, в то
время как для Руссо неделимая суть его сводится к осуществлению права
законодательства, а многие из тех прерогатив, в которых названные ученые
видели также "части" суверенитета, Руссо относит не к нему, а к компетенции
верховной исполнительной власти.
55. Каждый может увидеть в третьей и четвертой главах первой книги
Гроция. - Речь идет о сочинении Гроция "О праве войны и мира".
56. Георг I (1714-1727) - английский король, ранее - курфюрст
Ганноверский (под именем Георга Людвига - 1698-1714).
57. Яков II (1685-1688) - английский король из династии Стюартов,
пытавшийся восстановить абсолютную королевскую власть. Реакционная политика
Якова II вызвала недовольство, и в 1688 г. заговорщики пригласили на престол
его зятя - Вильгельма Оранского, штатгаудера Нидерландов. Последний с
помощью нидерландского флота высадился в Англии и низложил Якова II. Эти
события получили в буржуазной историографии название "Славной революции".
58. ...чтобы не выставить Вильгельма узурпатором. - Речь идет об
охарактеризованной выше т. н. "Славной революции" 1688 г., фактически
представлявшей собой дворцовый переворот, осуществленный в Англии новым
дворянством и буржуазией.
59. По мнению некоторых исследователей, при написании этой и следующей
главы большую роль сыграла статья Дидро "Естественное право", опубликованная
в V т. "Энциклопедии". Налицо даже текстуальная близость некоторых
формулировок, хотя в то же время несомненно стремление Руссо прийти к
собственному пониманию и определению сущности общей воли.
60. ...ок желает дурного. - Руссо применяет здесь к общей воле
известное рассуждение Сократа о поведении индивидуумов, согласно которому
никто не является злым по собственной воле, которая всегда имеет верное
направление, а в понимании ее.
61. ...частичные ассоциации... - Гоббс называет их "подчиненные
объединения".
62. См. д'Аржансон "Соображения о древнем и нынешнем правлении
Франции", гл. II. Как это часто бывает у Руссо, цитата приведена не совсем
точно.
63. Нума Помпилий - по преданию, второй из семи римских царей. С его
именем связан ряд правовых и религиозных реформ.
64. Сервий Туллий (578-534 гг. до н. е.) - шестой римский царь, сын
одного из богов и рабыни Тарквиния Приска, который сделал его своим зятем.
Сервию Туллию приписывается реформа, разделившая население столицы, включая
плебеев, на основании имущественного ценза, на 193 центурии, а все население
и всю территорию Рима на 4 городских и 26 сельских округов, или триб. Он был
убит своим зятем Тарквинием Гордым. Имена Нумы и Сервия объединены с Солоном
как автором реформ, отнюдь не предупредивших рост политического неравенства
между отдельными группами граждан.
65. Макиавелли. История Флоренции, кн. VII.
66. См. Локк. О гражданском правлении, гл. VIII.
67. Спрашивают: как частные лица... - Это ответ на вопрос, поставленный
Локком (см. "О гражданском правлении", гл. IX)
68. ...то право, которого у них нет. - Самоубийство с точки зрения
Руссо не есть использование права. См. письмо милорда Эдуарда в "Новой
Элоизе" Руссо (часть III, письмо XXII. Избр. соч., т. II, стр. 325-331). Ср.
Локк, назв. соч., гл. III
69. ...кого опасно оставлять в живых. - Этот ход рассуждения приводит к
выводу о том, что право наказания и его пределы может определяться только
правом законной защиты общества. Эту точку зрения несколько позже разовьют
итальянские просветители: Ч. Беккариа, в его ставшей знаменитой книге "О
преступлениях и наказаниях" и Г. Филанджери.
70. То, что есть благо и соответствует порядку... - В данном, более
широком аспекте понятие о порядке (ordre) ведет свое происхождение от
философии Платона. Об этом говорит, в частности, следующее далее указание на
божественное происхождение справедливости.
71. Возможно, Руссо имеет в виду даваемое Монтескье определение закона
как отношений, неизбежно вытекающих из природы вещей ("О духе законов", кн.
I, гл. I. - Избр. произв., стр. 136)
72. ..я называю Республикою всякое Государство, управляемое посредством
законов... - Эта позиция Руссо оказала в дальнейшем сдерживающее влияние на
формирование республиканской идеи во Франции, так как затрудняла усвоение
классовой природы монархии. Проявилось это, в частности, в линии поведения
М. Робеспьера в дни политического кризиса лета 1791 г, когда впервые
возникло массовое демократическое республиканское движение, к которому он,
однако, не примкнул.
73. ...в своей книге о Правлении. - Это название скорее может
обозначать сочинение Платона "Государство", однако место, которое имеет в
виду Руссо, находится в диалоге "Политик", гл. Х-ХШ и XXIX-XXXII (Платон.
Сочинения, ч. VI. М., 1879, стр. 69-71, 98-100, 127).
74. ...создают правителей Республик. - См. Монтескье. Размышления о
причинах величия и падения римлян, гл. I (Избр. произв., стр. 50).
75. ...от царской власти. - В первом наброске Руссо употребил по
традиции термин "ouveraiete", связанный с "ouverai" - государь,
верховный правитель. Но поскольку он вложил в это понятие новое содержание,
именуя сувереном только народ в его совокупности, то он заменил его другим
понятием "royaute" (королевская, царская власть).
76. ...Децемвиры никогда не присваивали себе... - Децемвиры - коллегия
из десяти лиц (отсюда ее название), избиравшаяся у римлян для различных
поручений. Руссо имеет в виду наиболее известную, созданную в 451 г. до н.
е., выработавшую законы, выгравированные на десяти медных досках. Ввиду
недостаточности этих законов, избранные в 450 г. децемвиры сделали
необходимые дополнения ("Законы 12 таблиц"), но не сложили с себя
чрезвычайных полномочий по истечении их срока и вели себя диктаторски, что и
вызвало их отрешение от власти.
77. Те, кто смотрят на Кальвина лишь как на богослова... - Кальвин
(1509-1564) - один из главных представителей движения буржуазной реформации.
С 1541 г. он стал во главе теократического правления протестантской Женевы,
подавляя оппозицию суровыми мерами, вплоть до смертной казни. При нем
преследовались театр, танцы и иные светские развлечения. Суровый дух
кальвинизма имел известное влияние на формирование взглядов Руссо, а фигуру
самого Кальвина здесь он явно идеализирует. Изменяя в целом свой взгляд на
настоящее и прошлое Женевы, под влиянием событий 1762 г., Руссо увидел
по-иному образ Кальвина, о котором напишет во втором из своих "Писем с
Горы", что это был, конечно, великий человек, но в конце концов это был
человек, и "что особенно скверно - богослов у него было честолюбие гения,
чувствующего свое превосходство и возмущающегося, если это оспаривают".
78. ...его "Наставление". - Имеется в виду сочинение Кальвина
"Наставление в христианской вере" (1536), представляющее собой как бы свод
воззрений протестантизма.
79. ...подлинное чудо... - Фигура законодателя близка в глазах Руссо к
традиционному образу пророка. См. кн. II. гл. II первого наброска
"Общественного договора" и "Письма с Горы", письмо III.
80. ...иудейский закон и закон потомка Исмаила... - Потомок Исмаила -
Магомет арабы рассматривают себя как потомков Исмаила и его 12 сыновей.
Иудейский закон - законодательство Моисея, высокую оценку которому Руссо
дает во II гл. "Соображений об образе правления в Польше" и в одном из
дошедших до нас набросков ("О евреях").
81. ...горделивая философия или слепой сектантский дух видят в них лишь
угодливых обманщиков... - Имеются в виду как общая концепция сущности
религии, свойственная Просвещению в целом, так и отмеченные этими чертами
отдельные произведения, например, пьеса Вольтера "Магомет", в которой он
трактуется именно как лицемер.
82. Уорбертон, Уильям (1698-1779) - епископ Глочестерский, автор
трактатов "Союз Церкви и Государства" (1736) (французский перевод 1742 г.) и
"Божественное законодательство Моисея" (1737-1741).
83. ...одна служит орудием другой. - Это мысль Макиавелли ("Рассуждение
на первую декаду Тита Ливия", кн. I, гл. XI).
84. Аркадия - область в Древней Греции, в центре Пелопоннеса, с мягким
климатом и условиями, благоприятными для животноводства, что и сделало в
древности Аркадию символом легко добываемого достатка.
85. Киренаика - плодородная страна на севере Африки, где греческие
колонисты в VII в. до н. е. основали первые поселения с центром в г. Кирене.
Впоследствии, в 321 г. Кирена создала союз пяти государств под
покровительством Птолемеев - македоно-греческих правителей Египта.
86. ...Минос взялся установить порядок... - Минос - мифический царь
острова Крита. Ему приписывается создание морского господства Крита и
древнекритское законодательство, в разработке которого ему помогал Зевс,
являвшийся его отцом.
87. Речь идет об изгнании представителей испанских и австрийских
Габсбургов из Нидерландов в ходе буржуазной революции 1566-1609 гг. и из
Швейцарии на протяжении XIV и начала XV в.
88. движитель гражданский износился. - Ср. Макиавелли. Указ. соч., кн.
I, гл. XVI и ХVII.
89. Юность - не детство. - Как показывает хранящийся в Женевской
городской библиотеке экземпляр первого издания этого трактата с пометками
Руссо, он вписал эти слова, чтобы устранить противоречие между положением о
том, что большинство народов восприимчивы (docile) лишь в молодости, и
следующим за этими словами утверждением о том, что подчинять народы законам
надо в пору юности или зрелости.
90. ...еще не созрел для уставов гражданского общества. - Этот отрывок
один из наиболее сложных для понимания. В значительной мере он направлен
против идеализации деятельности и всего образа Петра Великого Вольтером, в
посвященной ему книге и в книге о Карле XII, причем Руссо впадает в
противоположную крайность. Главный упрек Руссо состоит в том, что правитель
этот "начал создавать из своих подданных немцев и англичан, в то время когда
надо было формировать русских" - обусловлен тем, что Руссо видел первое
правило деятельности законодателя в создании или укреплении национального
характера.
91. Предположения эти носят произвольный характер, и Вольтер был прав в
их критике (см. его "Idee reulicaie", XXXVII).
92. Проблема эта была поставлена Аристотелем в его "Политике" (VII, 4,
1326 а-в), затем вновь Монтескье в "Духе законов" (кн. VIII).
93. ...срок неизбежного их падения. - Тут усматривали реминисценции из
Макиавелли ("Рассуждение на десятую главу Тита Ливия", 1, 6) и из Монтескье
("Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. IX).
94. ...собственными средствами... - Мысль эта, возможно, восходит к
взглядам Аристотеля ("Политика", VII, гл. IV, 1326 а-в).
95. ...вернул и отстоял свою свободу... - Речь идет о борьбе жителей
Корсики против Генуи и Франции, успешно возобновленной ими в первой половине
XVIII в.
96. ...этот островок еще удивит Европу. - В этом пророчестве хотели
видеть предсказание появления Наполеона Бонапарта, родившегося на Корсике
семь лет спустя, в 1769 г. Но, конечно, Руссо имел в виду нечто совсем иное,
а именно: он видел в неиспорченности корсиканцев духовной и материальной
цивилизацией, в лучших сторонах их натуры, проявившихся в борьбе за
независимость, в энергии их предводителя Паскуале Паоли источник тех свежих,
созидательных сил, которые могут позволить этому небольшому народу
осуществить у себя идеал свободы и справедливости.
97. Тласкаланская республика... - была признана испанцами во время их
завоевания Мексики.
98. ...для Рима - добродетель. - Идеалистическая мысль эта
сформулирована Руссо под явным влиянием Монтескье, писавшего об этой,
свойственной каждому из государств, своей особой цели: "Так у Рима была цель
- расширение пределов государства, у Лакедемона - война, у законов иудейских
- религия, у Марселя - торговля, у Китая - общественное спокойствие, у
родосцев - мореплавание" ("О духе законов", кн. XI, гл. V. - Избр. произв.,
стр. 289). Как видим, на историю Рима Монтескье смотрел более реалистично,
нежели Руссо, постоянно ее идеализирующий.
99. ...от этого не улучшается. - Как это часто бывает у Руссо, цитата
эта из книги д'Аржансона "Соображения о древнем и нынешнем Правлении
Франции" неточна. Вот текст этого места: "Та или иная отрасль торговли,
приобретаемая ценою денег, приносит лишь мнимую выгоду Королевству в целом и
лишь обогащает несколько городов или частных лиц, которые уже и так
находятся в довольстве".
100. Ср. Монтескье. О духе законов (кн. I, гл. III).
101. См. "Письма с Горы", письмо V, в котором Руссо поясняет суть
понятия о Правительстве в монархии и республике.
102. ...единение души и тела. - Сравнение это взято из философии
картезианства. Для Декарта существовали не только два принципа - душа и
тело, но и третий, посредствующий, представляющий собой союз этих двух.
103. ...среднее пропорциональное которой - Правительство. - Попытка
Руссо определить место и роль высшей исполнительной власти при помощи
математических аналогий отражает влияние господствующих тенденций века и
носит явно механицистский характер, своеобразным образом сочетающийся со
свойственным ему уподоблением государства и правительство двум - большему и
меньшему - организмам.
104. ...коллегию именуют "светлейший государь..." - Речь идет о так
называемом Большом Совете ("коллегия мудрых"). На этом примере видно также,
что для Руссо существует не только единоличный, но и коллегиальный государь.
105. ..в понимании геометров... - Во времена Руссо область отношений и
пропорций относили к компетенции геометров.
106. ..бывало до восьми императоров одновременно... - Имеется в виду
период резкого обострения кризиса Римской империи в III в. н. е., когда
императоров назначал сенат и возводила на трон преторианская гвардия.
107. ...что империя разделена. - Римская империя были окончательно
разделена при императоре Феодосии в 395 г. н. е. на Западную, с центром в г.
Риме, и Восточную, столицей которой стал Константинополь (Византия).
108. Это - Монтескье (см. "О духе законов", кн. III, гл. Ш)
109. ...один и тот же принцип... - это суверенитет, верховенство
народа.
110. Станислав Лещинский (1705-1709) - польский король ставленник
короля шведского Карла XII. Руссо мог взять эту цитату из "Замечаний о
правлении Польши" С. Лещинского, французский перевод которых появился в 1740
г. Близкое по смыслу место отсюда приводит Руссо в "Письмах с Горы" (письмо
IX, стр. 392) и вспоминает о них в своих позднейших "Соображениях об образе
Правления в Польше". Мабли приписывает слова эти не отцу, а деду С.
Лещинского. ("О правлении и о законах Польши", artie I, ch. 1. - Oeuvre,
t. VIII. Lodre, 1789, р. 67-68).
111. Первые общества управлялись аристократически. - Руссо здесь
отходит от античной традиции (Аристотель Политика, III, 10, 7), видевшей
древнейшую форму в монархии.
112. Слово "жрецы" - "retre" - происходит от латинского "reyter" -
"старейший" (заимствовано из греческого). "Старейшины" - "le aiee" -
от латинского "ateau", от "ate" - "вперед", "перед", т. е.
"первоприсутствующие". "Сенат" - "eat" - от латинского "eex", "ee" -
"совет старейших". Геронты - от греческого слова "gerote" - "старцы" -
название старейших членов племени, составлявших его совет.
113. Совсем иной, отрицательный отзыв о Бернской республике дает Руссо
в своих "Соображениях об образе Правления в Польше" (гл. XI).
114. Здесь явное заблуждение Руссо преобладание богачей Аристотель
видел в олигархии ("Политика", III, VII, 1279в), в аристократии же он,
верный патриархальным традициям античного полиса, считал возможным
осуществить наиболее совершенную гражданскую организацию общества при
условии численного и политического преобладания "среднего класса"
("Политика", IV, II, 1295 в).
115. Архимед (ок. 287-212 гг. до н. е.) - великий греческий математик и
физик.
116. Хотя в предыдущей главе Руссо и объявил худшим из видов правления,
основанных на законе, наследственную аристократию, но теперь читателю
становится ясно, что эта пальма первенства должна остаться за наследственной
монархией. Недаром в "Полисинодии аббат де Сен-Пьер" он приходит к выводу о
том, что "у всех народов, имеющих короля, абсолютно необходимо установить
такую форму Правления, которая могла бы без него обходиться" (см. J.-J.
Roueau. Political writig, v. I, р. 399).
117. Имеется в виду текст Библии из Первой Книги Царств, 8, именуемой
также первой книгой пророка Самуила, последнего судьи Израиля, которому Бог,
в наказание за отступничество его народа, открыл картину того произвола и
угнетения, которому его соотечественников подвергнет новый царь,
поставленный над ними в виде кары.
118. .. показал Макиавелли. - В следующих за этим строках и в
примечании, которое было включено составителями в издание его "Сочинений"
1782 г., Руссо дает этому противоречивому деятелю положительную
характеристику, довольно резко расходящуюся с его позднейшей репутацией.
Точка зрения Руссо имеет своих предшественников, например в лице Спинозы
(см. его "Политический трактат", гл. V, 7), и более отдаленных в лице
профессора права XVI в. в Оксфорде А. Жентили ("De Legatioiu", кн. III,
гл. 9), соответствующую выдержку откуда приводил П. Бейль в своем знаменитом
"Словаре" (ст. "Макиавелли"). Весьма существенно, что сходную позицию
занимал Дидро, который в статье "Макиавеллизм" в т. IX "Энциклопедии" (1765,
стр. 793) писал, что когда автор "Государя" создавал этот свой трактат, то
он им словно хотел сказать своим согражданам: "читайте хорошенько это
произведение. Если вы когда-либо согласитесь иметь повелителя, он будет
таким, каким я вам его нарисовал: вот хищный зверь, которому вы отдаетесь".
119. В "Государе" Макиавелли изображает Цезаря Борджиа (ок. 1476-1507),
известного своими чудовищными преступлениями, ценой которых он захватил
власть в ряде отдельных феодальных владений, на которые тогда распадалась
Италия.
120. Римская курия... - В оригинале "la cour de Rome", т. е. римский
двор, но в тексте речь явно идет о Ватикане, который один только присвоил
себе право налагать запрет на ту или иную книгу. Но в то же время имеется в
виду и двор папы как светского государя.
121. ...повиноваться безропотно... - Именно к этому призы вал,
например, Боссюе, считавший единственно возможным со стороны подданных
"почтительные представления", но без ропота, без мятежей Кальвин в своем
"Ititutio de la religio chretiee" (1560, t. IV, ch. XX, 24),
известном Руссо, писал, что "мы должны настолько соблюдать порядок,
установленным Богом, что нам надлежит почитать даже тиранов, находящихся у
власти".
122. Явное указание на посвященную этому вопросу кн. XI. гл. VI "О духе
законов" Монтескье.
123. Здесь речь идет не оlierum veto, как это часто предполагают, а о
неограниченных полномочиях министров и других высших должностных лиц в сфере
их деятельности.
124. В древности этот вопрос обсуждали Платон ("Законы", кн. III и IV),
Аристотель и Полибий.
125. ...демократия - для Государств малых и бедных. Руссо неоднократно
сетовал на недостаточную определенность терминов, к которым ему приходилось
прибегать. Именно так получилось с терминами "демократия" и "монархия".
Подразумевая и в том, и в другом случае верховенство народа-суверена по
отношению к исполнительной власти, Руссо видел в монархии республику с
постоянным президентом, для более оперативного действия исполнительной
власти в стране больших размеров Но даже такие страстные поклонники Руссо,
как А. Н. Радищев, не могли не стать жертвой недоразумения, считая, что этот
философ, "не взяв на помощь историю, вздумал, что доброе правление может
быть в малой земле, а в больших должно быть насилие" (Полн. собр. соч., т.
III, М.-Л., 1952, стр. 47).
126. См. Chardi. Voyage e Pere, v. III, Amterdam, 1735, р. 76,
83-84.
127. ...к экватору... - в оригинале la lige.
128. ...маис, кускус, сорго, хлеб из маниоковой муки... - Слово
"кускус" арабского происхождения, означает шарики из мяса и муки жареные в
масле: было заимствовано неграми Африки, которые по сходству назвали так
зерна маиса (кукурузы). Хлеб из маниоковой муки (caeve) приготовляется
некоторыми народами Южной Америки из корней кустарника маниоки (исп.) после
удаления оттуда ядовитых веществ.
129. Позилиппо - горный кряж к северо-западу от Неаполя, покрытый
виноградниками, впоследствии его предместье.
130. Агрикола, Гней Юлий (39-93) - римский политический деятель и
полководец, тесть Тацита.
131. Имеется в виду Вольтер.
132. Коадъютор - помощник или заместитель епископа (викарный епископ).
Речь идет о занимавшем этот пост известном своим распутством кардинале Жане
де Ретц.
133. Это не цитата, а пересказ отрывка из "Введения" к "Истории
Флоренции" Макиавелли.
134. "Serrar di Coiglio", точнее "Serrata del maggiore Coiglio" -
"Закрытие Совета" - один из актов, оформлявших
аристократическо-олигархический строй Венеции, в котором теперь
принадлежность к этому Совету стала наследственной привилегией семей так
называемых нобилей, чьи имена впоследствии были внесены в особую золотую
книгу.
135. "Squittiio della lierta veeta" - анонимный памфлет, изданный в
1612 г. и имевший целью доказать права императоров на Венецианскую
республику.
136. Речь идет о древнейших преданиях, а не об исторических фактах.
137. См. Макиавелли. Рассуждение на первую декаду Тита Ливия, кн. I,
гл. II и III.
138. Август, Гай Юлий Октавиан - первый римский император (63 г. до н.
е.-14 г. н.е.).
139. Тиберий, Клавдий, римский император (14-37 г. н. е.).
140. Охлократия - этот греческий термин (от "ochlo" - чернь) впервые,
кажется, употреблен Полибием.
141. Олигархия (иначе олигократия), по терминологии Аристотеля -
государство, в котором власть принадлежит ограниченному числу фамилий.
142. Корнелий Непот (95-25 гг. до н. е.) - римский историк, главным из
многочисленных сочинений которого является серия биографий знаменитых людей,
предвосхитивших некоторые приемы "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха.
Мильтиад - афинский полководец и политический деятель, прославившийся
победой над персами при Марафоне в 490 г. до н. е.
143. "Гиерон"- диалог греческого историка Ксенофонта, в котором
описываются средства, какими государь может осчастливить свою страну. Гиерон
Старший, царь Сиракузский, в Сицилии правил в 478-467 гг. до н. е.
144. См. Монтескье. О духе законов, кн. XI, гл. VI, где аналогичное
рассуждение кончается словами "погибли Рим, Лакедемон и Карфаген".
145. Ср. с Гоббсом ("Левиафан", гл. XXVI).
146. Ценз - В древнем Риме со времени нового государственного
устройства Сервия Туллия проводились имущественная перепись населения
граждан и распределение их на пять классов. На основе этой переписи - ценза
- осуществлялись раскладка податей, распределение граждан по центуриям в
войска, давалось право участия в выборах, право быть избранным, занимать
известные должности. Перепись населения касалась только римских граждан.
147. Эта глава, как и последняя глава третьей книги с красноречивым
названием "Способы предупреждать захват власти", направлена против Совета
Двадцати пяти в Женеве - органа власти буржуазной олигархии и подготовляет
непосредственное разоблачение последней в "Письмах с Горы" Руссо.
148. ...великому царю... - имеются в виду, вероятно, походы на Грецию
персов при царе Дарии I Гистаспе (550-485 гг. до н. е.).
149. ..австрийскому дому. - Речь идет о династии Габсбургов.
150. Комиции - народные собрания в Древнем Риме.
151. Гракхи - народные трибуны (в 133 г. до н. е. Тиберий и в 123 г.
Гай), безуспешно пытавшиеся провести в жизнь аграрные и другие реформы в
интересах плебеев.
152. Ликторы - служители (преимущественно из вольноотпущенников),
которые давались высшим магистратам для услуг и приведения в исполнение
наказаний. Они носили при себе пучки розог.
153. ...рабы выполняли его работу... - Это приближение к пониманию
рабовладельческого характера греческой демократии.
154. В дальнейшем эта позиция полного и безоговорочного отрицания Руссо
представительной системы несколько видоизменилась. В главе VII своего
проекта реформ образа правления в Польше (1772) Руссо признает, что
"законодательная власть не может проявляться сама по себе и не может
действовать иначе, как через депутатов" ( J.-J. Roueau. Oeuvre,
comlete, t. III. Pari, 1964, р. 926). Поэтому речь может и должна идти
лишь о более частой смене этих депутатов и о предъявлении им императивных
мандатов, т. е. наказов избирателей, чтобы не допустить той
бесконтрольности, которую Руссо клеймил в практике английского
парламентаризма.
155. Многие утверждали... - В сущности это были все авторы,
трактовавшие со времен средних веков общественный договор как акт
подчинения. Они изображали его как формальное и взаимное обязательство -
подданных повиноваться, а государя - править в общих интересах. Эта
концепция в XVIII в. стала общим местом мы находим ее и в "Энциклопедии"
(статья "Политическая власть", т. I), и в "Рассуждении о неравенстве" Руссо.
Но, в силу различных соображений, ее не принимали Гоббс и Локк.
156. Имеется в виду тезис Пуфендорфа ("О праве естественном и о праве
международном", кн. VII, гл. II, 8) о том, что за актом ассоциации
следовал акт подчинения.
157. Здесь Руссо использует аргументы, при помощи которых Гоббс ("О
гражданине", гл. VII) показывает, как политический организм переходит от
первоначальной демократии к аристократии или к монархии.
158. ...временная форма... - К этому абзацу с особенной энергией
привлекал внимание членов Совета Двадцати пяти прокурор Женевы Троншен,
упирая на то, что Руссо рассматривает существующие формы политической
организации как опытные и потому сугубо временные.
159. Этот раздел главы - о периодических собраниях - явился для
Генерального прокурора Женевы Троншена основным материалом для обвинения
Руссо в стремлении к ниспровержению всех существующих правительств (C. G.,
t. VII, р. 373).
160. См. Гроций. О праве войны и мира, кн. II, гл. V, 24, где
провозглашается такого рода право за каждым подданным при условии, что он
его осуществит в одиночку, а не в группе и не тогда, когда Государство в нем
нуждается (мысль, высказанная Руссо в примечании).
161. В Берне тюрьма, где отбывали наказание осужденные за наиболее
тяжелые преступления, называлась "Schalle hau" или "Schallewerk", т. е.
дом, заведение с колокольчиками, вероятно потому, что арестантам вешали,
посылая их на общественные работы, на шею колокольчики в Женеве же
исправительная тюрьма носила прозвище "дисциплина" - ("La dicilie"), что
значило в ту эпоху "бичевание" и "плеть". Поэтому слова Руссо "mi aux
oette et, a la dicilie" означают в обоих случаях, учитывая эту игру
слов, - заключить в тюрьму или подвергнуть исправительным работам.
162. См. Тацит. История, I, 85.
163. Отон, Марк Сальвий (32-69 гг. н. е.) в 69 г. н. е. был на короткое
время провозглашен императором.
164. Вителлий, Авл - был в 69 г. н. е. провозглашен войсками
императором, но в том же году убит солдатами Веспасиана. Речь идет о
периоде, когда Вителлий был еще только претендентом на власть.
165. Ср. Пуфендорф. Указ, соч., кн. VII, гл. II, 7.
166. Ср. Бурламаки. Принципы политического права, ч. I, гл. V, 13.
Женева, 1751, стр. 34.
167. Ср. "Соображения об образе Правления в Польше", гл. IX.
168. ...при рассмотрении дел. - Из этого явствует, что Руссо допускает
и такой случай, когда суверен, наряду с функциями законодательными, хотя бы
частично вершит и дела правительственные.
169. См. Монтескье. О духе законов, кн. II, гл. II.
170. ...бедных варнавитов (Baraot)... - Варнавитами в Венеции
называли обедневшую часть знати, жившую в квартале, носившем имя св.
Варнавы.
171. ...ее Правление не более аристократично, чем наше. - Руссо этим
хотел оказать, что поскольку в Венеции власть сосредоточилась в руках узкой
группы знати (фактически уравнивая тем самым многих ее представителей в
правах с обычными гражданами), то род ее правления, строго говоря, ближе к
олигархическому, чем к аристократическому.
172. Речь идет о сочинении Сен-Пьера "Рассуждение о Полисинодии"
(1718). Как и из сочинений этого автора о вечном мире, Руссо сделал и из
этой его работы извлечение, а также написал свое "Суждение" о ней (см. (
J.-J. Roueau. Oeuvre, comlete, t. III. Pari, 1964, р. 617-634,
635-645).
173. По Преданию, Ромулом были учреждены три трибы, считавшиеся
благодаря древности происхождения своих членов патрицианскими. Традиция
отождествляет первые две с племенами, жившими вблизи Альбанских гор у Рима
(альбаны, Ramee), вторую с племенем сабинов (по имени их царя Татия -
Tatiee). Третья триба (Lucere), отождествляемая с племенем этрусков,
жившим севернее первых двух, именуется чужестранцами, отличавшимися языком и
многими другими чертами.
174. Сервий Тулий, шестой римский царь (VI век до н. е.) установил
деление населения Римского государства не по племенному, а по имущественному
принципу (на основании ценза). Сервий Туллий был свергнут Тарквинием Гордым.
175. Варрон. О сельском хозяйстве, III, 1. Это место цитируется
Сигониусом ("О древнем гражданском праве римлян", I, 3, стр. 15), откуда,
вероятно, и взял его Руссо.
176. Плиний. Естественная история, XVIII, 3.
177. Сабин, Аппий Клавдий - переселился в Рим в 504 г. до н. е.,
положил начало клавдийской трибе, прозван так по народности сабинов, к
которой принадлежал.
178. Компиталии - праздник 2 мая в честь ларов - добрых духов,
покровителей домашних очагов и улиц города. Название идет от слова comita-
перекресток.
179. Паганалии (от ag - крестьянская община) - религиозный праздник,
учрежденный Сервием Туллием, отмечавшийся 24 января.
180. ...орудий войны (itrumet de guerre)... - так назывались саперы
в войсках Рима.
181. ...последнего Тарквиния. - Тарквиний по прозвищу "Гордый", седьмой
и последний царь Рима (534-510 гг. до н. е.).
182. ...курильные магистраты. - Права магистратов в Древнем Риме
различались в зависимости от их ранга. Некоторые обладали правом обращения к
народу, другие - правом наложения взысканий и т. д. Магистраты делились на
высших и низших, на имевших присвоенное курильное кресло и не имевших, на
обыкновенных и чрезвычайных.
183. Цицерон. О законах, II, 15. Возможно, что Руссо пользуется тут
изложением этой мысли у Монтескье в "Духе законов", кн. II, гл. II. - Избр.
произв., стр. 172.
184. Эфоры - высшие должностные лица в Спарте, введенные (по преданию)
Ликургом.
185. Агис III - спартанский царь, задумавший восстановить Ликургово
устройство Спарты, однако в 241 г. до н. е. он был убит.
186. Клеомен - спартанский царь (235-220 гг. до н. е.), сын Леонида II,
боровшегося против реформ Агиса IV: по его указу были убиты четыре эфора и
отменен эфорат. После его падения последний был вновь восстановлен.
187. См. Макиавелли. Рассуждение на первую декаду Тита Ливия, кн. I,
гл. XXXIV и XXXV.
188. Катилина, Луций Сергий (108-62 гг. до н. е.) - представитель
патрицианского рода, пытавшийся путем заговора подготовить захват власти, но
безуспешно. Цицерон, избранный консулом на 63 год, вел против Катилины
борьбу в сенате.
189. Черновой текст трактата, посланный Руссо издателю М. Рею в
Амстердам в декабре 1760 г., не содержал этой главы, она была добавлена
позже (письмо ему же от 23 декабря 1761 г., C. G., t. VII, р. 2).
Первоначальный, более краткий текст этой главы, еще даже без заглавия, мы
находим на обороте листов главы о законодателе первого наброска
"Общественного договора", с которой у нее есть логическая связь. Это скорее
всего и говорит о времени написания главы о гражданской религии в процессе
подготовки окончательного текста трактата.
190. Имеется в виду "Письмо к д'Аламберу о зрелищах" (Ж. Ж. Руссо.
Избр. соч., т. I, стр. 65-177).
191. Эпизод этот Руссо взял у Плутарха, рассказывающего его более
подробно и приписывающего его жителям острова Хиоса. В более обширном
примечании, сделанном Руссо от руки в его печатном экземпляре, он говорит,
что не мог привести это название. Объясняется это, вероятно, игрой слов,
связанной с тем, что во французском произношении название этого острова
(Chio) звучит так же, как название опухоли такой части тела, которая, по
мнению Руссо, не могла быть названа в печати.
192. такая ученость - Эта точка зрения представлена как несомненная в
статье де Жокура "Миф" (Fale) в "Энциклопедии" (т. VI, 1756, стр. 343).
Руссо знал специально посвященные этой теме книги, например "Историю
манихейства" Бособра, но скорее всего говорит о тех авторах, которые
популяризовали эти воззрения, как это делал Фонтенель ("О происхождении
мифов", 1724) и в особенности Юм ("Естественная история религии", франц.
перевод 1759-1760 гг.).
193. ...Молох... - Молох - в Библии так назван бог аммонитян, которому
приносились человеческие жертвы.
194. Ваал (или владыка) - первоначально у хананеян божество,
покровительствующее определенному месту, бог племени и, кроме того,
верховное божество. Ваал сходен с Зевсом и Юпитером по своему
главенствующему положению в системе верований данного народа.
195. Хананеяне - библейский термин, далекий от исторической
определенности. Так именовались сначала жители прибрежных ("низменных")
земель в отличие от горных частей Палестины, Финикии и страны филистимлян.
Кроме финикиян сюда входили моавитяне, аммонитяне, идумеи и другие народы.
196. Хамос - бог аммонитян.
197. ..говорил Иефай аммонитянам... - Иефай - в Библии один из судей
израильских, избранный в предводители против аммонитян и победивший их.
Цитируемые его слова - Библия. Книга Судей, гл. II.
198. Юпитер Капитолийский. - Назван так по месту нахождения храма,
воздвигнутого в Древнем Риме в его честь на Капитолийском холме, где были
крепость и святилище.
199. Вульгата - латинский перевод Библии.
200. Фокейская война, - Фокея - колония Афин в Ионии, была захвачена
персами при Дарии Гистаспе, потом, приняв сторону царя Сирии Антиоха III в
его войне с римлянами, была последними завоевана и разграблена.
201. ...видимом земном правителе... - выражение, заимствованное у
Монтескье ("О духе законов", кн. XXIV, гл. V) имеется в виду папа римский.
202. Халифы - или калифы - представители или наместники пророка, титул,
присвоенный себе преемниками Магомета, отсюда название их государства -
халифат.
203. Али, Ибн Абу Талиб (род. ок. 600-601 гг. н. е.) - племянник и зять
Магомета, халиф с 656 г. Те, кто признавал его законным преемником пророка,
образовали секту шиитов, которая внесла в ислам элементы мистики и
пантеизма, распространилась в Персии (Иран) и Индии.
204. ...нарекли себя главами Церкви... - Имеется в виду так называемая
"королевская реформация" в Англии, когда Генрих VIII актом о супрематии
объявил себя в 1533 г. главой англиканской церкви.
205. ...русские цари. - Петр I учредил в 1721 г. Синод для руководства
делами церкви и веры, находившийся под контролем верховной светской власти,
возглавляемой монархом.
206. Пьер Бейль, чей "Словарь" хорошо знал Руссо, был его
непосредственным предшественником и, вероятно, учителем в критике
христианства с политико-государственной точки зрения, вопреки утверждению о
невозможности для христиан создать жизнеспособное государство, Монтескье шел
за Гоббсом, писавшим, что государство и христианская республика - это одно и
то же, а Руссо - за Бейлем, когда писал, что эти понятия исключают друг
друга.
207. См. Гоббс. О гражданине, гл. XVII, 28 и гл. VI, 11. Далее в
оригинале: "il orait ardoer a l'auteur le ie e faleur du mal".
208. ...в широком значении, или в более узком... - Имеются в виду два
аспекта религии: один чисто идеологический, другой - политический, см.
письмо Руссо к Л. Устери от 18 июля 1763 г. (C. G., t. X, р. 37) и "Письма в
Горы", письмо I.
209. Подразумевается римско-католическая церковь.
210. Ср. "Письмо к Кристофу де Бомону", в котором такого рода
неправомерные притязания государства Руссо объясняет предположением о том,
что верования людей определяют их мораль и что от их представлений о будущей
жизни зависит их поведение в этой. Но в обществе каждый его член вправе
только знать - считает ли другой для себя обязательным быть справедливым, а
суверен вправе изучать мотивы, на которых каждый основывает это
обязательство.
211. Руссо, в принципе убежденный сторонник свободы совести и полной
терпимости, стоя в общефилософском плане на позициях деизма, а не
материализма, вслед за Локком отказывает атеистам в гражданских правах, как
бы видя в них тех, кто не хочет присоединиться к общественному договору (см.
кн. IV, гл. II), и потому не имеющих права оставаться в среде данного
гражданского общества.
212. Когда в 1765 г. Рей издал "Соображения" д'Аржансона, то в них не
оказалось цитируемых здесь Руссо строк. Возможно, это объясняется
неисправностью рукописи, которую печатали уже после смерти автора, о чем
говорится в предисловии издателя.
213. Когда заговор Катилины (см. выше, прим. 188) потерпел поражение.
Цезарь выступил против смертной казни для него.
214. Страница книги с этим примечанием была уже отпечатана, когда
издатель Рей получил от Руссо письмо с требованием снять его. Выполняя волю
автора, он отпечатал заново эту часть книги, и лишь несколько ее экземпляров
разошлись в первоначальном виде.
215. Речь идет о продиктованном политическими мотивами переходе Генриха
IV в 1593 г. в католичество. Руссо намекает на связанный с этим эпизод,
изображенный в написанной епископом Роденским Гардуэном де Префиксом
"Истории короля Генриха Великого" (1661, стр. 200).
Обратно в раздел философия
|