Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ревко П. Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение

Новейшие технологии существенно трансформируют человеческую повседневность. Формируется новая повседневность, которую можно назвать – искусственной интеллектуальной повседневностью. Будучи созданной самим человеком, она, в свою очередь, обуславливает создание нового человека, точнее постчеловека. Повседневностью постчеловека является искусственная интеллектуальная повседневность.
Концептуально-методологической базой рассмотрения последствий взаимодействия искусственных интеллектуальных систем и человека в повседневной жизни могут служить методологические основы соотношения категорий «естественное» и «искусственное», что связано прежде всего с тем, что значения, выраженные соотношением естественного и искусственного, определяют собой фундаментальное содержание и организацию всех аспектов человеческого существования, в том числе повседневности. Особенности воздействия искусственных интеллектуальных систем на повседневную жизнедеятельность человека выявляются благодаря использованию в определенных пределах в качестве концептуально-методологических основ подхода социального конструирования реальности. Поскольку повседневность в значительной степени конструирует социальную реальность, через которую в свою очередь необходимым образом воспроизводятся любые изменения в повседневности, важнейшие рычаги управления человеком и обществом в целом лежат в поле формирования повседневной жизни.
Создавая искусственные интеллектуальные системы, человек попадает в принципиально новую ситуацию, связанную с появлением техники, способной к независимому существованию и развитию. Искусственные интеллектуальные системы по мере своего развития становятся все более автономными относительно человека, а их поведение отличается все большей непредсказуемостью. Встает вопрос аксиологических последствий трансформации человеческой телесности как результата симбиоза искусственных интеллектуальных систем и живого организма. Никакие иные устройства, создаваемые человечеством ранее, не способны быть настолько автономными от своих создателей, как системы искусственного интеллекта. Никогда ранее технике не было предоставлено возможности самостоятельно принимать решения. Эта привилегия всегда оставалась за человеком. Передача сложных и ответственных моментов человеческой деятельности искусственным интеллектуальным системам приводит к ее оскуднению, к возникновению монотонности. Ведь в таком случае все возможные варианты действия заранее предусмотрены, все последовательности операций строго заложены в определенный алгоритм. Человеку остается лишь машинальное выполнение строго определенной последовательности действий. Применение таких систем превращает человека в придаток машины, сводя человеческую деятельность к детерминированному функционированию в системе, совершенно лишает его инициативы и творческого начала. Появляется опасность техноцентрирования человека, утрачивающего интерес к человеческим ценностям. Поведение таких людей все больше подчиняется и уподобляется машине. Люди утрачивают гибкость мышления и способность к творческому решению задач.
Учитывая изменения, принесенные новой техникой в процессы межличностной коммуникации, следует отметить опасность вытеснения живого человеческого общения, усиления процесса социального отчуждения.
В условиях распространения искусственных интеллектуальных систем особое значение приобретают вопросы, касающиеся гражданских прав и свобод личности. Так, с развитием методов радиочастотной идентификации, высокоэффективных информационно-поисковых систем, способных хранить огромные массивы данных и быстро выдавать нужные сведения, становится реальной угроза всепроникающего контроля над личностью через осуществление управления сферой ее повседневности. Особенно опасным такой контроль становится если принять во внимание тот факт, что в современных условиях искусственные интеллектуальные системы являются одним из важнейших инструментов не только удовлетворения, но и формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, то есть инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения.
Процесс распространения искусственных интеллектуальных систем затрагивает практически все стороны повседневной жизни и не является однозначным по своей природе и последствиям. Применение технических систем само по себе никогда не ведет к четко предопределенным результатам, которые зависят от социальных и культурных условий и позиции, занимаемой личностью в данных условиях. Последствия развития искусственных интеллектуальных систем для человека проходит сквозь призму повседневности. Именно системы, используемые в повседневной жизни, с которыми приходится сталкиваться каждый день, существование которых становится привычным и даже незаметным, оказывают наиболее сильное и необратимое влияние на человека.

В данной монографии обозначены лишь некоторые аспекты и направления изучения вопросов взаимодействия искусственных интеллектуальных систем и человека в повседневности, задающие векторы исследовательского поиска. Дальнейшие исследования технологических, социальных, гуманитарных аспектов искусственных интеллектуальных систем в результате могут привести как к подтверждению, так и к опровержению идей, предлагаемых в монографии.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.