Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ревко П. Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека

ОГЛАВЛЕНИЕ

4.  Дуальные последствия использования искусственных интеллектуальных систем в повседневной жизни человека

Наиболее заметной чертой повседневной жизни современного человека, в сравнении с повседневностью людей предыдущих эпох, выступает тот факт, что теперь человека невозможно представить вне техносферы, искусственный мир техники стал неотъемлемой частью человеческого существования. Как пишет Р.Мюнх: «Наука и техника – наша жизнь, жизненный мир. Другого жизненного мира больше не существует» . Причем массовое количество технических приспособлений, их внедрение в быт, опережают интеллектуальный уровень массового сознания, в связи с чем возникают проблемы адаптации человека в техносфере.
Техника, оснащенная признаками искусственного интеллекта, призванная повысить уровень физического комфорта, становится элементами повседневного быта. Уже давно стали привычными вещами телевизор, видеомагнитофон, стиральная машина. Новейшие технологии продолжают находить самое разнообразное и неожиданное применение в быту. Например, немецкие фирмы — Vorwerk Teppichwerke и Infineon Technologies в октябре 2004 года представили опытный образец так называемого «интеллектуального» ковра - напольного покрытия с функциями обеспечения безопасности, климат-контроля и навигации. Ковёр представляет собой сеть вшитых в покрытие чипов, представляющих собой комбинацию из датчиков: давления, температуры и движения, подключённых к центральному компьютеру, на котором установлено специально разработанное программное обеспечение. Сообщается об «интеллектуальном» кресле оборудованном датчиками, которые могут разбудить человека, если он заснул в неудобном положении. Разрабатываются «умные» телефоны, которые могут, например, заметить, когда у человека стресс и временно отключить входящие звонки. Дизайнер итальянского дома Corpo Nove Мауро Талиани, разрабатывает «интеллектуальные» ткани и строит конструкции, которые могут меняться в зависимости от влажности и температуры. В состав ткани входит никель, титан, нейлон. Данный состав обладает специфической характеристикой — так называемой «памятью формы». Когда температура окружающей среды поднимается, рукава рубашки, например, могут сами подняться от запястья до локтя. Одежда реагирует не только на температуру окружающей среды, но и на температуру поверхности тела . Пока подобные технические новинки представляются некоторой экзотикой, но очень велика вероятность того, что через некоторое время человек просто не сможет представить без них свою жизнь. Усилия средств массовой информации и рекламы, направленные на неограниченное развитие материальных потребностей, стимулируют широкое применение различных искусственных интеллектуальных систем в быту.
Важнейшими факторами повседневности становятся компьютеры, Internet. Социальная реальность, конструируемая повседневными коммуникациями в Internet и интеракциями в компьютерных играх образует кибермир. Внешний мир, находящийся за пределами кибермира, не редко  воспринимает его в качестве коллективного невроза. Причем то, что для других является невротическим сдвигом, для представителей кибермира является нормальным, социализованным проявлением обыденной реакции.
«В целом компьютеры, установленные в домах и на рабочих местах миллионов людей во всем мире, создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, то есть новый тип отношений человека с миром» . Internet неотвратимо способствует в какой-то степени нарушению права на индивидуальность, на продукты интеллектуальной и творческой деятельности, защиты права выбора образа жизни, защиты от проникновения в интеллектуальную сферу. Тотальная компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Н.А. Носов указывает на восемь свойств виртуального события: непрерывность, спонтанность, фрагментарность, объективность, измененность статуса телесности, измененность статуса сознания, измененность статуса личности, измененность статуса воли . Практически  обыденным стало использование выражений «виртуальный магазин», «виртуальная конференция», «виртуальная экономика» и проч. Такие формы взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия, обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни переносится в виртуальное пространство сети Internet. Теперь даже обличить пороки и покаяться в содеянном можно в виртуальных проповедях и исповедях на web-страницах, открываемых  священниками в качестве виртуальных приходов . Всемирная паутина оказывает большое влияние на психологию, нравственный мир и эстетику человека. Более того, формируется социальный тип личности сетевого сообщества со своими специфическими нравственными, психологическими и социальными качествами. Член сетевого сообщества, кибермира, отчуждается от повседневного быта реального мира. Субъективно повседневность теряет свойства подлинности, а виртуальный мир, наоборот, эту подлинность субъективно приобретает. При бесперебойной работе техники наличие реальной жизни не замечается, она обнаруживает себя лишь в поломках техники, сбоях в работе компьютеров. В таком случае реальность ассоциируется с негативными эмоциями. Стремление к независимости от внешнего мира превращается в синдром зависимости от Internet, главными чертами которого является самоизоляция от внешнего мира и сосредоточение всего внимания и времени на Internet. «Реальная жизнь подменяется неким информационно-потребительским пространством, а изначальная среда обитания (природа и общество) - искусственной средой техницизма и виртуальной реальностью. В отношениях, связях и деятельности людей преобладает участие символических посредников, это целиком выдуманные, искусственные институты и персонажи, населяющие особое информационно-виртуальное пространство. Люди общаются не друг с другом, а с виртуальными образами, обмениваясь информационными сообщениями» .
Тенденция проникновения Internet во все сферы жизни несет с собой опасность абсолютного выпадения человека из общества, реального мира. Формируемая в условиях виртуальной реальности личность отличается неустойчивыми эмоциональными реакциями, краткосрочными коммуникационными связями, что определяет сферу общения современного человека. Коммуникативное поле (поле взаимодействия людей) характеризуется высокой мобильностью не только человека, но и социальных систем, социальных институтов, сокращением времени, отводимом на межличностное общение, появлением новых информационно-коммуникативных технологий, способствующих сокращению времени связей между людьми. Люди перестают использовать традиционные типы коммуникаций и отношений, суррогат общения становится типичной и обычной чертой человеческого существования. Технизация коммуникаций приобретает приоритет над природными и естественными способами общения. В результате могут быть уничтожены изначальные условия существования общества, поскольку технические средства коммуникации лишают общество живого источника, основополагающим моментом становится не человек, а безликие акты коммуникации.
Принцип разнообразия ворвался в родственные, семейные, дружеские отношения, придавая им модульный характер, когда каждый участник коммуникативной ситуации взаимозаменяем, так как все более теряет свою функциональную и личностную неповторимость, становясь усредненным человеком массы. «Поскольку повседневные отношения формируются и поддерживаются под влиянием ценностных ориентаций, близости эмоциональных и познавательных интересов, то и ритм повседневного общения зависит от динамики культурных процессов в данном обществе» . Повседневное общение с интеллектуальной техникой в современном мире выходит на первый план по сравнению с общением между людьми и с природой. Более того, общение человека с людьми и с природой практически невозможно без посредничества технических средств. «Развитие электронных коммуникационных и информационных систем позволяет все более уменьшать зависимость между пространственной близостью и выполнением функций повседневной жизни: работой, покупками, развлечениями, заботой о здоровье, образованием, коммунальными услугами, надзором за детьми и т.п.». Все это может увести в виртуальную реальность сознание массы людей, малоэффективных и не вполне успешных в реальной жизни, причем такой уход от действительности может оказаться куда более опасным, чем традиционные алкоголизм и наркомания. Человека со всех сторон осаждают ловушки архаических решений – мифов, суеверий, новых религий и паранаучных манипуляций. В некоторых тоталитарных сектах используют современные компьютерные технологии в целях психологического воздействия на людей. Неслучайно в скандально известной «Аум Синрикё» сектантам, которых трудно было подчинить контролю, надевали на голову так называемые «шлемы спасения» – головные уборы, электродами подсоединённые к компьютеру. Постепенно человек начинал терять связь с окружающим миром и фактически превращался в зомби.
Взаимодействие с персональными компьютерами, разнообразными интеллектуальными техническими устройствами, радикально изменяют повседневность. Механические машины во многом разучили человека работать, повсеместное распространение искусственных интеллектуальных систем может разучить человека думать. В современном мире техника перестает быть просто средством, она становится ценностью сама по себе.
Это вызвано в частности тем, что в подавляющем большинстве случаев человек мало осведомлен о механизме работы тех технических средств, которые он ежедневно использует. Повседневное общение с интеллектуальными устройствами неизбежно и необратимо превращает человека в так называемого юзера, способного более или менее успешно пользоваться окружающими предметами, не понимая их свойств и принципов работы. (Термин «юзер» (от англ. use - использовать) возник как обозначение человека, противоположного программисту, юзер в состоянии пользоваться компьютером, но не способен разрешить возможные нестандартные ситуации.) «Цивилизация юзеров не является порождением повседневности самой по себе, это результат целого комплекса социокультурных процессов, которые повседневность с той или иной степенью успешности пытается переварить, перевести в наименее болезненную форму. Параллельно «бегству от повседневности» (путешествия, знакомства, развлечения) выстраивается набор увлечений, как бы возвращающий человеку полноту его способностей. Поэтому наряду с такими русскими словами, как «спутник» или «самовар» в немецкий лексикон попадает «дача», как место, где человек общается с природой, мастерит, культивирует растения и целенаправленно культивирует дилетантизм как способ справиться с тотальной властью техники, СМИ и политических структур. Увлечения дилетантов, как известно из истории науки, искусства, спорта, породили массу культурных феноменов сегодняшнего дня: эмпирическое естествознание, теннис, кинематограф и пр. Вообще изобретая нечто принципиально новое, человек ставит себя в позицию дилетанта, ибо нет ни одного профессионала, умеющего обращаться с несуществующим феноменом. В этом смысле в повседневном дилетантизме обнаруживается мощный креативный потенциал; именно дилетант, т.е. человек, практикующий некую деятельность в некоммерческих целях, без стремления к социальному признанию, только в силу внутренней мотивации, оказывается потенциальным первооткрывателем. Цивилизация юзеров оборачивается, тем самым, своей другой стороной. Это грандиозный плавильный котел современной научно-технической культуры, позволяющий частично преодолевать отрыв последней от повседневности, переваривать в повседневных формах новейшие достижения науки, техники и промышленности, корректировать их, приспосабливая их к потребностям и возможностям человека» .
На представления о состоянии современной человеческой повседневности оказывают влияние социологические и психологические исследования, характеризующие современное общество как «аномальное», или «общество риска» .
Зигмунд Бауман для обозначения изменяющихся условий социальной и политической жизни использует метафору «текучая современность», которая фиксирует переход от общества плотного, структурированного, обремененного сетью условий и обязательств к обществу пластичному, текучему, свободному от границ и условностей. Ненадежность социального бытия, по мнению З.Баумана, способствует восприятию окружающего мира как совокупности товаров для непосредственного потребления. «Но восприятие мира вместе с его жителями как совокупности предметов потребления чрезвычайно затрудняет установление длительных человеческих отношений. Сомневающиеся люди склонны быть раздражительными; они не терпят ничего, что стоит на пути удовлетворения их желаний; и так довольно много желаний остаются неудовлетворенными, найдется достаточно вещей и людей, которых невозможно стерпеть. Если мгновенное вознаграждение – единственный способ заглушить неприятное ощущение отсутствия безопасности (не удовлетворяя, позвольте заметить, стремление к надежности и уверенности), то действительно нет никакой причины быть терпимым к чему-то или кому-то, не имеющему никакого очевидного отношения к поискам удовлетворения, не говоря уже о чем-то или ком-то неудобном и не желающем принести удовлетворение» . Связи, партнерство приобретают временный характер и начинают рассматриваться как вещи, которые оценивают по тем же критериям, что и другие предметы потребления.
Возросшая динамика и мобильность культурных, общественных, политических процессов делают фактом обыденного сознания постоянное появление новых и неожиданных обстоятельств. Как отмечает Д. Нейсбит: «Мало кто отважится отрицать, что на протяжении последнего столетия потребительская технология действительно облегчила нашу жизнь. Мы перестали стирать вручную, складывать, вычитать, умножать и делить в уме, а также печь хлеб из муки грубого домашнего помола… Потребительская технология достигла той точки, когда она забирает больше, чем отдает. Наши дома набиты приспособлениями, сберегающими труд, но мы без всякой пользы проводим высвободившееся время. Наше исследование показало, что трудосберегающие, упрощающие, экономящие время и многообещающие технологии, которые мы используем в быту, в действительности практически не уменьшают времени, которое мы тратим на домашнее хозяйство» . Обыденные разговоры на темы компьютеров, сотовых телефонов, обсуждение новых моделей, их ремонт отнимают у человека значительно больше времени, чем вся эта техника экономит.
Рассматривая проблему восприятия времени современным человеком и пытаясь установить определенные закономерности в лавинообразном росте количества товаров и услуг в связи с эффектом ускоряющегося времени, Т. Х. Хюлланд в своей книге «Тирания момента. Время в эпоху информации», пишет: «Экономический рост и времясберегающие технологии, делающие работу более эффективной, повысили наше благосостояние и, казалось бы, дали нам больше свободного времени. Однако у меня давно зародилось подозрение, что появление этих технологий привело к прямо противоположному результату. Почему же вопреки всем ожиданиям у нас стало хуже, а не лучше со временем? Почему при растущем объеме информации уменьшается возможность ее осмысления? Почему в обществе, озабоченном текущим моментом и ближайшим будущим, представления об отдаленных перспективах столь мрачны и безрадостны? И почему мы до сих пор считаем, что загрузка текстового редактора Word занимает слишком много времени?»
М. Дери в книге «Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков» отмечает, что своим головокружительным ускорением послевоенная культура почти целиком и полностью обязана компьютеру – информационному двигателю.
В эпоху компьютеров, Internet, многоканального телевидения, текстовых сообщений, сетевых магазинов и электронной почты жизнь превращается в серию перегруженных эпизодов без каких-либо «до» и «после», «здесь» и «там», содержание понятия «здесь и сейчас» подвергается опасности, поскольку следующий момент наступает так внезапно, что становится сложно оценить момент настоящий. Постоянная нехватка времени является характерной чертой повседневности человека в мире искусственных интеллектуальных систем. Для современного образа жизни все более характерным становится однократное или, по крайней мере, краткосрочное использования предметов с их последующей заменой. Отношение людей к вещам становится все более временным. Создается массовая продукция для краткосрочного или одноразового использования, что уменьшает стоимость производимых товаров, их мобильное совершенствование и одновременно формируется одноразовая бытовая культура, «общество одноразовых стаканов» .
«В современном мире нет ничего окончательного. Глобальные потоки могут внезапно изменить свой характер и направление, создать новые возможности, которых ранее не было» . Ситуация неопределенности, нестабильности социального развития, глобализация взаимодействия культур обуславливают чрезвычайную динамичность образа жизни, что находит свое выражение в быстрой смене культурных самоощущений и самоопределений личности. То обстоятельство, что мы живем в мире ускоряющихся перемен и их огромного воздействия на людей, на их образ жизни, часто приводит к страху перед будущим. Для описания этого страха Э.Тоффлер использует термин «футурошок». Э.Тоффлер говорил, что ввел термин «футурошок», чтобы описать стресс и дезориентацию, возникающие у людей, подверженных слишком большому количеству перемен за слишком короткий срок. Ускорение - одна из самых значимых и наиболее непонятных социальных сил, пошатнувших все социальные структуры . Человек утрачивает ощущение стабильности, любая переживаемая стандартная ситуация может в любой момент трансформироваться в пограничную, экстремальную. Раньше риск выступал в качестве аномалии, теперь он оказывается повседневным, повторяющимся, обычным явлением человеческой жизни. Если в традиционном обществе человек погружен в среду обитания, в которой обозначены зоны сакрального и обыденного, опасного и безопасного, своего и чужого, где необычное вынесено за пределы обжитого, «своего» пространства, то современный человек попадает в ситуацию абсолютной непредсказуемости жизненной практики и отсутствия маркировки моральных, эстетических, социальных и прочих областей жизнедеятельности. «Крушение прежних границ осмысленного и неосмысленного, очевидного и неочевидного обостряет фантазию, а отсутствие общего - например, идеологического или зрительного горизонта - повышает значимость контекста. Вещи и события уже не оцениваются общим масштабом; однозначные способы видения и понимания уступают место разнообразию моды и вкуса. Жесткие моральные оценки, внедренные в научный, художественный и политический дискурсы, преодолеваются постмодернистским эстетизмом гетерогенности. Город разгружает мысль и перегружает зрение: становится меньше мест интеллектуального общения и больше витрин, рекламы, зрелищ. Как городская жизнь таит массу неожиданностей, вызывает столкновение разных стилей поведения и жизни, так и сознание индивида формируется на отношениях контраста, воспринимает экзотическое, необычное, взрывающее привычные представления. Поле видимого и понимаемого, прежде не вызывавшее сомнений в своей достоверности, превращается в гигантскую кулису, за которой может скрываться все что угодно. Релятивизм, гетерогенность, случайность, характеризующие стиль современного научного и художественного мышления, не являются сознательными продуктами интеллектуальной деятельности и тем более логическим следствием глубокой проработки фундаментальных идей классики. Они возникают на уровне повседневности и затрагивают не только интеллект, но и телесно-чувственные структуры. Новые структуры повседневности, привносящие сильный элемент игры и условности во все формы жизни, обладают не только достоинствами широты, плюрализма, признания разнородности, но и недостатками релятивизма, неупорядоченности, несоизмеримости и непонимания. Если ранее угроза деперсонализации исходила от репрессивного порядка, то теперь - исходит от бессубстанциальности бытия. Если прежде уверенность шла от почвы к идеям и ценностям, то пустота, вызванная ростом гетерогенности пространства города, лишает человека онтологической укорененности. Распространение шизофрении, как прежде неврозов, является ярким тому свидетельством» .
Перманентная нестабильность обуславливает появление особенной повседневности паранормального плана, которой соответствуют изменённые страстями, аффектами или депрессиями, неврозами и психозами состояния. Одним из значительных проявлений современной повседневности становится тотальный экзистенциальный страх. Страх перед СПИДом, теорроризмом, холестерином, кариесом врывается в человеческую повседневность. Паранаучная символика страха является особенностью современного обыденного сознания. Наука, технологии рассматриваются как причина страха. Например, в повседневную жизнь вошла радиоактивность, и индикаторы радиоактивности теперь используются при покупке в магазине овощей, стройматериалов, детских игрушек. Страх порождает ограничение собственной активности и замену ее телевизором, радио, стремлением к пассивному наблюдению, обсуждению со стороны, сплетням и слухам. М. Хайдеггер уделил специальное внимание феномену сплетни как проявлению безличного das Man – символа повседневности, в которой теряется личность. Альтернативой ощущения одиночества в толпе и рутинности бытия выступает, например, феномен экстрима, который вводит в границы повседневной практики Танатос (в терминологии З. Фрейда), как агрессивное стремление познать границы своих собственных возможностей и пределы социально дозволенного. Следует отметить, что риск, как неизбежная составляющая повседневности, стимулирует развитие и противоположной тенденции – усиление тяги к традиционным ценностям (дом, семья, религия, патерналистское государство).
Современная повседневность состоит из продуктов технической цивилизации, от которых невозможно абстрагироваться, в связи с чем техническое как таковое становится сущностным измерением бытия. Повседневность современного человека в определенном смысле есть порождение самой техники. Социолог П. Бергер приводит пример того, как в сознании современных полинезийцев трансформируется традиционный миф о возвращении предков: праотцы приплывут на шикарном лайнере, доверху нагруженном новейшей бытовой техникой – архаическое сознание оказывается инфицированным технической реальностью. «Приспосабливая свою жизнь к сложным автоматизированным системам, мы даже сами не замечаем, как меняются наша деятельность и наш повседневный язык. Огонь теперь не зажигается, а включается. Тротуары не чистятся, а подогреваются. Занавески теперь не задергивают, ими управляют с помощью пульта дистанционного управления. То же самое касается пищи, которую теперь не варят, а программируют процесс приготовления. Мы втыкаем вилки в розетки и нажимаем кнопки, но никто не знает, как отключиться от всего этого на время, достаточное для того, чтобы обдумать, что мы, собственно говоря, делаем и в чем заключается наш выбор. Мы остаемся наедине с ощущением, что нами и нашей жизнью безраздельно правит высокая технология» .
Особо следует рассмотреть проблему построения современного жилья с использованием новейших технологий искусственных интеллектуальных систем. Каждой эпохе развития человечества соответствует определенный тип жилища. Наблюдаемая с конца ХХ века тенденция встраивания в бытовые приборы микропроцессорных управляющих систем, появление систем управления для всех инженерных систем дома в целом, знаменуют появление особого типа жилья. Для его обозначения используются устоявшиеся термины: Smart Home, Intelligent Building (Умный Дом, Интеллектуальное Здание). Под Интеллектуальным зданием понимают: во-первых, технологию построения инженерных систем зданий и сооружений, когда указанные системы оснащены средствами автоматизации и диспетчеризации с программной, аппаратной и алгоритмической интеграцией систем между собой, во-вторых, целевой продукт, само здание, построенное с применением указанной технологии инженерного оснащения жилища с совокупностью различных взаимосвязанных систем с элементами искусственного интеллекта. Частный случай понятия «Интеллектуальное здание» –понятие «Умный дом», когда технология применяется для частного жилья, и поэтому имеет частные специфические требования по дизайну, интерфейсу. Понятие «Интеллектуальное здание» обычно применяется в приложении к зданиям офисного, промышленного или торгово-развлекательного назначения, однако, такое разделение не является строгим, и во многих случаях данные понятия могут использоваться как синонимы.
Часто под Интеллектуальным Зданием понимают дом, оснащенный разнообразными компьютерами, автоматами, структурированной кабельной системой. Многие компании, занимающиеся продажей отдельного оборудования для дома (полы с регулируемой температурой, устройства климат-контроля и проч.) некорректно используют определение «Умный Дом», правильней было бы употреблять словосочетание Home Automation (Домашняя Автоматизация). Действительно, компьютеры и домашние автоматы входят в понятие «Умный Дом», но не исчерпывают его. «Ум» заключается не в различных компьютерах и управляемых устройствах, а в том, чтобы объединить их в одно целое, создав единый организм, четко реагирующий на изменение внешних и внутренних факторов.
Широкое общественное внимание домашние автоматизированные системы привлекли к себе после того, как Билл Гейтс продемонстрировал свой дом, стоимостью в 53 млн. долларов в Пьюджет-Саунд, штат Вашингтон, где буквально каждая деталь интерьера снабжена электроникой.
Современное здание представляет собой сложное инженерное сооружение. Помимо строительных конструкций оно включает в себя множество взаимодействующих инженерных подсистем - системы безопасности, контроля климатических параметров, водоснабжения, канализации и др. Чтобы обеспечить комфортную и безопасную среду обитания для находящихся в здании людей, каждая подсистема должна работать совместно с другими отлажено и четко, образуя единую систему, обладающую свойствами искусственного интеллекта. Умный Дом - это здание, построенное с использованием самых современных технологий в области строительства, информационно-вычислительных систем, систем безопасности и жизнеобеспечения, включающее в себя высокоинтеллектуальные подсистемы, обладающее продуманной инженерной инфраструктурой и единой Системой Управления Зданием (BMS - Building Managment Systems), максимально отвечающей потребностям пользователей и владельцев здания. Интеллектуальное здание – это прежде всего система управления, реализующая совокупность требуемых на объекте функций, причем система управления должна обладать элементами искусственного интеллекта, то есть должна реагировать на ситуацию, которую заранее нельзя было предусмотреть (иначе для такой ситуации написали бы алгоритм работы). Важная способность интеллектуального здания - отслеживать ситуацию: включить кондиционер (или обогреватель), когда температура воздуха перешагнула заранее установленную норму, закрыть кран, если вода в ванне достигла критического уровня, сообщить хозяевам о визите незваного гостя, проследить за расходом электроэнергии, регулируя накал ламп в зависимости от внешнего освещения и проч. Главное, что система делает все это сама, без постороннего вмешательства. Умный Дом должен уметь предотвращать ситуацию, когда соседи затапливают друг друга из-за собственной невнимательности или технической неисправности в системе водоснабжения, предотвращать аварийную загазованность помещения, контролировать доступ в помещения, обеспечивать пожарную безопасность и пожарную сигнализацию, следить за счетчиками (газа, воды, электроэнергии), доставлять информацию обо всем случившемся на пульты охраны и мониторинга. Унифицированные интерфейсы, стандартизация и открытость систем позволяют снизить количество обслуживающего персонала, в кратчайшие сроки производить ремонтные и регламентные работы, а также замену или модификацию оборудования. Создание системы управления зданием позволяет реализовывать в полном объеме связи между подсистемами, принимать решения на основе анализа данных из различных подсистем, осуществлять согласованное управление и обеспечивать контроль за действиями обслуживающего персонала. Система управления зданием позволяет подключить мониторинг и управление множеством инженерно-технических комплексов. Она может включать в себя такие системы, как система противопожарной защиты, система охранно-тревожной сигнализации, система охранного телевидения, громкое оповещение, система оперативной связи, система управления паркингом, лифты, система часофикации, система вентиляции и кондиционирования, система отопления, система горячего и холодного водоснабжения, системы канализации и дренажные системы, система электроснабжения, система освещения, система контроля загазованности и др.
Особое место в Умном Доме приобретают системы удаленного доступа. Большинством современных электронных устройств можно управлять, находясь от них на расстоянии нескольких метров. Новейшие технологии позволяют управлять всем домом, находясь на улице, в другом  городе, на другом континенте. Практически единственным ограничением в данном случае выступает фантазия, так как профессиональные инсталляторы могут воплотить в жизнь практически любое желание домовладельца: включить оросительную систему в жаркий полдень, проследить за температурой в холодильнике, накормить домашних животных. Владельцы домов на расстоянии могут полностью управлять системой безопасности, освещением, отоплением, развлекательными системами, водопроводом, климатом в доме и проч.
К сети могут быть подключены даже примитивные предметы домашнего хозяйства. Например, коробка с сахаром или солью, оснащенная сенсорами и подключенная к сети, соединенной с интеллектуальной системой супермаркета, позволит оперативно организовать подвоз к дому тех продуктов, которые заканчиваются в домашнем хозяйстве.
Умный дом пришел в человеческий быт из профессиональной военной отрасли (как и многие другие явления повседневности). Современный дом уже не может не иметь интеллекта, не способен обойтись без электроники, а с появлением крупных зданий системы автоматизации и диспетчеризации становятся просто необходимостью. О многом говорит то, что такие гиганты, как Andover Controls, Honeywell, IBS, KONNEX (EIB+EHSA), Siemens и некоторые другие фирмы с миллиардными оборотами, уже принялись за автоматизацию жилых зданий. (Названия наиболее известных фирм, разрабатывающих оборудование для Home Automation: CRESTRON, AMX, PHAST, PANJA, NetLinx — интегрированные системы управления; LUTRON, Lite Touch — системы управления светом; AUDIOACCESS, Russound, ADA, — аудио/видео мультирумные системы; IMERGE, Onkyo — саундсерверы для систем многозонального аудио; SONANCE, SpeakerCraft, B&W, Elan, Genelec, Mirage, Cerwin-Wega! — встраиваемая акустика.) В корпорации Samsung имеется отдел строительства и архитектуры. В 2004 году корпорация построила комплекс Tower Palace, отличительной особенностью которого можно считать поистине фантастическую интеграцию всех систем. Впервые строителем здания и технопровайдером выступила одна и та же компания. Сетевая оснащенность внутренних помещений построена на сети электропитания, через неё же подключаются друг к другу отдельные части комплекса. Компания Samsung Electronics установила в каждой квартире сенсорную систему управления умным домом, дверные замки, срабатывающие по отпечаткам пальцев хозяев, видеофон и центральную систему кондиционирования. Центральный сервер отвечает за работу бытовой техники, включая домашнюю AV-технику, интернет-девайсы, а также холодильник с выходом в онлайн. Вся техника имеет уникальные идентификаторы, и регулярно отчитывается перед сервером о своем состоянии. подключаясь к сети с компьютера. В Великобритании был продемонстрирован Умный Дом для пожилых людей, страдающих старческим слабоумием и нарушениями памяти. Как считают медики, благодаря такой системе количество травм в этой группе населения значительно уменьшится. Электронные устройства следят за температурой и количеством воды в ванной. Особое внимание уделено кухне. Разработана система для быстрого поиска необходимых предметов. Ночью, когда человек встает с кровати, автоматически включается свет. По мнению экспертов, стоимость такого дома не превышает затраты на лечение пожилых людей, регулярно получающих травмы в результате психических отклонений .
«Сегодня клиент заказывает в собственное жилище удобство. Прогресс идёт в направлении «минимизации мышечных усилий» человека. Раньше человек переключал каналы телевизора переключателем и должен был подходить к нему, потом – с помощью проводного пульта, – сегодня с дистанционного ИК- или радио-пульта. Управление кондиционером делает с другого пульта. Управление освещением – с третьего, жалюзи – с четвёртого, музыкальным центром, домашним кинотеатром – с пятого, шестого… Удобнее управлять этими устройствами с объединённого пульта. Появляется возможность создать логические связи между системами (при включении кинопроектора опускается экран) – вот и умный дом, т.е. максимально удобное управление с наименьшим усилием» . Задача Умного дома в том и состоит, чтобы сделать управление более простым и надежным, и даже в некоторой степени превратить его в игру, развлечение, предоставить владельцу множество полезных возможностей по организации быта и досуга. «Для реализации такой идеи вышеупомянутые устройства объединяют в сеть (или несколько параллельных сетей), связующим элементом которой является микропроцессорный контроллер (или несколько контроллеров), к которому подключаются пульты централизованного управления, расположенные в удобных для хозяев местах… В быту часто возникают ситуации (на языке установщиков системы умного дома - сценарии), требующие стандартной последовательности действий по включению/выключению определенных электромеханических устройств. Например, чтобы посмотреть видеофильм, вам необходимо притушить свет, зашторить окна, включить компоненты системы домашнего кинотеатра... Программа, заложенная в контроллер, может быть составлена таким образом, что вышеописанная цепочка действий будет выполнена автоматически после нажатия одной-единственной кнопки на пульте! Владелец умного дома может сам придумать свой сценарий, например «Пробуждение» или «Визит гостя», разнообразив его соответствующей музыкой и освещением» .
К сказанному следует добавить, что непосредственным продолжением жилища современного человека становится его автомобиль, и все большее распространение получают так называемые Интеллектуальные (Умные) автомобили. Несмотря на то, что сегодня наблюдается сокращение транспортных коммуникаций с целью обмена информацией, (поскольку теперь возможна организация совместной работы людей над общим проектом, даже если они проживают в разных городах или в различных странах), значительную часть жизни человек проводит в автомобиле, становящимся его «вторым домом». В автомобиле теперь человек не просто передвигается в пространстве, он в нем принимает пищу, в нем развлекается, из него поддерживает связь с внешним миром, получает и отправляет электронную почту, решает деловые вопросы. Как замечает Джон Нейсбит, «поскольку мы все в большей степени ведем себя в машине так же, как дома, деловые люди предлагают нам дополнительные средства для «решения» этой дорожной проблемы. Разработаны портативные офисы, умещающиеся на пассажирском переднем сиденье. По меньшей мере один из множества мини-фургонов, поступающих на рынок в течение года, снабжается развлекательными системами. Вы можете развернуть экран для просмотра фильмов или электронных игр. Дети в наушниках играют на заднем сиденье в интендо, а водитель слушает музыку по своему выбору (разговоры перестали быть насущной необходимостью, зато нет ссор и конфликтов)». Создание автомобилей, оснащенных искусственными интеллектуальными системами, является важнейшим перспективным направлением развития современного автомобилестроения. Toyota в партнерстве с SONY разработала автомобиль, названный Rod, который «чувствует» настроение водителя. Компьютер с помощью сенсоров следит за пульсом и потовыделением водителя и определяет, когда человек чрезмерно возбужден. Если, например, водитель находится в плохом настроении, то автомобиль поможет ему это исправить при помощи приятной музыки, и легкой струи освежающего воздуха, направленной в лицо. В рамках проекта BMW Connected Drive собраны «думающие» фары, состоящие из 480 тыс. элементов, регулирующих яркость излучаемого света в зависимости от дорожных условий. Корпорация Microsoft продемонстрировала концепцию Connected Car, осуществляющую полную интеграцию автомобильной электроники с мобильными устройствами. Автомобиль, подключенный к глобальной информационно-навигационной сети, получит сведения о свободных стоянках, пробках, наличии топлива на заправочных станциях проч. Компания Hyundai Motors продемонстрировала систему круиз-контроля, позволяющую считывать информацию о расстоянии до впереди идущей машины и держать автомобиль на безопасном расстоянии от нее. Hyundai разрабатывает также интеллектуальные зеркала, они вращаются таким образом, что водитель может отслеживать ситуацию вокруг всего автомобиля со своего водительского места.
Существует высказывание: «Мы создаем себе дома, а затем дома создают нас». Это выражение очень точно указывает на системообразующую роль жилья, как важнейшего фактора, существенно влияющего на формирование повседневного быта человека, его образа жизни и поведения. Какого человека создает Умный Дом и Умный автомобиль?
Городской ландшафт, общественные и приватные  здания –это, не только материальное, но и символическое пространство, которое составляет способ управления человеческими желаниями и поведением. Человек во все времена предъявлял два основных требования к своему жилью: во-первых, обеспечение безопасности, во-вторых обеспечение комфорта.
Человеку необходимо обезопасить себя и свое имущество от возможных опасностей внешнего мира. Известная поговорка «мой дом – моя крепость» характеризует стремление чувствовать себя защищенным в собственном доме. Важным моментом при этом является желание обеспечить приватность своей личной жизни, возможность хотя бы на время закрыться в собственном доме от общества, властей, побыть наедине с собой, с ограниченным кругом близких людей. Развитие цивилизации не уменьшило (а, скорее, увеличило) опасности, угрожающие человеку со стороны природы и других людей, но неизменно повышает планку желаемого уровня комфорта. Люди всегда, начиная с пещерных жителей, стремились к удобству, желая окружить себя чем-то, что сделало бы их жизнь более легкой и приятной. Современный человек, вступивший в постиндустриальную эпоху, предъявляет чрезвычайно высокие требования к уровню комфортабельности своего жилья. В век технологий интеллектуального пространства, окружающего человека,  жилище приобретает черты комфортной и умной среды обитания, которая способна взять на себя основную массу рутинных забот. Люди отдают своему дому решение огромного числа повседневных задач.
Современный человек может не выходить из своего дома, и при этом жить в иллюзии полноценной жизни. Многие виды человеческой деятельности становятся виртуальными и не требуют физического присутствия человека. Internet дает возможность, не покидая пределов собственного жилища, общаться с другими людьми, получать медицинские консультации, обучаться, следить за новостями «внешнего мира», делать покупки. Кэвин Уилсон придумал термин «киберпродажи», чтобы обратить внимание на перспективы использования интерактивных технологий при покупках, совершаемых из дома по телевизору или компьютеру. Масса покупателей становится при этом все более разобщенной, загнанной в рамки домашней жизни.
Развитая сеть компьютеризированных рабочих мест позволяет многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве. Э.Тоффлер указал на объективные предпосылки, которые, в конечном счете, приведут к распространению «электронных коттеджей», то есть жилищ, не покидая которых, человек сможет работать в любой корпорации, не приезжая ежедневно в офис. Поскольку бензин и другие транспортные затраты постоянно растут, а стоимость связи снижается, в какой-то точке эти кривые, по мнению Э.Тофлера, пересекутся. Прогнозируя значительные изменения жизненного мира человека, существующего в новых технологических условиях не только на производстве, но и в быту, Э.Тоффлер писал: «Сегодня мы не знаем, станет ли «электронный коттедж» на самом деле нормой будущего. Тем не менее следует осознать, что если даже 10-20% рабочей силы…должны будут совершить это историческое перемещение за последующие 20-30 лет, вся наша экономика, наши города, наша экология, структура нашей семьи, наши ценности и даже наша политика изменятся до неузнаваемости» .
Возможно, в скором времени приобретут популярность виртуальные путешествия, которые станут доступны благодаря применению формата VRML (Virtual Reality Modelling Language), способного, в отличие от HTML, создавать страницы с изображениями и конструировать пространство, представляя информацию в трехмерном виде. VRML обеспечивает намного более разнообразное интерактивное общение, чем HTML. При просмотре двумерных страниц возможности ограничены переходами от одной к другой и просмотром изображений в заранее установленной перспективе. При посещении миров VRML можно менять как перспективу, так и траекторию перемещения, менять среду, например, на HTML. С помощью языка VRML создаются и модели молекул, и самолетов, и целые города. Причем это не обязательно вымышленные миры, возможно и совершенно реальное моделирование существующих городов с имеющимися в нем строениями. Технологии создания трехмерных моделей дают возможность виртуально посетить выставки, музеи, магазины и при этом детально рассмотреть экспонаты или товары. Теперь, вместо того, чтобы посетить музей, человек просматривает информацию о его экспонатах дома за компьютером. Особое значение при этом приобретают комфортность домашнего информационного пространства и возможность получения информации в удобное время. Домашняя виртуальная культурно-информационная среда становится заменой традиционным институтам культуры. Мануэль Кастельс в книге «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» отмечает: «Как показывает обследование, проведенное в 1993 г. Европейским фондом улучшения жилищных условий, люди все чаще работают и управляют услугами из дома. Таким образом, центральная роль дома («домоцентричность») является важной тенденцией в новом обществе» .
В связи с тем, что люди в повседневной жизни все чаше имеют дело с машинами, а не с живыми людьми, человек становится эгоистичным индивидуалистом, дефицит общения ведет к душевному одиночеству, чувству ненужности, провоцирующим стрессы и депрессии. Формирование автономного домашнего мира вытесняет реальное межчеловеческое общение и деформирует коллективные отношения. Замыкаясь в пределах собственного окружения, человек прекращает жить полноценной жизнью, что проявляется в нарушениях в сфере общения. По всей видимости, в скором времени будет наблюдаться дальнейшее увеличение количества холостяков. Отсутствие необходимости траты времени на ведение домашнего хозяйства, освобождение женщин от домашнего труда, в определенной мере лишает семью своего сугубо практического смысла. В условиях растущей функциональной пустоты семьи современному человеку все сложнее увидеть причины, способствующие заключению брака. Семейные отношения в Интеллектуальном Доме подвержены неизбежной трансформации.
Никита Моисеев в своей работе «Информационное общество: возможности и реальность» показал, что информатизация общества приводит к появлению новой культуры, меняющей постепенно весь облик не только производственной, но и духовной жизни человека . Техника выступает как фактор формирования образа жизни человека. Происходят существенные изменения места и роли техносферы в целостной социокультурной системе. Уже не средства используются для удобства человека, а наоборот, человек становится заложником этих средств. Незаметно он попадает в зависимость от техники, заставляющей его жить по своим собственным правилам. Например, существуют холодильники, разрешающие выдачу пищи только в определенные часы. Человек становится рабом технологий, которые должны были сделать его свободным. И большинство людей готовы поступиться своей свободой ради достижения комфорта, ощущения безопасности, удобства и удовлетворения собственных потребностей, доведенных до крайности.
Потребности, как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое человек стремится преодолеть, всегда являлось движущей силой деятельности человека. Научно-технический прогресс порождает новые потребности. Например, столетие назад ни у кого не могло быть потребности смотреть телевизор. Развитие цивилизации навязывает людям ложные потребности, убеждает в том, что жизненно необходимы какие-то предметы, преувеличивая их ценность. Хорхе Анхель Ливрага, основатель международной философской школы «Новый Акрополь» заметил, что «эти ложные потребности подавляют человека, лишают его возможности выбора, лишают независимости; нас несет поток мнений — часто весьма сомнительного происхождения. У нас отнимают право на нашу долю внутренней свободы. И я имею в виду не какую-то абстрактную свободу, а нашу личную и персональную свободу пользоваться тем, чем мы предпочитаем  пользоваться, и жить так, как мы хотим» .
На Западе основные материальные проблемы человеческой экзистенции благодаря развитию технологий в основном решены, но фундаментальные проблемы существования человека не исчерпываются удовлетворением материальных потребностей. Александр Зиновьев пишет, что прогресс западного общества порождает противоречивые следствия. С одной стороны, бытовой комфорт, питание, спорт, медицина, гигиена очевидным образом способствуют улучшению здоровья людей и совершенствованию биологического вида. А с другой стороны, имеет место рост числа инвалидов от рождения, алкоголизма, наркомании, склонности к насилию. Люди в большинстве случаев даже не отдают себе отчет в том, что они душевно больны .
Ориентация на комфорт убила в западоиде (в терминологии А. Зиновьева) героический дух Прометея, готового на подвиги и самопожертвования. Смыслом жизни западоида становится бесконечное рaздрaжение мозговых центров удовольствия. В книге «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли описано общество, где никто не страдает, где каждый получает то, что хочет. В «Дивном новом мире» люди перестали быть людьми, они ни к чему не стремятся, не любят, не переживают, не имеют семей, у них нет более свойств, дающих человеческое достоинство . «Сама революция в человеческой психике обусловлена приходом постиндустриальной цивилизации. Воздействие последней на психику человека является двойственной: с одной стороны, комфортные условия жизни на Западе, обусловленные высоким уровнем материальной обеспеченности, развития медицины, различных новых технологий, привели к тому, что западный человек ощущает «пустоту» жизни, он живет в «эпоху слабоволия». Западный человек - это слабовольный человек, его психическая ткань похожа на студень, гель, поэтому его можно назвать Homo gelius, человек желеобразный, или гелеобразный» . Достижение комфорта в повседневной жизни, культивирование чрезмерных потребностей, ориентация на потребление приводят к «размыванию» человеческой экзистенции и деградации личности, к формированию индивида, лишенного критического мышления, представляющего собой автомат, неспособный к творческой креативной активности, деятельность которого направлена только на выполнение заложенной в него программы. Такой псевдочеловек управляем и контролируем.
Интересна в этом контексте перспектива управления памятью. При формировании памяти в мозге проис­ходит определенная настройка синаптических соединений. В нейронах при выполнении какого-либо действия, проистекают химические изменения, в результате этого активируются гены и синтезируются белки. Они переправляются к активным си­напсам, и избирательно изменяют эффективность тех синапсов, которые активировались при получении сигнала. Именно эти изменения обусловливают память. Поэтому вполне можно предположить, что в ближайшем бу­дущем появятся способы изменять память. «Новые исследования на крысах показали, что хорошо сформированную память можно нарушить, если воздейст­вовать на белки в месте хранения памяти в момент воспо­минания о травмирующем эпизоде» . Нейтрализация памяти о каких-либо травмирующих жизненных эпизодах способна стать мощным орудием подчинения человека. Такая память вызывает стрессы, но если ее стереть, то стресса не будет. Человека, которого всегда можно заставить забыть то, что не следует ему помнить, очень удобен для управления.
Новейшие технологии формируют общество, наилучшим образом отвечающее потребностям потребительского капитализма. Хотя значение понятия «потребительский капитализм» довольно расплывчатое, к его характерным чертам можно отнести: индивидуалистический (в противоположность коллек­тивистскому) образ жизни, что приводит к разрушению социальных связей, погру­жению в узкий личный мир, пассивности людей (капитализм порождает потребителей). В таких условиях поощряется гедонизм, эгоцентризм, самореализация осуществляется через покупки
Рассматривая проблему распространения техники во всех сферах жизни человека, Н.Бердяев считает, что человечество стоит перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с ней связано само возникновение культуры, но окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов, и при том в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов, вещь ставится выше человека. Человек еще не знает, насколько разрушительна для него та атмосфера, которая создается его собственными техническими открытиями и изобретениями .
М. Хайдеггер развивает мысль об отношении человека, культуры и техники, указывая на то, что во всех сферах своего бытия человек окружен все более плотно силами техники. Эти силы «ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой». Под угрозой находится «укорененность», под которой подразумевается не только общекультурные понятия (Родина, традиционные семейные ценности и т.д.), но и сама сущность человека, его способность к осмысляющему мышлению. М. Хайдеггер указывает на пути выхода из складывающейся ситуации, которые он выражает в двух тезисах «отрешенность от вещей» и «открытость для тайны». «Отрешенность от вещей» Хайдеггер объясняет как особое отношение к миру вещей. «Мы можем сказать «да» неизбежному использованию технических средств и одновременно сказать «нет», поскольку мы запретим им затребовать нас и таким образом извращать, сбивать с толку, опустошать нашу сущность». В то же время «смысл техники скрыт от нас», но он постоянно нас затрагивает. Мы должны постоянно держать во внимании тот постоянно ускальзывающий смысл, который стоит за техникой. Это Хайдеггер и называет «открытостью для тайны». Таким образом, Хайдеггер показывает, что нет смысла противопоставлять себя технике и, тем более, отказываться от нее. Но нельзя позволять технике проникать и искажать сущность человека .
Отчасти, в связи с массовым распространением сложных искусственных интеллектуальных систем, получают все большее распространение так называемые адаптивные компьютерные системы, которые возникли в силу необходимости сдерживать рост сложности информационных технологий. «Эти будущие вычислительные системы включают в себя адаптивные компьютерные системы и основаны на принципах так называемых проактивных систем. Это означает переход от интерактивных систем к проактивным средам, которые способны предвидеть интересы человека и действовать во имя их. Человек здесь выступает в качестве наблюдателя, он вмешивается в управление системой тогда, когда необходимо принять критически важные решения. Такого рода проактивные компьютерные системы весьма эффективны, например, в функционировании «умного» здания, которое само принимает решения, относящихся к созданию оптимальных и комфортных условий для жизнедеятельности человека. В этическом плане здесь возникают вполне определенные угрозы самой сущности человека, ибо не исключен вариант, когда «умное», интеллектуальное здание может подчинить своему функционированию человека, превратить его в своего «раба» (это хорошо просматривается в научной фантастике). Ведь интеллектуальное здание во всеоружии информационных технологий может прекрасно моделировать потребности человека, формировать у него новые, искусственные потребности, контролировать его поведение, делая его свои «рабом». Это относится не только к интеллектуальному зданию, но и к автомобилю и другим предметам повседневной жизни. Таким образом, информационные технологии будущего, благодаря которым автомобиль движется без водителя, когда носимое человеком беспроводное постоянно активно, когда обычным становится использование технологии радиочастотной идентификации и широкое применение биосенсоров, могут обернуться своей противоположной стороной и сделать человека несчастливым» .

Таким образом, искусственные интеллектуальные системы, становящиеся характерной чертой повседневной жизни, таят в себе определенные опасности для человека. Безусловно, это не значит, что следует бессмысленно призывать человечество отказаться от достижений технического прогресса и вернуться в пещеры. И раньше луддиты разрушали станки, теперь современные неолуддиты обвиняют власть машин, превращающую человека в безмолвную деталь бездушного механизма, целиком зависящую от производительной и бытовой техники. Но нельзя уничтожить такую зависимость, оставив лишь самый необходимый минимум техники в промышленности, и не допуская её в быт, где она разнежит и подчинит себе человека. Как показывает практика истории, развитие техники не повернуть вспять, в стремлении к достижению физического комфорта, люди готовы многим поступиться. Однако человек должен осознать опасности, подстерегающие его даже в собственном доме, в каждый момент его привычной, кажущейся простой и понятной, повседневной жизни. Искусственные интеллектуальные системы, применяемые в повседневной жизни, способны привести к своему подчинению человека, превратив его в свой «придаток», лишенный человеческих качеств.

Мюнх Р. Диалектика и динамика развития глобального информационного пространства. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований.-М., 1998. - С.26.

См. Интеллектуальный ковёр думает о тех, кто по нему ходит. 11 января 2005, Подушки по душе: ноги под головой, ночь с одноруким и объятия робота. 15 ноября 2004, Умная одежда сама настраивается на погоду. 15 января 2002. www.membrana.ru.

Дука С.И. Указ. соч. С.55.

См. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства.-М., 1997. - С.15-19.

См. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.:Петербургское Востоковедение, 2000.

Байков Э. Мировой информационный порядок. www.sema.ru.

Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - С.101.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.-М., 2000.

Касавин И. Т. Мир науки и жизненный мир человека//Эпистемология и философия науки. №3. 2005.

См. Beck U. Risikogesellschaft. Frankfurt a M., 1986.

Э.Бауман.Текучая современность.- СПб.,2008.

Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. - С.50.

Эриксен Томас Хюлланд. Тирания момента. Время в эпоху информации.- М.: Изд-во «Весь мир», 2003. - С.13.

См.М.Дери. Указ. соч. с. 7.

См. Негодаев И.А. Указ. соч.

Дука С.И. Информационное общество: социогуманитарные аспекты СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. - С.7.

См. Тоффлер А. Футурошок.- СПб, 1997.

Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. - СПб., 1997. - С.241-252.

Нейсбит Д. Указ. соч. С.53.

См. Digital Home, сентябрь 2004; Сасиновский А. Один дома или Интеллектуальный совет Петровича. Изд-во «Открытые системы». www.osp.ru.

Круглый стол журнала "Современный дом" http://www.intellbuilding.ru/modules/news/article.php?storyid=1.

Интеллектуальная собственность, или философия умного дома. http://www.intellbuilding.ru/modules/news/article.php?storyid=2.

Нейсбит Д. Указ. соч. С.52.

См.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. -С.210.

Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999.- С.329-340.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000.

См. Моисеев Н. Указ. соч.

Хорхе Анхель Ливрага. Общество комфорта и философия риска. www.newakropol.ru.

См. Зиновьев А.А. Указ. соч.

См. Хаксли О. О дивный новый мир. - М., 2004.

В.С. Поликарпов, В.А. Поликарпова. Этика и технолология в начале ХХ века (философское эссе). Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ: Изд-во ТРТУ. 2003. - С.141.

Будущее науки в 21 веке. Следующие 50 лет/Под ред. Джона Брокмана. М.:АСТ:АСТ МОСКВА.2008. - С.210.

См.Уэбстер Ф.Указ.Соч.С.207.

См. Бердяев Н. Человек и машина / Вопросы философии. 1989. №2.

См. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А. Л. Доброхвотова. – М.: Высш. шк., 1991.

Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Указ. соч. С.72.

 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.