Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ревко П. Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека

ОГЛАВЛЕНИЕ

3.  Антропологический аспект развития искусственных интеллектуальных систем

Технологии, изменяя окружающий мир, всегда «корректируют» самого человека, приспосабливая его к измененной среде обитания. Техносфера порабощает своего создателя, подчиняя его законам собственной эволюции. Вооружаясь технологиями, люди мечтали о совершенствовании своего биологического тела. Конец двадцатого века ознаменовался началом кардинальной революции, принципиально меняющей самого человека и внешний мир, вводящей новые принципы взаимоотношений между человеком и окружающей средой. «Достижения современной науки и технологии помогают человечеству в условиях глобальных проблем современности увидеть альтернативу выживанию. Таковой может быть синтез достижений микроэлектроники, информационной технологии и генной инженерии» . Развитие генной инженерии, микропроцессорных систем и сенсорных технологий открывают практически безграничные просторы для изменения природы человека.
Приспособление психофизиологических возможностей человека к той среде, которую он приспособил к своей жизнедеятельности – сложный процесс. Стремительное развитие техносферы опережает эволюционно сложившиеся приспособительные, адаптивные возможности человека.
В 19 в. пришло понимание, что человек лишь промежуточное звено в эволюции, а не вершина развития живых организмов. Не случайно Ф. Ницше заявил о том, что так же, как от обезьяны произошел человек, из человека должен произойти сверхчеловек.
Человек приспосабливается к окружающей среде с помощью техники, поэтому совершенствование человека и совершенствование техники - взаимосвязанные процессы. В результате формируется обезличенный образ киборга, характеризуемый, прежде всего, программируемостью и заменяемостью. Подобная социальная проекция киборга — получила название постчеловека, как образа человека, потерявшего привычный человеческий облик в результате внедрения передовых технологий.
Сам термин «постчеловек» был введен трансгуманистами в 1999 г. В основе трансгуманизма лежит предположение, что человек не есть последнее звено эволюции, и, следовательно, может совершенствоваться бесконечно. В этом контексте приход постчеловека воспринимался ими позитивно. Однако многие исследователи, в частности Фрэнсис Фукуяма, быстро осознали, что постчеловеческое общество будет иерархичным и конфликтным.
«Переходный человек», первый шаг на пути эволюции в постчеловека, получил название трансчеловек. Впервые это понятие было детально раскрыто одним из основателей трансгуманистического движения Ф. М. Эсфендиари, сменившим своё имя на FM-2030. По его мнению, трансчеловек – это первое проявление новых эволюционных существ. Его признаки – совершенствование тела имплантантами, бесполость, искусственное размножение, распределенная индивидуальность.
Как пишет Э.Дэвис в книге «Техногнозис: мир, магия и мистицизм в информационную эпоху»: «Если история человечества — это история превращения обезьяны в ангела, или, как провозгласил Ницше, зверя в Сверхчеловека, то, по-видимому, на одном из этапов этого пути мы должны побывать машинами. Эта участь предопределена нам самим ходом нашей эволюции. Бла­годаря благам машинной цивилизации, уводящим нас все дальше и дальше от непредсказуемого и зачастую зло­намеренного танца природы, мы отказывались от ани­мистического представления, которое сковывало нас пу­тами природных сил и отдавало во власть незримых ду­хов-управителей. Мы осмелились мечтать о том, чтобы превзойти богов старого мира, обуздать «животную часть» нашей души, возвести урбанизированный рай на покоренной земле. Мы стали современными людьми. И хотя технология, без всякого сомнения, была для чело­веческих существ единственным способом выразить и на­вязать другим опыт отдельного от природы существова­ния, этот путь, конечно же, стал по преимуществу путем Запада. Современный Запад, если можно так выразить­ся, заключил сделку с машинами — конструкциями, со­стоящими из запчастей и потенциалов, безжизненными по определению. И вот ныне мы технологизировали ок­ружающую среду и изолировали самое себя в рамках на­учного сознания и больше не нуждаемся в обращении к природе для того, чтобы отразить свое состояние. Се­годня мы заключили рефлексию и даже дух в движения и мыслительные процессы машин» .
Э.Дэвис отразил тот факт, что современная культура живет в предощущении «киборга». Перспектива техногенного будущего человека, превращение его в двойственное по своей природе биотехногенное существо, сращивание человека с машиной путем внедрения в человеческую плоть различного рода технических средств и введения в механические системы различных органов человека, - в последнее время широко обсуждается в научной и художественной литературе.
В. Зубаков, например, предполагает двойственную перспективу человечества: либо кардинальная «чистка» планеты и создание глобальной экоцивилизации, либо появление «киборга», равнодушного к загрязнениям окружающей среды .
А. Назаретян считает, что история человечества - это предельная стадия потенциально беспредельного развития интеллекта, которая в обозримом будущем может перерасти в более перспективную, «послечеловеческую» стадию с усиливающимся влиянием техногенных компонентов .
А. Буровский указывает на слабость большинства теорий, считающих современную эпоху временем исчезновения или кризиса «человека как такового», человека как биологического вида. Мысля в парадигме «биогенное–техногенное», эти теории исходят из убеждения, что биогенная эволюция человека продолжалась миллионы лет и кончается в наши дни. Однако возникают сомнения по поводу эталонного определения «человека как такового» и представления о мере изменений, произошедших за время естественной эволюции человека, невозможным представляется установить границу, за которой «техногенные» изменения перетекают в «биогенные». Исходные тезисы .
М. Хайдеггер замечает: «Угроза человеку исходит в первую очередь не от потенциально смертоносных машин и технологических аппаратов. Настоящая угроза всегда направлена против сути человека» Эти слова Ф. Фукуяма использует в качестве эпиграфа в своей книге с многоговорящим названием «Наше постчеловеческое будущее», целью которой автор считает доказательство утверждения, что наиболее серьезная угроза современных технологий – «это возможность изменения природы человека и в силу того – перехода к «постчеловеческой» фазе истории» .
В своей знаменитой книге «Будущее уже началось: что нас ждет в 21 веке?», где повествуется о том, каким будет мир через 50 лет, Б.Стерлинг заметное внимание уделяет влиянию передовых технологий на процесс становления постчеловечества .
О перспективе появления киборга говорит М. Дери в книге «Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков». М.Дери анализирует, какими путями современная киберкультура может привести к управлению эволюцией человеческой природы .
В 2007 г. в России появился сборник статей под редакцией М.Б.Ходорковского «Постчеловечество», в котором была предпринята некоторая попытка осветить социальные и геополитические последствия технологической эволюции человека . Примечательно в этой связи то, что эта тема популяризируется и приобретает все больший общественный резонанс и интерес.
Очевидно, что «по мере развития научного и технического прогресса мы будем снова и снова сталкиваться с одними и теми же тревожными вопросами: что такое жизнь; что делает нас «людьми»; почему другие существа не достигают человече­ского уровня; что такое «сверхчеловек»; какие изменения человеческой природы мы можем принять; этично ли мани­пулировать человеческой жизнью; этичны ли даже те мани­пуляции, которые направлены на «коррекцию»; чей вариант «коррекции» лучше; чей вариант «жизни» и «человечности» лучше; какую ответственность несет ученый за манипуляции над какими бы то ни было формами жизни.
Об этом будут спорить не только ученые. Это будет об­суждать все общество, причем с таким остервенением, что не исключены акты вандализма, а то и полномасштабные войны» .
В аспекте развития системы связей «человек – машина» выделяется две тенденции. Во-первых, машины все более становятся похожими на человека. Во-вторых, человек все более становится похожим на машину. Техника представляет собой составную часть человека, продолжение его биологических органов. Микроэлектроника и искусственные интеллектуальные системы готовы вторгнуться в физическую природу человека и изменить ее до неузнаваемости.
Все чаще появляются сообщения, подтверждающие этот тезис. Сеульская компания DreamFree разработала цифровую технологию, которая позволяет преднамеренно регулировать мозговые ритмы. Доступные на рынке приборы должны расслаблять или мобилизовывать своих владельцев, провоцировать творческие взрывы и стимулировать память . Британская газета «The Guardian» пишет, что американские ученые собираются провести испытания «искусственного помощника мозга», создав модель гипокалампуса и запрограммировав ее на силиконовом чипе. Неспособность бионосителя интеллекта к регенерации направляет процесс эволюции головного мозга к созданию нового типа неорганического носителя интеллекта. Журнал «New Scientist» сообщает, что в скором времени ученые смогут найти способ скачивать человеческую память на чип и хранить его в качестве имплантанта .
В 2004 году появилась информация, что исследователи внедрили в мозг лабораторной крысы микростимуляторы, которые позволили дистанционно управлять животным с расстояния до пятисот метров, просто печатая команды на компьютере. Фактически живую крысу удалось превратить в послушную машину. Крысы считаются идеальными лабораторными животными потому, что сделанное с крысой, можно сотворить с человеком . И уже через год сообщается, что специалисты японской компании Nippon Telegraph & Telephone разработали прибор, состоящий из специального шлема и пульта дистанционного управления, с помощью которого можно на расстоянии управлять движениями человека. В зависимости от того, в какую сторону повернуть джойстик, расположенный на пульте, шлем, надетый на голову человека, посылает электрический импульс в сторону уха - туда, где находится вестибулярный аппарат. Технология, в основе которой лежит гальваническая вестибулярная стимуляция, занимается влиянием на нервные окончания внутри уха, отвечающие за баланс тела человека. Получается, что «заключенный в шлем» вынужден сделать шаг в ту или иную сторону, поскольку остаться сбалансированным, стоять на одном месте, в случае нажатия на джойстик ему просто не удастся .  
В последние годы активно разрабатываются сложные программно-аппаратные комплексы, контролируемые при помощи сигналов мозга. Внедренный в мозг микрочип BrainGate, разработанный американской компанией Cyberkinetics, позволил полностью парализованному человеку управлять телевизором, бытовой техникой и компьютером «силой мысли» . Пациенты, страдающие параличом рук и ног, теперь могут благодаря вживленным в мозг нейронным имплантатам, мыс­ленно управлять компьютерной мышью .
Ученые из Великобритании сумели соединить искусственные ткани, сделанные из силикона, с нервными волокнами человека, что является первым шагом на пути создания киборга. Сообщается о возможности создания искусственного зрения путем интеграции в единое целое проводников электричества с нервными клетками. «Таким образом, становится возможной новая техника протезирования, основанная на создании смешанных систем, состоящих из биологических и механических частей. Однако новую технику не следует ограничивать только задачами замены утраченных частей тела…Существуют протезы и для таких органов, которых человек не имеет, и никогда не имел» . В скором времени, например, вполне возможно, что люди смогут имплантировать себе в глаза устройства, позволяющие видеть в инфракрас­ном или ультрафиолетовом спектре. Реальны перспективы вживания в организм человека  крошечных микрочипов, которые будут вести мониторинг здоровья и предупреждать нас о недостатке минералов и протеинов. Эти устройства, названные биосенсорами, будут следить за состоянием крови, других жидкостей тела и функционированием организма. Результаты «слежки» передаются на домашний компьютер, который выдает вам советы по питанию. Диабетики или сердечники могут настраивать систему таким образом, что та будет немедленно сообщать результаты лечащему врачу. В критических ситуациях система может вызвать «скорую помощь», заказать место в больнице и сообщить ближайшим родственникам состояние больного. Сообщается место нахождения больного, если он себя плохо чувствует, упал на улице или попал в автокатастрофу. При этом возможно вживление в организм  человека одновременно нескольких сенсоров, один может быть «запущен» в систему кровоснабжения, другой – в мочевой пузырь, третий – в полость рта. Может быть также вживлен отдельный датчик в мозг, который предупреждает об опасном повышении содержания глютамата -  субстанции, вызывающей головные боли и обмороки. Высказывается мнение, что компьютерные технологии уже давно готовы к передаче информации от вживленного чипа на компьютер или в телефонную сеть. Дело за оптимальной миниатюризацией сенсоров, чтобы они были способны вести мониторинг целого ряда субстанций организма. Нерешенной пока остается проблема питания вживленных  сенсоров. Последние достижения  «батареечной» технологии могут обеспечить зарядку элементов на расстоянии. Могут также быть вживлены миниатюрные топливные элементы, использующие кислород и водород из организма для выработки электроэнергии .
Особый интерес представляет проблема гибрида человека и компьютера. В лаборатории Калифорнийского университета был получен единый действующий комплекс клеток человека с вживленным в них микрочипом, что означает стирание грани между человеком и компьютером . Глава Microsoft Билл Гейтс заявил, что компьютеры в скором времени будут вживляться в тело человека. По утверждению Билла Гейтса, сейчас разрабатываются чипы, которые можно использовать для контроля над некоторыми функциями организма. Имплантаты, испускающие электрические импульсы, которые мозг воспринимает как звуки, уже могут быть использованы, чтобы помочь лицам со значительной потерей слуха. Ведутся работы над имплантатами, помогающими решить проблему утраты зрения. Широкое и всевозрастающее применение находят приборы с искусственным интеллектом в медицинской практике, где выполняются продолжительные хирургические вмешательства и требуется введение большого количества разнообразных лекарственных растворов. Нaнороботы способны восстaнaвливaть здоровое функционировaние больных клеток живых оргaнизмов, метaболизм живых существ может поддерживаться нaнороботaми. Компьютерные приспособления, объединенные с телом человека когда-нибудь станут частью повседневной жизни. Microsoft подала заявку на патент, в котором человеческое тело используется как канал передачи данных на такие устройства, как мобильные телефоны или наладонные компьютеры .
Футуролог Ян Пирсон 15 апреля 2003 года разместил на страницах сайта BTexact Technologies свой прогноз под названием — Technology getting under your skin (технология забирается под вашу кожу). Разработки в области гибких полимерных дисплеев позволяют надеяться, что довольно скоро такую электронику можно будет имплантировать под кожу (или на кожу). Благодаря возможности размещения различных чипов в верхние слои кожи можно создавать разнообразные электронные бытовые устройства, организовать связь между человеческим телом и интернетоподобными информационными сетями. Я.Пирсон обстоятельно перечисляет всю кожную бытовую электронику, которую не придётся прятать по карманам — мобильные телефоны, плееры, органайзеры. На предплечье, по мысли футуролога, удобно напечатать клавиатуру. Невидимая в нерабочем состоянии, она «проявится» в нужный момент. Работа всех устройств будет отображаться наручным биополимерным дисплеем. Его же удобно использовать для просмотра телепрограмм .
Определение допустимых границ вмешательства электроники и сенсорных технологий в природу человека находит аналогию в проблеме трансформации человеческой телесности методами генной инженерии. Вопрос соотношения этических ценностей и генной технологии подробно исследован В.А. Поликарповой в работе «Генная инженерия и проблемы человека: надежды и угрозы». «В системной методологии данное соотношение выражается в виде «звездной системы» - центральное звено (нравственное ядро духовной сущности человека) может эволюционировать с препятствиями и медленно, что и подтверждается фактами истории, тогда как изменения человеческой телесности обусловлены применением технологий и происходят весьма быстро. Такой тип связей является оптимальным типом сочетания мягкой (использование технологий) и жесткой систем (нравственное ядро), его можно назвать условно звездным, ибо жесткая составляющая определяет границы изменения телесности, позволяя ей эволюционировать в диапазоне, необходимом для совершенствования человека» .
Описывая изменения, вызванные электронной техникой в современном мире, М. Маклюэн заметил: «Электронная система является продолжением центральной нервной системы» . «Как очки и контактные линзы стали нашими родовыми протезами, ибо мы теряем зрение, так и компьютер становится искусственным протезом теряющих способность мыслить людей», - пишет Б. Марков в своей работе «Человек в эпоху масс-медиа», - «Говорят, что человек отличается от машины тем, что испытывает наслаждение. Каждая разновидность протеза порождает свои формы удовольствия, но среди них нет таких, которые вызваны тем, что человек является человеком. Конечно, мы стараемся задать машине идею человека, но всегда запаздываем, и поэтому машина задает свое представление о нем и тем самым определяет его место. Человек может исходить в своей деятельности из представления о том, что он есть, и менять самосознание, а машина не может перешагивать через представления о самой себе. Она не признает иронии и тем более эксцесса относительно функционирования, от которых человек может получить удовольствие и таким образом дистанцироваться от своей служебности. К несчастью, машина не может выйти за рамки своих операций и в этом причина глубокой меланхолии компьютера. (Может быть только компьютерный вирус — это электронная форма протеста против своей заданности и пародийное моделирование собственного машинного интеллекта.)»
Наиболее подходящая аналогия функционирования искусственного интеллекта – принципы работы нервной системы человека. Поэтому достижения в исследовании нервной системы используются создателями искусственного интеллекта, например, в создании нейронных сетей, подобных нейронной структуре мозга. Известно, что А.Тьюринг утверждал, что компьютер можно назвать разумным, если он способен заставить нас поверить, что мы имеем дело с человеком, а не с машиной . Некоторые исследователи предсказывают, что машины, достигнув определенного уровня сложности, получат и человеческие свойства, обретут сознание. Такой упрощенный подход к пониманию человеческой сущности означает отношение к человеку как к машине, «которую можно делать из кремния и транзисторов не хуже, чем из углерода и нейронов» . Еще Ж.О. де Ламетри считал, что люди являются «перпендикулярно ползающими машинами», и основная особенность человека заключается только в том, что это «просвещенная машина».
Интересно, что в 1999 году в США под лозунгом «Роботы тоже люди! По крайней мере, когда-нибудь они ими будут!» образовалась общественная организация правозащитников роботов – ASPCR (American Society for the Prevention of Cruelty to Robots - Американское общество за предотвращение жестокости по отношению к роботам) .
Ф.Фукуяма, размышляя о возможности получения машинами человеческих свойств, приходит к выводу, что это едва ли сможет когда-либо случиться, так как невозможно вообразить, будто машины обретут человеческие эмоции. Никто еще не объяснил, что представляют собой эмоции (как и сознание) онтологически; и почему они появились в биологии человека. Функциональные причины для существования таких эмоций, как боль и удовольствие не могут в полной мере служить объяснением этого феномена. В современном течении науки о познании считается, что конкретная субъективная форма, принимаемая эмоциями, не является необходимой для их функций. Возможно построение робота, у которого датчики в пальцах будут соединены с актуатором, убирающим руку робота от огня. Тест Тьюринга укажет на то, что по своему поведению это человек, но на самом деле этот робот будет лишен самых важных человеческих свойств – чувств и эмоций, которые порождают цели, стремления, желания, страхи, надежды человека, и потому являются источником человеческих ценностей . Существует известный анекдот: компьютер - это электронное устройство, которое не заменит человека до тех пор, пока не научится смеяться над шутками босса и сваливать свои собственные ошибки на соседний компьютер.
Становление новой технологической среды оказывает мощное воздействие на человеческую психику, меняет образ жизни человека, поведение, род занятий, характер интеллектуальной деятельности. Развитие и внедрение в повседневную жизнь интеллектуальных систем вызывает опасность покушения на индивидуальную свободу, возникает возможность всеохватывающего контроля над людьми, манипулирования ими. Человек утрачивает свободу воли, становясь подконтрольным и управляемым механизмом. Как пишет А.Зиновьев: «…западоиды стали искусственными существами и на бытовом уровне. Конечно, люди всегда были искусственными существами в той мере, в какой они перенимали от предшествовавших поколений накопленные ими навыки, обычаи, вещи. Но в нашем, XX веке произошел качественный перелом и в этом отношении. Весь бытовой аспект жизни западоидов (вид одежды, характер питания, обиходный язык, обстановка жилья, режим дня, виды развлечения, манера обращения с ближними, секс и все прочее) стал формироваться специалистами и специальными учреждениями и через телевидение, кино, литературу, газеты, лекции, рекламу навязываться тотально всему населению так, что избежать этого воздействия стало невозможно. В сочетании с упрощенным и шаблонным образованием это дало желаемый эффект стандартизации бытового поведения западоидов до такой степени, что их стало так же трудно индивидуализировать, как муравьев» .
Техносфера позволила решить основные материальные проблемы человеческой экзистенции, но достижение комфорта в обыденной жизни, культивирование чрезмерных потребностей, ориентация на потребление приводят к «размыванию» человеческой экзистенции и деградации личности, к формированию индивида, лишенного критического мышления, представляющего собой автомат, неспособный к творческой креативной активности. Машина не может иметь воли и сознания, машина имеет только тело с заложенной в него программой. Развитие машины направлено на совершенствование тела и программы в целях повышения эффективности исполняемых функций. Природная биологическая сущность человека заменяется искусственной. Например, добавление к физическому телу человека идентифицирующего чипа-имплантата с собственным номером, дающего возможность в любое время определять местоположение человека, позволит индивиду более эффективно выполнять функцию послушного элемента в единой технократической системе. В то время как машины становятся все более интеллектуальными, человек своего интеллекта лишается.
Вторжение биокомпьтерных систем и биотехнологий в человеческую телесность носит противоречивый характер. С одной стороны, очевидно решение целого ряда проблем, на которые невозможно было ответить вследствие ограниченных возможностей биологического организма. Техника позволила компенсировать человеку психофизиологическую ограниченность своего организма в ряде направлений. С другой стороны, необходимо осознать, что мы стоим на пороге нового этапа эволюции, и переступить его, – значит прекратить историю современного человека. Б.В. Марков, изучая корни современного кризиса, угрожающего основам науки и рациональности, веры и морали пишет, что «наша цивилизация в какой-то мере подрывает самое себя: наука и техника, экономика и социальная машинерия разрушают внутреннюю (человеческую) и внешнюю природу» . Превращение человека в машину выступает как форма адаптации к техническому прогрессу. Способом существования человека в мире машин становится роботизация человека. Человечество готово превратиться в армию биороботов, в которой не будет места виду homo sapiens как устаревшей модели семейства hominidae. Быть роботом проще, чем человеком. То, что человека делает человеком почти всегда связано с реакцией на боль, страдания и смерть, с их преодолением и с противостоянием им. Человек, который не сталкивался со страданием или смертью, не может стать человеком. Машина, какой бы интеллектуальной она не была – это всего лишь «преобразователь со множеством входов и выходов» она не знает боли, разочарований, совести, чувства долга, ответственности за свои поступки.

Таким образом, уже невозможно отрицать тот факт, что последствия развития искусственных интеллектуальных систем носят биосоциотехнологический характер, поскольку под их воздействием трансформируются не только окружающие искусственный и природный миры, преобразованию подвергается природа самого homo sapiens, причем изменения касаются как психологического, так и биологического измерений человека, в связи с чем остро встает вопрос определения допустимых границ вторжения искусственных интеллектуальных систем в человеческую природу

Поликарпов В.С. Современные проблемы науки. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ: Изд-во ТРТУ, 2000. - С.200.

Дэвис Э. Техногнозис: мир, магия и мистицизм в информационную эпоху.- Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. - С.185-186.

См. Зубаков В.Л. Эволюция и человечество//Эволюция геологических процессов в истории Земли. - М, 1993.

См.Назаретян А. П. Интеллект во Вселенной. Истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. - М., 1991.

Буровский А.М. Указ.соч. С. 122-132.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. - М.: ООО«Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - С.18.

Стелинг Брюс. Будущее уже началось: что нас ждет в 21 веке? - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

См.М. Дери. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков.-Екатеринбург; М.,2008.

Постчеловечество. Сборник/Под научной редакцией М.Б.Ходорковского. - М.: Изд-во «Алгоритм». 2007.

См. Будущее науки в 21 веке. Следующие 50 лет/Под ред. Джона Брокмана. М.:АСТ:АСТ МОСКВА, 2008. - С.166.

См. DreamFree: гении создали машину, создающую гениев. 23 июля 2004. www.membrana.ru.

См.Гринева С.В., Калмыков О.М. Информатизация общества как биосоциотехнологическая революция. Компьютерная техника и технологии/ Сборник трудов региональной научно-технической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказкий государственный технический университет. 2003. - С.247.

См. Этика отношений людей и роботов обсуждается на международном уровне. 18 мая 2004. www.membrana.ru.

Создан пульт управления человеком. http://news.ferra.ru/hard/2005/10/28/52460/.

См. Инвалида научили управлять компьютером "силой мысли". http://www.compulenta.ru/2004/10/15/50979.

См. Будущее науки в 21 веке. Следующие 50 лет/Под ред. Джона Брокмана. М.:АСТ:АСТ МОСКВА.2008.С.164/

Норберт Винер. Творец и робот. М.: Прогресс, 1966.

См. Негодаев И.А. Указ. соч.

См. Поликарпов В.С. Современные проблемы науки.-Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ: Изд-во ТРТУ, 2000. - С.201-202.

См. Тони Гловер «Первый Homo Computeris».
http://www.logistics.ru/9/18/i20_26028p0.htm.

См. Ян Пирсон. Технологии заберутся под вашу кожу. 7 мая 2003. www.membrana.ru.

Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Этика и технолология в начале ХХ века (философское эссе). - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ: Изд-во ТРТУ. 2003. - С.54.

Маклюэн М. Средство само есть содержание/Информационное общество: Сб.; М.: ООО«Издательство АСТ», 2004. - С.343.

Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа/Информационное общество. СПб.; М.: ООО«Издательство АСТ», 2004. - С.485-486.

См. Тьюринг А. Могут ли машины мыслить?/Информационное общество. СПб.; М.: ООО«Издательство АСТ», 2004. - C.222-224.

Фукуяма Ф. Указ.соч. C. 238.

См. Американское общество уже защищает права роботов. 6 ноября 2003. www.membrana.ru.

См. Фукуяма Ф. Указ.соч. C. 239.

Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу.- М., 2000. - C.607.

Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории.- СПб., 1997. - C.252.

 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия

Список тегов:
эволюция человека 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.