Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Платонов В. Образование как социокультурная система: методологические проблемы теории и истории образования
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИЯ
Два фундаментальных процесса в развитии школ: протестантская инициатива — на германских территориях, в Англии и Франции; и ответ католиков, ограничивавшийся Францией и католическими регионами Южной Европы.
-
Протестантские сдвиги: Германия и Англия
Лютеранская инициатива в Германии
Протестантизм — сдвиг в религиозном мировоззрении в сторону его сближения с народным сознанием, практической жизнью и рациональной философией.
Образовательные вызовы против традиционной монополии средневекового католицизма родились в Германии в результате кампании Мартина Лютера (1483—1546) против непогрешимости решений соборов и церковного предания в пользу откровения. Разум может только подготавливать веру, но открывает человеку Бога только вера и Библия, которую Лютер перевел на немецкий. В 1517 г. он выдвинул 95 тезисов против католицизма. Суть требований: связывать спасение с личной верой, а не с приверженностью к диктату церкви, равенство мирян и духовенства, священничество всех верующих, а не только ставленников церкви, которые лишаются права исповедовать и отпускать грехи, тем более торговать индульгенциями; исключительный авторитет Библии, непоколебимый никакими церковными преданиями и авторитетами (соборов, папы и т. п.); отменить целибат (безбрачие священников). Упрощение церковной службы, в которой остается лишь крещение и причащение; отвергнуть поклонение святым и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и икон, отойти от соприкасания с магией; отказаться от пышных обрядов и от монастырей. Упростить богослужение, которое сводится к проповеди, молитве и пению на родном языке. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» усматривает в этих требованиях движение религиозной веры в направлении к объективным культурным смыслам, так что «.речь идет уже не только о соотношении религиозных и хозяйственных форм и институтов, но и о соотношении религии и форм власти, религии и искусства, науки, философии и т. д.» (5, с. 99). Коротко говоря, роль протестантизма состояла в приведении христианской религии в более адекватное и деловое соотношение с развивающейся культурой и ее подразделениями.
Лютеранская образовательная программа впервые появилась у Меланхтона — Artides of Visitation, в 1528 г. была адаптирована в школах лютеранского региона в течение XVI в. Одновременно были основаны протестантские университеты.
(14) Превосходство протестантов в Англии
Протестантизация английской церкви при Генрихе VIII и его сыне Эдуарде VI. Краткий рецидив католицизма при Марии Тюдор (1553—1558), который был преодолен при Елизавете I (1558—1603). Образование в Англии начало быстро изменяться уже в XV в., когда рост урбанизации потребовал грамотных людей.
С удалением монастырей от их традиционного занятия школой их место заняли кафедральные школы и вновь возникшие городские и гильдийные школы. В дополнение к бедным по содержанию инструкциям элементарных школ, разбросанных по церквам и соборам, в XV в. входят в силу грамматические школы. Англия более документирована, чем другие страны. Множество детей, несмотря на статут Генриха IV (от 1405—1406), оставались при крепостном праве и не получали вообще никакого обучения.
Движение англизации церкви в 1530-е гг. при Генрихе VIII повлияло на образование в двух аспектах: через роспуск монастырей и часовен и усиление обязательных текстов для употребления в церквах и школах. Англизация церкви сделала все духовенство подчиненным короне, и Генрих использовал эту власть эффективно, как и Елизавета. Рим больше не был способен влиять на духовенство и клерикальных учителей.
Усиление обязательных текстов имело более прямое позитивное воздействие. Кромвель требовал (р. 15) учить на английском, и перевод Библии Тиндаля был официально установлен для использования в королевстве. Даже после смерти Генриха в 1548 г. издана на родном языке Книга Общих Молитв. Большинство англичан теперь способно понимать религиозную службу и проповеди: люди были инструктированы generally. В школах обязательные тексты устанавливали стандарты латинской грамматики. Так Генрих структурировал будущее англиканской церкви и английского образования. Это, однако, относительно малые изменения, и школа остается в мэйнстриме традиции pietas litterata, поддерживаемой методом латинской грамматики. Развитие образования при Генрихе в большей части было следствием его религиозной политики, которую поддерживал Томас Краммер (1499—1556), архиепископ Кентерберийский. Он ориентировался на шведского теолога Томаса Эрастуса (1524— 1584), обосновывавшего господство государства над церковью в церковных делах.
Эра Элизабет: образование как агент протестантизации — главное развитие образования в Англии в XVI в. Характер школ и университетов связан с протестантизацией нации. Элизабет искала гармонии через компромисс: в 1559 г. выдвинуто требование, чтобы клир соблюдал (р. 17) английские формы церковной службы и следовал ревизованному изданию Книги всех священников 1552 г. Акт верховенства требовал клятвы, что препятствовало католикам получать степени в Оксфорде и Кэмбридже, хотя не запрещалось посещение. К этому времени университеты перестали быть клерикальными корпорациями и их социальная структура изменилась, многие стремились учиться с весьма секулярными интенциями. Клятва верности королеве требовала полного и торжественного заявления, что «верховенство королевы есть единственно высшее руководство в этом царстве» — и это требовалось не только от духовенства, но от всех университетских остепененных, законодателей, членов парламента и директоров школ и было усилено наказаниями за нарушение: конфискация земель, штрафы, заключение в тюрьму, обвинение в государственной измене. Столь же строгий контроль религиозных симпатий у работников образования.
Экстремальный протестантизм: английский пуританизм
К 1570 г. Англия при Элизабет стала в значительной степени протестантской. Католицизм подавлен. Религиозный характер этого периода отмечен новым феноменом: фактической поляризацией религиозного активизма: протестантский пуританизм и на другом полюсе скрытое католическое неподчинение, тогда как между ними — большинство населения, уделявшее мало внимания каждой фракции и пребывавшее на пути ортодоксального конформизма.
Пуританизм охватил особенно Кембридж, а также Оксфорд. Этот феномен среднего класса поддерживался (р. 18) торговыми группами, прочившими детей в университет для общего образования после введения гуманизма от Эразма. Университеты в XVI в. в Европе потеряли свой исключительно клерикальный, средневековый характер. Они стали исходной школой, где аристократы, джентри и меркантильные классы возрастающе влияли на политику.
Школы католического неподчинения и скрытого сопротивления. Рим открыто враждебен, в булле (1570) Пий V порывает с Элизабет (р. 19) и настраивает католиков против нее. В ответ — запрет католических школ. Отсюда — эмиграция католических работников образования, создающих 35 школ на континенте. Попытки готовить будущих опровергателей протестантизма в Англии преследовались (р. 20). Церковь в Англии была установлена как религия государства и большинства народа. Кампания против католицизма продолжена в XVII в.
Образовательное развитие при Элизабет: устранение церковного контроля
При Элизабет английское образование существенно отделилось от Католической церкви и фактически было секуляризовано, даже если многие учителя пребывали в святом порядке. Руководство щколами как приходами короны. С потерей церковного контроля школы устанавливались различными другими авторитетами в дополнение к короне — гильдиями, городом, корпорациями, приходскими и частными группами и индивидами.
Рост числа школ. Школы были относительно небольшие, у некоторых был лишь один учитель, а иногда usher — младший учитель, ассистент. При оценке квалификации подчеркивался моральный характер, интеллектуальная компетенция, особенно в латыни (р. 21). Школы в 40—50 учеников, хотя была и в 360 мальчиков, девочки не посещали грамматических школ.
Грамотность — меньше 1%. При этом — особое значение этого термина: обучение формальной латыни грамматического характера, которое только и обеспечивало доступ к высокой культуре и, определенно, к социальному и профессиональному продвижению, это обучение было ограниченным как в Античности, так и в средневековый период до крошечного меньшинства. Это относится только к грамотности по-латыни. Социальные и экономические условия этого времени требовали более широкого ранга публичной грамотности — в родном языке, где не требовалось грамматической школы. В родном языке — 60% грамотности, вернее — 50% в Европе в смысле читать, но не писать. Различные неформальные методы постижения родного языка не рассматривались образовательно... Идеология образования была все еще открыто неоплатонистской, доминирующей над понятием Логоса христианства.
- Католический ответ: образование при Габсбургах
Католическая реформация и Общество Иисуса
В ответ на активность лютеран и англикан Рим становится даже более консервативным и реакционным, под доминированием политики Дома Габсбургов. В середине XVI в. Католическая церковь движется к внутренним реформам, в которых контроль над школами, колледжами и университетами в Европе рассматривается как важный и необходимый для преследования ересей и восстановления единства веры. Авторитет над образованием не рассматривался в изоляции, а — как часть более широкого механизма социального контроля, который церковь должна начинать, если Европа должна быть реставрирована до католического единства. Самой церкви реформа нужна, чтобы искоренить злоупотребления и нарушения, указанные Лютером. Образование — не непосредственный объект реформ.
4 главных элемента католической реформации. 1.Тридентский собор (1545—1563) переутвердил право церкви посредствовать между человеком и Богом; необходимость церковной интерпретации всех откровений Писаний. Однако эти позиции оказались вновь под ударом протестантов, отсутствовавших на соборе и были еще более против претензий Рима на религиозный авторитет. Это обусловило ухудшение отношений и дальнейшие религиозные войны конца XVI — начала XVII в. Собор, однако, усилил и омолодил католицизм, начавший программу реформ с пересмотра католического обучения. Булла Пия IV (р. 23) — акцент апостольских и церковных традиций, эксплицировал сомнения и дебаты. Но, по сути, мало нового.
- Активизировалась инквизиция, созданная императором Фридрихом II в 1232 г., подновлена и инвестирована папой Павлом III в 1542 г. — для усиления церковной дисциплины и осуждения ересей.
- В 1557 г. инквизиция провозгласила список предписанных книг, а также запрещенных — литературы модерна.
- Общество Иисуса — в 1539 г. Игнатиус Лойола и еще 9 человек. В 1540 г. одобрено Павлом III. Явилось главным инструментом католической образовательной политики. Ригористическая дисциплина в стремлении к католическому единству изложена в двух главных документах: Spiritual Exercises (автор Лойола) и Constitution, которая содержала правила и включала образовательную программу (р. 24). К концу XVI в. был добавлен исчерпывающий метод обучения — в Ratio studiorum в 1599 г. определяющая версия практического учебника по достижению иезуитских образовательных целей.
Иезуиты никогда не выполняли их изначальную миссию — бороться с ересями среди турок. Они боролись с протестантизмом в Европе образовательными средствами. Они доминировали в образовании — с самого начала, в частности, в Испании, Португалии и Италии; позже во Франции, у германских Габсбургов и в Польше. Побудили ленивую Русскую церковь в 1630-х гг. установить колледж иезуитского стиля в Киеве, но ради сохранения истины восточной ортодоксии (православия). Иезуиты пробудили оппозицию протестантизму в германских регионах и в Англии. В Испании, Португалии и Италии — имели изначальные образовательные успехи — внутреннее высшее качество их организации, процедуры посвящения и образования и также из-за отсутствия какой-либо прежде установленной традиции противостоять им.
Доминирование иезуитов в образовании в габсбургских областях
Только республика Венеции, ее университет в Падуе стремились утверждать гуманистическую традицию.
Разделенный католицизм: образование во Франции
Лишь в одной из католических стран — во Франции иезуиты встретили серьезную оппозицию. Франция не была отсталой в образовании (в отличие от Испании и Неаполя). Образование пребывало в религиозном конфликте, в конце XVI в. обнаруживается, что Франция может быть независимой или делиться на два дивизиона без территориальной интегрированности. Католики больше у Парижа, а протестанты — в Ла-Рошели (р. 26) на Атлантическом побережье. В отличие от Англии конфликт — на более долгий период.
Продолжение средневековой традиции образования
Хотя Франция в образовании не столь отстала, как Испания или большая часть Италии, все же оно было менее развито, чем в Англии и прогрессивных республиках Италии, Венеции и Флоренции. Единицей обеспечения образования и администрации оставалась епархия, кафедралы, дошедшие до schoolmaster, осуществляли надзор за школами, назначение ассистентов, надзор за кафедральной библиотекой. Церковь каждого города или села имела моральную обязанность (требовавшуюся прежними церковными декретами) устанавливать и поднимать школы, в то же время каждый собор поддерживал школы, некоторые переросли в университеты (в XV — начале XVI в.). Вдобавок было множество монашеских колледжей и studia particulares, дававшие образование по общим искусствам для интернов. Доминировал Парижский университет, остававшийся оплотом нереформированного аристотелизма в Европе.
В более крупных городах церковь руководила элементарными школами, petitas ето^, включавшими и девочек — обучение элементам грамотности на родном языке, а для лучших учеников — латынь. Грамматические школы — grandes ecoles только для мальчиков, их подготовки к поступлению в университет (р. 26). Грамматические школы действовали в слишком тесной связи с кафедральными школами и университетами, что препятствовало независимому росту этих школ, как в Англии. Университеты развили систему колледжей.
Ордонанс парижского парламента 1560 г., обязавший родителей девочек и мальчиков посылать детей в школу, иначе — штраф, однако, остался увещевательным.
Вызовы традициям: гуманистические влияния
Продолжение традиций, но не без вызовов, большинство которых — гуманистического происхождения, — из Лиона, культурного центра, превосходившего Париж итальянским влиянием, особенно очищенного платонизма Фичино. Стремление к возрождению классики и к родному языку. Франциск I (1513—1547) при содействии Lefevre d’Etaples (в 1523 г. издал на французском Новый Завет) и гуманиста Guillaume Bude в 1518 г. основал новый гуманистический тип институции высшего учения, Коллеж де Франс, известный также как Королевский коллеж, как школа книжно-экзегетических штудий, занятых латынью (р. 28), греческим и еврейским. К 1530 г. дополнился арабским, риторикой, гражданским правом, философией, математикой, ботаникой, медициной. Однако роль коллежа ограничена: академическая власть — у Парижского университета, в частности, факультета теологии с доминиканцами, а позже — иезуитами: ультрамонтанизм центрального авторитета Рима перед лицом растущего независимого французского католицизма и протестантизма. Университет — против гуманизма и за консервативный аристотелевский схоластицизм как основу непрерывности со средневековым христианством.
В развитии образования существенную роль играло искусство, критическая, особенно гуманистическая, литература.
Франсуа Рабле (1495—1553) — из главных ранних французских гуманистов, поборник родного языка и критик существующего образования. Вначале францисканский монах, затем бенедиктинец, в 1530 г. отказался от обета, изучал медицину. Более 30 лет атаковал французское образование, религию, культуру, что делалось под масками Гаргантюа и Пантагрюэля (р. 29), цензурированные университетом, объявленные вне закона парламентом Парижа. Но Рабле был под покровительством Генриха III. Высмеял латинское обучение Гаргантюа и образование Пантагрюэля в Париже. Осудил дерива- тивную (дедуктивную) природу средневекового учения, особенно зависимость от запоминания глосс стандартных текстов. Но отыскивал и позитивы — в гуманизме, в направленности жизни на моральные добродетели и интеллектуальную активность. В содержание образования включал древние языки, историю, космографию, геометрию, арифметику, музыку и астрономию. Минус астрология и откровение как жульничество (р. 30). За изучение мира, человека и медицины, при этом акцент — предвидение важности естествознания идет дальше гуманизма.
Многое в письмах Гаргантюа из Утопии Мора (1518). Способствовал становлению критицизма в интеллектуальной жизни середины века.
Атака Рамуса (1515—1572) — Pierre de la Ramee (Petrus Ramus).
Атака на французскую ученость, на Парижский университет, схоластицизм. (32) «Чего бы ни сказал Аристотель — ложно». Гуманист, требовал родной язык как предмет обучения, писал грамматику, культивировал интерес к математике, логике, однако с акцентом эмпирических данных. Его книги сжигали. В 1561 г. перешел в кальвинизм, руководил протестантской секцией в коллеже университета.
Реформ-тенденции — религиозные, образовательные, социальные — у гугенотов, Рамус — главный оратор. Толчок — от Академии Женевы (с 1559) (33), которая следовала уже хорошо установленному христианско-гуманистическому образцу из Италии, а затем от Штурма. Рост числа протестантских церквей: от 72 в 1559 г. до 2150 в 1561 г. Гугенотское образование строилось по модели Женевской академии. При Генрихе IV Наваррском (1593) — некоторое смягчение религиозных разногласий, изгнание иезуитов из Франции: они коррумпировали детей, нарушали публичный мир и были врагами короля и государства. В 1596 г. Национальный Синод гугенотов — о создании протестантских коллежей во всех 16 провинциях и двух академий. Во Франции не дошло до создания «Церкви Франции», наподобие Англии, однако в Нантском эдикте 1598 г. Генрих дал гугенотам широкую свободу практиковать веру в определенных местах, иметь публичные офисы и свободу от приставаний католиков. Но гугеноты хотели положения, аналогичного прежнему у католиков (р. 34). Запрет насильственной реконфессиализации детей. Нет различий в приеме детей разных конфессий в университеты, коллежи, школы. В 1596—1606 гг. открыли 6 академий типа Женевы, 35 коллежей по модели Штурма.
Гугенотское движение дало Франции большинство модерн-обра- зовательных институций. Генрих убит в 1610 г., Мария Медичи при 9-летнем Луи XIII, утрата стабильности. История XVII в. во Франции — насильственная рекатолизация страны и возврат к клерикальному контролю школ (р. 35).
О СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЭПОХИ МОДЕРНА
Становление и развитие образования эпохи модерна подробно рассмотрено в книге Джемса Боуэна. К сожалению, пока что не удалось опубликовать ее перевод. Возможно, в какой-то мере представление о трактовке этим автором культуры модерна, а также о философско-методологических проблемах становления и развития европейского образования в конце XX в. будет получено из ознакомления с довольно обстоятельным обсуждением книги Боуэна в комментариях переводчика.
Сказанное в данной книге об образовании XVI в. свидетельствует об отсутствии существенных сдвигов в образовательном знании, т. е. в собственной рациональности образования. Она была, по существу, просто более или менее возрождена или восстановлена в терминах античных принципов и практик образования. В центре образовательного мышления были проблемы борьбы между государством и Католической церковью, а затем между протестантизмом и католицизмом. ...Дело, однако, не только в занятости этой проблематикой, а главным образом в застое на мировоззренческом уровне, на котором доминировала религия, заслонявшая пути к науке, т. е. поиску новых знаний и новых социальных ценностей. Поэтому особенно упорствовавшая на мировоззренческом и эпистемологическом застое католическая система образования смогла добавить лишь формальности типа упорядочения организации и дисциплины в школе и в классе.
Происходит движение к новому типу рациональности, открытой ко все большей секуляризации картины мира и человека и к реинтерпретации картины общества и государства в таких рациональных терминах, как общественный договор, демократия, развитие и т. п., которые двигали социально-политическое мышление в сторону научной разработки. В двух направлениях — естественно-научном и гуманитарном.
И античное и средневековое образование исходили скорее из требований культуры, ее мировоззренческого и политического центра — будь то полис или же церковь, нежели чем из потребностей и возможностей ребенка и соответственно педагогов и школы. Теперь государство изменило ориентацию образовательного знания, как замечает М. Фуко, к рассмотрению людей с близкого расстояния.
Развитие образовательной рациональности в Новое время состояло в ее ориентации на научные исследования ребенка, возможностей его развития и обучаемости, научного понимания социальной действительности и ее воздействий на ребенка и школу. Именно на этом пути в XVIII и XIX вв. происходит развитие собственно образовательной рациональности, которое стимулировало общественнопедагогическое движение с конца XIX до 30-х гг. XX в., ориентированное на детоцентризм и утверждение автономии человека.
- Аврелий Августин. Исповедь. М.,1991.
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. 1. М., 1994.
- Бармус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М., 2008.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: основные социологические понятия // Избр. произведения. М., 1990.
- Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. М., 1986.
- Гайденко П.П., Давыдов Ю.И. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 2010.
- Грабман М. Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского. М., 2007.
- Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.
- Деррида Ж. Призраки Маркса. М.: Logos-altera, 2006.
- ДжуринскийА.М. История педагогики и образования. М., 2010.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.
- Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
- Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании (Час Души) // Вопросы философии. 2002. № 2.
- Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 1997; Т. 2. М., 2001.
- Каган М.С. Наследие Л. фон Бертаналфи и проблема применения системного подхода к сфере гуманитарного знания // Системный подход в современной науке. М., 2004.
- Кошелева О.Е. Исповедимы ли пути педагогической науки? Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1.
- ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.
- Лобковиц Н. Вечная философия и современные размышления о ней. М., 2007.
- Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М., 1947.
- Марру А.-И. История воспитания в Античности (Греция). М., 1998.
- Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.
- НовиковА.М. Методология образования. М., 2002.
- НовиковА.М. Развитие отечественного образования. М., 2005.
- Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб., 2004.
- Педагогика народов мира: история и современность. М., 2001.
- Платонов В.В. Западная философия образования на рубеже XX—XXI веков // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1.
- Платонов В.В. Разрыв в современной культуре и поиск интеграции // Интеллектуальная история России и современность. М., 2005.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2.
- Поппер К. Миф концептуального каркаса // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1993.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. ТК Петрополис, 1994.
- Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
- Социальные знания и социальные изменения. М., 2001.
- Спонтанность и детерминизм / В.В. Казютинский, Е.А. Мам- чур, Ю.В. Сачков. М., 2006.
- Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты философии). 2004. № 3.
- Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2.
- Тиллих П. Избранное: теология культуры. М., 1995.
- Философия истории / под ред. проф. А.С. Панарина. М., 2001.
- Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и в «Сумме теологии». М., 2000.
- Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 1. М., 2002; Ч. 2. М., 2005;
Ч. 3. М., 2006.
- Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций. СПб., 2007.
- Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.
- Хабермас Ю. Спор о прошлом и будущем международного права. Переход от национального к постнациональному контексту // Вопросы философии. 2004. № 3.
- Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2006.
- Юлина Н.С. Философия как инструмент выработки базовых навыков мышления. Философия — детям. Человек среди людей. М., 2006.
- Юлина Н.С. Философия для детей. М., 2005.
- Aronovitz S. and Giroux H.A. Postmodern Education. Politics, Culture and Social Criticism. Minneap., L., 1997. 24.
- The Blackwell Guide to the Philosophy of Education. Blackwell, USA, UK, Australia, 2002.
- Bourdieu P. & Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. London, 1990.
- Bowen J. A History of Western Education/ Volume Three. The Modern West Europe and the New World. L., 1986.
- A Cеntury of Education. Edited by R. Aldrich. London and Nw York, 2005.
- Critical Theory and critical Pedagogy Today. Toward a New Critical language in Education. Ed.: Illan Gur-Ze’ev. Haifa, 2003.
- Derrida. Deconstruction and Education. Ethics of Pedagogy and Research. Ed. P. Trifonas and M. Peters. Blackwell, USA, UK, Australia, 2005.
- Ewers Colin W. and Lacomsky G. Knowing Educational Administration. Contemporary Methodological Controversies in Educational Administration Research. Oxf., N. Y etc. 1991.
- Garz D. Paradigmenschwund und Kriesenbewustsein/ Paedagogische Rundschau, 1989. Jan./Febr.
- Jenkins R. Pierre Bourdieu. London, 2002.
- Nola R., Irzik G. Philosophy, Science, Education and Culture. Dordrecht, 2005.
- Philosophy of Education/ An Enciclopedia.Ed.Chamblis. New York and London, 1996.
- Popper K.R., Eccles J.C. Das Ich und sein Gehirn. MUnchen. Zurich. S. 208.
- ^e Practice and Theory of School Improvement. International Handbook of Educational Change. Springer, 2005.
- Siegel H. Rationality Redeemed? Forther Dialogues on an Educational Ideal. New York and London, 1997. Cм также:. Siegel H. What Preis Inclusion. — In: Internet, ttp://www.ed.uiuc.edu/EPS/PES-Year- book/95_docs/siegel.html
- Usher R. and Edwards R. Postmodernism and Education. L. and N. Y., 1994.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|