Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Пассмор Д. Сто лет философииОГЛАВЛЕНИЕПРЕДИСЛОВИЕЗаглавие «Сто лет философии» обещает больше того, что предлагается книгой. Во-первых, она ограничивается вопросами эпистемологии, логики и метафизики; во-вторых, она написана с английской точки зрения — по крайней мере настолько, насколько это возможно для австралийца. Что касается первого — я не хотел оскорблять такие философские дисциплины, как эстетика, этика, философия религии, социальная философия, философия права. Решающим фактором здесь была экономия места: книга и без того представляет собой сокращенный вариант значительно большей по объему первоначальной рукописи. Я выбрал темы, дающие в их взаимном сплетении сравнительно связную картину; следует признать, что в общем книга производит впечатление узкопрофессиональной, хотя бы потому, что в ней мало сказано об ответвлениях философии, которые самым близким образом затрагивают интересы нефилософов. Что касается второго — я должен сказать, что сознательно избрал взгляд с острова. Впрочем, это не исключает туристических поездок на континент от случая к случаю, и даже чуть более долгих остановок в Соединенных Штатах, не имеющих цели тут или там надолго «поселиться». Об американских и континентальных философах сказано совсем мало, да и не так, как рассказал бы американец или француз. Критерием для меня было следующее: в какой мере входили идеи данного автора в сферу философских дискуссий в Англии? Встречался ли с его именем читатель журналов «Mind» или «The Proceedings of the Aristotelian Society»? Тот же критерий применялся мною, когда нужно было решать, о ком из авторов говорить подробно, а кого упомянуть лишь походя. Пространство, отведенное каждому из них, никоим образом не отвечает моим собственным суждениям об их индивидуальных заслугах; я старался, не знаю, насколько успешно, должным образом представить ту роль, которую они сыграли в философских спорах своего времени. Точно так же я не пытался коротко перелагать содержание их книг. Моей целью был отбор в их трудах того, что считалось наиболее интересным в окружавшем их мире. Я стремился написать историю философских споров, а не составлять каталог с аннотациями. Я далек от намерения говорить от имени вечности; здравое размышление подсказывает мне, что в 1800 г. я, наверное, уделил бы Беркли и Юму по нескольку строк, сконцентрировав все внимание на Дугалде Стюарте, тогда как в 1850 г. в центре моих интересов оказался бы сэр Уильям Гамильтон. В этой книге содержится немало погрешностей: пропусков, недооценок, простых недочетов и явных ошибок. Конечно, мне это известно a priori, но я не знаю, каковы они конкретно. Я был бы рад всяким указаниям на такого рода огрехи и пропуски, чтобы, если мне представится случай, иметь возможность их исправить. Философы трех стран — Новой Зеландии, Англии, Австралии — столкнулись с малоприятным следствием моих стремлений написать данную книгу; многие из них мне так или иначе помогли. Но ни один из них не видел книги целиком, а потому лучше не упоминать их имен. Я ограничусь выражением благодарности мистеру Р. Г. Дарранту, мистеру Р. Брэдли, миссис Ф. Дэдд и в первую очередь моей жене, которая помогала мне в самых утомительных моментах подготовки рукописи. Составленная мною библиография многим обязана работе мисс Дагмар Кэрбоч. Наконец, я хотел бы воспользоваться случаем и поблагодарить корпорацию им. Карнеги в Нью-Йорке, которая дала мне возможность провести год в Оксфорде — тот год, который был лишь началом работы над книгой, но во многом облегчил ее завершение, — а также президента и членов колледжа Корпус Кристи, так много сделавших для того, чтобы этот год навсегда остался в моей памяти. Джон Пассмор Данедин — Оксфорд — Канберра
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОЙ ПУБЛИКАЦИИ ПЕРВОГО ИЗДАНИЯЯ воспользовался возможностью исправить те ошибки, на которые указали мне мои корреспонденты и рецензенты. В нескольких местах я слегка изменил текст, чтобы дать отчет о событиях в философии за время, прошедшее с первого выпуска книги. Но в основном текст не претерпел значительных изменений. Дж. П.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮГлавные изменения во втором издании заключаются в значительно более полном изложения учений Айера, Поппера, Витгенштейна и Сартра; заново переписаны и существенно расширены разделы по Остину, Ясперсу и Хайдеггеру; написан новый раздел о Мерло-Понти, равно как и дополнительная глава о некоторых аспектах развития философии в последние годы. Произведены многочисленные мелкие изменения и исправления в библиографии, хотя по техническим причинам первые три четверти книги остались почти без изменений. За последние девять лет было опубликовано немало чрезвычайно важных философских работ. В последней главе я был вынужден рассмотреть лишь одну дискуссию, отказавшись от мысли составить некий энциклопедический обзор самых последних философских трудов, который разросся бы до невероятных размеров. Я прекрасно понимаю, что вследствие этого решения не воздал должного многим философам. Тем не менее я надеюсь, что в этом новом издании мне удалось (соблюдая необходимые пропорции) обратить внимание читателя — даже если иной раз и в смехотворно кратком виде — на наиболее важные труды в области «чистой философии», опубликованные с 1957 г. (разумеется, с теми оговорками, которые были высказаны в предисловии к первому изданию). Не нарушать границ становилось все труднее и труднее, прежде всего там, где всякий раз можно «соскользнуть» в этику или философию истории. Но я пытался держаться этих правил, пусть даже руководствовался не лучшим из оснований — ведь эта книга и без того длинная, а жизнь, в отличие от нее, коротка. Я приношу благодарность за полезные советы профессору Э. Н. Прайору, д-ру К. Роллинзу, д-ру Р. Брауну, а также многочисленным корреспондентам и моим студентам. Я хотел бы поблагодарить также миссис Дж. ди Фронцо, миссис Ф. Дэдд, мисс Дж. Коуард и в первую очередь мою жену за их успехи в борьбе с моим неразборчивым почерком, неаккуратностью и упрямством. Дж. П.
Ваш комментарий о книге |
|