Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

5.4. Эпоха Новой Реформации

СОДЕРЖАНИЕ

                                  Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.

                                                                               Марк Аврелий

 

Ignoramusetignorabimus.- «Не знаем и не узнаем» (лат.)

 

Фундаментальные тенденции в экономике – это проявление законов социальной эволюции. Элита и эрзац-элита действуют при любых экономических системах. В эксполярных экономиках, как альтернативах рыночной, отношения могут быть как взаимовыгодными, так и взаимопаразитирующими[1]. В социалистической экономике все-таки должны находится люди, берущие на себя ответственность за Дело, создающие и поддерживающие сеть резервных излишков, компенсирующих различные провалы и кризисы.  В капиталистической – люди, проявляющие творческую активность, ответственность, те, кто видит в государстве гарантию своих прав, а не источник благ. В любых предложенных обстоятельствах элита и эрзац-элита будут действовать по-разному, но, каждая по-своему, определяя вектор общественного развития. Новая Реформация – приход элиты в политическую власть и институционализация ее деятельности.

Капитализм – динамично развивающаяся система, эффективно адаптирующаяся к изменяющимся условиям. На «клеточном уровне» экономические отношения представляют собой горизонтальные сети, где в «узлах» находятся самые активные агенты. Любое нововведение осуществляется  людьми с определенными ментальными качествами и ценностными установками (инноваторы, «предприниматели»по Т.Веблену и Й.Шумпетеру).

Эрзац-элита, с одной стороны, уникальное и специфическое делает универсальным и всеобщим, с другой стороны увеличивает степень отчуждения непосредственных производителей товаров и услуг от результатов их труда. Ее представители всегда стремятся перейти в состояние получателей ренты, т.е. при институционализации социально-экономических отношений эрзац-элита сращивается с властью в качестве бюрократически-мафиозных структур.

В политической сфере при этом происходит:

- криминализация экономической деятельности, от создания «серых зон» ухода от налогов до применения откровенного насилия как наиболее эффективного способа получения прибыли;

- люмпенизация населения, так как честный производительный труд становится невыгодным, процветание «подставной праздности» (по Т.Веблену); проекты социальной мобильности основываются не на изменении социальной позиции, а на предлагаемом объеме потребления;

- наличие демократических институтов при этом приводит к росту среди избирателей настроений социального иждивенчества, которым выборная власть вынуждена потакать, т.е. основная масса населения заинтересована не в приумножении национального богатства, а в перераспределении дохода;

- со стороны народа к правительству, к представителям власти  обращаются с требованием благ, а не за гарантией прав; процессы социальной мобильности чрезвычайно затрудняются, делая принцип «равенства возможностей» чисто декларативным;

- наращивается престижное потребление, бездумно растрачивающее материальные ресурсы; на вершине социально-политической пирамиды формируется чрезвычайно замкнутая группа, «вход» в которую со стороны практически невозможен; эта группа сосредотачивает в своих руках максимальное количество ресурсов;

- процесс монополизации в экономике сопровождается появлением и резким увеличением числа государственных корпораций и той формы «безответственной» собственности, когда формально собственником является государство, но прибыль получают частные лица, ничего не вкладывающие в производство;

- нет роста производства, его качественного развития; наиболее выгодным и престижным становится ростовщический, т.е. банковский капитал;

- происходит навязывание и распространение идеологий, объясняющих сложившееся положение вещей как единственно возможное, соответствующее «объективным законам» развития рынка и пр.

Процессы глобализации, увеличение скорости и объема обмена информацией и интенсивности разнообразных контактов сделало человечество единой системой, подошедшей к определенному качественному порогу. Человечеству придется или измениться, или деградировать до какого-то иного качественного состояния. Субъект любого прогрессивного эволюционного изменения – это элита.

Когда-то Мартин Лютер приравнял «служение ближнему» к «служению Богу». Это предполагает социально значимый характер ценностных установок. Ценностные установки присутствуют практически в каждом экономическом действии. Максимизирующее поведение предполагает оценку допустимости использования ресурсов. Рыночное равновесие – это циркуляция информации, которая может поддерживаться, а может искажаться. Стабильность предпочтений – это уже социальный показатель, связанный со структурой социального пространства самым непосредственным образом. Социально обусловленные потребности практически во всех развитых обществах намного превышают необходимые биологически. Следовательно, важнейшая функция политической власти – корректировать ценностные перекосы в экономической деятельности.

Государство поддерживает и развивает то, чем рынок не может заниматься по определению – культуру, образование, науку. Оно обеспечивает правовое и информационное равенство участников экономических процессов. Государственная политика увеличивает вертикальную социальную мобильность, вводя доброкачественные фильтры для продвижения наверх. При этом различные привилегии и льготы для участников экономической деятельности должны быть ликвидированы.

Эпоха Новой Реформации приближается, как объективная необходимость. Мораль и нравственность в политике в долгосрочной перспективе – это не только благие пожелания, но необходимость, приносящая экономическую выгоду. «Эффективность» можно считать по-разному. Невосполнимая растрата ресурсов в долгосрочной перспективе может перевесить любую краткосрочную выгоду. Элита действует на всех уровнях социального пространства, корректируя любую деятельность, в том числе и экономическую, таким образом, чтобы принести социуму максимальную пользу.

Деятельность элиты или эрзац-элиты формируют разные типы социальной солидарности – служение и сотрудничество, высокая ценность инновационного поведения, ответственность или круговая порука, использующая людские страхи, демонстрирующая пониженные культурные стандарты при повышенных доходах. Социальность – это взаимодействия, реализация скрытых социальных функций, придающих процессам характер если не неумолимости, то несомненной предопределенности. Социальная природа этих субъектов различна, но не является ни наследуемым признаком, ни неизменной данностью.

Вероятно, невозможно создать теорию, описывающую всю социальную реальность во всем многообразии ее проявлений, предсказывающую появление какого-то нового социально-экономического строя. Но воспользуемся советом Никколо Маккиавелли: «Я думаю, что правильный путь в рай должен быть таким: найти дорогу в ад и держаться от нее подальше». Эрзац-элита во власти – это имитация, деградация и катастрофа; невозможно ожидать от нее ни процветания нации, ни сколько-нибудь сносной жизни. И в этом смысле каждый народ вполне достоин тех, кого он выбирает во власть.

 

 



[1] Более подробно о неформальной экономике и эксполярных структурах см.: Под ред. Шанина Т. Неформальная экономика. Россия и мир.М., Логос, 1999.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.