Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

4.1. Стадиальное общественно-политическое развитие с позиций синергетического подхода

СОДЕРЖАНИЕ

Вспомним еще раз  принципы механизма бифуркации для самоорганизующихся систем. Самоорганизация возникает, когда система теряет устойчивость. Происходит переход в новое устойчивое состояние. Порядок, возникающий в системе, представляет собой гигантскую флуктуацию, стабилизированную за счет обмена энергии с окружающей средой. В точке бифуркации  изменяется способ генерации информации. Система сама «выбирает» путь своего развития к более высокой организации. «…Жизнь, заведомо  укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации» [1].

На основании этого в социально-политическом плане можно утверждать, что реализуется формула:

 

 «Формация            Реформация            Трансформация».

 

 Рассмотрим подробнее эти стадии.

Формация - это поступательное движение с дальнейшей потерей социальной структурой устойчивости по следующим причинам. Во-первых, над индивидуумом слишком давлеет социальность (информация не воспринимается или сильно искажается на всех уровнях социальной пирамиды из-за игнорирования значимости обратной связи с каждым из членов социума). Во-вторых, индивидуальность игнорирует социальные связи, происходит дезинтеграция общества (информация от личности не отдается обратно в социальную среду и не может ею использоваться). Такие кризисные состояния приводят к всплескам личностной активности (флуктуациям), которые вызывают резонансные возбуждения среды. В случае если инициатором возбуждения является элита, происходит  «Реформация».

Реформация – это приход элиты, которая изменяет характер функционирования и самую суть социальных механизмов, т.е. соотношения «социальность – индивидуальность». Генерация информации начинает осуществляться по основополагающему принципу действия элиты – уменьшению энтропии системы. Это не противоречит второму началу термодинамики. «Порядок» в данном случае выступает как статистическая устойчивость, т.е. существование определенных вероятностей. Приход элиты в критический момент крайней нестабильности социально-политической системы позволяет этой системе в точке бифуркации осуществить новый способ генерации информации и таким образом способствовать уменьшению энтропии этой системы.

Здесь следует привести определение системы, связанное со структурной устойчивостью. Определение системы через понятие «структурной устойчивости» было модифицировано именно при рассмотрении эволюционных процессов[2]. Ни в биологической, ни в экологической, ни в социальной эволюции мы не можем считать заданным определенное множество взаимодействующих единиц или определенное множество преобразований этих единиц. При введении понятия «структурная устойчивость» речь идет о реакции заданной системы на введение новых единиц, способных умножаться и вовлекать во взаимодействие различные процессы, протекающие в системе.

Проблема устойчивости системы относительно изменений такого типа сводится к следующему. Вводимые в небольшом количестве в систему новые составляющие приводят к возникновению новой сети реакций между ее компонентами. Новая сеть реакций начинает конкурировать со старым способом функционирования системы. Если система структурно устойчива относительно вторжения новых единиц, то новый режим функционирования не устанавливается, а сами новые единицы («инноваторы») погибают. Но если структурные флуктуации успешно «приживаются» (например, если новые единицы умножаются достаточно быстро и успевают «захватить систему до того, как погибнут), то вся система перестраивается на новый режим функционирования[3]. Понятие «структурная устойчивость» находит широкое применение в социальных проблемах. Следует, однако, подчеркнуть, что всякий раз речь идет о сильном упрощении реальной ситуации.

Таким образом, суть процесса «Реформации» состоит в переходе к новому состоянию системы, которая характеризуется структурной устойчивостью. Совершается такой переход благодаря  эффективной деятельности представителей элиты; тому состоянию окружающей их социо-культурной среды, которая   воспринимает исходящие от них импульсы; наличию определенных социальных механизмов.

 Происходит переход к стадии «Трансформации».

Трансформация – это движение «вверх» или «вниз» по бифуркационной ветке.  Следует особо оговорить те условия, которые соответствуют направлению этого движения. Для того чтобы поддерживать или  тем более повышать упорядоченность системы, ею нужно управлять. Для этого необходимо, чтобы не было изоляции системы, чтобы система не была замкнутой. Действие управляющих факторов может приводить к уменьшению энтропии системы, но это понижение энтропии имеет локальный характер. Это уменьшение может с избытком компенсироваться возрастанием энтропии в других системах. В социальном плане флуктуации параметров (действия представителей элиты) обусловливают случайные нарушения второго начала термодинамики, - наблюдается  понижение энтропии. Эти процессы соответствуют обсуждавшимся ранее явлениям генерации информации из шума. Воздействуя определенным образом на систему, можно понизить ее энтропию (за счет повышения энтропии других систем). Это есть процесс управления, который требует использования определенной информации.

Можно предположить следующее. Если уменьшение энтропии данной системы происходит за счет повышения энтропии других систем таким образом, что они разрушаются, значит  поступательное движение этой системы осуществляется в стадии «Трансформации» по бифуркационной ветке, ведущей «вниз». Такое движение рано или поздно приведет к нарастанию кризисных явлений, которые, если не будут изменены принципы функционирования системы, приведут к ее разрушению.

Движение системы «вверх» по бифуркационной ветке не только соответствует ее поступательному движению, но и не приводит к необратимым разрушениям тех систем, за счет которых данная система уменьшает свою энтропию (см. рис.1).

 

 

Рис.1.Стадиальное общественно-политическое развитие с позиций синергетического подхода.

 

Кризисное состояние предполагает максимальное использование всех ресурсов для его преодоления. По утверждению И. Пригожина и И. Стенгерс: «Второе начало термодинамики выполняет функции правила отбора… Энтропийный барьер является предпосылкой, позволяющей придать точный физический смысл связи»[4].

Кризисными для политической сферы являются следующие ситуации:     «Индивидуальность» → ∞ при «Социальности» → 0; «Социальность» → ∞ при «Идивидуальности» → 0. В случае чрезмерного давления социальности это вызывает  протест у элиты в силу того, что ярко выраженная индивидуальность ее представителей, повышенная вариативность поведения не терпят ограничений в наибольшей степени по сравнению с другими представителями социума. Беспредельному росту индивидуализации способствует разрыв социальных связей: представители элиты в силу присущего им характера установок воспринимают это как потенциальную угрозу, в частности, своему собственному состоянию, поскольку такой разрыв ведет к крайней нестабильности.

Элита в периоды кризисных ситуаций формирует те идеи, которые способствуют раскрытию потенциальных творческих возможностей человеческой натуры. Кроме того, она способствует созданию таких социальных механизмов, которые сводят к минимуму конфликт между личностью и требованиями социального характера. В результате  доминантные стремления личности и требования к нему социума совпадают.

В процессе приспособления к новым социальным условиям у человека органично развиваются те черты характера, которые заставляют его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. «Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы»[5].

Элита добивается того, что активная деятельность в соответствии с общественными потребностями способна приносить и психическое наслаждение, и способствовать уменьшению энтропии, производимой системой. Действия элиты могут быть очень кратковременными в историческом масштабе, но именно в эти периоды  устанавливаемые ею связи и механизмы социального действия способны существовать очень долго, позволяя социуму эволюционировать по пути прогресса.

Каким образом в ситуации социально-политического кризиса ведет себя эрзац-элита? После того, как элитой устанавливаются эффективные механизмы действия системы, эрзац-элита начинает активно этим пользоваться, всегда и во всем ставя во главу угла личные интересы. Осуществляя свою функцию «проводника власти» (более подробно об этом см. §4.3.), эрзац-элита в силу установки, присущей каждому из ее представителей, «быть как все»  способствует превращению уникального во всеобщее, специфического в повторяющееся. Социальные механизмы, устанавливаемые элитой, посредством эрзац-элиты активно внедряются в самые разные общественные структуры.

Эрзац-элита обладает устойчивым социальным инстинктом «сбиваться в стаю», так как поодиночке ее представители демонстрируют свою несостоятельность в велении дел. Это происходит по ряду причин, главная из которых состоит в том, что любой человек изначально существо не самодостаточное, а социальное. Поэтому «в основу индивидуальной психологии заложена психология социальная, или же …психология межличностных отношений; основная проблема, с которой сталкивается психологическая наука в своих исследованиях, состоит не в самом процессе удовлетворения или фрустрации отдельных инстинктивных устремлений, а в отношении индивидуума к миру» [6].

Если представителям эрзац-элиты удается в значительной степени заполнить властные социальные поля и сосредоточить в своих руках политический капитал, значит, действия эрзац-элиты приводят к установлению принципов отрицательного отбора. Происходит это в силу следующих объективных причин:

  - Каждый из представителей эрзац-элиты стремится быть первым, а не единственным. Значит тот, кто лучше, не пускается в то социальное поле, где сильно влияние представителя эрзац-элиты. Следовательно, начинает активно насаждаться принцип личной лояльности лидеру, а не профессионализма (возникают патрон-клиентные взаимоотношения).

  - Действенные социально-политические механизмы подменяются идеологией, поскольку в отличие от реального дела ее содержание легко выхолащивается. Таким образом, происходит очень быстрая и выгодная для эрзац-элиты подмена понятий (личные интересы ее представителей удовлетворяются путем эффектной аппеляции к интересам всего «Народа»). Интересным социально-психологическим эффектом здесь выступает то, что «легитимное лицемерие только потому оказывается успешным, что узурпатор – не расчетливый циник, сознательно обманывающий народ, а человек, совершенно искренне принимающий себя за нечто другое, чем он есть» [7]. Основной принцип власти – ответственность --  у представителей элиты  подменяется ее узурпацией для удовлетворения сугубо личных интересов у эрзац-элиты.

 - Стремление к «стайному объединению» (не во имя чего то, а против общих врагов) у представителей эрзац-элиты происходит вследствие отсутствия индивидуальности. Стремление уравнять себя со всеми способствует повышению энтропии, поскольку «со всеми» - это не с лучшими, а с худшими, так как лучшие не бывают «как все». Все это активно способствует увеличению меры неопределенности, поскольку желание «быть как все» изначально абсурдно.

Принцип ответственности  как главный принцип осуществления функции власти  искажается или получает абсурдное толкование. Эрзац-элита приближает граничные условия существования социальности:

- «Индивидуальность» → ∞ (вся ответственность перекладывается на индивида);

- «Социальность» → ∞ (государство, политические институты всю ответственность берут на себя).

Когда количество представителей эрзац-элиты на верхних этажах социальной пирамиды становится критическим, тогда непрофессионализм действий ее представителей и настойчивое стремление заполнить социальные поля с максимальным сосредоточением политического и экономического капитала приводит к тому, что связи, созданные элитой в кризисный период, начинают разрушаться на институциональном уровне. Эрзац-элита, стремясь избежать ответственности, уничтожает все социально-политические механизмы, которые способствуют положительному отбору. Прекращается процесс генерации информации из шума; представители эрзац-элиты не допускают параллельности социальных действий и насаждают жесткую вертикальную иерархию.

Эрзац-элита, захватывающая властные позиции и образующая «львиную долю» высших политических функционеров, снижает критический уровень организации социальной системы, способствует повышению уровня энтропии, что с неумолимостью приближает возможные кризисы и социальные катаклизмы. Прямое следствие действия эрзац-элиты – установление жестких авторитарных и тоталитарных режимов.

Происходит, как правило, легитимная узурпация прав и свобод граждан, совершаемая, по терминологии П. Бурдье, «доверенными лицами», т.е. теми людьми в системе политической власти, кто обладает широкими полномочиями[8]. Если в качестве «доверенных лиц» выступают представители эрзац-элиты, то осуществляется устойчивая тенденция сужения прав и свобод личности, о какой бы стадии развития человеческого общества мы ни говорили.

Однако человеческая приспособляемость имеет определенные границы. Стремление к внутреннему росту, развитию, желание реализовать свои способности являются неотъемлемыми психологическими свойствами человека. «…Свобода есть одно из важнейших условий любого роста» [9]. Поэтому подавление (фрустрация) этих свойств приводит к реакции, часто не осознаваемой человеком на рациональном уровне мышления, но ведущей к появлению самых разрушительных тенденций в поведении индивидов [10]. В результате может произойти потеря социумом права на политическое самоопределение.

Действия элиты в политической сфере – это введение таких условий, которые определяют субъектообразующие функции многих групп. Появляется множественность, плюрализм и, в конечном итоге, параллельность связей, а значит  - увеличение скорости получения и обработки информации, уменьшение энтропии. Сложившись при участии элиты, система политической власти дает возможность каждому реализовать его способности.

Элита устанавливает такие связи, при которых целью и смыслом общественного развития становится сам человек, при которых его жизнь не нуждается в каком бы то ни было оправдании, при которых личностью не манипулирует никакая сила, будь то государство или экономическая машина. Это составляет суть «Реформации», переходящей в «Трансформацию». Социально-политическое движение «вверх» по бифуркационной ветви,  инициированное элитой, - это такой этап общественного развития, когда сознание и идеалы человека перестают быть интериоризацией внешних требований, а становятся действительно его собственными, выражающими творческие и уникальные особенности его личности.

Однако  далеко не каждому по силам принять и развить такую систему взглядов, превратив их в собственные стойкие убеждения. Иногда намного проще отыскать воплощение видимой силы и могущества, которое оправдывает потерю или полное уничтожение индивидуальности и свободы человека. Основа для разрыва связей, строящихся в обществе элитой – отказ от ответственности как основного социального принципа взаимного сосуществования и сотрудничества.

Социально-политические механизмы «бегства от свободы» и роста социальной деструктивности подробно исследуются, например,  в   работах Э. Фромма, ставших классическими [11]. Применительно к нашей концепции интерпретации историко-эволюционных процессов с позиций синергетического подхода, можно утверждать следующее. Социальная среда, не принимающая импульсов, исходящих от представителей элиты (что обусловлено действиями подавляющего большинства ее членов), попадает под действие вероятностных закономерностей, ведущих к резкому и неизбежному увеличению энтропии этой социальной системы. Осуществляется движение «вниз» по бифуркационной ветви – «властителями дум» становится эрзац-элита.

Этот взгляд на социальные процессы способен в корне изменить сложившиеся представления о процессах политических. Согласно этому утверждению, смена государственной власти и господствующих форм собственности, традиционно признаваемая как революция[12], может не представлять из себя этап «Реформации» при кажущихся глобальными последствиях ее совершения. Сама «Реформация» может начаться с политических действий, инициированных одним человеком.

Личности в истории – не те, кто ведут массы людей уничтожать друг друга или убивают хотя бы одного человека ради самых светлых идеалов. Такими личностями по праву могут называться лишь те, при помощи и неустанными усилиями которых совершается самое трудное из изменений – поворот в образе мыслей. Осуществляясь, такие повороты ведут за собой и изменения материальной основы жизни общества.

По словам Э. Фромма: «…Психологические проблемы не могут быть отделены от материальной основы человеческого бытия: экономической, социальной и политической структуры жизни общества»[13]. Вслед за Питиримом Сорокиным мы готовы повторить его фундаментальное утверждение, что «именно  ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»[14].



[1] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.С.234.

[2] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2003.С. 172.

[3] Более подробно об этом см.: AllenP.M.  Darwinian Evolution and a Predator – Prey Ecology// Bulletin of Mathematical Biology,1975, Vol. 37, р. 389-405; Evolution, Population and Stability// Proceedings of theNational Academy of Sciences, 1976, Vol. 73, № 3, р. 665-668; Czaplewski R. A Methodology for Evolution of Parent-Mutant Competition// Journal of Theoretical Biology, 1973, Vol. 40, р. 429-439.

[4] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С.25.

[5]Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004.С.363.

[6]Фромм Э. Бегство от свободы. С.371.

[7]Бурдье П. Социология политики. М.,1996. С.252.

[8]Бурдье П. Социология политики.С.233.

[9]Фромм Э. Бегство от свободы.С.368.

[10] Более подробно об этом см.: Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности. М., 1994.

[11] См.: Фромм Э. Бегство от свободы;  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности;Фромм Э. Иметь или быть. Минск, 1997; Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992; и др.

[12] В настоящее время существует много определений социальной революции. Мы приводим здесь определение,  выделяющее ту социальную суть этого явления, которую мы вклыдываем  в свое определение «Реформации» (в таком аспекте рассмотрения «реформация» и социальная революция – явления однородные).

Революция социальная (от лат.Revolutio – поворот, переворот) – понятие может относиться к коренным экономическим и технологическим преобразованиям, перевороту в духовной сфере, индивидуальному поведению. Социальная революция может анализироваться в двух аспектах: как одна из формобщественного развития и как закрепление и реализация целей, идеалов захвативших власть классов и слоев в последующем длительном процессе глубинных преобразований всей социальной системы.// Социологическая энциклопедия. В 2-х  т. М., 2003.Т.2.С.318;

Более подробно о соц. революции см.:Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительноеизучениецивилизаций. М., 1999; EisenstadeS.N.Revolution and Transformation of Societies. N.Y., 1978;Huntigton S. Political Order in Changing Societies/ New Haven, 1970; Huntigton S.P. The Third Wave.Democration in the Late Twentieth Century. University of Oklahoma Press, 1993;Goldstone J.A. Revolution: Theoretical, Comparative and Historical Studies. N.Y., 1986.

[13]Фромм Э. Бегство от свободы. М., Прогресс, 1990. С. 226.

[14] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992. С. 429.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.