Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

2.6. Синергетика и теория элит

СОДЕРЖАНИЕ

Каким образом интерпретировать влияние элиты и эрзац-элиты на состояние общества с позиций того нового отношения к универсуму, которое дает нам синергетика? Наше восприятие природы становится дуалистическим. Порядок и беспорядок существуют одновременно. Хаос описывается в терминах теории вероятности, где рекурентность (возвратность), бинарность наполняются определенным философским содержанием. Дуализм, частными случаями которого являются учение о симметрии, проявления цикличности в развитии самых разнообразных биологических форм – это описание механизмов, логически связывающих явления, на первый взгляд совершенно разнородные.

Существуют, например, закономерности распределения материков и океанов на поверхности Земли, которые могут быть наглядно охарактеризованы геометрической моделью в виде октаэдра, грани которого попеременно окрашены в два цвета (см. рис.1).

 

 

Рис. 1.[1]Октаэдр с белыми и черными гранями.

 

 

 Может быть, если можно было бы со всей определенностью, а не умозрительно, идентифицировать человека как представителя элиты или эрзац-элиты, их соотношение в социальном пространстве выглядело бы подобным образом. Но социология располагает, по большей части, абстрактными построениями, и мы можем представить лишь условную интерпретацию законов хаоса и неравновесности.

В точках бифуркации происходит смена типов решений, и отсюда, смена пространственно-временной организации объекта. Происходит выстраивание структур, набор которых задается собственными функциями среды. Идеальные формы реально возможных образований являются аттракторами, к которым только и может эволюционировать рассматриваемый объект. Качественные свойства источников возникновения структур налагают жесткие ограничения на способы их существования.

Представитель элиты либо эрзац-элиты  в качестве источника возникновения социальных структур задают различную направленность социальным процессам. Элита – носитель социально-биологических качеств, которые позволяют достигать максимальной пользы (в какой-либо ситуации) для популяции при минимальных потерях. Эрзац-элита – достижение максимальной пользы для себя, невзирая на то, что происходит с популяцией в целом или с соседями по социальному пространству. Между тем, моральные и этические заповеди – это комплекс поведенческих норм, в основе которого лежит именно самоограничение. Именно это позволило человеку как представителю вида HomoSapience перешагнуть ступень, отделяющую его от животных.

Для популяции либо социальной общности засилье таких людей на вершине социальной иерархии чревато необратимой катастрофой. Очень быстро и эффективно приспосабливаясь, представители эрзац-элиты обживают для себя уютные ниши внутри кризисных изменений социального пространства. Тем самым они становятся непосредственно к ним причастны.

Как проводники власти, и за счет этого заинтересованные в стабильности своего положения, обусловленного близостью к власти, они, невзирая ни на что, препятствуют циркуляции информации. Это позволяет имитировать стабильность и подтверждать собственную компетентность для носителей власти. Образно говоря, «лечению» любых кризисных явлений они предпочитают «анестезию», тем самым усугубляя болезнь.

Вне контекста потребностей и желаний представители эрзац-элиты не представляют из себя индивидов, способных к осмыслению и решению макросоциальных проблем хотя бы из чувства самосохранения. Это всегда неуемные и расточительные потребители, вольные или невольные пособники любой социальной катастрофы.

Эрзац-элита – носитель того генетического культурного кода, который неминуемо ведет к духовной деградации. «Логика катастрофы страшна тем, что развивается она с неумолимой последовательностью. Культурный кризис приводит к остальным: цивилизационным, технологическим, экологическим»[2].

Элита – это индивиды, которым в значительной степени свойственны определенные социальные качества, которые    А.Маслоу выделял как «исключения из иерархии потребностей». «Есть люди, обладающие выраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству представляется более значимым, чем любой контрдетерминант»[3]. Их креативность может проявляться не только как самоактуализация, возможная на основе базового удовлетворения, но и как самоактуализация, возможная, несмотря на отсутствие базового удовлетворения. Существуют также исключения, «связанные с идеалами, высшими социальными стандартами, высшими ценностями и т.п. Люди, преданные таким ценностям, становятся мучениками; они готовы отказаться от всего ради определенного идеала или того, что представляет ценность»[4].

Как мы уже отмечали, элита и эрзац-элита представляют из себя социальные антиподы. Однако, имея в виду законы эволюции, они существуют в социальном пространстве одновременно, с равным правом на существование.

Существует два класса эволюционных механизмов. Действия эрзац-элиты относятся в большой степени к адаптации. Адаптация обеспечивает развивающейся системе определенную стабильность в данных конкретных условиях внешней среды.

Эрзац-элита, социальную роль которой мы в целом определили как отрицательную, может действовать на благо общества, если является проводником власти элиты, находящейся в политической элите и имеющей властный ресурс для принятия и осуществления своих решений. В этом случае эрзац-элита невольно выполняет функцию, по определению ей не свойственную, - она поддерживает долговременную стратегию развития общества.

Синергетика – это новая философия миропознания, которая позволяет ощутить и малость человеческой жизни, и грандиозные возможности человеческой личности. Бесконечно малая величина, которой можно пренебречь и тот «социальный атом», излучение которого способно деформировать социальное, а затем и физическое пространство – все это человек. На что употребляются свершения человеческого разума, - этот момент выбора определен сознанием и волей личности, ее этической ответственностью.

Абсолютного Добра и Зла не существует, и во многом от нас зависит превращение одного в другое. Любое человеческое деяние потенциально способно служить как тому, так и другому, - в этом суть любого творения. «Скольжение по наклонной плоскости» начинается именно тогда, когда мы попадаем под намеренно пропагандируемое «очарование» Зла. И если на этом скользком пути вовремя не останавливаться, чтобы критически переосмысливать навязываемые нам «ценности», может случиться так, что свет истины, столь необходимый человеку на пути познания Добра и Зла померкнет, действительно произойдет абсолютное «зануление» человека и сама возможность отличать одно от другого перестанет существовать».[5]

Один из основателей Теории организации Е. Федоров обратил внимание на то, что разнообразие архитектурных форм существования вещества значительно беднее разнообразия материала, участвующего в природных процессах. Этот факт имеет глубокий философский смысл, - человек во всех неизмеримо разнообразных проявлениях своей натуры несравнимо более сложная система, чем человечество. Социальное структурирование осуществляется под воздействием импульсов активности индивида, на формирование которых влияют лишь определенные социально-психологические свойства личности.

Переход от повторяющегося и общего к уникальному специфическому, подобно древним космогониям покоится на «трех китах»: отношение, связь, время. В контексте рассматриваемой нами проблемы структурирования политической власти в социальном пространстве можно выделить следующие синергетические закономерности, которые будут необходимы нам для анализа.

Термин «синергетика» образован от греческого «синергиа» - (содействие, сотрудничество)[6]. В нем выражена суть явлений данного рода – кооперативность действий разрозненных элементов, спонтанно организующихся в структуру некоторой системы. Механизм согласования (когеренции) элементов материи универсален, - он выступает информационным механизмом организации природных и социальных процессов. Логические предпосылки информационной самоорганизации – это избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, «режим обострения» в ходе эволюции системы[7].

 Отбор вариантов в точке бифуркации предопределен двумя факторами: во-первых, это исходный тип нелинейности системы; во-вторых, это воздействия внешней среды: «…Флуктуации окружения могут воздействовать на бифуркацию, параметры системы контролируются извне»[8].

Возникающая в дальнейшем диссипативная структура, и с нею новый тип нелинейности, в свое время будут играть роль детерминанта. В момент очередной нестабильности она послужит своеобразной «матрицей», на основе которой под воздействием внешних условий по «воле случая» произойдет выбор. Этот выбор является ничем иным, как новой информацией на основе уже имеющейся. Следовательно, формирование и бифуркационная эволюция структур являются генерацией информации.

Малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю структуру. В значительной степени они колеблются вблизи точек бифуркации. Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного из нескольких путей эволюции. Особенно важным является тот факт, что в этом состоянии имеется много степеней свободы. Даже «…небольшая флуктуация может положить начало эволюции в совершенно новом направлении, которое изменит все поведение макроскопической системы».[9]

Когда вероятностный отбор уже реализуется и система становится на определенный путь развития, случай теряет силу. Система будто бы «забывает» вероятностные обстоятельства своего генезиса. До очередной точки бифуркации система будет функционировать на детерминистских началах, на основании законов, соответствующих ее природе. Возникшая в нелинейной среде структура приобретает статус самостоятельности. Выражением этого является то, что процессы, протекающие в ее границах, идут строго определенным образом. Отбор признаков, дающий преимущества в ходе развития, приводит к тому, что сам этот процесс идет со все большей скоростью.

Дойдя то точки очередной бифуркации, структура вновь оказывается в ситуации вероятностного выбора. Последующий выбор будет выбором в границах уже пройденного пути эволюции, однако, с его усилением и усложнением. Именно с этим связана принципиальная идея И. Пригожина о том, что «…бифуркация вводит в физику и химию элемент истории, который как обычно считалось, зарезервирован для наук с биологическими, социальными и культурными явлениями».[10]

Существует еще одно чрезвычайно важное свойство самоорганизующихся систем. Любой элемент системы рассматривается в качестве «комплекса», т.е. сочетания каких-либо элементов следующего порядка. Это так называемый «феномен фрактального роста». Фрактал – это нелинейная структура, сохраняющая самоподобие при неограниченном уменьшении или увеличении масштаба. Соответственно, любая самоорганизующаяся система предполагает задание общего принципа организации и действие случайностей, которые в совокупности образуют, тем не менее,  функционально упорядоченную систему.

Что дают основные положения синергетики, как научного междисциплинарного направления, для понимания природы политической власти? Почему именно к синергетике обратились мы в поисках ответа на вопрос, давно получивший свои ответы в области традиционных социологических и политологических подходов? Полученные нами выводы в корне меняют некоторые сложившиеся представления, в частности, о  линейном рассмотрении социально-политических процессов, а также о наличии какой бы то ни было периодической цикличности.

Итак, за фасадом исключительно сложных, хаотических явлений скрывается внутренняя простота. Рассуждения ведущих современных логиков, философов и физиков приводят к парадоксальным выводам: структуры не изобретают – их открывают. Р. Пенроуз высказал мысль о том, что открытие (т.е. возникновение «новой информации» в наших терминах) практически всегда есть озарение, а не логический вывод[11]. Кроме того, при том, что каждый уровень детализации уникален в частностях, в общем на каждом уровне (или через один - два) структуры повторяют друг друга.

 Форма структуры обладает тем  свойством, что количество вложенной энергии может не играть здесь никакой роли, если не следуют ее внутренним потенциям. События имеют микроструктуру, - хаос выступает порой как сверхсложная упорядоченность, т.е. хаос на микроуровне может приводить к упорядоченности на макроуровне. Эффект согласованного поведения отдельных элементов, хаотически ведущих себя на микроуровне, позволяет системе войти в «режим с обострением».[12]

С одной стороны, изменение внешних воздействий в несколько раз в системах, описывающихся нелинейными зависимостями, в отличие от линейных, не приводят к пропорциональному отклику системы. С другой стороны, вблизи некоторого момента времени, называемого «временем обострения», неустойчивость приобретает взрывной характер. Время в таких системах приобретает совершенно иное и вполне реальное воплощение – оно превращается в четвертую степень свободы в мире трех пространственных измерений.

Структура с меньшим временем обострения «выигрывает» у структуры с большим временем. Понятие «коэволюции», применяющееся в футурологии, глобальной динамике, и означающее «совместное изменение, взаимодействие в ходе развития», - наполняется новым смыслом. Целое может существовать лишь потому, что части объединены сотнями положительных и отрицательных обратных связей[13]. Теперь, в качестве обязательной оговорки, приходится уточнять – в каком смысле система устойчива, относительно каких возмущений, на каких временных промежутках.

И. Пригожин назвал упорядоченность, возникающую в открытых нелинейных системах, далеких от равновесия, и существенно связанную с рассеянием энергии, вещества или информации, диссипативными структурами. Присутствие неравновесности – это перетекание энергии, что является основой феномена эволюции, нелинейности ее законов, чувствительности к сколь-угодно малым импульсам (инициирующим воздействиям) в точке бифуркации, принципиальной множественности траекторий развития. Принцип любого изменения, вероятно, имеет в своей основе закономерности энтропии.

В 1938г. английский геофизик Роберт Эмден выступил против названия энергии «Царицей мира», а энтропии – только ее «тенью». В частности, он писал: «В гигантской фабрике естественных процессов принцип энтропии занимает место директора, который предписывает вид и течение всех сделок. Закон сохранения энергии играет лишь роль бухгалтера, который приводит в равновесие лишь дебет и кредит»[14].

Аналогичную картину можно найти у Феликса Ауэрбаха: «Принцип сохранения энергии имеет то единственное значение, что ничто не может совершиться вопреки его требованиям, но это не значит, что что-либо истекает из него самого, по его инициативе. Он является лишь надсмотрщиком, но не предпринимателем. Он имеет разрешительный, а не производительный характер»[15].

На основании этих утверждений о соотношениях, присущих физическим закономерностям, и роли в них энтропии,  можно сделать важнейший для нашего исследования вывод. Психическое – это опосредованная через перераспределение энергетических потоков степень изменения энтропии в материальном мире.

В 1872г. Людвиг Больцман опубликовал свою знаменитую формулу, согласно которой энтропия системы в некотором состоянии пропорциональна логарифму вероятности состояния[16]. Формула Больцмана позволяет утверждать, что возрастание энтропии означает переход системы из менее вероятных состояний в более вероятные состояния.  Закон возрастания энтропии в замкнутых системах есть, следовательно, закон увеличения степени беспорядка в этих системах. Иными словами, переход из менее вероятных в более вероятные состояния соответствует переходам «порядок → беспорядок».

Количествоэнергии в замкнутой системе с течением времени не изменяется, однако, изменяется качествоэнергии. В частности, уменьшается ее способность совершать полезную работу. Возрастание энтропии в замкнутой системе есть, по сути дела, постепенное разрушение системы. Изоляция системы отдает ее во власть разрушающих случайностей, которые всегда направляют систему по пути к беспорядку.

Как выразился французский ученый Л.Бриллюэн: «…Второе начало термодинамики говорит о смерти вследствие изоляции»[17]. Чтобы поддерживать или, тем более, повышать уровень упорядоченности системы, ею надо управлять. Для этого необходимо прежде всего, чтобы система не была замкнутой. Процессы, при которых подводится свободная энергия, энтропию понижают. Действие управляющих факторов может приводить к уменьшению энтропии системы, что не противоречит второму началу термодинамики. Локальное уменьшение энтропии за счет окрестности процесса не может изменить направленность космического процесса, - уменьшается лишь энтропия данной системы. Это уменьшение с избытком компенсируется возрастанием энтропии в других системах.

Вероятностная трактовка энтропии показывает, что второе начало  термодинамики  выполняется лишь в среднем. Всевозможные флуктуации непрерывно нарушают этот закон термодинамики, поскольку в его основе лежат не жестко детерминированные, а вероятностные закономерности.[18]

Понятие «информации» основано на вероятности, вероятность лежит и в основе энтропии: природа информации и энтропии обнаруживает единство. Повышение энтропии – это уменьшение количества информации, содержащейся в структуре системы. Флуктуации физических параметров обусловливают случайные нарушения второго начала термодинамики. Процессы случайного понижения энтропии соответствуют генерации информации из шума. Суть процесса управления системой состоит, таким образом, в том, чтобы отбирая определенные информационные сигналы, уменьшить ее энтропию. Таким образом, физические законы помогают сформулировать социальный закон.  Эффективное управление социальной системой – это уменьшение энтропии системы за счет генерации из шума такой информации, которая способствует совершению полезной работы.

В 1871г. Максвелл сформулировал следующую умозрительную ситуацию, выглядевшую как парадокс. Пусть сосуд с газом разделен на две половины (А и В) перегородкой, в которой имеется небольшое отверстие с клапаном. Предположим, рассуждал Максвелл, что некое «существо» (он назвал его «демоном»), управляет клапаном, закрывая и открывая отверстие таким образом, чтобы пропустить наиболее быстрые молекулы из половины А сосуда в половину В, а наиболее медленные молекулы из половины В сосуда в половину А. В результате «демон» повысит температуру в половине В и понизит ее в половине А, не производя при этом никакой работы.

Феликс Ауэрбах утверждал, что не одни термодинамические законы определяют течение мировых событий, а, напротив, должны существовать закономерности или силы, которые действуют против энтропийных процессов природы. Решение, предложенное Ауэрбахом, состоит в том, что духовная деятельность человека подобно «демону Максвелла» влияет на мировые процессы.

Демон Максвелла (демон Тэта, как пишет Ауэрбах) – это образ пока неизвестных сил, дремлющих в телах и не имеющих с энергией ничего общего или, во всяком случае, никакой достойной упоминания связи. Эти силы действуют только как инициирующие силы. Однако явственно то, что эти силы производят развитие.

«Развитие – это путь наверх, а не вниз, не рассеяние, а концентрация, не обесценивание, а усиление»[19]. Деятельность души не относится к энергетическим процессам – нет соответствующей формы энергии; «имеется только тенденция к регулированию превращения энергии»[20]. Согласно расчетам Л.Бриллюэна, «демон» не в состоянии препятствовать росту энтропии. Однако, другие физики, например, Ф.Дайсон, приписывают разуму человека роль максвелловского демона в космической эволюции.[21].



[1]Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л., «Недра», 1985. С.152.

[2]Порус В. "Обжить катастрофу".//Новая газета, № 17, 2004. С.16.

[3]Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, «Питер». 2003. С.73.

[4]Маслоу А. Мотивация и личность. С.74.

[5] Краснощеков П. О чем не знал Билл Гейтс. // Новая газета, № 60, 2003. С.16.

[6]Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С.16.

[7] Более подробно об этом см.: Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика – теория самоорганизации: идеи, методы, перспективы. // Новое в жизни, науке, технике. М., 1983.

[8] Панченко А.И., Пригожин И.Р. От бытия к становлению: время и сложность в физических науках. // Математика, естествознание и культура. М., 1983. С.171.

[9] Панченко А.И., Пригожин И.Р. От бытия к становлению. С. 47.

[10] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 106.

[11] Более подробно об этом см.:  Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах,  мышлении и законах физики. М., УРСС, 2004.

[12] Более подробно об этом см.: Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., УРСС, 2003. С.49-57.

[13]Обратная связь – воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет - отрицательной.// Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1981. С. 921.

[14]Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М., 1986. С.62.

[15] Ауэрбах Ф. Царица мира и ее тень. Одесса, 1913. С.24. (Цитируется по: Концепции самоорганизации в исторической ретроспективе.//М., «Наука», 1994. С.154).

[16] Более подробно об этом см.: Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., «Просвещение», 1984. С.137.

[17] Цит. по: Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М.С.142.

[18] Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М.С.138.

[19] Ауэрбах Ф. Ауэрбах Ф. Царица мира и ее тень. С. 57.

[20] Ауэрбах Ф. Царица мира и ее тень. С. 19-20.

[21] Dyson F.J. Time without end. Physics and biology in an open universe.// Reviews of Modern Physics. 1979. Vol. 51. № 3.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.