Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 2.2. Механизмы структурирования социальной среды на уровне самоорганизации (социальная параллельность)СОДЕРЖАНИЕПредставители элиты находятся на всех этажах социальной пирамиды. Они образуют не сплоченную клановую группу, а служат центрами соединения воедино социальных связей, выступая «средообразующими элементами». В результате индивидуального творческого акта каждый представитель элиты открывает новое знание. Эволюционным механизмом передачи знаний в обществе являются сети социальной параллельности. Таким образом, появляются программы, дающие возможность эффективно строить свои взаимоотношения со средой и отдельному индивиду, и группе, и обществу. Образуется та культурная среда, которая является матрицей воспроизводства базовых социальных отношений на уровне самоорганизации. Соединяясь, двединамично и неразрывно связанные между собой системы, – «пространство-время» и «личность-общество», - выражаются через явление социальной параллельности – ту первичную нелинейность среды, которая дает толчок процессу самоорганизации в результате отбора значимой/незначимой информации. Выражаясь обыденным языком, у каждого человека существует определенный способ реагирования на социальные воздействия, который тяготеет к абсолютизации мировоззрения. В социальном плане этот способ воплощается в характере установки (по Д. Узнадзе), в политическом – в исповедании определенной идеологии, в духовном – религии (иногда светской). И каждый человек встраивается в сетевую социальную структуру с определенными средообразующими качествами. Но для любой такой сети непременным условием существования является: 1) наличие общей (соизмеримой) системы ценностей/целей; 2) свобода выбора; 3) общие авторитеты, которые, по аналогии с биологией, в данном случае можно назвать «главными средообразующими организмами»; 4) важнейшим условием существования таких сетей является преемственность, т.е. ориентированная во времени связь между людьми различного возраста, принадлежащих к разным поколениям. Главная социальная задача такой системы – включение людей единое информационное поле, в идеальном случае – в поле выработки и срочного принятия решений. Сети социальной параллельности – основа самоорганизации любого общества. Авторитеты образуют те «узлы», которые являются точками кристаллизации, собирания вокруг них единомышленников и последователей. Воля – приводной ремень для осуществления всякого действия. Феномен ссылки на авторитет, обращения к авторитетным источникам состоит в поиске «высшего блага». Авторитет указывает, вольно или невольно, то «благо», которое организует волю.Воля направляет действие. Схематически эту ситуацию выбора решения можно изобразить следующим образом. Есть ситуация А, которая провоцирует два разных ответа: В1 и В2 . Силы, побуждающие к этим ответам, одинаковы по величине и противоположны по направлению, т.е. нейтрализует друг друга. Выбор какого-либо ответа опосредуется через ссылку на авторитет.
В1 А В2
X
Рис.1.Схематическое изображение опосредованного выбора. Х – дополнительный стимул для пробуждения к действию (ссылка на авторитет).
Ситуация выбора при осознании противоречивости целей и неопределенности бытия порождает сомнения. Трудность выбора принуждает индивида обратиться к надежному источнику информации, помогающему выбраться из плена неопределенности. И здесь авторитет выступает как субъект накопления, хранения и переработки информации. Обычно всякий человек считает, что должно быть надежное свидетельство, способное подтвердить его веру. Однако истинное знание не нуждается в постороннем свидетельстве. Авторитет, настаивающий на собственном свидетельстве как единственном критерии истины для своих последователей, условно можно назвать «закрытым». Тип авторитета, не замыкающего на себя свидетельства истинности его утверждений – «открытым». Сети социальной параллельности, о которых мы говорим – это самоорганизующиеся системы, предлагающие определенный способ «взаимоотношений» со средой в зависимости от того типа, который они представляют. Существует два основных типа социальной параллельности, зависящих от свойств авторитета и характера связей между ним и его последователями: открытый и закрытый. Таким образом, одним из критериев эффективности использования сетью социальной параллельности «несущей среды» является циркуляция в ней информации. Если способы получения, переработки и передачи информации эффективны, что способствует бережному, восстанавливающему воздействию на природную среду, - это, в конечном счете, делает социальную общность более приспособленной в эволюционном плане и долгосрочной перспективе. Если этого не происходит, то самый бурный рост популяции (социальной общности) может затем закончиться столь же стремительным упадком и исчезновением. Человеческие поступки определяются наличием рационального мышления и эмоционального восприятия. Любая идея имеет под собой не только рациональную, но и эмоциональную основу. Идея только тогда становится реальной силой, производя материальные изменения, когда она отвечает личным потребностям людей определенного социального характера. Далее в силу вступает так называемый «антропный принцип» - свойства наблюдаемой нами реальности зависят от наших собственных качеств[1]. Традиционные представления создают для человека тот уютный мир привычных представлений, расставание с которыми происходит лишь в случае крайней необходимости – невозможности жить по-старому. Однако, даже при этом большинство людей не расстаются с чисто эмоциональными предубеждениями, которые служат основой для логических рационализаций. Личность при этом не стремится хоть как-то увязать свои измышления с реальными фактами. В связи с этим решающее значение имеет не то, что человек думает, а то, каким образом зародилась у него мысль[2]. И здесь колоссальную роль играют те авторитеты, на которые личность ориентируется. В стихийном массовом поведении всегда реализуются более примитивные механизмы и закономерности, чем в индивидуальном. В массе, по словам Г. Лебона, «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации». Эрзац-элита, в силу присущих ей социальных качеств, всегда настроенная на получение внешних регалий - чинов, званий, наград; всегда четко осознающая свою выгоду, - способна объединяться в силу ярко выраженной способности к социальной адаптации в весьма слаженно действующий социальный субъект. Извращая, искажая, примитивизируя «высокие идеи», используя их для достижения желаемого невзирая ни на что, тем не менее, эрзац-элита, служа проводником любой власти, образует слой последователей и авторитета «открытого» типа. В этом случае она выполняет позитивную роль. Но характер действия социальных механизмов должен быть таков, чтобы не давать возможности реализоваться худшим качествам представителей эрзац-элиты. Элита придает социальным связям долговременный характер, поскольку ее деятельность всегда сопрягается с принципом «высшего служения». Каждый из ее представителей в силу индивидуальных личностных особенностей стремится к знанию, осуществляя активный способ познания мира. За накоплением, приумножением знания неизменно следует нарушение того косного социального «порядка», который ведет к омертвению всех форм общественной жизни, препятствуя творческому росту индивидов, принадлежащих этому обществу. Накопление и сохранение знания невозможно без преемственности. Разрушение социальных связей, нарушение преемственности разрывает социальную ткань на не связанные друг с другом «лоскуты». Индивиды обособляются, представляя из себя вместе с самыми близкими, отдельные социальные «атомы» и «молекулы». Подобная дисфункция социального пространства приводит к концу существование данной общественной системы даже при сохранении физической жизни ее членов. Социальная параллельность, в «узлах» которой находятся представители элиты, соединяют и развивают свое социальное пространство. Представители эрзац-элиты, авторитеты «закрытого» типа, обрывают социальные связи. Они всегда склонны к той чрезмерной централизации, которая истощает ресурсы «периферии» социальной сети. Происходит концентрация данной системы на очень небольшом круге задач. У нее отсутствует та постоянная готовность реагировать на изменения, которая является необходимым качеством развивающейся системы. [1] Более подробно см. об этом: Пенроуз Р. Новый ум короля. М., УРСС, 2003. С.350-351. [2] Более подробно см. об этом: Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004. С.251-265. Обратно в раздел философия |
|