Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге 2.1. Общая социология и социология политикиСОДЕРЖАНИЕОсновной вопрос социологии – вопрос обусловленности социального действия, поскольку люди не могут существовать вне общения с себе подобными. Социология изучает механизмы и результаты социального действия, которые реализуются в силу традиции (по привычке), под влиянием эмоций, на основании рационального расчета или в силу подражания образцу (т.е. с учетом символической составляющей). Для современной социологии наиболее серьезную проблему представляет органический синтез различных методологий, поскольку ни одна из них не может считаться универсальной.Политическая социология, или социология политики, - это наука о социальном действии в сфере политической жизни. Для политической социологии политические институты являются разновидностью средств социального действия. Категория «власти» при этом занимает центральное место. Она рассматривается как общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Государство представляет собой совокупность институтов власти, действие которых во все времена и во всех обществах контролировалось незначительным меньшинством. В связи с этим важнейшее значение приобретает вопрос о том, на каком основании выделяется субъект политики. В политической социологии возникло направление, изучающее социальные механизмы осуществления власти правящим меньшинством, перехода власти от одной группы к другой, и называющее эти группы «элитой». Само направление получило название «теории элит». В исследованиях, которые опираются на понятия и категории общей социологии и ее прикладной дисциплины – социологии политики, возникает серьезное методологическое затруднение. Это соотнесение «макро-» и «микроуровней» социологических понятий, которые отличаются степенью теоретической обобщенности и эмпирическим содержанием. Процесс институционализации социальных взаимодействий представляется тем «мостиком», который соединяет социальные действия на микроуровне (с вниманием исследователя к отдельному индивиду), с оперированием социологическими абстракциями, такими как «класс», «система», «государство», «собственность», «формация» и т.д. Процесс институционализации предполагает переплетение значений, нормативных элементов и власти. Таким образом, все институты стремятся к выражению своей сути в символах, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ. Кроме того, институты являются символами порядка и организованности в обществе. Э.Гидденс напрямую связывает формы институтов с ментальными качествами тех людей, которые оказывают максимальное влияние на их образование, конкретно – «познавательные способности деятелей со структуральными свойствами»[1]. Власть зависит от способности и возможности мобилизовать и распределять различные типы ресурсов, используя такие инструменты как легитимацию и применение санкций. Политика является упорядочением властных отношений и встречается во всех обществах. Таким образом, политика является одним из важнейших институциональных порядков. В результате политической деятельности происходит деление общества на слои, которое существовало даже в самых примитивных социальных системах. Чем более высокого экономического и культурного уровня достигает общество, тем отчетливее проявляются различные стороны социального неравенства между людьми. Поэтому социальная стратификация является одной из важнейших характеристик общественного устройства. Теория элит, в определенном смысле, является своего рода проявлением переживаемого кризиса методологии исследований социальной стратификации. Она, по словам Э.Гидденса, является своеобразным отказом от классового анализа и противопоставлением уже не классов, а «элиты» и «массы»[2]. «Ресурсный подход», как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях, в различных терминологических и концептуальных контекстах обращает внимание на следующее явление. Произошло превращение многих характеристик индивида, не выступавших еще 50-70 лет назад в массовом масштабе как значимые виды ресурсов, в современном обществе в активы, прямо влияющие на экономическое положение, жизненные шансы и угрожающие индивиду риски[3]. [1]Гидденс Э. Устроение общества. М., Академический проект, 2005. С.74. [2]Гидденс Э. Социология.// М., УРСС, 1999. С.214. [3] Более подр. об истории формирования и теоретических основаниях этого подхода см.: Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях.//Социологические исследования, № 9, 2006. Обратно в раздел философия |
|