Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

1.2. Элитологическая онтология о субъекте социального развития

СОДЕРЖАНИЕ

Рассмотрение тех проблем, которые мы собираемся затронуть, предполагает определение трех основных категорийисследования:«элита», «информация», «ценности».Выбор этих трех категорий обусловлен несколькими причинами. Теорию элит в предельно широком смысле можно рассматривать как науку о структурализации бытия, его упорядоченности и эволюции. Изучение элиты, как целостного феномена, предполагает выделение таких качественных характеристик, которые носили бы объективный характер, не зависящий от склонностей и предпочтений исследователей. В любом человеческом сообществе элита, прежде всего, связана с выработкой норм и ценностей, служащих самоподдержанию общественной системы и ее развитию, ориентирующих ее на движение в определенном направлении.

Какую бы ценностную систему мы не взяли для примера, она представляет собой структурирование информации. Формы информации описываются через преобразования энергии. Наличие этой взаимосвязи делает возможным определение характера ценностей с использованием законов физики. Второе начало термодинамики и ряд других понятий в случае такой оценки, - это неоспоримое основание для научной аргументации, устраняющее субъективность, часто по определению свойственную общественным наукам, поскольку они имеют дело с проявлениями сознания.

 

«Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia»*

Онтология является фундаментом любой достаточно развитой социально-философской системы. Онтология (ontos – сущее) – учение о бытии как таковом, выступающее наряду с гносеологиейантропологией и др. базовым компонентом философской системы. Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления – категории. Аристотель ставил перед философией задачи, прежде всего, онтологического свойства. Философия вообще заинтересована в онтологии в той мере, в какой та может стать основой для этических построений.

Термин «онтология» введен в 1613 г. в качестве эквивалента понятию «метафизика» Р.Гоклениусом. Затем выходит книга ИоганаКлауберга«MetaphysikadeentequaerectusOntosophia» - 1656 г.[1]. Если брать развитие онотологической проблематики по философским периодам, то можно сказать, что онтологическая проблематика в чистом виде вычленяется в философии Элейской школы (рубеж VI-V вв. до н.э.) и занимает центральное место в философских системах Платона и Аристотеля.

Для западноевропейской философии характерны следующие особенности. Основанием для рационализма стала идея тождества мышления и бытия (по Пармениду). Такой вывод способствовал самоопределению философии как особой формы интеллектуальной деятельности, средством которой выступает теоретическое мышление (способность постигать истину вне чувственного опыта). Идея бытия как мысли способствовала тому, что стали различать две реальности: умопостигаемую (бытие) и чувственную (мир вещей предметного мира). Земной мир несовершенен и нуждается в таком изменении, которое приблизит его к истинному и совершенному бытию. Речь идет и о преобразовании человеком не только внешнего, но и своего внутреннего мира. Цель победить неправду земного бытия стала одной из основных в европейском мировоззрении.

Поворотным пунктом в истории онтологии явилась «критическая философия» Канта. Одним из ее оснований является новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. Бытие разделяется на два типа реальности – на материальные феномены и идеальные категории, соединить которые может только синтез «Я». Кант совершает «коперниканский переворот» в философии, перейдя от чистой онтологии к анализу  мыслящего субъекта, к человеческой деятельности.

Способность выхода в измерение истинного бытия делится на теоретическую способность, обнаруживающую сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность, и практическую способность, открывающую бытие как посюстороннюю реальность свободы. По мнению Канта, существует два уровня реальности: феноменальный, соответствующий науке, и ноуменальный, отвечающий этике.

Онтология характеризуется трактовкой в качестве предмета исследования таких феноменов как:

  • Психологические – традиция восходит к онтологической интерпретации «воли» в концепции А.Шопенгауэра, которая продолжает установку Дунса Скота, предложившего мыслить о бытии (о Боге) с помощью категорий Бесконечности и Воли.
  • Логические - доказательства вневременной, внепространственной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии.
  • Языковые – действительность производится заново при посредстве языка в лингвистической концепции Э.Бенвениста.
  • Нравственные -Сократ выдвинул тезис о тождестве объективного знания и субъективной добродетели, т.е. впервые сформулировал проблему личностного бытия. Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие  вещественного мира. Становление – это текучесть чувственно воспринимаемого мира. Непостижимая основа бытия была названа Платоном «благом».
  •  Гносеологические - онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Для средневековой христианской философии мера неподлинности определяется степенью причастности Богу. До XIV века считалось, что сущностные характеристики вещей ни в коей мере не зависят от процесса познания, от субъекта познания и специфики его методов.Но Оккам говорит о том, чтопроблема истины ставится в прямую зависимость от субъективных познавательных способностей человека.
  • Теологические – средневековые мыслители искусно приспособили античную онтологию к решению теологических проблем. Античные философы используют понятие Бога для обозначения предельных оснований мироздания. Бытие могло пребывать между Богом и миром, отождествляться с Богом или Бог мог мыслиться как источник бытия. Фома Аквинский вводит и разрабатывает момент творческой действенности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии (ipsumesse), в Боге как actuspurus (чистый акт).

Наиболее широко распространенная онтологическая позиция предполагает признание реальности, существующей вне сознания познающего субъекта и независимо от него (такую реальность принято называть объективной). Эта точка зрения изменяется в широком диапазоне и открывает возможность для противоположных решений. Такими полюсами являются объективный идеализм и материализм. По мере развития естествознания в новом свете встают старые вопросы о понимании объективного мира и его законов, об отношении наших понятий, суждений, теорий к объективной реальности и т.д. Онтологические критерии социологического знания предметом исследования делают социальную реальность.Онтологическаяпроблематика формируется тогда, когда имеем дело не с отдельными элементами, а с системой.

Элита как субъект познания

Связь онтологии с гносеологией всегда была особенно тесной. Любой вопрос о сущем с неизбежностью порождает и вопрос о том, каким образом нам что-либо становится известно. При всем многообразии онтологических концепций существует не так много теоретических моделей, ограничивающих онтологическую проблематику определенными методологическими рамками. При построении любой философской системы нужно определиться в связи с соотношением между бытием вообще, которое структурируется, упорядочивается, имеет различные уровни сложности и формы существования, - и бытием социальным. Основной методологический принцип, с которым мы подходим к данному вопросу – это учение о системности бытия, основанной, в частности, на законах термодинамики. Это методология, которая обосновывается таким междисциплинарным направлением как синергетика и дополнена нами основными положениями теории элит (с позиций синергетического подхода).

У каждой научной дисциплины есть ряд обязательных функций.  Философская дисциплина, которая занимается формированием знания в его наиболее общей форме, в обязательном порядке должна ответить на вопрос об устройстве мира. Социальные дисциплины обязательно выполняют, кроме того, функции моделирования и прогностическую.  Здесь должны быть получены ответы на вопросы «Что будет с миром, модель устройства которого представлена?», «Как добиться нужных результатов?».

Объекты должны быть обозначены при помощи категорий – предельно широких понятий, многие из которых раскрываются друг через друга и используются попарно.  Система категорий – это важнейшее средство научного исследования, используемое для описания и объяснения изучаемых объектов с фиксацией важнейших качественных связей. Одно из фундаментальных научных открытий ХХ века заключалось в признании того феномена, что «наблюдатель» входит в научную парадигму. А.Эйнштейн писал в 1950 г.: «Современные физики считают неудовлетворительным …постулат о реальности, не зависящей от какого-либо измерения или наблюдения»[2].

Бытие – центральная категория онтологии. Занимаясь вопросами бытия нужно решить, прежде всего, проблему об отношении бытия и сознания, поскольку на ней основывается проблема теории познания. Современная наука, не очень продвинувшись в понимании природы сознания, однако, не противопоставляет материю сознанию так решительно как прежде. В частности, этому способствовали и колоссальные успехи физики как науки об устройстве мироздания. В связи с этим очень показательна   следующая фраза Эйнштейна: «В наше время физик вынужден  заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений»[3].

«Революцию» в научных взглядах, отразившихся на развитии теории познания, наглядно демонстрируют два примера. Раскрытие того факта, что материя может существовать в несводимых друг к другу формах (вещество и поле), имело огромной важности философские последствия. Электромагнитное поле - это такая реальность, свойства которой не одинаковы со свойствами непосредственно воспринимаемых макроскопических тел, подчиняющихся законам механики. Изучаемые явления настолько качественно своеобразны, что их основные свойства не одинаковы со свойствами объектов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств, и поэтому могут быть описаны лишь на абстрактном языке математики. Основные понятия теории электромагнитного поля связаны с объективной реальностью через большое число ступеней абстракции. Понятия современной релятивистской и квантовой физики в рассматриваемом смысле еще более абстрактны и математизированы.

Нильс Бор, являющийся одним из глубочайших мыслителей в физике ХХ века, уже в первых работах 1913 года,  излагавших теорию строения атома водорода, выдвинул свой знаменитый принцип дополнительности. Микрообъекты обнаруживают как корпускулярные, так и волновые свойства. Микрообъект не есть ни корпускула, ни волна, ни единство волны и корпускулы (которое можно понимать в виде некоторого внешнего соединения). Он нечто третье, для чего нет адекватного наглядного образа. Возник вопрос, как могут столь противоположные характеристики совмещаться в одном и том же объекте? Чтобы понять это, уже нельзя рассматривать корпускулу и волну как образы, абсолютно адекватные реальности, а надо понять их как приближение, неизбежно возникающее в ходе познания.

Различные формы познания (чувственное, рациональное, интуиция) являются частью средств мышления как «производства» мыслей. Но при этом биологи утверждают, что понятие «мысль» чисто абстрактное. Из окружающего мира выделяется объект, который удобно назвать «мыслью», но который является не более чем метафорой. Обозначив процессы в мозгу такой метафорой, и пытаясь затем ее же исследовать, получаем симулякр – копию с копии с несуществующего оригинала. А что существует? Присутствует вполне материальное явление - происходит активация нейронов при получении информации. Сознание во всех его проявлениях немыслимо без памяти. Память – это физическое явление, установление электромагнитных связей между нейронами. Существует «материальный носитель» памяти, роль которого играет белок. Но, тем не менее, свести весь этот процесс к чисто «материальным» проявлениям не получается.

Содержание информации, т.е. ее количество и качество, определяется носителем сознания субъективно. Очень немногие процессы в мозгу могут быть выражены в физических терминах. Есть какая-то часть реальности (психологической), для чего нет адекватного наглядного образа из мира физических явлений. Она является связующим звеном в соединении физического «стимула» и движения тела («реакции», «действия»). Как писал Бертран Рассел в своей книге «Человеческое познание»: «…Существует возможность – но не более того – думать, что, хотя явления в мозгу не нарушают законов физики, тем не менее, их результат не тот же самый, который был бы, если бы в них не участвовали психологические факторы»[4].

Психология изучает восприятие каждого отдельного человека во всей его полноте, а не в абстрактной форме. Связь между стимулом и ощущением, стимулом и восприятием носит субъективный характер и составляет неотъемлемую часть проявлений сознания. Как пишет Рассел: «Выводимая физическая вещь или явление может быть и может не быть воспринято кем-либо…»[5]. Очень показателен пример, приводимый Расселом с астрономом, «когда в сильный телескоп он видит крошечную светящуюся точку и истолковывает ее как обширную туманность, существующую миллионы лет, он сознает, что то, что он видит, отличается от того, что он выводит»[6]. Данная интерпретация фиксирует связи, которые есть только в сознании наблюдателя. Но с этим психическим аспектом опосредованно связаны материальные воздействия на окружающую реальность.

Наше утверждение состоит в том, что в наибольшей степени функционирование и трансформация социального пространства зависит от субъектов, самым активным образом включенных в процесс познания и оказывающих значительное влияние на функцию эффективной адаптации социума к меняющейся среде. Эти социальные субъекты – представители элиты.

Их индивидуальные качества отличаютсяопределенными функциональными особенностями. Превращение эмпирического факта в когнитивный факт происходит через субъективное выделение значимой информации и отчуждение «информационного шума». Принципиальные успехи в познании достигаются глубоким логическим анализом немногих, узловых опытных фактов и закономерностей, которые нужно уметь выделить из колоссального количества сведений и фактов. Если речь идет о науке, то только потом следствия из теории должны быть проверены на максимально обширном опытном материале.

Один из главных принципов, согласно которому функционирует когнитивная система – принцип избирательности[7] (подробнее об этом см.§1.4.). Но в рамках онтологической проблематики можно отметить следующее. Структура когнитивной системы субъекта познания представляет собой также пример действия принципа дополнительности: сосуществование двух подсистем – основной и альтернативной, берущей информацию из трансцендентальной сферы (генерирование ценной информации из «информационного шума»).И если говорить здесь об интуиции как форме познания, то можно предположить, что причина интуиции связана с феноменами, напрямую не связанными с субъектом познания, т.е. с трансцендентальностью.

Эти принципы действуют и на уровне обыденного познания. С этим, кстати говоря, связана та роль, которую играла философия на всех этапах своего развития. Не всегда философские размышления представляют собой научные, теоретические разработки. Но всегда занятия философией предполагали умение взглянуть на мир  не с позиций повседневности, умение первым увидеть назревающую проблему и предложить эффективный способ ее решения.Гносеологические принципы определяют начальную стадию формирования Порядка из Хаоса в мире социальномГлавным субъектом этого процесса выступает элита.

В конце ХХ века произошла та трансформация физических представлений, которая по своему значению выходит за пределы физических наук. Пришло новое понимание социальной реальности, бытие которой в процессе становления непременно содержит элементы случайности и необратимости. Материя не воспринимается более в качестве пассивной субстанции, - ей свойственна спонтанная активность. Поэтому, с принятием такого взгляда на роль материи во Вселенной, основной акцент научных исследований, - как считал, в частности, И.Р.Пригожин - должен переместиться с субстанции на отношение, связь, время.

Рассматривая общие эволюционные закономерности с позиций синергетики, проследим действие общих принципов самоорганизации. Теоретически свободная воля каждого индивида является элементом динамического хаоса, источником случайностей. Но говорить о безраздельном господстве случайностей, тем не менее, не приходится. Социальные структуры в процессе их становления и взаимоотношений возможно рассматривать как функции.

Самоорганизация в социальном пространстве проявляет себя как способность сложных нелинейных систем к упорядочению внутренней структуры, имея целью повышение эффективности деятельности или адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Онтологически сущность свободы, выбора и воли нужно рассматривать, прежде всего, в аспекте социальной эволюции. При этом специфика социальных систем проявляет себя как «социальная параллельность», функционирующая подобно сети, в узлах которой находятся представители элиты или эрзац-элиты (подробно об этом в §2.2.). Узлы «сети» начинают выполнять функции информационных посредников, облегчающих взаимодействие элементов между собой и ускоряющих процессы внутри системы. Онтология – это выявление внутренних противоречий в качестве источника развития, имеющего собственную логику. Таким противоречием для любого социума является «единство и борьба противоположностей» между элитой и эрзац-элитой.

Синергетика рассматривает события в контексте их незавершенности (подробнее об этом см. §3.2). Многовариантность встраивается в «русло» необходимости, объективно сужающей перечень возможностей, особенно в острых кризисных ситуациях. Это делает вероятным знание об исходе действия. Видимый индетерминизм поведения социальных систем проистекает не столько из-за объективных причин, сколько из-за непонимания внутренних принципов структурирования социального пространства. Мы надеемся в процессе исследования обосновать и проанализировать эти принципы, как переход возможности в действительность при наличии соответствующих условий, в том числена эмпирическом материале.

Если при исследовании универсального исторического процесса, который можно рассматривать и как процесс социальной эволюции, все же попытаться выделить субстанцию, формирующую универсум, то в таком качестве выступаетинформация(подробно об этом в §1.4). Наряду с массой и энергией это одна из базисных составляющих Вселенной. Структурно информация фиксируется во всех принимающих ее объектах. Будучи включенной во все виды движения материи, информация пронизывает все уровни бытия. В Природе и в жизни человека как существа биологического и социального все связано отношениями, содержанием которых является информация о параметрах порядка как наиболее важных структурных признаках, их возникновении и трансформации.

И энергия, и информация допускают дискретное толкование. Если для энергии это кванты, то для информации «квант» - это 1 бит, т.е. информация, содержащаяся в ответе на вопрос «да» или «нет». Слово «бит» происходит от словосочетания binarydigit, которое в переводе с английского означает «двоичная цифра»[8]. Формы энергии и информации неисчислимы и допускают корпускулярно-волновой дуализм. Существуют и взаимопревращения массы и энергии, которые дают основание говорить о таком свойстве мироздания как когерентность(т.е. согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов).Качество информации можно различать по ее опосредованному влиянию на создание прогрессивных или регрессивных социальных структур.



* Лат.- «Метафизика угасла, воссияла Онтософия».

[1]ClaubergI. «Metaphysikadeente, quaerectusOntosophia», - Amsterdam, 1664, вчастности§5, примечаниеС, воспроизведеновOperaomniaphilosophica. – Amsterdam, 1691, Hildesheim.1968. T.I.P.283.).

[2]Энштейн А. Физика, философия и научный прогресс.// Эволюция физики. М.,ООО «Тайдекс Ко», 2005. С.26. – 264 с.

[3]Энштейн А. Замечания о теории познания Бертрана Рассела.// Эволюция физики. М.,ООО «Тайдекс Ко», 2005. С.18. – 264 с.

 

[4] Рассел Б. Человеческое познание. Киев, НИКА-ЦЕНТР, М., Инст-т общегуманитарных иссл-й, 2001. С.53. – 558 с.

[5] Рассел Б. Человеческое познание. С. 243.

[6] Рассел Б. Человеческое познание. С. 247.

 

[7] Более подробно об этом см.:Бродский Б.Е. Принцип избирательности в когнитивных системах.// ОНС, № 5,1993.

 

[8] Более подробно об этом см.: Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., Просвещение, 1984. С.83-105.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.