Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Огурцов А. Философия науки эпохи Просвещения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 XYШ век называют веком Разума.
Действительно, вера в Разум, вера в
науку, в наблюдающий и экспери-
ментирующий Разум - одна из важнейших
черт мысли XYШ в. В просвещении, в
разумном постижении действительности,
в распространении точного знания мыс-
лители XYШ в. видели путь достижения
свободы. Просветительская философия
сосредоточена на проблеме науки, ее
статуса, генезиса и роста. Можно
назвать XYШ век веком философии наук.
Ж.Б.Ламарк говорит о философии
зоологии, П.С.Лаплас о философии
теории вероятностей, Э.Жоффруа-Сент-
Илер о философии анатомии. В 1805 г.
в предисловии к третьему тому
"Небесной механики" Лаплас считал
необходимым написать историю
философии науки.
 В данной книге не рассматривается
вся совокупность проблем, относящихся
к развитию европейского
естествознания в век Просвещения, и
анализируются лишь концепции науки,
развитые во французской про-
светительской мысли второй половины
XYШ в. В этот период наряду с
историческим подходом к природе, вы-
раженном в естественной истории,
 3

формируются исторический подход к
научному знанию, различные концепции
развития естествознания,
полемизирующие друг с другом, по-
разному трактующие и свой объект, и
характер развития науки, и ее
движущие силы, дающие совершенно
различную периодизацию исторического
процесса, оценку важнейших научных
открытий, деятельности тех или иных
ученых. В этой связи можно напомнить
альтернативные оценки влияния науки
на культуру, которые давались в
Просвещении (линии Руссо и Вольтера).
 В истории философии науки можно
выделить ряд уровней. Первый из них -
уровень философских концепций науки,
как естествознания, так и
обществознания. Этот уровень
философии науки задает общее вгдение
научного знания, методологические и
гносеологические принципы
исследования науки, угол зрения и
подход к изменяющемуся научному
знанию. Эти концепции по-разному
определяли не только структуру на-
учного знания, но и его историю,
задавали принципиально иные
гносеологические и методологические
основания для исследования развития
науки. Философский уровень в
историографии естествознания не
остается неизменным.

 4

 Второй уровень философии науки
представлен в методологическом
сознании самих ученых, специали-
зирующихся в той или иной научной
дисциплине или исследовательской
области. Для обоснования предлагаемой
ими инновации (открытия, гипотезы,
теории) они нередко обращаются к
прошлому своей отрасли научного
знания, выявляют тенденции развития
научной дисциплины или теории.
Таковыми являются большинство
историконаучных экскурсов,
предваряющих систематическое
развертывание теории или научной
области. Функция этих исторических
экскурсов заключается в том, чтобы
определить и выразить специфичность
своей позиции, связать ее с
определенными традициями в истории
науки и, наоборот, отмежеваться от
неприемлемых традиций и подходов.
Разрабатываемая учеными теория задает
и предмет историконаучных исследова-
ний, и выбор тематики, и способ
рассмотрения. История науки как бы
подготовляет и приводит к той пози-
ции, которую отстаивает тот или иной
ученый. История науки представляется
как способ проверки и обоснования
гипотезы и теории, оправдания ее
ценности.
 Помимо этой формы историко-
методологического сознания ученых,
 5

существуют иные варианты, связанные с
философско-методологическим
осмыслением средств, процедур и
приемов научного исследования в той
или иной области. В частности, с
задачами общего образования
непосредственно связаны
биографические очерки об ученых,
стремление понять науку как результат
деятельности выдающихся ученых.
Вполне конкретная, прагматическая
цель - изучить дела творцов науки,
выявить те условия, в которых
воспитывался и развивался научный
талант, во многом определяла
историконаучное сознание ученых эпохи
Просвещения. И то обстоятельство, что
биографический подход к истории
естествознания в свою очередь
вырастает из элогов - специфического
жанра научной литературы XYШ в.,
ставящего перед собой цель описать
жизнь и достижения того или иного
ученого, является дополнительным
свидетельством прагматическо-
дидактической направленности этого
уровня историографии естествознания.
Такова, в частности, направленность
историконаучных работ А.Бленвиля
(1777-1850), Ф.Араго (1786-1853),
построенных как серия биографий
выдающихся ученых - прежде всего
биологов и физиков. Первые
историконаучные работы
 6

непосредственно были связаны с соци-
альным заказом - описать и обобщить
состояние исследований в той или иной
области, достижения в ней за
определенный период. Так, в период
Консульства правительство обязало
Национальный институт подготовить
общие отчеты о состоянии и прогрессе
наук, литературы и искусства. Были
подготовлены отчеты Д'Аламбера о
прогрессе математических наук после
1789 г. и Ж.Кювье о прогрессе
естественных наук после 1789 г. и их
современном состоянии.
 По мере развития естественных
наук, усложнения их концептуального,
методологического и технического
арсенала возрастает интерес ученых к
проблемам методологии науки -
классификации наук, исследовательским
приемам, технике и методике научного
исследования, к социально-
практическим результатам применения
достижений естествознания.
 Просветительская философия науки
мало исследована1. Слабо изучены
____________________
1Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in
 der Philosophie und Wissenschaft-
 der neueren Zeit. B., 1922.Bd. 2;
 Cassirer E. Die Philosophie der
 AufklДrung. T-bingen, 1932 Moravia
 S. Beobachtende Vernunft. M-nchen,
 1973; Kiernan C. Science and the
 7

различные исследовательские программы
внутри нее, в частности переход от
эмпиризма к рационализму в
обосновании научного знания,
особенности в трактовке аналитических
методов и в построении аналитической
методологии науки, роль этой
философии науки в формировании
социальных наук в XYШ в.
(демографической статистики,
юриспруденции, социологии и др.). При
всем различии эмпиристской и
рационалистской линии в
просветительской философии науки она
была пронизана верой во всевластие
научного Разума, в прогрессе которого
_____________________________________
 enlightenment in 18 century
 France. G+nКve, 1968; Natural
 philosophy through the 18 century
 / Ed. A.H.Ferguson. Totowa, 1972;
 Tonelli G. Analysis and synthesis
 in 18 century//Archiv f-r
 Begriffsgeschichte. B., 1976. Bd.
 20. S. 178-213; Tonelli G. The
 problem of the classification in
 the sciences//Riv. critica di
 storia della filosofia. Roma,
 1975. Vol. 30. P. 243-294; Ehrard
 J. L'id+e de nature en France.
 Chambery, 1963. Vol. 1-2; Moravia
 S. Il pensiero degli ideologues.
 Scienza e filosofia in Francia.
 Firenze, 1974.
 8

ей виделась ведущая сила
исторического и социального движения.
Сциентизм просветительской философии
неразрывно связан с построением
социальной утопии, реализация которой
в годы французской революции показала
не только беспочвенность
просветительских иллюзий, но и
противоречивость фундаментальных
предпосылок просветительской
философии науки.
 Своеобразие просветительской
философии науки заключается прежде
всего в том, что она не замыкается на
сугубо методологических и
внутринаучных проблемах. Это была
социальная философия науки. Для нее
научные искания были социльным делом,
которое невозможно вырвать из
социального, политического и иде-
ологического контекста. Просвещение
мыслилось как решающая цель и
ценность науки, которые определяют и
структуру, и пути позновательной
деятельности.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.