Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Исторические типы рациональности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема рациональности по многим причинам является одной из
центральных в современной философии. Можно показать, что
почти все дискуссии, ведущиеся сегодня в разных областях
философского знания, начиная с теории познания и философии
науки и кончая этикой, социальной и политической философией,
так или иначе выходят именно на эту проблематику.
Это, разумеется, не случайно. Дело в том, что та совокуп-
ность идей и идеалов, которая в течение последних столетий
во многом определяла развитие не только западноевропейской
философии, но и западной культуры в целом, и которую иногда
называют "Проектом Просвещения", начинает ныне подвергаться
самому решительному критическому переосмыслению. Эта кри-
тическая ревизия, осуществляемая очень по-разному и самыми
различными течениями современной мысли, имеет под собой
серьезные основания.
Одной из центральных для "Проекта Просвещения" является идея
о глубокой внутренней связи между достижением свободы,
освобождением человека от гнета внешних (природных и соци-
альных) обстоятельств и выработкой рационального знания, ис-
пользуемого для переустройства мира. Рациональное знание
приобретает высокий этический и культурный статус, а
рационализация природы и общества рассматривается как
необходимое условие гуманизации. Прогресс науки и ее
технических приложений, позволяющий преобразовать природу,
подчинить стихийные природные силы человеческому контролю,
развитие современного либерально-демократического общества,
в рамках которого каждый имеет возможность разумно
осознавать и отстаивать свои интересы и учитывать интересы
других - все это рассматривается как движение по дороге
освобождения, как прогресс в осуществлении свободы. Этот
прогресс предполагает устранение путем рациональной критики
всего того, что мешает человеку в его освободительном
порыве, что выражает его не-свободу, зависимость от внешних
сил и что выступает как нечто противостоящее разумности,
рациональности, как нечто иррациональное: мифы, религии,
суеверия, предрассудки, все отжившие формы мысли и действия.
Вся эта совокупность идейных установок, составлявших "Проект
Просвещения", подвергается сегодня серьезнейшему
критическому испытанию. Ныне уже всем ясно, что безудержное
развитие в рамках технической цивилизации, нацеленность на-
учно-технического прогресса на покорение и преобразование
естественных стихий привели не к гуманизации отношений че-
ловека и природы, а к глобальному экологическому кризису,
угрожающему самому человеческому выживанию. Развитие техни-
ческой рациональности в самом широком смысле слова (включая
технику ведения экономических, административных,
политических и иных дел) не только не привело к росту
человеческой свободы, а, наоборот, выразилось в создании
системы механизмов, имеющих собственную логику
функционирования, отчужденных от человека и противостоящих
ему и его свободе. Внедрение рационального начала в
общественную жизнь обнаружило явные пределы, а
рационализация техносферы и ряда областей экономики

3

сопровождается в современном обществе эрозией культурных
смыслов и потерей идентичности, в результате чего человек
ощущает себя в ситуации, ускользающей из под его контроля.
Сами представления о рациональности знания вообще, научного
знания в частности и в особенности, тоже начинают пе-
ресматриваться. Оказывается, что можно говорить о разных ти-
пах и формах рациональности знания и науки, что знание не
только не противостоит вере, а необходимо включает ее в
себя, что взаимоотношения религии и науки в системе культуры
тоже не столь просты, как это казалось до недавнего времени,
что критически-рефлексивная рациональность не исключает, а
предполагает авторитет традиции.
Казалось бы, описанная ситуация заставляет определенно
отказаться от всяких попыток связывать судьбы человеческой
свободы и даже более широко судьбы человека вообще (если
считать, что свобода не обязательно и не всегда является
главной ценностью человеческой жизни) с культивированием
рационального начала. Такого рода предложения есть, и они не
столь редки. Однако если принимать их всерьез, то следует
отказаться от большинства завоеваний европейской мысли не
только в области науки и техники, но и во многих сферах
культуры (таких, например, как система права, философия,
многие виды литературы и искусства), ибо рациональность
является конститутивным элементом всей западной культуры в
целом. Между тем, такого рода отказ не выводит из кризиса, в
котором оказалась цивилизация, не только потому, что
буквальный возврат к временам архаики невозможен, но и
потому, что справиться с сложнейшими проблемами современного
человечества можно только рациональными методами (роль
рационального начала даже возрастает в связи с
возникновением т.н. "информационного общества").
Представляется, что выход из описанной критической ситуации
связан не с отказом от идеи рациональности, а с ее переос-
мыслением, с разработкой представлений о ее разных
культурно-исторически обусловленных типах и формах, с
поисками таких ее новых форм, которые не были бы
односторонне технологическими и узко сциентистскими.
Вся эта проблематика особенно актуальна и в некотором смысле
болезненна для нашей страны. Господствовавшая у нас в
продолжение многих десятилетий идеология довела до логичес-
кого конца и даже до абсурда ряд представлений о
рациональности, характерных для технологической цивилизации.
Идея преобразования природы на разумных началах выступила в
форме проектов полной переделки естественно протекающих
процессов, тотального контроля за ними со стороны человека и
привела на практике к катастрофическим экологическим
последствиям. Идея рационализации меж-человеческих отношений
(которая всегда истолковывалась как их гуманизация) была
доведена до проектов переделки ("перековки") самого
человека, создания "человека нового типа", и выполняла на
практике роль идеологического обоснования чудовищных
репрессий тоталитарного режима. Крушение этой идеологии с ее
технократизмом и узким сциентизмом вызвало весьма
характерную реакцию: в современном российском обществе

4

нарастает волна анти-научности и анти-рациональности,
которая грозит затопить всякие остатки здравого смысла.
Влияние этой обскурантистской реакции усиливается той
бедственной ситуацией, в которой в силу разных причин
оказалась сегодня в нашем обществе наука и которая привела к
резкому падению престижа научного знания и образования.
Между тем, без развитой науки, без культивирования ра-
ционального знания и рациональности в новых формах не суще-
ствует возможности перехода в цивилизацию XXI века. Отказ от
рациональности вообще и от науки в частности означает
выпадение из общей линии развития современной цивилизации.
Коллектив авторов данной книги попытался обсудить комплекс
проблем, о которых шла речь выше.
В первом разделе помещены статьи, касающиеся самых
принципиальных вопросов понимания рациональности: рацио-
нальность как мировоззренческая проблема, различные типы и
формы рациональности. Речь идет о культурно-исторической
обусловленности типов и форм рациональности, о взаимоотно-
шении рациональности и веры, рациональности и религии, ра-
ционального и иррационального компонентов культуры. Второй
раздел посвящен рациональности в научном познании и соци-
альной деятельности. Здесь специально обсуждаются вопросы о
возможности понимания науки в качестве системы рациональной
деятельности и о рациональной реконструкции истории научного
знания, о новых типах рациональности в современных науках об
обществе и человеке, о связях между рационализацией,
модернизацией и "пост-модернизацией" и о месте в этом про-
цессе т.н. "коммуникативной рациональности". Наконец, статьи
третьего раздела посвящены такой универсальной и вместе с
тем остро современной теме, как связь рациональности и
свободы. Совместимы ли рациональность и свобода? Авторы
этого раздела дают разные ответы на этот вопрос и выводят из
предлагаемых ими решений различные следствия относительно
понимания свободы, творчества, морали, нравственности,
критическо-рациональной рефлексии.
Все статьи, помещенные в разных разделах книги, остро
дискуссионны. Разные авторы защищают не только различные, но
нередко и прямо противоположные точки зрения по тем же самым
вопросам. Поэтому мы сочли целесообразным после каждого
раздела публиковать дискуссию между авторами книги.
Дискуссия позволяет выявить достоинства и недостатки той или
иной позиции, эксплицировать некоторые до этого скрытые
предпосылки рассуждений, развить в связи с соответствующей
концепцией систему аргументов и контраргументов. В
результате читатель получает возможность более ясно
представить всю сложность обсуждаемых проблем и
неоднозначность предлагаемых решений.
Данная работа подготовлена в лаборатории теории познания
Центра эпистемологии Института философии Российской Академии
Наук. Написав эту работу, мы отнюдь не завершили разработку
всего круга тем, связанных с ролью идеала рациональности в
современной культуре. Наоборот, как нам представляется, мы
только начинаем по-настоящему изучать эти вопросы, которые
приобретают все новые и нередко неожиданные формы и которые

5

являются смысложизненными для современной культуры в целом,
российской культуры в частности и в особенности.

Предисловие к книге написано В.А.Лекторским.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.