Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Философия древности и средневековья

ОГЛАВЛЕНИЕ

Примечания

ИНДИЙСКАЯ     ФИЛОСОФИЯ
1 Веда Вед — грамматика. — 79.
2 Во власть бога смерти. — 81.
3 Тамас, раджас и саттва — три основных компонента или качества (гуны) материального мира, первоматерии (пракри-ти), означающие: косное, инертное начало (тамас); страстное, деятельное, возбуждающее (раджас); возвышающее, просветленное, светлое, сознательное (саттва). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета. — 85.
4 Отец питает своего ребенка, поскольку содержит жену. - 86.
5 Сын. — 86.
6 Атман отца, покидающий тело после смерти. — 86.
1Разум (буддхи) — способность постижения общего; ум (манас) — главное внутреннее чувство, управляющее внешними чувствами (индриями). — 87.
8 Семь членов — различные части тела; девятнадцать ртов — пять органов восприятия, пять органов действий, пять дыханий (см. примечание 32 к стр. 112), ум (манас), разум (буддхи), самосознание (ахамкара) и сознание (читта); грубое — материальные предметы; вайшванара — название всей первой стопы, т. е. первого, бодрствующего состояния атма-на. -87.
9 Тонкое — нематериальное, психическое; тайджаса — название второго состояния атмана. — 87.
10 Лишь истина побеждает — satyam eva jayate — это изречение стало девизом на государственном гербе независимой Индии. — 88.
11 Чандала — сын шудры и брахманки, причислялся к одной из низших каст — ниже шудры. — 92.
12 Т. е. душа (атман, пуруша). — 95.
13 Карма-йога — йога действия, включающая и выполнение ведических обрядов и ритуалов. — 98.
911


14 Дела, не посвященные богу, эгоистические — 98.
15 Саньясин — святой, отшельник. — 98.
16 Муни — мудрец, святой. — 99.
17 Юга — один из четырех периодов мирового цикла Брахмана. —100.
18   Бхакти — преданность богу. — 101.
19 Т. е. тонкая, невоспринимаемая чувствами сущность материальных элементов. —101.
20 Пять объектов чувств — звук, запах, свет и т. д. —101.
21 Гуны — основные компоненты материального мира (см. примечание 3 к стр. 85). — 103.
22 Т. е. душу, обитающую в теле. — 104.
23 Майя — видимость, иллюзия, обман. — 106.
24 Пять закреп — пять стихий; джива — индивидуальная душа; все сочетание — тело, человек. — 107.
26 Спасет меня эта корова — корова, принесенная в дар жрецу. —107.
26 В Индии трупы умерших оставляются на съедение пти-. цам, или сбрасываются с утеса, или сжигаются на костре. — 707.
27 Бхригу — учитель Бхарадваджи, отстаивавший идеалистическую точку зрения. —108.
28 Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы — белый, кшатрии — красный, вайшви — желтый, шудры — черный. —109.
29 В карме. — 109.
30 А гамы — священные писания: имеются в виду Упани-шады. — ПО.
31 Отрицатели (настика) — противники учения оБрахмане-атмане как высшей истине. — 111.
32 Прана-апана — вдыхание и выдыхание. Индийская психология насчитывает пять видов дыхания: общее дыхание, выдыхание, вдыхание, дыхание в легких и дыхание всего тела. —112.
33 Шастры — ученые трактаты. — 115.
34 Шрути — священное писание, Веды. — 115.
36 Бхиккху   (пали) — нищенствующий монах. — 117>
36 Татхагата (букв, достигший совершенства) — эпитет Будды. —118.
37 Гандхарвы, якши, бхуты — мифические обитатели небесного и подземного царства. — 121.
38 Комма  (пали) — то же, что карма. — 126.
39 дхамма (пали) — то же, что дхарма. — 127.
40 Мара — олицетворение мирских страстей; злой дух, владыка смерти. —129.
41 Пратимокша — правила поведения в буддийской общине. -131.
42 Дхамма — здесь буддийское учение; санеха — буддийская община, буддийский орден. — 132.
42а ЧеТЫре слова — четыре благородные истины. — 132.
43 Бхикшу — нищенствующий монах, праведник; то же, что бхиккху (см. примечание 35 к стр. 117). —132.
912


44 Имеются в виду совершённое движение и движение, которое должно быть совершено. — 756.
45 Упадхи— в системе веданта условие, ограничивающее сущность, придающее ей конкретную форму. Например, кувшин ограничивает пространство, поскольку в нем оно принимает ограниченную, чувственно воспринимаемую форму, будучи само по себе бесконечным и нечувственным. Точно так же и человеческий разум есть упадхи атмана, ограничивающее его всепроникающую природу отдельным индивидом. — 159.
46 Пять вместилищ — пища, дыхание, ум (манас), знание (виджняна) и земное блаженство. — 159.
47 Бхрамаракита— насекомое. Сравнение здесь не вполне ясное. —162.
48 Перевод Ф. И. Щербатского (см. Ф. И. Щербатской. К истории материализма в Индии. В сборнике «Избранные труды русских индологов-филологов». М., 1962, стр. 251). —165.
49 Кинва — вид растительных семян, использовавшихся в качестве бродильного начала при изготовлении алкогольных напитков. —165.
50 Триданда — тройственный самоконтроль: над своими мыслями, словами и поступками. — 167.
51 Ф. И. Щербатской дает такой перевод последних двух строк: «Богослужение, священное писание, аскетизм — доходы лишь безгрешные для дураков и трусов» (цит. соч., стр. 246). — 167.
62 Раху — в индийской мифологии демон, состоящий из одной только головы, которая летает по небу и время от времени пытается заглотать солнце и луну, чем объясняли их затмения. —167.
53 Понятие въяпти (букв, проникновение, распространение) играет большую роль в индийской логике; оно означает обязательную, всеобщую связь («неизменное сопутствование») двух классов вещей или свойств, как, например, между дымом и огнем («где дым, там и огонь», «нет дыма без огня»). В целом ряде отношений понятие въяпти аналогично понятию импликации в современной логике. — 168.
54 «Таттвавивека» — индийский средневековый трактат по логике. —169.
55 Канада — легендарный основоположник системы вайше-щика. —169.
56 Ману — мифический первочеловек, существования которого чарваки не признавали. — 169.
57 В выводе «для себя» (svartha) не требуется формального соблюдения всех последовательных этапов пятичленного силлогизма, тогда как в выводе «для другого» (parartha), предназначенном для выведения истины перед оппонентом, такого сокращения делать нельзя, т. е. эта классификация вывода носит психологический характер. — 169.
58 Самасама — равный — неравный, совпадающий — несовпадающий (объемы понятий). — 170.
59 Варнашрама — деление    на   четыре   варны    (брахманы,
913


кшатрии, вайшьи и шудры) и соблюдение ими четырех этапов жизни (ученик, домохозяин, созерцатель и удалившийся в лес для благочестивых размышлений). — 170.
60 Джьётиштома — поклонение свету (ведический обряд). -171.
61 Шраддха — поминовение усопших (ведический обряд); религиозная вера вообще. — 171.
62 Гхи — топленое масло. — 171.
62а Пандит — ученый брахман. — 171.
63 Ашвамедха — пышный и сложный обряд принесения в жертву коня, совершавшийся обычно царями. — 171.
64 Сандхи (букв, связь, соединение) — промежуток, соединяющий два отрезка времени, заря (утренняя и вечерняя). — 172.
65 Меру — высочайшая гора в Гималаях; вершина мира.— 177.
66 Лакшми — богиня счастья. — 178.
67 Саманты — вассалы. — 178.
68 Шамбху — бог Шива. — 179.
ЛАО-ЦЗЫ
1 Даосы полагали, что лишь возврат людей к естественному единству с природой, отказ от орудий труда в ремесле и земледелии, от сложной общественной организации — государства и сословного деления, от мудрствований ученого сословия позволят людям снова зажить безмятежной, счастливой жизнью. Лао-цзы считал виновниками социальных потрясений честолюбивых мудрецов, алчущих власти, почтения к себе, сеющих раздоры среди людей, и потому отказ от почитания мудрецов он рассматривал как условие умиротворения народа («не будет ссор»), — 187.
мо-цзы и поздние монеты
1 Ван — правитель, царь, принц, наместник — титул господствующей аристократии в Древнем Китае. Гун — высший титул господствующей аристократии. — 197.
2 Цин — струнный инструмент. Шэн — китайская разновидность свирели. —197.
3 Поднебесная — древнее самоназвание Китая, основанное на представлении китайцев о том, что их страна — центр мира. —197.
4 Тянъцзы (букв, сын неба) — титул высшего правителя в Древнем Китае. Согласно официальной идеологии, власть даровалась ему небом. — 217.
сюнь-цзы
1 Яо — легендарный император «золотого века» Китая; согласно традиции, жил в XXIV в. до н. э.; считался образцом мудрого, добродетельного правителя. — 224.
914


2 Чжоу — последний царь Иньской династии, свергнутый в 1122 г. до н. э.; синоним крайней жестокости. —- 224.
3 «Книга обрядов» («Лицзи») — один из конфуцианских канонов, содержащих описание различных обрядов и ритуальных правил. Сложился этот канон в IV—III вв. до н. э. — 227.
ВАН   ЧУН
1 Хуан Ди — мифический император Китая, правивший, согласно традиции, в XXVII в. до н. э. Символ мудрого правителя.
Тан, или Тан ван, — основатель династии Инь (XVIII— XI вв. до н. э.), правил в 1766—1754 гг.
Цинь — название династии в Древнем Китае, объединившей страну в централизованную деспотическую империю. Существовала в 221—206 гг. до н. э.
Хань — название династии в Древнем Китае. Делится на раннюю, или западную, Хань (206 до н. э. — 8 н. э.) и позднюю, или восточную, Хань (25—220 н. э.). — 246.
ЧЖУ   СИ
1 «Учение о золотой середине» («Чжунюн») — первоначально глава из конфуцианского канона «Лицзи» («Книга обрядов»), в XII в. н. э. была обособлена Чжу Си и стала наряду с книгами «Луньюй», «Мэн-цзы», «Дасюэ» составлять конфуцианское «четверокнижие». — 259.
2 «Великое учение» («Дасюэ») —первоначально, так же как и «Чжунюн», глава из книги «Лицзи». Чжу Си в XII в. обособил ее, она вошла в конфуцианское «четверокнижие». — 259.
ЭМПЕДОКЛ
1 Зевс — огонь или эфир; Гера — земля; Гадес — воздух; Нестис — сицилийское божество, олицетворяющее здесь воду. — 302.
2 Гелиос — солнце. — 305.
3 Киприда — кипрская богиня, т. е. Афродита. — 306.
АНАКСАГОР
1 «Физика» — сочинение «О природе». — 311.
ЙЕВКИПП—ДЕМОКРИТ
1 Речь идет о Пармениде и других философах элейской школы. — 325.
2 Клепсидра — водяные часы, по конструкции похожие на песочные. — 337.
3 Эпихейрема— сжатое умозаключение, т. е. умозаключение с частично не выраженными, а подразумеваемыми посылками. — 345.
915


ЛУКРЕЦИЙ
1 Имеется в виду Эпикур. — 361.
2 Это ограничение не противоречит представлению ? бесконечности Вселенной, поскольку сказанное здесь относится только к'нашему миру. — 361.
3 Орк — подземное царство. — 362.
ПЛАТОН
1 Игра в города походила на игру в шахматы. — 397.
2 Тимократйя (тимархия) — государство, власть в котором принадлежит наиболее уважаемым гражданам (time —- цена, честь, уважение). — 397.
3 Имеются в виду высшие умственные и нравственные силы человеческого духа, место проявления которых, по Платону, голова, называемая им в «Тимее» столицей, или акропо-лисом ума (Тимей, 44 D). — 398.
4 Лотофаги — африканское племя, получившее это имя от употребления в пищу плодов лотоса. Эта пища была так приятна, что чужеземцы, вкушая ее, забывали о своем отечестве. — 399.
5 Аллегория, в которой увещания родственников представляются как бы посланниками старейшин домашнего общества. Царской стеной, ограждающей самостоятельное бытие человека, называется, по-видимому, сознание или совесть. — 399.
6 Город демократический (см. Государство, 557 С —· D). — 400.
1   Халаетр — селитра;     названа     так    по    городу    Хала-стры. — 403.
8 Это выражение из терминологии музыкантов означает гармоническое слияние всех главных звуков, или аккордов. — 405.
АРИСТОТЕЛЬ
1 Противники закона противоречия. — 413.
2  Невозможно существовать и не существовать вместе. — 413.
3 Тот, кто возражает, ибо он первым же своим признанием (что в его словах имеется определенное содержание) предопределяет невозможность противоречия и, таким образом, совершает petitio principii в пользу этого закона. — 414.
4 Доказательство невозможности утверждать, что одно и то же вместе существует и не существует. — 414.
5 Т. е. признал, что в свои слова он вкладывает определенное значение. — 414.
6 Имеется в виду «что-нибудь, что представляет собой бытие человеком в собственном смысле». — 417.
7А именно человека. — 417.
8 Одна из основных разновидностей движения есть источник постоянства, а другая — источник изменений. — 420.
9 Т. е. замыкающая Вселенную крайняя сфера — небо неподвижных звезд. — 420.
916


10 Движение сферы неподвижных звезд. — 420.
11 Разум вообще, безразлично, божественный или человеческий. — 421.
12 Отличное от разума. — 423.
13 Т. е. в области искусства. — 423.
14 Доказательство дается a fortiori: если уже человеческий разум, который имеет дело с вещами составными (из формы и материи), мыслит свой предмет как одно логическое целое, то тем более божественная мысль. — 423.
15 Т. е. живого человека и деревянную статую. — 426.
16 К которой относится определение. — 427.
17 Если взять уже теперь в качестве сущности не круг, а человека. — 427.
18 Платон. Тимей, 37 Е. — 448.
19 Nomisma — первоначальное значение: установившийся обычай, общепринятый порядок. — 464. ,
20 Плектры — небольшие, разнообразной формы инструменты из дерева, металла, слоновой кости, при помощи которых вызывалась вибрация струн кифары (цитры). — 468.
21 Aristos   (греч.) — лучший, ariston — высшее благо. — 473.
стоики
1 Catalepsis — постижение, восприятие. — 478.
2 Математики — в Древней Греции математиками называли не только тех, кто занимался математикой, но и тех, кто занимался астрономией, а иногда и ученых вообще. — 481.
3 Воспламенение (ecpyrosis) — согласно воззрениям стоиков, мир по истечении определенного периода (многих тысяч лет) превращается в огонь. — 482.
* Образовательное начало (logos spermaticos — семенное начало), по учению стоиков, — содержащийся в первичной материи принцип образования вещей. — 482.
5 Гомер. Илиада I, 81—82. Пер. Гнедича. — 499.
8 Cathecon (долг) из cata tinos hecein. — 500.
СЕНЕКА
1 Эдил — выборное должностное лицо в городах древней Италии. Главными его обязанностями были охрана порядка, обеспечение горожан продовольствием, устройство народных зрелищ. — 513.
МАРК АВРЕЛИЙ
1 Марк Анний Вер — римский сенатор, дважды был консулом. — 579.
2 В точности неизвестно, кого имеет в виду Марк Аврелий; возможно, стоика Аполлония из Халкиды. — 579.
3 Партии на конских ристалищах, получившие свое название по цвету одежды наездников. — 579.
4 У Марка Аврелия не было родных братьев. Некоторые полагают, что надо читать не брата (adelphon), а друга
917


(philon) и что в этом случае Марк Аврелий мог иметь в виду Клавдия Севера, философа-перипатетика, одного из своих учителей. — 519.
6 Тразей (Thrasea Paetus) и Гелъвидий (Helvidius Priscus) известны из Тацита (Annal. XIII, XVI, 21)—их республиканский образ мыслей и твердость убеждений навлекли на них гнев Нерона: первый был приговорен к смерти, второй изгнан. Катан Утический (Cato, Marcus Portius, 95—46 до н. э.) — государственный деятель Древнего Рима, руководитель республиканской партии. Дион — друг Платона, после изгнания из Сиракуз (336 до н. э.) жил в Греции, где вращался в кругах философов. — 519,
СЕКСТ  ЭМПИРИК
1 Академики — философы   платоновской  школы. — 526.
плотин
1 Имеется в виду «единое». — 549 и 552.
2 Ср. Платон. Федр, 246 С и 248 С. — 555.
ПРОКЛ
1 Прокл выражает здесь идею субъекта, способного мыслить самого себя. — 556.
АВГУСТИН
1 О «высшем озарении». — 588.
2 Платон. Тимей. — 599.
ДАМАСКИН
1 Ориеен из Александрии (ок. 185—254) — один из крупнейших представителей христианского гностицизма — учения о путях достижения непосредственного познания бога или личного общения с ним. — 626.
ИОАНН  ИТАЛ
1 По всей вероятности, имеются в виду Платон и философы неоплатоновской школы. — 628.
АРМЯНСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ
1 Аралез — мифическое существо, по представлениям армян-язычников, похожее на собаку, которое на поле битвы зализывало раны воинам и возвращало их к жизни. — 634.
ГРУЗИНСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ
1 Шаири — стих, стихотворение. — 669.
2 Чоган — струнный инструмент. — 669.
3 Миджнур — влюбленный. — 671.
918


4 Тинатин — персонаж поэмы: царевна, дочь правителя Аравии Ростевана. — 675.
5 Лал — рубин. — 675.
6 Зуал — Сатурн. — 676.
7 Муштар — Юпитер. — 676.
8 Марих — Марс. — 677.
9 Аспирос — Венера. — 677.
10 Отар ид — Меркурий. — 677.
11 Шермадин — персонаж поэмы: раб Автандила. — 682.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ
1 Дивы — бесы, демоны. — 686.
2 Ариман (или Ахриман) —дух мрака, зла и лжи в мифологии Древнего Ирана. — 687.
3 Низами допускает здесь характерный для средневековья анахронизм: греческие мыслители, отделенные друг от друга целыми веками, представлены как современники Александра Македонского. — 687.
4 Валис — имеется в виду, по всей вероятности, Фалес. — 689.
? Булинас — Аполлоний Тианский (I в.), греческий философ, принадлежащий к пифагорейско-платоновскому направлению. — 689.
6 Хосрой (Хосров) Анушираван — иранский правитель из династии Сасанидов (531—579), в эпоху средневековья считался в странах Ближнего Востока образцом справедливого царя. — 689.
7 Т. е. всего мироздания. --- 690.
8 Фарфорий — Порфирий Тирский (ок. 232/233—301/304) — ученик Плотина. — 690.
9 Хормус — Гермес Трисмегист («Трижды величайший») — мифическое лицо. Ему приписывались книги мистического и алхимического содержания («герметические тайны»), очень популярные в средние века. — 691.
10 Фарсам — мера длины, около 6 км. — 693.
РУССКАЯ  ФИЛОСОФИЯ
1 Ян Вышатич — ростовский воевода. — 697.
МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1 Под элементом аль-Кинди в данном случае подразуме вает не одну из четырех стихий (земля, вода, воздух и огонь), а материю вообще как начало, противоположное форме. — 712
2 Т. е. акцидентально. — 721.
3 Т. е. элементы (стихии). — 727.
4 Имеются в виду неорганические тела. — 734.
6 Т. е. смеси неорганических тел и растений. — 734.
919

? Под «началом» движения здесь подразумеваются сочленения, находящиеся в относительно неподвижном состоянии (ср. Аристотель, о душе, III). — 736.
7 Имеется в виду хрусталик. — 736.
8 «В том, что ниже души, рождаются нравственные качества, и в том, что выше, — знания» (Ибн-Сина, 6-е рассуждение из раздела «Физика». — «Книга исцеления». Прага, 1958, стр. 48. На сербском языке). — 741.
9 Колем — тростниковое перо. — 742.
10 Мутазилиты («отколовшиеся») — средневековые араб-, ские мыслители-рационалисты, предшественники аль-Кинди, Фараби и др. — 748.
11 Суфии — сторонники суфизма — мусульманская религиозно-мистическая философия, возникшая в VIII в. и родственная неоплатонизму. — 748.
12 Мутакаллимы — средневековые мусульманские богословы-схоласты. — 761.
13 Последователи богослова аль-Ашари (ум. в 935 г.), одно из двух (наряду с мутазилитами) направлений среди мутакал-лимов. — 764.
АБЕЛЯР
1 Т. е. к Гильому из Шампо, магистру кафедральной школы в Париже. — 795.
2 Диалектиками в эпоху европейского средневековья называли философов, занимавшихся проблемами логики. — 795.
3 Речь идет об Ансельме Ланском, ученике Ансельма Кен-терберийского, преподававшем богословие в Лане (французская провинция Иль-де-Франс), одном из центров церковного образования в средние века. — 796.
4 Бесплодная смоковница из евангельского рассказа, которая не могла утолить голод Иисуса Христа и его учени-• ков. — 796.
6 В келье, куда Абеляр удалился после пострижения в монахи. — 797.
6 Ориген — см. примеч. 1 к стр. 626. — 797.
7 Сочинение Евсевия, епископа Цезареи (ок. 264—340), содержавшее официальную историю христианской церкви. — 797.
8 Речь идет о Суассонском соборе 1121 г. — 798.
9 Алъберик — реймсский архидиакон. — 798.
10 Этот вопрос Альберика затрагивал важнейший догмат христианского вероучения — догмат о троице. — 798.
11 Краткое изложение основных догматов христианской ре-лигии, отклонение от которых рассматривалось как ересь. Составление этого символа приписывалось епископу Александрии Афанасию. — 799.
12 Имеется в виду иудейский царь Соломон, ветхозаветный мудрец. — 801.
ДАВИД  ДИНАНСКИЙ
1 Аристотель. О душе, I, 1. — 810.
2 Платон. Тимей, 92 С. — 811.
920

СИГЕР  ВРАВАНТСКИЙ
1 Комментатором (или Великим комментатором) называли в средние века в Европе Ибн-Рушда (Аверроэса). — 812.
2 Философом без определения именуется в средневековой схоластической традиции Аристотель. — 814.
3 Фемистий (317 —ок. 390), прозванный «красноречивым», известен как комментатор трудов Аристотеля. Выступал против учения Александра Афродисийского о смертности человеческого разума. Стремился соединить учения Аристотеля и Платона. — 816.
ФОМА  АКВИНСКИЙ
1 «Propter  quid» — почему;   «quia» — так  как   (лат.). — 828.
2 Толкователь (или Комментатор) — Ибн-Рушд (см. примечание 1 к стр. 812). — 847.
3 Отрывки из этого произведения (под названием «Об именах божиих») см. настоящее издание, стр. 611—620. — 851.
РОДЖЕР   БЭКОН
1 См. Аристотель. Физика, кн. 3, гл. 4. — 866.
2 Евклид. Начала, VI, 22. — 866.
3 Цицерон. Тускуланские беседы, кн. I, гл. 24, 57. Ср. Платон. Менон, 82 D — 85 В. — 866.
4 Очевидно, имеется в виду сочинение учителя Р. Бэкона Пьера из Марикура «Новое устройство астролябии». См. Пьер из Марикура. Послание о магните. Вводная статья, перевод и примечания В. П. Зубова. Труды Института истории естествознания и техники, т. 22. М., 1959, стр. 293—323. — 867.
6 Альбумазар (Абу Ма'сар^ 805—885) — арабский астроном, автор «Введения в астрономию», получившего широкую известность в средневековой Европе. — 867.
6 Философская музыка — возможно, Бэкон имеет в виду воззрения пифагорейцев, согласно которым небесные светила в своем движении издают гармонические звуки. — 868.
7 «О небе и мире» — под таким названием в средние века имела хождение книга, составленная из двух произведений — трактата Аристотеля «О небе» и приписанного также Аристотелю, но в действительности ему не принадлежащего сочинения «О мире». — 868.
8 Роберт Линколънский, или Роберт Гроссетест, епископ Линкольнский (1175—1253) — философ и математик, основатель научной школы Оксфордского университета, автор комментариев к Аристотелю и многочисленных трактатов по математике, астрономии, астрологии, оптике, алхимии. Перевел на латинский язык «Этику» Аристотеля и ряд псевдоаристотелевых сочинений. Был учителем Р. Бэкона. — 872.
9 Адам де Мариско — латинизированное имя Адама из Марча (ум. 1258), оксфордского ученого, ученика Роберта Гроссетеста. Ни одно из его сочинений пока не обнаружено, и

921

известен он главным образом   по   отзывам   друзей   и   учеников. — 872.
10 Плиний Старший. Естественная история, кн. VIII, гл. 17,
3. — 874.
11 Сочинение Птолемея, посвященное астрологии. — 874.
12 Юдициарная астрономия — астрология. — 876.
13 Математики, оптики и опытной науки. — 877.
ДУНС   СКОТ
1 «Сентенции» — четыре книги «Сентенций» Петра Ломбардского (ум. 1160), ученика Абеляра. Представляли собой наиболее авторитетный свод схоластического богословия и философии в средневековых университетах, впоследствии вытесненный «Сводом богословия» («Summa theologiae») и «Сводом против язычников («Summa contra gentiles») Фомы Аквинско-
го. — 877.
2 «Магистр» — Петра Ломбардского в средневековой .традиции именовали Магистром сентенций или просто Магистром. — 878.
3Аристотель. См. примечание 2 к стр. 814. — 578.
4 Аристотель. Метафизика, кн. VII, гл. 3. Цитаты из Аристотеля сохранены в нашем переводе в том виде, в каком они даны у Дунса Скота, исходившего из средневекового латинского перевода. Этим объясняется несовпадение в ряде случаев с буквальным смыслом соответствующих мест в русских переводах. — 878.
5 Комментатор — Ибн-Рушд      (см.      примечание     1     к
стр. 812). —886.
6 Потенция объектная (objective) — относящаяся к предмету, объекту мысли. Субъектная (subjective) — относящаяся к субъекту, подлежащему. — 887.
ОККАМ
1 Несоставное знание — Окнам имеет, по всей вероятности, В виду знание отдельных терминов, отдельных понятий, взятых вне суждений, вне предложений. — 891.
2 Субъектное бытие — бытие чего-то в качестве субъекта, подлежащего, существующего в реальной действительности. Объектное бытие — бытие чего-то как предмета мысли, имеющего бытие лишь в уме. — 898.
- 3 Имеется в виду комментарий римского неоплатоника Боэция (480—525) к сочинению Аристотеля «Об истолковании». — 900.
4 Синкатегоремы — части речи, не имеющие самостоятельного значения и приобретающие значение только в предложении, например «всякий», «есть», «нет», «или», «и», «если»
и т. д. — 902.
5 Т. е. в качестве слова, как такового (безотносительно к содержанию), состоящего из букв. Например, в предложении ««Человек» состоит из семи букв» слово «человек» не есть обозначение живого существа. — 903.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.