Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии

Учебное пособие для вузов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция

Тема кризиса развития общества - одна из важнейших в современных философско-исторических исследованиях. XX век отмечен многочисленными социальными потрясениями, постоянными военными конфликтами (включая две мировые войны), нарастающей опасностью экологической катастрофы, оставшейся от времен «холодной войны» боязнью мировой ядерной войны, ощущением «хрупкости» Земли и человеческой цивилизации.
Осознавая сложность положения современного общества, часть западных философов восприняла ее как приближающийся Апокалипсис. Смысл мировой истории для них сводился к идее отрицания возможности прогресса; движение истории казалось бесцельным движением по кругу.
Особенно сильным ощущением кризиса становилось в периоды таких общественных потрясений, как революции и мировые войны. Первым, кто сумел это теоретически «зафиксировать», был Освальд Шпенглер, исторический пессимизм которого стал определяющим для многих философско-исторических концепций. В ряду «концептуальных пессимистов» Шпенглер занимает особое место. Он наиболее четко сформулировал идею «заката» западной культуры в контексте общей картины развития истории как естественного процесса. Вместе с тем концепция круговорота культур, разработанная Шпенглером, как никакая другая концепция этого направления, способствовала становлению и развитию философии истории и культурологии XX в.
Концепция философии истории Шпенглера1 отражает противоречия его мировосприятия, сформировавшегося в относительно спокойный период конца XIX в., не «расколотого» экономическими и военными кризисами начала нового столетия. Не случайно она сориентирована в «золотое прошлое».
1 В разделе использованы материалы, изданные на немецком языке и переведенные автором данной главы учебного пособия.
430
Идеи Шпенглера способствовали оформлению идеологии национал-социализма; они были использованы в политических концепциях неоконсерваторов ФРГ в послевоенную эпоху при формировании идеологии «Объединенной Европы» и Общего Европейского дома; Шпенглер стоял у истоков теории «Запад-Восток», трактуемой впоследствии как противостояние социальных систем и военных блоков.

1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым

Социально-политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)
Европейские страны вступили в XX в. вполне уверенно: экономика была на подъеме, промышленность развивалась. Европа жила без войн уже тридцать лет. Мирные договоры о сферах влияния и высокая экономическая конъюнктура, казалось, знаменуют эру процветания капитализма. Но 1900 г. принес мировой экономический кризис, сильнее всего затронувший Германию. Он подтолкнул концентрацию производства и финансового капитала. Европа вступила в стадию империализма, сопровождавшееся новым переделом мира. Наиболее агрессивным был германский империализм, идеология и политика которого испытывала сильное влияние пруссачества, с присущей ему воинственностью, идущей от тевтонской идеи «грубая сила - источник права», милитаризмом и реакционностью. По словам Мирабо, «война - единственное национальное ремесло Пруссии». Летописец Фридриха II Бернгорст писал, что Пруссия не государство, а «армейская квартира». После объединения Германии Пруссия заняла в ней господствующее положение. Государственный строй Германской империи можно охарактеризовать как полицейский, военный деспотизм с украшениями в виде парламента. В начале XX века германский империализм уже потрясал в Европе «бронированным кулаком». Генерал Людендорф призывал к тотальной войне. Обострились конфликты между Германией, Англией и Францией из-за колоний. Начались локальные вооруженные столкновения (Китай, Африка), в 1911 году разразился Агадирский кризис. Шпенглер увидел в этих процессах «закат» старой мирной «вильгельмовской эры»
431
в Европе. Начавшаяся вскоре I мировая война усугубила ощущение катастрофы. Шпенглер раньше многих почувствовал кризисное состояние Европы и раньше всех провозгласил необходимость спасения старого европейского порядка.

От школьного учителя до духовного пророка Германии

Освальд Шпенглер родился в 1880 г. в семье мелкого почтового чиновника в Бланкенбурге на Граце. Учился в университетах Галле, Мюнхена и Берлина, где изучал математику и естественные науки. Его докторская диссертация была посвящена метафизической концепции философии Гераклита. После завершения образования Шпенглер получает право преподавать естествознание, математику, историю и язык. В 1909 - 1911 гг. он преподает в гимназии. Полученное им наследство позволяет уйти в отставку и заняться тем, в чем он видел свое призвание. Шпенглер набрасывает план и делает черновые записи к задуманному труду «Либеральное и консервативное», позднее озаглавленному «Закат Европы» (1918). Сформулированная в нем идея гибели западной культуры парадоксальным образом утешила и объединила солдат, возвращающихся с фронта, интеллигенцию, мелкую и среднюю буржуазию, не воевавшую молодежь и т. п. Книга имела в Германии шумный успех, автор выступает с публичными лекциями, которые он читает перед самыми различными аудиториями. Шпенглер знакомится с такими крупными политическими фигурами, как Г. Штрассер и Людендорф, промышленниками типа Г. Стинеса и П. Рейша, учеными Фробениусом и Э. Майером. Тогда же, вероятно, состоялось знакомство Шпенглера с Э. Ферстер-Ницше, сестрой Ф. Ницше и распорядительницей его архива, фигурой очень известной в окружении А. Шикльгрубера (более известного как Гитлер). С 1925 г. он внезапно теряет интерес к политике и вновь сосредотачивается на философии. К этому периоду относятся «Первовопросы» - незавершенная работа и множество мелких статей на философско-исторические темы, в которых Шпенглер выдвигает ряд предположений, впоследствии подтвердившихся документально.
С 1930 года, напуганный ростом могущества «организации безработных для уклонения от работы» (так он называл НСДАП), Шпенглер вновь пытается вернуться в политику,
432
которая оканчивается для него трагически. Вышедшая в свет книга «Германия в опасности» (опубликована под названием «Годы решений») и сам автор подверглись резкой критике и преследованиям со стороны властей. Умер Шпенглер в 1936 г. в Мюнхене. Некоторые зарубежные исследователи его творчества утверждают, что смерть не была естественной.
Открытие принципиально новой философии истории
Сегодня нам трудно представить себе тот взрыв популярности, который обрушился на Шпенглера после выхода из печати «Заката Европы», в котором еще в 1914 г. ярко и убедительно была предсказана катастрофа, которая должна настигнуть и победителей, и побежденных. Книгу называли «духовным наркотиком», «философским шлягером», и в течение короткого промежутка времени она была переиздана более двадцати раз.
«Закат Европы» состоит из двух томов, однако более известен первый том. Именно в нем провозглашается открытие принципиально новой философии - «морфологии»; излагается оригинальный герменевтический метод, позволяющий интуитивно постигать феномены уже умерших культур, рассматривающий неизбежность гибели западной культуры столь же естественно, как появление и смерть любого живого организма.
«Новая философия», разрабатываемая Шпенглером, должна была стать заменой науки, во-первых, потому, что средства научного познания не способны отобразить всей полноты и многообразия жизни, схематизация действительности убивает саму действительность; во-вторых, наука, как способ овладения действительностью, не соответствует характеру европейской культуры и основной ее черте - историзму.
Шпенглер полагал, что исторический подход к действительности позволит наиболее полно воспроизвести как прошлое, так и настоящее. Он отвергал оценочный взгляд на историю, при котором средние века рассматривались как нечто мрачное и несовершенное, как подготовка к нашей, высокой истории. Утверждалось, что каждый исторический период самодостаточен и самоценен. Шпенглер не считал, что европейская культура занимает центральное место в мировой истории, и отводил ей подобающее место среди прочих культур.
433
Шпенглерова история - процесс случайного зарождения, расцвета и умирания культур. Культур в истории Шпенглер насчитывал восемь. Семь из них уже умерло: египетская, китайская, майя, индийская, вавилонская, аполлоновская (греко-римская), магическая (арабо-византийская). Восьмая -фаустовская (западный мир) культура ныне приближается к своему закату, а еще одна девятая, русская, только нарождается.
Культура - это организм уникальный, обладающий жесткой сквозной структурой, абсолютно замкнутый, как лейбницева монада. Подобная замкнутость, по мысли Шпенглера, дает основание утверждать, что не существует единой линии развития и каждая умершая культура не может быть понята другими культурами, так же как и существующие - друг друга.
Шпенглер определял срок жизни организма-культуры в 1200 - 1500 лет, в течение которого она проходит все стадии своего развития. По мере взросления культура, подобно любому живому организму, окостеневает, пропадает гибкость ее членов: культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация - закономерный процесс, естественный результат развития культуры, показатель ее старения. Цивилизацию характеризует обездушивание феноменов культуры, исчезновение непосредственности и свежести жизни, ее интеллектуализация. Шпенглер называл это переходом от творчества к спорту, от литературы к варьете и от героев к инженерам, словом, механизацией живого. Западный мир достиг своей роковой черты в XIX в.
Основанием для выделения целостного организма-культуры стало уникальное и специфичное восприятие каждой культурой пространства. Это восприятие определяет все остальные феномены в рамках одной культуры, начиная от парковой архитектуры до математических открытий и техники масляной живописи. Например, аполлоновская культура не знала понятия «дали», поэтому в ней отсутствовали интерес к истории, голубой цвет, сумерки, образ старости, иррациональное число, хроники. Совершенно противоположна ей фаустовская культура, в которой бурно развивается археология, присутствуют полутона, бесконечные сумерки, иррациональные и бесконечно малые числа, музыкальный и поэтический контрапункт, исторические хроники и искусственные парковые развалины.
Только подобное видение истории, утверждал Шпенглер, правильно и требует новой исторической методологии, на-
434
званной им «морфологией», которая изучает структуру организмов-культур и опирается на интуицию. Ее Шпенглер назвал художественным портретированием, использующим аналогию и гомологию.
При таком подходе история предстает как «организм строгого строения», и «будущее не является бесформенным и неопределенным». Шпенглер направлял свои усилия на создание «портретов» равноценных культур и стремился избежать оценки любой из них как культуры, ничем не участвовавшей в мировой истории. Шпенглер заменил, как он сам говорил, Птоломееву схему европоцентристской истории (Древний мир -Средние века - Новое время) Коперниковской, согласно которой все восемь культур рассматриваются как меняющиеся проявления единой жизни и ни одна из них не занимает преимущественного положения. Полицентризм исторического процесса - одна из важнейших идей Шпенглера, которую он, однако, никоим образом не обосновал. Увлекшись логикой истории, Шпенглер сам оказывается в силках опровергаемого им европоцентризма: замкнутые культуры размыкаются на последней стадии своего развития - стадии цивилизации, черты которой во всех культурах одни и те же. Более того, умершие и, казалось, замершие навсегда в таинственном молчании и не могущие быть понятыми культуры былых времен вдруг оживают под пером Шпенглера. История становится уникальным занятием «харизматического» одиночки.

Эволюция политических взглядов Шпенглера
Работа «Прусская идея и социализм»

ознаменовала начало второго периода творчества Шпенглера. Нельзя сказать, что по мере появления новых работ происходило слишком явное изменение взглядов автора «Заката Европы». Многие идеи Шпенглера о фюрерстве, элите, прусском социализме, власти силы, праве Германии на чужие земли уже прозвучали в «Закате Европы». «Наследие Шпенглера явственно распадается на слои, чрезвычайно разнящиеся по мыслительной фактуре, ценности и значимости... Но и единое, замкнутое в себе сочинение («Закат Европы»)... при ближайшем рассмотрении расслаивается на эксперимент исторического прогнозирования, на политическую теорию тоталитаристского толка и на философию культуры в собственном
435
смысле (темперамент автора дает всем этим уровням интимное эмоциональное единство, но сообщить обязательную логическую связь он не может)», - отмечает С.С. Аверинцев.
Эволюция идей Шпенглера была обусловлена предчувствием новой мировой войны, которую, как он полагал, западная цивилизация не переживет. Поражение Германии в первой мировой войне, события, приведшие к Ноябрьской революции и Веймарской республике, ускорили изменение взглядов Шпенглера. Этому способствовала и противоречивость, заложенная в его философии: с одной стороны, его умение зафиксировать кризисное состояние культуры XX в., причины гибели цивилизованной Германии; с другой - «либеральный национализм» XIX в. и желание вернуться в «докризисные времена» (проявились очевидные симпатии к временам Бисмарка и Генриха Льва).
«Прусская идея и социализм» была не первым произведением Шпенглера, в котором он излагал свое отношение к политике и формулировал политическую доктрину. Основы политического тоталитаризма он заложил уже в «Закате Европы». Другое дело, что «Прусскую идею» отличает конкретность и определенность политических рецептов. В первом томе «Заката» Шпенглер наметил основы политического тоталитаризма, обозначавшего «политику» и «политическое» как наиболее сущностные феномены фаустовской культуры. Однако здесь еще отсутствует политическая доктрина тотальной войны, политика еще не является главной и к ней не сводимы все прочие феномены культуры, как Шпенглер сделает во втором томе «Заката».
Тотальность политики предстает как разновидность воли к власти, этого главного принципа западной фаустовской культуры. В науке воля к власти проявляется как закон, способ овладения миром; в социальной теории - революция как способ овладения обществом; в технике • машины, овладевающие временем и пространством; в этике - это стремление к переоценке ценностей; в литературе - главный герой почти всегда захватчик.
При такой интерпретации все политические феномены эквивалентны «воле к власти». Характеризуя социализм, Шпенглер пишет: «Цель его (социализма) совершенно империалистическая: благоденствие в экспансивном смысле, но не больных людей, а жизнедеятельных, которым стремятся дать свободу действий вопреки сопротивлению». В «Закате Евро-
436
пы» Шпенглер уже ведет речь о различии форм социализма: социализма истинного, прусского, прообразом которого является эпоха Фридриха Вильгельма I; и неистинного, марксистского, истощившего свои возможности в конце XIX в.
Шпенглер не ограничивается простой декларацией смерти Марксова социализма и выдвижением альтернативной модели - прусского социализма. То есть сначала надо переустроить человека (Шпенглер пользуется немецким словом, которое одновременно переводится и как воспитание, и как дисциплина), а не общество, т. к. социализм XX в. не может и не должен решать социальные вопросы, его основа - этика эгоиста. «Социализм - вопреки внешним иллюзиям - отнюдь не система милосердия, гуманности, мира и заботы, а система воли к власти». Но Шпенглер понимает, что «ограничение» марксизма рамками XIX в. не может лишить его привлекательности в 20-х гг. XX в. Поэтому О. Шпенглер не отвергает его, а предлагает другой, «истинный», соответствующий XX в.: «...мы все бессознательные социалисты. Мы носим его в себе как жизнечувствование, хотим мы этого или не хотим, и даже сопротивление ему носит его форму».1
С 1918 г. Шпенглер начал работать над вторым томом «Заката Европы», намереваясь продолжить разработку концепции мировой истории. Но революция в Германии, последовавшая за революцией в России, катастрофическое для Германии окончание Первой мировой войны заставили Шпенглера обратиться к проблемам, по его мнению, более насущным. Он бросает высокое «философствование» и очень быстро выпускает «Прусскую идею и социализм». Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.