Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
Учебное пособие для вузов
Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени
Иррационализм
В 20-е годы XIX столетия громко заявили о себе учения, которые не искали опоры ни только в естественных процессах, но и в разуме, считая внимание философии к рациональности явно преувеличенным. И прежде всего надо вспомнить в этом случае Артура Шопенгауэра (1788 - 1860).
Показательна одна из записей Шопенгауэра после его очередной беседы-дискуссии с Гете: «Этот Гете в такой степени
1 Другое название этого направления - «махизм».
2 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 177.
3 Подробнее см. гл. VII, позитивизм XX в. и его разновидности.
246
был реалистом, что ему никогда и в мысль не могло прийти, что предметы как таковые существовали лишь постольку, поскольку их представляет познающий субъект». Сам же он был в этом уверен.
В своей концепции Шопенгауэр исходит из кантовской «вещи в себе», но дает ей собственную трактовку. Она представляет собой бессознательную «волю к жизни», внеразумную силу. Эта сила объективируется в многочисленных формах, определяя стремление к ничем не ограниченному господству. Человек не может постичь направленность влечений собственной воли и существует в мире иллюзий и миражей.
Жизнь, по мнению Шопенгауэра, полна страданий и воплощается у человека в «войне всех против всех», наполняя его существование глубоким унынием: «наше положение так горестно, что решительно надо было бы ему предпочесть совершенное небытие... но какой-то голос говорит нам, что это не так, что в этом не конец, что смерть не абсолютное уничтожение». «Оптимизм... представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества». Одним словом, «воля отворачивается от жизни; теперь она содрогается перед ее радостями, в которых видит ее утверждение. Человек доходит до состояния добровольного отречения... истинной безмятежности и совершенного отсутствия желаний».1
Таким образом, преодолевается индивидуальное, усмиряется воля к жизни, исчезают порождающие страдания явления и происходит полное успокоение духа.
Уход от классического рационализма в иррационализм нашел свое выражение в целом ряде направлений. Одним из них явилась «философия жизни» (представители - Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель и др.). Богатство понятия «жизнь» позволило разнообразить его трактовку. Так, акцент на биологических аспектах привел к обоснованию культа силы, сведению источника развития к волевым усилиям по обеспечению абсолютного освобождения индивида, к формированию идей «сверхчеловека». Внимание к историческим аспектам позволило трактовать жизнь как целостный духовный процесс в условиях реконструкции особенностей эпохи. Этот акт осуществляется интуитивно.
1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Антология мировой философии, т. 3. М., 1971, сс. 698 - 701.
247
Стремление освободить философские представления от натуралистических составляющих породило феноменологию (основатель - Э. Гуссерль), где феномен представляет собой первоявление, прообраз, существующий в виде комплекса ассоциаций.
Иррационализм в нач. XX в. выделил из себя еще целый ряд течений и школ.1
Заключение
Немецкая классическая философия явилась в истории мировой культуры феноменом, как закономерным, так и уникальным.
Закономерным потому, что человечество (как демонстрирует история) нуждается в подытоживании, в резюмирующих цивилизацию акцентах, без которых оно не может перейти к очередному своему уровню существования. А уникальным потому, что каждый такой период неповторим, исключителен по культурным и духовным характеристикам, сочетанию событий, ценностным ориентациям.
К общим особенностям и достоинствам философии этого периода можно отнести следующие достижения.
- Она показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, ее достижения и просчеты. Продемонстрировала важность философии для осмысления будущего и опасности, подстерегающие общество при игнорировании целостного восприятия своей цивилизации.
- Будучи по сути социоцентричной, она повернула теоретическую мысль к проблемам свободы -и ценностей, их роли в жизни человека.
- Ею были развиты соответствующие современной науке методы развития и познания - диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперед в познании мира.
- Она способствовала формированию новой концепции модели мира; появлению оригинальных подходов к его познанию.
1 Подробнее об этих направлениях см. гл. IX Современная западная философия человека, гл. X Философия экзистенциализма.
248
Приложение 1 к главе VI
|
Научные открытия XVIII - XIX вв |
1718 |
Обоснование собственного движения звезд (Э. Галлей) |
1735 |
Бинарная биологическая номенклатура (К. фон Линней) |
1748 |
Систематическая разработка математического анализа (Л. Эйлер) |
1749 |
Попытка представить развитие Земли, животного мира и человека как единый эволюционный ряд. (Ж.Л.Л. Бюффон) |
1755 |
Гипотеза о возникновении Солнечной системы в результате сгущения газообразного облака (И. Кант) |
1766 |
Открытие водорода (Г. Кавендиш) |
1771 |
Впервые обнаружены и наблюдались явления фотосинтеза (Дж. Пристли) |
1774 |
Открытие кислорода (Дж. Пристли, К.В. Шееле) |
1775 |
Закон сохранения массы вещества (АЛ. де Лавуазье) |
1776 |
Трудовая теория стоимости (А. Смит) |
1780 |
Вариационное исчисление (Л. де Лагранж) |
1783 |
Опровержение теории флогистона (А.Л. де Лавуазье) |
1785 |
Основной закон электростатики (Ш.О. де Кулон) |
1787 |
Химическая номенклатура (А.Л. де Лавуазье, К.Л. Бертолле) |
1796 |
Прививка оспы (Э. Дженнер) |
1799 |
Основная теория алгебры (К.Ф. Гаусс) |
1801 |
Теория начального обучения (И.Г. Песталоцци) |
1803-04 |
Таблица атомных масс (Дж. Дальтон) |
1805 |
Закон вертикальной зональности растительного мира (А. фон Гумбольдт) |
1805-08 |
Закон объемных отношений газов (Ж. Л. Гей-Люссак) |
1809 |
Первое целостное учение об эволюции (Ж.Б. де Ламарк) |
1814 |
Система символов химических элементов (Й.Я. Берцелиус) |
1817 |
Исходные основы теории прибавочной стоимости (Д. Рикардо) |
1818 и 1833 |
Сравнительно-исторический метод в языкознании (Р. Раскин, Ф. Бопп) |
1820 |
Гипотеза обусловленности магнетизма молекулярными токами (А.М. Ампер) |
1822 |
Открытие явлений изомерии в химии (Ф. Велер) |
1824-26 |
Математически обоснованная теория электромагнетизма (А.М. Ампер) |
1824 и 1832 |
Разрешение проблемы уравнений пятой и высших степеней (Н.Х. Абель, Э. Галуа) |
1824 и 1850 -51 |
Второе начало термодинамики (Н. Карно, Р. Клаузиус, У. Томсон) |
1825-28 |
В историческую науку входит понятие классовой борьбы (Ф. Гизо, А Тьери) |
249
1826 |
Основной закон электрического тока (Г.С. Ом) |
1826 |
Неевклидова геометрия (Н.И. Лобачевский, Я. Больяй) |
1827 |
Внутренняя геометрия поверхностей (К.Ф. Гаус) |
1828 |
Основы эмбриологии (К.Э. фон Бэр) |
1828 |
Первый синтез органического вещества (Ф. Велер) |
1830 |
Основы общего языкознания (В. фон Гумбольдт) |
1831 |
Открытие электромагнитной индукции (М. Фарадей) |
1836 |
Выделение трех периодов в археологии (К.Ю. Томсен) |
1839 |
Теория клетки (Т. Шванн) |
1840 |
Основы агрохимии (Ю. фон Либих) |
1842 |
Закон сохранения энергии (Ю.Р. фон Майер) |
1846 |
Открытие планеты Нептун (И.Г. Галле по вычислениям У.Ж. Леверье и Дж. К. Адамса) |
1848 |
Открытие оптической изомерии (Л. Пастер) |
1848 |
Теория научного коммунизма (К. Маркс) |
1854 |
Теория n -мерных кривых пространства (Б. Риман) |
1859 |
Научно обоснованное учение об эволюции и теории естественного отбора (Ч. Дарвин) |
1859 |
Спектральный анализ (Р.В. Бунсен, Г.Р. Кирхгоф) |
1861 |
Теория строения органических веществ (А.М. Бутлеров) |
1864 |
Открытие микробиологической сущности инфекционных болезней (Л. Пастер) |
1865 |
Закон наследственности (Г.И. Мендель) |
1865 |
Основные уравнения электромагнитного поля (Дж. К. Максвелл) |
1869 |
Периодический закон химических элементов (Д.И. Менделеев) |
1874 |
Основы стереохимии (Я.Х. Ван-Гофф) |
1877 |
Выделение трех крупных периодов в истории развития человечества (Л. Г. Морган) |
1879 |
Экспериментальная психология (В. Вундт) |
1882 |
Открытие возбудителя туберкулеза (Р. Кох) |
1883 |
Открытие фагоцитоза (И. И. Мечников) |
1888 |
Доказательство существования электромагнитных волн (Г. Герц) |
1895 |
Открытие рентгеновского излучения (В.К. Рентген) |
1895 |
Введение научной организации и управления труда (Ф.У. Тейлор) |
1896 |
Открытие радиоактивности (А.А. Беккерель) |
1897 |
Учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) |
1898 |
Открытие радия (П. и М. Кюри) |
250
Приложение 2 к главе VI
Хронология жизни немецких философов (классический период)
251
Приложение 3 к главе VI
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК (по Гегелю)
252
Приложение 4 к главе VI
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ВО II-й пол. XIX ВЕКА
253
Литература
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978.
Кузнецов В.И. Немецкая классическая философия. М., 1989.
Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986.
Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.
Кант И. Критика практического разума. Пролегомены. Соч., в 6-ти тт., т. 4, ч.1.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974 -1977.
Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1965.
Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое издание).
254
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|