Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Койре А. Очерки истории философской мысли

ОГЛАВЛЕНИЕ

Особое место, которое занимает Александр Койре среди исто-
риков науки — наших старших современников, — определяется
как необычностью его судьбы и разнообразием духовных интере-
сов, так и влиянием, оказанным им на многих ученых Западной
Европы, в особенности Франции, и США.
Александр Владимирович Койре (1892—1964) родился в Та-
ганроге 29 августа 1892 г. Среднее образование получил в гимна-
зиях Тифлиса и Ростова-на-Дону, где, в частности, получил хоро-
шее знание классических и нескольких современных языков.
Впоследствии он с равной легкостью говорил и писал по-русски,
английски, немецки и французски. В гимназические годы Койре
серьезно увлекся философией и в 1908 г. переехал в Гёттинген,
где слушал лекции основателя феноменологической школы Э. Гус-
серля, своеобразно развивавшего тогда теорию познания, восхо-
дящую к идеалистическим системам Платона, Лейбница и Брен-
тано. Гуссерль оказал несомненное влияние на мировоззрение
молодого Койре. В течение трех лет занятий в Гёттингене он про-
слушал также лекции знаменитого Д. Гильберта по математике.
Для завершения высшего образования Койре переехал в Париж.
Роль, которую сыграло в жизни молодого А. Койре творчество
таких видных французских ученых, как П. Таннери (тогда уже
покойного), Л. Брюнсвика, П. Дюгема, Э. Мейерсона, трудно пе-
реоценить.
Первая мировая война на несколько лет прервала путь Койре
в науку. Волонтером он вступил в ряды французской армии, за-
тем перешел в русский полк и вплоть до осени 1917 г. сражался
с немцами на юго-западном фронте России. По окончании миро-
вой войны Койре вернулся во Францию, где у него уже сложи-
лись прочные связи в академической среде. Две работы по исто-
рии философии религии, изданные в 1922 и 1923 гг., обеспечили
ему первые университетские ученые степени и звания, а объеми-
стый труд о немецком философе-пантеисте XV—XVI вв. Я. Бёме
(1929) — высшую докторскую степень (docteur detat). G 1924 г.
А. Койре читает курс лекций в Практической школе высших ис-
следований сначала в качестве доцента, а с января 1930 г. «дирек-
тора исследований» (directeur de recherches), что примерно соот-
ветствует званию старшего научного сотрудника наших академи-
ческих институтов. Вся его дальнейшая жизнь, за исключением
перерыва, вызванного второй мировой войной, будет связана с
деятельностью этой школы.
Итак, первые серьезные работы А. Койре посвящены истории
религиозно-философской мысли и истории философии вообще.
Особое место в этот период его творчества нанимает серия публи-
каций, посвященных русским мыслителям И. Киреевскому (1928),
А. Герцену (1931), П. Чаадаеву (1927, 1933), а также распрост-
ранению идей Гегеля в России (1936). Эти статьи и в еще боль-
шей мере две книги: «Философия и национальное движение в
России в начале XIX века» (La philosophie et le mouvement national
en Russie au debut du XIXe siecle, 1929) и «Очерки истории
философских идей в России» (Etudes sur lhistoire des idees philosophiques
en Russie, 1950) — вызвали особый интерес француз-
ских читателей, мало осведомленных о различных идеологических
течениях в России первой половины и середины прошлого столетия.
В начале 30-х гг. круг интересов Койре перемещается в об-
ласть истории науки. Правда, еще в 1922 г. он выступил со ста-
тьей о парадоксах Зеноиа, в равной мере относящейся к истории
философии, но теперь историко-научная проблематика выдвигает-
ся в творчестве ученого па первый план. Последующие 30 лет
своей деятельности Койре занимается исследованием проблем,
касающихся истории математики, механики, астрономии, физи-
ки, химии. Основное внимание он уделяет развитию научных
идей и их взаимосвязей. Анализируя научную революцию Ново-
го времени XVI—XVII вв. (от Коперника через Кеплера, Гали-
лея и Декарта до Ньютона и Лейбница), Койре попутно рассмат-
ривает труды Тартальи, Кавальери, Паскаля, Борелли, Гассенди
и т. д.
Он участник многих научных конференций, часто выступает
в Париже и вне его как с отдельными докладами, так и с цикла-
ми лекций. С 1934 по 1940 г. Койре несколько раз посещает в ка-
честве гостевого профессора Каирский университет. Устные и пе-
чатные выступления Койре, отличающиеся глубоким научным
и философским содержанием, оригинальностью и порой парадок-
сальностью выводов, создают ему большой авторитет. И хотя
выводы Койре не всегда и, во всяком случае, не для всех прием-
лемы, его аргументация неизменно поучительна.
На основе тщательного изучения обширнейшей историко-на-
учпой литературы Койре создает некоторую общую методологи-
ческую концепцию научной революции Нового времени, которая
при всей насыщенности его трудов конкретными историческими
данными является доминантой всего творчества Койре. Наличие
в творчестве Койре глубокой связи между историко-научными и
историко-философскими интересами свойственно самой его лично-
сти как ученого. Именно об этой связи говорится во введении к
коллективному двухтомному сборнику статей в честь 70-летия
Койре,— в котором приняли участие советские авторы — напи-
санном двумя его видными учениками и друзьями И. Коэном и
Р. Татоном.
Помимо множества статей, посвященных научной революции,
Койре выпустил несколько больших монографий, первой из кото-
рых были «Этюды о Галилее» в трех выпусках: 1. «На заре клас-
сической науки», 2. «Закон падения тел — Декарт и Галилей»,
3 «Галилей и закон инерции». Основную цель этой работы автор
видел в том, чтобы показать, что важнейшей особенностью пере-
стройки науки XVI—XVII вв. явилась замена античной и средне-
вековой идеи о мире как конечном- и иерархически упорядочен-
ном космосе, центр которого составляет Земля как обиталище
человека, картиной бесконечной (а следовательно, лишенной еди-
ного центра) однородной Вселенной. С этой заменой необходимо
связаны глубокие изменения в прежних понятиях пространства
и движения и введение целого ряда ранее неизвестных понятий.
Хотя титульный лист «Этюдов о Галилее» помечен 1939 г., фак-
тический их тираж был готов в апреле 1940 г., когда над Фран-
цией уже нависла реальная угроза вторжения гитлеровских пол-
чищ. Койре с женой, также уроженкой России, вернулись из
Каира во Францию, но не надолго. В июне нацисты захватили
Париж, после чего наспех составленное правительство Петена —
Лаваля капитулировало. Во Франции началось движение Сопро-
тивления, а за ее пределами генерал де Голль, покинувший стра-
ну, приступил к организации движения «Свободная Франция»,
призванного объединить в борьбе с нацистами многочисленных
французов-патриотов, находившихся за рубежом. Койре, почти
сразу возвратившийся в Каир, предложил свои услуги посетив-
шему тогда египетскую столицу де Голлю. Тот рекомендовал
Койре направиться в США с пропагандистской миссией, где во
влиятельных сферах были еще сильны пропетеновские настрое-
ния. Долгим путем — через Индию, Тихий океан и Сан-Францис-
ко — супруги Койре добрались до Нью-Йорка. Свою политическую
миссию Койре выполнил вполне успешно и в 1942 г. вновь встре-
тился с де Голлем в Лондоне. Вместе с тем за время пребывания
в США он активно включился в научную жизнь Нью-Йорка, ра-
ботая в Свободной школе высших исследований, организованной
группой французских и бельгийских ученых, а также в амери-
канской Новой школе социальных исследований. Кроме того, он
постоянно выступал с докладами и лекциями по истории науки
в различных университетах страны.
По окончании второй мировой войны Койре продолжил работу
в Практической школе высших исследований в Париже, а затем
возглавил французский Центр исследований по истории науки
1 Laventure de la science. Melanges Alexandre Koyre. I, Paris, Hermann,
1964, p. XX—XXI. Этот сборник содержит также список трудов А. Койре,
вышедших в свет до его смерти.
ы техники. Кроме того, в 1956 г. он был назначен постоянным
членом Института высших исследований в Принстоне, США, и с
тех пор поочередно проводил по шесть месяцев в Париже и в
Принстоне, где был освобожден от выполнения каких-либо адми-
нистративных функций. Впрочем, он принимает на себя важную
общественную нагрузку, заняв в том же 1956 г. пост непремен-
ного секретаря Международной академии истории науки, членом-
корреспондентом которой он был с 1950 г. и действительным чле-
ном с 1955 г. В этой должности Койре принимает энергичное
участие в организации многочисленных международных форумов,
редактировании журнала академии «Archives Internationales
dhistoire des sciences» и издании серии ее трудов.
Научная деятельность Койре не ослабевала до 1962 г., когда
болезнь принудила его прекратить поездки в Принстон. В этот
период на передний план его творчества все более выдвигалась
астрономия. В 1957 г. в США вышла одна из наиболее ярких его
работ — «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» (From
the Closed World to the Infinite Universe), а в 1961 г. капитальная
монография «Революция в астрономии. Коперник, Кеплер, Борел-
ли» (La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli). На-
ряду с глубоким анализом астрономических исследований Кеплера
Койре впервые выявил прогрессивное значение астрономиче-
ских наблюдений и идей Борелли, ранее незаслуженно оставав-
шихся в тени. Последние годы жизни особенно много времени и
сил Койре уделял изучению наследия Ньютона и совместно с
И. Коэном произвел кропотливый разбор трех прижизненных из-
даний «Математических начал натуральной философии» Ньютона.
Их новое издание было подготовлено со всеми изменениями, вно-
сившимися знаменитым автором на протяжении 40 лет и весьма
важными для изучения эволюции целого ряда принципиальных
положений Ньютона. Это чрезвычайно ценное издание «Матема-
тических начал», подобного которому еще не было, вышло в свет
в двух томах в 1972 г. уже после смерти Александра Койре.
Среди других публикаций Койре, относящихся к последним
годам его жизни, особое место занимает превосходный очерк о
развитии точных наук с 1450 по 1600 г., помещенный во втором
томе 4-томной «Всеобщей истории наук», вышедшей под редак-
цией Р. Татона (Histoire generale des sciences, t. II, 1958). Смерть
A. Койре, наступившая 28 апреля 1964 г. после тяжелой и про-
должительной болезни, не приостановила публикацию его сочи-
нений. Многие его работы не раз переиздавались наряду с тема-
тическими сборниками статей, печатавшихся в различных журна-
лах, трудах симпозиумов и конгрессов и т. д. Здесь нельзя не
отметить самоотверженный труд его вдовы, Д. Н. Койре, пережив-
шей мужа почти на 18 лет и скончавшейся в 90-летнем возрасте.
Прожив более полувека во Франции и США, А. Койре всегда
сохранял чувство близости к русской культуре (что нашло выра-
жение в одном из направлений его научной работы) и своим соо-
течественникам. Ряд советских ученых были лично знакомы с
А. В. Койре, совместно с ним участвовали в работе различных
научных конференций, проходивших во второй половине 50-х гг.
Летом 1960 г. большая группа советских историков науки, и в их
числе автор этих строк, посетила Центр исследований, возглавляе-
мый Койре, и его парижскую квартиру, где с большим радушием
была принята обоими супругами. Особенно запомнились теплые
встречи на международном симпозиуме в Оксфорде 9—15 июля
1961 г. Доброжелательный и отзывчивый по природе, А. В. Койре
жадно расспрашивал своих советских коллег и друзей о жизни в
СССР вообще и научной в особенности. Он знал и ценил многие
труды советских историков науки, превосходно знал русскую
классику и очень любил Пушкина (во время одной из прогулок
он без запинки прочитал наизусть все вступление к «Медному
всаднику»). Характерно, что за время его пребывания на посту
непременного секретаря Международной академии истории науки
(1956—1961 гг.) в состав ее было избрано 10 советских ученых.
Еще при жизни труды А. В. Койре были отмечены многими
научными наградами — премиями Академии наук Института
Франции, медалью Сартона и другими знаками отличия. После его
смерти Центру исследований в Париже, которым он руководил,
было присвоено его имя, а Международная академия учредила
медаль Койре, присуждаемую раз в три года за наиболее выдаю-
щиеся труды по истории науки и техники.
Большинство статей и публичных выступлений А. Койре впо-
следствии были объединены в три сборника: «Ньютоновские ис-
следования» (Etudes neutoniennes, 1968), первоначально издан-
ные в США по-английски (Neutonian Studies, 1965), «Очерки по
истории философской мысли» (Etudes dHistoire de la Pensee philosophique,
1961; большинство статей настоящего сборника взяты
из этой работы, что и определило его общее название) и «Очер-
ки по истории научной мысли» (Etudes dHistoire de la Pensee
scientifique, 1966). Этим сборникам, не раз переиздававшимся,
предшествовали названные выше «Этюды о Галилее» (Etudes
Galileennes, 1939).
Эти статьи наряду с целым рядом книг являются частями
грандиозной программы, задуманной автором: проследить все
основные направления научно-философской мысли вплоть до со-
временности. Излагая в феврале 1951 г. итоги уже проведенных
и план намеченных исследований, Койре писал, что не собирает-
ся ограничиться XVII веком, на котором тогда были сосредоточены
его интересы. «История этой великой эпохи, — сказал он, — по-
может осветить сравнительно недавние периоды, а вопросы, кото-
рыми я займусь, характеризуются, но не исчерпываются следую-
щими темами:
Ньютонова система; расцвет и философское истолкование нью-
тонианства (до Канта и самим Кантом) ;
Максвеллов синтез и история теории поля;
происхождение и философские основания теории вероятностей:
понятие бесконечности и проблемы обоснования математики;
философские корни современной науки и истолкования науч-
ного знания последних лет (позитивизм, неокантианство, форма-
лизм, неореализм, платонизм)». Осуществление этой программы,
заключал Койре, позволило бы «лучше понять философскую и
научную революцию нашего времени» .
Не удивительно, что реализация такой программы, сформу-
лированной Койре, когда ему было почти 60 лет, была совершен-
но неосуществима при всей его одаренности, эрудиции и работо-
способности. Да и жить ему тогда оставалось немногим более
10 лет. Главным его свершением явилось исследование идейных
предпосылок и хода научной революции XVI—XVII вв. до Нью-
тона включительно. И в этой области он сделал многое и оста-
вил ценное научное наследие, которое выборочным образом пред-
ставлено в сборнике статей, предлагаемом вниманию советского
читателя.
Сборник состоит из 9 статей, первая из которых увидела свет
в 1922 г., хотя была закончена ранее, а последняя, написанная
незадолго до кончины автора, появилась в печати посмертно — в
1965 г. В процессе перевода тексты некоторых статей (например,
«Пустота и бесконечное пространство в XIV в.» или «Ньютон,
Галилей и Платон») были несколько сокращены за счет исклю-
чения длинных латинских цитат из первоисточников, чаще всего
средневековых авторов. Сохранение этих цитат потребовало бы
пространных разъяснений, исключение же их ни в коей мере не
отразилось на содержании статей А. Койре.
Наиболее ранняя по времени статья посвящена парадоксам
Зенона, проблеме бесконечности и непрерывности. Она знакомит
читателя с подходом молодого Койре к этой проблеме, вызываю-
щей неослабевающий интерес и в наши дни, и уже по одному
этому заслуживает внимания. Однако в ней не был и не мог быть
учтен тот колоссальный прогресс, который в дальнейшем испы-
тали математическая логика и основания математики в целом.
Отсюда внимание, отведенное в этой статье интерпретации, пред-
ложенной А. Бергсоном, сегодня представляется несколько арха-
ичным.
Все последующие статьи данного сборника имеют своим об-
щим предметом проблему взаимодействия философской и науч-
ной мысли, с одной стороны, и историю научной революции Но-
вого времени — с другой. Как было сказано, Койре интересовала
сама история идей как таковая. Сильной стороной его трактов-
ки истории науки и истории философии было их слитное рассмот-
рение. Он был убежден и доказывал это всем своим творчеством,
что научная и философская мысль находилась и находится в
1 К о у г e A. Eludes dhistoire de la pensee scientifique. Paris Gallimard
1973, p. 15.
10
постоянном и, вообще говоря, плодотворном взаимодействии.
Третьей компонентой истории идей являлась религиозная мысль—
факт, для прежних времен несомненный. Здесь следует, однако,
подчеркнуть, что диалектика взаимодействия между тремя на-
званными компонентами духовной жизни человечества характе-
ризуется Койре иногда недостаточно объективно: моменты проти-
водействия прогрессу пауки со стороны церкви, с одной стороны,
и идеалистических философских школ — с другой, отступают у
него на задний план. Ибо он, если выразить его мировоззрение
лаконично, был платоником. Более подробно мировоззрение Кой-
ре анализируется в статье В. С. Черняка, помещенной в конце
данной книги. В той же статье читатель найдет критику так на-
зываемого интернализма Койре, рассматривающего процесс
духовного развития как процесс саморазвития, вне живой связи
с социально-экономической историей человечества.
Те стороны творчества Койре, которые вызывают у нас есте-
ственную критику, не должны скрывать достоинств его исследо-
вания. Его анализ средневековой натурфилософской мысли, без
которого непонятно (да и невозможно) изучение научной
революции Нового времени, отличается тонкостью и глубиной.
То же касается анализа творчества таких корифеев пауки и фило-
софии, как Коперник, Бруно, Кеплер, Декарт, Ньютон — здесь
названы только несколько крупных имен. Быть может, особенно
детально и обстоятельно изучил Койре взгляды Ньютона, и в
частности предложил тонкий и чрезвычайно интересный разбор
знаменитого изречения автора «Математических начал натураль-
ной философии», в котором тот отказывается от измышления ги-
потез.
Подводя итог этим беглым замечаниям о жизни и творчестве
А. Койре, хотелось бы отметить, что даже в тех случаях, когда
он высказывает взгляды, вызывающие возражения, чтение его
статей, написанных к тому же всегда увлекательно, стимулирует
творческую мысль самого читателя. А это одно из главных до-
стоинств любого научного и вообще литературного труда.
А. П. Юшкевич

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
история науки 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.