Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
1. Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей
главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских
вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать
их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические
ситуации").
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но
особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие
современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952).
Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии,
педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого
распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США
и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи
лучшим философом Америки своего времени.
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы
традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на
важнейшие философские проблемы.
199
2. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих
исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего
бессмысленными;
• выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие
опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские
исследования;
• под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как
врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный),
религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и
другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
3. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта
двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в
основу философии американского прагматизма.
Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной
связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в
дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном
внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски
развил данную идею и уточнил задачи философии.
4. Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя
опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии
преобразовать сам опыт, системати­чески совершенствовать опыт во всех сферах
человеческой жизни.
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофес­сиональный, спиритический
и др.) накапливается при взаимо­действии индивида с обществом и внутри общества,
то важней­шим условием совершенствования опыта является совершенст­вование
самого общества — социальная реконструкция.
Социальная реконструкция включает в себя:
• совершенствование отношений собственности, что подразу­мевает наделение
собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между
собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для
про­изводственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фак­тически речь идет об
акционировании собственности);
200
• через акционирование и иное совершенствование отноше­ний собственности —
приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей
прослойки, при­сваивающей часть результатов труда (крупные единоличные
собственники, работодатели, монополисты и др.);
• более справедливое распределение произведенных материаль­ных благ;
• борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше­нии благосостояния
граждан;
• обеспечение прав человека и совершенствование демократи­ческого
государственного устройства;
• наведение порядка в обществе, совершенствование, профес­сионализацию
управления во всех сферах человеческой жиз­ни и деятельности;
• сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством
совершенствования опыта поми­мо социальной реконструкции Дьюи считает применение
к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".
Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высо­чайших результатов во
всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило
научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство
новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни на­учные
методы, ни высокие технологии абсолютно не применя­ются к управлению обществом,
морали, опыту.
Следовательно, опыт можно преобразовать, используя со­вершенные научные методы и
высокие технологии, причем вне­дрять данные методы и технологии необходимо
прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.
Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершен­ствование мышления (также
на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии
за­ключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем примене­ния к нему
новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое
научный метод? каковы его основные характеристики?.
Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи.
По Дьюи:
• метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальней­шего функционирования
приобретенного знания в ходе че­ловеческого опыта;
• основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком
своих целей;
201
• от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его
истинность; то есть метод, при использо­вании которого цель достигнута, —
истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее
дос­тижение, — ложный;
• следовательно, научный метод является инструментом ус­пешной человеческой
деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения
цели по­лучил название инструментализма.
Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи дела­ет ряд выводов:
• не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический
результат, не заслуживают внимания);
• существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
• следовательно, необходимо выявить конкретный механизм дей­ствия метода.
Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о
проблематической ситуации и путях ее разре­шения, суть которого в следующем:
• потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального
(действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
• данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную
(любую) жизненную ситуацию, ко­торую необходимо решить с помощью конкретных
шагов;
• решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в
решениях и поступках);
• цель научного метода — превратить проблематическую си­туацию в решенную
ситуацию;
• действие научного метода осуществляется в процессе преоб­разования
проблематической ситуации в решенную;
• следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются
конкретные шаги по превращению про­блематической ситуации в решенную.
Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования
проблематической ситуации в решенную):
• ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого
объяснения) — в данном случае необходи­мо: выяснить источник подобного ощущения;
осознать про­блему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
• после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная
ситуация превращается в проблематическую;
202
на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные
трудности;
• выдвижение гипотезы (решение последовательности дейст­вий), которая приведет к
решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
• критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение,
основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной
цели;
• принятие окончательного решения, воплощение смоделирован­ной гипотезы в жизнь,
решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной
гипотезы на ис­тинность (при достижении результата) либо ложность (при
недостижении результата).
Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответ­ствовать научный метод:
• способность к самоисправлению (в зависимости от вновь при­обретенного опыта,
как положительного, так и отрицательного);
• способность к действию (применемый научный метод дол­жен не только отражать
окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
• истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и
заслуживают их дальнейшего применения).
6. Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также прояв­ляет философское
новаторство.
Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы
знания:
• "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и
практикой (опытом);
• "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны
подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух
типов по­знания:
• непосредственного, чувственного — доступно всем, но не­достоверно, дает
поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и
неустойчив;
• созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, по­скольку "чистые идеи"
устойчивы, постоянны и универсаль­ны, они дают достоверное знание — "эпистиме".
Следуя Платону, Дьюи считает, что:
• чувственное знание свойственно людям, занятым физиче­ским трудом и, как
правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
203
• высшая духовная деятельность (духовное познание через созер­цание чистых идей)
свойственна людям специально подготовлен­ным, очень образованным и не занятым
физическим трудом.
В связи с тем, что исторически труд людей делился на низ­кую физическую
деятельность и высшую духовную, то соответ­ственно выделилось два типа
мировоззрения (и познания):
• материалистическое;
• идеологическое.
Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был
актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую
физическую деятель­ность и высшую духовную.
По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения
конфликт между материализмом и идеа­лизмом будет сглаживаться, уменьшаться.
В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с фи­зическим и грань между
ними исчезнет, будет исчерпан кон­фликт между материализмом и идеализмом. Но
поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот)
и в конечном итоге одержит окончательную побе­ду, то и идеализм одержит
окончательную победу над материа­лизмом и станет основным мировоззрением и
способом познания.
Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и
идеалистический, и материалистический спосо­бы познания, но поскольку высшая
умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то,
используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистиче­ский),
уклон следует делать в пользу идеалистического.
Разработав теорию научного метода и учение о проблемати­ческой ситуации, Дьюи
делает еще одно философское открытие.
Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит
к превращению проблематической си­туации в решенную, то данная ситуация
приобретает иное каче­ство. Следовательно, познание приводит к качественному
измене­нию объекта познания, познание изменяет само существование предмета
познания.
7. Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной
философии.
Можно выделить следующие положения учения Дьюи о мора­ли и общественной жизни:
• не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно
стремиться человечество;
• существует плюрализм целей и благ;
204
• цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
• основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба,
высокая оценка со стороны общества, образован­ность, умеренность,
справедливость, доброжелательность;
• большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам
вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
• достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
• следовательно, сам рост является во всех случаях главной
моральной целью;
• моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера
(например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы)
лишь в каждом конкретном случае;
• демократия является наиболее оптимальной формой челове­ческого общежития;
• лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть
отвергнут;
• цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение
неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели
придут в соответст­вие со средствами);
• демократия должна отказаться от насилия, войны и исполь­зовать только мирные
средства (это же касается и всего че­ловечества);
• общество нуждается в сглаживании социальных противоре­чий, социальной
реконструкции;
• основной рычаг социальной реконструкции - применение на­учных методов и
высоких технологий в образовании и морали.
Вопрос 61. Психоанализ
1. Психоанализ — направление в современной философии, объяс­няющее роль
бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд
(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия,
сделанных Фрейдом:
• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому
человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует
сознание;
• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций,
отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как
способа психологиче­ской зашиты.
205
Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в
бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных",
спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация
скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной
действительности.
2. Фрейдом выделяются две схемы психики:
• топографическая;
• динамическая.
При топографическом подходе бессознательное представляет­ся в виде большой
прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции
человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются"
посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж,
который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит,
засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но
затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
При динамической схеме психика представляется как сово­купность трех слоев -
Оно, Я, Сверх-Я.
• "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.
• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.
• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя
цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.
"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в
скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и
лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды,
но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на
себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден
скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты -
часто подчиняет "Я".
Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное че­ловеческое Я")
испытывает мощное давление с трех сторон:
• бессознательного - "Оно";
• внешнего мира;
• норм, запретов - "Сверх-Я";
и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.
206
3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой
человека, являются:
• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;
• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные
желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не
прошедшие "цензуру"
желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные"
типы социальной деятельности и куль­турного творчества.
4. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд
выдвигает сначала так называемую "первую психо­аналитическую систему", которая
господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую
психоаналитическую систему".
Согласно первой психологической системе в основе бессозна­тельного лежит
"либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое
выражение:
• в сексуальных действиях;
• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в.
несексуальную.
Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются
социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть
реализован трояко:
• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и
несексуальные;
• вытеснен в бессознательное;
• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его
сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.
5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему, где
по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.
Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.
Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по­ведения человека,
созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает
род.
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк­тивной деятельности,
разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.
Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
207
6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс,
культуры.
Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии
взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном
случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация
по­давленной энергии и преобразование ее в культуру.
Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал — коллективное
бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество -
религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.
По мере развития цивилизации человеческие страсти подав­ляются все больше и
больше. Это приводит:
• к массовым психозам, всенародной депрессии;
• к необходимости конструирования более сложных, изощрен­ных ритуалов.
7. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с
подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на
лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с
групповым лидером.
Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя),
а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.
Объединение людей в массу, идентификация с лидером спо­собствует укоренению в
"бессознательном" толпы иллюзии са­моценности, силы (благодаря принадлежности к
группе и лиде­ру), безопасности.
Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.
Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич­ность с ярко
выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную
исключительность и повести толпу за собой.
8. На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма,
разработанное его продолжателями - Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом,
Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.
В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в
основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также
психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который
человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках,
искусстве, личной жизни.
Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так на­зываемого
фрейдо-марксизма.
208
Основная идея его концепции заключается в том, что в ос­нове нормальной жизни и
деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу.
Общество бес­пощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали,
культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться
к нормам общежития, другим лю­дям, подчиняться начальству, властям — это
приводит к "невро­тизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.
Единственный способ спасти человека — полное ниспровер­жение культуры (морали,
запретов, субординации), раскрепоще­ние, сексуальная революция.
Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.
Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь
на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное
бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы —
универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими
могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические
эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества,
высшие истины.
Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а
через них — себя и окружающую действитель­ность.
Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого
существования.
Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования:
• патриархат и матриархат;
• гуманистическое и авторитарное сознание;
• власть и подчинение;
• стремление к обладанию и просто жизнь;
• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);
• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель
философии, по Фромму, - помочь человеку решить
эти противоречия. Главный способ их решения - культивирова­ние всеобщей любви,
стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно
вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство,
близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898
— 1979).
209
Главное произведение Маркузе — "Одномерный Человек". Суть его в том, что
современное "одномерное общество" воспи­тывает нормального, но "одномерного
человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках
одно­го направления — потребления. Человек-потребитель постепен­но становится
"винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои
естественные желания, то есть себя.
Выход из данного положения, "прорыв" одномерного обще­ства Маркузе видит в
полной сексуальной свободе и раскрепо­щенности, в сексуальной революции.
Вопрос 62. Современная теологическая философия
1. Теологическая философия — одно из распространенных фи­лософских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии,
являются:
• бытие Бога как творца всего сущего;
• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о
современной теологической философии в целом, сле­дует отметить, что она:
• стала ближе к человеку;
• освободилась от ряда догм;
• стала большое внимание уделять социальной гармонии, мо­рали, нравственности,
миру между народами.
2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии —
неотомизм. Его видными представителями явля­ются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж.
Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер
(1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Рим­ский
Иоанн Павел II, р. 1920).
База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и
разума.
Современные неотомисты стремятся подняться над противо­речиями между материей и
идеей, гностицизмом и агностициз­мом, эмпирической и рациональной формой
познания.
Цель неотомистов:
• доказать правильность, истинность католицизма и католиче­ской философии;
• приспособить католицизм к современным условиям;
• приблизить католицизм к простым людям.
210
Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) вы­двинул идею, чтобы
католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том
числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.
Основными частями учения неотомизма являются:
• метафизика (общая и прикладная);
• гносеология;
• натурфилософия.
Метафизика - базовый раздел - состоит из:
• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтоло­гии (учения о бытии) и
природной теологии (философского учения о Боге);
• прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке.
Основные цели неотомизма:
• креационизм (сотворение окружающего мира Богом);
• откровение (Бога о себе — в Библии);
• разделение сущности и существования (эссенции и экзи­стенции);
• единство сущности и существования в Боге;
• подобие человека Богу;
• человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание
неотомизм уделяет обществу, ценностям, мо­рали.
3. Другим направлением современной теологической филосо­фии, противостоящим
неотомизму, является тейярдизм.
Его основоположник — современный теологический фило­соф Пьер Тейяр де Шарден
(1881 - 1955).
Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию — ком­плексную науку, которая
соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы
основы Вселенной.
Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эво­люционизм, согласно которому
всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
По своей направленности тейярдизм был реформаторским тече­нием в теологической
философии, во многом опирался на достиже­ния естественных наук, критиковал
многие догмы католицизма.
4. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения",
распространенная в Латинской Америке.
Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской
теологической философии наиболее распространены:
• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);
211
• теология кризиса (Барт, Нибур);
• экзистенциональная теология (Тиллих);
• "демифоногизированное христианство" (Бультман);
• безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений
заложены в их названиях.
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
1. Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и
выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась
только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна
исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой
оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом
средств (как и любая дру­гая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).
2. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);
• махизм;
• неопозитивизм;
• постпозитивизм.
Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия позитивизма
Огюста Конта".
3. Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями
считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в основе
философии должен лежать
критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название —
эмпириокритицизм).
Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы,
явления окружающего мира представ­ляются человеку в виде "комплекса ощущений".
Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное
ис­следование человеческих ощущений.
А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна
стать:
• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;
• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные
научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по
себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).
212
Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с
самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.
4. Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине
XX в. направлением философии был неопозитивизм.
Основными представителями неопозитивизма были:
• философы "Венского-кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р.
Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
• представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лу­касевич);
• Б. Рассел (1872 - 1970);
• Л. Витгенштейн (1889 - 1951).
Главная идея неопозитивизма — философия должна зани­маться логическим анализом
языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое
человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей
внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим
неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой).
Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений
науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет
интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке
фактами.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации
не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не
имеющими достоверного науч­ного разрешения. Они должны быть исключены из
философии.
Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки)
является освобождение философии от метафи­зических (не имеющих достоверного
научного решения) проблем.
5. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина — конец
XX в.).
Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р.
1992).
Постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов
(языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.
Главная цель постпозитивизма — исследование не структуры (подобно
неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:
• как возникает новая теория?
213
• как она добивается признания?
• каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и
конкурирующих?
• возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий?
Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам
познания.
По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между
истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах
опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком
науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие,
ненаучные) проблемы из философии.
Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука
развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлеты и падения, но
общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.
Можно выделить основные проблемы современного постпози­тивизма:
• проблема фальсификации (следует ли отказываться от науч­ной теории в целом при
обнаружении в ней одного или не­скольких ложных, оказавшихся неистинными
фактов);
• проблема правдоподобия научных теорий (по каким крите­риям проверить
правдоподобность научных теорий);
• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
• проблема соизмеримости научных теорий (по каким крите­риям следует выяснить
родственность, соизмеримость науч­ных теорий);
• проблема понимания, нахождения общих точек зрения меж­ду представителями
антагонистических теорий.
Вопрос 64. Герменевтика
1. Герменевтика - направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику
истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от
имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и
людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.
Основные вопросы герменевтики:
• как возможно понимание?
• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея
герменевтики: существовать - значит быть по­нятым.
214
Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям
герменевтики относятся:
• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим
текстом и читателем;
• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтиче­ских ситуаций - случаев,
когда необходимо правильное истол­кование и понимание текста.
2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и
другие), которые занимались "расшифров­кой" смысла божественных идей, заложенных
в тексте Библии.
К числу современных философов- герменевтов можно отне­сти Ф. Шлейермахера (1768
- 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).
Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический
и психологический. С помощью пер­вого выявляется "дух языка", с помощью второго
— "дух автора".
Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родст­венности душ автора и
читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до
конца при всех уси­лиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и
чита­теля в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуж­даться в
толковании.
Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
• дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора
произведения;
• сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться
со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и
душу
автора, текст будет полностью понят.
Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и
посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической)
стороне герменевтики.
Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях чело­веческого
существования. Их два - положенность и понимание:
• положенность — человеческое бытие определено не мышле­нием, а фактом своего
пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем
мыслит);
• понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а
понимание — это истолкование и интерпре­тация (человек истолковывает свое бытие
в мире определен­ным образом, и данное истолкование есть понимание чело­веком
смысла своей жизни, своего места в мире).
215
Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтич­но (основано на
понимании).
Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии)
перешла на позиции понимания (гер­меневтики).
Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.
В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть
составляет опыт, наработанный дру­гими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых,
вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых по­колений к
настоящим и от настоящих к будущим осуществляет­ся, главным образом, через книги
— тексты, "язык". Следова­тельно, толкование языка текстов, его понимание должно
стать одним из ведущих направлений философии.
Центральное понятие философии Поля Рикера — личность. Личность — творец всей
человеческой культуры. Цель филосо­фии — разработать метод понимания
человеческой субъективности.
В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть
которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения — прошлое,
настоящее, будущее.
По Рикеру, человеческая личность телеологична — направ­лена в будущее.
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса,
Сартра, Камю, Хайдеггера)
1. Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого
стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX
в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных
философских направлений в Западной Европе.
2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в.
способствовали следующие причины:
• нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество
перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред
человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы,
применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
216
• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия,
приближающаяся экологическая катастрофа);
• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших
в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);
• распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих
человеческую личность;
• бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.
3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно
выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог,
надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей
жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека
абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком,
подавляет его "Я");
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем
мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в
жизни.
4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813
- 1855).
Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством
всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и
механизмами по­знания — и почти не уделяет внимания человеку, более того,
растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во
всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его
насущной жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким
проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить,
помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".
Философом были выделены понятия:
• неподлинное существование — полная подчиненность челове­ка обществу, "жизнь со
всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я",
уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
217
• подлинное существование — выход из состояния подавленно­сти обществом,
сознательный выбор, нахождения себя, пре­вращение в хозяина своей судьбы.
Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож­дении к подлинному
существованию человек проходит три стадии:
• эстетическую;
• этическую;
• религиозную.
На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш­ним миром. Человек
"плывет по течению" и стремится только к удовольствию.
На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя,
теперь им движет долг.
На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при­звание, полностью
обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения,
не может стать препятстви­ем на пути человека. С этого момента и до конца своих
дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая
все страдания и внешние обстоятельства.
Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собст­венно создавшими его,
были:
• Карл Ясперс (1883 - 1969);
• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);
• Альбер Камю (1913 - 1960);
• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).
5. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был од­ним из первых, кто
поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений",
вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).
Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла
жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в
действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного
"Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят
наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо
важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает
себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим
бытием.
Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к
полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта.
Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобо­ждает энергию, осознает
себя через так называемые "шифры" трансцедентального:
• эротику, секс;
218
• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);
• свободу;
• смерть — конечность бытия.
6. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980)
— проблема выбора.
Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие".
"Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека, приори­тетность для него
прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя
человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с
дру­гими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему
"другого".
Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", осно­вание активности —
свобода.
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом,
второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном,
судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти,
экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид
решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав эк­зистенциальный выбор,
человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия
в другое.
Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрез­ков разного бытия,
связанная особыми "узлами" — экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор
профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию,
реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.
По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек
свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме
заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше,
покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых
обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это
тоже выбор).
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек
ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной
происходит, — мое").
Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное
рождение. Однако во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно
распоряжаться свобо­дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.
219
7. Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной
философии проблему смысла жизни.
Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бес­смысленна.
Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до
воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те
же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно
понима­ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все
— и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в
переводе - не имеющая оснований).
Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.
• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой
и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, - увлечения,
карьера, богат­ство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не
стоящим самого бытия;
• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед
существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но
никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах,
взаимоотношениях), а в самом сущест­вовании человека.
8. Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) занимался разработкой са­мих основ
экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.
Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит,
наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и
что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи­лософом "бытие в
мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:
• "бытия с другими";
• "бытия самого себя".
"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его пол­ную ассимиляцию,
обезличивание, превращение в "такого, как все".
"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при
отличии "Я" от других.
Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять
"другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.
Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окру­жающем мире — главная
проблема и забота человека.
220
9. Философия экзистенциализма очень популярна в современ­ной Западной Европе и
актуальна для нее.
В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских
исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого
себя, сохранение уникальности, смысла жизни.
Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом
философии в будущем, отодвинув на вто­рой план проблему первичности и отношений
материи и сознания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень понятий, вызывающих наибольшие трудности при сдаче экзамена
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
Философия наряду с религией и мифологией — форма миро­воззрения, особый высший
научно-теоретический тип мировоз­зрения, который основан на знании, имеет
логичную систему и опирается на четкие понятия и категории.
В своем развитии философия прошла три основных этапа — космоцентризм
(обращенность на природу), теоцентризм (обра­щенность на Бога), антропоцентризм
(обращенность на человека).
Предмет изучения философии:
• онтология (учение о бытие);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество;
• иные вопросы.
Методы философии:
• диалектика — вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в
развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и борьбы
противоположностей;
• метафизика — противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются
однозначно, с точки зрения поис­ка абсолютной истины;
• догматизм — вещи и явления рассматриваются через призму раз и навсегда
принятых убеждений (догм), недоказуемых и данных свыше;
• эклектика — произвольное сложение разрозненных фактов;
• софистика — выведение с помощью логических трюков лож­ных посылок, которые
обосновываются как истинные;
• герменевтика — метод прочтения и истолкования смысла текстов;
• иные методы.
221
Одновременно и направлениями, и методами философии яв­ляются:
• материализм — действительность воспринимается как пер­вичная субстанция;
• идеализм — материя производна от идеи, ее силы;
• эмпиризм — в основе познания лежит опыт;
• рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.
Основной вопрос философии — отношение бытия к сознанию и сознания к бытию — что
первично, материя или сознание?
Две основные линии философии - материализм (линия Де­мокрита) - материя
первична, идеализм (линия Платона) - соз­нание, идея первичны.
Промежуточные направления: дуализм (линия Декарта) — материя и сознание первичны
одновременно и существуют как параллельные состояния мира.
Основные направления китайской философии:
• даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимоза­висимо (Лао Цзы —
Старый Учитель);
• конфуцианство — философия поведения в обществе — сдер­жанность, послушание
старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);
• легизм — человек управляет жизнью с помощью устанавли­ваемых им законов,
которым необходимо подчиняться (Шан Ян). Основные направления древнеиндийской
философии:
• ведизм — поклонение древнему знанию (ведам);
• буддизм - отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной
жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.
Основные древнегреческие (античные) философы и философ­ские школы:
• Милетская школа ("физики") — изучали сущность космоса и
окружающего мира — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;
• софисты - выступали на площадях и занимались риторикой, логикой, красноречием;
• пифагорейцы — пытались объяснить окружающий мир через математику и числа
(Пифагор);
• атомисты — пытались изучить суть материи - Демокрит;
• Сократическая школа — вели философско-просветительскую деятельность — Сократ,
Платон, Аристотель.
Киники — философы, находившие смысл бытия в отрешении от окружающего мира,
пренебрежении его ценностями — Дио­ген — "Без общины, без дома, без отечества";
222
Стоики — находили опору в самосовершенствовании и раз­витии духовного мира
(Сенека, Марк Аврелий). Крупнейшие теологические философы:
• Августин Блаженный — заложил основы католицизма, обос­новал всемогущество Бога
и Церкви;
• Фома Аквинский — доказывал существование Бога (пять до­казательств),
первородность идеи перед материей.
Проблема эссенции и экзистенции — все первично было сущ­ностью (эссенцией,
идеей, "планом Бога"), впоследствии эссен­ция (сущность) находит выражение в
экзистенции (существова­нии, воплощении в действительность), творец — Бог,
который творит как сам, так и с помощью человека.
Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Ни­колай Кузанский, Николай
Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за
освобождение от религи­озных оков, научное знание, радости мирского
существования.
Английская философия эмпиризма - Фрэнсис Бэкон — в ос­нове бытия лежит опыт,
опыт движет развитием, для накопле­ния опыта создана Вселенная и жизнь.
Философия деизма (Вольтер) - наличие Бога нельзя ни до­казать, ни опровергнуть.
Немецкий классический идеализм: Иммануил Кант -- "Кри­тика чистого разума" —
окружающий мир до конца непознаваем. Апостериорное знание достигается путем
работы разума, апри­орное существует свыше — то, что познается чувствами и не
может быть доказано, "вещь в себе" — глубинная внутренняя сущность вещей и
явлений не будет полностью познана нико­гда. Гегель — высшая реальность —
абсолютный дух.
Позитивизм — стремление поставить философию на почву твердого научного знания
(Огюст Конт).
Закон Мальтуса — народонаселение растет быстрее (в геометрической прогрессии),
чем возможности Земли его прокормить (в арифметической прогрессии). Наступит
критический момент, когда ресурсов Земли не хватит на все человечество.
Американская философия прагматизма — Джон Дьюи — философские исследования
необходимо направить не на поиски ответов на отвлеченные вопросы, а на
совершенствование опыта, чтобы, используя накопленный опыт, совершенствовать
общество.
Философия экзистенциализма — изучает проблемы существования человека в
обществе, нахождения баланса между жизнью в окружающем социуме и внутренней
самодостаточностью (Ясперс, Хайдеггер, Камю).


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.