Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 49. Диалектика
1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего
и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и
других аспектов действительности через:
• законы диалектики;
• категории;
• принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие?
Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и
идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как
саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень
организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением
окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью,
непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занима-
148
ет постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в
определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также
является способом связи в материальном мире.
2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов
— основополагающими являются законы диалектики.
Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные,
необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.)
своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм
перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
• отрицания отрицания.
3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее
состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе,
находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и
холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и
развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся
основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и
"различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами -
тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление,
идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет.
В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти
за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по
Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует
идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие -
149
то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи
(например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или:
существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым
тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества
общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование,
где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную
ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная
сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему
побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного
уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без
борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого
содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но
и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны
действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в
качественные.
Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных
характеристик и связей предмета.
Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем,
вес, размер и т. д.).
Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда
изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в
которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных
из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили
название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как
"скачок".
150
Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных
изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять
количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество —
станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут
двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100
градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то
есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя
система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а
переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое
можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль
градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000,
7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в
рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой"
скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником
Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет
скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в
принципиально новое качество может про­изойти:
• резко, одномоментно;
• незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения
качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие
апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен
превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого
момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?".
То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое
и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и
отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к
историческому процессу);
• "эстафета поколений";
• смена вкусов в культуре, музыке;
151
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.
Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития.
Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются
следующие основные точки зрения:
• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то
есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что
из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и
нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем,
развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);
• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами
- расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое
развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по
спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более
высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
• принцип системности;
• принцип причинности;
• принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство,
взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений,
процессов.
Связи могут быть:
• внешние и внутренние;
• непосредственные и опосредованные;
• генетические и функциональные;
• пространственные и временные;
• случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние
связи человеческого организма как
152
биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не
хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они
располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет
внутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы,
явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо
внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие,
а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия
для раскрытия сути диалектических про­блем.
К основным категориям диалектики относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
Вопрос 50. Альтернативы диалектики
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с
ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса
(развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные
тео­рии противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
• метафизика;
• "негативная" диалектика;
• софистика;
• эклектика;
• догматизм;
• релятивизм.
2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем,
что:
• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохва­тывающей теорией;
153
• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных
диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:
• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей
между старым и новым, то метафизика полно­стью отвергает их, считая, что новое
целиком вытесняет старое;
• по вопросу о причине движения — согласно метафизике дви­жение не может
исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;
• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят
взаимосвязи между количеством и качест­вом; по их мнению, количество изменяется
благодаря количест­ву (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется
благо­даря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
• по вопросу направленности движения, развития - если диа­лектика считает, что
развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика
признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает
направленности развития;
• в системе мышления — если динамический способ мышле­ния сводится к шагам
"тезис — антитезис — синтез", то ме­тафизический опирается на формулы "или —
или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негиб­кое и
однобокое;
• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его
многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу
"черное — белое";
• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и
целенаправленный процесс к абсолют­ной истине, через последовательное постижение
пока позна­ваемых (относительных) истин (то есть от простого к слож­ному и
абсолютному с учетом их единства); согласно мета­физике абсолютную истину можно
познать сразу, с помо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих
"умозрительный" характер;
• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и
взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противо­положные теоретические
системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с
пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества
154
и качества, направленности развития, мышления, познания, це­лостности
окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакци­онная теория. В
современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная
теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают
метафизи­ческий образ мышления перед диалектическим.
3. В советской постсоветской, российской философии предпочте­ние отдается
диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной"
диалектике.
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей
("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.
"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой
диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит
как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись
Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).
Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, от­личающие ее от обычной
"консервативной":
• диалектика может быть только "негативной" — критической, диа­лектика не должна
уделять внимание всему старому, устояв­шемуся;
• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для
критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться
критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и
вперед, не задержи­ваться на месте, перешагивать через все преграды);
• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективно­го значения, она
имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только
сознание;
• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала),
необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
4. Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятель­ными,
разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные
диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями:
• эклектика;
155
• софистика;
• догматизм;
• релятивизм.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по­знания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания,
объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных
конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае­мого правильным по форме
умозаключения из ложных умозак­лючений, которые некорректно подаются как
правильные.
Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но
абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему
миру.
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа
человека
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии)
проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более
актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала
научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в
тисках" информационно-техногенного общества.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,
биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой
стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению,
членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости,
усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной)
организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков
используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных
духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в
социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в
условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм
социальное начало чело­века контролирует биологическое.
156
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития
человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны
случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись
среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в
человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки
животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в
умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не
приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу
человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков
воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом,
перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных
(например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического инди­вида в
социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь
каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и
интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою
социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике
человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества
личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать
характеристику личности человека.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:
• гуманизм;
• человечность;
• честь;
• совесть;
• скромность;
• великодушие;
• справедливость;
• верность;
• иные качества.
И общественно осуждаемые — негативные:
• чванливость;
• цинизм;
• грубость;
• тунеядство;
157
• трусость;
• нигилизм;
• иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся:
• воля;
• решительность;
• мудрость;
• умение;
• установки;
• убеждения;
• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты
больше, другие — меньше.
3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей
и интересов.
Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и
др.;
• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям
культуры;
• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;
• социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную
оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к
совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент
человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и
может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность
их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо.
Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются:
• личные (индивидуальные);
• групповые;
• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров,
номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
158
• государственные;
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны,
экологической катастрофы и др.).
Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или
их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую
очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное
внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у
людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть
приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии.
Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов
женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба
являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов
способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том
случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими,
направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т.
д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни
человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.
Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение
людей.
Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.
Видами социальных норм являются:
• нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные (профессиональные) нормы;
• нормы права.
159
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают
большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством);
механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек
(его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм
морали.
Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов
(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной
группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей
тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих
отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены
среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные
отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения
насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном
законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).
5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело­стных,
системных, последовательных, направленных на определенный результат действий.
Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд
при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и
социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно
влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд
способствует развитию потенциала человека.
Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого
сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного
мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.
160
6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает
определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его
мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру,
следованию обстоятельствам.
• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над
ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на
поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного
человека, как правило, руководителя коллектива);
• групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы,
жестко придерживается норм, принятых в группе);
• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и
"плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам
тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
• активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но
подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне
общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других
изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры — Ленин и
другие).
7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации,
гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.
Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре,
подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья,
школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное
сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания
может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-
161
ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический
политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют
средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной
культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную
культуру, опыт);
• развить общественно ценные качества личности;
• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;
• научить человека взаимодействию с другими людьми;
• научить человека труду.
Вопрос 52. Общество
1. Общество - система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией
проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая
внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.
2. Общественное бытие имеет две стороны:
• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей
(условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления,
взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования,
так и субъективные — воля и сознание людей.
Основными сферами жизни общества являются:
• экономическая;
• социальная;
• политическая;
• духовная.
3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в
себя:
• производство;
• распределение;
• обмен;
• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).
162
Экономическая сфера существует в следующих формах.
• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
• деятельность институтов управления экономикой;
• способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
• производительные силы;
• производственные отношения.
Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и
средства производства.
Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется
производство:
• орудия труда;
• сырье и материалы;
• здания, сооружения;
• транспорт и т. д.
Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К
ним принадлежат:
• отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий
элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами
производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то
время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства,
вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
• отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.
Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том,
что оно:
• создает материальную базу существования общества;
• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
• влияет на политические процессы;
• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на
инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).
4. Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные
группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на
средства производства и национальном факторе.
163
Основные элементы социальной структуры общества:
• классы;
• страты;
• сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на
традициях);
• люди города и деревни;
• представители физического и умственного труда;
• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
• национальные общности.
По отношению к социальной сфере общества имеется два ос­новных подхода:
• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы
(как правило, собственников и несобственни­ков, зачастую антагонистические,
между которыми происхо­дит так называемая классовая борьба); распространен в
мар­ксистской философии;
• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия
всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т.
д., взаимодопол­няющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход,
свойственный западной философии.
Особое значение имеет социальная мобильность — возмож­ность перехода из одной
социальной группы в другую (напри­мер, крестьянина — в число рабочих, рабочего —
в число интел­лигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).
Социальная мобильность — основа нормального существова­ния общества,
самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная
мобильность свойственна тота­литарным государствам и государствам, находящимся в
состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических,
динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе
революций или реформ.
Существуют разновидности и среди социально мобильных об­ществ Запада, а именно:
• страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Ита­лия, Япония;
• страны со средним уровнем мобильности - Канада, Велико­британия;
• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.
164
В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии,
высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо
крайне затрудни­телен. Это объясняется компактностью общества, маленькими
размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой тради­ций, "занятостью" мест
в обществе.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество —
общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие
задачи, уважают законы, моральные традиции.
Тенденцией развития современного общества является:
• превращение его во все более однородное, сглаживание про­тиворечий, разницы
между стратами;
• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых
групп".
5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые
выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Элементами политической системы общества являются:
• государство и государственные органы;
• политические партии;
• общественные организации;
• профсоюзы;
• иные институты.
Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время
взаимосвязаны.
Главным элементом политической системы общества являет­ся государство — система
органов, осуществляющих государст­венную власть.
Основными функциями государства являются:
• представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных
групп);
• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными
процессами);
• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
• внешнеполитическая;
• интеграционная.
Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.
6. Основными элементами духовной жизни общества являются:
• духовная деятельность;
• духовные ценности;
165
• духовные потребности людей;
• духовное потребление;
• индивидуальное сознание;
• общественное сознание.
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают
мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном
мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например,
моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются
(воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными
потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно­стями называется духовными
отношениями.
Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдель­ных сторон бытия.
Общественное сознание — возникающая из общественной прак­тики людей, их
производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств,
настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных
взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются:
• обыденное и теоретическое сознание;
• общественная идеология и психология;
• формы общественного сознания.
Обыденное сознание — непосредственное восприятие обще­ством и его членами
окружающей действительности.
Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.
Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи,
традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе,
отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
Формами общественного сознания являются:
• политическое;
• правовое;
• моральное;
• научное;
• религиозное.
166
Вопрос 53. Общество и природа
1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на
природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных
ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов
оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и
природы.
Понятие "природа" имеет два основных значения. В широ­ком смысле — это весь
окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком
смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть
поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат,
полезные ископаемые и т. д.).
Общество - совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная
система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок,
традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом —
целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого
слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.
2. Природа гораздо старше общества.
Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история
человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое
общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь
может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие
воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).
Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете
Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных
звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения
жизни. Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически
допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности
для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить.
(Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное
явление.)
Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в
том, что:
• Солнце — звезда, вокруг которой вращается Земля и другие
планеты Солнечной системы — имеет средние размеры и уме-
167
ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких
("холодных") жизнь невозможна;
• Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца — 150 млн. км (в том
случае, если бы Земля находилась на 10 — 15 млн. км ближе к Солнцу, то она
превратилась бы в вы­жженную пустыню, а если бы на 10 — 15 млн. км дальше от
Солнца, то покрылась бы льдом);
• Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие пла­неты (Меркурий, Плутон)
имеют слишком слабое притяже­ние, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие
условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение,
труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму
возможность возникновения жизни;
• Земля имеет атмосферу — особую газопаровую оболочку, которая, во-первых,
защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния
космоса, во-вторых, содержит кислород и азот — вещества, необходимые для дыхания
и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и
быстро охлаждаться, под­держивает температурное равновесие;
• Земля имеет воду — также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями
Земли (природы) являются:
• литосфера;
• атмосфера;
• гидросфера;
• биосфера.
Литосфера — (с греч. — каменная оболочка) — верхняя твер­дая оболочка земного
шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя
внутри Земли). Ли­тосфера имеет важное значение для жизни, потому что:
• создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности,
так как внутри Земли находится рас­плавленная масса — магма и в центре —
железное ядро);
• содержит в себе полезные ископаемые;
• имеет особый органический слой — почву, создающую усло­вия для жизни
растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и
животных. Атмосфера — газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:
• защищает Землю от влияния открытого космоса;
• предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный
температурный режим;
168
• содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в со­став почти всех
живых организмов, и кислород (около 20%) — вещество (газ), необходимое для
дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит
составным элементом воды — другого обязательного для жизни природ­ного
элемента).
Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от
поверхности Земли до высоты 10 км. Выше — так называемые разреженные слои
атмосферы, содержащие все­го 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за
которыми -открытый космос.
Гидросфера — водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и
атмосферой. Вода (в виде соленых океа­нов, морей, озер, пресных озер, рек,
льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30
процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.
Значение гидросферы в том, что:
• благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется
круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни
растительных и животных организмов;
• вода является составной частью растительных и животных организмов (большую
часть - около 80% - организма чело­века составляет вода);
• вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой оби­тания подводных
растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);
• существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем
часть живых организмов морей и океа­нов перешла на сушу.
Биосфера - сфера существования живых организмов ("обо­лочка Земли, наполненная
жизнью"). Биосфера охватывает:
• всю литосферу и гидросферу;
• нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);
• подземные слои — до 10 км вглубь, включая 0,5 — 1 км под дном океана.
Только в этом ареале возможна жизнь.
Биосфера — целостный взаимосвязанный организм, который ох­ватывает надводный и
подводный растительный и животные миры.
В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов рас­тений и полтора миллиона
видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных — морские.
169
4. Свои составные части имеет не только природа, но и обще­ство. В качестве
главных составных частей общества современ­ные ученые (Ферсман, Плотников,
Дьяконов и др.) выделяют:
• антропосферу;
• социосферу;
• биотехносферу.
Антропосфера - сфера жизни людей как биологических ор­ганизмов.
Социосфера — область сложных общественных отношений между людьми.
Биотехносфера (техносфера) — область распространения тех­нического влияния
человека и человечества.
5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего
существования — стала испытывать на себе антропо­генное влияние (то есть влияние
человека и его деятельности).
Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное
воздействие друг на друга - человек само­стоятельно (без применения сложных
технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные
ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не
защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел
от нее.
По мере становления общества, государства, роста техниче­ской оснащенности
человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека
уменьшилась, а влия­ние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.
Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека
научных открытий, изобретений, значитель­но усложнились производственные
отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным.
Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а
как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.
В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический про­гресс ускорился в
несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние
приблизилось к катастро­фическому уровню.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в
самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие
возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и
т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.
Главная проблема (и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается
в несоответствии безграничных потреб-
170
ностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния
на природу и ограниченных возможностей самой природы.
В связи с этим возникает экологическая проблема — пробле­ма охраны окружающей
среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его
последствиями) являются:
• истощение недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке
человечество беспощадно и в неограниченных ко­личествах добывало полезные
ископаемые, что привело к ис­тощению (близкому к катастрофическому) внутренних
ре­зервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля,
природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);
• загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промыш­ленными отходами;
• уничтожение растительного и животного мира, создание усло­вий, при которых
техническое развитие (дороги, заводы, элек­тростанции и т. д.) нарушает
привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и
фауны;
• вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очи­щения атмосферы);
• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и
подземные ядерные взрывы.
Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы,
человечество обязано всячески уменьшить свое вред­ное влияние на окружающую
среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.
6. В последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема
социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом
от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика
нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("фило­софов
жизни человека") — Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.
Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении
последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному
влиянию общества и техники:
• современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под
беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а
также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные
сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);
• растет урбанизация - большинство людей в настоящее вре­мя проживает в
городах-мегаполисах, зачастую в очень боль-
171
больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими
технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью
подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так
называемая проблема "человека-песчинки");
• человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль,
традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические
институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного
высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и
превратиться в "песчинку", "винтик".
Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного
влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при
взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является
проблема народонаселе­ния, которая в будущем будет становиться все актуальнее и
акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.
Данная проблема имеет несколько аспектов:
• рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а,
следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;
• при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества,
поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать
на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической мас­се",
"пороге" населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли,
превышение которого станет опасным для всех?);
• проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества,
у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость
— 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение,
внимание со стороны общества?
Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается
отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания,
Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи­на,
Беларусь и др.
Выделяются две главные причины данного явления:
• высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил
(получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих
семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;
172
• граждане государств, находящихся в процессе становления ре­форм, в силу
бедности, социальной незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не
заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.
Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается
тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд.
300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан
(свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия
(свыше 100 млн.).
Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью
(за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой - традициями, хотя такой
рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости
страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.
Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению
качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая
истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам
неразрешимые трудности.
Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление
которого станет опасным для всех его жителей?
В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в
1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой
порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост
населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического
прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не
успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает
данную гипотезу:
• на момент начала нового летосчисления от рождества Хри­стова — 230 млн.;
• 1000 год — примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось —
возросло меньше чем в 1,5 раза);
• 1850 г. — 1 миллиард;
• 1930 г. — 2 миллиарда;
• 1976 г. — 4 миллиарда;
• 1987 г. — 5 миллиардов;
• 2000 г. — 6 миллиардов;
• 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается).
Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то
после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть
в настоящее время
173
наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее
всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно
расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).
По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть
количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6
миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.
При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения
(удвоение в течение 50 лет) "крити­ческий" порог может быть достигнут уже к 2150
— 2200 годам.
Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:
• сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада
наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте
населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью,
по­ощрения малодетных семей;
• искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить
человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100
млрд. и дальше).
В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает
глобальный характер.
Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени,
обязано:
• прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;
• заняться решением экологических проблем;
• уделять внимание социальной экологии - не превращать чело­века в заложника
информационно-техногенного общества;
• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с
беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;
• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс
между его количеством и качеством.


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.