Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 12. Древнегреческая философия:
периодизация и основные черты
1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими
философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих
полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии,
Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и
Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо
непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под
общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных
этапа.
• демократический — VII — V вв. до н. э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
2. К досократическому периоду относится деятельность так называемых
философов-"досократиков":
• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
• Гераклита Эфесского;
• элейской школы;
• атомистов (Демокрита, Левкиппа);
• некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений
природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.
Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в
догму.
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии
(совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся:
• философско-просветительская деятельность софистов;
• философия Сократа;
• зарождение "сократических" школ;
• философия Платона;
• философия Аристотеля.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить
сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
• меньше уделяли внимания поиску первоначала;
28
• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и
воплощением которых стал реальный мир);
• положили начало спору между материализмом и идеализмом;
• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
• от декларативно-догматического метода философствования перешли к
диалогическо-доказательственному;
• внесли вклад в развитие логики;
• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и
Сократ).
Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных
государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками
Александра Македонского и их потомками) характерно:
• распространение антиобщественной философии киников;
• зарождение стоического направления философии;
• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея
Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
• философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
• кризис античных моральных и философских ценностей;
• снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к
ним;
• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск физической и духовной опоры в самом себе;
• стремление к отрешению от действительности;
• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Наиболее известными философами римского периода являлись:
• Сенека;
• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
• Тит Лукреций Кар;
• поздние стоики;
• ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая
философия развивалась в рамках рим-
29
ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как
древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну —
античную философию;
• влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов
(Востока, Северной Африки и др.);
• близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал
римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
• повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение
человека);
• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл
жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя,
безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
• преобладание идеализма над материализмом;
• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
• рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в
средневековую теологическую философию.
3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:
• материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет
полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);
• древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального
производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не
отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое
руко­водство обществом;
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и
преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам
происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);
• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе
которого были проблемы человека);
30
• допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона")
и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно
домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический —
имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский —
идеалистическое.
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
1. Первые, досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VII - У
вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе
становления.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
• милетская школа;
• школа пифагорейцев;
• школа Гераклита Эфесского;
• элейская школа;
• атомисты.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
• ярко выраженный космоцентризм;
• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;
• поиск первоначала, породившего все сущее;
• гилозоизм (одушевление неживой природы);
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила
свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного
торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии.
Представителями данной школы являлись Фалес, Анакси­мандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и
естественными;
31
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название -
школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру­жающий мир.
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы, один из
самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое
научное и фило­софское наследие:
• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");
• представлял Землю в виде плоского диска, который покоит­ся на воде;
• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом —
одушевлял все сущее);
• допускал наличие множества богов;
• считал центром вселенной Землю;
• точно определил продолжительность года — 365 дней;
• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 -
540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную
субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение
вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после
гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в
результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;
• первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других
животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:
• первопричиной всего сущего считал воздух;
• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной
концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в
ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);
• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз­духом ("пневмой") -
"душой космоса";
• отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.
3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный
древнегреческий философ-материалист, осно-
32
ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики
(наиболее важное философское от­крытие Гераклита);
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту
же реку нельзя войти дважды");
• был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для
человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок
человека может быть и хо­рошим, и плохим);
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей
действительности;
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и
мать всему".
4. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V
вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:
• первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность,
все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
• выступали за познание мира через число (считали познание через число
промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);
• считали единицу мельчайшей частицей всего;
• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое
единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое —
левое, мужское — женское и др.).
5. Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V
вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский,
Мелисс Самосский.
Элеаты:
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное
идеалистическое;
33
• были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого
первоначала;
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками
идеализма).
6. Атомисты — материалистическая философская школа, фило­софы которой (Демокрит,
Левкипп) "строительным материа­лом", "первокирпичиком" всего сущего считали
микроскопиче­ские частицы — "атомы".
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии
("линия Демокрита" — противопо­ложность "линии Платона" — идеалистическому
направлению).
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
• весь материальный мир состоит из атомов;
• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
• атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму
(круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);
• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
• атомы находятся в вечном движении;
• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест­вуют, распадаются,
после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы
материального мира;
• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
1. Софисты — философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой
половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не
столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов,
обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в
переводе с греческого "софисты" — мудре­цы, учителя мудрости).
Среди софистов выделяются группы так называемых:
• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гип­пий, Продик,
Антифонт, Критий;
• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не
принадлежал к указанным группам,
но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической
деятельности.
34
2. Для софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или
неправильность той или иной мысли;
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном
знании;
• стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки
доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью
софизмов — логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное с первого
взгляда умозак­лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в
собственных мыслях.
Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:
"То, что ты не потерял, ты имеешь;
ты не потерял рога;
значит, ты их имеешь".
Данный результат достигается не в результате парадоксаль­ности, логической
трудности софизма, а в результате некор­ректного использования логических
смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за
пра­вильную, отсюда результат.
4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей,
так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в
греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:
• критически взглянули на окружающую действительность;
• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан
греческих полисов (за что впоследст­вии именовались древнегреческими
просветителями).
5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое
философское кредо Протагор выразил в выска­зывании: "Человек есть мера всех
вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не
существуют".
Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности,
хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
• вне человеческого сознания ничего не существует;
35
• нет ничего раз и навсегда данного;
• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в дейст­вительности;
• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, зна­чит, оно является
вредным и плохим в действительности;
• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека
("То, что здоровому человеку покажет­ся сладким, больному покажется горьким");
• окружающий мир относителен;
• объективное (истинное) познание недостижимо;
• существует только мир мнения.
Одному из современников Протагора приписывается созда­ние произведения "Двоякие
речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания
("Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей"; "Смерть есть зло для
уми­рающих, но благо для могильщиков и гробовщиков") и учит мо­лодого человека
достигать победы в споре при любой ситуации.
Оригинально и революционно для того времени и отноше­ние Протагора к богам: "О
богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое
препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка". 6.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469
- 399 гг. до н. э.).
Сократ не оставил значительных философских произведе­ний, но вошел в историю как
выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название
"майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы
благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к
самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях,
рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были
злободневные проблемы того време­ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь;
счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.
• любое знание есть добро;
• любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный
софист, подрывающий устои общества, сбиваю­щий с толку молодежь и не чтящий
богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом
— цикутой.
36
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и
т. д.;
• открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в
свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял
у истоков целого ряда так называе­мых "сократических школ".
7. "Сократические школы" — философские учения, сложившие­ся под влиянием идей
Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:
• Академия Платона;
• школа киников;
• киренская школа;
• лигарская школа;
• элидо-эритрийская школа.
Академия Платона — религиозно-философская школа, соз­данная Платоном в 385 г. до
н. э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и
просущество­вавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет).
Киники — философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества
(асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на
себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи,
игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль,
богатство, концентрировали внимание на че­ловеческих пороках.
Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский
(прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума").
Киренская школа основана в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником
Сократа. Представители данной школы (ки­ренаики):
• выступали против изучения природы;
• высшим благом считали наслаждение;
• соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как
совокупность наслаждения, богатство — как средство для достижения наслаждения.
37
Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э.
Представители - Евбулид, Диодор Крон.
Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается
точному описанию, — Бог, разум, жизнен­ная энергия. Противоположности высшего
блага (абсолютного зла) не существует.
Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую
деятельность (фактически занима­лись софистикой) и получили прозвище "спорщики".
Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть
парадоксов (не путать с софизмами), — "Куча" и "Лысый", с помощью которых
пытались понять диалек­тику перехода количества в качество.
Апория "Куча": "Если на землю бросить зерно и к нему до­бавлять по одному зерну,
то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен
превратиться в кучу после добавления одного зерна?"
Апория "Лысый": "Если из головы человека выпадает по од­ному волосу, то с какого
момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после
выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань,
разде­ляющую "еще не лысого" и "уже лысого"?"
Вопрос 15. Философия киников и стоиков
1. Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен,
Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а
философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство,
одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.
2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
• возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
• отсутствие постоянного места жительства, скитания;
• паразитический образ жизни, попрошайничество;
• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, ста­рой, изношенной одежде,
пренебрежение к гигиене;
38
• восхваление физической и духовной бедности;
• крайний аскетизм;
• замкнутость;
• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
• непризнание авторитетов;
• воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;
• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по
собственным законам;
• концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;
• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в
период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего
места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют
философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
3. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э.,
современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и
практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной
философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на
греческом языке созвучно слову "киник"). В действитель­ности название — от слова
"Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю
своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом
высказываний и идей:
• жил в бочке;
• заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго­раживай мне солнце!";
• выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (ко­торый стал его
собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
• вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
• отвергал брак;
• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
• не признавал никаких законов, кроме закона природы;
39
• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
• идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и
развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она
была основана).
Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с
Зеноном Энейским, автором так назы­ваемых "апорий" — парадоксов).
Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.
• ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон,
Клеанф, Хрисипп и др.;
• средняя стоя (II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;
• поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий.
5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии
киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников,
которые видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей
традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве,
бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели —
постоянное самосовершенствование, вос­приятие лучших достижений традиционной
культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой
окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей
просвещенности, знанию, доброде­тели и бесстрастию (апатии), автаркии
(самодостаточности).
К характерным чертам стоической философии также относятся:
• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);
• признание добродетели высшим благом, а порока — единст­венным злом;
• определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;
• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если
они добродетельны;
• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов,
традиционной философии и культуры, если они служат злу;
• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против
несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;
40
• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений
мировой культуры;
• высокий эстетизм в мыслях и поступках;
• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества,
человеческих пороков;
• признание стремления к счастью высшей целью человека.
6. Наиболее известными представителями стоической филосо­фии являлись Сенека и
Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский фило­соф, воспитатель
императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное
влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную
политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
В своих произведениях философ:
• проповедовал идеи добродетели;
• призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе,
собственном духовном состоянии;
• приветствовал покой и созерцание;
• был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
• верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом,
предвидел культурный и технический прогресс;
• преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных
сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";
• считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
• видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое
руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению
людьми сча­стья в жизни.
Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в
161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому
себе".
К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
• глубокое личное уважительное отношение к Богу;
• признание высшим мировым началом Бога;
• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и
проникающей во все его части;
• объяснение всех происходящих вокруг событий Божествен­ным промыслом;
41
• видение в качестве главной причины успеха любого государ­ственного начинания,
личного успеха, счастья сотрудничест­ва с Божественными силами;
• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира,
подвластного только человеку;
• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его
внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
• разделение души и разума;
• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к сле­дованию судьбе;
• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально
использовать возможности жизни;
• предпочтение пессимистического взгляда на явления окру­жающей
действительности.
Вопрос 16. Философия Платона
1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик
Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник
идеалистиче­ского направления в философии.
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд
фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются
"Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
2. Платон является основателем идеализма. Главными положе­ниями его
идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое
существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не
существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением
первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но
они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
42
3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, со­гласно которому все
сущее состоит из трех субстанций:
• "единого";
• "ума";
• "души".
"Единое ":
• является основой всякого бытия;
• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни час­тей, ни целостности,
ни формы, ни содержания, и т. д.);
• есть ничто;
• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всяко­го ощущения;
• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как
всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум":
• происходит от "единого";
• разделен с "единым";
• противоположен "единому";
• является сущностью всех вещей;
• есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ":
• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум —
все живое", а также связывает ме­жду собой все вещи и все явления;
• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека;
при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая
природа;
• душа человека (вещи) есть часть мировой души;
• душа бессмертна;
• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве
за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.
4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им
идеалистической картины мира:
• поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением "мира идей", то
предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип
познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");
43
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной
деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные —
образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны
увидеть и осоз­нать "чистые идеи".
5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было
нетипично для предшественников — "до­сократиков" Фалеса, Гераклита и др.,
которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей
природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "госу­дарство будущего",
которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной
власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного человека;
• тирания — несправедливая власть одного человека;
• аристократия — справедливая власть меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть меньшинства;
• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть
военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами
государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и,
как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя
ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и
монархия.
6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно
данному плану:
• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины,
работники;
• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом,
создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной
собственностью;
• воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в
государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;
• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,
познают мир, учат, управляют государством;
• философы и воины не должны иметь частной собственности;
• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят
трапезы), вместе отдыхают;
44
• не существует брака, все жены и дети общие;
• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в
плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив
небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако
другие положения данно­го плана были сохранены.
7. Историческое значение философии Платона в том, что:
• впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;
• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так
называемая "линия Платона" — противо­положность материалистической "линии
Демокрита");
• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества —
государство, законы и т. д.;
• были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить
философские категории (бытие — ста­новление, вечное — временное, покоящееся —
движущееся, неделимое — делимое и др.);
• была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет,
где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).
8. Академия Платона — религиозно-философская школа, соз­данная Платоном в 387 г.
в пригороде Афин и просуществовав­шая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).
Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явля­лись: Аристотель (учился у
Платона, основал собственную фи­лософскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет,
Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).
Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник
язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что
платонизм и неоплато­низм стали ведущими направлениями европейской философии.
Вопрос 17. Философия Аристотеля
1. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического
периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского.
В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в
Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
45
• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского
государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ли­кей
(перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным
произведениям Аристотеля относятся:
"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Ис­тория животных",
"Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".
2. Философию Аристотель делил на три вида:
• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения
всего сущего, причины различ­ных явлений (получила название "первичная
философия");
• практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства;
• поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была
выделена логика.
3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии
Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых
(бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности,
являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального
мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей
действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики -
протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
• не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью,
отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
• существуют только единичные и конкретно определенные веши;
• данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неде­лимые"), то есть
существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади",
воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в
конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом,
имеющий точно определенные па­раметры, а не "идея дома", и т. д.;
• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони
вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.
46
4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение
("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через
высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого —
высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на по­ставленный вопрос (о
бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных
дают его характери­стики. Данными категориями являются:
• сущность (субстанция);
• количество;
• качество;
• отношение;
• место;
• время;
• положение;
• состояние;
• действие;
• страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (суб­станция), обладающая
свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения,
состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его
сущность. Также согласно Аристотелю кате­гории — это высшее отражение и
обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.
5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.
Что есть материя?
По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная фор­мой (например, медный
шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.).
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что:
• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;
• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к
изменению сущности самого предмета;
• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к
материи;
• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;
• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие
вне мира.
47
6. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души:
• растительная душа;
• животная душа;
• разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же
функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря
ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная
(человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и
функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего
окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что
человек:
• по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных
животных;
• отличается от животных наличием мышления и разума;
• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в
коллективе).
Именно последнее качество - потребность жить в коллекти­ве — приводит к
возникновению общества — большого коллек­тива людей, занимающегося производством
материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и
объ­единенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, под­держание внутреннего
порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
7. Аристотель выделяет шесть типов государства:
• монархия;
• тирания;
• аристократия;
• крайняя олигархия;
• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы го­сударства (тирания,
крайняя олигархия и охлократия) и "хоро­шие" (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность
умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал
Аристотеля).
48
8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя
учение о "чистых идеях";
• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
• выделил 10 философских категорий;
• дал определение бытия через категории;
• определил сущность материи;
• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода —
от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более
посылок за­ключения).
Вопрос 18. Философия Эпикура
1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
• учение о природе и космосе ("физика");
• учение о познании ("каноника");
• учение о человеке и его поведении ("эстетика").
2. Основными положениями учения Эпикура о природе и кос­мосе являются следующие:
• ничего не происходит из несуществующего и ничего не ста­новится
несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселен­ной, что могло бы войти в нее и
произвести изменения (за­кон сохранения материи);
• вселенная вечна и бесконечна;
• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
• атомы и пустота вечны;
• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с от­клонениями,
сталкиваются друг с другом);
• "мира чистых идей" не существует;
• существует множество материальных миров во Вселенной.
3. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие ос­новные идеи:
• окружающий мир познаваем;
• основным видом познания является чувственное познание;
• невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не
предшествовали чувственное позна­ние и ощущение;
49
• ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъ­ектом (человеком)
истечений (образов) предметов окружаю­щей жизни.
4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким
основным положениям:
• своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям);
• человек есть результат биологической эволюции;
• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут
вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
• судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
• душа является особым видом материи;
• душа человека смертна, как и тело;
• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
• счастье человека состоит в удовольствии;
• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым
делом (а не чувственные удовольствия);
• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей),
невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
1. Средневековой теологической философией называется веду­щее философское
направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в
качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.
Тео­логическая философия начала зарождаться еще в Римской им­перии в I — V вв.
н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла
высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской
империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).
Наиболее яркими представителями средневековой теологиче­ской философии являлись:
Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 -
524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм
Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уиль­ям Оккам (1285 -
1349), Николай из Отрекура (XIV в.).
50
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей ре­альностью, основным
предметом философских исследований являлся Бог);
• изучению самого по себе космоса, природы, явлений окру­жающего мира уделялось
мало внимания, так как они счита­лись творением Бога;
• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказа­тельствах) о творении
(всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);
• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бо­га, стоящим над
природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного
предопределения;
• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в
будущем при богоугодном поведении;
• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и челове­чества путем воплощения
Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом
на Себя грехов всего человечества;
• мир считался познаваемым через познание Бога, которое
может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкну­тостью на самой себе,
традиционностью, повернутостью в про­шлое, оторванностью от реального мира,
воинственностью, дог­матизмом, назидательностью, учительством.
2. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись
догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:
• Бог сотворил окружающий мир из ничего;
• творение мира есть результат акта Божественной воли;
• мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
• природа не может творить сама себя;
• единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
• подлинным бытием является только Бог;
• сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он втори­чен по отношению к
Богу;
• поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога),
он непостоянен, изменчив и временен;
• нет четкой границы между Богом и Его творением.
51
Согласно догмату откровения:
• мир можно познать, только познав Бога;
• Бог недоступен для познания;
• несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал
информацию о себе) через откровение - Библию;
• единственный способ познания Бога и всего сущего - тол­кование Библии;
• Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благо­даря особой
способности человека — вере.
3. Особое место в средневековой теологической философии за­нимает проблема добра
и зла.
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
• окружающий мир всецело сотворен Богом;
• Бог является носителем и сосредоточением добра и справед­ливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, вос­ставший против Бога;
• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и
добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение
Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
В отношении проблемы добра и зла (как в отношении мно­гих иных вопросов)
теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.
4. Средневековая теологическая философия (в отличие от ан­тичной) практически не
противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что
древнегрече­ские философы (например, Аристотель) считали единой сущно­стью —
бытием, теологическая философия разделяет на:
• бытие (существование) - экзистенцию;
• сущность — эссенцию.
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть
существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь:
• Что такое вещь?
• Какая вещь?
• Для чего она существует?
Античные философы видели сущность (признаки) и сущест­вование (факт бытия) в
неразрывном единстве, как единую сущность — бытие.
52
Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без
бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность
(признаки) должна быть сотворена Богом.
Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы -сродни платоновским
"чистым идеям") витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря
присущей только ему спо­собности творить становится материальным бытием.
Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как
существующее и доступное для тако­го познания), сущность же (признаки бытия,
Божественный замысел) — только разумом.
Только в Боге сущность и существование совпадают. 5. Схоластика — господствующий
тип средневековой теологиче­ской философии, отличительными чертами которого
являлись ото­рванность от реальной действительности, замкнутость, консерва­тизм,
крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям,
схематичность, назидательность, учительство.
Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку
данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах
Европы. Таким обра­зом, схоластика представляла собой не столько науку,
зани­мающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую
дисциплину, имевшую цель философски обос­новать религиозное учение и догматы
Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").
Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста,
абсолютной истины.
Схоласты подразделяли знание на два вида:
• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог,
закладывая ту или иную мысль в Библии);
• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек
"расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).
В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написа­ли сотни философских
томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками
Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей
Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе
говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.
В средневековой теологической философии (схоластике) выде­ляются два
противоположных направления - номинализм и реализм.
53
Реализм - направление теологической философии, сторон­ники которого считали
подлинно существующими (т. е. подлин­ным бытием) не сами вещи, а их общее
понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых
идеях", воплощением которых являются реальные веши).
Видными представителями реализма были Ансельм Кентер­берийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление теологи­ческой философии,
сторонники которого считали реально суще­ствующими лишь сами конкретные вещи, в
то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По
смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и
считавшего реально существующими "индиви­дуумы" — определяемые материальные
вещи.) Согласно номина­листам универсалии существуют не до, а после вещей, а
вещи познаются чувственным опытом.
К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абе­ляр, Дунс Скот.
6. Значение средневековой теологической философии для после­дующего развития
философии в том, что она:
• стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи
Возрождения и нового времени;
• сохранила и развила ряд античных философских идей, по­скольку возникла на
основе античной философии христиан­ского учения;
• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения
о бытии, полностью сливавше­гося с античной философией, выделилась гносеология —
са­мостоятельное учение о познании);
• способствовала разделению идеализма на объективный и субъ­ективный;
• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и
рационалистического (Декарт) направлений фи­лософии как результатам
соответственно практики номинали­стов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного
интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);
• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в
воскрешение.


Обратно в раздел философия
Список тегов:
философские школы 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.