Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







<Главная>  <Новые поступления> <Проза>  <Богословие> <Каталог>  <ФОРУМ: КНИГИ и АВТОРЫ>

<Гостевая книга>  <MP3> <Юмор>  <Архив>  <Связь>  <Рассылка>  <Ссылки>

Библиотека Гумер - здесь можно скачать книги из разделов: бестселлеры художественной литературы, культурология, наука, менеджмент, философия, психология, история, религия. Христианская библиотека содержит следующие разделы теологии: история церкви, апологетика, богословие, догматика, протестантизм, православие, иудаизм, католицизм, ислам, сектология, оккультизм, комментарии библии, современная церковь, библиология, библейские словари, патрология, апокрифы.

Философский словарь

Э

ЭВДЕМОНИЗМ (rpeч.eudaimonia— блаженство, счастье) — методологический принцип этики, близкийгедонизму. Наиболее полно проявился еще в этических теориях античного мира (Демокрит, Сократ, Аристотель). Гл. критерием нравственности и основой морального поведения человека Э. считает стремление к счастью: личному — индивидуалистический, общественному — социальный Э. Сторонниками Э. были и фр. материалисты 18 в. (Гельвеций, Дидро), объявившие счастье человека конечной целью всякого об-ва и всякой полезной человеческой деятельности. Э. придает понятию счастья общечеловеческий, надысторический смысл, в то время как в об-ве с антагонистическими классами нет и не может быть единого представления о назначении человека. Последнее всегда социально обусловлено.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ-учение о развитии живой природы, разработанное гл. обр. Даренном. В Э. т. были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого Дарвина во время кругосветного путешествия. Гл. факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (в домашних условиях — искусственный, в природе — естественный). В ходе борьбы за существование, к-рая происходит в изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство лишь наиболее приспособленные. Естественный отбор постоянно совершенствует строение и функции организмов, вырабатывает приспособленность организмов к среде. Э. т. впервые дала научное объяснение многообразию биологических видов, их происхождению, легла в основу совр. биологии. Вместе с естественнонаучными теориями Канта, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля Э. т. способствовала обоснованию несостоятельности метафизического способа мышления. Она также нанесла удар идеалистическим взглядам на живую природу и явилась естественноисторической основой диалектико-материалистического мировоззрения. Дальнейшее развитие Э. т. связано с открытиями в генетике и молекулярной биологии механизма наследственной изменчивости, с исследованием видовых популяций, развития биоце-нозоэ и биосферы и т. п.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА—тече ние в этике, развивающееся в русле этического натурализма; основано Спенсером. В 20 в. идеи Э. э. отстаивают Дж. Хаксли, К. Уоддингтон (Англия), Э. Хо-улт, Р. Жерар (США), Тейяр де Шар-ден (Франция) и др. Э. э. рассматривает моральное поведение человека как функцию приспособления к окружающей среде. Критерием нравственности считается процесс развития (эволюция), обнимающий весь живой мир; то, что способствует его прогрессу, есть добро, а то, что противодействует,— зло. Моральные представления и понятия вырабатываются людьми для ориентировки в природных и социальных явлениях. Само же об-во — всего лишь высшая форма естественной ассоциации особей одного вида. В последние годы делаются попытки генетического обоснования Э. э., что проявляется в концепциях со-циобиологии (Э. Уилсон и др.), в к-рых гипертрофируется значение эволюционно-генетических предпосылок этики. В целом Э. э. имеет существенные методологические недостатки,т.к.сведение об-ва и морали к явлениям биологического порядка не является научным.

ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные я обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в об-ве в целом, и наоборот, Р. приводит к новому характеру эволюционных перемен. Понятие Э. и р. не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения Э. и р. объективен. Эволюционные изменения — это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения — это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было. Э. и р. диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения (Креацчонизм), а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Понятие Э. применяется часто и вне непосредственной связи с понятием Р. В этом случае понятие Э. трактуется широко, как концепция, противостоящая теориям, отрицающим (или ограниченно понимающим) изменчивость природы и об-ва, и используется как синоним понятия “развитие”, включающего в себя как количественные, так и качественные изменения. Для метафизического мышления характерно стремление абсолютизировать либо количественные, эволюционные, либо качественные, революционные, изменения, разрывая их и противопоставляя одно др. Развитие рассматривается либо как плоская Э. (Ламарк, Спенсер), либо как процесс причинно необусловленных скачков (Кювье). Применительно к социальным процессам метафизика проявляется как при отказе от Р. и абсолютизации постепенных изменений и реформ, так и при левацких призывах к “прямому” революционному насилию, способному якобы решить все социальные проблемы (Анархизм).

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko—отыскиваю, открываю) — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Эвристические методы (др. название “Э.”) позволяют ускорить процесс решения задачи. Значительный интерес к их исследованию возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в к-рых человек не может дать точныйалгоритм решения, с помощью технических устройств. Назначением Э. является построение моделей процесса решения к.-л. новой задачи. Существуют следующие типы таких моделей: модель слепого поиска, к-рая опирается на т. наз. метод проб и ошибок; лабиринтная модель, в к-рой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения — как блуждание по лабиринту; структурно-семантическая модель, к-рая считается в настоящее время наиболее содержательной и к-рая отражает семантические отношения между объектами, составляющими область задачи. Э. связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, структурной лингвистикой, теорией информации.

ЭГОИЗМ (лат. ego—я) —жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма. Э. наиболее характерен для частнособственнических отношений. Как моральное качество Э. в истории нравственного сознания человечества обычно оценивался отрицательно, хотя в период борьбы с сослов-но-иерархической организацией феодального об-ва он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С утверждением капиталистических отношении теории, проповедующие Э., приобрели явную антисоциальную направленность (Штирнер), а затем и реакционный смысл (Ницше), сознательная же приверженность Э. как псевдонравственному принципу вырождалась в аморализм. Э. противопоставляются принципы коллективизма и сознательного служения людям, об-ву.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ И ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ(греч. esoterikos—внутренний и exoterikos — внешний). Термином “эзотерический” наз. идею, теорию, предназначенную только для посвященных, понятную лишь специалистам. В противоположность ему термин “экзоте-рический” применяется в смысле “популярный”, “доступный и неспециалисту”. Употребляются также для обозначения внутренних, существенных (эзотерических) и внешних (экзотерических) связей явлений.

ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879—1955)— физик-теоретик, создатель специальной и общей теории относительности, к-рые существенно изменили научные представления о пространстве, времени,движении, материи, показав их глубокую взаимосвязь. Внес важный вклад в развитие квантовой теории, введя представление о квантах света (фотонах) и распространив в дальнейшем квантовые представления на ряд других физических процессов. До 1933 работал в Германии, откуда после установления фашизма эмигрировал в США. Оценивая роль Э. в развитии науки,Ленин назвал его одним из “великих преобразователей естествознания” (Т. 45. С. 29). Затрагивая методологические проблемы исследования структуры научной теории, роли математики в развитии науки, Э. критиковал наивно-эмпиристские и индуктивистские (Индукция) представления об абстракции, показывал сложные отношения между научной теорией, экспериментом и характеристиками природы, существующей независимо от нашего сознания. Испытав в юности влияние Маха, к-рого ценил за критику методологических установок классической механики, позднее называл его “жалким философом”. Хотя в статьях Э. встречаются положительные оценки трудов ряда философов-неопозитивистов, в целом его мировоззрение оппозиционно идеализму. Большое внимание Э. уделял проблемам нравственности, особенно личной ответственности и свободы человека, выступал против любых форм расового, национального и социального угнетения. Принимал активное участие в борьбе ученых (в частности американских) за запрещение использования атомной энергии в военных целях. Был иностранным членом Академии наук СССР.

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ(лат. aequi-valens — равносильный, равнозначащий) в логике — отношение между высказываниями (суждениями, предложениями, формулами), выражающее тот факт, что два высказывания имеют одинаковые значения истинности (т. е. оба истинны или оба ложны). Термин “Э.” употребляют и в более широком смысле — для обозначения всевозможных отношений типа равенства, т. е. отношений, обладающих свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности. Примерами таких отношений могут служить подобие или равновели-кость геометрических фигур, равномощ-ность множеств (Множеств теория), изоморфизм к.-л. систем (Изоморфизм и гомоморфизм), параллельность прямых или плоскостей.

ЭКВИВАЛЕНЦИЯ логическая операция, состоящая в употреблении связок типа “если и только если” в содержательных логических выводах и разговорном языке; выражается через импликацию и конъюнкцию.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ(философия существования) — иррационалистиче-ское направление в совр. зап. философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг. Идейные истоки Э.— философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Шестов, М. Бубер) и атеистический(Сартр, Камю. С. Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, к-рую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э. В Э. нашел отражение кризис буржуазного либерализма с его поверхностно-оптимистическим миропониманием, с верой в прогрессивное развитие буржуазного об-ва, к-рый не выдержал испытания бурными событиями века. Э. возник как мировоззрение пессимистическое, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессистские иллюзии, перед лицом исторических катастроф? Э.— это реакция на рационализм эпохи Просвещения и нем. классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение в конце 19 — начале 20 в. По мнению экзистенциалистов, осн. черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в т. ч. и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит “безликий” характер. Э., напротив, должен выступить как противоположность внеличной,“объективной” научной мысли. Э., т. обр., противопоставляет философию и науку. Предметом философии, говорит, напр., Хайдеггер, должно стать “бытие”, в то время как предмет науки — “сущее”. Под “сущим” подразумевается все относящееся к эмпирическому миру, от к-рого необходимо отличать само бытие. Последнее постигается не опосредствованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку через его бытие, его личное существование, т. е. через экзистенцию. В экзистенции как раз и заключена нерасчлененная целостность субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному мышлению. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался впограничной ситуации, т. е. перед лицом смерти. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу. Согласно Э., свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а “выбирал” самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя “обстоятельствами”. Чувство вины за все совершающееся вокруг него— это чувство свободного человека (Бердяев). В экзистенциалистской концепции свободы выразился протест против конформизма и приспособленчества, характерного для обывателя, к-рый чувствует себя винтиком огромной бюрократической машины, неспособным ч.-л. изменить в ходе событий. Отсюда постоянное подчеркивание Э. человеческой ответственности за все, что происходит в истории. Однако экзистенциалистское понятие свободы остается субъективистским: оно трактуется в чисто этическом, а не в социальном плане. Отвергая рациональное познание как не соответствующее тому предмету, с к-рым имеет дело философия, Э. выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности, опираясь гл. обр. на Гуссерля (Хайдеггер, Марсель, Сартр), Дильтея (Хайдеггер, Ясперс), отчасти на интуитивизм Бергсона. Мн. экзистенциалисты (Хайдеггер в поздний период своей деятельности, Марсель, Камю и др.) считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. Э. оказал такое большое влияние на искусство и литературу Запада 40— 60-х гг., а через них и на умонастроения значительной части интеллигенции. Социально-политическая позиция у различных представителей Э. неодинакова.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. exsistentia — существование) — одно из осн. понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Впервые в этом значении термин “Э.” употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, Э. представляет собой то центральное ядро человеческого “Я”, благодаря к-рому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Э.— это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно теории экзистенциалистов (Сартр), нечто определенное, заранее данное, а, напротив, “открытая возможность”. Одно из важнейших определении Э.— ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически— в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т. д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т. обр., не подвластно ему,— его Э. Учение об Э. направлено как против рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксистского понимания этой сущности как совокупности общественных отношений. Через понятие Э. Хай-деггер, Ясперс, Марсель выходят к понятию бытия, к-рое, по их мнению, было предано забвению как в нем. идеализме, так и в материализме.

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekigo — выбираю) — соединение различных, иногда .противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, Э. использовалась в позднегреч. философии, схоластике, в нек-рых дискуссиях нового времени. Э. характеризуется неумением выделять гл., ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире,

ЭКОЛОГИЯ (греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, знание, наука) — наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Под организмом в данном случае понимается все живое на Земле, обладающее способностью обменивать вещества и воспроизводить себе подобное, 'а средой обитания — все то, что окружает эти организмы, все, с чем они соприкасаются и взаимодействуют. Термин “Э.” впервые употребил в 1858 амер. писатель Торо. Однако научное содержание этому понятию придал в 1866 Геккель, определив Э. как “науку об экономии природы”. Интенсивное развитие Э. получила в 20 в., перестав уже быть только биологической дисциплиной. Ее объектами стали популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы, человек и биосфера в целом. В результате возник ряд тесно связанных между собой самостоятельных научных дисциплин и направлений: общая Э., глобальная Э., эволюционная Э., Э. животных, Э. растений, космическая, медицинская, сельскохозяйственная и т. п. Э. В последние годы идет активный процесс становления социальной экологии.

ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ” ПРИНЦИП субъективно-идеалистическое положение, по к-рому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом (“Принцип сохранения работы”, 1872) и Авенариусом (“Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил”. 1876); распространен в совр. буржуазной философии. “Э. м.” п. подвергнут резкой критике В. И. Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм” как идеалистический, поскольку истинность научных положений определяется не тем, насколько они “экономят” мысль, а их соответствием объективному миру.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ— вульгарно-материалистическая концепция, рассматривающая экономический “фактор” (или “среду”), экономику не как порождение человеческой деятельности, но как наделенную всеми функциями субъекта истории, каковыми в действительности являются люди. Значение бытия человека, его культурного мира, творческой инициативы, идей, теорий в историческом процессе при этом отвергается или принижается. Э. м. возник как форма вульгаризации материалистического понимания истории. Сторонниками Э. м. были Лафарг, Бернштейн и др., в России — представители “легального марксизма”, “экономизма”; получил известное распространение на почве бюрократических извращений социализма.

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimen-tum — проба, опыт) — исследование к.-л. явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Э.— сторона общественно-исторической практики человечества и поэтому является источником познания и критерием истянности гипотез и теорий. С развитием науки и техники сфера Э. расширяется, охватывая все большее множество объектов материального мира. Э. включает в себя: выделение объекта исследования, создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, материальные воздействия на объект или условия, акты наблюдения и измерения с применением соответствующих технических устройств. От такого Э. следует отличать простое наблюдение без активного воздействия на объект, а также “мысленный Э.”, представляющий собой форму теоретического моделирования процессов или систем, неосуществимых в данный момент по техническим или др. причинам. Особой формой Э. является исследование сложных процессов или конструируемых систем по их техническим моделям. Оно может дополняться теоретическим моделированием процессов при помощи электронно-вычислительных машин. В противоположность априоризму (Априори) диалектический материализм усматривает в Э. и наблюдении источник теоретических представлений. Их связь с Э. может быть непосредственной, если они прямо выводятся из опыта, и косвенной, если они выводятся на основе анализа следствий из законов и положений, установленных ранее прямым Э. Теория представляет собой качественно новый уровень в познании по сравнению с Э. Она выражает движение мысли от явлений к сущности, ко все более глубокому познанию законов. Сложные формы Э. в настоящее время рассчитываются и проектируются на основе теорий.

ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicatio— объяснение, развертывание) — 1. Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления,— объяснение. 2. Процесс развертывания, в результате к-ро-го раскрывается содержание к.-л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. Термин “Э.” в этом смысле широко используется в идеалистической философии. Так, в неоплатонизме мир, отдельные вещи рассматриваются как Э., “саморазвертывание” бога, в к-ром они первоначально существуют в единстве.Гегель рассматривает действительность как саморазвертывание понятия в многообразие его определений. 3. Логико-методологический прием замещения привычного, но неточного понятия или представления точным научным понятием. Э. обычно выступает как разработка исходных в развитии научной теории понятий, в отличие от дона-учного, или еще неопределенного научного, знания о предмете. Распространена в логической семантике, где термин “Э.” и получил указанное значение.

ЭКХАРТ Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260—1327) —нем. философ-мистик, монах-доминиканец; занимал ряд высоких церковных постов; преподавал в Париже, Страсбурге и Кёльне. В своих проповедях и трактатах пользовался не лат., а нем. языком, доступным народу; внес вклад в создание нем. философского языка. Э.— представитель т. наз. апофатической (отрицательной) теологии, полагавшей, что бог не имеет атрибутов и не поддается определению. Согласно Э., безличный и бескачественный абсолют есть чистая божественная сущность, “божество”, или “ничто” (“бездна”) как возможность любого бытия. “Первое обособление божества” — бог в трех лицах, выступающий творцом мирового процесса. Человеческой душе, по Э., присуще некое несотворенное единосущное богу начало (“свет” или “искра” души), с помощью к-рого она проходит путь отрешения, последовательного освобождения от всех сил, образов, определений и погружается в божественное “ничто”, включаясь в процесс вечного порождения богом самого себя. Такая т. зр. могла быть истолкована в духе пантеизма, что делало ее неприемлемой для ортодоксального христианства. В 1329 папской буллой мн. положения учения Э. были объявлены ложными. Идеи Э. оказали влияние на развитие нем. идеалистической философии, в частности мистики (Бёме и др.), на воззрения Николая Кузанского и Лютера. Глубокий интерес к его взглядам проявляли Шеллинг и Гегель. Близость к идеям Э. характерна для ряда положений “фун-даментальнои онтологии" Хайдеггера.

ЭЛЕАТЫ, или элейцы,— древнегреч. философская школа 6—5 вв. до и- э., возникшая в г. Элее (Южн. Италия); идеалистическая тенденция, присущая философии Э., усиливалась по мере развития школы. Гл. ее представители:Ксе-нофан, Парменид, Зечон Элейский, Мелисс с о. Самое (5 в. до н. э.). Против стихийно-диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы Э. против диалектики (особенно апории Зенона), несмотря на их метафизический характер, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они остро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения, тем самым указали на диалектическую природу познаваемых процессов н явлений и самого их познания.

ЭЛЕМЕНТ (лат. elementum — стихия, первоначальное вещество) — понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый (напр., атом в системе “молекула”, электрон в системе “атом” и т. д.). Однако “неделимое” в одной системе оказывается делимым в др. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы. Первые древнегреч. материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Такие античные философы, как Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как мельчайших, неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением естествоиспытателей найти простейшие Э. материи и отсутствием в природе таковых в силу бесконечности и неисчерпаемости материи. Великие естественнонаучные открытия в конце 19 в. подорвали господствовавшие представления о существовании первичных и бесструктурных атомов. Совр. физика стремится доказать сложность строения электронов, нейтронов и др. частиц, рассматриваемых как элементарные, подтверждая этим тезис об отсутствии в природе простейших, неразложимых Э.

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛАодна из сократических школ, существовала в 4—3 вв. до н. э. Основана Федо-ном из Элиды, любимцем Сократа. Впоследствии она была перенесена Менеде-мом (учеником Стилпона) в Эретрию. Оригинальных произв. этой школы не сохранилось. О ней известно гл. обр. из соч. Цицерона и Диогена Лазртского. По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники Э.-э. ш. в осн. занимались этическими вопросами. Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, к-рое представляет собой постигаемую разумом истину. Ме-недему также приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах.

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ (фр. elite—луч шее, избранное) — теории об исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев об-ва (элит) н пассивности остальных людей (масс). Различаются по способу обоснования. В биологических теориях (Р. Уильяме, Э Богардус) акцент делается на биоло-гическо-генетических признаках, лежащих, по убеждению адептов этих теорий, в основе разделения людей на выдающихся и рядовых, активных и пассивных, полноценных и неполноценных; в психологических теориях (Г.'Джиль-берт, Б. Скиннер) — на психологических качествах, обусловливающих исключительность одних и заурядность других; в психоаналитических (Фрейдизм, Э. Эриксон) — на способности сублимировать сексуальную энергию и стремление к власти или покорности; в социально-психологических (Фромм, Г. Лассуэлл) — на признании различных типов характера, детерминированных как психологическими особенностями каждого человека, так и социальными факторами его жизни; в технократических (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт) — на организаторских функциях людей, управляющих производством и занимающих особое положение в “технострук-туре” благодаря своим техническим навыкам; в наукократических (Белл и др.) — на рассмотрении фактора научного знания и роли ученых в совр. мире как ведущей силы, предопределяющей научно-технический и социальный прогресс “постиндустриального об-ва”. Несмотря на множество оттенков в толковании тех или иных вопросов, общим для всех Э. т. являются постулаты: о естественном неравенстве людей, предопределяющем извечное деление об-ва на элиту и массы; о необходимости элиты как движущей силы научно-технического и социального прогресса; о неизбежном господстве одних и подчинении др.; о полноправии и законности правящего меньшинства, обладающего властью над большинством; о пассивности и аморфности масс, не только не оказывающих никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащих в себе якобы разрушительные силы, способные обратиться против достижений цивилизации.

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (лат. emergere — появляться, возникать) — идеалистическая теория развития. Получила распространение в анг-ло-амер. немарксистской философии 1-й трети 20 в., особенно среди нек-рых представителей неореализма. Осн. представители: Александер, К. Ллойд-Морган, Ч. Д. Броуд. Теория Э. э. возникла в 20-х гг. Теоретики Э. э. рассматривали процессы изменения как иррациональные, логически непостижимые акты и в конечном итоге приходили к признанию божества. Эта теория приводит к отрицанию естественной и исторической закономерности и роли количественной стадии изменения в процессе развития. Для Ллойд-Моргана вся природа одухотворена: нет физического без психического. Александер первоосновой природы объявил нематериальное “пространство-время”, по отношению к к-рому материя производна. Первоэлементами природы служат для него нематериальные “точки-моменты”. Броуд защищал витализм и переселение душ.

ЭМЕРСОН Ралф Уолдо (1803—82)— амер. философ, публицист и поэт. Глава трансценденталистов. Значительное влияние на него оказали Платон и неоплатоники, Гёте, Карлейль, англ. поэты-романтики У. Вордсворт и С. Колридж, а также вост. мистики. “Вечная проблема” философии, по Э., состоит в отношении духа и материи. Он решает ее идеалистически: “Природа есть символ духа”. Высший синтетический принцип бытия — сверхдуша, бог. В гносеологии же Э. близок к интуитивизму; созерцание, интуиция, экстаз (“пророческое вдохновение”) — лучшие способы постижения истины. Всюду в мире присутствует красота; осн. ее черты — гармония, совершенство и духовность. “Созидание красоты есть искусство”. Решающая роль в истории, по Э., принадлежит великим людям (и вообще “все глубокие прозрения — удел индивидуализма”) ; они способствуют прогрессу об-ва, к-рый состоит в моральном совершенствовании людей. Индивидуализм Э. включал и веру человека в свои силы (принцип “доверия к себе”), идею самоценности личности, борющейся за самобытность национальной культуры. Э. отмечал, что “на земле царит вечная борьба и антагонизм интересов между богатыми и бедными”; его симпатии были на стороне работников. Социально-этический идеал Э.— утопическая мечта о цельности личности, о всеобщем благе и равенстве, основанном на труде и справедливом распределении частной собственности. Э. критиковал буржуазный строй и выступал против рабства в США, против захватнических войн. “Нынешняя демократия,— писал он,— не имеет ничего общего с демократическим началом. Насквозь проникнутая торгашеским духом, она обречена на гибель”. Осн. соч.: “Природа” (1836); “Опыты” (1841—44); “Представители человечества” (1850); “Общество и одиночество” (1870).

ЭМОТИВИЗМ (лат. emovere — возбуждать, волновать) — субъективистская буржуазная теория морали, в к-рой была наиболее последовательно применена методология логического позитивизма. Осн. представители — Ааер, Карим, Реахенбах, Ч. Стивенсон. Установив при исследовании моральных суждений и терминов, что они не поддаются непосредственной опытной проверке (Верифицируемости принцип), эмо-тивисты пришли к заключению, что эти суждения и термины не несут в себе никакой информации, лишены смысла, а потому не являются ни истинными, ни ложными. Значение нравственных высказываний имеет чисто “эмотивный” характер, т. е. служит якобы лишь для выражения эмоций говорящего и для того, чтобы склонить слушателя к таким же эмоциям и соответствующим действиям. К различию индивидуальных и групповых эмоций, согласно Э., и сводится различие нравственных позиций людей. Отсюда делается вывод, что каждый волен придерживаться любой т. зр. в морали, что противоположные убеждения логически не противоречат друг другу. Поэтому доказательство одних и опровержение др. убеждений производится не рациональным, а чисто психологическим путем подсознательного внушения. Э.— нигилистическая и скептическая теория морали. Пытаясь обосновать абсолютную свободу индивида в выборе нравственной позиции. она, в сущности, оправдывает произвол в поведении и нравственных убеждениях и в то же время лишает индивида способности действительно самостоятельно и сознательно избирать моральную позицию.

ЭМПЕДОКЛ из Агригента (на о. Си-цилия) (ок. 490—30 до н. э.) — древне-греч. философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. В своей философской поэме “О природе” сводил все многообразие вещей к четырем “корням”: земле, воде, воздуху и огню. Это учение о четырех элементах (или стихиях) природы в течение мн. вв. удерживалось в античной и средневековой философии. Соединение н разделение элементов Э. объяснял действием двух противоборствующих сил: притяжения и отталкивания (“дружбы” и “вражды”). Преобладание той или др. силы определяет различные стадии циклически происходящего развития вселенной. Большое историческое значение имела высказанная Э. догадка о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний.

ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте н посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм 18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешние мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: нек-рые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том. что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Нек-рые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличения роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роля и относительной самостоятельности мышления (см. также: Сенсуализм, Позитивизм).

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ(“критика опыта”), или махизм,—субъективно-идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Э. выступал в качестве разновидности позитивизма (“второй позитивизм”). Считая осн. законом познания “экономию мышления”, Э. “очищает” понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как “априорных апперцепции” (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Э. выдвигает представление о мире как совокупности “нейтральных элементов”, или “ничьих” -ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, Э. превращается в систему субъективного идеализма. Э.— возрождение берклианства и юмизма, прикрываемое требованием нейтральности в философия. Э. был связан также с методологическим кризисом в физике, со школой физического идеализма. Критикуя Э., Ленин в работе “Материализм и эмпириокритицизм” раскрыл его связь с фидеизмом. Наряду с Авенариусом и Махом к Э. принадлежали И. Пет-цольдт, Ф. Карстаньен, Р. Вилли, Ф. Адлер, Богданов, В. Базаров и др. Продолжением “антиметафизического” учения Э. стал неопозитивизм.

ЭМПИРИОМОНИЗМ (греч. empeiria — опыт и monos — единственный)— так Богданов наз. свою философию — разновидность эмпириокритицизма, махизма. Э. основан на субъективно-идеалистическом понятии Маха о нейтральности элементов опыта (т. е. ощущений) . Философия Авенариуса и Маха дуалистнчна, по мнению Богданова, потому что она построена на основе автономности психического и физического рядов элементов индивидуального опыта, к-рому необходимо дать монистическую интерпретацию; отсюда название богдановской теории — “Э.”. С т. зр. Э., все есть так или иначе организованный опыт (понимаемый как совокупность чувственных данных, т. е. идеалистически; Богданов называл их также “кристаллами” социально-трудовой активности). При этом физический мир (объективное) — коллективно и социально организованный опыт, а психическое, составляя его “нераздельную часть”,— опыт, организованный индивидуально. “Единый мир опыта,— говорит Богданов,— выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм”. Вселенная с ее пространством и временем, причинно-следственными связями (включая человека и его сознание), согласно Э., представляет собой непрерывную цеп* комплексов элементов, различных как по степени, так и по форме организации. В анализе психики, оцениваемой с позиций энергетизма, Э. придает большое значение психическому подбору (биологической приспособляемости организма к среде) и методу подстановки. Последней означает, что на место неизвестного физического или физиологического факта всегда можно подставить факт психический и наоборот, т. е. свести материальное к идеальному. Э. отождествляет общественное бытие с общественным сознанием, защищая идеализм в истории. Крнтика Э. дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, aтакже в работах Плеханова.

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ(греч. ernpeiria—опыт И symbolon—условный знак, символ) — термин, к-рым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э.— всеобщие понятия (истина, бытие, сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, напр., материю всего-навсего логическим символом). В статье “Современная энергетика”, помещенной в махистском сб. “Очерки по философии марксизма” (1908) и в книге “Материализм и критический реализм” (1908), Юшкевич пытался доказать, что объективный мир — это совокупность эмпириосимволов (т. е. символов идеалистически толкуемого опыта), к-рые призваны систематизировать “первичные данные” коллективного человеческого сознания. Выбор же той или иной системы символики диктуется, по Юшкевичу, удобством интерпретации опыта (здесь очевидно влияние на Э. прагматизма и конвенционализма). Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм” показал, что Э.— субъективный идеализм, для к-рого внешний мир и его законы являются лишь символами познавательной способности человека.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ категории, характеризующие основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. В научном познании выделяют эмпирические и теоретические исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано -с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. С др. стороны, теоретическое исследование, развивая и конкретизируя содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы “видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 25. Ч. 1. С. 343), решает теоретическое мышление, неразрывно связанное с эмпирическим познанием. Дналектико-материалистическое решение проблемы Э. и т. служит основой разработки таких важных вопросов гносеологии, методологии и логики науки, как: способы получения научного знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и знания, формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии, объяснения и др.

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820—95)— вождь и учитель пролетариата, один из основоположников марксизма, друг и соратник Маркса. С юношеских лет Э. стремился к участию в борьбе за преобразование существующих общественных отношений. Примкнув к левому крылу младогегельянцев, Э. выступил с яркой и глубокой критикой реакционно-мистических идей Шеллинга (“Шел-линг и откровение”, 1842, и др.). Одновременно он критикует и Гегеля за консервативные выводы и противоречия его идеалистической диалектики. Подлинный же перелом в воззрениях Э. произошел тогда, когда он столкнулся с жизнью рабочего класса наиболее развитой тогда капиталистической страны — Англии. Э. задумывается над причинами невыносимого экономического положения пролетариев, над их политическим бесправием, изучает недостатки их идеологии, вскрывшиеся в ходе чартистского движения с его утопическими помыслами о добровольном отказе капиталистов от власти. Результатом явились работы “Наброски к критике политической экономии” (1844), к-рую Маркс назвал гениальным наброском критики экономических категорий, и “Положение рабочего класса в Англии” (вышла в 1845). В этих работах Э. научно обосновал историческую миссию пролетариата, показал, что пролетариат не только страдающий, но и борющийся за свое освобождение класс. В Англии Э. становится социалистом. Вскоре он покидает Англию и в 1844 в Париже встречается с Марксом. Эта встреча положила начало глубокой дружбе двух великих мыслителей, в основе к-рой лежала общность идей и практической борьбы за освобождение пролетариата от капиталистического рабства. Написанные ими в 1844—46 работы “Святое семейство” и “Немецкая идеология” посвящены критическому переосмыслению господствовавших тогда философских взглядов Гегеля, Фейербаха и их учеников и разработке основ диалектического и исторического материализма. В 1847 Э. пишет проект программы Союза коммунистов — “Принципы коммунизма”, на основе к-рого создается затем “Манифест Коммунистической партии” (1848), возвестивший о рождении целостного марксистского учения, научной идеологии рабочего класса. В событиях 1848—49 в Германии Э. получает боевое крещение, сражаясь на стороне революционных войск. В последующие годы, живя в эмиграции, Э. обобщает опыт нем. революции в работах “Крестьянская воина в Германии” и “Революция и контрреволюция в Германии”, раскрывая роль крестьянства как союзника пролетариата и разоблачая предательство буржуазии. Переехав в Англию, где поселился и Маркс, Э. активно участвует в рабочем движении, в создании I Интернационала и борьбе с мелкобуржуазными оппортунистическими и анархистскими взглядами. С этого времени Э. оказывает всемерную помощь Марксу в работе над “Капиталом”, a 2-й и 3-й тт. издает сам, уже после смерти своего великого друга, проделав над ними огромную исследовательскую работу. Э. продолжает также трудиться над всесторонним обоснованием и развитием философии диалектического и исторического материализма (“Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”, “Анти-Дюринг”, “Происхождение семьи, частной собственности и государства”). В “Диалектике природы” Э. высказаны глубокие положения и идеи о неразрывности материи и движения, о единстве пространства и времени, о неисчерпаемости форм материи и сложном строении атома, о жизни как форме движения материи, возникшей на определенной ступени развития неорганической природы, и т. д. Э. разработал систему классификации наук, положив в основу специфики каждой из дисциплин объективные формы движения материи. С этим связаны и решительный отказ Э. от навязывания философии несвойственной ей роли науки наук, и подчеркивание ее методологического значения. Развивая осн. положения исторического материализма, он много внимания уделяет критике вульгарных представлений о материалистическом понимании истории. Э. доказывает, что определяющая роль экономических условий жизни людей нисколько не умаляет роли идей, а также роли личности в истории, борется против механистических представлений о связи и взаимоотношении базиса и идеологической надстройки и т. д. Большой интерес проявлял Э. к революционному движению в России, предсказывая близость рус. революции и возлагая на нее большие надежды. До последних дней жизни Э. участвовал в политической жизни Европы, был признанным вождем рабочего движения, “советником и руководителем европейских социалистов” (Ленин В. И. Т. 2. С. 13).

ЭНЕРГЕТИЗМ — философская концепция, возникшая в конце 19 в. среди части естествоиспытателей. Сторонники Э. сводят все явления природы к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы. В. Ф. Оствальд, Мах и др., развивая энергетическую интерпретацию естествознания, отрицали научное значение атомистической теории. Но в дальнейшем, под влиянием успехов атомистики 20 в., они вынуждены были признать существование атомов. Идеи атомизма проникли и в само физическое учение об энергии: было открыто, что энергия может изменяться дискретными порциями — квантами. Идеи Э. возродились, однако, в менее систематизированной форме в связи с новыми данными ядерной физики и физики элементарных частиц. В частности, открытия дефекта массы и возможности превращения пар частиц в поле и обратно были истолкованы как возможность превращения материи в энергию и обратно. Эти утверждения подкреплялись ссылками на закон взаимосвязи массы и энергии, к-рый истолковывался как теоретическое обоснование указанной возможности. Гносеологические корни Э. лежат, с одной стороны, в достижениях естествознания и, с др. стороны, в трудностях разработки совр. теории строения материи. Э. как философское направление возрождается тогда, когда перед наукой возникает задача проникнуть в более глубокий структурный уровень материи. Ленин подверг критике Э. за непоследовательность в решении основного вопроса философии. Он писал, что “в терминах “энергетики”... можно выразить материализм и идеализм...” (Т. 18. С. 289—290).

ЭНЕРГИЯ (греч. energeia — деятельность) — общая мера различных форм материального движения. Термин “Э.” был введен англ. ученым Т. Юнгом в 1807 и понимался им как произведение массы движущегося тела на квадрат его скорости. Качественно различные физические формы движения материи способны превращаться друг в друга, и этот процесс превращения контролируется строго определенными количественными эквивалентами, что и позволяет выделить общую меру движения — Э. как таковую. Э. в качестве меры движения проявляется в различных видах. Это находит свое выражение в системе физических теории, где вводятся понятия механической, тепловой, электромагнитной, ядерной, гравитационной и т. п. Э. В свою очередь, в механике Э. подразделяется на потенциальную и кинетическую, в термодинамике — на связанную и свободную, в определенных задачах осуществляется подразделение на внешнюю и внутреннюю Э. системы. Каждый из видов Э. существенно характеризует соответствующую физическую форму движения со стороны возможности ее превращения в любую др. форму движения при количественном сохранении самого движения. В нек-рых философских концепциях Э. трактуется как особого рода субстанция или как некая внутренняя активность, переходящая от тела к телу или от одного живого существа к другому. Такое чрезмерное расширение области применимости физического понятия приводит к теоретически не обоснованным построениям. Вся история материально-духовной культуры совр. цивилизации связана с освоением и развитием различных форм использования Э.: невозобновляемых (уголь, нефть, природный газ) и возобновляемых (древесина, гидроэнергетика и др.) ресурсов Э. Перспективы энергетики будущего связываются с широким использованием ядерных источников Э., сочетанием традиционных энергетических ресурсов, расширением применения Э. солнца, ветра и т. п. При этом важное значение придается предотвращению негативных последствий влияния энергетики на окружающую среду. Выброс тепла, рост концентрации углекислого газа в атмосфере и др. могут привести к изменениям метеорологических и гидрологических параметров биосферы (таяние арктических льдов, смещение климатических зон и т. д.). Однако по мере развития совр. форм энергетического обеспечения, более рационального использования Э. масштабы выбросов будут сокращаться, а экологическая ситуация стабилизироваться. Переход к новым энергетическим концепциям предполагает не только соответствующее развитие науки, техники и технологии, но и расширение международного сотрудничества в решении задач, связанных с энергетическим обеспечением человечества.

ЭНЕСИДЕМ (1 в. до н. э.) — греч. философ-скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии (Академия платоновская), к-рые защищали скептицизм. По Э., невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить др. утверждение, ему противоположное. Лучше всего отказаться вообще от всяких утверждений, т. к. только т. обр. и можно достигнуть внутреннего наслаждения. Поступать надо так, как обычно поступают все или как подсказывает та или др. необходимая потребность. Философия Э. была продуктом поздней греч. классической философии.

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia — имеющее цель в самом себе) — у Аристотеля и в схоластике — целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность. Понятие Э. использовано в монадологии Лейбница. С этим понятием связано также идеалистическое истолкование биологических явлений (Витализм).

ЭНТИМЕМА (греч. en timo — в уме) — в традиционной формальной логике такое дедуктивное умозаключение, в к-ром не выражена в явной форме к.-л. часть: либо одна из посылок, либо заключение. Так, в Э. “все марксисты — материалисты, следовательно, и этот человек — материалист” пропущена меньшая посылка силлогизма: отот человек — марксист”.

ЭНТРОПИЯ (греч. en — в и trope — поворот, превращение) — одно из осн. понятий классической физики, введено в науку Р. Клаузиусом. С макроскопической т. зр. Э. выражает способностьэнергии к превращениям: чем больше Э. системы, тем меньше заключенная в ней энергия способна к превращениям. С помощью понятия Э. формулируется один из осн. физических законов — закон возрастания Э., или второе начало термодинамики, определяющее направление энергетических превращении: в замкнутой системе Э. не может убывать. Достижение максимума Э. характеризует наступление равновесного состояния, в к-ром уже невозможны дальнейшие энергетические превращения — вся энергия превратилась в теплоту и наступило состояние теплового равновесия. Уже творцы второго начала — Клаузи-ус и В. Томсон — применили его к миру в целом, придя к ошибочному выводу о неизбежности т. наз. тепловой смерти вселенной. Последующее развитие физики углубило содержание понятия Э., раскрыв его статистическую природу. С т. зр. статистической физики Э. выражает вероятность состояния системы, и возрастание Э. означает переход системы от менее вероятных состояний к более вероятным. Возрастание Э. не носит абсолютного характера, а выражает лишь наиболее вероятное течение процессов. Для образований, включающих в себя бесконечно большое число частиц (вселенная, мир в целом), утрачивает смысл и само понятие наиболее вероятного состояния (все состояния в бесконечно большом образовании оказываются равновероятными). Учет роли тяготения приводит космологию к выводу, что Э. вселенной возрастает, не стремясь ни к какому максимуму (состоянию теплового равновесия). Совр. наука показывает, т. обр., полную беспочвенность выводов о якобы неизбежном наступлении теплового равновесия и тепловой смерти мира.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ — составители и авторы “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел” (1751—80), сыгравшей большую роль в идеологической подготовке фр. буржуазной революции конца 18 в. и давшей систематический свод научных достижений своего времени. До 1772 во главе .“Энциклопедии” стоял Дидро, к-рому помогал Д'Аламбер. В числе Э. б,ыли Монтескье, Руссо, Вольтер, Гель-веций, Гольбах и iap. мыслители. Наиболее последовательную борьбу против феодальной идеологии вели в “Энциклопедии” материалисты. Однако и наиболее умеренная часть Э. выступала за невмешательство церкви в дела науки, объявляла себя сторонницей общественного прогресса, критиковала деспотизм, высказывалась за уничтожение сословного неравенства.

ЭПИКТЕТ (ок. 50—138) —представитель римского стоицизма, раб по происхождению. Его учение было записано Аррианом, до нас дошли “Рассуждения Эпиктета” и др. соч. Учение Э. распадается на физику, логику и этику. Весь пафос учения Э.—в .этике, а именно в проповеди внутренней свободы. Он доказывает, что господин может быть рабом своих страстей, а раб свободным в своей внутренней духовной независимости, но эта свобода не достигается через изменение мира. Не сами вещи, а представления о них делают человека счастливым, добро и зло не в вещах, а в нашем отношении к ним, поэтому стать счастливым — в нашей воле. Философия Э. выражала пассивный протест угнетенных классов против рабовладельческого строя. Она оказала влияние на христианство.

ЭПИКУР (341—270 до н. э.) — греч. философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Э. отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа—Демокрита, Э. вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) “отклонения” атома от прямой линии. Это — основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности,шаг вперед по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. В теории познания Э.— сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т. к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Возникновение ощущений Э. объясняет наивно-материалистически: от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, истечении, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия. Материалистическое учение Э. искажалось в идеалистической философии (напр., Гегелем) .

ЭПИСИЛЛОГИЗМ — см.Полисилогизм.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episte-me — знание и logos — учение, слово)— теория познания, гносеология. Термин “Э.” употребляется в англ. и амер., реже во фр. и нем. буржуазной философии. Введение термина “Э.” приписывается шотландскому философу Дж. Ф. Ферье (“Основы метафизики”, 1854), делившему философию на онтологию и Э.

ЭПИФЕНОМЕН (греч. epi — при, после, возле и phainomenon — являющееся) — придаток к феномену, побочное явление, сопутствующее др. явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния; термин, применяемый для истолкования сознания как совершенно пассивного, а потому не играющего никакой существенной роли, отражения материального (или идеального) содержания мира. Употребляется представителями естественнонаучного материализма (Т. Гексли, Ф. Ле-Дантек) и нек-рыми философами-идеалистами (Э. Гар-тман, Ницше. Сантаяна), а также сторонниками бихевиоризма.

ЭПИХЕЙРЕМА (греч. epiheirema — умозаключение) — силлогистическое умозаключение, посылками к-рого являются энтимемы.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ(лит. псевд. Герхарда Герхардса) (1469— 1536) — нидерл. философ — гуманист, ученый, борец со схоластикой, идейный предшественник Реформации. Рассматривал возрождение античных наук и искусств как необходимое условие развития “истинного” христианства. Положил начало филологическому изучению евангельских книг, с позиций гуманизма критиковал как католичество, так и оформлявшийся в нач. 16 в. протестантизм. Высмеивание Э. Р. фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни, лицемерия и невежества феодалов и духовенства, ярко изображенных в его наиболее известной книге “Похвала Глупости” (1509), оказало большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе.

ЭРИСТИКА (греч. eristikos — спорящий) — искусство вести диспут, процветавшее особенно среди древнегреч. софистов. Э. возникла как средство отыскания истины путем спора; вскоре распалась на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом в его методе. Софистика же, стремясь только к победе над противником в споре, свела Э. к сумме приемов, при помощи к-рых можно было с одинаковым успехом доказать и опровергнуть любое утверждение. Уже Аристотель не делал различия между Э. и софистикой.

ЭРИУГЕИА Иоанн Скот (ок. 810— ок. 877) — средневековый философ, деятель Каролингского Ренессанса, по происхождению ирландец, образование получил в ирландском монастыре, позднее переехал во Францию, где жил при дворе короля Карла Лысого. В 858 Э. перевел с греч. языка на латынь Арео-пагитики и трактаты Максима Исповедника и Григория Нисского, а также написал комментарии к ним. Результатом занятий вост.-христианской философией явилось соч. “О разделении природы”. Исходное понятие — “природа” — Э. определяет как всецелость всего сущего и не-сущего и разделяет на 4 формы: 1) природа, несотворенная и творящая (бог); 2) природа,сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа, нетворящая и сотворенная (конечный мир и человек в его земном бытии); 4) природа, несотворенная и нетворящая (бог как цель мирового процесса). Вторая и третья природы — творение бога, к-рый все производит, во всем проявляется и все в себе заключает. Неоплатоническую по происхождению идею вне-временности процесса эманации (Неоплатонизм) Э. соединяет с христианским креационизмом в теории вечного творения, а точнее — вечного мышления богом мира (в соответствии с принципом тождества бытия и мышления). По сравнению с господствовавшим в средневековой философии миропониманием созданная Э. картина мира была значительно более динамичной и диалектичной. Учение о человеке занимает в системе Э. центральное положение: грехопадение человека приводит к образованию множества единичных вещей; в результате искупления человек и связанный с ним конечный мир обращаются в духовное бытие и возвращаются в идеи и в бога, выступающего как цель мирового процесса. В антропологии Э. осн. пунктом является учение о соотношении свободы воли человека и предопределения бога (где особый акцент был сделан на свободе воли человека, а божественное предопределение понималось как внеличностный мировой закон). В гносеологии Э. развивает учение Ареопагитик о непознаваемости бога, о двух путях богопознания; рассматривает самопознание человека как условие познания бога и мира; вводит принцип рациональности в методологию теоретического исследования (необходимость рационального обоснования всех истин, в т. ч. и истин веры). Э. стоит у истоков реализма средневекового. В целом система Э. осталась непонятой его современниками. В 1050 гл. труд Э. “О разделении природы” был осужден церковью, а в 1225 приговорен к сожжению. Лишь в 13 в. его мистико-пантеистические идеи были восприняты еретическими мыслителями (Амальриком Венским и его последователями), а позднее — Экхартом.

ЭСТЕТИКА (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Э. зародилась около 2.5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва — в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древн- Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и др., утверждавшие объективную основу прекрасного, к-рую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности, вопреки идеалистическому учению Платона, согласно к-рому прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувствен-ная идея, а воспроизводимые искусством чувственные веши являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями зап. средневековья о “божественной красоте” (Августин, Фома Ливанский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Бруно, Монтень и др.). Преодолевая идеи аристократической Э., утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гер-дер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной “незаинтересованности” эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы — идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической Э. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель кладет принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельность с противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы — из биологических закономерностей, из “природы” человека. Свое высшее развитие домарксовская Э. получила в трудах рус. революционных демократовБелинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т. д.). Проблематика и задачи марк-систско-ленинской Э. определяются гл. обр. тем, что ее специфический предмет — эстетическое освоение человеком мира — состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: 1) эстетического в объективной действительности; 2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание); 3) искусства (как своеобразного единства субъективно- и объективно-эстетического). Э. изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. Осн. эстетические категории — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое — раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни — в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в куль-.туре и быту и т. д. Субъективная сторона эстетического освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, пере-живания, идеи, идеалы рассматриваются марксистско-ленинской Э. как специфическая форма отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений. Являясь, как и философия, мировоззренческой наукой, Э. ставит во главу угла своей проблематики решение вопроса об отношении эстетического сознания и искусства к общественному бытию, к человеческой жизни.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos— последний и logos — учение, слово) — религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе Э. лежат древн. представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам. В развитой форме Э. присуща иудаизму, христианству, исламу. Эсхатологические настроения распространялись особенно широко во время социальных и политических кризисов (Иудея — 1 в. н. э., Германия — 15—16 вв., Англия — 16—17 вв., Россия—конец 17—начало 18 в. и т. д.). В настоящее время Э. стала одной из ведущих тем религиозной футурологии, к-рая избирательно ассимилирует идеи совр. зап. прогностики об ограниченности прогресса цивилизации, его исторических пределах, грядущих экологической и демографической катастрофах.

ЭТАТИЗМ (фр. etat — государство) — концепция совр. зап. политоло-гни, означающая активное вмешательство государства в экономическую н политическую жизнь страны, в отличие от концепций, исходивших из невмешательства государства в экономическую жизнь, присущих в осн. домонополистическому капитализму. Концепции Э. распространены также в развивающихся странах. Согласно этим концепциям, только государство может быть двигателем экономического развития, обеспечить модернизацию производства, преодолеть этническую раздробленность, трайбализм (идеологию племен) и сепаратистские тенденции, обеспечить единство нации и укрепить независимость страны.

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения к-рой является мораль. Термин “Э.” был введен Аристотелем. Начиная с древности Э. было принято считать практической философией в отличие от собственно теоретического знания о мире. Всякое теоретическое знание имеет в конечном счете практическое значение, оно не только вооружает человека методами и средствами преобразования мира, но и содержит мировоззренческую сторону, так или иначе обосновывает цели практической деятельности. Специфика Э. состоит в том, что указанные цели формулируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, учения о назначении и смысле жизни человека. Постепенно в Э. стали четко различаться два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (философская этика). Э. видела свою задачу не только в том, чтобы описывать и объяснять мораль, но прежде всего в том, чтобы научить морали — предложить идеальную модель межчеловеческих отношений, в к-рой снято отчуждение между индивидом и родом, асчастье совпадает с добром. Соответственно особое место Э. в системе научного знания усматривалось в ее нормативном характере. Различные модели должного противостояли действительности, как бы компенсируя ее несовершенство, являлись своего рода духовной “ нишей”, часто отвлекающей индивидов от тягот повседневного бытия. Реализация же этих моделей, практическая действенность морали связывались с возвышением человека над эмпирическими страстями к целями, с отказом от них, что отчетливо обнаруживалось, напр., в идеях аскетизма, противопоставления долга склонностям (Кант). Противоречие между претензиями Э. на роль практической философии и практической невозможностью реализации выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в новое время. Э. объективно оказалась перед необходимостью выбора между возвышенными, но лишенными жизненных соков моральными идеалами и реальной, но лишенной моральных достоинств жизнью. Со 2-й половины 19 в. этическая мысль совершает решительный поворот в сторону антинор-матявизма, подвергнув критике существующую мораль как отчужденную от индивидов и враждебную ям форму сознания. Провозвестниками этического ан-тннорматнвнзма явились Кьеркегор и Ницше. Намеченная ими линия получила продолжение в нррацноналистиче-ской философии, прежде всего вэкзистенциализме. Особый вариант анти-норматквязма обосновывается в рамках позитивистской философии, к-рая отказывает моральным нормам в научной санкция, возводя логическую пропасть между фактами и ценностями, а этические суждения сводит к строго верифицируемому содержанию (Верифи-цируемости принцип), видя в этом средство против превращения морали в искусственную, идеологическую конструкцию. Антинормативизм специфичен для зап. Э. 19 и в особенности 20 в., но не исчерпывает ее содержания. В ней имеются школы, более прямо и гармонично связанные с классической Э. (этические учения в рамках философской антропологии, феноменологии, натуралистические школы и др.). В последние годы в зап. Э. наметился поворот к прикладной Э. (Э. науки, Э. бизнеса и др.), Отношение марксизма к Э. связано с его общей философской позицией, прежде всего с понятием практики и общественным идеалом. Марксистская Э. отличается не тем, что она иначе понимает непосредственное содержание морали и этических понятий, а тем, что рассматривает их в принципиально новом плане— проекции практического осуществления. Марксизм обосновывает перспективу утверждения неотчужденной морали, совпадающей с по-новому преобразованным бытием; от морального решения социально-практических проблем он переходит к социально-практическому решению моральных проблем (альтернатива — аморальная действительность или недействительная мораль — преодолевается в марксизме тем, что постулируется моральная действительность). В годы господства авторитарно-бюрократических извращений социализма утвердилась относительность и утилитарность морали, критерием рассматривался ложно понимаемый классовый интерес, средства подчинялись цели, что приводило к аморализму и антигуманизму. Э. как относительно самостоятельная область знания активно начала развиваться в 60-е гг. Она включает философский анализ морали, нормативную Э., историю этических учений, теорию нравственного воспитания, а также общемето-дологнческие проблемы профессиональной и прикладной Э., вопросы социологии и психологии морали.

ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ— методологический принцип истолкования морали, в основе к-рого лежит утверждение, будто нравственные представления и понятия имеют только относительный, условный характер. Э. р. ведет к отрицанию возможности создания научной этики. Его сторонники не видят зависимости нравственности от социальных условий и тем более не могут понять существа определяющих ее объективных исторических законов. Э. р. ярко проявился в учении скептиков (Пиррон и др.), затем у последователей Манде-виля (Нравственного чувства теории). Он присущ и нек-рым совр. буржуазным направлениям в философии: неопозитивизму, экзистенциализму и прагматизму. Напр., Айер иКарнап считают невозможной даже постановку вопроса о правильности или неправильности моральной оценки.

ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМконцепция, согласно к-рой социализм следует рассматривать гл. обр. как совокупность морально-этических принципов и требований. Представителями его выступают прежде всего правые социал-демократы и социалисты. Теоретическое обоснование Э. с. получил в неокантианстве. Отвергая философию марксизма, кантианцы (Коген, П. Наторп, Р. Штаммлер, К. Форлендер, Л. Нельсон и др.) пытались соединить научный социализм с кантовской нравственной философией. Понятие “социализм” они отождествляли с “определенным нравственным мировоззрением”, а под этикой понимали социальную педагогику, цель к-рой — устранение противоречий в общественных отношениях. По их мнению, именно Кант был родоначальником этой т. зр. Он будто бы первый в одной из формулировок категорического императива (поступай так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель и никогда только как средство) выдвинул осн. идею социализма — идею солидарности. На первый план Э. с. выдвигает моральные ценности и идею постепенного нравственного совершенствования человечества. Э. с пропагандировался М. Адлером (Австрия), М. Туган-Барановским (Россия) и др. Подробное изложение Э. с. дано в книгах Форлендера “Кант и социализм” (1900), “Кант и Маркс” (1911). Совр. последователи Э. с. заимствуют аргументы не только из кантианства, но и из философской антропологии, экзистенциализма и др. течений. Мн. принципы Э. с. получают новое звучание в совр. условиях в свете нового мышления, признания приоритета общечеловеческих ценностей. Они должны быть переосмыслены с позиций гуманного, демократического социализма.

ЭТОЛОГИЯ (греч. ethos — нрав, обычаи, характер, манера вести себя и logos — учение, слово) — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Как самостоятельная дисциплина оформилась в 30-х гг. 20 в. в работах австр. биолога К. Лоренца. В задачи Э. входит изучение фило- и онтогенетического развития поведения животных, выявление значения поведения как фактора их эволюции, индивидуальной и популяционной адаптации. Изучая инстинктивные формы поведения с т. зр. теории эволюции, Э. вскрывает осн. механизмы управления поведением животных, объединенных в сообщества, объясняет и классифицирует различные формы их поведения. Э. оказала большое влияние на ряд биологических наук: генетику, экологию, биологию развития и др. Нек-рые этологи и представители философии стремятся распространить принципы Э. на анализ поведения человека. Эта же установка наблюдается и- в работах представителей социобиологии. В основе такого механистического переноса закономерностей поведения животных на человеческое поведение лежит биологизаторская концепция человека, его сущности и существования. Абсолютизация отдельными этологами биологических сторон существования человека поднимается на щит буржуазными идеологами, пытающимися от имени науки пропагандировать мысл,ь о “неизменной человеческой природе” и пр. Биологизаторские тенденции, проявляющиеся в переносе принципов Э. на поведение человека, во мн. обесценивают научное значение этих принципов, придают им спекулятивно-идеологический характер; они используются для утверждений о “врожденности” “частнособственнических инстинктов” у человека, его “агрессивности” и пр.

 

<<ОГЛАВЛЕНИЕ>>

 



Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.