Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Фихте

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - немецкий 
философ. Родился в семье ремесленника-ткача в саксонской 
деревне. Детские и юношеские годы его прошли в 
материальной нужде. Учился в Йенском и Лейденском 
университетах. От карьеры пастора отказался, зарабатывая 
частными уроками. В 1791 г. отправился в Кенигсберг к 
Канту, чтобы побеседовать с ним. При содействии Канта 
опубликовал анонимно свою первую работу под названием 
"Опыт критики всякого откровения". Был приглашен 
профессором Йенского университета, но вскоре вынужден 
уйти из-за обвинения в атеизме. После оккупации 
Наполеоном Пруссии вернулся в Берлин, где опубликовал 
свои "Речи к немецкой нации", в которых призывал 
соотечественников к духовному возрождению, объединению 
и национальной независимости. В них высказывал и 
националистические идеи, возвеличивавшие немцев как 
избранный народ, который должен стать во главе всех 
европейских народов и спасти их от внутреннего разложения 
и упадка. После поражения Наполеона Фихте записался в 
ополчение, жена ухаживала за ранеными в госпитале. Вскоре 
она заразилась тифом, но выздоровела. Заразившийся от нее 
Фихте умер.
В 1794 г. Фихте опубликовал свой главный труд - 
"Основы общего наукоучения". Кроме того, он выпустил 
следующие произведения: "Очерк особенностей наукоучения 
по отношению к теоретической способности" (1795), "Первое 
введение в наукоучение" (1797), "Второе введение в 
наукоучение" (1797), "Опыт нового наукоучения" (1797), 
"Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной 
сущности новейшей философии" (1800), "Замкнутое торговое 
государство" (1800).
В течение всей своей философской деятельности 
Фихте проповедовал практическую философию. Выступая 
против созерцательности, он писал о назначении человека, 
который мыслит по-философски: "Не знание само по себе, но 
деяние, сообразное своему знанию, есть твое назначение... Не 
для праздного самосозерцания и размышления над самим 
собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми 
чувствами, нет, для деятельности существуешь ты, твое 
действование и только оно одно определяет твою ценность... 
Все мое мышление должно иметь отношение к моей 
деятельности, оно должно признать себя средством, хотя и 
отдаленным, для этой цели" [Назначение человека. Спб., 
1906. С. 72,79].
Фихте стремился создать свою систему философии в 
духе Канта. Свой вариант критической философии он назвал 
наукоучением.
Главной задачей той практической философии, 
которую он про-поведывал в "наукоучении", считал 
выяснение условий, при которых возможна человеческая 
свобода. Но моральная воля, согласно Фихте, возможна лишь 
тогда, когда человеческая деятельность опирается на строгую 
научную систему. Поэтому следует выяснить вопрос о том, 
что делает науку наукой. Отсюда и возникает наукоучение, 
т.е. учение о науке. Каждая наука имеет в своей основе 
основные положения, которые не являются безусловными 
обосновываются другими источниками, а не наукой. 
Философия же - это "наука о науке", она рассматривает такие 
основоположения, которые едины для всех наук.
Началом "критической философии", по Фихте, 
выступает мыслящее Я, из которого можно вывести все 
содержание мышления и чувственности. "В том и состоит, - 
пишет он, - сущность критической философии, что в ней 
устанавливается некоторое абсолютное Я как нечто 
совершенно безусловное и ничем высшим не определимое"
[Избр. соч. Т. 1. С. 96].
"Я - писал Фихте, - должен в своем мышлении 
исходить из чистого Я и мыслить его как абсолютно 
самодеятельное, не определенное через вещи, а 
определяющее вещи" [Там же. С. 456]. Фихте еще и по-
другому формулирует этот свой принцип, а именно: Я есть Я, 
Я полагает Я.
Для Я специфична двухсторонняя деятельность: 
практическая и теоретическая. Тем самым Фихте вводит 
понятие практики в свою теоретическую систему и 
формулирует проблему единства теории и практики, что 
ведет к проблеме взаимодействия субъекта и объекта,
т.е. объективной реальности.
Объективная реальность рассматривается у Фихте как 
не-Я, которое выступает у него как производное от 
мыслящего Я.
Если утверждение "Я полагает Я" является первым 
основоположением фихтевского наукоучения, то "Я 
полагает "не-Я" - вторым основоположением. Не-Я - это 
чувственно воспринимаемое. В процессе своей 
созидательной деятельности "всеобщее Я" разделяется на 
"эмпирическое Я" и "эмпирическое не-Я", которые 
называются делимыми. "Я не может полагать в себе 
никакого страдательного состояния, не полагая в не-Я 
деятельности, но оно не может положить в не-Я никакой 
деятельности, не положив себе некоторого страдания". 
Поэтому третьим основоположением является: Я (всеобщее, 
или абсолютное) полагает Я и не-Я (т.е. эмпирическое Я и 
эмпирическая природа), делимое Я и делимое не-Я.
Если первое основоположение - тезис, второе - 
антитезис, то третье - синтез. Всеобщее Я расматривается 
Фихте как сверхчеловеческий мировой дух.
Фихте не употреблял слово "идеализм", а 
предпочитал называть свою систему критицизмом.
Система Фихте оказалась очень сложной и 
непонятной для читателей, что вызывало его раздражение, 
сопровождаемое свойственным ему авторитаризмом. На что 
отец Людвига Фейербаха Ансельм написал: "Я заклятый враг 
Фихте как безнравственного человека и его философии как 
отвратительнейшего исчадия суемудрия, изувечивающего 
разум и выдающего за философию вымыслы разнузданной
фантазии". Этика Фихте основывается на понятии 
свободы. Нравственный долг человека - стать свободным 
посредством своей активности, при этом уважая свободу 
других. Свобода состоит в добровольном следовании 
нравственным законам. Человек как в случае свободы, так и 
в случае не-свободы действует с необходимостью, которая 
имеет всеобщий характер.
Фихте эволюционировал от увлечения идеалами 
Великой Французской революции до понимания 
национальности как коллективной личности во время войны 
с Наполеоном. Согласно Фихте, человечество развивалось из 
первоначального состояния невинности к сознательному 
царству разума, пройдя период падения и испорченности.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.