Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Росцелин

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Росцелин (ок. 1050-1120) - один из первых 
представителей номинализма. Родился в Компьене 
(Франция), где стал каноником. Не сохранилось никаких его 
произведений, а его воззрения известны лишь по 
критическим выступлениям оппонентов - Ансельма 
Кентерберийского, Абеляра и др.
Взгляды Росцелина сводились к следующим. 
Объективным существованием, по его мнению, обладают 
только единичные вещи. Общие же понятия, называемые 
универсалиями, - это лишь наименования - ноумены. Отсюда 
произошло название направления -номинализм. 
Философские воззрения Росцелина наиболее полно передают 
номиналистическую концепцию.
Номинализм как направление в гносеологии возник 
еще в античное время, но только в Средневековье он 
оформился в самостоятельное философское течение. Реализм 
и номинализм представляют крайние позиции в 
теоретическом споре о природе общих понятий - том 
вопросе, который является главным для всей схоластической 
философии.
Росцелин стоял на позициях крайнего номинализма, 
считая, что универсалии, т.е. общие понятия, - это только 
"звуки голоса", которые никак не связаны с вещами. Лишь в 
языке, по мнению Росцелина, формируется общее понятие, в 
действительности же существуют отдельные предметы, 
обладающие определенными свойствами. Общее, таким 
образом, не обладает никакой объективностью. За общим не 
признавалась объективность даже в уме человека.
Кроме крайнего номинализма, имеется умеренный 
номинализм, согласно которому общее, хотя и не существует 
самостоятельно, но все-таки присутствует в вещах, на 
основании чего и формируется общее понятие в слове.
Росцелин применил свою концепцию номинализма 
для анализа христианского догмата Троицы. Так как, 
согласно Росцелину, не может быть никакого 
самостоятельного существования общего, то не может быть и 
никакой божественной субстанции, которая едина и 
объединяет одновременно три божественных лица. 
Существуют лишь три самостоятельных Бога. Своей 
концепцией Росцелин отверг один из основных догматов 
вероучения. Поэтому церковь на своем соборе в Суассоне в 
1092 г. объявила учение Росцелина о трехбожии ересью и 
заставила его отречься от него.
В номинализме Росцелина нашли выражение 
стремления признать объективное существование единичных 
предметов. В то же время отрицание объективного 
существования общего вело к субъективистским выводам.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.