Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Содержание книги

Пифагор

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Пифагор (ок. 580-500 до Р.Х.) - создатель 
древнегреческой религиозно-философской школы, которая 
впоследствии получила название пифогорейства. 
Достоверных свидетельств о жизни и творчестве Пифагора 
сохранилось не очень много. Значительную часть своей 
жизни он провел на острове Самое, поэтому его еще 
называют Пифагор Самосский. Затем при тиране Поликрате 
переселился в Южную Италию в город Кратон, где основал 
пифагорейский союз (своего рода религиозную общину). 
Среди своих сторонников и последователей пользовался 
непререкаемым авторитетом (в пословицу вошло выражение: 
"Сам сказал"). Вокруг имени Пифагора существует немало 
легенд, что затрудняет выделить его учение.
По своим политическим взглядам Пифагор был на 
стороне аристократов. Он выдвинул учение о "порядке", 
считая, что только власть аристократов обеспечивает этот 
порядок в общественной жизни Демократия же - это 
нарушение порядка. В начале V в. до Р.Х. пифагорейский 
союз был разгромлен демократией, но влияние и 
распространение пифагореизма было значительным еще в 
течение.
В "противоположность ионийским мыслителям, 
которые первоосновой явлений природы считали отдельные 
вещества - воду, воздух, огонь - Пифагор основой всего 
сущего рассматривал числа, являющиеся по его мнению, тем 
фундаментом, который образует порядок во Вселенной и 
обществе. Поэтому познание мира должно заключаться в 
познании чисел, управляющих этим миром. В этом состояла 
большая заслуга Пифагора, который по сути впервые 
поставил вопрос о значении количественной стороны 
окружающего мира. Много сделал Пифагор и в развитии 
геометрии. 
Пифагору приписывают формулировку так 
называемой Пифагоровой теоремы (квадрат гипотенузы 
равен сумме квадратов катетов). Все числа Пифагор разделял 
на четные и нечетные. Основой всех чисел признавал 
единицу, которая рассматривалась как четно-нечетное число 
Единица - это священная монада, выступавшая в качестве 
первоначала и основы окружающего мира. Числа таким 
образом выступали как реальная сущность всех вещей. 
Пифагор и пифагорейцы заложили основы теории чисел и 
принципы арифметики. В то же время придание числу 
господствующего значения вело к абсолютизации числа, к 
мистике чисел. Вот как описывает Диоген Лаэртскии 
воззрения пифагорейцев: "Начало всего - единица, единице 
как причине подлежит как вещество неопределенная двоица, 
из единицы и неопределенной двоицы исходят числа, из 
чисел - точки, из точек-линий из них - плоские фигуры, из 
плоских - объемные фигуры, из них - чувственно 
воспринимаемые тела, в которых четыре основы -вода и 
огонь, земля и воздух, перемещаясь и превращаясь целиком, 
они порождают одушевленный, разумный, шаровидный, в 
середине которого - земля, и земля тоже шаровидна и 
населена с всех сторон" [Диоген Лаэртскии. О жизни... С. 
338-339].
Пифагорейцы также занимались теорией музыки, 
скульптуры и архитектуры. Они внесли свой значительный 
вклад в теорию изобразительного искусства в отношении 
проблемы "золотого сечения" -правильного соотношения 
отдельных частей зданий и скульптурных групп (правило 
"золотого сечения": если отрезок АС разделен в точке В, то 
отношение отрезка АВ к ВС должно быть таким, как и 
отношение всего отрезка АС к ВС).
С теорией чисел у Пифагора связано его учение о 
противоположностях, которое состояло в том, что все вещи 
представляют собой противоположности: правое - левое, 
мужское - женское, покой - движение, прямое - кривое, свет - 
тьма, добро - зло и т.д. Особое значение для Пифагора имело 
противопоставление "предел - беспредельное": предел - это 
огонь, а беспредельное - это воздух. По его мнению, мир 
состоит из взаимодействия огня и воздуха (пустоты).
Особую область во взглядах Пифагора представляют 
его религиозные, политические и этические концепции, его 
представления о душе и теле. Он полагал, что душа 
человеческая бессмертна, она временно вселяется в смертное 
тело, а затем после смерти эта душа переселяется в другое 
тело, перевоплощается (метемпсихоз). При этом считается, 
что человек помнит все свои инкарнации, происшедшие в 
прошлом. Пифагор полагал, что высшей этической целью 
является катарсис - очищение, которое для тела происходит 
через вегетарианство, а для души - через восприятие 
гармонической структуры космоса, выражающейся в 
основных музыкальных интервалах.
Пифагорейство существовало с VI в. до Р.Х. по Ш в.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
школа пифагора 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.